Интересные факты в мировой архитектуре. Советская архитектура: описание, история и интересные факты

Построение нового общества не могло не отразиться на культуре страны в целом и на архитектуре в частности. Советская архитектура прошла несколько этапов развития, она знала взлеты и падения, но в любом случае она стала определенным событием в мировом зодчестве. В СССР было несколько зодчих высочайшего уровня и сегодня на просторах можно увидеть несколько шедевров мирового масштаба. Расскажем о том, как складывались стили советской архитектуры, и как она развивалась.

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития - социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю - красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 - началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

Сталинский ампир

После Второй мировой войны история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В середине 40-х годов в СССР складывается второй после конструктивизма «большой стиль» в архитектуре - сталинский ампир. Он соединил в себе несколько направлений: классицизм, барокко, ар-деко, ампир. Ему были свойственны размах, помпезность, величественность. Здания в этом стиле были призваны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом этого стиля стали знамениты московские «высотки»: МГУ, гостиница «Украина», МИД и другие. Сталинский ампир стал доминирующим стилем на 150 лет, он изменил облик страны. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

Архитектура 60-80-х годов

С конца 60-х годов начинается массовое поточное строительство типового жилья. Во всех городах и поселках СССР появляются дома из укрупненных бетонных деталей. Строительство идет быстро, люди получают квартиры. Но применять слово «архитектура» к этой застройке трудно, так как здания были абсолютно безликими и одинаковыми. Так архитектура советского района по типовому проекту в любом городе была как две капли воды похожа на другие населенные пункты. Именно над этим и смеялся кинорежиссер Э. Рязанов в ленте «Ирония судьбы». Массовое строительство и борьба с архитектурными излишествами привела к тому, что к 80-м годам феномен советской архитектуры превратился в ничто. Безусловно, были отдельные творцы и здания достойные внимания, но в целом зодчество находилось в глубоком кризисе. Интересно, что живое архитектурное творчество в то время перемещается из столиц в провинции и союзные республики.

"Бумажная" архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Архитектура полна интересными объектами и фактами. Так, круглый дом К. Мельникова является одним из лучших в мире памятников конструктивизма. Выдающийся мировой архитектор Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву, чтобы вдохновиться новыми идеями. В 30-х годах был создан самый масштабный проект советской архитектуры - Дворец Советов, высота которого должна была составить около 400 м, 100 этажей. Для его реализации был взорван Храм Христа Спасителя, но реализован замысел не был.

Начинается Великая Китайская стена в северном городе Шаньхай-гуань (расположен он на берегу Бохайского залива Жёлтого моря) и является самой восточной точкой Длинной стены (именно так это сооружение называют китайцы).

Учитывая, что для китайцев Великая Китайская стена символизирует земляного дракона, его головой является башня Лаолунтоу (Голова дракона), от которой и ведёт своё начало это грандиозное сооружение. Причём интересно, что Лаолунтоу не только является началом Великой китайской стены, но и единственным местом в КНР, где её омывает море, а сама она непосредственно уходит на 23 метра в залив.


От Лаолунтоу Великая Китайская стена зигзагами тянется через полстраны в Центр Китая и заканчивается возле города Цзяюйгуань - именно здесь сохранилась она лучше всего. Несмотря на то что фортпост здесь был возведен ещё в XIV веке, его всё время реставрировали и укрепляли, благодаря чему со временем он стал лучшей заставой Поднебесной империи.

По одной из легенд, мастера так точно высчитали количество нужного для возведения стен материала, что, когда строительство было завершено, остался только один кирпич, который как символ почтения к древним строителям впоследствии положили на арку внешней стены выходящих на запад ворот.

Возвели заставу возле горы Цзяюёшань и состоит она из полукруглой внешней глинобитной стены перед основными воротами, рва, земляной утрамбованной насыпи и внутренней стены. Что касается ворот, то они расположены с восточной и западной стороны форпоста. Здесь находится башня Юньтай - она интересна тем, что на её внутренних стенах можно увидеть выбитые барельефы небесных царей и буддистские тексты.

