Все о гомере биография. Краткая биография гомера самое главное

Гомер – древнегреческий поэт - сказитель, собиратель легенд, автор древних литературных произведений «Илиада» и «Одиссея».

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.


Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» - это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Становление поэта

Одна из наиболее подробных историй о становлении Гомера в качестве поэта принадлежит перу Геродота Галикарнасского, которого Цицерон назвал «отцом истории». По версии античного историка, поэт был при рождении назван Мелезигеном. Он жил вместе с матерью в Смирне, где стал учеником владельца школы Фемия. Мелезиген был очень умен и хорошо постигал науки.

Учитель умер, оставив своему лучшему воспитаннику школу. Поработав некоторое время наставником, Мелезиген решил углубить свои знания о мире. Помочь ему вызвался человек по имени Ментес, который был родом с острова Лефкада. Мелезиген закрыл школу и отправился на корабле знакомого в морское путешествие, чтобы увидеть новые города и страны.


Поэт Гомер

Во время странствия бывший учитель собирал истории, легенды, расспрашивал об обычаях местных народов. Прибыв в Итаку, Мелезиген почувствовал недомогание. Ментес оставил спутника под присмотром надежного человека и поплыл на родину. В дальнейшее странствие Мелезиген отправился пешком. По дороге он декламировал истории, собранные им за время странствия.

По версии Геродота Галикарнасского, окончательно ослеп сказитель в городе Колофон. Там он и взял себе новое имя. Современные исследователи склонны подвергать сомнению историю, рассказанную Геродотом, как и сочинения других античных авторов о жизни Гомера.

Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.


Бюсты Гомера

Гомер сочинял песни, гимны, музыкальные эпосы, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». По мнению Вольфа, законченный вид поэмы получили, благодаря другим авторам. С тех пор ученые, занимающиеся творчеством Гомера, разделились на два лагеря: «аналитики» поддерживают теорию Вольфа, а «унитарии» придерживаются мнения о строгом единстве эпоса.

Слепота

Некоторые исследователи творчества Гомера говорят о том, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у сказителя недуга говорит тот факт, что философы и мыслители считались в Древней Греции людьми, лишенными обычного зрения, но имеющими дар смотреть в суть вещей. Слепота могла быть синонимом мудрости. Гомер считался одним из создателей всеобъемлющей картины мира, автором родословной богов. Мудрость его была для всех очевидной.


Слепой Гомер с проводником. Художник Вильям Бугро

Античные биографы вывели в своих произведениях точный портрет Гомера-слепца, но сочиняли они свои труды уже через много столетий после смерти поэта. Так как достоверных данных о жизни поэта не сохранилось, то трактовка античных биографов могла быть не совсем правильной. В пользу этой версии говорит факт наличия во всех биографиях вымышленных событий с участием мифических персонажей.

Произведения

Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.

Плутарх писал, что великий полководец всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.


Иллюстрация к "Илиаде"

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.

Смерть

Существует легенда, которая описывает смерть Гомера. В старости отправился слепой сказитель на остров Иос. Путешествуя, Гомер встретил двух юных рыбаков, которые загадали ему загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули». Поэт размышлял над решением головоломки долго, но так и не смог найти нужного ответа. Мальчишки ловили вшей, а не рыбу. Гомер был так раздосадован тем, что не смог разгадать загадку, что поскользнулся и ударился головой.


Старец Гомер в лавровом венке. Картина из музея Генри Уолтерса

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.

  • Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
  • Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.

Гомер. Барельеф на Лувре
  • Советский прозаик в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
  • До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады » и «Одиссеи ». Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне , которая является одним из ярких эпизодов в истории Древней Греции . Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота , Гомер жил за 400 лет до него. Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

Биография Гомера

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Жил он бродячим бедняком, зарабатывая на жизнь пением песен. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Родос , Аргос , Афины , Смирна, Хиос, Колофон, Саламин. Эти семь спорили всего упорней; но и другие города считали себя родиной Гомера - даже Рим и Вавилон.

Семь спорят городов о дедушке Гомере -

В них милостыню он просил у каждой двери.

(Английская эпиграмма)

По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом. Почему слепым? Ведь достоверно об этом факте ничего не известно. Его считали слепым, следуя традициям периода античности. В то время многие знаменитые прорицатели и поэты были лишены зрения, и греки видели в этом некую взаимосвязь.

