Общее понятие о темпераменте. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики с помощью волевой регуляции.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Особенности и свойства темперамента:

1) Свойства универсальны и проявляются во всех сферах деятельности;

2) Проявляется с раннего детства;

3) Мало изменяется в течении жизни, устойчив;

4) Зависит от свойств нервной системы;

5) Каждое свойство выполняет определенные приспособительные личностные функции в деятельности;

6) Свойства образуют определенный симптома-комплекс свойств у каждого человека.

Основы учения о темпераменте были заложены Гиппократом(5в.до н.э.), он предполагал, что здоровье человека определяется правильным сочетанием 4 соков в организме (кровь,лимфа, черная и желтая желчь). Он не связывал соотношение соков с психологическим складом человека.

Гален (Гуморальная теория ) предложил 4 типа темперамента в зависимости от пропорции жидкостей в организме: сангвиник (кровь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (лимфа).

И.П.Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

  • сила , т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Они характеризуются выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • уравновешенность , характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность , как показатель быстроты смены процессов возбуждения и подвижности;

Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

  • лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;
  • динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов;
  • концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы. При этом выделены следующие психические свойства:

  • активность , показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);
  • сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;
  • регидность(пластичность) - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертности, косность, нечувствительность к изменению условий;
  • экстра-интро-вертированность - направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события (экстра-). Направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли (интро-);
  • тип реакции - скорость протекания психических процессов и реакций;
  • реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

Общепринятая классификация темперамента:

Сангвиник - человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Подобный тип темперамента характеризует как правило расчётливого человека. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал

Холерик - человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Все холерики от своей природы характера прирождённые лидеры. Двое холериков не уживутся рядом, так как никто из них не сможет уступить друг другу. Зачастую подобные личности "идут до последнего" даже вопреки здравому смыслу, т. к. считают, что всё, что они делают, - правильно, их разум может легко затуманить гордыня.

Флегматик - человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик - человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Диагностика темперамента : опросник Айзенка по определению темперамента (экстраверсия,нейротизм), тест Стреляу (оценка силы процессов возбуждения и торможения, их подвижность).

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении. И.П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии различают следующие основные особенности проявления темперамента:

Сенситивность (повышенная чувствительность). О ней судят по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию;

Реактивность, эмоциональность. Функция этой характеристики определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители;

Резистентность, т. е. сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность;


Ригидность-пластичность. Первое свойство характеры зуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство ему противоположно.

Экстравертированность-интровертированность. О ни* мы судим по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность);

Возбудимость внимания. Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.

Темперамент представляет собой результат особым образом организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, которая формируется под влиянием различного соотношения двух основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности вьщерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

Тип нервной системы - понятие физиологическое, а темперамент - психологическое. Темперамент является психологическим проявлением типа как комплекса свойств высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.


|. Сильный. У человека, которому он свойствен, процес-,j возбуждения и торможения сильные. Между ними существу 61 " равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сен-ситивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности. Сангвиник обычно находится в приподнятом настроении, отличается быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Он быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Представители этого вида темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У них часто наблюдается цикличность в деятельности, т. е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Холерик отличается быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, его чувства ярко выражаются в мимике, речи. Он впечатлителен, часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной Деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства Духовной жизни, холерический темперамент часто проявляйся отрицательно: в раздражительности, аффективное™.


