Методические рекомендации по проведению подвижных игр для глухих и слабослышащих детей. Развивающие игры для слабослышащих детей

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант 2

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

· Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

· Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

· Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

· Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

· Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания: игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Цветные палочки»

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3. Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

· От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

· Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

· Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр - заданий.

Варианты игры

«Месяц»

Играющие рассчитываются на 1-12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, - цифру «пять» - игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

выборе заданного цвета.

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Начало формы

«В шеренгу становись»

Инвентарь: канат.

Варианты

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок слева - правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

Начало формы

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» -сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

^ 1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель : развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

^ Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

^ Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

^ Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

2. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

^ Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты


  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

  2. Собрать треугольники красного цвета.

  3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.
Методические указания

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:


  • Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

  • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

  • Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.
Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

5. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

^ Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

6. «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания


  • Игра повторяется несколько раз.

  • Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

7. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

^ Методические указания


  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.
^ 8. «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

^ Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты


  1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

  2. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

  3. Командное исполнение заданного wiu самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.
9. «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

^ Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр - заданий.

Варианты игры

10. «Месяц»

Играющие рассчитываются на 1-12 (соответственно количеству месяцев в году):

А) если ведущий называет, например, - цифру «пять» - игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

Б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

^ 11. «Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

^ 12. «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок слева - правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

^ 13. «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

^ Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты


  1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

  2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упраэ/снения вслед за ведущим.
14. «Поймать Бармалея» -

Сюжетная игра

^ Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

^ Методические указания. Обеспечить страховку.

Подвижные игры на воде

На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Т.И. Осокина, 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Взрослый (педагог, вожатый) должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на инструкторе.

^ Необходимо учитывать специфику состояния и поведения детей и формировать группу с учетом их основного дефекта.

15. «Делай как я»

Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой.

В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно; в зависимости от их умения плавать.

Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, инструктор - на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону инструктора, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует им педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок.

^ Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.

16. «Резиновый мячик»

Цель: обучение детей выдоху и вдоху в воде.

Количество игроков - 4-10.

Инвентарь: резиновые мячи (или другие нетонущие предметы).

Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому петонущему предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех.

^ Методические указания. Во время этой игры инструктору следует очень внимательно следить за безопасностью детей, особенно если они еще не умеют плавать.

17. «Нырки»

Цель: ознакомление детей с водой и преодоление страха перед ней.

Количество игроков - 6-15.

Инвентарь: легкий яркий мяч.

Инструкция. В мелкой части бассейна (водоема) поплавками отмечается круг диаметром 5-6 метров. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом - столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу легкий цветной мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков - проворно погрузиться с головой иод воду.

Методические указания


  • Каждое попадание мяча выводит нырка из круга.

  • Игра проводится на время, через 5 минут нырки и охотники меняются ролями.

  • Выигрывает команда, в которой остается большее количество игроков.

18. «Водолазы»

Цель: обучение детей искусству погружаться в воду и ориентироваться под водой.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 10-15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.

Инструкция. На дно неглубокого бассейна (водоема) бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 секунд) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.

^ Вариант: mooicuo разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета.

Методические указания. Инструктору следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков.

19. «Слалом»

Цель: обучение детей искусству свободно передвигаться в

Играют две команды по А -8 человек, с равным количеством мальчиков и девочек.

Инвентарь: 6 буйков.

Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 метра устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь и т.д. Побеждает команда, закончившая первой.

^ Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам (с учетом заболеваний каждого игрока).

20. «Буксиры»

Цель : обучение детей свободному передвижению в воде.

В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20.

Инвентарь: яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд.

Инструкция. Соревнуются несколько команд, по 4 -8 чело-иск в каждой, с равным количеством мальчиков и девочек в командах. Ребята заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами - девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров устанавливают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспортируя девочек, как на буксире. Девочки руками держатся за пояс плывущего, усиленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и касанием руки посылают на старт следующую пару. 11обеждает команда, первой закончившая дистанцию.

Методические указания. Игра-эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности II состоянием детей.