В китайском национальном парке Shiniuzhai, что находится в провинции Хуань, открыли самый длинный стеклянный мост в мире. Сооружение длиной 300 метров расположено на высоте 180 метров и соединяет вершины горы Каменный Будда. Мост здесь существовал и раньше, но тогда он был деревянным. В 2014 году во время ремонта инженеры заменили часть деревянных пролетов стеклянными, идея настолько понравилась посетителям парка, что в этом году построили полностью стеклянный мост и назвали его «Мост героев». Прочное стекло толщиной 24 мм стоит на стальных тросах и металлических конструкциях, способных выдержать практически любую нагрузку. Конструкторы говорят, что на мосту можно даже прыгать. Стеклянный мост уже успел стать одной из главных достопримечательностей парка, однако, самым длинным он будет оставаться недолго, так как еще более длинный мост уже строится в другом национальном парке в этой же провинции.

В проливе Эресунн на 16 километровом водном участке, разделяющем Данию и Швецию, находится совершенно уникальный мост, который постепенно переходит в тоннель. Единственный в своем роде Эресуннский мост-тоннель позволяет преодолевать данное расстояние гораздо быстрее, чем на курсировавших ранее паромах, а благодаря своей особой конструкции он решает сразу несколько проблем, которые возникли бы после возведения обычного моста.

Мост представляет собой гигантское сооружение, на котором в два уровня расположились четырехполосная автомагистраль и железная дорога.

Такая необычная конструкция была выбрана для того, чтобы не создавать препятствий для самолетов, идущих на посадку в расположенный недалеко аэропорт Копенгагена, и обеспечить свободный проход для судов.

Магдебургский мост в Германии - это уникальное сооружение, служащее не для автомобилей и поездов, а для барж, судов и пешеходов. Это самый большой водный мост в Европе. Он имеет большое практическое значение для внутреннего судоходства Германии. Мост обеспечил беспрепятственную связь внутреннего берлинского порта с промышленными объектами на Рейне. Магдебургский мост проходит над Эльбой и соединяет между собой две важнейшие водные артерии страны - Среднегерманский канал и канал Эльба-Хафель и, тем самым, избавляет суда от необходимости совершать длительный и местами опасный переход по реке.

Строительство моста было запланировано еще в начале XX-го столетия. К 1938 году был воплощен в жизнь первый этап проекта. Однако затем началась Вторая мировая война, и последовал длительный перерыв в работах. Они возобновились только в 1997 году и продолжались шесть лет. В октябре 2003 года состоялось открытие моста с запуском по нему первых барж.

Длина Магдебургского моста - 918 метров, из которых 228 проходит над водой, а 690 над сушей. Теперь капитаны барж могут перевозить до 1350 метрических тонн грузов по глубоководному руслу (свыше 4 м.) шириной в 34 метра.

На реализацию грандиозной инженерной задумки были потрачены колоссальные средства - свыше полумиллиарда евро. Но мост того стоит! Все желающие могут пройтись по нему и вблизи рассмотреть это удивительное сооружение. Мост открыт для туристов, на нем есть пешеходные и велосипедные дорожки, стоянка для автомобилей и даже небольшой музей, в котором можно ознакомиться с историей строительства.

В 2012 году в голландском городе Эйндховене был открыт первый в мире и единственный в своём роде вращающийся круглый мост для пешеходов и велосипедистов. Мост держится на единственной 70-и метровой опоре, которая стоит в середине моста и от опоры к мосту отходит 24 каната. Мост вращается благодаря двигателю, установленного на мосте. Этот уникальный мост был назван Ховенринг (Hovenring), он стал настоящей достопримечательностью Голландии.

