Понятие воображения. Физиологические основы воображения. Понятие о воображении и его физиологические основы

До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическои основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобра­зующего отражения действительности. Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и мышлением. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

До сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе, и о его анатомо-физиологической основе. Где в мозге человека локализовано воображение? С работой каких нервных органических структур оно связано? Об этом исследователи могут сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.Предположительно, физиологическую основувоображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки ,которые обычно сопровождают те или иные эмоции(учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и, тем самым, облегчают ее. Органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.



Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. (гипоталамо-лимбическая система).

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов. Воображение влияет на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта (описание географических мест или исторических событий).

Творческое воображение : человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Мечта - самостоятельное создание новых образов - образов желаемого в будущем, без включения в творческую деятельность. Мечта может быть завершённой и незавершённой (психологическая защита).

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

1. Анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. Синтез - образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Или же этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

Формы синтеза:

- агглютинация: создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

-схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта или при забывании каких-либо несущественных деталей или частей.

-акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры . В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус . Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, - писал И.П.Павлов, - …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой , оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт », т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

Виды и приемы воображения

Различают следующие основные виды воображения : активное и пассивное .

Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат. Активное воображение развивается в процессе труда, особенно, когда труд требует самостоятельных усилий, когда отсутствует необходимая информация, когда требуется инициатива и готовность добиться поставленной цели.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это воображение, образы которого основаны на заданном их описании. Так, воображение литературных героев при чтении книг – это воссоздающее воображение. Изучение географических карт и представление себе той или иной местности, - это воссоздающее воображение. Работа со стереометрическим материалом, изучение чертежей, объемных фигур – также воссоздающее воображение. Оно развивает художественное и пространственное мышление, обогащает образность психики.

Творческое воображение предполагает создание, конструирование новых образов, оригинальных идей, воплощенных в продуктах технической, научной, художественной или другой созидательной деятельности человека. Творческое воображение - драгоценный дар. Оно тесно связано с мышлением, с мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. В творческом воображении ярко проявляется аналитико-синтетический характер мозговых процессов, свойственных этой функции психики.

Творческому воображению свойствен ряд приемов , т.е. устоявшихся способов создания новых образов.

Это агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка. Этот же прием используется в технике (самолет-амфибия) и в искусстве (аккордеон - корпус баяна, клавиатура рояля) и т.д.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах, анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Образы самых знаменитых литературных персонажей – яркий прием типизации. Когда мы говорим Чайльд Гарольд, Фауст, Отелло, Евгений Онегин – это высокого уровня обобщения типизация. Типизация, содержащая в себе целый сгусток человеческой культуры, достоинств и пороков человека своего времени, своей эпохи. И, вместе с тем, - это типизация характера человека – романтического, ревнивого или созерцательного.

Пассивное воображение – это воображение, подменяющее собой целенаправленные продуктивные действия.

Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение – это образы, которым человек предается, не собираясь воплощать их в жизнь. Прекраснодушные мечтания, грезы – вот еще одно наименование этого вида воображения. Грезы тесно связаны с желаниями человека, с его потребностями, но они даже не предполагают продумывания реальных путей их осуществления. Этот вид воображения таит определенную опасность, а именно опасность ухода в вымышленный мир личных иллюзий, что может невротизировать человека, т.е. вызвать у него нарушения психической деятельности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно . Это происходит при ослаблении контроля сознания, в полудреме, во сне (сновидения), в состоянии аффекта (т.е. стресса, сопровождающегося сильными эмоциями), при психических или соматических заболеваниях (галлюцинации).

В сущности, непреднамеренное пассивное воображение – самый простой вид воображения. Оно типично для детей-дошкольников, поскольку неустойчивость «следовых» возбуждений в коре головного мозга ведет к легкости детского фантазирования и отсутствия критики к возникающим образам.

Особой разновидностью воображения является мечта . Мечта – это социально детерминированный и возникший в воображении образ желаемого будущего .