Дидактические игры на развитие мышления

Дидактические игры на развитие мышления дошкольников с нарушенным слухом


Развитие наглядно – действенного мышления

Помоги кукле

Цель.

Анализировать условия практической задачи; использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается. Учить называть игрушки, подбирать к игрушкам соответствующую табличку.

Оборудование. Игрушки: юла, мяч, машина, кукла, стул, палка, значки с изображением игрушек: юла, мяч, машина.

Речевой материал. Привет, игрушки, кукла, юла, мяч, машина, стул, палка, что там? Где игрушки? Упали, как достать мяч? Машина – далеко, как её достать? Думали хорошо, молодцы!

Ход игры . В гости к детям приходит кукла. Она приветствует детей и подаёт рюкзачок. Педагог спрашивает: ""Что там?"" Кукла отвечает: ""Игрушки""

Педагог открывает рюкзачок и достаёт из него таблички. Дети вместе с педагогом читают таблички ""Юла, мяч, машина"". Педагог спрашивает куклу: ""Где игрушки?" Кукла показывает жестом ""Упали! "" Педагог предлагает детям найти игрушки. Малыши находят на столе юлу. Кукла, помогая детям, показывает на полку, где лежит мяч. Педагог спрашивает детей: "" Как достать мяч? "". Подпрыгивая, дети пытаются достать мяч.

Чтобы малыши догадались использовать стул, педагог, показывая жестом, даёт детям понять, что нужно встать повыше. Дети достают мяч с помощью стула. Машину находят под шкафом. Педагог помогает проанализировать условия игры. ""Машина – далеко. Как достать? "" (показывает жестом длинный предмет). Дети достают машину с помощью длинной палки.

Кукла хвалит детей: ""Думали хорошо. Молодцы! c и дарит детям значки с изображением игрушек.

Собери фрукты

Цель игры . Учить решать двухфазовые задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; Называть фрукты, подбирая соответствующую табличку, сопряжённо проговаривать названия фруктов; понимать слово с обобщающим значением ""Фрукты""

Оборудование . Корзинка, муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, банан, палка, стул, таблички с названиями фруктов, игрушка-ёж.

Речевой материал. Привет, ёж, стул, палка, фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан.

Ход игры. К детям приходит ёж и приносит корзинку с фруктами. После приветствия, ёж подаёт педагогу корзинку, и она как бы ""случайно"" падает на пол. Все фрукты из корзинки рассыпаются под шкаф. Педагог предлагает детям собрать фрукты. Чтобы достать фрукты, дети должны снять со шкафа палки, используя для этого стул. Педагог следит за тем, чтобы малыши не забыли о конечном результате и достали фрукты палкой.

Когда все фрукты собраны, детям предлагают назвать их. Затем педагог объясняет значение обобщающего слова ""Фрукты"" и даёт оценку действиям детей.

Достань, что лежит в трубке

Цель. Продолжать развивать умение решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; узнавать овощи в силуэтном изображении и называть их, подкладывая к табличкам; понимать слово с обобщающим значением ""Овощи ""

Оборудование. Воздушный шар (надутый), бумажная трубка, силуэты

овощей (вырезанные из бумаги), стул, палка.

Речевой материал. Шар, трубка, стул, бумага, овощи, лук, морковь, свёкла, картофель, капуста, помидор.

Ход занятия. На стене висит воздушный шар (так, что, стоя на полу, ребёнок не может достать его). К шарику привязана бумажная трубка (в трубке лежат скомканные силуэты овощей). Чтобы достать шарик с трубкой, дети должны использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание детей на конечной цели, показывая жестами (что нужно сделать, чтобы достать шарик рукой). Педагог помогает детям осознать промежуточную цель – освободить стул и снять ящик со строительным материалом. После того, как дети с помощью стула достают шарик с трубкой, педагог предлагает выдуть из трубки бумагу, скомканную в комочки. Дети выдувают комочки бумаги, разворачивают и рассматривают.

Каждый ребёнок должен узнать овощ, глядя на силуэт, найти табличку, соответствующую этому овощу и назвать его. Затем педагог, показывая на овощи, делает обобщение: ""Это овощи"" и даёт оценку действиям детей.

