Советская авиация в вов. Советские самолеты времен великой отечественной войны Военная авиация ссср

— 25.06.2010 "Потому, потому что мы пилоты
Небо наш, небо наш родимый дом
Первым делом, первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом"(с)
В такие же летние дни, в 1941 году, в небе, над Советским Союзом шли воздушные бои, на земле догорали так и не успевшие взлететь самолеты с красными звездами на крыльях, немцы завоевывали господство в воздухе. Советская авиация в ВОВ, что это было?
Советская авиация в 1941-42 годах. Она, как бы, исчезла, после скоротечных приграничных сражений. В советской литературе упоминается постоянно только немецкая авиация, которая безнаказанно «долбит» наши сухопутные войска. Бесконечные «карусели» из десятков пикирующих бомбардировщиков Ю-87 «Штука», «Мессеры» гоняющиеся даже за одинокими бричками. И ни одного нашего «Ястребка».
В книге немецкого генерала Вальтера Швабедиссена «Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации 1941-1945», основанной на сведениях, полученных от участников боевых действий с обеих сторон, сообщается о том, что: « Немецкая атака с воздуха 22 июня была полной неожиданностью для советских ВВС. Сотни советских самолетов всех типов подверглись уничтожению в первые дни нападения. Многие из них были разрушены на земле безо всякого сопротивления, другие – сбиты в воздушных боях. При этом количество уничтоженных на земле машин во много раз превышало число сбитых в воздухе. Однако необходимо обратить внимание на один факт, которому немецкое командование не придало тогда должного значения: при данных обстоятельствах советские потери в живой силе были значительно меньше, чем потери техники. Это частично объясняет тот факт, что русским удалось быстро восстановить боевую мощь своих ВВС.
… С 22 июня по 13 июля 1 воздушный флот уничтожил 1698 советских самолетов: 487 в воздушных боях и 1211-на земле. В предварительном отчете Люфтваффе приводятся такие данные о советских потерях за период 22-28 июня 1941 г.: приблизительно 700 самолетов на северном участке, 1570 – на центральном и 1360 – на южном участке восточного театра военных действий.
Результатом этого первого сокрушительного удара по советским ВВС явилось то, что на всем Восточном фронте немцы обладали неоспоримым, и даже абсолютным господством в воздухе.
Однако уверенность в своем превосходстве немецким командирам дал не этот первый неожиданный успех, а опыт встреч с советскими самолетами и летчиками в воздухе. Очень быстро обнаружилось, что, несмотря на свое численное превосходство, как в личном составе, так и в самолетах, советская авиация не могла противостоять Люфтваффе. У советских летчиков совершенно не было боевого опыта, отсутствие которого невозможно было компенсировать только агрессивностью и упорством. Подготовка советских пилотов не отвечала современным требованиям, а оперативные и тактические принципы были устаревшими и неэффективными. Таким образом, советские летчики значительно уступали немецким с их богатым боевым опытом. Другим фактором выступал устарелый парк русских машин, значительно уступавших немецким».
А вот как надменные немцы описывают качества своего противника. Очень похоже на обиженный лепет, получившего по шее, подростка: «В оценке поведения в бою советских летчиков – истребителей мнения немецких командиров расходятся, что объясняется их разным боевым опытом. Некоторые говорят о недостаточной агрессивности советских пилотов и считают, что даже при явном численном превосходстве состояние их духа в атаке и просто в бою было достаточно низким. Другие считают среднего советского летчика-истребителя самым серьезным оппонентом, которого они до сих пор встречали и описывают его как агрессивного и мужественного.
Это очевидное несоответствие мнений можно объяснить, вероятно, тем, что убежденные в своей слабости и находясь под влиянием внезапности нападения и поспешного и неорганизованного отступления своих войск, советские летчики вели преимущественно оборонительные бои, но сражались с отчаянием и готовностью к самопожертвованию. Характерными чертами среднего советского пилота выступали склонность к осторожности и пассивности вместо упорства и стойкости, грубая сила вместо тонкого расчета, безграничная ненависть и жестокость вместо честности и благородства. Эти качества, вероятно, можно объяснить менталитетом русского народа.
Если принять во внимание врожденную медлительность и недостаток инициативы у среднего русского пилота (и не только это), а также его склонность к коллективным действиям, привитым в процессе воспитания, то можно понять, почему у русских отсутствуют ярко выраженные качества индивидуального бойца».
Так что, товарищи ветераны, победившие в той войне, сделали вы это, по мнению обиженных побежденных, неправильно, грубо как-то, с ненавистью и жестокостью, хотя и с врожденной медлительностью, а нужно было честно и благородно, за пару месяцев.
Вот в каком контексте встречается слово «авиация» в книге К.К.Рокоссовского «Солдатский долг»:
С 22 июня по 10 октября 1941 года (в этот день командарм Рокоссовский впервые увидел советский самолет, впрочем, эта встреча впоследствии больше огорчила, чем обрадовала, но об этом позже).
В первый день войны: « Один из офицеров штаба армии торопливо сказал, что город вторично подвергается бомбежке, связь все время рвется, положение на фронте ему неизвестно.
Почти к этому же времени удалось получить сведения, что Киев бомбили немцы. И тут же связь опять нарушилась».
И далее: « В воздухе с момента объявления тревоги и на походе мы не видели нашей авиации. Немецкие самолеты появлялись довольно часто, это были преимущественно бомбардировщики, проходившие над нами на большой высоте, почему-то без сопровождения истребителей.
Мы вскоре узнали, в чем дело, увидев наши разбитые и сожженные самолеты, так непредусмотрительно сосредоточенные на аэродромах приграничной полосы.
… часто появлялись немецкие самолеты. Они бомбили войска и беженцев…
… Самолеты налетали волнами, бомбили нас нещадно…
… широкое использование авиации, которая беспрепятственно бомбила наши боевые порядки…
…Массированные удары немецкой авиации по атакующим частям срывали все эти попытки, вынуждали к отходу…
… массированные удары авиацией по переправам и боевым порядкам нашей группы…
… Но вот на горизонте появилась вражеская авиация…. Немецкие самолеты уже пикируют на наши окопы…
… Самолеты, встав в круг, бомбят позиции…
…на гаубичную батарею обрушилась немецкая авиация…
…фашистские летчики гонялись за командирскими машинами, не жалея времени, пуль и бомб…
…Немецкие летчики – как будто знали – дали ему «салют» с воздуха. Посыпались бомбы...
… откровенно обеспокоены господством вражеской авиации…
… самыми чувствительными были для нас удары с воздуха….

