Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа

  • Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
  • Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Воспитатель.

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …

Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?

Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .

Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)

А еще для чего нам нужны комнатные растения?

(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)

А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.

Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)

Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )

Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.

Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .

Воспитатель:

– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)

Воспитатель:

– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей)

–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.

Вот мы и познакомились с новым растением.

Воспитатель:

– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .

Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?

В уголке природы.

Воспитатель:

Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Воспитатель:

– Приглашаю детей пройти к уголку природы.

Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.

А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.

Воспитатель.

–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)

А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .

(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.

- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)

Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как питается растение? Также как и мы? (корнями)

Правильно ребята, именно корни кормят растение.

А где хранится пища для растения? (в земле, почве)

Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .

Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.

Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.

Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.

О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.

Конспект НОД в средней группе: Мир комнатных растений


Антонова Мария Васильевна
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет. В ходе занятия закрепляются знания детей комнатных растениях.Данный материал будет интересен воспитателям детского сада.
Цель : расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;
Задачи:
- Уточнить представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
- Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость.

Предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в уголке природы;
Рассматривание папки «Комнатные растения»;
Беседа "Мир комнатных растений";
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»;
Дидактическая игра «Где спрятался щенок?».
Материал: Конверт с письмом, комнатные растения, картинки комнатных растений, цветы с заданием, карточки о потребностях растений, пустой конверт, «волшебный мешочек» с предметами ухода за растениями, матрешка, конверт с частями растения. Дети утром, находят у входа в группу конверт.По приходу всех детей, воспитатель читает детям письмо
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Дюймовочка. Решила обратиться к вам за помощью. В нашей сказочной стране Эльфов был сильный ураган, который унес пять волшебных цветов – помощников. Если вы найдете их и выполните все задания,написанные на лепестках этих цветов, то в нашей стране будет, как и прежде, ярко и сказочно красиво. Надеемся на вашу помощь. Дюймовочка».


Воспитатель: - Ну, ребята, что будем делать? (подвожу к тому, чтобы дети согласились помочь Дюймовочке – отыскать их цветы).
Дети ищут в группе цветы и находят первый цветок с заданием.
1 задание
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце.
(комнатные растения)
Воспитатель: - Правильно, а для чего нужны человеку комнатные растения?
Дети: - Для очистки воздуха, красоты, уюта, здоровья.
Воспитатель: - А еще с комнатными растениями можно поиграть. Давайте поиграем с нашими растениями и матрешкой.
Игра «Где спряталась матрешка?».
(Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет маленькую матрешку за любое комнатное растение, а дети должны отгадать и назвать растение).





Дети продолжают искать в группе цветы. Находят второй цветок с заданием.
2 задание
Игра «Узнай растение по описанию».
Воспитатель читает карточку - описание растения, а дети угадывают и называют комнатное растение.



Дети находят третий цветок с заданием.
3 задание
Игра «Волшебный мешочек».
Дети узнают предмет на ощупь, и определяют, для чего он нужен.
(Лейка, щеточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления).

Воспитатель: - Ребята, предлагаю отдохнуть.
Физкульминутка
Есть дома встать на носочки, руки потянуть вверх;
И есть мосты, наклон вперед, руки назад, колени прямые;
Есть деревья выпрямиться, руки округлить над головой;
И кусты, присесть, руки вытянуть вперед;
И всем на удивление встать, руки в стороны, повороты корпусом,
В комнате растения[ i]плечи приподняты;
Нам без них никак нельзя руки на поясе, повороты головой вправо и влево;
Потому, что мы – друзья! развести руки в стороны, обхватить корпус руками).
Повторить 2-3 раза.
Дети продолжают искать цветы и находят четвертый цветок с заданием.
4 задание
Игра «Собери растение из частей».
В конверте части растения, ребенок составляет растение из частей и объясняют, какая часть растения, для чего необходима.


Дети находят пятый цветок с заданием.
5 задание
Игра «Что нужно растению для жизни и роста?».

В конверте карточки – схемы. Дети расставляют карточки и объясняют, какие условия необходимы для роста комнатных растений.



Воспитатель: - Ребята,давайте сосчитаем найденные цветы. (дети считают цветы)
Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу Дюймовочки.Но,в чем же их секрет этих цветов?
(дети поворачивают обратной стороной, на которой написаны правила ухода за растениями.)
Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю положить цветы в конверт и отправить их Дюймовочке, в страну Эльфов.
Дети складывают цветы в конверт и уносят письмо на "почту"
Данное занятие является итоговым.На нем я уточнила,какие знания дети получили в течении учебного года по теме "Комнатные растения". Результатами я осталась довольна.Работать по этой теме я продолжу и в старшей группе.