Надуем шары

Цель. Вызвать у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждать к поиску причины нарушения; создавать интерес к устранению причины; закрепить название основных цветов: синий, жёлтый, красный, зелёный, обозначая их табличкой.

Оборудование. Семь воздушных шаров разных по цвету (один шар – с дырочкой), верёвочки.

Речевой материал. Шар, дырочка, почему? Какой по цвету шар? Верно.

Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает шар полностью, завязывает и кладёт на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у детей, почему шар спускается, побуждая их найти причину. Вызывает ребёнка и подставляет его руку к тому месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку. Педагог предлагает каждому ребёнку удостовериться откуда выходит воздух. Открывается дверь и младший воспитатель вносит связку надутых шаров. Педагог раздаёт детям шары, предварительно спрашивая: «Какой по цвету шар?» Затем даёт оценку деятельности детей.

Привези машину

Цель. Продолжать учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи; закрепить название мебели; называть предметы мебели по обобщающему слову.

Оборудование . Машина с петлёй, экран, мелкие игрушки (мебель), тесьма.

Речевой материал. Машина, привези, мебель, стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло.

Ход игры . На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребёнка находится машина с петлёй. Через неё свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребёнок может легко достать их. Для подтягивания машины надо использовать оба конца одновременно. На машине лежат маленькие игрушки (мебель). Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и потянуть к себе машину. Если ребёнок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и машина останется на месте. Педагог предлагает нескольким детям привезти машину. Если тесьма вытягивается за один конец, то педагог продевает её в петлю за экраном. Важно, чтобы дети убедились, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить детям возможность несколько раз пытаться достичь цели. Когда дети не могут выполнить задание, то педагог медленно показывает им. После того, когда дети усвоили способ решения задачи, педагог предлагает выгрузить из машины ""мебель"" и назвать все предметы мебели. Даётся оценка деятельности детей.

Наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть предмет путём подкладывания таблички с его названием.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением игрушек из 2-6 частей, игрушки (кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида, будем собирать картинку.

Ход игры. Перед ребёнком на столе лежит картинка с изображением игрушки, например куклы, которая называется словом и предъявлением таблички с её названием, разрезная картинка с изображением этой же игрушки. Педагог предлагает ребёнку по образцу сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка будет сложена, педагог выкладывает перед ребёнком две таблички, одна из которых обозначает название сложенной картинки-куклы, и просит её найти и подложить к картинке. В случае затруднения педагог оказывает ребёнку помощь в нахождении парной таблички.

«Сделай целое»

Цель. Продолжать формировать у детей представление о предмете в целом. Учить соотносить образ представления с образом реального предмета. Действовать путём примеривания. Обогащать словарный запас детей названиями одежды.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением одежды с разной конфигурацией разреза, предметы одежды, соответствующие изображению на картинках (майка, платье, рубашка, шорты, шапка, юбка), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, майка, платье, рубашка, шорты, юбка, что это?

Ход игры. 1 вариант. Перед ребёнком на столе лежит разрезная картинка с изображением хорошо знакомого предмета одежды, например платья. Ему предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка сложена, педагог выкладывает перед ребёнком 2-3 предмета одежды: один, изображённый на разрезной картинке, а другие посторонние. Ребёнок должен выбрать тот предмет, который сложил. Предмет называется словом и с предъявлением таблички.

2 вариант. Перед ребёнком раскладывают 3-4 части одной картинки, например, рубашки, и одну часть другой картинки, например майки, и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (рубашку и майку), которые он сравнивает с изображением, находит нужный и называет при помощи таблички, которую находит сам или самостоятельно.

«Нарисуй целое»

Цель. Продолжать учить детей разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т.е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета. Формировать потребность использовать в речи знакомый словарь.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем рисовать, что ты нарисовал?, я нарисовал

Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми разрезные картинки, и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети рисуют, а затем называют предмет, который нарисовали. После этого педагог просит сложить картинку, снова её нарисовать и назвать самостоятельно.

«Достань самолёт»

Цель. Учить детей решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации. Уметь понимать слово с обобщающим значением «транспорт».