3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сцдь. ные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНд соответствует флегматический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается слабыми возбудимостью, сенситивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у такого человека протекают медленно, после длительного периода «врабаты-вания» он может настойчиво действовать в одном и том же направлении. Вместе с тем он не отличается инициативностью, поэтому часто нуждается в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на косности динамических стереотипов, недостаточной гибкости в действиях. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут сформироваться положительные черты: вьщержка, глубина мыслей и т. д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Представитель этого вида темперамента отличается высокой эмоциональной чувствительностью, сенситивностью, повышенной ранимостью. Он болезненно реагирует на внезапное усложнение обстановки, испытывает сильный страх в опасных ситуациях, чувствует себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолик внешне слабо выражает свои чувства. У него преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Меланхолика отличают стесненность в движени-


ях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Представители различных видов темпераментов проявляют разные психологические характеристики в деятельности и общении с другими людьми. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. В отличие от них холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же, в свою очередь, малообщительны. Им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Библиотека высшей школы психология

Библиотека высшей школы.. в г крысько.. психология и педагогика..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи психологической науки и сущность феноменов,которые она изучает
Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и

Психология и другие науки
Психология значительно отличается от других наук. Во-первых, она является одной из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям

Этапы и особенности развития психологической науки
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не т

Методологические и теоретические основы психологии
Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, даюшие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений в

Роль естественно-научных основ в психологии
Естественно-научные основы психологической науки описываются особой отраслью знаний - физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), или психофизиологией. Она ставит перед собой следующие задачи:

Закономерности высшей нервной деятельности
Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой,

Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов
В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение).

Общая характеристика внимания
Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Вни- мание не является процессом отражения действительности, оно представля

Сущность и своеобразие памяти
Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человек

Общая характеристика мышления
Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. В процессе мышления человек отражает объективный м

Понятие речи в психологии
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди

Сущность и особенности эмоций и чувств
В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний,

Общая характеристика психических состояний человека
В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определе

Специфика психических образований человека
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний,

Понятие о личности в психологии
В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: субъект, индивид, личность. Во-первых, психология всегда рассматривает человека в качестве субъекта (у

Сущность направленности личности
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей цел

Общая характеристика характера
Характер - психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер пред

Особенности социализации личности
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научи

Психологические явления, возникающие в больших социальных группах
Человек живет в обществе и строит с ним (с другими людьми в нем) определенные отношения. Само же общество состоит из значительного количества больших и малых групп, внутри которых формируется и раз

Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах
Психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функциониров

Сущность, структура и особенности деятельности людей
Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деяте

Сущность и социальная роль взаимодействия людей
С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинна

Специфика взаимопонимания между людьми
Взаимопонимание - социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: согласовании индивидуального осмысления предмета общения; взаимоприемлемой двустор

Роль и значение контроля и управления в жизни и деятельности людей
Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение людей, живущих в нем. Он сводится к функционированию и проявлению:

Специфика конфликта между людьми
Отношения между людьми не всегда являются безоблачными. Они могут принимать форму конфликта, представляющего собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисг

Специфика поведения людей в толпе
Люди в обществе, особенно в ходе социальных кризисов и конфликтов, не всегда ведут себя организованно. Примером тому их действия в толпе. Толпа - это относительно кратковременное, неорганизо

Предмет, задачи и методологические основы педагогики
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло отражение и в ее названии: слово «педагогика» происходит от греческого пайдагогос (букв, «де-товодство). Со времен

Особенности педагогики как науки
Педагогика как наука имеет свои особенности, которые определяются, во-первых, ее структурой, включающей педагогическую практику, педагогическую теорию и уровни анализа педагогических явлений и проц

Историческое развитие педагогики и ее связь с другими науками
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. На первом, эмпирическом, этапе развития педагогики начиная с древнейших времен, человечество нак

Обучение, воспитание и образование как общественные явления
Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и образования, которые в то же время являются и общественными явлениями. С

Образование как результат обучения и воспитания
Под образованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенн

Общая характеристика форм и организации обучения
Формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений у

Общая характеристика методов воспитания
Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения. Метод убеждения - основной метод воспитания, п

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук). Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Общее представление о темпераменте и характере С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия - это модель достижения цели. Именно при

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

Из книги автора

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

Из книги автора

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Из книги автора

66. Понятие о темпераменте Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.Поведение зависит не только от социальных условий, но и

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С.ПУШКИНА

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ЕГО ТИПАХ

Лысенкова Екатерина Сергеевна

студентка 2 курса

Научный руководитель: кандидат психологических наук,

доцент Гайворонская Ирина Борисовна

Санкт-Петербург

Введение

Глава 1. История изучения темперамента

Глава 2. Понятие о темпераменте

Глава 3. Свойства темперамента

Глава 4. Характеристики типов темперамента

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более двух с половиной тысячелетий. С понятием «темперамент» каждый человек знакомится рано. Ведь ещё в детстве мы замечаем, что между нами существуют индивидуальные различия - кто-то более подвижный и настойчивый, а кто-то медлительный и застенчивый. Именно в этих особенностях проявляется темперамент.