При въезде в город мост бросается в глаза путешественникам, особенно в вечернее время, все 24 каната освещаются и получается красивейшее светопредставление. При строительстве моста возникли некоторые проблемы — он был построен в 2011 году и на протяжении года очень сильно вибрировал, и из соображений безопасности был закрыт, после устранения недостатков — снова открыт в 2012 году.


Статуя Свободы, Пизанская башня, Эйфелева башня и Великий Сфинкс Египта известны, наверное, всем. Тем не менее, со всеми этими знаменитыми, и, казалось бы, известными вдоль и поперек произведениями искусства связаны малоизвестные интересные факты, которые выпали из внимания современной поп-культуры.

1. Секретная квартира в Эйфелевой башне


Мало кто знает, что в Эйфелевой башне есть секретная квартира, скрытая на верхнем уровне башни. Эта квартира принадлежала Гюставу Эйфелю - инженеру, который проектировал башню. В 1890 году, через год после открытия Эйфелевой башни, французский писатель Анри Жирар заявил, что Гюставу Эйфелю завидовал весь Париж, причем не из-за того, что Гюстав был создателем башни, а из-за того, что у него была квартира на ее верху.

В гости к Эйфелю приезжали многие знаменитости, в том числе Томас Эдисон. Эйфелю даже предлагали большие деньги только за то, чтобы переночевать в его квартире. Сейчас это помещение открыто для посещения публики.

2. Вдохновение для картины «Крик»


Произведение Эдварда Мунка «Крик» является одной из самых знаковых картин 20-го века. Что интересно, ее неоднократно пытались украсть. По словам самого Мунка, на создание «Крика» его вдохновил день, когда он шел со своими друзьями и увидел, что «небо стало красным, как кровь», при этом он невероятно устал и услышал «огромный бесконечный крик природы».

В течение многих лет считалось, что это было воображение Мунка, пока недавно не было обнаружено, что небо в этот день, вероятно, на самом деле было красным в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году. Влияние вулкана ощущалось даже в Нью-Йорке, где небо тоже стало красным.

3. Создатель Пизанской башни


Знаменитая падающая башня в итальянском городе Пиза хранит многие тайны. В основном, все знают о наклоне башни из-за неустойчивой и мягкой почвы под ее основанием. При этом никто не знает, кто построил эту колокольную башню для собора города Пиза. Основной причиной этого стало то, что башня строилась целых 200 лет. Историки привыкли думать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий города и колокольню Сан-Никола.

4. Цепь у подножия статуи Свободы

В 2011 году бывшего губернатора штата Аляска Сару Пэйлин спросили, что символизирует Статуя Свободы. Она ответила: «Это символ для американцев, чтобы они помнили об ошибках других стран и никогда не повторяли их». К сожалению, Сара Пэйлин была совершенно неправа, поскольку статуя символизирует совершенно противоположное.

Эдуард де Лабулэ, известный французский политик и противник рабства и смертной казни, повлиявший на создание Статуи Свободы, был убежденным сторонником президента Линкольна, который боролся за отмену рабства. Статуя не предупреждала Соединенные Штаты об ошибках, а была подарена в честь свободы, демократии и отмены рабства. Именно поэтому у ног Статуи Свободы лежит сломанная цепь, которая обычно не видна для туристов.

5. Пропавшая без вести борода Сфинкса


Изначально Сфинкса строили без бороды, которую добавили намного позже. Скорее всего, бороду Сфинкcу приделали, чтобы показать взаимосвязь с Хоремахетом - одним из египетских богов. Также ученые предполагают, что бороду могли добавить, чтобы ассоциировать Сфинкса с египетскими фараонами, которые часто носили искусственные бороды в качестве символа власти и их связи с богом Осирисом. Один тридцатая бороды в настоящее время находится в Британском музее.