Мечта – чрезвычайно мощный побудитель человеческой жизни. Она может выступать мотивом , т.е. побудительной причиной деятельности человека. Именно поэтому любой предмет, сделанный умом и усилиями человека можно рассматривать как его овеществленную, осуществленную мечту. Будь это самолет или автомобиль, космический корабль или построенный человеком дом.

Осуществленная мечта – высшее счастье человека. Поэтому процесс воображения имеет прямое отношение и к смыслам жизни людей. Главное, чтобы мечта была направлена на преобразования жизни в соответствии с идеалами и нравственными ценностями человечества.

Воображение и творчество

Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественный (в виде инструмента, изделия) объект, имеющий личную либо общественную ценность.

Детский рисунок и картина художника, вылепленный из пластилина заяц или скульптура героя, детская авиамодель и реактивный лайнер – все это продукты творчества.

Воображение занимает центральное место, находится в фокусе творческой деятельности. Творчество – одно из высших проявлений человека, собственно человеческое проявление. Ведь животное ничего не создает, кроме сугубо инстинктом диктуемой постройки гнезда или норы. А люди, в отличие от животных, способны к созиданию. Исследование этого созидательного процесса показало, что в нем различаются такие этапы : 1) зарождение идеи (возникновение образа, мечты, замысла в воображении); 2) концентрация, накапливание знаний, требуемых для ее осуществления; 3) сознательная и бессознательная работа психики и, прежде всего, воображения в сочетании с мышлением над поиском вариантов осуществления замысла; 4) озарение и воплощение его в жизнь; 5) проверка сделанного.

Свои особенности есть у творчества научного и литературного, музыкального и художественного, театрального и кинематографического, у творчества изобретателя и творчества педагога.

Но всем этим разновидностям творчества присуща одна общая черта. Это – огромное напряжение всех сил и возникновение особого, присущего ему состояния, которое называется вдохновением.

Вдохновение – это состояние высшего подъема всех творческих сил, при котором все психические процессы, ведомые воображением, соединяются в один нескончаемый созидательный порыв, неумолимо ведущий к решению проблемы, к воплощению замысла, к изготовлению, порождению нового продукта, творцом которого является человек.

В истории человечества прежде всего воображение сыграло культурообразующую роль. Все мировые религии, сущность которых состоит в утверждении и поддержании идеальных образов и образцов поведения, основаны именно на всеобщем принятии воображаемых причин и начал человеческого бытия. Эти воображаемые образцы, эталоны служили, да и сейчас еще иногда служат абсолютным мерилом правильности или неправильности человеческих поступков. Венцом культурообразующих образов воображения являются религиозные представления разных эпох. Эти представления, обладая большой побудительной силой, подвигли многих художников, у которых, как известно, очень развито воображение, к созданию многочисленных художественных полотен, скульптур и других произведений искусства, проектирование храмов – особое направление в архитектуре. Таким образом, воображение стимулирует творчество.

Воображение наделяет людей, у которых оно развито, особыми чертами. Это, прежде всего – одухотворенность , т.е. способность отвлекаться от сиюминутного, обыденного и видеть образ желаемого будущего. Это затем – романтичность , т.е. склонность пренебрегать жизненным комфортом ради осуществления своей мечты. Это – наблюдательность , т.е. способность глубоко и тонко воспринимать окружающий мир в его нюансах и самых разнообразных проявлениях, отвлекаясь в то же время от несущественного. И, наконец, – креативность. Креативность – это способность человека увидеть новое в привычном, заметить возможное в невозможном и приложить усилия к претворению замысла в жизнь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Обоснуйте значение воображения для человеческой психики.

3. Укажите, какое психическое образование лежит в основе воображения.

4. Приведите различные основания классификации представлений, а также конкретные примеры.

5. Назовите основные виды воображения и кратко опишите их специфику.

6. Проанализируйте физиологические основы воображения.

7. Объясните психофизиологическую основу идеомоторных актов.

8. Приведите описание приемов активного воображения. Обоснуйте невозможность их использования при ослаблении контроля сознания.