Темперамент проявляется в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой), в походке, в жестах и в поведении в целом. Он включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства - умение быстро включаться в работу, настойчивость, общительность, быстрота смены настроений, терпеливость. Темперамент является динамичной характеристикой человека и от него зависят психический ритм и темп, быстрота возникновения чувств и их устойчивость.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Актуальность. В настоящее время в психологии осуществляется целостный подход к изучению человека. Человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и т.д. Поэтому чтобы познать человека нужно рассмотреть все черты, важнейшей из которых является темперамент, ведь он является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Объектом исследования является человек.

Предмет исследования - темперамент и его типы.

Основная цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю изучения и основные типы темперамента.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

.Рассмотреть основные подходы и теории изучения темперамента;

2.Дать общую характеристику понятию «темперамент»;

.Рассмотреть основные свойства и типы темперамента.

Глава 1. История изучения темперамента

Учение о темпераментах возникло ещё в древности. Слово «темперамент» (от лат. Temperans) в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что мир образуется из четырех стихий и организм человека также представляет собой смесь четырех начал, но связанных в определенной пропорции. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей непосредственно связываются Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Степень преобладания какой-либо жидкости в этой смеси обуславливает основные четыре типа людей:

.Сангвиники, люди с преобладанием крови в общей смеси. Им характерно прекрасное телосложение, высокая подвижность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям;

2.Холерики, люди с доминированием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы, энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств и военных дел;

.Флегматики, люди с преобладанием слизи, рыхлого телосложения, вялые малоактивные, сонливые, не обладают тонкостью чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли;

.Меланхолики, люди с преобладанием черной желчи, хмурые с тоскливым характером.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента, основанную всё на тех же гуморальных представлениях Гиппократа. Она включала 13 типов, в том числе и те, о которых было сказано выше. Правда психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем всё больше расширялась.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии привело к новшествам в объяснении типов темперамента. Их всё больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых, помимо физических свойств крови, положил в основу разделение различие тканей и ширину просвета сосудов. Легкая кровь, рыхлые ткани и умеренно расширенные сосуды облегчают, по мысли этих ученых, течение жизненных процессов и порождают сангвинический темперамент. При значительной плотности в тканях кровь задерживается в сосудах, пульс становится сильнее и быстрее, общая теплота тела возрастает - это создает холерический темперамент. При плотной крови и узких сосудах в ткани возникает только жидкая, водянистая часть крови, благодаря чему рождается флегматический темперамент. Наконец, плотная, темная кровь с узкими порами тканей и широким просветом сосудов ведет к образованию меланхолического темперамента.

Близка к этой теории была точка зрения И.Канта, который считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - как темпераменты действия. Эта теория сохранилась до конца XIX - начала XX. Например, П.Ф.Лесгафт, русский педагог анатом и врач, считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов; у холериков - малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови, у сангвиников - малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови и т.д.

Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психологическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты.

Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте - возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г.Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Для людей с флегматико-меланхолическим темпераментом характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств.

И.Генл предложил теорию темпераментов исходя из «тонуса» нервной и мышечной систем. С точки зрения этого ученого, тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек. Невысокая степень тонуса свойственна флегматикам - этим обусловлена общая вялость движений, эмоциональна я не возбудимость, слабость мимики. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит быстро, а у вторых оно сохраняется дольше. Меланхолический темперамент характеризуется, с точки зрения Генле, несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности.