Кто такие певцы-аэды, к числу которых принадлежал и Гомер? Аэды передавали свои песни из рода в род, дополняли или изменяли древние песни, слагали новые по их образцу. Для песен поколения аэдов выработали мерный длинный стих - гекзаметр, поэтический язык, богатый старинными оборотами и словами, набор готовых выражений для описания часто повторяющихся действий. Очень похожи были такие песни на наши былины. Как былины они были и длиной: на час пения или около того, чтобы слушатели не заскучали. Если нужно, певец всегда мог и растянуть, и сжать свой рассказ - например добавить подробностей, - как герой, вооружаясь к бою, надевает сперва поножи, потом панцирь, потом шлем, берет меч, потом копье, потом щит, и от какого предка достался ему этот меч, и какой мастер изготовил этот щит.

Гомер впервые вместо коротких песен создал две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя.

«Илиада» и «Одиссея» - очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Перейти от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей непросто. Тут можно было пойти двумя путями. Один более легкий: эпизоды можно было излагать подряд, состыковывая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой путь более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.

И Гомер выбрал трудный путь. Для каждой поэмы он выбрал только по одному эпизоду из десятилетней войны и десятилетних странствий. В «Илиаде» это гнев Ахилла на Агамемнона и его жестокие последствия: гибель Патрокла и месть Ахилла Гектору . Все остальные эпизоды Троянской войны вмещены в попутные упоминания в речах действующих лиц. В «Одиссее» это последние два перехода в плаванье героя: от острова Калипсо до острова феаков и от острова феаков до родной Итаки, а там - встреча с сыном, расправа с женихами Пенелопы и примирение. Все предшествующие эпизоды скитаний Одиссея вмещены в его рассказ о себе на пиру у феаков. А за всем этим - то в пространном описании, то в ходе рассказа, то в беглом сравнении - проходит целая энциклопедия картин народной жизни - труд кузнеца и пахаря, народное собрание и суд, сражение и дом, утварь и оружие, состязания атлетов и детские игры.

В науке в середине XIX века господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана в Микенах и на холме Гиссарлык показали, что это неверно. Позднее были открыты египетские и хеттские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны.

У древних греков «Илиада» и «Одиссея» считались символом справедливости, мудрости и духовности. По ним греческие дети учились читать, люди исполняли их на праздниках, начинали и завершали ими процесс обучения. Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией - для евреев.

Именно эти поэмы Гомеру принесли всемирную известность. Ещё в III веке до н.э. начали переводить знаменитые поэмы - римский поэт Ливий Андроник сделал перевод «Одиссеи» на латынь. В XV веке впервые появился перевод на итальянский, а в XVIII веке - на немецкий? английский и русский языки.

Гомеру также приписывают помимо «Илиады» и «Одиссеи» авторство так называемых «гомеровых гимнов», комическую поэму «Маргит». Однако, они не вошли в его литературное наследие, как и многие другие произведения, причисляемые ему.

Смерть Гомера настала на острове Иос архипелага Киклады.

Поединок Гомера с Гесиодом

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. Якобы на острове Эвбея на играх в честь погибшего Амфидема поэты встретились и читали каждый свои лучшие стихи. Чем же закончился этот поединок? В этом интрига.

Вот таким дошло до нас описание этого состязания:

Зачинщиком состязания был Гесиод. Чтоб легче одержать победу, он вызвал Гомера на сочинение стихов не героических, а поучительных:

О песнопевец Гомер, осененный мудростью свыше,

Молви, какая на свете для смертных лучшая доля?

Ответ Гомера был мрачный:

Лучшая доля для смертных - совсем на свет не родиться,

А для того, кто рожден, - скорей отойти к преисподним.

Гесиод спросил снова:

Молви, прошу, еще об одном, Гомер богоравный:

Есть ли для смертных для нас какая на свете услада?

Ответ Гомера был бодрый:

Лучшее в жизни - за полным столом, в блаженстве и в мире

Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.

Гесиод сократил вопрос с двух стихов до одного:

Молви в коротких словах, чего нам молить у бессмертных?

Гомер сделал то же самое:

Сильного тела и бодрого духа: не в этом ли счастье?

Гесиод ухватился за последнее слово:

Что же у нас, кратковечных людей, называется счастьем?

Гомер ответил:

Жизнь без невзгод, услады без боли и смерть без страданий.

Увидев, что Гомер слагает поучительные стихи не хуже, чем он, Гесиод решил одолеть соперника хитростью. Он стал запевать загадочные или прямо бессмысленные строки, а Гомер должен был их подхватывать и на ходу распутывать все непонятности. Гесиод начал:

Спой нам песню, о Муза, но спой не обычную песню:

Не говори в ней о том, что бывало, что есть и что будет.