6. Скрытая музыка Да Винчи


В 2007 году Джованни Мария Пала, итальянский компьютерный техник и музыкант, заявил, что он расшифровал скрытые ноты в знаменитой картине да Винчи «Тайная вечеря». По словам Пала, если нарисовать пять строк линейного стана поверху известной картины, то руки Иисуса Христа, руки его апостолов и буханки хлеба на столе будут изображать музыкальные ноты, которые будут иметь смысл, если читать их справа налево. Да Винчи был известен как фанат музыки, который включал музыкальные загадки в свои произведения, причем их нужно было читать справа налево. Алессандро Веццози, директор специализированного музея Да Винчи в Тоскане заявил, что предположение Пала может являться вполне вероятным.

7. Цвет моста Золотые Ворота


Мост Золотые Ворота – один из наиболее фотографируемых объектов в мире. Интересно, что ВМС США протестовали против постройки моста, потому что боялись, что если мост будет взорван, то он станет ловушкой для кораблей в гавани Сан-Франциско. Когда согласие было получено, то ВМС не понравится цвет, в который он должен был быть окрашен. Армия хотела покрасить мост в черно-желтый цвет, чтобы его было видно в тумане. В итоге, архитектор моста Ирвинг Морроу убедил военных покрасить мост в цвет, похожий на базовый слой грунтовки - темно-оранжевый.


Портрет «Мадам Х», на котором изображена Вирджиния Авеньо Готро, - известная картина молодого американского иммигранта и знаменитости по имени Джон Сингер Сарджент. Однако, после первого показа картины на выставке «Салон» портрет подвергся резкой критике и был осмеян за свою «непристойность». Главной причиной критики стала съехавшая на правое плечо модели бретелька. Скандал, который последовал за этим, был настолько сильным, что Сарджент был вынужден переехать в Великобританию. Семья Готро умоляла Сарджента убрать картину с галереи и не порочить их дочь. В итоге Сарджент перерисовал бретельку в то, что видно на портрете сегодня.

9. Капсула времени в горе Рашмор


Это общеизвестный факт, что скульптурная композиция горы Рашмор является незавершенной, мало кто знает о том, что в ней заложена капсула времени. В время строительства горы Рашмор, ее главный архитектор Борглум хотел создать большой зал, в котором будут собраны все важные документы в американской истории. К сожалению, из-за нехватки денег, он не закончил свою работу, а вскоре и умер в 1941 году. В 1998 году Конституция, 16 эмалированных плиток с текстом из Декларации независимости и Билля о правах, наряду с мемуарами Борглума и биографиями президентов, лица которых были высечены на горе, были помещены в титановое хранилище и запечатаны внутри недостроенного зала.

10. Микеланджело и его «Страшный суд»


Незадолго до своей смерти, папа Климент VII заказал Микеланджело создать картину Страшного суда на стенах Сикстинской капеллы. Изображения должны были представлять последний день мира, когда Иисус Христос вернется в мир. Однако, возник ряд разногласий, когда Микеланджело нарисовал несколько обнаженных персонажей, показав их половые органы, в том числе Иисуса Христоса и его мать Марию. Это не нашло одобрения у кардинала, который начал убеждать всех, что рисунок нужно полностью удалить или подвергнуть жесткой цензуре.

Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена также выступил за цензуру или полное удаление рисунка, который по его словам, лучше подходит для показа в общественной бане или питейной, а не в церкви. Это разозлило Микеланджело, который затем нарисовал лицо Чезена богу подземного мира Миносу. Он также добавил ему уши осла, намекая на глупость Чезена.

В продолжение темы со всего мира. Одни восторгаются этими памятниками, другие пребывают в недоумении. Но никто не остается равнодушным.

Ни для кого не секрет, что знаменитые личности попадают чаще других в неординарные жизненные ситуации и различные истории, которые благодаря очевидцам запечатлеваются в ихних биографиях на века. Как правило, эти истории бывают анекдотично смешными, иногда курьезными и не весьма приятными, а также поучительными, перешедшими в разряд притч. Сегодня речь пойдет об интересных фактах из жизни знаменитых русских и европейских художников-классиков.