А здесь появляются те, кто дал некоторый отпор обнаглевшим ассам люфтваффе:
« Впервые мне тогда удалось увидеть, как наши 37-миллиметровые зенитные батареи сбили три пикирующих бомбардировщика, заставив этим другие неприятельские самолеты подняться выше. А то они буквально обнаглели, нападая даже на отдельные машины. Часто немецкие летчики вместо бомб сбрасывали продырявленные бочки от бензина, издававшие при падении свист и вой. Это уже походило на хулиганство».
Дальше снова только немецкая авиация:
« … На переправе под бомбовым ударом с воздуха образовался затор…
… против немецкой авиации мы ничего придумать не могли. Оставалась опять же артиллерия – 37-миллиметровые орудия, но их было очень мало, и они могли поражать самолеты только на небольшой высоте.
…Известная ярцевская мануфактура была сожжена гитлеровской авиацией.
… Ночью и почти до рассвета над нашим КП пролетали немецкие бомбардировщики…
… гул вражеских самолетов, не прекращавшийся в течение ночи, обострял и так напряженное состояние нервов...
То там, то тут самолеты противника стали сбрасывать кульки из плотной бумаги. В них были обнаружены мельчайшие насекомые…
Вскоре из Москвы получили результаты анализов: ничего опасного. Гитлеровцы просто хотели поиграть на наших нервах».
И снова:
« … группы самолетов бомбили позиции батарей и вели усиленную разведку дорог…; гитлеровцы вводили в бой сильные группы по 30-50 танков …поддерживаемые …бомбардировкой с воздуха…; …мощным танковым кулаком они стремились пробиться к Волоколамскому шоссе. С воздуха их атаки все время поддерживала авиация…; …На вопрос, чем там Ставский занят, он ответил: - В данный момент считает «юнкерсы», которые нас долбят,… насчитал двадцать семь…; … немецкая авиация нас здесь основательно побомбила. Сильно пострадали оперативный и разведывательный отделы… Самолеты, встав в круг, пикировали один за другим, с воем сбрасывали бомбы на позиции нашей пехоты и артиллерии».
Исчерпывающая картина, показывающая, как тяжело было нашим войскам, когда в воздухе господствовала немецкая авиация. Очень, похоже, описывают небо первых, двух лет войны, многие ветераны. Нет наших самолетов. Только немецкие.
Григорий Константинович Жуков, в своей книге «Воспоминания и размышления» пишет:
« К 8 часам утра 22 июня Генеральным штабом было установлено, что:
- сильным ударом бомбардировочной авиации противника подверглись многие аэродромы Западного, Киевского и Прибалтийского особых военных округов, где серьезно пострадала, прежде всего, авиация, не успевшая подняться в воздух и рассредоточиться по полевым аэродромам;
- бомбардировке подверглись многие города и железнодорожные узлы Прибалтики, Белоруссии, Украины, военно-морские базы Севастополя и в Прибалтике;…»
«В воздухе и на земле происходили ожесточенные схватки. Обе стороны несли большие потери. Зачастую немецкая авиация не выдерживала смелых ударов наших летчиков и отходила на свои аэродромы».
«Телефонная связь повсеместно разрушена, только восстановим, противник действиями авиации разрушает ее вновь».
«Потапов (командующий 5-й армией). Мне подчинена 14-я авиадивизия, которая к утру сегодняшнего дня имела 41 самолет. В приказе фронта сказано, что нас прикрывают 62-я и 18-я бомбардировочные дивизии. Где они – мне неизвестно, связи с ними у меня нет».
«Враг жестоко бомбил Минск. Город был объят пламенем».
«Авиация противника почти весь день бомбила дорогу Борисов-Орша».
«…под давлением превосходящих сил и ударов с воздуха 21-й мехкорпус был вынужден отойти и занять оборону…».
Первый советский самолет, который увидел генерал Рокоссовский, приземлился на колхозное поле 10 октября 1941года, недалеко от расположения наших войск пробивавшихся из окружения. Это был У-2, «кукурузник» или «русиш фанер», как его называли немцы. Обрадовавшись возможности получить информацию от летчика, которому «сверху видно все, ты так и знай», Рокоссовский послал за ним. Посланцы вернулись без летчика, но с хорошей новостью. Гжатск, располагавшийся впереди, удерживался нашими войсками. Мало того, там летчик, якобы видел и командующего фронтом, Ворошилова. Пока все радовались хорошей новости, самолет взлетел и направился почему-то на запад, к немцам. Почему, поняли позже, когда на окраине города напоролись на засаду. В Гжатске были немцы.
Внезапность нападения на СССР, имела, для Германии большое значение. Немецкая авиация должна была захватить господство в воздухе за короткое время, буквально в течение нескольких дней. Добиться этого можно было, только уничтожив советские самолеты на земле. Для этого в штабах, разработали план, согласно которому, группа опытных летчиков должна была подняться в воздух с таким расчетом, чтобы в момент начала немецкого наступления, бомбардировщики оказались над разведанными советскими аэродромами. В этой, первой волне, было всего несколько десятков самолетов. Их главная задача – посеять панику среди летного и наземного состава советских ВВС. Не дать спокойно взлететь, на перехват основной волны немецких самолетов, наносившей главный удар. Перед началом боевых действий авиаразведка, при помощи высотных самолетов-разведчиков, обнаружила и нанесла на карты, все советские, приграничные, аэродромы. Воздушное пространство Советского Союза нарушалось несколько сот раз, но высшее руководство страны, опасаясь провокаций, не разрешало сбивать нарушителей.
Накануне немецкого нападения, в войска была послана директива, которая предписывала рассредоточить и замаскировать самолеты. Но из-за обычного бюрократизма, она опоздала. Изумленные немцы, бомбили бесконечные ряды, выстроившихся, как для парада, краснозвездных самолетов. Послевоенные подсчеты, показали, что на земле, в первый день войны, было уничтожено, порядка 1200 советских самолетов.
Ф. Гальдер в своем дневнике, записал 22 июня 1941 года, о том, что командование ВВС сообщило: к концу дня уничтожено 850 советских самолетов. В том числе целые соединения бомбардировщиков, которые без прикрытия истребителей были легко сбиты немецкими асами.
Вот как описывает гибель советских летчиков в первые дни войны, когда войска в полнейшей неразберихе отступали от границы, Константин Симонов в романе «Живые и мертвые»:
« Прямо над дорогой, на сравнительно небольшой высоте, шли обратно три ТБ-3. Наверно, бомбежка, которую слышал Синцов, была результатом их работы. Теперь они благополучно возвращались, медленно набирая потолок, но острое предчувствие несчастья, которое охватило Синцова, когда самолеты шли в ту сторону, не покидало его и теперь.
И в самом деле, откуда-то сверху, из-за редких облаков, выпрыгнул маленький, быстрый, как оса, «мессершмитт» и с пугающей скоростью стал догонять бомбардировщики.
Все ехавшие в полуторке, молча вцепившись в борта, забыв о себе и собственном, только что владевшем ими страхе, забыв обо всем на свете, с ужасным ожиданием смотрели в небо. «Мессершмитт» вкось прошел под хвост заднего, отставшего от двух других бомбардировщика, и бомбардировщик задымился так мгновенно, словно поднесли спичку к лежавшей в печке бумаге. Он продолжал еще идти, снижаясь и все сильнее дымя, потом повис на месте и, прочертив воздух черной полосой дыма, упал на лес.
«Мессершмитт» тонкой стальной полоской сверкнул на солнце, ушел вверх, развернулся и, визжа, зашел в хвост следующего бомбардировщика. Послышалась короткая трескотня пулеметов. «Мессершмитт» снова взмыл, а второй бомбардировщик полминуты тянул над лесом, все сильнее кренясь на одно крыло, и, перевернувшись, тяжело рухнул на лес вслед за первым.
«Мессершмитт» с визгом описал петлю и по косой линии, сверху вниз, понесся к хвосту третьего, последнего, ушедшего вперед бомбардировщика. И снова повторилось то же самое. Еле слышный издали треск пулеметов, тонкий визг выходящего из пике «мессершмитта», молчаливо стелющаяся над лесом длинная черная полоса и далекий грохот взрыва.
- Еще идут! – в ужасе крикнул сержант, прежде чем все опомнились от только увиденного.
Он стоял в кузове и странно размахивал руками, словно хотел остановить и спасти от беды показавшуюся сзади над лесом вторую тройку шедших с бомбежки машин.
Потрясенный Синцов смотрел вверх, вцепившись обеими руками в портупею; милиционер сидел рядом с ним, молитвенно сложив руки: он умолял летчиков заметить, поскорее заметить эту вьющуюся в небе страшную стальную осу!
Все, кто ехал в грузовике, молили их об этом, но летчики или ничего не замечали, или видели, но ничего не могли сделать. «Мессершмитт» свечой ушел в облака и исчез. У Синцова мелькнула надежда, что у немца больше нет патронов.
- Смотри, второй! – сказал милиционер. – Смотри, второй!
И Синцов увидел, как уже не один, а два «мессершмитта» вынырнули из облаков и вместе, почти рядом, с невероятной скоростью догнав три тихоходные машины, прошли мимо заднего бомбардировщика. Он задымил, а они, весело взмыв кверху, словно радуясь встрече, друг с другом, разминулись в воздухе, поменялись местами и еще раз прошли над бомбардировщиком, сухо треща пулеметами. Он вспыхнул весь сразу и стал падать, разваливаясь на куски еще в воздухе».
В книге английских исследователей Томаса Полака и Кристофера Шоурза «Асы Сталина», есть сведения о результатах самых первых боев в воздухе, из чего видно, что мастерство советских летчиков, их желание любой ценой победить, иногда компенсировало качественное отставание советской летной техники, от немецкой. Из книги также видно, что войну встретили, в основном, на устаревших самолетах И-153 (биплан), И-16. Новые истребители, только начали поступать в войска, освоить их не успели. Смена устаревших моделей самолетов на новые, шла всю войну. 22 июня 1941 года, более маневренные советские самолеты, на которых, как шутили пилоты, можно облететь вокруг столба, уступали в скорости немцам, поэтому догнать «Мессер» было также не реально, как и оторваться от него. Воздушные бои напоминали избиение бабочек, осами, как в романе «Живые и мертвые». Однако вот что могли сделать умелые и отчаянные бабочки с обнаглевшими осами:
«Те пилоты, которым все-таки удавалось подняться в небо, часто испытывали смешанное чувство – ярости и отчаяния, что приводило к самопожертвованию, некоторые летчики совершали по нескольку вылетов в день, другие шли на таран, что часто стоило им жизни. По крайней мере десять таких атак было предпринято истребителями в течение первого дня войны, причем они шли на это, даже израсходовав боезапас в предыдущем бою.
Такие атаки, однако, проводили не только истребители: на таран пошел также экипаж бомбардировщика Туполева СБ-2 (лейтенант Т. Малиенко, 86-й БАП, и капитан А.С. Протасов, 16-й БАП), уничтоживший два самолета противника – Ju88 и Bf 110, оба члена экипажа погибли.
Андрей Данилов – не единственный, кому удалось сбить четыре немецких самолета. Такие же победы одержали мл. лейтенант Д.Ф. Ковтюлев (91-й ИАП), С.Ю. Жуковский (127-й ИАП, девять боевых вылетов за один день) и Николай Бояршин (шесть вылетов). Первым летчиком ВВС, добившимся пяти побед в этой войне, был, по-видимому, И.Н. Калабушкин (123-й ИАП), который, совершив три вылета на И-153, сбил один Bf 109 и по два Ju 88 и He 111».
Блицкриг, в переводе с немецкого – молниеносная война. И на самом деле, в начале все шло так, как планировали немцы. Они наступали так быстро, что нашим взлетевшим самолетам некуда было садиться, аэродромы захватывались противником вместе с оборудованием и складами.