Гомер тотчас откликнулся:

Истинно так: никогда не помчатся в бегу колесничном

Смертные люди, справляя помин по бессмертному Зевсу.

Гесиод начал описание какого-то странного пира:

Сели они, чтобы вволю поесть коней быстроногих…

Гомер подхватил:

…коней быстроногих Мирно пустили пастись: довольно они воевали.

Гесиод продолжал:

Так пировали они целый день, ничего не вкушая…

Гомер подхватил:

…ничего не вкушая Из своего добра: но все им давал Агамемнон.

Гесиод продолжал:

После свершили они возлиянья и выпили море…

Гомер и тут вышел из положения:

…море Стали они бороздить на своем корабле крутобоком.

Тогда Гесиод увидел, что Гомера не возьмешь и на загадках. Оставалось одно: чтобы каждый спел перед судьями тот отрывок своей поэмы, который он считает лучшим. Гомер запел о битве:

Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком

Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,

Зыблясь на воинах: так аргивяне, сгустяся, стояли;

Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками;

Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться…

Грозно кругом зачернелося ратное поле от копий,

Длинных, убийственных, частых, как лес; ослеплялися очи

Медным сияньем от выпуклых шлемов, безмерно сверкавших,

Панцирей, вновь уясненных, и круглых щитов лучезарных

Воинов, к бою сходящихся…

А Гесиод запел о посеве:

Вечным законом бессмертных положено людям трудиться:

Делай, что я говорю, за работой работу свершая!

Лишь на востоке начнут восходить семизвездьем Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

Влажная почва ль, сухая ль - паши, передышки не зная,

С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.

Семя землею засыпь. Для смертных порядок и точность

В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.

Склонятся так до земли наливные колосья на ниве -

Только бы добрый исход пожелал даровать Олимпиец!…

Народ рукоплескал Гомеру. Однако судьи, посовещавшись, объявили: «Победитель - Гесиод». Почему? «Потому что Гомер воспевает войну, а Гесиод - мирный труд, Гомер учит убийству и разрушению, Гесиод - созиданию и справедливости. Кто же достойней?» С этим всем пришлось согласиться. Награду получил Гесиод.

Многие периоды человеческой истории отмечены потомками в честь какой-либо выдающейся личности. Время с одиннадцатого и вплоть до девятого века до наступления нашей эры названо по имени древнегреческого писателя и поэта Гомера. Его «Одиссея» и «Илиада» стали основным источником информации о тех временах. Историки и в наши дни еще спорят, как именно и кем были написаны эти литературные шедевры.

Существовал ли такой человек в объективной реальности, а если и так, то сам ли он написал эти нетленные произведения? Некоторые ученые утверждают, что Гомер создал их через несколько столетий после описанных событий. Кем же был на самом деле этот человек и как сложилась его судьба? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Биография Гомера: все, что удалось узнать историкам

Чтобы выяснить подробности жизни этого человека, не помешает разобраться, какая обстановка царила тогда в мире. В двенадцатом веке на земли Греции неожиданно вторглись дорийцы. Они захватили юго-восточные окрестности Пелопоннеса. Этого оккупантам показалось мало. Они направили свои стопы на острова архипелагов Киклады и Спорады, Крит и юго-западную сторону Малой Азии, все дальше и дальше оттесняя минойское (эгейское) население с долин в горные местности. Как и любая экспансия, это привело к падению культуры, ремесел, искусств, а следовательно – рухнула экономика и уровень жизни людей резко пошел вниз. Историки называют эту эпоху «Темными» временами» ввиду особой скудности археологических находок. Тем более ценен сам Гомер – древнегреческий поэт, рассказывающий нам то, что узнать иными методами не получится.

Поработившим греков, дорийцам было совершенно не интересно искусство и культура. Они желали единственного – военных изобретений, позволяющих еще более качественно захватывать окружающие земли. Потому и перенимать остальные умения не желали. Сохранилось кораблестроение, кое-как «корябались» гончарные мастерские и металлургия. Потому в достоверности биографии Гомера тех времен можно усомниться.

Кратко о бессмертном наследии древнегреческого поэта

Традиционно это знаменитого деятеля искусства изображают в облике слепого старца. Однако современные ученые считают, что это ошибочное представление древних греков о человеке, обладающем каким-либо талантом, в нашем случае – поэтическим и даже несколько провидческим. Кроме того, в самой «Одиссее» имеется персонаж Демодок (слепой певец), который по странному стечению обстоятельств для многих отождествляется с автором произведения.

