Как называется жилище. История жилища человека

Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.

Яранга

Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом - удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище "настоящий дом".

Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.

С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая "эвенская юрта", подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом - ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.

Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.

В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.

Чум

У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Такое жилище можно построить в любом месте.

Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки - нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
- летний чум – таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.

В чуме большое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.

В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

Деревянный дом

У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.

У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), - в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Юрта

Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.

Балаган и ураса

Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган" - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол.

Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом - моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайд

Описание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайд

Описание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайд

Описание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише. Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше. Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайд

Описание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою - цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайд

Описание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты - очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской - сбруя.

9 слайд

Описание слайда:

Кибитка Кибитка - крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайд

Описание слайда:

Келья Келья (от лат. cella - комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайд

Описание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайд

Описание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо. Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайд

Описание слайда:

Конак Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

14 слайд

Описание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайд

Описание слайда:

Пальясо Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайд

Описание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайд

Описание слайда:

Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайд

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.

Как и все живые существа, обладающие способностью передвижения, человек нуждается во временном или постоянном убежище или жилище для сна, отдыха, защиты от непогоды и нападения зверей или других людей. Поэтому заботы о жилище, наравне с заботами о пище и одежде, должны были, прежде всего, волновать ум первобытного человека. В очерках первобытной культуры мы говорили, что уже в каменном веке человек пользовался не только пещерами, дуплами деревьев, расселинами скал и т. п. естественными убежищами, но и выработал разнообразные типы построек, которые мы можем видеть у современных народов на всех ступенях культуры. С тех времен, когда человек получил способности добывать металлы, его строительная деятельность быстро пошла вперед, облегчая и обеспечивая другие культурные достижения.

«Если подумать о гнездах птиц, о плотинах бобров, о помостах на деревьях, делаемых обезьянами, то вряд ли окажется возможным предполагать, что человек был когда-либо неспособен устраивать себе приют того или иного рода» (Э. Б. Тейлор, «Антропология»). Если он не всегда его устраивал, то потому, что, переходя с места на место, мог найти пещеру, дупло или другое естественное убежище. Южно-африканские бушмены живут и в горных пещерах, и устраивают себе временные шалаши. В отличие от животных, способных только к одному виду построек, человек создает, в зависимости от местных условий, постройки различного типа и постепенно их совершенствует.

Так как прародина человека находилась в тропической области, то там и появилась первая человеческая постройка. Это был даже не шалаш, а навес или ширма из двух воткнутых в землю кольев с поперечной перекладиной, к которой прислонялись с наветренной стороны древесные ветви и громадные листья тропических пальм. С подветренной стороны навеса горит костер, на котором готовится пища, и около которой греется семья в холодную погоду. Такие жилища устраивают себе ходящие совершенно голыми туземцы центральной Бразилии и австралийцы, а иногда и современные охотники в северных лесах. Следующим шагом в устройстве жилища является круглый шалаш из воткнутых в землю веток с густой листвою, связанных или переплетенных верхушками, образующими над головою род крыши. Наши круглые садовые беседки, крытые ветвями, имеют большое сходство с таким шалашом дикарей.

Некоторые из бразильских индейцев вкладывают в работу уже больше искусства, так как делают из связанных верхушками молодых деревьев или воткнутых в землю шестов остов, который затем покрывают большими пальмовыми листьями. Такие же шалаши устраивают и австралийцы в случае продолжительной стоянки, покрывая остов из ветвей корой, листьями, травой, иногда даже накладывают дерн или обмазывают шалаш снаружи глиной.

Таким образом, изобретение и постройка круглого шалаша - дело нехитрое и доступное для самых отсталых народов. Если бродячие охотники переносят с собой шесты и покрышку шалаша, то он превращается в палатку, которую более культурные народы покрывают шкурами, войлоком или парусиной.