К 6 сентября, по наблюдениям немцев, соотношение сил авиации было такое: 1916 – немецких, против1175 – советских самолетов. В районе группы армий «Центр», там, где воевал Рокоссовский, насчитали 549 советских самолетов, у немцев здесь почти на 100 самолетов меньше. Т. е. самолеты у нас были, немцы в отличие от К. К. Рокоссовского их встречали. Возможно, советские самолеты просто не запечатлелись в памяти генерала, потому, что они в первую очередь пытались воздействовать на сухопутные части противника, а прикрывать свои войска сил уже не хватало. С точки зрения психологии, страх и то, что с ним связано, запоминается лучше, условные рефлексы, например, формируются в основном через страх. Ребенок, упав однажды, уже знает, что нужно быть осторожнее, или будет больно. Поэтому, необстрелянные советские солдаты, да и генералы, больше запоминали бомбардировки и связанный с ними страх. Немецкие солдаты в своих мемуарах, также часто вспоминают советские самолеты, штурмующие войска Вермахта, штурмовики, бомбардировщики и истребители с красными звездами, в первые дни и недели войны в том числе. Что такое «Рата», немецкие пехотинцы отлично знали, а это не штурмовик и не разведчик – это истребитель И-16, который также выполнял главную задачу советской авиации, поддерживая действия своих сухопутных войск и нанося удары по пехоте и танкам противника.
Захватив господство в воздухе, Люфтваффе приступило к следующим, по важности задачам:
- Воздушная разведка, при помощи которой, немецкое командование находило слабые места в советской обороне, определяло местонахождение резервов, пути движения войсковых колон - это позволяло создавать пяти, десяти кратное преимущество в живой силе и технике, на участке прорыва. Что такое «костыль» или «рама» знал любой советский солдат, ненавидели эти самолеты люто, потому, что сразу после их появления начинался артобстрел или бомбежка;
- Выведение из строя транспортных узлов, на которых скапливались войска и техника, фото на которых запечатлены результаты нападений немецкой авиации, можно назвать одним словом – мясорубка. Мясорубка, в которой перемалывались не только физически, но и морально, сотни тысяч, советских солдат и мирных жителей, уничтожалась техника;
- Обеспечение быстрого и беспрепятственного продвижения танковых клиньев, путем уничтожения обороняющихся советских войск мощными бомбовыми ударами. Самым страшным для наших солдат, по воспоминаниям ветеранов, была именно бомбежка, когда воющая смерть, несется как будто, точно на твою голову, когда хочется быть, как можно меньше, чтобы втиснуться в первую, попавшуюся земляную щель, а земля сама беззащитно стонет и дрожит, и кажется, что этот ад никогда не закончится.
К концу 1941 года, несмотря на подавляющее превосходство немцев в воздухе, началось возрождение советской авиации. Оставшиеся «безлошадными», после уничтожения самолетов на земле, летчики, пересели на более современную технику. Делались поправки, в способы ведения боевых действий, совместно с другими родами войск. Рос боевой опыт. Уже к зимнему контрнаступлению, под Москвой, советская авиация оказалась лучше подготовленной, чем немецкая. Немцы пишут, что не могли завести двигатели своих машин из-за сильных морозов, а советские самолеты заводились и летали, на специальных, зимних горюче-смазочных материалах. Зимняя, кожаная, меховая форма советских летчиков была предметом зависти не только полураздетых немцев, но и союзников, англичан, которые помогали оборонять Мурманск.
Во время войны, по инициативе командующего авиацией Калининского фронта, была создана штрафная авиационная часть, в которую попадали летчики, совершившие различные преступления. Командовал ими майор Федоров, летчик которому, перед войной за отличное пилотирование во время показательного полета, в Германии, Геринг вручил Железный Крест. Люди в авиаштрафбате были с характером, дрались отчаянно, на самых опасных участках фронта. Вернуться в нормальную часть можно было, сбив 10 самолетов противника. За 15 сбитых самолетов, в обычных частях, давали Героя. По воспоминаниям летчиков, немцы боялись их, иногда выпрыгивали из исправных самолетов с парашютом, только бы остаться в живых. Наши сбрасывали над немецкими аэродромами, консервные банки с записками, в которых вызывали немцев на воздушные дуэли. Почти всегда побеждали. Но возможно – это легенда, потому, что архивных документов об этой части не сохранилось.
Средний немецкий летчик был сильнее советского, в тактической подготовке, он был опытнее, так как совершал больше боевых вылетов. До Сталинграда они должны были налетать 450 часов в учебном подразделении, после – 150. Учебный налет русских летчиков перед отправкой на фронт составлял – 8 часов. Немецких летчиков чаще перебрасывали с одного участка фронта на другой, туда, где шли более интенсивные боевые действия. Советскому военному руководству, такие рокировки были не нужны. «Незаменимых у нас нет» - говорил Сталин, а поэтому, ставка на личности не делалась. Цель в войне – победа, достигалась не одиночками, не «экспертами», как у немцев, а всеми пилотами советских ВВС. Не подходила для советских летчиков формула успеха асов Люфтваффе, которая гласила: «Сбил, убегай». Ну, насбивали «эксперты» по нескольку сотен советских самолетов, а войну в воздухе в целом - проиграли.
В начале войны сказывалось то, что на советских самолетах не было радиостанций, командир мог передавать команды, только заранее оговоренными визуальными сигналами, рукой. Немцы имели на каждом самолете радиостанцию. Их самолеты легко наводились, с земли, на цели. Советские же истребители, поднятые на перехват немецких бомбардировщиков, летели, сначала к посту воздушного наблюдения, где на земле в форме стрелы было выложено полотнище, указывающее направление перехвата. Если противник менял направление полета, истребители летели в пустоту, потому, что сообщить об изменении направления не представлялось возможным.
Советская авиация действовала в интересах своих сухопутных войск. Главная задача истребителей: не дать немцам точно отбомбиться и прикрыть свои штурмовики от действий немецких истребителей. Если получалось сбить самолет противника – хорошо, нет, тоже не страшно, главное чтобы задачу выполнили штурмовики. Если летчик отвлекался от выполнения задания по прикрытию своих штурмовиков, сбивал немецкий истребитель, но при этом штурмовики не выполняли задание – его наказывали. С 1943 года, по заявлению высшего командования Люфтваффе, сопровождение советскими истребителями своих бомбардировщиков можно назвать образцовым. Но то, что основной задачей советских истребителей, было прикрытие своих войск и штурмовой авиации, ставило их в невыгодное положение, они изначально вынуждены вести оборонительный бой.
Немецкие истребители в отличие от наших летчиков, в первую очередь, охотились за советскими самолетами. Поднявшись на максимальную высоту, они выслеживали жертву, затем, резко снижались на цель, давали очередь из автоматической пушки в упор или с близкого расстояния. Большинство сбитых летчиков даже не видели, откуда и кто стрелял, не было никакого воздушного боя. Эрих Хартман, лучший немецкий летчик-истребитель, которому приписывают более трехсот воздушных побед, поступал именно так. Он не был любителем фигур высшего пилотажа, но у него было отличное зрение, позволявшее быстрее противника обнаружить цель, а также он понимал, что, обнаружив внизу самолет противника, нужно немедленно атаковать, снижаясь на цель, причем огонь открывался с очень близкого расстояния.
Советский летчик-истребитель Александр Покрышкин, еще, до войны, пришел к такому выводу: успех в воздушном бою достигается, когда есть «высота, скорость, маневр и огонь». Во время обучения в летном училище, стреляя по конусу, который тянул за собой самолет-тягач, Покрышкин обнаружил, что количество попаданий, если вести огонь с рекомендованного в инструкции расстояния, ничтожно мало, 2-3 пулевых отверстия на сотни выпущенных боеприпасов. Это обстоятельство не устроило будущего наставника молодых пилотов и одного из лучших летчиков мира. Однажды, перепугав до смерти того, кто пилотировал самолет-тягач, Покрышкин открыл огонь в тот момент, когда уже нужно было отворачивать от цели. Результат был потрясающим. Почти все пули попали в цель. Именно этому Покрышкин учил всех своих подчиненных - стрелять нужно с как можно меньшей дистанции. И еще, советские летчики хорошо действовали в горизонтальном бою, недооценивая умения драться на вертикалях. Умение, пришло позже, а время, потраченное на учебу, отняло много жизней.
Советские, гвардейские, истребительные полки не уступали лучшим частям Люфтваффе. Гвардейские самолеты выкрашивались в вызывающе красный цвет, никогда не уклонялись, от схватки, часто выходили из нее победителями.
Авиасоединение, в котором служил Хартман, носило название «Зеленые сердца», и на бортах своих машин они имели логотип в виде этого самого сердца, зеленого цвета. Наши их называли: «Зеленые жопы». В 1943 году, логотипы пришлось содрать, потому, что за «Жопами», советские летчики, охотились с удвоенной энергией, самолеты с зелеными эмблемами, были хорошими раздражителями и желанным трофеем. Потери росли и руководство, решило, что больше не стоит дразнить противника, который уже научился побеждать.
По отзывам советских военных исследователей, немецкие самолеты имели большой запас устойчивости, поэтому летать на них было легко, даже начинающим пилотам. Советские самолеты были маневреннее, но из-за своей неустойчивости губили летчиков, особенно молодых и неопытных. И все же, лучшие образцы, советских истребителей почти не уступали, истребителям немецким. И это, не смотря на то, что масса дефицитных материалов, из которых изготавливались самолеты в СССР, заменялась, на дерево, сталь и специальную ткань, что ухудшало их летные качества. Двигатели были слабее немецких, ремонт в полевых условиях, еще более ухудшал их тактико-технические характеристики, после полета, вся машина была забрызгана маслом, моторесурса хватало на несколько десятков часов, зато самолет стоил дешевле, и построить его могли люди, которые «вчера», шли за сохой и не знали алфавита. Этим объясняется и массовость советской авиации. Зачем строить идеальные, во всех отношениях машины, если десять вылетов на одном и том же самолете, т.е. без сбития, считалось достижением?
С лета 1943 года, советская авиация прочно завоевала господство в воздухе. Некоторые иностранные исследователи связывают это с тем, что немецкому командованию пришлось значительную часть Люфтваффе перебросить на Запад, для борьбы с «Летающими Крепостями», бомбившими немецкие города. Во время Курской операции, немцы потеряли около 3000 самолетов. 90%- в воздухе.
Почему победил Советский Союз, а не Великая Германия? А потому, что советское руководство, смогло организовать мобилизацию, уже в ходе войны, так, что выбывших солдат и технику заменяли тут же новые солдаты и еще более совершенная техника. Причем в большем количестве. Хорошо об этом говорит один из героев романа Сергея Анисимова «Вариант «Бис»»:
« - Я всегда говорил, войну в воздухе выигрывают не асы!
… - Войну выиграют не герои и не те летчики, которых аккуратно и долго готовят в мирное время. Только система подготовки пилотов-новобранцев определяет, кто победит в большой войне. На Халхин-Голе воевали профессионалы, их годами натаскивали. А здесь мы имеем что? Большинство тех, кто сейчас там дерется, - он показал рукой в сторону черной от дыма западной части горизонта, - это замена, военные выпуски. Выдающиеся асы сейчас дают пару процентов сбитых, все остальное делают рядовые летчики. Люфтваффе конец. Я знаю, мы много раз это уже говорили, но я не вижу шансов им оправиться от такого. Как обычно, уцелеют пара десятков «экспертов», будут нам кровь пускать…».