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нём самолёт. На некотором расстоянии от шкафа стоит стул, возле него лежат игрушки, отображающие транспорт (машина, поезд, автобус, пароход). В центре мальчик, у него удивлённый вид, он не знает, как достать самолёт. Таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Это картина, что это?, шкаф, стул, самолёт, машина, поезд, автобус, пароход, кто это?, мальчик, это транспорт.

Ход игры. Педагог вносит картинку и предлагает детям её рассмотреть, побуждая называть изображённые предметы. Затем обращает внимание на мальчика и просит показать, как он может достать самолёт. Если дети затрудняются показать, педагог говорит и показывает соответствующими жестами: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он самолёт не достанет. Что ему поможет достать самолёт?» При необходимости можно создать реальную ситуацию, отображающую сюжет картинки, и попросить одного из детей достать самолёт и положить возле других игрушек, отображающих транспорт. После выполненного действия показать картинку и предложить другому ребёнку показать и сказать, как мальчик достанет самолёт. По окончании рассказа, педагог обводящим движением руки обращает внимание детей на предметы на полу, вносит табличку с обобщающим значением «транспорт» и знакомит с ней детей (дети прочитывают её хором и индивидуально).

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко), схемы (пиктограммы), отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты, что это?, огурец, помидор, лимон, яблоко, будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы), читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий, растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т.д.

Логическое мышление

«Найди в мешочке то, о чём говорится в загадке»

Цель. Описывать предмет самостоятельно (или с помощью табличек), используя опорные схемы (пиктограммы). Отгадывать закодированный предмет путём тактильно-двигательного восприятия. Уметь классифицировать предметы на основе выделения обобщающего слова. Обогащать словарный запас самостоятельной речи по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование. Мешочек с разными предметами, среди которых огурец и слива, схемы (пиктограммы), таблички с описанием элементов пиктограммы (загадки).

Речевой материал. Будем играть, будем думать, будем читать, что это?, найди, огурец, слива, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Педагог вносит мешочек с предметами и говорит, что надо найти в нём то, о чём говорится в загадке. Приглашает ребёнка к столу и выставляет на наборное полотно схему (пиктограмму). Затем указывает на каждый элемент пиктограммы, ребёнок называет признак самостоятельно (или находит табличку с описанием этого признака на другом наборном полотне, например, «Зелёный, овальный, растёт в огороде, его кладут в салат»). Когда весь текст будет найден, читает загадку, думает, о чём в ней говорится, подходит к мешочку и, ощупывая каждый предмет, находит тот, о котором говорится в загадке, достаёт его и называет. Игра повторяется с другими пиктограммами и другими детьми.

Игра-кроссворд «Где живут животные?»

Цель. Развивать воображение, соединяя части в представлении в целостный образ животного. Развивать элементы логического мышления умением соотносить цифру на карточке с номером вертикальной строки в кроссворде. Работать по развитию самостоятельной речи в пределах данной темы. Обучать грамоте.

Оборудование. Таблица кроссворда, карточки с изображением частей животного (например, образ белки изображён ушками, лапками, хвостом), набор букв, соответствующих названиям животных, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем отгадывать кроссворд, зебра, попугай, жираф, волк, слон, лиса, белка, дикие животные, зоопарк.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на таблицу кроссворда и предлагает прочитать название игры «Где живут животные?». Затем раздаёт детям карточки с изображением частей животного и объясняет правила игры.

Узнать животное и назвать его;

Составить название животного из букв у себя на планшете;

Соотнести цифру на карточке с номером вертикальной строки на кроссворде;

Вписать название животного в таблицу кроссворда.

Когда все слова с названием животных будут вписаны детьми в таблицу кроссворда, педагог обращает внимание детей на ключевое слово под номером 8 и читает вместе с детьми «зоопарк». Подводится итог игры: «Дикие животные живут в зоопарке».

«Кто дома?».

Цель. Развивать элементы логического мышления, внимание умением соотносить буквы с различными значками, составляя слова. Закрепить название членов семьи.