Круглый шалаш так тесен, что в нем приходится только лежать или сидеть на корточках. Важным усовершенствованием явилась постановка шалаша на столбы или стены из переплетенных ветвей и земли, т. е. постройка круглых хижин, какие в древние времена были в Европе, встречаются и теперь в Африке и других частях света. Чтобы увеличить вместимость круглой хижины, внутри ее выкапывали яму. Это копание внутренней ямы надоумило устраивать стены шалаша из земли, и он превратился в землянку с конической плоской крышей из древесных стволов, хвороста, дерна и даже камней, которые накладывались сверху для защиты от порывов ветра.

Крупным шагом в строительном искусстве была замена круглых хижин четырехугольными деревянными домами, стены которых были гораздо прочнее земляных стен, легко размываемых дождями. Но сплошные деревянные стены из горизонтально положенных бревен появились не сразу и не везде; их постройка стала возможной только при наличности металлических топоров и пилы. Долгое время стены их делались из вертикальных столбов, промежутки между которыми заполнялись дерном или переплетенными прутьями, иногда промазанными глиною. С целью защиты от людей, зверей и разливов рек, стали появляться знакомые уже читателям постройки на столбах или на сваях, какие и теперь встречаются на о-вах Малайского архипелага и во многих других местах.

Далее, усовершенствованием человеческого жилья явились двери и окна. Дверь долго остается единственным отверстием первобытного жилища; позже появляются световые отверстия или окна, в которых и теперь во многих местах применяется вместо стекла бычачий пузырь, слюда, даже лед и т. п., а иногда они только затыкаются на ночь или в дурную погоду. Очень важным усовершенствованием было внесение очага или печи внутрь дома, так как очаг не только позволяет поддерживать в жилище желательную температуру, но сушит и вентилирует, делая жилище более гигиеничным.

Типы жилищ культурных народов: 1) дом древнего германца; 2) жилище франков; 3) японский дом; 4) египетский дом; 5) этрусский дом; 6) древнегреческий дом; 7) древнеримский дом; 8) старинный французский дом; 9) арабский дом; 10) английский особняк.

Типы деревянных построек разных времен и народов чрезвычайно разнообразны. Не меньшим разнообразием и еще большим распространением отличаются постройки из глины и камня. Деревянный шалаш или хижину построить легче, чем каменную, и, вероятно, каменная архитектура возникла из более простой деревянной. Стропила, балки и колонны каменных зданий, несомненно, скопированы с соответствующих деревянных форм, но, разумеется, на этом основании нельзя отрицать самостоятельного развития каменной архитектуры и все в ней объяснять подражанием.

Первобытный человек пользовался для жилья естественными пещерами, а затем стал устраивать себе искусственные пещеры там, где залегали мягкие горные породы. В южной Палестине сохранились целые древние пещерные города, высеченные в толще скал.

Искусственные пещерные жилища до сих пор служат приютом для человека в Китае, северной Африке и др. местах. Но такие жилища имеют ограниченную область распространения и появляются там, где человек уже обладал довольно высокой техникой.

Вероятно, первое каменное жилище было такое же, какие встречаются у австралийцев и в некоторых других местах. Австралийцы строят стены своих хижин из подобранных на земле камней, ничем не связанных между собою. Так как не везде можно найти подходящий материал из необделанных камней в виде плит слоистых горных пород, то человек стал скреплять камни глиною. Круглые хижины из необтесанных камней, скрепленных глиною, и теперь встречаются в северной Сирии. Такие хижины из необделанных камней, а также слепленные из глины, речного ила и грязи вместе с тростником и были началом всех последующих каменных построек.

С течением времени камни стали обтесывать, чтобы их можно было приладить один к другому. Очень важным и крупным шагом в строительном деле была обтеска камней в виде прямоугольных каменных плит, которые укладывались правильными рядами. Высшего совершенства такая обтеска каменных глыб достигла в древнем Египте. Цемент для скрепления каменных плит долго не употреблялся, да и не был нужен, настолько хорошо эти плиты прилегали друг к другу. Цемент, однако, давно стал известен и древнему миру. Римляне употребляли не только обыкновенный цемент из извести и песка, но и водоупорный цемент, к которому прибавлялся вулканический пепел.