Автограф художника, стоящий дороже самой картины в десять раз

Илья Ефимович Репин. Однажды некая дама приобрела картину с подписью «И. Репин», заплатив за нее 100 рублей. Через время, придя в мастерскую живописца, она показала художнику свое приобретение. Репин, посмеявшись над незадачливой покупательницей, приписал внизу холста: «Это не Репин». После этого дама перепродала картину, но уже за тысячу рублей.

Живопись бессмертна


Пабло Пикассо. Один довольно известный доктор на выставке подошел к Пикассо и важно заявил: - Я неплохо знаю анатомическое строение тела человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших полотнах вызывают некое сожаление и недоумение. - Вполне возможно, - парировал Пикассо. - Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.

Детский индивидуализм


Автопортреты. Пабло Пикассо в 15 и в 90 лет. Как-то, посетив экспозицию детских рисунков, Пабло Пикассо задумчиво произнес: - Когда я был в их возрасте, я мог писать как Рафаэль, но потребовалась целая моя жизнь, чтобы научиться рисовать как они. Портрет матери художника (1896 год), написанный 15-летним Пикассо.

Дорогостоящий чек


Сальвадор Дали. У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов. Посещая развлекательное заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда же приходило время расплачиваться по счетам, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму, а затем... переворачивал чек и на обратной стороне писал несколько теплых слов в благодарность хозяину заведения и ставил свой автограф. Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.

Кто сошёл с ума?


Сальвадор Дали. Как-то в беседе со своими друзьями Сальвадор Дали заявил, что все катаклизмы, происходящие в природе его уже ничуть не удивляют. Тогда собеседник начал воодушевленно приводить пример возможной ситуации: - Хорошо, пусть так, но если бы в полночь на горизонте вдруг возник свет, возвещающий утреннюю зарю? Вы вглядываетесь и видите, что восходит солнце. Неужели бы вас это не поразило? Неужели бы вы не подумали, что сошли с ума? - Наоборот, - не задумываясь заявил Дали, - Я бы подумал, что это солнце сошло с ума.

Творческие союзы


Исаак Левитан./«Осенний день. Сокольники». (1879)./ Николай Чехов. Как известно, художник Исаак Левитан "специализировался" только на пейзажной живописи, но есть в его наследии одно полотно с изображением женской фигуры, прогуливающейся по парку. «Осенний день. Сокольники» - так называется эта картина, написанная им в студенческие годы. Художник рисовать людей никогда не брался и справедливости ради нужно заметить, что единственный образ женщины был написан не самим художником, а его другом по художественному училищу, братом известного писателя – Николаем Чеховым.
Иван Айвазовский./ «Пушкин на берегу моря»./ Илья Репин. К стати это было не единственное творческое сотрудничество в истории искусства. Почему «по дружбе» не помочь другу-художнику, у которого что-то не получается? Не многие знают, что фигура Пушкина на картине Айвазовского «Пушкин на берегу моря» написана Ильей Репиным.
К. А. Савицкий и И. И. Шишкин. Начало 1880-х гг. Фото. / «Утро в сосновом лесу». А знаменитых медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал художник Савицкий. Ну не получались у гениального мастера пейзажа эти забавные звери. Но и гонорар в четыре тысячи рублей от продажи этой картины был разделен по-братски, да и автографов изначально было на полотне два. Все по-справедливости... Однако владелец картины, Павел Третьяков, решил авторство оставить за Шишкинын и собственноручно стер подпись Савицкого.

Пожалованная буква "В" к фамилии художника самим императором


Карл и Александр Брюлловы. До начала 19 столетия фамилии Брюллов в России не существовало. Карл Брюллов, знаменитый русский художник, родился в семье академика орнаментной скульптуры Павла Брюлло, предки которого были родом из Франции. Буква «в» в конец фамилии была пожалована Карлу и его брату Александру, архитектору по профессии, высочайшим императорским указом перед пенсионерской поездкой в Италию.

