Юсуповых на мойке. Дворец юсуповых на мойке. История Юсуповского дворца на Мойке. Сведения о возведении такого особняка

Словосочетание «дворец Юсуповых» требует конкретизации. У этой знатной и богатой семьи было множество дворцов в разных частях Российской империи. Например, дом на Мойке был во владении пяти поколений Юсуповых. Это строение полностью отражало материальное положение семьи. За четким, гармоничным фасадом, не позволяющим сказать о подлинных размерах дворца, прячется роскошное великолепие его внутреннего убранства.

О дворце

Юсуповский дворец — бесценный объект для сферы туризма. Экскурсии по Петербургу часто включают посещение этого здания. В нем нашли себя самые известные городские сюжетные линии: роскошная жизнь русского аристократического общества и знаменитое К сожалению, легендарный случай для многих аннулировал великую историю дворца.

Историческая справка

Дворец на Мойке перешел во владение Юсуповых в 1830 году, поменяв перед этим несколько владельцев. В начале XVIII века поблизости располагалась усадьба племянницы Петра I, затем принадлежавшая построил первый дворец в стиле барокко. Сын графа продал этот дом и основал рядом еще одно здание, созданное в стиле классицизма, ставшее прототипом современного Юсуповского дворца. До сегодняшних дней от этого строения сохранилась триумфальная арка парадного въезда и высокая ограда с колоннами.

Во времена правления Екатерины II дворец на Мойке был передан в казну, а в 1795 году царица отдала его в качестве подарка своей фрейлине - Александре Браницкой. Спустя 35 лет усадьбу выкупил племянник Браницкой — князь Борис Николаевич Юсупов. Так как материальные средства семьи Юсуповых были безграничными, дворец вскоре стал прообразом сказочной роскоши и изысканной красоты.

С огромным размахом Юсуповы приступили к преображению дворца. Архитектор Андрей Михайлов не стал менять центральный фасад, но сделал больше на этаж боковые ризолиты, возвел трехэтажный корпус на востоке усадьбы, объединил флигели, где расположилась картинная галерея и домашний театр. Был сооружен сад, построены и оранжереи. Появилась парадная лестница со стороны реки, ведущая к парадным покоям. Интерьеры оформили лучшие декораторы того времени.

После кончины первого хозяина дворец был вновь реконструирован.

Еще одной перепланировке дворец подвергся к концу XIX века. Его оснастили необходимыми достижениями тех времен — канализацией, водопроводом, паровым отоплением, электрическим освещением. Последние видоизменения были произведены в 1914 году: покои на 1 этаже обновили перед свадьбой князя Феликса с великой княжной Ириной Александровной.

После революционного периода в Юсуповском дворце на короткий срок разместили выставку, посвященную убийству Распутина, и Музей дворянского быта. Потом здание передали ленинградским работникам просвещения. Благодаря этому Юсуповский дворец на Мойке смог избежать разорения. Во время блокады во дворце был госпиталь. В 1960 году дворец Юсуповых на Мойке стал признанным историко-культурным памятником федерального значения.

Наше время

Отреставрированные залы дворца открыты для экскурсионных программ, также здесь можно взять в аренду помещение для корпоративных праздников, балов, свадеб и других мероприятий. В театре проходят спектакли и концерты.

Образовательная деятельность также театрализована: актеры показывают сцены из Самая популярная - это экспозиция «Убийство Распутина», сделанная в тесном подвале, где все и совершилось. У некоторых посетителей и гостей создается эффект реального присутствия: восковые фигуры участников событий и фотографии усиливают действие.

Юсуповский дворец: как добраться?

Строение расположилось в центре города. Юсуповский дворец (адрес) находится на набережной Мойки в доме 94. Добраться до этого исторического памятника можно как пешком, доехав до ближайших станций метро, так и воспользовавшись наземным транспортом.