Близка к этой теории попытка французского философа А.Фулье, построить теорию темпераментов на основе учения об обмене веществ в организме. То, что Генле называет тонусом нервной системы, по мнению Фулье, сводится к большей или меньшей напряженности процессов распада и восстановления веществ в тканях тела, особенно в центральной нервной системе. По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других - процессы восстановления. Сангвинический темперамент характеризуется преобладанием восстановления, быстрой, но слабой и непродолжительной реакцией. Меланхолический - преобладанием восстановления нервного вещества, медленной, но сильной и продолжительной реакцией. Для холерического темперамента характерен быстрый и сильный распад, а для флегматического медленный и слабый распад нервного вещества.

Ряд ученых в нашей стране тоже придерживался гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента. П.П.Блонский считал, что особенности поведения человека зависят от того, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Вагатоники медлительны и спокойны. Симпатикотоники, напротив, импульсивны, решительны.

Постепенно среди ученых всё более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их интенсивность и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В.Вундтом. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту - данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что и возбудимость - для ощущения.

Придерживаясь такого взгляда, В.Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью - сангвинический темперамент и т.д.

На рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Проведя множество измерений частей тела людей, Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа.

.Лептосоматик. Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская. Плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие.

2.Пикник. Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее.

.Атлетик. Имеет хорошую мускулатуру, крупное телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра.

.Диспластик. Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.

С назваными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента:

.Шизотимик. Имеет лептосоматическое или астеническое телосложение. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2.Циклотимик. Имеет пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

.Иксотимик. Обладает атлетическим телосложением. Спокойный, невпечатлительный человек, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.

Несколько позже в США приобрела популярность концепция темперамента, выдвинутая У.Шелдоном, которая была сформулирована в 1940-е гг. В основе представлений Шелдона лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающей его функцией. Им были выделены три типа:

.Эндоморфный. Из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

2.Мезоморфный. У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стойкое крепкое тело, обладает большой психической устойчивостью и силой.

.Эктоморфный. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие со слабой мускулатурой.

По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротоники (лат.viscera - «внутренности»), соматотоники (греч. soma - «тело»), церебротоники (лат. cerebrum - «мозг»).

Однако типологии Э.Кречмера и У.Шелдона были подвергнуты критике даже со стороны приверженцев конституциональных концепций темперамента. Критики указывали на их чрезмерную статичность и игнорирование изменений во взаимосвязях между психикой и строением тела; обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения зависимости между телосложением и темпераментом.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И.П. Павлов, который в публикации за 1927 г. стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. Им выделено три основных свойства нервной системы:

.Сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2.Уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

.Подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

И.П. Павлов выяснил, что сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности.

И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы:

.Сильный, уравновешенный, подвижный (живой по Павлову - сангвинический темперамент);

2.Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный по Павлову - флегматический темперамент);

.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (безудержный тип, по Павлову - холерический темперамент);

.Слабый тип (слабый, по Павлову - меланхолический темперамент).

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания.

Значительный вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М.Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента (эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность и др.)

Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока - хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, - выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии вместо двух параметров темперамента - активности и чувствительности - были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды.

Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Можно сделать вывод о том, что нет единой точки зрения о природных основах темперамента и его типах. Но современные ученые всё- таки сходятся в следующем. Прежде всего, они считают, что тип темперамента определяется не сочетанием тех трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Так же они признают, что человек может обладать и проявлять в работе, в общении - разные типы темперамента. А органической основой темперамента выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых зависят свойства нервной системы.

Глава 2. Понятие о темпераменте

Темперамент входит в структуру личности наравне с характером, волевыми качествами, эмоциями, мотивацией, социальными установками. Он оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: и в том, как человек говорит и общается с другими людьми, и в том, как огорчается или радуется, и в том, как он работает и отдыхает, и в том, как он ходит и как реагирует на различные события. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, так как, темперамент проявляется во всей той части поведения, которая обычно признается непроизвольной и наследственной. Именно на этой основе строит своё определение Выготский. По его мнению, темперамент - понятие наиболее физиологическое и биологическое и охватывает ту сферу личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях.