Выставка одного шедевра


Архип Куинджи. В 1880 году в мире русского искусства произошел беспрецедентный случай. В Санкт-Петербурге была впервые выставлена на обозрение публике картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Удивительным было то, что она была единственной на выставке. Слухи о необычайном полотне разошлись по городу задолго до его показа, а в сам день открытия, казалось, что весь город собрался посмотреть на него. Множество экипажей загородили все близлежащие улицы, а люди толпились в длинных очередях у входа. Многие посещали выставку по несколько раз.
«Лунная ночь на Днепре». Публика была очарована необыкновенной реалистичностью лунного света на картине, многие высказывали предположения, что художник использовал светящиеся краски, некоторые даже тайком заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы подсвечивающей луну.

Обет Модильяни


Амедео Модильяни. Амедео Модильяни - известный итальянский художник, - очень ранних лет стал интересовался рисованием и живописью. Окончательное решение стать художником он принял в одиннадцатилетнем возрасте после тяжелого плеврита, когда, лежа в бреду, Амедео решил: если он выживет, то посвятит себя живописи. И он сдержал слово.

Куинджи и птицы

Архип Куинджи. Архип Куинджи очень любил птиц. Он часами мог просиживать на крыше своего дома, «беседуя» с голубями и воронами. А своим друзьям частенько рассказывал, что птицы понимают его слова и запросто идут ему в руки. Ну еще бы.... Ведь ежемесячно художник тратил на прокорм пернатых немало денег, покупая по 60 французских булок, до 10 кг мяса и 6 кулей овса. А однажды иллюстратор Павел Щербов опубликовал карикатуру, на которой Куинджи ставит птице клизму. Говорят, не отличавшийся особым чувством юмора Архип Иванович ужасно обиделся на коллегу.
Карикатура. Пернатые пациенты (А.И.Куинджи на крыше своего дома). Автор: Павел Щербов.

Пять тысяч за плафон


Константин Егорович Маковский. / Девушка в костюме Флоры. Константин Маковский славился не только салонными портретами жен состоятельных мужей, но и заоблачными ценами на них. А еще художник очень любил вкусно поесть, что называется был истинным гурманом. Но однажды он чуть не попал в просак. Барон Аккурти, только купив роскошный особняк с плафонами, расписанными Маковским, но без его автографов, пригласил популярнейшего художника позавтракать в ресторане. В надежде на то, что художник в знак благодарности подпишет плафоны бесплатно. Так бы оно и случилось если бы не одно "но"... Маковский уже было размяк в предвкушении изысканной трапезы и пообещал сразу же после нее поехать и подписать все три плафона бесплатно. И прижимистый барон, наконец сделал заказ: велел подать корюшку и хлебца. «Корюшку? Мне?», - возмутился про себя Маковский. А вслух произнес: «Пять тысяч рублей за подпись на каждом плафоне!»

Валентин или Антон Серов


Портрет Мики Морозова. / Валентин Серов. Друзья и родные звали Валентина Серова Антоном. Это имя к нему накрепко приклеилось еще в детстве, когда родители от избытка чувств к малышу звали маленького Валентина Валентошей, Тошей, иногда - Тоней. Немногим позже в семье Мамонтовых Тоша превратился в Антошу. И письма, которые Илья Репин писал уже взрослому Серову, нередко начинались обращением: «Антон, Антон!».

Маленькая шантажистка


*Девочка с персиками*. Автор: В. Серов. О том, что Валентин Серов работал медленно - особенно хорошо знали его близкие. И когда художник задумал написать портрет 11-летней дочери Саввы Мамонтова - Веры, (а полотно было задумано как подарок ко дню рождения Елизаветы Мамонтовой - матери девочки) то Серов натолкнулся на категорический протест будущей модели. Верочка сразу смекнула чем грозит ей согласие на позирование художнику. Ее совершенно не прельщало просиживать неделями в недвижимой позе, вместо того, чтобы бегать по деревенским окрестностям со сверстниками. Верочка упрямилась и Серову ничего не оставалось как согласиться не ее условия: после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.
*Девочка с персиками*. фрагмент. / Верочка Мамонтова.