Существовал ли Гомер в реальности или это имя стало собирательным образом, которым древние обозначили творчество греков определенного периода, неизвестно. Начиная с восемнадцатого века, исследователи и ученые даже ввели определенный термин – гомеровский вопрос. Он включает в себя полемику и широту мнений по поводу авторства и истории создания вышеозначенных бессмертных произведений. Его эпические поэмы имеют в основе рассказ о Троянской войне и героизме ахейцев, проявленном в борьбе с жителями малоазиатского города. Действующими персонажами в них выступают как реальные люди (исторические личности), так и разнообразные мифические существа, вроде сирен или богов.

Древние греки считали произведения Гомера чуть ли не святыней. Они читали их по большим праздникам, в них находили ответы на неразрешимые вопросы, подсказки в трудных жизненных ситуациях, советы и рекомендации о красоте, здоровье, справедливости. Платон считал, что именно в творчестве этого человека заключается “душа Греции”. Мастер слова, если действительно существовал, оказал колоссальное влияние не только на все последующие поколения античных авторов, но и на развитие культуры Европы.

В третьем веке до нашей эры римский философ, поэт и адвокат Ливий Андроник впервые перевел приключения смелого Одиссея на латынь, с тех пор они разошлись по всему свету. На русский язык первым перевести сочинения попробовал Михаил Ломоносов, причем двадцатисложным силлабическим александрийским стихом. В двадцатом веке особо отличаются переводы Викентия Викентьевича Вересаева, наполненные точностью филологического прочтения и исторической интерпретации.

9 биографий на жизнь одного

Достоверная история жизни Гомера неизвестна, а события, которые имеют место в «Илиаде» и «Одиссее», вероятно, происходили гораздо раньше, чем родился их автор. Современная наука указывает на хронологический период, датируемый приблизительно тринадцатым веком до нашей эры. Из более поздних времен до нас дошли девять биографий Гомера. Какие из них являются враньем, а какие в точности передают события из его жизни, выяснить уже никогда не получится. Однако существует несколько основных версий, каждая из которых вполне имеет право на жизнь.

  • Знаменитый древнегреческий историк и философ «отец истории» Геродот говорит, что Гомер проживал за четыре сотни лет до него, что уже указывает на восемьсот пятидесятый год до нашей эры.
  • Некоторые источники (к примеру, сами произведения) заставляют сделать вывод, будто поэт жил во времена Троянской войны. Эти события обычно датируются рубежом тринадцатого и двенадцатого веков до нашей эры.
  • Неизвестный греческий источник свидетельствует, будто Гомер жил ровно за шестьсот двадцать два года до царя Ксеркса. Это напрямую указывает на 1102 год.

Как и дата рождения Гомера, место этого события никто не знает, слишком много времени прошло с тех пор. Традиционно семь городов сражаются за то, чтобы называться его малой родиной, но в эпиграмме Галлия дается указание на целых десять населенных пунктов: Афины, Родос, Аргос, Колофон, Хиос, Смирна, Саламин, Кима и Пилос. Историки пытались выяснить принадлежность поэта к определенному региону по диалекту, однако написаны произведения на сочетании ионийского и эолийского, что характерно для многих древнегреческих местностей.

Этимология происхождения имени Гомер (Ὅμηρος , ) тоже довольно интересна. Впервые оно встречается в записях древнегреческого философа Каллина Эфесского, датируемые еще седьмым веком до нашей эры. Многие считают, что буквально его можно перевести как «сказитель» или «слагатель», однако это маловероятно. Античные историки считали, что оно происходит от другого древнего имени – Гесихий (заложник). Аристотель переводил его, как «следующий за», а Эфор Кимский — как «слепой» (Ομηρος ). Тут все достаточно сложно, потому что, скорее всего, никакой слепоты у древнего автора не было. Многие мудрецы, певцы и философы были незрячими — образ их мог попросту быть спроецированным на Гомера.