Беседа с детьми средней группы:
Комнатные растения и их роль в жизни человека
Комнатные растения и их роль в жизни человека.
познакомить учащихся с характерными признаками растений;
Тема:

формировать у детей представлений об уходе за комнатными растениями;
обогащать и активизировать словарь; развивать мышление и внимание;
воспитывать любовь к природе.
Задачи:
1. Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.
2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.
3. Воспитывать желание ухаживать за ними.
Словарь:
Кислород
Растения
Удобрения
Подкормка
Опрыскивать
Пульвилизатор
I .Организационный момент
­Сядьте правильно, слушайте меня внимательно. Говорите четко.
II .Слуховая зарядка
­Как вы меня слышите?
­Какая погода за окном?
III .Ход беседы
Человек большую часть своего времени проводит в помещении. В помещении
нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для
здоровья химические вещества и элементы. Это лаки и краски, которыми
покрыта мебель, книги, ковры, линолеум и паркет, а также вся бытовая
техника. Вещества, которые выделяют все эти предметы и материалы, опасны
сами по себе, а смешиваясь между собой представляют еще большую
опасность для человека.
Что делать? Искать помощи у природы, то есть постараться окружить себя
различными комнатными растениями, которые, активно забирают всё
вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.
Поглощая вредные загрязнители растения способствуют оздоровлению
окружающей среды. Было также отмечено, что одна группа растений
благоприятно воздействует на состояние здоровья, а другие вызывают
отрицательные действия. Третья группа растений используется как
лекарственная.
Давайте рассмотрим некоторые комнатные растения, которые теперь есть у
нас в группе.

аа
Фиалка.
Фи лка - род растений семейства Фиалковые. Известно около пятисот
видов, растущих в Северном полушарии - в горах и в регионах с умеренным
климатом. Некоторые виды фиалок -любимые растения цветников.
Распространены многочисленные сорта растения под названием Анютины
глазки.
Применяется в медицине как противоаллергическое, жаропонижающее
средство.

А теперь, давайте внимательно рассмотрим этот цветок:
Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень,
стебель, листья, цветы, семена.)
Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)
Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало
воздухом).
Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце,
земля, вода).
Посмотрите, на растения, а с помощью чего они размножаются?
Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля
(черенком).
Дети, а расскажите мне, как определить, что растению требуется полив?
(земля на ощупь сухая, листочки вялые)
А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры,
отстоявшейся).
Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)
Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням
было легче расти и дышать)
Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не
повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не
ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни
располагаются близко к поверхности).
Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво
выглядели? (растения надо мыть).
Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем
тряпочками).
Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из
пульверизатора).
Физкультминутка. Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам
немного поразмяться. Давайте встанем врассыпную и представим, что мы
цветочки.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки,
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
­ Дети сидят на корточках в кругу.
Медленно встают.
Тянутся на носках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны, ладонями вверх.
Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.
Молодцы. А сейчас, я вам покажу книжку с другими комнатными растениями,
которые может быть есть у вас дома. Например:
Плющ.
Плющ- род растений семейства Аралиевые. Слово плющ обычно
сравнивается с плю, плев ть ввиду неприятного вкуса растения.
юа
аа

Это - ползучие кустарники, цепляющиеся своими придаточными корнями за
стены, стволы деревьев. Встречаются плющи в странах с мягким климатом
Северного полушария и в Австралии. В культуре известно множество
разновидностей типового вида и несколько разновидностей второго и
третьего вида. Плющ любит тенистые места и невысокую температуру.
Он был известен в глубокой древности; у греков он служил эмблемой веселья
и любви; при торжествах и на пирах поэты украшали свои головы
плющевым венком. Плющ считается лекарственным растением.
Хлорофитум.
Хлорофитум- род травянистых растений. Ранее Хлорофитум относили к
семейству Лилейные.
Хлорофитум является одним из наиболее распространенных неприхотливых
комнатных растений. Он быстро растет, а весной и летом на тонких стеблях
появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки
листьев. Растение это неприхотливое, хотя летом требует обильного полива.
Хлорофитум считается одним из наиболее эффективных очистителей
воздуха в комнате.
Создание рисунков комнатных растений.
Теперь мы с вами раскрасим раскраски с изображением разных комнатных
растений.
Заключение.
Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Мы с
вами познакомились с ролью растений в жизни человека.
Сколько растений в мире прекрасном,
Могут служить интерьером, лекарством.
Газом они насыщают наш воздух,
Без них обойтись мы не можем при вздохе.
Радость от них, на душе красота
Недаром трудилась природа – ура!
Так давайте же, ребята, садить больше комнатных растений дома, в группе,
тогда наш воздух будет чище, а мы будем здоровыми.
IV . Итог
Вопросы:
1. О каких комнатных растениях мы поговорили?
2. Какая роль комнатных растений в жизни человека?
3. Какие комнатные растения растут у вас дома?
4. Какие лекарственные комнатные растения вы знаете?