Оборудование. Наборное полотно в виде дома, картинки с изображением членов семьи, карточки с закодированными словами, таблица со значками, обозначающими буквы, ручки, бумага, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Что это?, дом, кто это?, бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, семья.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на наборное полотно в виде дома, где в одном из окон дети видят бабушку (картинка). В остальных окнах находятся карточки с закодированными словами. Педагог раздаёт детям карточки и просит отгадать закодированное слово, обращая при этом внимание на таблицу со значками. Когда дети отгадают слова и напишут их на бумаге, то находят соответствующие картинки с изображением членов семьи, называют и помещают в свободные окна. В конце педагог задаёт вопрос: «Кто дома?». Дети отвечают на вопрос, называя всех членов семьи.

Какой по цвету?

Цель. Развивать элементы логического мышления. Активизировать фразовую речь детей.

Оборудование. Муляжи овощей и фруктов, карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов, набор цветных вкладок, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Красный помидор, зелёный огурец, коричневый картофель, жёлтый лимон, оранжевый апельсин, будем играть.

Ход игры. На доске закреплены картонные карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов (помидор, огурец, картофель, лимон, апельсин), на столе педагога лежат цветные вкладки (красного, зелёного, жёлтого, оранжевого, коричневого цвета). Педагог достаёт яркую коробку, в которой находятся муляжи овощей и фруктов.

Педагог: Там овощи и фрукты. Будем играть в игру «Какой по цвету?»

Вызывается один ребёнок. Педагог завязывает ему глаза, достаёт из коробки помидор и предлагает его ребёнку для ощупывания. Задача ребёнка состоит в том, чтобы на ощупь определить предмет, выделить в качестве его основного признака цвет и назвать его (не называя сам предмет).

После ощупывания педагог прячет предмет в мешочек. Снимает повязку с глаз ребёнка и спрашивает: Какой по цвету?

Ребёнок: Красный.

Педагог: Возьми красный цвет.

Ребёнок берёт со стола вкладку красного цвета, находит среди силуэтов овощей и фруктов, закреплённых на доске, тот овощ или фрукт, который, по его мнению, имеет красный цвет (в данном случае это помидор). Затем вставляет вкладку в карман, «раскрашивая» предмет.

Педагог: Что это? И предлагает ребёнку составить с помощью табличек фразу: «Это красный помидор», и прочитать её. Затем просит ребёнка достать из мешочка спрятанный предмет и сравнит его с «раскрашенным» овощем. В конце даёт оценку работе ребёнка: «Верно. Одинаково. Ты думал хорошо».

Это задание педагог предлагает выполнить каждому ребёнку с другими предметами.

Угадай животное

Цель. Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки-наголовники с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель: Где живёт?

Первый ребёнок: Живёт около дома.

Воспитатель: Где спит?

Второй ребёнок: спит в сарае.

Воспитатель: Что ест?

Третий ребёнок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель: Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарат, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухoгo или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на ею здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться и частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требую особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать, эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два мо­мента:

Дети должны хорошо видеть движения губ. мимику, жесты

говорящего.

Припоказе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевою общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Игры

Игра: «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания. Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится па три юны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие, бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Игра: «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот. кто «напечатает» больше слов.

Игра: «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, пря­моугольники).

Инструкция. Поигровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты:

1. Собрать только круги (цент не имеет точения).

2. Собрать треугольники красного цвета..

3.Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указании

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а за тем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Игра: «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в
заданной последовательности.

Ведущий называет животное, пишу, насекомое или рыбу,
а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Игра: «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков - 10-12. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1.5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

Игра: «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются, но кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую. победительнице присуждают очко.

Методические указания

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
очков.

Игра: «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его. то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно
представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя. а
вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Игра: «Цветные палочки»

Цель: распитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят липом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданною цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты:

1.Собираются пеночки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.Командное исполнение заданного или самостоятельно при­думанного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

Игра: «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12. что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например I I часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим цифр - заданий.


Варианты игры

Играющие рассчитываются на 1 -12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, цифру «пять» игрок или
игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят
название месяца:

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки,
соответствующие номеру «6». хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1 -7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

Игра: «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок - слева правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания, ведущим игроков.