« Согласно имеющимся сведениям, в июне 1941 г. имелось (на вооружении советских ВВС) в общей сложности 11 500 истребителей, а до 1945 г. в авиационные подразделения поступило еще 62 880 самолетов. Потеряно было 46 800 самолетов, в том числе во время боевых действий – 20 700.
За время войны советские летчики – истребители одержали около 40 000 побед, в том числе 4900 – морской авиацией и 3900 – истребительной авиацией ПВО ». Томас Полак и Кристофер Шоурз, «Асы Сталина».
По немецким данным, во время войны, авиапромышленность Германии построила более 40000 истребителей и около 20000 бомбардировщиков.
За годы войны три человека, трижды, были награждены званием Герой Советского Союза, два, из них, летчики – истребители, И. Н. Кожедуб(330 вылетов, 120 боев, 62 сбитых самолета противника) и А.И. Покрышкин(560 вылетов, 156 боев, 59 побед), третий награжденный – маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

Что Красная Армия была сильнее всех от тайги до британских морей – это известно каждому человеку среднего возраста. Что в российской армии развалено все, что можно – знает каждый «прогрессивный» блоггер. Но ни та, ни другая точка зрения не соответствует действительности. Для примера сравним воздушную мощь СССР и России.

Сразу оговорюсь, что при сравнении количественного состава военно-воздушных сил было бы неплохо применить коэффициент. Разумнее всего было бы отталкиваться от состояния экономики. Но советскую экономику очень трудно сравнивать с российской. Во-первых, потому, что, довольно трудно сравнивать советский рубль с долларом, так как его свободная конвертация отсутствовала. А во-вторых, потому что структура экономики Советского Союза и РФ очень отличаются. Согласно сборнику «Народное хозяйство в СССР», изданном в 1990 году, то есть практически непосредственно перед развалом страны, ВВП (внутренний валовый продукт) СССР равнялся круглой цифре в один триллион рублей. Экономисты впрямую не сравнивали ВВП СССР и США, но путем сопоставлений (по партитету покупательной способности и в привязке к ВВП ФРГ и Австрии ВВП Советского союза составлял около 36,5% от уровня ВВП США.

Сейчас (если верить методике Международного валютного фонда) ВВП России по ППС составляет примерно 15% от американского. Соответственно население России по сравнению с населением Советского Союза составляет около 48%. Когда будете смотреть на цифры, пожалуйста, вносите эту поправку.

Стоит отметить, что по количеству летательных аппаратов ВВС России уступают только ВВС США, но в советские времена количество самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении у СССР было большим, чем у США. В постсоветское время ВВС страны пережили ряд серьезных сокращений. С вооружения сняли все машины старых типов. В настоящее время практически весь парк представлен аппаратами как минимум четвертого поколения. Количество авиационных полков за постсоветский период сократилось с 281 до 102. Уже в 1995 г. было прекращено серийное производство самолетов, поставляемых в ВВС и авиацию ПВО. Если в 1992 г. в строй встали 67 самолетов, то в 1994 – 17, а в 1995 – ни одного. Однако, за последние годы в ВВС страны было поставлено 153 истребителя, из них 42 новой постройки, а остальные – модернизация строевых. Также на вооружение было поставлено 24 истребителя и штурмовика новой постройки. За 2010 год в войска ушел 21 самолет, в 2011 – 35. В 2014-2015 гг. на вооружение ВВС России должен поступить самолет-истребитель 5-го поколения.