Бессмертный гомеровский вопрос и история творческого состязания между поэтами

Во времена античности возник так называемый вопрос — совокупность всех неразрешимых проблем, которые связаны с возникновением, а также авторством «Одиссеи» и «Илиады». Тогда многие говорили, что свои произведения он придумал не сам, а «одолжил» сюжеты у поэтессы — мемфисской египтянки Фантассии, которая была свидетельницей всех описанных событий. Знаменитый французский драматург Франсуа Эдлен, более известный под именем аббата д’Обиньяк (d’Aubignac), в 64-м году семнадцатого века утверждал, что оба сочинения не являются цельными, а представляют собой отдельные песни. Он считал, что их собрал и записал еще Ликург в третьем веке до нашей эры.

Немецкий исследователь античности и филолог классической школы Вольф в своем сочинении Prolegomena ad Homerum высказывает мысль, что нет оснований думать, будто обе эти поэмы были написаны одним и тем же лицом. Даже Цицерон говорит, что части «Илиады» были собраны тираном (правителем Афин) Писистратом, сыном самого Гиппократа. Высказывались теории «малых песен» и «первоначального ядра»: сбор мелких песен в большое произведение или расширение их из обычных коротких столбцов до размеров поэмы.

Кроме всего, еще в древности высказывалось предположение, что тексты Гомера передавались в устной форме, так как жил он до возникновения письменности. Американский классик-фольклорист Милмэн Пэрри в тридцатых годах двадцатого века организовал несколько экспедиций, чтобы исследовать эпосы южных славян и сравнить их с гомеровскими стихами. Он нашел множество соответствий, что доказывали близость текстов к устному народному творчеству. Как бы то ни было, а кто такой Гомер, люди знают именно по этим двум сочинениям.

Существует древнее предание, которое рассказывает о литературном поединке, в который вступил Гомер и его противник Гесиод. Последний был первым поэтом, существование которого имеет веские доказательства («Описании Эллады» от Павсания) . Датируется проведение этого конкурса третьим веком до нашей эры. Считается, что, состязаясь на острове Эвбея (Εύβοια) в честь погибшего героя Амфидема, Гомер потерпел сокрушительное поражение. Якобы судьи во главе с царем Панедом решили, будто Гесиод более мирный и спокойный, призывающий к добру и благоденствию.

Что известно о смерти поэта Гомера

Кратко о Гомере рассказывать очень сложно, потому что трудно отделить «зерна от плевел», а истину от выдумок, и более поздних вставок. Относительно его судьбы известно мало, а вот о смерти существует несколько легенд.

Первая гласит, будто слепой бродячий мыслитель, направляясь на остров Иос, встретил трех мальчишек-рыбаков. Они задали ему загадку: что у них есть такого, чего они не ловили, и почему они выбросили пойманное. Долго бился поэт над загадкой, а ответ оказался прост – хитрые сорванцы ловили не рыбу, а вшей. Гомер был крайне раздосадован и зол, отчего поскользнулся, ударился головой и умер. По иной версии, он испугался, что утратил остроту ума и ясность мысли, потому решил покончить с собой.

А было ли на самом деле

В середине девятнадцатого века возникло сомнение в историчности фактов, описанных в «Илиаде» и «Одиссее». Тогда немецкий предприниматель, бизнесмен и археолог-самоучка Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман, которого в 1868 году поразил неграмотный проводник в Итаке, знающий и декламирующий произведения Гомера наизусть. Проведя раскопки на холме Гиссарлык (в семи километрах от входа в Дарданеллы), нашел город, принятый им за Пергамон, цитадель Трои. Он обнаружил, что все описанное Гомером по большей части правда.

На то время, разрушенное и обнищавшее раннеклассовое микенское общество, еще не достигло уровня государственности, каким мы его можем себе представить. Однако зарождение его уже можно обнаружить у многих общин, описанных автором. У каждой из них имелся царь или правитель (басилей), а также совет старейшины (геронты).

Герои Эпоса явно дают понять, что наибольшей властью и уважением они пользовались во время военных походов или состязаний, где требовалось беспрекословное подчинение и железная дисциплина для победы. Однако в некоторых стихах есть упоминания о том, что в городах был не один, а несколько басилеев, из чего можно сделать вывод, что так Гомер называет не только самих правителей, но и высшую знать. Они могли влиять на многие сферы жизни древних поселений, но передавали ли свои титулы по наследству, доподлинно неизвестно.

Гимны героям в «Илиаде» и «Одиссее»

То , что написал Гомер в своих творениях, к огромному удивлению потомков, остается актуальным и в наши дни. Более ранним сочинением считается «Илиада», а ее название происходит от древнего города Трои – Илион. Причина возникновения конфликта в истории не описана, так как это было очевидно для каждого грека тех времен. На последних пятидесяти днях военных действий, а именно они обыгрываются в поэме, речь идет о могущественном воине Ахиллесе, сыне богини Фетиды. Он покидает поле сражения и наотрез отказывается продолжать воевать. Тогда юный брат героя, Патрокл, надевает его доспехи и гибнет в первой же стычке с троянским принцем Гектором (Гераклом).

