Золотой телец. Поклонение золотому тельцу. Значение «золотой телец Золотой телец значение и происхождение фразеологизма

Образ теленка из чистого золота можно найти в Ветхом Завете, или Торе. Это священная для христиан и иудеев летопись народа Израиля. Золотой телец встречается в рассказе о Моисее. Этот пророк был воспитан египетской принцессой, но не отвернулся от соплеменников, которых египтяне воспринимали только как рабов. Желая спасти свой народ, Моисей повел их на Родину.

Замысел удался и евреям удалось бежать от рабовладельцев египтян. Но путь домой был еще долог. В описании странствия Моисея с его соотечественниками по пустыне есть такой эпизод:

  1. После долгого перехода Моисей поднялся на гору Синай, чтобы помолиться. Там к нему обратился сам Бог. Похвалив за доброе дело, он дал пророку скрижали с заповедями - правилами общежития в человеческом обществе.
  2. Пока лидер отсутствовал, народ взроптал: у них после марш-броска ноги отваливаются, а Моисей в альпинисты подался. Побранив Моисея, люди решили, что нужно что-то менять.
  3. С изобретательностью у бузотеров было слабовато. Единственное, на что их хватило, так это собрать у своих женщин золотые украшения, отлить фигуру телка и предложить устроить языческую вакханалию. Идея нашла поддержку.
  4. Когда Моисей спустился с горы он от возмущения аж скрижали выронил - народ корчился в диких танцах вокруг нелепой скульптуры. Металлическая скотина была отправлена пророком в огонь, а люди вразумлены словом без рукоприкладства. Текст на разбитых скрижалях, слава Богу, прочесть удалось.

Это сказание является аллегорией на подмену настоящих ценностей искусственно созданными фетишами. Оно призывает больше думать, уважать мудрость ближнего и не покупаться на легкие развлечения и сомнительные идеалы.

Смысл фразеологизма

Самой надуманной и фальшивой ценностью в цивилизованном мире являются деньги. Если древние еще имели аргумент относительно того, что из золотой монеты можно грузило для удочки сделать, или зубной протез вставить, то с появлением бумажного варианта они утратили всякую реальную ценность. Тем не менее, оговоренный порядок вещей делает эту меру оценки материальных благ дороже, чем те самые блага.

Золотым тельцом называют финансы. Именно капиталу многие люди поклоняются как идолу. Его воспринимают, не интересуясь историей изобретения денег и их первичным назначением. Точно так же, как изготовленная соплеменниками Моисея статуя, эти бумажки имеют значение только в конкретной социальной ситуации и среде. Рухнуть финансовый рынок и каждая из сильных валют может в любой момент.


Примеры предложений с фразеологизмом

  • К окошечку банковской кассы припадал очередной клиент, чтобы воздать почести златому тельцу.
  • Став рабом золотого тельца, Кирилл все более походил на нищего - поношенная одежда, скудная пища, - он копил деньги!
  • и в стихах:

В чащобе лесной и в морях, скажем строго:

Больше проку от белки, чем теленка златого.

Применяется этот фразеологизм как наименование идола, если речь заходит о людях свихнутых на финансах. Это не нумизматы и не шопоголики, а скупердяи вроде Гобсека. Образ златого тельца носит характер саркастический и является острой социальной сатирой на раболепное отношение человека к собственной выдумке - деньгам. Такое название носит произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова о погоне авантюриста Бендера за скопидомом.

В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза - день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.

Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода

Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы

15 Нисана 2448 года евреи вышли из Египта .

Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай .

7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.

Одна из причин, почему евреи ошиблись

Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».

Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.

Идол золотого тельца

16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям , и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.

Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.

Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.

Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».

18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.

Второе восхождение Моше на гору Синай

Моше пробыл на горе Синай 40 дней - с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.

Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4 ). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» - «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).

Вторые Скрижали и прощение еврейского народа

На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.

В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.

Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?

Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.

Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.

Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому - несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.

Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.

Фразеологизм «Золотой телец» значение

Всесильная власть денег.

Всемогущий Мефистофель, помимо всего прочего является персонажем всемирно известной оперы «Фауст», где ария беса содержит такие слова:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный;
Он царит над всей Вселенной:
Тот кумир — телец златой!
Несложно догадаться, что «телец» в данном случае – метафора, обозначающая деньги, золото. Правда, непонятно, почему деньги принимают образ именно тельца, то есть молодого бычка.
Чтобы понять этот момент, необходимо обратиться к библейским сказаниям.
В то время, как Моисей в уединении на горе Синай общался с Богом, некоторые верующие предали своего вождя. Своим новым идолом они сделали тельца, которого сами же и отлили из чистого золота. Но когда пророк вернулся, вероотступников ждала жестокая кара.
Возникает вопрос: почему люди стали поклоняться именно бычку, пускай даже и золотому? Этому есть свое объяснение: дело в том, что у египтян, бок о бок с которыми в те времена жили израильтяне, было божество – священный бык Апис. Так сложилось, что скотоводческие народы всегда почитали домашних животных, которые олицетворяли либо богов, либо золото. Вспомните хотя бы золотого барана, руно которого было целью аргонавтов. А еще возможно, что фразеологизм «золотой телец» связан с латинским языком, в котором слова «пекуниа» и «пекус», обозначающие соответственно «деньги» и «скот», имеют один корень.

Пример:

«Наука, святая наука, и та пошла в кабалу к золотому тельцу! И вашему царству, царица Раиса, не будет конца» (Мамин-Сибиряк).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Золотой телец

См. Телец золотой.

Энциклопедический словарь

Золотой Телец

в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле - олицетворение богатства, денег.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Золотой телец

♦ (ENG golden calf)

фигура, сооруженная израильтянами, для поклонения во время странствования по пустыне. В то время, когда Моисей получал Божественные заповеди на горе Синай, этот телец стал объектом идолопоклонства . Моисей приказал стереть тельца в прах, рассыпать по воде и заставил людей пить эту воду. В результате Господь "поразил народ" за сделанного тельца (Исх. 32).

Энциклопедия иудаизма

Золотой телец

(Эгел hа-заhав )

Изваяние тельца (в образе египетского бога Аписа), которое отлили себе евреи, вышедшие из Египта, в Синайской пустыне, когда Моисей находился на горе Синай. И поклонялись они тельцу и провозгласили: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской" (Исх. XXXII, 4). Согласно агаде*, Моисей, готовясь взойти на гору Синай, сказал: "К концу сорока дней... я вернусь". К концу сорока дней пришел Сатана*, и "перемешал мир", и спросил: "Где Моисей?". Сказали ему: "Он взошел (поднялся) на небо".. ..Сказал он (Сатана) : "Моисей умер". И не поверили ему. Тогда он показал им подобие его погребальных носилок... и они поверили (Шаб. 89).

Золотой телец

Золотой телец
Из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея (Исход, гл. 32) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне и совершенно\" утратили веру в скорое прекращение своих скитаний. Тогда священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые были у евреев, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Евреи стали поклонять-. ся этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4). Но пророк Моисей пресек это идолопоклонство.
Иносказательно: символ богатства, власти золота, власти денег. Отсюда же выражения «поклонение золотому тельцу», «пляска вокруг золотого тельца» и т. п. Пример использования выражения в иносказательном смысле - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» (1931).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :
Loading...Loading...