9. Аргументируйте взаимосвязь творчества, креативности и мечты.

10. Обоснуйте культурообразующую роль воображения.

1. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, 1987.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Педагогика, 1979.

3. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск: Высшая школа, 1977.

4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. сочинений в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниерета, 1982.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Педагогика, 1977.

7. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. = М.: Просвещение, 1986.

8. Введение в психологию / Под общей ред.проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

9. Альтшулер Г. К. Алгоритм творчества. – М.: Знание, 1989.


Глава 9. Воля

Общая характеристика воли

Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.

Воля – важный компонент психики человека, обусловленный способностью людей не только реагировать на высшие или внутренние раздражители, а удерживая образ цели, управляя собой с помощью речи, добиваться намеченного результата.

Из всех живых существ воля, как и речь, как и воображение свойственна только человеку, поскольку основывается на высших, идеальных, способах отражения мира и на управлении собственными действиями в противовес тем или иным раздражителям. Воля человека может быть настолько сильна, что преодолевает даже инстинкт самосохранения.

Психологическим проявлением воли является волевое усилие , т.е. обусловленная стремлением к цели активация всех ресурсов организма и психики для преодоления возникших препятствий и трудностей. Волевое усилие переживается как напряжение, вызванное стремлением к совершению требуемых действий.

Понятие воли ввел в систему категорий науки о душе еще Аристотель, чтобы объяснить как человек достигает своих целей, несмотря на то, что само по себе знание того, что надо делать лишено побудительной силы. Специфика воли состоит том, что зачастую волевое усилие направлено не на преодоление внешних препятствий, а на преодоление самого себя, собственной слабости, лени, усталости. По своей психологической природе волевое усилие является действием произвольным, т.е. детерминированным самим человеком. Поэтому у людей различают диапазон воли : на одном полюсе находятся люди с сильной волей, на другом – слабовольные. Первые способны преодолевать огромные трудности, вторые легко пасуют перед ними. Кроме того, есть люди, страдающие нарушением воли.

Как и все психические процессы, воля имеет сложное строение, в котором имеется два аспекта: собственно психологический и физиологический.


Похожая информация.


В осуществлении сложных процессов воображения участвует кора головного мозга. Но сложность структуры воображения и его связь с эмоциями свидетельствуют в пользу гипотезы, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре головного мозга, но и в более глубоких отделах мозга. Такими глубинными отделами мозга, которые вместе с корой больших полушарий формируют образы воображения и включают их в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система, гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми участками, образующие лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга при входе в полушария головного мозга.

При повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека возникают характерные расстройства психики: ее поведение состоит из серии отдельных поведенческих актов, а общая программа, регулирующая поведение, отсутствует. Итак, повреждения захватило структуры, отвечающие за планирование действий человека, а, как известно, самая важная функция воображения - разработка программы действий, поведения.

Некоторые ученые рассматривают физиологический механизм воображения как движение представлений, которые сменяют друг друга подобно морских волн. Эти представления соединяются определенными ассоциативными связями. "Интенсивность одного нервного следа, достигнув определенной степени, начинает затем снижаться, тогда как интенсивность второго следа (ассоциации) начинает повышаться, и как результат этого - одно представление меняется в сознании других" (К.Д. Ушинский).

Продолжительность представления (то есть продолжительность его осознания) зависит от времени, которое необходимо для того, чтобы оно пришло в равновесие. В течение этого времени движение представление, которое было в состоянии напряжения, распространяется на другое представление (особенно яркое, жизненное), и тогда уже это последнее переходит в состояние напряжения.

Уровень интенсивности нервного следа зависит не только от процесса его питания, но и от степени раздражения, которому подлежит этот след. Если в процессах памяти нервная связь, образовавшийся остается постоянно и восстанавливается в будущем, то в процессах воображения системы нервных связей распадаются и не восстанавливаются, а объединяются в новые системы на протяжении всей жизни человека.