Ахиллес, желая отомстить за брата, бросается обратно в самую гущу сражения и уничтожает убийцу любимого брата. Тогда Приам, отец Гектора, умоляет вернуть хотя бы тело сына для погребения. На это разъяренный герой соглашается. Поэма заканчивается на сцене похорон Геракла. Казалось бы, на этом продолжать нет смысл, но «Одиссею» можно считать второй частью цельного сочинения. В ней речь идет о герое Одиссее, правителе Итаки, который возвращается домой после изнурительной войны под Илионом. Ахейский царь (Одиссей) испытывает множество лишений по пути, попадает в разнообразные переделки, несколько раз оказывается на краю гибели.

Примечателен образ супруги героя, Пенелопы, которая исправно и безропотно ждет мужа на протяжении двух десятков лет, несмотря на предложения руки и сердца от многих мужчин. Однако она не узнает Одиссея после стольких лет разлуки и предлагает ему натянуть лук, из которого способен выстрелить только ее муж. Только после этого семейство воссоединяется и продолжает жить долго и счастливо.

Художественные особенности и гуманизм произведений

Характерной особенностью этих двух произведений можно назвать так называемую линейную повествовательную нить. Действие никогда не возвращается к началу, то есть и параллельных сюжетных линий в нем быть совершенно не может. Однако насчет последовательности событий и цельности образов героев сомнений у специалистов не возникает. Стиль этих творений порой называют формульным, что означает не совсем набор стандартных клише (литературных штампов), а скорее гибкие изменяемые выражения, неразрывно связанных с метрическим местом строки.

Более поздние исследователи, к примеру, тот же Фаддей Зелинский, считают, что причиной популярности и «нетленности» этих двух произведений, стал их неизменный крайний гуманизм. Гомер известен тем, что прославлял мужество, героизм, самоотверженность, мудрость, верность, дружбу, уважение и прочие действительно стоящие вещи. Несмотря на то, что подобные достоинства воспринимаются в разные времена неодинаково, “созвучность” их любому народу и всем эпохам налицо.

Поклонники и продолжатели дела: гомериды

Считается, что колоссальное влияние поэм древнего автора на греков сообразно с тем, что оказала на иудеев их священная книга — Библия. Вся система образования древних времен была построена именно на изучении этих двух произведений в качестве вполне исторических и достоверных. Их разучивали наизусть, декламировали и даже устраивали целые состязания.

Интересно

В самом начале только потомков Гомера называли Гомеридами, однако слово со временем утратило свой “фамильный” смысл. Так начали называть всех исполнителей древних эллинских эпических баллад (рапсодов). В одном из своих диалогов (Федре) Платон указывает на существование апокрифических (не вошедших в основное сочинение) текстов и песен, исполняемых гомеридами.

Сегодня каждого, кто занимается изучением, переводом или декламацией текстов автора, можно смело называть так же, это не будет ошибкой. Сразу в послеклассический период стали возникать поэмы, подражающие стилю и языку Гомера – Греция охотно подхватила эстафету и развила ее максимально. К ним можно смело отнести «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и многие другие. Известны также «Гомеровские (гомеровы) гимны», представляющие собой сбор стихов, что прославляют греческих богов. Назвать их единым произведением получится едва ли, да и сам Гомер, скорее всего, никакого отношения к ним не имеет. Однако написаны они подобным языком и в таком же стиле.

Влияние гомеровских произведений на мировую культуру и заложение основ античной философии

Впервые перевести произведения Гомера на свой язык решили римляне, а конкретно – Ливий Андроник, который перевел почти все столбцы «Одиссеи». На Западную Европу это влияние было более слабым, так как контактов с Византией греки на то время практически не имели. Потому колоссальную роль в популяризации сыграла “подражательная” «Энеида» Вергилия. Эта поэма тоже содержит рыцарский кодекс, воспитательные моменты и формирование зачатков древней морали.

Греческий дух взращивался в «Одиссее» и «Илиаде», давая толчок возникновению новой философии. В произведениях Гомера прослеживается яркий пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором смешивается мифическое и реальное, легенды о начале мира (первичный бог Океан, родивший богов), космология (мироздание можно разделить на три части: земля, небо, подземелье) и богоборчество (герои – дети богов и людей).