В странах, где было мало камня, и был сухой климат, очень распространены постройки из глины или грязи, смешанной с соломою, так как они дешевле и даже лучше деревянных. Высушенные на солнце кирпичи из жирной глины, смешанной с соломою, известны были на Востоке со времен глубокой древности. Постройки из таких кирпичей и теперь широко распространены в сухих областях Старого Света и в Мексике. Обожженные кирпичи и черепица, необходимые для стран с дождливым климатом, были позднейшим изобретением, усовершенствованным древними римлянами.

Каменные постройки покрывались первоначально тростником, соломою, деревом, остов крыши и теперь делается из дерева, деревянные балки только в наше время стали заменять металлическими. Но уже давно люди додумались до устройства сперва ложных, а затем истинных сводов, В ложном своде каменные плиты или кирпичи кладутся в виде двух лестниц до тех пор, пока верхи этих лестниц не сойдутся настолько, что их можно покрыть одним кирпичом; такие ложные своды делают дети из деревянных кубиков. Подобие ложных сводов можно видеть в египетских пирамидах в развалинах зданий Центральной Америки и в храмах Индии. Время и место изобретения истинного свода неизвестно; древние греки его ни употребляли. Его ввели в употребление и довели до совершенства римляне: от римских мостов, куполов и зал со сводами произошли все позднейшие постройки этого рода. Жилище человека служит дополнением к одежде и так же, как и одежда, зависит от климата и географической среды. Поэтому в различных областях земного шара мы находим преобладание различных типов жилища.

В областях с жарким и сырым климатом, населенных голыми, полуголыми или одетыми в легкую одежду людьми, жилище предназначается не столько для тепла, оно играет роль защиты от тропических ливней. Поэтому жилищем здесь служат легкие шалаши или хижины, крытые соломой, бамбуком, тростником и пальмовыми листьями. В жарких и сухих областях пустынь и полупустынь оседлое население живет в глиняных домах с плоской земляной крышей, хорошо защищающих от солнечного зноя, а кочевники в Африке и Аравии живут в шатрах или палатках.

В более или менее влажных местностях со средней годовой температурой от 10° до + 20°Ц. в Европе и Америке преобладают тонкие стенные каменные дома, крытые соломой, камышом, черепицей и железом, в Корее, Китае и Японии - тонкостенные деревянные дома, крытые большею частью бамбуком. Интересной разновидностью последней области являются японские дома с подвижными внутренними перегородками и наружными стенами из циновок и рам, которые могут отодвигаться, открывая доступ воздуху и свету и предоставляя возможность обитателям выпрыгнуть на улицу в случае землетрясения. В тонкостенных домах европейско-американского типа рамы одиночные, печи отсутствуют или заменяются каминами, а на китайско-японском востоке - грелками и жаровнями. В сухих местностях этой области оседлое население живет в таких же каменных домах с плоскими крышами, как и в сухих тропических странах. Шалаши здесь применяются весной, летом и осенью. Кочевники живут здесь зимой в землянках, а летом в войлочных кибитках или юртах, остов которых делается из дерева.

В областях со средней годовой температурой от 0° до +10° Ц поддержание теплоты в жилище играет решающую роль; поэтому кирпичные и деревянные дома здесь толстостенные, на фундаменте, с печами и двойными рамами, с засыпкой потолка сверху слоем песка или глины и с двойным полом. Крыши кроются соломой, тесом и дранкой (гонт), толем, черепицей и железом. Область толстостенных домов с железными крышами является также областью городских многоэтажных домов, крайним выражением которых служат американские «небоскребы» в десятки этажей. Кочевники полупустынь и пустынь здесь живут в землянках и войлочных юртах, а бродячие охотники северных лесов в шалашах, крытых оленьими шкурами или берестой.