Игра: «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.). обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты:

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в
шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по
перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют (физические
упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» - сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. Взале устанавливаются скамейки в наклонном положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ………………………...3

1.1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ… ………………………………………4

1.2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.2.1. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА……………………………………………………9

1.2.2. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ…………………………………………………16

1.2.3. ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ…………………………………………….25

1.2.4. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………….29

1.2.5. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВИБРАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ………………………………….36

1.3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ…………………………………………. 42

1.4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ……………………………... 48

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ……………………………………………….56

2.1. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА ……………………………………………

2.1.1. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ…………58

2.1.2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ РЕАГИРОВАТЬ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ЗВУЧАНИЯ…………………………………………………………….59

2.1.3. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ЗВУЧАЩИХ ИГРУШЕК…..61

2.1.4.ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЙ

2.1.5. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ СЛИТНЫХ И ПРЕРЫВИСТЫХ ЗВУЧАНИЙ…………………………………………………66

2.1.6. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ТЕМПА ЗВУЧАНИЙ………68

2.1.7. РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГРОМКОСТИ ЗВУЧАНИЙ………………..70

2.1.8. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ВЫСОТЫ ЗВУЧАНИЙ…….75

2.1.9. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ КОЛИЧЕСТВА ЗВУЧАНИЙ77

2.1.10. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РИТМОВ

2.1.12. ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА……………………………………………………………………………80

2.2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА………………………………………………..81

3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ …………………..85

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….111

ВВЕДЕНИЕ

Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.

Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

В этом сборнике представлены дидактические игры, которые могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом.

В первой части книги содержатся дидактические игрыи упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников с нарушениями слуха. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач. Эти игры направлены на развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения. С помощью этих игр может быть преодолено неблагополучие в умственном развитии глухого или слабослышащего ребенка, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении и включающее применение коррекционно-развивающих методов и приемов. Развитие умственных способностей ребенка с нарушенным слухом тесно взаимосвязано с формированием его речи.

В специальный раздел выделены игры по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, их наличие поможет педагогам сделать эти занятия более интересными и привлекательными для детей. В соответствии с задачами и программой по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе интересных игровых заданий осуществляется знакомство детей со звучащими игрушками, проводится обучение различению на слух их звучаний, длительности, интенсивности, высоты, количества, темпа, слитности звучаний, различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных. Часть игр направлена на развитие речевого слуха детей: обучение различению, опознаванию и распознаванию слов, фраз.

В третьем разделе сборника представлены игрыпо развитию речи , направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и выражений, активизацию их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие связной речи детей, как разговорной, так и описательно-повествовательной.

Представленные в сборнике игры можно использовать на разнообразных педагогических занятиях сурдопедагога и воспитателей, в свободное время в детском саду и дома.

Авторский коллектив: Л. А. Головчиц, канд пед.наук, доцент МПГУ; Л. В. Дмитриева, педагог-психолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха (Москва); В. Л. Казанская, доцент МПГУ; Е. В. Каширская, учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Т. А. Осипова,учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Н. Д. Шматко, зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО.

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

В данном разделе книги представлены игры, направленные на умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха и способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Выделены следующие группы игр:

1. Игры на развитие мелкой моторики

2. Игры на развитие восприятия

3. Игры на развитие внимания и памяти

4. Игры на развитие мышления и воображения

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заместителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам и т.д.

Описание каждой игры включает: цели; оборудование; речевой материал, который готовится заранее и предъявляется в устной и (или) письменной форме; ход игры. В конце некоторых игр дан ее усложненный вариант, который может быть использован в работе с детьми на более продвинутом этапе обучения.

При необходимости педагоги могут варьировать цели проведения игр, оборудование, ход игр; могут расширять или, наоборот, сокращать объем речевого материала, в зависимости от слухо-речевых возможностей детей выбирать форму предъявления слов и фраз: устно, письменно (на табличках), устно-дактильно.

Игры и задания следует подбирать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития.

Loading...Loading...