Назвать эти поэмы честнее будет художественными, чем религиозными. Их персонажи, порой даже полубоги, обладают всеми человеческими качествами и пороками. Тут прославляется разумность, как одно из высших способностей человека, а также стремление жить сегодня, сейчас, так как в загробном мире точно будет хуже.

Переводы бессмертных произведений на русский язык

Впервые перевести фрагменты из сочинений Гомера на русский язык пришло в голову великому русскому ученому Михаилу Ломоносову, который очень уважал античную культуру и искусство. Однако все шесть книг первого сочинения смог переложить только русский поэт Ермил Иванович Костров в конце восемнадцатого века. Чрезвычайно важным для потомков оказался перевод Николая Гнедича в конце двадцатых годов девятнадцатого столетия. Даже Виссарион Белинский, знаменитый литературный критик писал, что выполнен труд с особым талантом и тщательностью.

Пушкин на это имел собственное мнение и даже в одном из стихотворений высмеял Гнедича, напрямую называя его перевод «кривым». После него множество профессионалов и любителей переводили эти сочинения. С успехом удалось это Павлу Шуйскому, Василию Жуковскому, Викентию Вересаеву, а в двадцатом и двадцать первом веке Максиму Амелину и Александру Сальникову.

Гомер - один из самых известных поэтов древней Греции. Ему принадлежат такие известные произведения как "Илиада" и "Одиссея". Точная дата рождения никому не известна, однако считается, что он родился в IX веке до нашей эры в Смирне, что находится в Эгейском районе Турции.
Интересен тот факт, что практически половина всех найденных в нынешнее время папирусов времён древней Греции - отрывки из Гомера.
О биографии достоверно ничего не известно, существуют лишь предположения. В разных источниках указывается разная дата рождения со своими подтверждениями. Если верить Геродоту, то Гомер жил за четыре сотни лет до него, что выпадает на 850 год до н.э.
Есть также теория, что Гомер проживал за 622 до рождения персидского царя Ксеркса, что выпадает на 1102 год до н.э. Третья теория говорит о жизни Гомера во времена Троянской войны.
Имеется придание о том, что однажды на острове Эвбее происходило поэтическое противостояние между Гомером и Гесиодом, где царь Панед присудил победу Гесиоду. Публика была с этим не согласна и полностью поддерживала сторону проигравшего, однако судья был неумолим.
Гомер написал множество произведений, часть которых дошла и до наших дней. Такими считаются "гомеровы гимны", "Маргрит" и другие.
До наших времён дошел не первоначальный вид всемирно известных эпических поэм. Их коррекцией и собиранием воедино занимались по указу тирана Писистрата или его сына Гиппарха в VI веке до н.э. Доказательством этому служат некоторые противоречия в текстах, неестественные отступления от основного сюжета.
Существует мнение о том, что обе написанные поэмы передавались устно из поколения в поколения, из-за жизни поэта в бесписьменное время. Такие предположения были высказаны еще в древности.
Одна из самых главных особенностей "Иллиады" - "закон хронологической несовместимости". Иногда случалось так, что параллельные события были показаны как последовательные.
"Илиада" и "Одиссей" написана в формульном стиле. Гомер часто использовал такие составные эпитеты как "быстроногий", "громовержец", "пышнопоножный".
Вплоть до XIX века преобладало мнение, что обе поэмы неисторичны и являются лишь плодом фантазии. Благодаря раскопкам Генриха Шлимана мнение об этом кардинальным образом изменилось. После этого начали считать, что всё описанное происходило в реальности в период древнегреческих "темных веков", которые охватывают XI - IX век до н.э.
В конце V - IV веков до н.э. вся система образования Греции базировалась на изучении Гомеровских поэм. Затем её позаимствовал и Рим.
Позднее IV века до н.э. появилось множество поэтов, которые пытались подражать Гомеру, писать в его стиле и стараться написать свои произведения лучше, чем "Илида" и "Одисей". Таки образом вышли поэмы "Аргонавтика" от А. Родосского, "Послегомеровские события" от К. Смирнского и "Приключение Диониса" от Н. Панополитанского. Другие же поэты придерживались мнения, что лишь небольшие произведения способны быть совершенными.
Благодаря Вергилию в свет выходит героический эпос "Энеида". В первых шести книгах можно увидеть полное влияние от "Одиссеи", в последних шести - от "Илиады".
Нет сомнений в том, что Геродот и Павсаний сказали правду, и Гомер действительно умер на острове Иос, расположенном в южной части Эгейского моря.
Гомер сделал огромный вклад в развитие и образование древней Греции и Рима. Влияние его знаменитых поэм можно усмотреть почти в каждом произведении античной литературы.