Елена Воротникова
Беседа «Комнатные растения» для детей средней группы

Цель : Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения .

Ход беседы.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим как много комнатных растений в нашей группе . Комнатными растениями человек украшает свой дом. А как вы думаете, для чего нужны растения в доме ? (ответы детей ) .

Растения не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от грязи и пыли. Ребята, комнатные растения не только радуют нас своей красотой, но и ещё они хорошо пахнут. Вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название . А какие комнатные растения вы знаете ? (ответы детей ) .

Воспитатель. Ребята, а кто знает это растение ? (Показывает фиалку) . Оно называется фиалка. Рассмотрите его хорошо и скажите, что есть у фиалки? Какого цвета листья? Какой формы листья? (ответы детей ) .

У фиалки есть листья, цветки, стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные, у листьев есть черешок. У фиалки стебель очень короткий.

Воспитатель. А какого цвета цветы у фиалки? Они бывают разные.

Дети, знаете ли вы название этого растения ? (показывает герань) . Это растение называется "герань", или "пеларгония". Давайте внимательно рассмотрим это растение . Что есть у герани? (ответы детей ) .

У герани есть стебель, листья, (цветки, если оно цветёт) и корни. А какой формы листья у герани? Какого цвета листья? (ответы детей )

А где же корни у растения ? Как вы думаете, зачем герани нужны корни? (ответы детей )

Да, корни растения находятся в земле . С помощью корня растение не падает , а крепко держится в в земле. А ещё корень питает растение . Что бы растение не завяло , его нужно поливать. У нас в группе много различных растений . Какие растения вы знаете ? (ответы детей ) .

Затем воспитатель предлагает детям выбрать себе понравившееся растение и внимательно его рассмотреть. Воспитатель поочерёдно спрашивает детей :

Есть ли у растения стебель ? Покажи.

Какой формы листья?

Есть ли у растения цветок ?

Если есть цветок, то какого цвета?

Как называется растение ? Воспитатель предлагает детям полить растения , протереть его. Рассказывает, что за растением нужно хорошо ухаживать что бы они цвели.

Игра повторяется 3-4 раза.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Комнатные растения» Конспект образовательной деятельности в средней группе «Комнатные растения». Цель: формировать у детей представления о комнатных растениях,.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей младшей группы «Комнатные растения» Екатерина Токарева Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей младшей группы "Комнатные растения".

Цель: Формировать разностороннее представление о комнатных растениях, их пользе и строение. Задачи: Учить различать комнатные растения по.

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения.

Растения уголка природы младших групп. При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2--3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3--4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Растения уголка природы средней группы. В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей, разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся е условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода, (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует, прежде всего, подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в частоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т.д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие -- в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2--3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по утолку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными.

Уход за комнатными растениями. Он заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, перевалке и пересадке, подкормке, обрезке, размножении и борьбе с вредителями. |

Полив. Растения поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавиться от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса теплее комнатной. При этом следят, чтобы весь земляной ком пропитался водой. Если при поливе вода появляется на поддоне и через 2 ч не впитывается обратно через донное отверстие, ее сливают.

Опрыскивание. Это важная часть ухода за многими растениями: поддерживает их водный режим, Пря систематическом опрыскивании тепловатой водой растения остаются свежими и зелеными всю зиму, быстрее растут побеги, листья, распускаются почки.

Мытье. Растения необходимо систематически обмывать тепловатой водой для удаления пыли. Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Колючие кактусы перед мытьем следует очистить от пыли мягкой щеточкой. Растения с опушенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Цветочные горшки 3--4 раза в год обмывают снаружи горячей водой с мылом при помощи жесткой щетки.