  • Дворец в свое время был широко известен высшему свету Петербурга, в нем постоянно проходили балы и светские приемы, поражавшие гостей роскошью и богатством.
  • Юсуповский дворец на Мойке был одним из 57 зданий, которые принадлежали в России этой семье. В Петербурге у княжеского семейства было 4 дворца.
  • В дворцовом театре ставились знаменитые на весь город спектакли, в нем был исполнено дебютное первое действие оперы Глинки - «Жизнь за царя».
  • Юсуповский дворец на Мойке входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

Заключение

Юсуповский дворец на Мойке - поистине шедевр архитектуры своего времени, прекрасный как снаружи, так и внутри. Этот памятник культуры до сих пор восхищает всех его гостей. Побывав в Санкт-Петербурге, следует обязательно посетить это место. Экскурсии по Петербургу предлагают богатую программу, в том числе и с посещением дворца Юсуповых.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.

Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.


История дворца

Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.

Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.

При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.

После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.


Сокровища рода Юсуповых

Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.

Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.

В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.

Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.

В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.


Тайны подвалов Юсуповского дворца

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.

Он был приглашен во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной. Здесь в глубоком подвале Григория сначала пытались отравить, но цианистый калий, которым были пропитаны любимые Распутиным пирожные, на него не подействовал. Не смог убить старца и выстрел в упор. Смертельно раненный в грудь императорский фаворит чуть не задушил Юсупова, а когда тому удалось вырваться, кинулся бежать.

Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.

В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.


На тихой набережной реки Мойки, между Почтамтским и Поцелуевым мостом стоит дворец. Этот дворец - один из первых, один из самых красивых и один из тех дворцов, что хранят зловещую историю. Принадлежал он Юсуповым - богатому, древнему и необычному княжескому роду, сыгравшему серьёзную роль в истории нашей страны.

«Парашин дворец» и резиденция Шувалова

Место, где сейчас находится дворец, использовалось с самых первых лет Санкт-Петербурга. Здесь стоял деревянный дворец Прасковьи Ивановны, племянницы Петра Великого, не слишком выдающейся особы, благодаря которой резиденция получила неприглядное прозвище «Парашин дворец». В 1726-м году царевна попрощалась с дворцом и подарила его Семёновскому полку, уже тогда бывалому и заслужившему немалую славу. Не совсем понятно, как здание использовали военные, но до 1742-го года оно находилось в их распоряжении, после чего дворец приобрёл граф П.И. Шувалов - тогдашний глава правительства и человек огромного влияния.


План усадьбы Шувалова

В конце XVIII века здание ещё не выглядело так же внушительно, как сейчас. Это был двухэтажный особняк, хороший для того времени, но слишком величественный. При Шувалове дворец перестроили, но кто руководил строительством ныне неизвестно. Затем в 1760-м году над дворцом поработал знаменитый Валлен-Деламот, который, помимо всего прочего, возвёл шестиколонный портик и надстроил ещё один этаж. Особняк жил пышной жизнью: тут устраивали балы и маскарады, собирались знатные люди со всего города, и даже праздновалось рождение будущего императора Павла I. Но это продолжалось недолго: в 1762-м граф Шувалов умер, а его наследник продал дворец императрице.

Столько же, сколько Илья Муромец лежал на печи, столько и пустовал дворец после возвращения к монархам - тридцать лет и три года. Наконец, судьба его изменилась: Екатерина II подарила дворец одной из своих статс-дам, которая не проводила в нём много времени, а затем, в 1830-м, здание купил Борис Николаевич Юсупов. С тех пор он стал одной из резиденций этого знатного рода и стал зваться Юсуповским дворцом.