Информация о вооружении собирается из открытых источников и не является официальной.

Итак, если сравнивать организационные структуры и вооружение военно-воздушных сил Советского Союза и Российской Федерации, то вырисовывается следующая картина: объединений: Авиация дальнего действия Одним из элементов стратегической триады страны является АДД (авиация дальнего действия), которая в СССР включала в себя 3 воздушных армии со штабами в Иркутске, Москве и Смоленске). На ее вооружении к 1990 году стояло 435 стратегических и дальних бомбардировщиков, из них 15 ракетоносцев Ту-160, 160 – Ту-95, 30 – М-4, 150 бомбардировщиков Ту-22 и Ту22М и 80 Ту-16. Ни армий, ни дивизий в структуре российских ВВС на сегодняшнее время нет. По имеющимся сведениям в стратегической и дальней авиации России на вооружении состоит 294 самолета, из которых 90 Ту-22М3 находится в резерве. В регулярном строю находится 16 ракетоносцев Ту-160, 64 бомбардировщика Ту-95МС6\МС16 и 124 бомбардировщика Ту-22М3.

Истребители Истребители и средние бомбардировщики в Советском Союзе входили в состав фронтовой авиации, которая насчитывала в общей сложности 14 воздушных армий, три из которых (плюс одна объединенная воздушная дивизия) были дислоцированы на европейском ТВД в группах советских войск. Кроме того отдельным объединением являлись ВВС Московского военного округа. Всего на вооружении у СССР состояло 1755 истребителей (из которых часть входило в войска ПВО). Основой истребительного парка на момент развала СССР являлся самолет МиГ-23 в количестве 700 единиц. Вторыми по распространенности были истребители МиГ-29, которых насчитывалось 540 экземпляров. Кроме того на вооружении находились 200 перехватчиков МиГ-31 и 40 единиц МиГ-25, 90 истребителей Су-27 и 185 почтенных МиГ-21. Всего истребительный парк современной России насчитывает 1382 самолета. На вооружении ВВС России находится 570 истребителей МиГ-29, из них 34 – модернизированные МиГ-29СМТ. Триста машин данной марки находится в резерве. Перехватчиков МиГ-31 и МиГ-31БН имеется 328 штук, из которых 150 находится в резерве и 188 – в действующих частях. Истребителей Су-27 различных модификаций имеется 406 единиц (100 на хранении и 353 в строю). Более современных Су-30, Су-30М2, Су-35С насчитывается всего 11. Ударная авиация Сравнивать с землей противника на поле боя и в ближнем тылу была призвана ударная авиация. Самолетов, попадающих под данную категорию в СССР насчитывалось 2135 штук. По маркам они распределялись следующим образом: наибольшее количество составляли Су-24, которых имелось 630 штук, за ними шли Су-17, которых было 535, потом – 500 МиГ-27 и 130 Су-7 и 340 штурмовиков Су-25. В российской военной авиации насчитывается 956 самолетов. Основу парка по-прежнему составляют Су-24 различных модификаций, которых имеется на вооружении 566 штук, из них 201 – в резерве. Современных фронтовых бомбардировщиков Су-34 насчитывается только 15, а штурмовиков Су-25 и модернизированных Су-25СМ, соответственно 241 и 40 экземпляров и 100 штук в резерве, то есть всего – 381 штука, что даже больше, чем в СССР.

Топливозаправщики В советских ВВС имелось 84 самолета-топливозаправщика, из которых Ил-78 насчитывалось 34 штуки, М-4 имелось 30 штук и заправщиков Ту-16 – 20 штук. В РФ на вооружении имеется 20 заправщиков Ил-78 Самолеты ДРЛОиУ Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и указания в СССР были представлены 40 экземплярами А-50. В России таковых имеется только 20, из которых 8 находятся в резерве. Разведывательная авиация Самолетов-разведчиков и самолетов РЭБ в Советском Союзе имелось 1015 единиц. Наиболее распространенным был Су-24 в разведывательном варианте, которых насчитывалось 235 штук. Также на вооружении состояло 200 единиц Як-28, 190 штук Су-7, 170 – Миг-25, 50 – Миг-21, 130 Ту-16, 30 – Ту-22МР, и 10 Ил-38. В ВВС России осталось 100 разведчиков Су-24 и 30 – МиГ-25 РБ. Транспортная авиация Для переброски техники и войск была предназначена транспортная авиация. В числе «воздушных извозчиков» Советского Союза имелось 615 транспортных самолетов. Основной рабочей лошадкой были 310 Ил-76. Также в число транспортников входили 210 Ан-12, 55 – Ан-22 «Антей» и 45 тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». В ВВС России на вооружении имеется 210 Ил-76, 20 единиц Ан-72, 12 – «Антеев» Ан-22 и 22 тяжелых Ан-124. Планы поставки На настоящее время к поставкам в военно-воздушные силы России планируется такая современная техника, как МиГ-29К, Су-27СМ3, Су-30М2 и Су-35С, к 2013 году планируется выйти на уровень производства 10-12 Су-34 в год. Как видно, российской боевой авиации еще далеко до окончательной смерти, но и до уровня Советского Союза тоже не так близко.

После изобретения первых летальных аппаратов и конструкций их начали применять в военных целях. Так появилась боевая авиация, став основной частью вооруженных сил всех стран мира. В данной статье описаны самые популярные и эффективные советские самолеты, которые внесли свой особый вклад в победу над фашистскими захватчики.

Трагедия первых дней войны

Ил-2 стал первым образцом новой схемы конструирования самолетов. В конструкторском бюро Илюшина поняли, что такой подход заметно ухудшает конструкцию и утяжеляет ее. Новый конструкторский подход дал новые возможности по более рациональному использованию массы самолета. Так появился Ильюшин-2 - самолет, который за свою особо прочную броню заслужил прозвище «летающий танк».

Ил-2 создал немцам невероятное количество проблем. Самолет поначалу применялся как истребитель, но в этой роли показал себя не особо эффективно. Слабая маневренность и скорость не давали Ил-2 возможности сражаться с быстрыми и разящими немецкими истребителями. Тем более что слабая защита задней позволяла атаковать Ил-2 немецким истребителям сзади.

Проблемы с самолетом испытывали и разработчики. Во время всего периода Великой Отечественной вооружение Ил-2 постоянно менялось, а также было оборудовано место для второго пилота. Это грозило тем, что самолет мог стать вообще неуправляемым.

Но все эти усилия дали нужный результат. Изначальные 20-миллиметровые пушки были заменены на крупнокалиберные 37-миллиметровые. С таким мощным вооружениям штурмовика стали боятся практически все виды наземных войск, от пехоты до танков и бронемашин.

По некоторым воспоминаниям летчиков, которые воевали на Ил-2, стрельба из орудий штурмовика приводила к тому, что самолет буквально зависал в воздухе от сильной отдачи. В случае атаки вражеских истребителей хвостовой стрелок прикрывал незащищенную часть Ил-2. Таким образом, штурмовик стал фактически летающей крепостью. Этот тезис подтверждает и тот факт, что штурмовик брал на борт несколько бомб.

Все эти качества возымели большой успех, и Ильюшин-2 стал просто незаменимым самолетом в любом сражении. Он стал не только легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны, но и побил рекорды по производству: всего за период войны было выпущено около 40 тыс. экземпляров. Таким образом, самолеты советских времен могли конкурировать с люфтваффе по всем параметрам.

Бомбардировщики

Бомбардировщик, с тактической точки зрения, незаменимая часть боевой авиации в любом сражении. Пожалуй, самый узнаваемый советский бомбардировщик времен Великой Отечественной - это Пе-2. Он разрабатывался как тактический сверхтяжелый истребитель, но со временем его преобразовали и сделали опаснейший пикирующий бомбардировщик.

Следует отметить, что советские самолеты бомбардировочного класса дебютировали именно во время Великой Отечественной войны. Появление бомбардировщиков обуславливалось множеством факторов, но главным из них было развитие системы ПВО. Сразу разрабатывалась специальная тактика использования бомбардировщиков, которая подразумевала подход к цели на большой высоте, резкое снижение до высоты сброса бомб, такой же резкий уход в небо. Такая тактика дала свои результаты.