Такое объединение возможно при возникновении сильного очага возбуждения (потребность, непосредственное впечатление). Поэтому у человека с большой фантазией группы нервных клеток связываются во все новые и новые образования. От этого зависят характерна новизна в образах фантазии сравнению с образами памяти и их частичное совпадение.

Виды воображения. Процессы воображения

Процесс создания образов воображения, или фантазий, может иметь непроизвольный и произвольный характер.

Когда в воображении человека создание новых образов не направляется специальной целью, воображение имеет непроизвольный характер. Так, под влиянием рассказа учителя создаются новые образы, происходит их разъединение или сочетания. При чтении художественного произведения в воображении возникают без специального намерения образы героев, местность, где происходят события, время, когда они происходят, и тому подобное.

Невольное воображение обуславливают потребности и чувства. Голодный человек представляет вкусные блюда, человек, который замерзает на морозе, представляет себе теплый дом, а в жару воображение приносит человеку прохладу. Родители, беспокоясь за своих детей, которые сдают экзамены, самопроизвольно изображают ход событий и представляют критические ситуации, в которые может попасть их сын или дочь.

Когда человек ставит специальную цель создать образ того или иного объекта, воображение приобретает произвольного характера. Например, учитель на уроке предлагает представить какую историческое событие, определенную местность, путешествуя по карте, представить те или иные города или страны.

Человек, который создает новое музыкальное произведение, рисует образ литературного героя или картину, использует произвольную воображение.

В зависимости от характера деятельности человека произвольную воображение разделяют на воспроизводственную, или репродуктивную и творческую.

Воображение, опирающееся на создание образов, соответствующих описанию, называют воспроизведенной. Читая учебную и художественную литературу, изучая географические карты и исторические материалы, человек воспроизводит с помощью воображения то, что отражено в художественных произведениях и исторических документах. В условиях речевого общения, когда человеку приходится представлять незнакомые объекты или события на основе их описания, срабатывает репродуктивная или воспроизводящая, воображение. Воспроизводящая воображение обслуживает общение людей. Этим видом воображения пользуется инженер, изучает новую для него машину по чертежам. На основе музыкальных произведений формируется богатый материал для воспроизведенной воображения.

Творческая воображение также произвольный, продуктивный характер и всегда включена в творческую деятельность. Это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творчество - это деятельность, в результате которой человек открывает что-то новое, создает новые оригинальные произведения, материальные и духовные ценности. Творчество - такой вид деятельности, в котором участвуют все психические процессы, но воображение играет ведущую роль. Творческое воображение необходима там, где деятельность человека приобретает творческий характер, это неотъемлемое условие любого вида творчества. Творческая и репродуктивная воображение взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Воображение разделяют на активную и пассивную.

Активная воображение всегда направлена на выполнение творческого или логической задачи. Процесс хранения в головном мозге информации динамический, то есть происходят постепенное изменение содержания материала и взаимно перемещения его элементов. Этот процесс отражает активную воображение. Отсюда - интуиция, прозрение. Активное воображение направлено преимущественно наружу, человек больше занята окружением, общественно-значимым и меньше - собой. Активное воображение определяет и контролирует воля, она может быть воспроизведенной (репродуктивной) или творческой. Аппарат воображения составляет условие творческой деятельности личности.

Пассивная воображение протекает без постановки цели, иногда - как иллюзия жизни, где человек говорит, действует мысленно. Она временно удаляется в мир фантастических, далеких от реальности представлений. Человеку кажется, что она скрывается от нерешенных задач, от необходимости действовать, или тяжелых условий жизни и т.

Пассивную воображение человек может вызвать преднамеренно. Вызванные образы фантазии, которые не связаны с волей и направлены на воплощение их в жизнь, называют бредом. Людям свойственны бред. В них легко найти связь продуктов воображения с потребностями человека. Когда потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности их удовлетворения мизерные, то воображение развивается с удивительной силой. Удовлетворена потребность не порождает воображения. Если большинство потребностей реализовать невозможно, то у человека возникает доминанта неудовлетворенности, что порождает изменение личности с уходом от реальности, страдания, упрямство, неврозы.