Над одной из самых значительных работ – собором Саграда Фамилиа – Гауди работал всю жизнь. Храм остался незаконченным, строится он и поныне. Многие искренне верят, что когда это здание будет завершено, перестанет существовать наш мир.

Антонио Гауди с детских лет обладал пытливым умом и на всё имел собственное мнение. Однажды на уроке он возразил учителю, утверждавшему, что способность к полету птице дарят крылья. Подросток подметил, что курицы тоже крылаты, однако же не летают, зато, размахивая крыльями, могут быстрее бегать. Так и человек испытывает потребность в крыльях, не догадываясь о ней.

Участь в Барселонском университете, Гауди выбрал жутковатую тему – проект кладбищенских ворот. Ему было интересно создать «пограничную зону» между двумя мирами – живых и мертвых.

Самая известная в истории династия скульпторов – итальянцы Бартоломео Карло и Франческо Растрелли. Именно благодаря отцу, нанятому Петром на службу, 16-летний Франческо приехал в Россию, чтобы посвятить ей свои лучшие работы. Юноша был впечатлен стремительным ростом Северной столицы и в дальнейшем внес огромный вклад в ее архитектурное развитие. Его гению принадлежат Зимний, Воронцовский, Рундальский и Большой Петергофский дворцы, Смольный собор, Андреевская церковь и много других замечательных зданий.

  • Большой дворец, Петергоф, г. Санкт-Петербург

Архитектор Заха Хадид, уроженка Ирака, первой из женщин была удостоена престижной Притцкеровской премии.

У архитекторов есть своя международная организация – Союз. В 1972 году у его руля стоял архитектор из СССР Георгий Орлов.

Шотландский зодчий Роберт Адам считал одним из самых значительных шедевров мировой архитектуры дворец Диоклетиана в Далмации. Он разработал план реконструкции древнего сооружения и даже посвятил дворцу отдельную книгу. А впоследствии часто использовал в творчестве формы древнеримской архитектуры.

Попробовать себя в архитектуре может и человек другой профессии, причем иногда очень удачно. Чтобы порадовать ребятишек, приходящих в детский магазин вместе с родителями, француз Ален Роби, по специальности – повар, соорудил на его площадях шестиметровый небоскреб из темного шоколада . Трудился более суток, жутко устал, но остался очень доволен, ведь ликованию детворы не было предела.

Первой серьезной работой знаменитого японского зодчего Кензо Танге стал мемориал Мира, посвященный трагедии в Хиросиме. С этим городом, подвергшимся страшному испытанию во время Второй Мировой , связана часть его биографии: Танге провел в нем школьные годы.

Сторонник экспериментальности в зданиях и сооружениях, Кензо Танге отошел от своих принципов только один раз: при строительстве собственного дома. Его он создал из материалов, которые использовали для возведения жилья древние японцы: черепицу, дерево и перегородки, обшитые рисовой бумагой.

Кристофер Рен с 1669 по 1718 годы работал в должности смотрителя королевских зданий. За это время он «пережил» пять английских монархов и находил общий язык с каждым новым правителем.

Алексей Щусев обладал не только талантом архитектора, но и умением убеждать и отстаивать. Его эскиз храма в честь Куликовской битвы немало удивил и даже шокировал комиссию, ведь западный фасад строения представлял собою две массивные башни, объединенные глухой стеной. Члены комиссии посчитали это неуместным: конструкция больше напоминала древнерусский городок, чем храм. Щусев, недолго думая, сказал, что башни олицетворяют двух героев битвы – Пересвета и Ослябю. Критикам на это ответить было нечего.

Ошибки архитекторов при проектировании зданий нередко приводят к забавным казусам. Библиотека университета штата Индиана с каждым годом проседает в почву на два сантиметра. Специалисты учли всё, кроме веса книг, которые будут в ней храниться.

Loading...Loading...