Существует также более общее определение темперамента. Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Разберем данное определение подробнее.

В нем идет речь об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение. Термин «психофизиологические» означает, что соответствующие свойства одновременно являются психологическими и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а так как от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек, он относится к личностным свойствам.

Динамическими характеристиками, являются характеристики, которые описываются в чисто физических терминах. К таким характеристикам относятся, например, заложенная в поведении энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и легкость переключения деятельности.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в скорости протекания психических процессов. Также во впечатлительности человека, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Впечатлительность у кого-то может быть выражена более или менее значительной степени, различна также устойчивость впечатления - у некоторых людей и сильное впечатление оказывается нестойким, другие долго не могут от него освободиться.

Темперамент отражается в эмоциональной возбудимости - в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, - и устойчивости, с которой оно сохраняется.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие; устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека - в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. Именно по этим характеристикам, при первой встрече, мы можем сказать что-то о конкретном человеке и предположить его тип темперамента.

Темперамент не определяет способности и одаренность человека. Выдающиеся способности могут встречаться при любом темпераменте одинаково часто.

К понятию «темперамент» нельзя отнести такие оценочные термины, как «хорошо - плохо», «порядочно - непорядочно» и т.п. Потому что каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Любые качества конкретного темперамента могут быть полезны в той или иной ситуации.

Рассмотрев понятие «темперамент», стоит обратить внимание на свойства и типы темперамента.

темперамент нервный человек

Глава 3. Свойства темперамента

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению типов темперамента, нужно рассмотреть, то на что опирается классификация типов - на свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.

Данные свойства выделил Б.М.Теплов.

.Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2.Возбудимость внимания - это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

.Сила эмоции. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

.Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем тревожность находится в прямой зависимости от силы раздражителя.

.Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

.Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

.Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

.Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

.Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Глава 4. Характеристики типов темперамента

В традиционной психологии издавна описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которых положено древнее учение относительно основных типов человеческого поведения. Эти типы описываются самым различным образов, но при всех вариациях в их определении неизменным остаются две основные черты: известная телесная выразительность каждого типов, а также известный характер движений их темпа как основа перехода от внешнего поведения человека к толкованию его психики.

В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Рассмотрим психологические характеристики, которые дает Я.Стреляу классическим типам темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке,

медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Так же можно рассмотреть характеристику типов темперамента, основоположника теории о физиологической основе темперамента, И.П. Павлова.

Сангвинический темперамент. И.П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым".

Холерический темперамент. "Холерический тип, - отмечает И.П. Павлов, - это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу".

Флегматический темперамент. "Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни".

Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, - отмечает И. П. Павлов, - есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное".

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании с чертами другого темперамента. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет, главным образом, течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, выполнены. Исследовано понятие и типы темперамента, рассмотрена история изучения.

Итак, можно сделать вывод, что существуют различные точки зрения на природу темперамента. Одна группа ученых придерживалась гуморальной теории типов темперамента (Гиппократ, Гален, Лесгафт, Кант и др.), другие связывали темперамент с индивидуальными различиями в телосложении - конституциональный подход (Кречмер, Шелдон) и наконец, были те, кто понимали под темпераментом тип высшей нервной деятельности (Павлов, Теплов и др.).

Изучив понятие темперамента, можно сказать, что темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида, относящиеся к сфере личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях.

Физиологической основой темперамента, согласно учению И.П. Павлова составляют свойства нервной системы. Темперамент проявляется в таких аспектах, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания.

Темперамент проявляется у человека в скорости протекания психических процессов, впечатлительности, скорости, темпе и ритме психомоторики, сказывается на эмоциональной возбудимости. Даже продуктивность работы человека связана с определёнными особенностями его темперамента.