Пе-2 и Ту-2

Пикирующий бомбардировщик сбрасывает бомбы, не следуя по горизонтальной линии. Он буквально сам падает на свою цель и сбрасывает бомбу только тогда, когда до цели остается каких-нибудь 200 метров. Следствие такого тактического хода - безупречная точность. Но, как известно, самолет на малой высоте могут задеть зенитки, а это не могло не отражаться на системе конструкции бомбардировщиков.

Таким образом, получалось так, что бомбардировщик должен совмещать в себе несовмещаемое. Он должен быть насколько возможно компактным и маневренным, и при этом нести тяжелый боезапас. Кроме этого, конструкция бомбардировщика предполагалась как прочная, способная выдержать удар зенитного орудия. Поэтому самолет Пе-2 очень хорошо подошел под эту роль.

Бомбардировщик Пе-2 дополнял весьма сходный по параметрам Ту-2. Он представлял собой двухмоторный пикировщик, который применялся по выше описанной тактике. Проблема этого самолета была в незначительных заказах модели на авиазаводах. Но к концу войны проблема была исправлена, Ту-2 даже модернизировали и успешно применяли в боях.

Ту-2 выполнял самые разнообразные боевые задачи. Он работал в качестве штурмовика, бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и перехватчика.

Ил-4

Тактический бомбардировщик Ил-4 справедливо заслужил звание Великой Отечественной, благодаря чему его трудно спутать с каким-либо другим самолетом. Ильюшин-4, несмотря на усложненное управление, был популярен в ВВС, самолет даже применяли в качестве торпедоносца.

Ил-4 закрепился в истории как самолет, который осуществлял первые бомбардировки столицы Третьего Рейха - Берлина. А произошло это не в мае 1945 года, а осенью 1941. Но бомбардировки продолжались недолго. Зимой фронт сместился далеко на Восток, и Берлин стал вне зоны досягаемости для советских пикировщиков.

Пе-8

Бомбардировщик Пе-8 в военные годы был настолько редким и неузнаваемым, что иногда даже подвергался атаке своих ПВО. Однако именно он выполнял самые сложные боевые задачи.

Дальний бомбардировщик хотя и выпускался еще в конце 30-годов, но зато был единственным самолетом своего класса в СССР. Пе-8 имел высочайшую скорость передвижения (400 км/ч), а запас топлива в баке позволял донести бомбы не только до Берлина, но и вернуться назад. Самолет оснащался самыми крупнокалиберными бомбами вплоть до пятитонных ФАБ-5000. Именно Пе-8 бомбили Хельсинки, Кенигсберг, Берлин в тот момент, когда линия фронта находилась в районе Москвы. Из-за рабочей дальности Пе-8 называли стратегическим бомбардировщиком, а в те годы данный класс самолетов только разрабатывался. Все советские самолеты Второй мировой принадлежали к классу истребителей, бомбардировщиков, разведчиков или транспортников, но никак не к стратегической авиации, только Пе-8 был своеобразным исключением из правил.

Одна из важнейших операций, которую выполнял Пе-8 - это перевозка В. Молотова в США и Великобританию. Перелет происходил весной 1942 по маршруту, который проходил через оккупированные нацистами территории. Молотов путешествовал на пассажирской версии Пе-8. Таких самолетов было разработано всего несколько штук.

На сегодняшний день, благодаря техническому прогрессу, перевозят десятки тысяч пассажиров ежедневно. Но в те далекие военные дни каждый перелет являлся подвигом, причем как для пилотов, так и для пассажиров. Всегда была большая вероятность быть сбитым, а сбитый советский самолет - это потеря не только ценных жизней, но и большой ущерб для государства, который возместить было очень сложно.

Завершая небольшой обзор, в котором описаны самые популярные советские самолеты времен Великой Отечественной войны, следует упомянуть тот факт, что все разработки, строительство и воздушные бои происходили в условиях холода, голода и отсутствия кадров. Однако каждая новая машины была важным шагом в развитии мировой авиации. Имена Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Туполева навсегда останутся в военной истории. И не только главы конструкторских бюро, но и рядовые инженеры и простые рабочие внесли огромный вклад в развитие советской авиации.

1. Фронтовой бомбардировщик Ил-28
Ил-28 (заводской № 53005771) был произведён в декабре 1953 года. Эксплуатантом являлись ВВС СССР. 26 декабря 1953 года проходил испытания по программе летно-сдаточных работ (лётчик Володин). С 9 февраля 1954 года эксплуатировался в нескольких в/ч ВВС СССР. В июле 1958 года отправлен в военную базу для ремонта. После ремонта принят ВВС СССР. Эксплуатировался до января 1965 года. Время налёта 1296 часов, совершил 1184 полётов. В январе 1965 года передан в музей ВВС в Монино. 15 января 1965 года совершил последний полёт в Монино (летчик Слыщенков). Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский фронтовой бомбардировщик с ТРД.

2. Ту-4 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС
Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является копией американского бомбардировщика Боинг В-29 «Суперфортресс», воспроизведённым методом обратной разработки. При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение (10 скорострельных пушек калибра 23 мм вместо 12 пулемётов калибра 12,7 мм у В-29) значительно повысило обороноспособность советской «суперкрепости». В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Дальность Ту-4 — 5100 км не являлась межконтинентальной, поэтому он относился в ВВС СССР к классу дальних бомбардировщиков. Первый экспонат музея.

3. Ту-16 - 50 красный - Россия (СССР) - ВВС /1954/
Ту-16 (по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский двухмоторный реактивный дальний ракетоносец-бомбардировщик. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт — заправщик, самолет РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами. Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16. До 1977 года - использовался для стажировки курсантов училища.

4. Ту-16К(КС/КСР/КРМ) - 53 красный - Россия (СССР) - ВВС
Ту-16К-10-26 с двумя ракетами КСР-5.

5. Ту-22М0 - 33 красный - Россия (СССР) - МАП
Дальний бомбардировщик Ту-22М0. Первый летный экземпляр Ту-22М! С него и началась история всей линейки М. Второй летный экземпляр находится в Иркутске. Ту-22М (по кодификации НАТО: Backfire - «Встречный огонь») — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 («45-01») с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0. В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22 (мощностью 20 000 кгс каждый), на котором удалось избавиться от многих недостатков предыдущих вариантов Ту-22М.

6. Ту-22К(КД/КП) - 32 красный - Россия (СССР) - ВВС
Ту-22 (по кодификации НАТО: Blinder - «Ослепительный») — советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева, предназначенный для замены бомбардировщика Ту-16.

7. Ту-22М3 - 33 красный - Россия (СССР) - ВВС
Перемещён со стоянки ВВА им. Ю.А. Гагарина. Второй лётный экземпляр.

8. Ту-95Н - 4807 - Россия (СССР) - МАП
Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны. Единственный принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. В эксплуатации с 1956 г.

9. Ту-95МС - 31 красный - Россия (СССР) - МАП
Бомбардировщик. Перемещён со стоянки МУАБ ВВИА им. Н. Е. Жуковского.

10. Ту-128 - ВВС РФ
Двухместный барражирующий перехватчик Ту-128, прототип Ту-128 с ракетами Р-4Т и Р-4Р
Ту-128 (по кодификации НАТО: Fiddler — «Скрипач (уличный)») — советский двухместный барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия.

11. Ту-241 (ВР-2М) - 05 желтый - Россия (СССР) - ВВС
Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат разработки ОКБ им. Туполева, входил в состав комплекса ВР-2 «Стриж». Предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Посадка самолёта Ту-141 осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части. Комплекс состоял на вооружении ВВС СССР в 1979-89 гг., преимущественно дислоцировался на западной границе СССР.

12. Т-4 - 101 - Россия (СССР) - ВВС /1962/
Сверхзвуковой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (изделие 100, «Сотка»). Генеральный конструктор П.О. Сухой, главный конструктор Н.С. Черняков и группа их сотрудников приступили на конкурсной основе к проектированию экспериментального сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Су-100 («фирменное» обозначение Т-4). 22 августа 1972 г. В.С. Ильюшин совершил на Су-100 первый полет. Всего состоялось десять испытательных полетов, в ходе которых скорость постепенно наращивалась и была доведена до соответствующей М=1,7. Однако в 1975 г. работы прекратили. Наиболее вероятная причина тому - слишком большой объем технологических задач, вставших перед промышленностью при серийном производстве такого самолета. Единственный экземпляр машины поступил в музей ВВС в 1982 году.