Рыхление. Рыхление -- это сухой полив. Проводят его на следующий день после полива. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1--1,5 см около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Перевалка и пересадка. Перевалка проводится тогда, когда растению становится тесно в горшке. При этом земляной ком не разрушается. Свежую земля» небольшим слоем насыпают на дно нового горшка и добавляют между его стенкой и земляным комом, а также сверху. При пересадке земляной ком частично разрушается (удаляется большая часть старой земли). Новый горшок должен быть на 3--4 см больше старого. Пересаживать растения лучше всего весной, до начала интенсивного роста.

Подкормка. Для нормального питания растений их нужно систематически подкармливать. В качестве подкормки в условиях детского садя лучше всего использовать минеральные удобрения (готовые смеси продаются в цветочных магазинах с указанием их применения). Подкармливать растения следует тогда, когда они начнут расти (после пересадки или укоренения). Подкормку применяют 2--3 раза в месяц. За несколько часов до подкормки растение должно быть хорошо полито.

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, надо управлять его ростом. Для формирования куста прищипывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых. А боковые побеги по достижении высоты 10--15 см тоже прищипывают. Обрезка производится острым ножом. Срезы надо делать над почкой. Места срезов присыпают толченым углем.

Размножение. Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и листовые. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения (традесканция, бегония, фикус, аукуба, бальзамин, пеларгония и т. д.). С растущего побега срезают веточку с 2--3 узлами. Нижний срез делают под самым узлом. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, ящик так, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом. До укоренения их два раза в день опрыскивают из пульверизатора. Листовыми черенками размножают бегонию-рекс, сансевьеру, фиалку узамбарскую. На нижней стороне листа бегонии-рекс надрезают бритвой разветвления жилок, лист кладут этой стороной на влажный песок. Места надрезов прижимают к песку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз. Уход такой же, как за стеблевыми черенками.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются все луковичные растения -- амариллис, кринум, гемантус, зефирантес. На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы в высаживают в горшок. Ухаживают за ними так же, как и за старыми растениями-

Размножение отпрысками. Легко размножаются растения, образующие наземные отпрыски (камнеломка, хлорофитум и т. д.), которые представляют собой, в сущности, вполне сформировавшиеся молодые растеньица. Эти отпрыски отрезают от материнского растения и сажают в маленький горшок.

Размножение корневищами. Так размножают некоторые растения при пересадке. С корневища стряхивают землю и разрезают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей так, чтобы на каждой были хотя бы 1--2 почки или побег и корни. Корневищами размножают аспидистру, сансевьеру, циперус.

Борьба с вредителями комнатных растений. Чаще всего комнатные растения разрушают тля, щитовка, червец, паутинный клещ, трипе, ногохвостка Тля -- мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Пораженное растение обливают мыльной водой с керосином (в 1/2 л воды растворяют кусочек мыла и добавляют 50 капель керосина). Обработку повторяют несколько раз через каждые 7--10 дней. Через день после обработки растение обмывают чистой водой.

Щитовка -- мелкое насекомое, тело которого со спины покрыто воскообразным щитком. Вредителей снимают щеткой и обмывают растение мыльной водой. Через день растение надо обмыть чистой водой. Обрабатывают растение мыльной водой несколько раз.

Червец -- опасный вредитель. Тело самки покрыто восковыми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты, затем обмывают пораженные места мыльной водой, которую на следующий день необходимо смыть чистой водой. Если у растения крепкие кожистые листья, можно уничтожать чернецов, обтирая места их расселения ватой, смоченной в спирте, разбавленном водой.

Паутинный клещ настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется клещ на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой. Пораженные растения опрыскивают. У них обмывают нижнюю сторону каждого листа керосино-мыльной водой. При обмывании необходимо разрушать паутинку.

Трипе -- мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Поселяется на нижней стороне листа. Пораженное растение обмывают мыльной водой, а затем на следующий день смывают чистой. Это проделывается несколько раз.

Ногохвостка -- очень мелкое белое насекомое. Появляется в земле при чрезмерно обильном поливе. Чтобы избавиться от ногохвосток, полив необходимо прекратить, пока земляной ком не просохнет. В ряде случаев растение пересаживают в свежую землю, загнившие корни обрезают.

Loading...Loading...