Полоса с более низкой годовой температурой характеризуется на юге теплыми зимними деревянными домами, крытыми тесом, а севернее, в области тундр, у полярных кочевников и рыболовов - переносными шатрами или чумами, крытыми оленьими, рыбьими и тюленьими шкурами. Некоторые полярные народы, напр., коряки, зимой живут в вырытых в земле и обложенных внутри бревнами ямах, над которыми возводится крыша с отверстием, которое служит для выхода дыма и для входа и выхода в жилище по постоянной или приставной лестнице.

Кроме жилья, человек возводит разнообразные постройки для хранения запасов, для помещения домашних животных, для своей трудовой деятельности, для различных собраний и т. п. Типы этих сооружений чрезвычайно разнообразны, в зависимости от географических, хозяйственных и бытовых условий.

Жилища кочевников и бродячих охотников ничем не ограждаются, но с переходом к оседлости появляются заграждения около усадьбы, около участков, занятых культурными растениями или предназначающимися для загона или пастьбы скота.

Типы этих заграждений зависят от наличности того или иного материала. Они бывают земляные (валы, рвы и канавы), плетеные, жердевые, досчатые, каменные, из колючих кустарников и, наконец, из колючей проволоки. В гористых местностях, напр., в Крыму и на Кавказе, преобладают каменные стенки, в лесостепной полосе - плетни; в лесистых местностях с небольшими распаханными пространствами, ограждения устраиваются из жердей и кольев, а местами из валунов. К заграждениям относятся не только усадебные или сельские заборы, но и деревянные и каменные стены старинных городов, а также длинные укрепления, которые в былые времена воздвигались для защиты целых государств. Таковы были русские «сторожевые черты» (общее протяжение 3600 км), которые строились в XVI-XVII веках для защиты от татарских набегов, и знаменитая Китайская стена (закончена в V веке новой эры), длиною в 3300 км, защищавшая Китай со стороны Монголии.

Выбор места для человеческого жилья определяется, с одной стороны, природными условиями, т. е. рельефом, свойствами грунта и близостью в достаточном количестве пресной воды, а с другой - возможностью добывать в избранном месте средства к существованию.

Населенные пункты (отдельные дома и группы домов) располагаются обыкновенно не в низинах или котловинах, а на возвышениях, имеющих горизонтальную поверхность. Так, напр., в горных селениях и городах отдельные улицы по возможности располагаются в одной плоскости, чтобы избегнуть лишних подъемов и спусков; поэтому линии домов имеют дугообразную форму и соответствуют изогипсам, т. е. линиям равной высоты. В одной и той же горной долине гораздо больше поселений на том склоне, который лучше освещается солнцем, чем на противоположном. На очень крутых склонах (свыше 45°) человеческие жилища, за исключением пещерных, совсем не встречаются. Для человеческого жилья лучше всего супесчанная или легкая суглинистая почва. При устройстве жилья избегают почвы заболоченной, глинистой или слишком рыхлой (сыпучий песок, чернозем). В многолюдных поселениях недостатки почвы, препятствующие передвижению, устраняются посредством мостков, тротуаров и различного устройства мостовых.

Главной причиной, определяющей возникновение и распределение человеческих поселений, является пресная вода. Речные долины и берега озер бывают наиболее населены, а в междуречных пространствах жилища появляются там, где грунтовые воды имеют неглубокое залегание, и устройство колодцев и водоемов не представляет непреодолимых затруднений. Безводные пространства безлюдны, но быстро заселяются с устройством искусственного орошения. Из других причин, притягивающих человеческие поселения, важная роль принадлежит месторождениям полезных ископаемых и дорогам, в особенности железным. Всякое скопление человеческих жилищ, селение или город, возникает только там, где завязывается узел человеческих сношений, где сходятся дороги или происходит перегрузка товаров или пересадка.

В человеческих поселениях дома или бывают разбросаны без всякого порядка, как в украинских селах, или выпячиваются рядами, образуя улицы, как это мы видим в великорусских деревнях и селах. С увеличением числа жителей, село или город растет или в ширь, увеличивая число домов, или в высоту, т. е. превращая одноэтажные дома в многоэтажные; но чаще этот рост происходит одновременно в обоих направлениях.

Loading...Loading...