13. 3МД/ЗМЕ - 30 красный - Россия (СССР) - ВВС
3М (по кодификации НАТО: Bison-B) — стратегический бомбардировщик разработки ОКБ Мясищева. Находился на вооружении ВВС СССР.

14. М-17 - CCCP-17103 - Россия (СССР) - МАП /1982/
Доставлен речным путем в Жуковский. Собран на ЭМЗ. Передан на ЛИК для проведения наземной отработки систем в ноябре 1981 года. 26 мая 1982 года совершил первый полет (летчик-испытатель З.Н. Чельцов). В июне-июле 1982 года совершил 4 полета по определению ЛТХ, после полетов проведена доработка. В августе 1983 года передан в ГК НИИ ВВС для проведения этапа "А" совместных государственных испытаний. В 1983-1986 года по программе государственных испытаний выполнил 133 полета. В январе 1990 года передан музею ВВС в Монино. Последний полет совершил 25 января 1990 года из Жуковского в Монино (летчик-испытатель Генералов). Всего совершил 187 полетов.

15. М-50 - 12 - Россия (СССР) - ВВС /1959/
М-50 (по кодификации НАТО: Bounder - «Прыгун») самолет был создан в ОКБ В.М. Мясищева в 1959 г. В октябре того же года летчики-испытатели Н.И. Горяйнов и Л.С. Липко выполнили первый полет и занялись программой заводских испытаний. К сожалению, в кон. 1950-х гг. в советском руководстве получили распространение взгляды на ракетную технику как способную самостоятельно, без участия других родов войск, обеспечить обороноспособность страны. Просуществовали они недолго, однако ОКБ В.М. Мясищева успели закрыть, а летные испытания весьма перспективного стратегического бомбардировщика М-50 прекратили. Экспонируемый в музее ВВС самолет был принят 30 октября 1968 г. у экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева без систем и оборудования. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

16. Як-23 - 15 красный - Россия (СССР) - ВВС
Як-23 (по кодификации НАТО: Flora) — ранний реактивный истребитель ОКБ Яковлева. Разработан на базе Як-17, совершил первый полёт в июле 1947 г. С 1949 г. в СССР выпущено 310 самолётов. Самолёты Як-23 непродолжительное время стояли на вооружении в СССР, а так же в странах Восточной Европы.

17. Як-25М - 03 красный - Россия (СССР) - ВВС
Яковлев Як-25 (по кодификации НАТО: Flashlight) — советский двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ Яковлева в нач. 1950-х гг. Будучи дозвуковым самолётом, Як-25 не мог перехватывать реактивные стратегические бомбардировщики, и был снят с вооружения в сер. 1960-х гг., однако его высотные разведывательные варианты использовались в ВВС СССР ещё некоторое время.

18. Як-25РВ - 11 красный - Россия (СССР) - ВВС /1965/
Высотный разведчик на базе Як-25, с двигателями Р-11В-300. Выпущен Улан-Уденским машиностроительным заводом.
Эксплуатация с 04.11.1965 г. по 15.06.1973г., налет 294ч 16м, 204 п. Поступил в музей из п/я В-8759 (ГосНИИГА) в 1973 г., перегон - летчик Волк.

19. Як-27Р - 14 красный - Россия (СССР) - ВВС
Як-27 (по классификации НАТО: Flashlight-C) — советский барражирующий истребитель-перехватчик, Р - тактический разведывательный вариант.

20. Як-28Л - 44 красный Россия (СССР) - ВВС
Як-28 (изделие 28Б, по кодификации НАТО: Brewer — «Пивовар») — советский многоцелевой реактивный военный самолёт. Первый полёт совершил 5 марта 1958 года. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолёта РЭБ, учебно-тренировочного самолёта. Создан на базе Як-26 и в модификации бомбардировщика был носителем тактического ядерного оружия. Первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Серийное производство завершено в 1971 году. Всего было построено 1180 самолётов (среди построенных преобладала модификация Як-28П)

21. Як-36 - 36 желтый - КБ Яковлева /1962/
Як-36 (изделие «В», по классификации НАТО — Freehand) — советский палубный штурмовик, прототип первого в СССР серийного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-38.Первый из серии опытных образцов Як-36, образец для наземных испытаний. Предназначался для исследования температурных полей, создаваемых раскалёнными газами при вертикальных взлёте и посадке. Сборка борта была закончена осенью 1962 года, после чего он был доставлен в Жуковский для проведения испытаний. Во время них самолёт поднимался на высоту 5 метров над землёй, будучи подвешенным на так называемом кабель-кране. Первое такое висение было осуществлено 9 января 1963 года (пилотировал Юрий Гарнаев). В 1963-1964 годах борт проходил испытания в ЦАГИ в аэродинамической трубе Т-101. Во второй половине 1964 года в конструкцию борта были внесены изменения (конструкция стала соответствовать изделию В-4), после чего испытания продолжились. В январе 1981 года изделие В-0 было передано в экспозицию Музея ВВС в Монино, где оно находится и сейчас. Было построено четыре опытные машины. Одна (№ 36) предназначалась для прочностных испытаний, на второй машине (№ 37) отрабатывались взлеты и посадки. На третьей машине (№ 38) проверялась эффективность доработок струйных рулей, автопилота и перекомпонованных органов управления в кабине пилота. Только 24 марта 1966 г. состоятся полет по кругу с вертикальным взлетом и посадкой, и эта дата стала днем рождения отечественного СВВП.

22. Як-38 - 37 красный - Россия (СССР) - ВМФ /1975/
Як-38 (по классификации НАТО — Forger) — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения. Один из первых Як-38 (Як-36М), пятая машина второй партии
В музее ВВС с 1989 года. Ранее имел б/н 14. Всего был построено 231 самолётов Як-38 различных модификаций в 1974—89 гг. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).

23. Як-38 - 38 желтый - КБ Яковлева

24. Як-130Д - RA-43130 / 01 белый - КБ Яковлева
Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39. Ну и аэродромы без велосипедов не возможны)

25. Як-41М (Як-141) - 141 красный - КБ Яковлева //
Як-141 (по классификации НАТО — Freestyle) — первый, но уже не единственный в мире сверхзвуковой многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП)(в США в настоящее время разработан сверхзвуковой СВВП F-35). Он был предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего манёвренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель может эксплуатироваться с взлётно-посадочных площадок ограниченных размеров и в корабельных условиях. Взлёт вертикальный или с коротким разбегом, посадка вертикальная или с коротким пробегом. Возможна эксплуатация с повреждённых аэродромов. По мнению российской телепередачи "Ударная сила", на момент создания Як-141 опережал зарубежные разработки на 15-20 лет. Третий из серии опытных образцов Як-141 и хронологически последний, предсерийный лётный экземпляр. Был окончательно собран в июне 1987 года. Имел отличия от первой машины в приборном комплексе и компоновке кабины пилота, а также некоторые различия в конструкции. Совершил первый полёт 2 апреля 1989 года (лётчик Андрей Синицын). 5 октября 1991 г. потерпел аварию (лётчик Владимир Якимов не пострадал) и позже был восстановлен как музейный экспонат (при этом он получил б/н 141 и новый окрас). В таком виде самолёт выставлялся на статической экспозиции авиасалона МАКС-93 на его московской площадке (Ходынское поле). Сейчас находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Внешним свидетельством той катастрофы является отсутствие у машины двигателя.

26. ДБ-3 (ЦКБ-30) - 12 белый - Россия (СССР) - ВВС
ДБ-3Т появился в экспозиции Монинского музея ВВС в 1989 г. Самолет был найден в тайге, в 100 км от Комсомольска-на-Амуре и в 1988 - 1989 гг. торпедоносец был восстановлен группой энтузиастов на ИАПО. Серийный номер самолета 39311. Первоначально самолет был камуфлирован (коричнево-зеленый сверху, голубой снизу), звезды имели черную окантовку, затем, уже в полевых условиях, он был перекрашен серебрянкой. При реставрации самолета была восстановлена первоначальная камуфляжная окраска. Бортовой номер "12" был дан самолету по числу участников группы реставрации. Первоначально самолет хранился в ангаре Монинского музея, но затем его перевели на открытую площадку и с него сняли ШКАС, законопатили все турели. Позже коки винтов были перекрашены в красный цвет, а звезды окантовали белым.