Удовлетворение потребностей человека не всегда сопровождается чувством удовольствия. Достаточно часто ожидания большого счастья минимизирует чувство реального удовольствие от настоящего счастья. Таким образом, наблюдается расхождение между ожиданием и достигнутым в жизни, поэтому так трудно управлять воображением.

Если бред, то есть образы, вызываемые произвольно и не направлены на воплощение в жизнь, в воображении преобладают, то это свидетельствует о пассивности человека, о его бездействие, а возможно, и дефективность развития личности.

Для возникновения пассивной воображения большое значение имеет эмоциональное состояние. Пассивная невольная воображение возникает в состоянии аффекта, во время сна. Сон - это пассивное состояние человека. Перед тем, как заснуть, человек о чем-то мечтает, происходит освобождение воображения, ее усиления. Этот процесс очень важен для возникновения сна. Достаточно трудно заснуть, когда человек возбужден. Лучший способ сохранить свой сон - это переключить воображение на приятные, спокойные темы. Примером самопроизвольного возникновения новых образов является сновидения. Во время сна, когда наше внимание не отвлекается на внешние впечатления, бесцельное и бесследное блуждания сознания "вершинами волн движений нервной системы" приобретает яркий характер сновидений, из которых только отдельные мы запоминаем, то есть превращаем в новые ассоциации - образование нашего воображения. Во сне мы получаем полную уверенность в реальности представляем. Яркость образов воображения во время сна объясняется тем, что тормозится вторая сигнальная система и возбуждается первая сигнальная система, срабатывает закон отрицательной индукции.

Сновидения - это биологически полезный процесс, один из тех, которые поддерживают функциональную эффективность нервной системы. Вместе с тем содержание сновидений является лишь случайным результатом, который нельзя достоверно толковать. И.М. Сеченов называл сновидения "небывалыми комбинациями прошлых впечатлений".

С точки зрения теории психоанализа 3. Фрейда, причина сновидений заключается прежде всего в непреодолимой инстинктивной деятельности бессознательной системы психического аппарата человека. По Фрейду, возникновение сонного состояния психологически свидетельствует о том, что человек обособлялась от внешнего мира и сосредоточилась на собственном "Я". Такое явление Фрейд называл "первичным нарциссизмом". В связи с этим все инстинктивные раздражители, которые поступают от различных органов тела, значительно усиливаются (катексуються). "Катексовани" импульсы пытаются нарушить нормальное течение сна, но этому предотвращают сновидения, которые возникают именно в это время, так как в них подсознательные человеческие импульсы-желания выдаются осуществленными, даже фантастические ситуации воспринимаются спящим человеком как вполне реальные. Такое явление называется "галлюцинаторное исполнения желаний".

Сосредоточена направленность сновидений является причиной возникновения особое ощущение, что события происходят в своем собственном, вполне замкнутом мире. Человек не имеет силы ни реагировать, ни оценивать свои ощущения. Вот почему самые невероятные события, происходящие в сновидениях, спящий человек воспринимает без всякого удивления, они не вызывают у нее возмущение или протеста.

Усиление, как и ослабление воображения может быть симптомом серьезных психических заболеваний. У людей, которые не спали во время эксперимента 70 часов, развивались психические и невротические отклонения. Неврозы и психозы нередко возникают у молодых мам, когда все силы сосредоточены на ребенке, нет ни переключений, ни другой информации, наступает постоянный дефицит сна. Поэтому так важно создавать вокруг молодой мамы атмосферу полноценного, интересного, спокойной жизни, чтобы сохранялись спокойный сон и хорошее настроение. Еще один пример: длительное потребление спиртного приводит к "взрыв / "парадоксального сна, ведет к ярким, ужасающих снов (сновидения), страха, галлюцинаций.

Воображение проявляется в разной по содержанию деятельности, поэтому различают следующие виды воображения, как художественная, научная, техническая и др. Все эти виды воображения имеют свои особенности.