Путь к великолепию

Юсуповы были богаты. Они были богаты баснословно, несметно, разносторонне и давно. Григорий Юсупов, основатель рода, служил при Петре I и прошёл две войны, дослужившись до звания генерала. Его сын Борис побывал губернатором обеих столиц, тайным советником при императоре и, кроме этого, владел крупнейшей в России суконной фабрикой. Николай, сын последнего, стал дипломатом и, как и его предок, был тайным советником. Помимо этого он побывал на посту директора Эрмитажа, министра Департамента уделов, члена государственного совета, и, в то же время, возглавлял ряд крупных заводов. К тому же, он был меценатом и коллекционером, владел выдающимися картинами кисти Лорена, Рембрандта и Буше. Огромное состояние, накопленное Юсуповыми, не разделялось - по необычной закономерности у каждого князя всегда доживал до зрелости только один сын, которому и переходило наследство.


Борис Николаевич Юсупов

И вот Борис Николаевич Юсупов покупает дворец на Мойке. Это была капля в море - у Юсуповых тогда было 57 дворцов по всей России. С обретением нового хозяина особняк, привыкший пустовать, стал превращаться в обитель невероятной роскоши. Он перестраивается архитектором А.А. Михайловым, который создал из трёхэтажного дома усадьбу-ансамбль. Отделкой помещений занимаются пять именитых декораторов. Во дворец начинают стекаться предметы роскоши из Италии, Франции и Архангельска, где располагалась старая резиденция Юсуповых. У входа вырастают тосканские колонны, появляется домашний театр и дворцовый музей. Великолепный и властный ампир овладевает дворцом.


Красная гостиная

При Николае Борисовиче Юсупове-младшем дворец стал ещё роскошнее. Изюминкой резиденции стали интерьеры залов, каждый из которых выдержан в своей особой тематике, отражённой в названиях: Синяя и Красная гостиные, Турецкий кабинет, Танцевальный зал, Мавританская гостиная.


Мавританская гостиная

Жил Николай Борисович-младший вполне в духе своих предков: собирал произведения искусства и драгоценности, среди которых были вазы из горного хрусталя, наполненные драгоценными камнями, искусно сделанные табакерки, музыкальные инструменты со всего мира, а главной гордостью коллекции была огромная жемчужина «Пелегрина» - фамильная драгоценность рода.


«Пелегрина»

Нужно отдать князьям должное: они были не только стяжателями, но и благотворителями и меценатами. Николай Борисович жертвовал деньги на нужды армии и библиотек, а его отец очень заботился о крестьянах и во времена голода кормил на свои средства до 70 000 человек, а также жертвовал огромные суммы городским богадельням.


Турецкий кабинет

Убийство Раскольникова

Николай Борисович стал последним настоящим Юсуповым по мужской линии. Его сын не дожил до зрелого возраста, дочь Зинаида вышла замуж, и фамилия Юсуповых перешла другой семье. Новым князем стал Феликс Юсупов, которому было суждено сыграть в жизни дворца роковую роль.


Феликс Юсупов с невестой

Молодой князь увлекался актёрским мастерством, чему, скорее всего, поспособствовало наличие во дворце театра, вмещавшего 180 зрителей. Юсуповский театр действует и до сих пор. На его сцене в разное время выступали такие выдающиеся деятели искусства как М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен и Ф. Лист. Но эпоха славы и роскоши подходила к концу: началась Первая мировая война, близились смутные времена, и Феликс Юсупов предпринял действие, которое до сих пор обсуждают и пытаются оценить историки.

17 декабря 1916 года князь Юсупов вместе с В.М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудником британской разведки О. Райнером убил Григория Распутина, «царского друга» Николая II. Убийство произошло во дворце Юсупова, где сейчас установлены восковые фигуры, иллюстрирующие произошедшее. Всем известны таинственные обстоятельства этого убийства, а последствия его обсуждаются до сих пор. Для самого Феликса они были вполне однозначными: он был выслан из столицы, а затем уехал в Лондон.

В советское время дворец стал музеем дворянского быта, затем - дворцом культуры работников просвещения. После Великой Отечественной войны дворец опять стал музеем, и с тех пор служит петербуржцам напоминанием о былом богатстве угасшего рода князей, которые любили роскошь, искусство и свою страну так сильно, что шли ради неё на всё.

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):






Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.

Loading...Loading...