Биография

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна , Хиос , Колофон , Саламин , Родос , Аргос , Афины . Как сообщают Геродот и Павсаний , умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады . Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами , или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ , сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения , что также могло восприниматься автобиографично.

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом , описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. , а по мнению многих исследователей, и значительно раньше . Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны » (VII - V вв. до н.э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическую поэму «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э. , когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды ») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя» .

Гомеровский вопрос

Античный период

Легенды этого времени утверждали, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

Фридрих Август Вольф

«Аналитики» и «унитарии»

Гомер (около 460 до н. э.)

Художественные особенности

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским . Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение» . Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм . Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма .

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определенным метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого, текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Историческая основа поэм Гомера

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.

Гомер в мировой культуре

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

В Европе

Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий . В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского , «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского . Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах ), то есть, что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.

В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение - перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником . Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида » Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.

Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.

В России

Фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов , первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (). Особенно важен для русской культуры перевод «Илиады» Николая Гнедича (закончен в ), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Пушкина и Белинского).

Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский ("Одиссея", 1948, издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.)

Литература

Тексты и переводы

Подробные сведения см. в статьях Илиада и Одиссея см. также: en:English translations of Homer
  • Русский прозаический перевод : Полное собрание творений Гомера. / Пер. Г. Янчевецкого. Ревель, 1895. 482 стр. (приложение к журналу «Гимназия»)
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 5 томах (№ 170-171 - Илиада, № 104-105 - Одиссея); а также № 496 - Гомеровы гимны, Гомеровские апокрифы, биографии Гомера.
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 9 томах: «Илиада» (введение и 4 тома), «Одиссея» (3 тома) и гимны.
  • Краузе В. М. Гомеровский словарь (к Илиаде и Одиссее). Со 130 рис. в тексте и картою Трои. СПб., А. С. Суворин. 1880. 532 стб. (пример дореволюционного школьного издания )
  • Часть I. Греция // Античная литература. - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - Т. I. - ISBN 5-8465-0191-5

Монографии о Гомере

библиографию см. также в статьях: Илиада и Одиссея
  • Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913.
  • Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., Изд-во АН, 1920.
  • Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. (Известия ГАИМК. Вып. 124). М.-Л.: ОГИЗ, 1936. 164 стр. 1000 экз.
  • Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.
  • Толстой И. И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 стр.
  • Лосев А. Ф. Гомер . М.: ГУПИ, 1960. 352 стр. 9 т.э.
    • 2-е изд. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Мол. гв., 1996=2006. 400 стр.
  • Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории , 1962, № 2, с. 4-26.
  • Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр. 10000 экз.
  • Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса . Тб.: Изд-во Тбил. ун-та, 1978. 394 стр. 2000 экз.
  • Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 296 стр. 6900 экз.
  • Cunliffe R. J. A lexicon of the homeric dialect . L., 1924.
  • Leumann M. Homerische Würter. Basel, 1950.
  • Treu M. Von Homer zur Lyrik . München, 1955.
  • Whitman C.H. Homer and the heroic tradition. Oxford, 1958.
  • Лорд А. Сказитель . М., 1994.

Рецепция Гомера:

  • Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. М.-Л., 1964. (2-е изд.) М.: Индрик, 2001.

Библиография гомеровских гимнов

  • Перевод гимнов Ивлин-Уайта (англ.)
  • В серии «Collection Budé»: Homere . Hymnes. Texte établi et traduit par J. Humbert. 8e tirage 2003. 354 p.

Русские переводы:

  • отдельные гимны переводил С. П. Шестаков.
  • Гомеровы гимны. / Пер. В. Вересаева . М.: Недра, 1926. 96 стр.
    • переизд.: Античные гимны. М.: Изд-во МГУ. 1988. С. 57-140 и комм.
  • Гомеровы гимны. / Пер. и комм. Е. Г. Рабинович. М.: Carte blanche, .

Исследования:

  • Деревицкий А. Н. Гомерические гимны. Анализ памятника в связи с историей его изучения. Харьков, 1889. 176 стр.

Примечания

Ссылки

Loading...Loading...