В художественной воображении преобладают чувственные (зрительные, слуховые и т.д.) образы, чрезвычайно подробные и яркие. Человек-художник так ярко представляет себе образы героев, что эти герои на самом деле общаются с ней, живут рядом.

Различные виды художественного воображения имеют свои специфические особенности. Эти особенности проявляются в создании образов художественного воображения, когда преобладает тот или иной анализатор: зрительный и двигательный - у скульптора, художника, слуховой - у композитора и тому подобное. Отличительными есть средства, которыми оперирует человек-художник, и способы воплощения образов (картины, партитура, поэтические строки).

Техническая воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с мыслительным засновуванням их в различных комбинациях. Важную роль в создании новых технических конструкций играют ассоциации по сходству. Образы технической воображения материализуются в чертежах, схемах, с помощью которых создаются новые предметы и объекты. Продукты технической воображения могут быть представленными в языковой форме. Языковая фиксация помогает глубоко анализировать технические открытия, проверять их достоверность на практике.

Научная воображение воплощается в планировании и проведении экспериментальных исследований, в умении строить гипотезы, нахождении неординарных путей решения проблемы, в построении экспериментальной ситуации, умении обобщать эмпирический материал и т. Созданы новые образы научного воображения является средством, с помощью которого устанавливаются закономерные отношения между предметами и явлениями. Научная воображение помогает найти новые, еще не известные звена в системе фактов.

Научная воображение всегда базируется на точных научных расчетах и экспериментах. То с воображаемой, не выдержало научной и практической проверки, отвергается. Научная воображение воплощается в слове, а также в образах.

Особым видом воображения является мечта. Мечта - это воображение, направленная на будущее, на перспективу жизни и деятельности человека. В мечтах создаются образы желаемого. Значение мечты в жизни человека очень велико. В мечтах оказывается связь воображения человека с его потребностями, чувствами, стремлениями. Мечты становятся толчком в творческой деятельности, в чем убеждает нас жизнь многих выдающихся людей.

Общественное бытие, общественные отношения обусловливают мечты людей, определяют направление и характер мечтаний, но очень многое зависит от того, как сам человек относится к своим мечтам и как в тех или иных общественных отношениях видит реализацию своих желаний.

Выделяют и так называемую антшщпуючу воображение (от лат. Anticipatio - угадывания вперед, предвидение). Она лежит в основе способности человека предвидеть будущие события. Антиципуюча воображение добывает строительный материал из запасов памяти. Антиципация будущего возможна благодаря скрытой реакции ожидания, что возникает на основе воображения. Так, человеку совсем не нужно прыгать с девятого этажа, чтобы узнать, какое опасное такое падение. Образы антиципуючои воображения настраивают организм на определенные действия, когда еще нет повода для таких мероприятий.

Процессы воображения

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти, мышления.

Если память восстанавливает образы и ситуации, копируя реальные, то воображение создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово "новый "" имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализованный или остаться на уровне идеального.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и осуществляются различными способами. Употребляемыми из них являются:

Агглютинация (от лат. Aggiutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост - рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. Впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни есть - это танк, аккордеон, амфибия, троллейбус.

Гиперболизация - характеризуется увеличением предмета (великан Гулливер) изменением количества частей предмета (дракон, который имеет семь голов) или их смещением.

Литота - в отличие от гиперболизации, характеризуется уменьшением предмета (мальчик-с-пальчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.

Подчеркивание - акцентирование какой части образа или определенного качества. С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры.

Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выступают на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого взяты художником из растительного мира.

Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием, его широко используют в литературе.

Творческий процесс воображения базируется на возникновении ассоциаций, хотя их специфика отличается от привычного хода ассоциаций, подчиняясь мыслям, эмоциям, желаниям, что во психике человека-художника. Механизм ассоциаций тот же (ассоциация по сходству, по смежности, по контрасту), и отбор представлений определяется именно этими предпочтительными тенденциями.

Loading...Loading...