27. Ла-15 - 01 красный - Россия (СССР) - ВВС /1949/
Ла-15 (Fantail по класификации НАТО, первоначально Type 21) — реактивный истребитель ОКБ Лавочкина. Первый полёт прототипа «174» в январе 1948 г. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО в 1949-54 гг. После списания с Ла-15 снимали двигатели для их использования на самолётах-снарядах КС-1 Комета, а сами самолёты отправлялись на ядерные полигоны, где их использовали в качестве мишеней. С 23 апреля 1949 года выполнял программу сдаточных полетов (лётчик Алифанов). 20 мая 1949 года поступил в в/ч ВВС СССР. В июне 1949 года передан в ГК НИИ ВВС, для проведения испытательных полётов. Последний полёт совершил 9 марта 1950 года (лётчик Бровцев). Время налёта 20 часов, совершил 37 полётов. 23 мая 1958 года передан ВВИА им. Н. Е. Жуковского в качестве учебного пособия. В сентябре 1958 года передан в музей ВВС.

28. Ла-250 - 04 красный - Россия (СССР) - ВВС /1958/
Истребитель-перехватчик Ла-250А «Анаконда». Имел полный комплект бортового оборудования. Весной 1959 года проходил наземную отработку РЛС К-15. В мае 1959 года выполнил две рулежки. Никогда не совершал полётов. Позже передан в качестве учебного пособия в ВВИА им. Н. Е. Жуковского. В 1967 году передан в музей ВВС. Ла-250 - дальний сверхзвуковой всепогодный истребитель-ракетоносец, один из первых в этом классе. Этот барражирующий перехватчик предназначался для перехвата самолетов или крылатых ракет из положения «дежурство в воздухе».

29. L-29 - 69 синий - Россия (СССР) - ВВС
Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963 — 1973 годах, построено 3665 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros. «Дельфин» состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда).

· Главнокомандующие · Советские ВВС к 1990 году · Эволюция опознавательного знака ВВС СССР · Фотогалерея · Примечания · Сноски · Литература · Официальный сайт ·

Развал мощной глубокоэшелонированной системы обороны Советского Союза начался с её передовых военных баз - вывода групп войск, размещённых в странах Восточной Европы и Монголии. В соответствии с многочисленными международными обязательствами СССР с 1991 года осуществляет массированный вывод своей самой мощной передовой Группы советских войск в Германии. Личный состав группировки составлял 370 тыс. человек, в том числе 100 тыс. офицеров и прапорщиков, и, кроме этого, 1842 тыс. членов их семей. ВВС группы состояли из 16-й воздушной армии (пять авиадивизий). На вооружении здесь находилось 620 боевых самолётов и 790 вертолётов, и, кроме этого, 1600 тысяч тонн боеприпасов и другого снаряжения. Основная их часть выводилась в Россию , некоторые части и соединения выводились в Белоруссию и на Украину . Вывод войск из Германии завершился в июне 1994 года. Из Чехословакии, Венгрии и Монголии были выведены войска в количестве 186 тыс. человек, 350 боевых самолётов и 364 вертолёта. Из Польши выведены 73 тысяч военнослужащих, в том числе 4-я воздушная армия.

Под давлением США Советский Союз почти полностью вывел учебную бригаду из Кубы, которая в 1989 году насчитывала 7700 человек и организационно состояла из мотострелкового, артиллерийского и танкового батальонов, а также частей обеспечения. Также почти полностью в тот период было свёрнуто советское военное присутствие во Вьетнаме - военно-морской базе Камрань, где как правило дислоцировался батальон морской пехоты, а также смешанная группировка ВМФ и ВВС.

В декабре 1991 года советские Военно-воздушные силы были разделены между Россией и 11 независимыми республиками.

Раздел ВВС между союзными республиками

Россия

Подробнее: Военно-воздушные силы России

В результате разделения Россия получила примерно 40% техники и 65% личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены.

К моменту распада СССР его военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны являлись наиболее многочисленными в мире, превосходя по численности авиационные парки США и Китая. Содержание столь огромных сил в условиях экономического кризиса и изменения международной ситуации было невозможным, что привело к значительному сокращению ВВС России. С 1992 года началась череда массированных сокращений численности авиации при сохранении в общем неизменной структуры ВВС советского периода. В этот период сняты с вооружения все самолёты устаревших типов. Боевой состав ВВС, авиации ПВО и ВМФ к концу периода был представлен почти исключительно самолётами четвёртого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31). Общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась почти втрое - с 281 до 102 авиационных полков. К 1995 году прекратилось серийное производство самолётов для ВВС и авиации ПВО. В 1992 году поставки новой авиатехники составили 67 самолётов и 10 вертолётов, в 1993 году - 48 самолётов и 18 вертолётов, в 1994 году - 17 самолётов и 19 вертолётов. В 1995 году закуплено только 17 вертолётов. После 2000 года запущены программы модернизации самолётов Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-31, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160, А-50 и Ил-76ТД, вертолётов Ми-8 и Ми-24П.

Украина

Подробнее: Военно-воздушные силы Украины

На момент обретения независимости на Украине имелось более 2800 летательных аппаратов, в том числе 29 средних бомбардировщиков Ту-22М, 33 бомбардировщика Ту-22, более 200 Су-24, 50 истребителей Су-27, 194 истребителя МиГ-29. Организационно эта воздушная группировка была представлена четырьмя воздушными армиями, десятью авиадивизиями, 49 авиационными полками. Впоследствии часть из этих самолётов была передана российской стороне, а часть осталась в строю только что созданных ВВС Украины. Также на территории Украины размещалась группа новейших бомбардировщиков Ту-160. 11 таких бомбардировщиков были утилизированы под дипломатическим давлением США. 8 самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

Белоруссия

Подробнее: Военно-воздушные силы Белоруссии

После распада СССР Белоруссии досталась обширная группировка истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации. В начале 1990-х годов в Беларуси находилось около 100 самолётов МиГ-29, часть из которых сразу же была продана Алжиру, Перу и Эритрее. К 2000-м годам в строю находилось 40-50 самолётов данного типа, а также несколько десятков единиц фронтовых бомбардировщиков Су-24 и истребителей Су-27.

Казахстан

Подробнее: Силы воздушной обороны Республики Казахстан

После распада СССР Казахстану достались довольно современные авиационные вооружения, в частности истребители МиГ-29 и Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, а также 40 Ту-95МС на авиабазе в Семипалатинске. В феврале 1999 года Нурсултан Назарбаев заявил, что ВВС сведены в 36 эскадрилий и пилоты имеют налет по 100 часов в год (для СНГ норма-20). В начале 2000 года ВВС получили 4 новых Су-27 и несколько „Альбатросов“. Часть самолётов находится на хранении.

Армения

Подробнее: Военно-воздушные силы Армении

Армении достались вертолёты Ми-8 и Ми-24 отдельной эскадрильи, базировавшейся в Ереванском аэропорту, а также несколько штурмовиков Су-25. Начало формирования подразделений ВВС Армении было положено летом 1993 года.

Азербайджан

Подробнее: Военно-воздушные силы Азербайджана

История ВВС независимого Азербайджана началась 8 апреля 1992 года, когда азербайджанский лётчик старший лейтенант Вагиф Курбанов, служивший на авиационной базе Ситалчай, где базировался 80-й отдельный штурмовой авиаполк, угнал самолёт Су-25 и посадил его на гражданском аэродроме в Евлахе. После распада СССР Азербайджану досталось 5 самолётов МиГ-21, 16 Су-24, МиГ-25, 72 учебно-тренировочных Л-29. Впоследствии 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ были закуплены на Украине. Самолёты доработаны согласно украинской программе модернизации МиГ-29. Азербайджан как и большая часть стран бывшего СССР зависит от поставок запчастей из России , поэтому боеготовность самолётов весьма.

Грузия

Подробнее: Военно-воздушные силы Грузии

Loading...Loading...