Типы темперамента и их психологические характеристики, которые существуют в настоящее время:

.Сангвиник обычно находится в приподнятом расположении духа, легко приспособляется к новым условиям, общителен. Чувства легко возникают и сменяются. Богатая мимика, выразительная.

2.Холерик действует резко и порывисто, отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, настойчив. Не имеет терпения, вспыльчив.

.Флегматик спокоен, удовлетворен окружающим. Редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Обладает терпением и выдержкой.

.Меланхолик отличается стеснительностью в движениях, колебанием и осторожностью в принятии решений. Легко утомляется и малоработоспособен.

Ещё раз обращается внимание на то, что нельзя какой-то из темпераментов отнести к «плохим» или «хорошим», у каждого их типов темперамента есть сильные стороны, которые могут оказаться выигрышными в конкретной ситуации.

И в заключении можно отметить, что поняв сильные стороны своего темперамента, каждый человек сможет положительно повлиять на свою деятельность, сделать её более продуктивной, именно поэтому рассмотрение темперамента является необходимым аспектом в современном мире.


1.Большой психологический словарь под ред. Мещеряков Б.Г., ЗинченкоВ.П. - М.: 2003 - 672 с.

.Выготский Л.С. Психология. - М.: 2000 - 1008 с.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. 2-е изд. - М.: 2008. - 352 с.

.Еникеев М.И. Общая и социальная психология - М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий - СПб.: 2004 - 701 с. (Серия "Мастера психологии")

.Константинов В.В. Философско-психологические взгляды древнего Востока античного мира (учебное пособие). 2002

.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.:ил.

.Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

.Немов Р.С. Общая психология: учеб. Для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования, обучающихся по спец. пед. и соц.-эконом. профилей / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 396с. - (Для средних специальных заведений)

темперамент психический гиппократ индивид

Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивидуальна во всех её проявлениях.

Тем не менее, нельзя утверждать о том, что человек рождается уже сформированной личностью - это не так. Ею он становится постепенно. Но в тоже время, до того, как человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкий лист, на котором можно рисовать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка, необходимо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные их различия. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Именно эта сторона личности и характеризует понятие «темперамент».

Темперамент (от латинского temperamentum - надлежащее соотношение частей), - характеристика индивида со стороны динамической особенности его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента:

  • - общую активность индивида;
  • - его двигательные проявления;
  • - его эмоциональность;

Общая психическая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний.

Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике).

Третий компонент темперамента - эмоциональность, характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты эмоциональности - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность - скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим. В истории учения о темперамента можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие его проявления в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа - с соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам темперамента:

  • 1) сангвиник;
  • 2) холерик;
  • 3) меланхолик;
  • 4) флегматик.

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И. Кантом:

  • - сангвинический тип отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине силе;
  • - холерический - горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков;
  • - меланхолический - глубиной и длительностью переживаний;
  • - флегматический - медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств.

Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови. Близко к гуморальным теориям темперамента стоит идея П. Ф. Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счёте лежат свойства системы кровообращения. Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру (1888-1964), который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, - от чрезмерной ранимости, эффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль «диететической» шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции ("соматотипа"):

  • - эндоморфный;
  • - мезоморфный;
  • - эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический Т., характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой. Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами. Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центров нервной системы в динамических особенностях поведения впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы:

  • - силу;
  • - уравновешенность;
  • - подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый

Темперамент меланхолика. При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к высшей нервной деятельности животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок. Но многие психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин и др.) отмечают, что на современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента на много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.

Но необходимо понимать, что не всегда присущий конкретному человеку темперамент, может проявляться внешне. Как правило, люди, существуя в определённом обществе, вынуждены приспосабливаться к его нормам поведения. На практике бывает так, что меланхолик, независимо от особенностей его темперамента, вынужден работать энергично и быстро, если имеет место определённый интерес (заработная плата, возможность получения премии и т.д.). Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Loading...Loading...