Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Азовская аномалия. Страшные тайны ласкового моря

В последние дни Азовское море находится в центре внимания мировых СМИ из-за очередного обострения российско-украинских отношений. Однако трагедии в этих водах происходили на протяжении веков. Из этого материала Вы узнаете о самых ужасных событиях, случившихся в акватории Азова.

1779 год: взрыв на фрегате «Третий»

В 1779 году в гавани города Керчь проводился ремонт на парусном фрегате «Третий» - одном из лучших кораблей российского флота, который был построен шестью годами раньше. Рабочие обивали парусиной крюйт-камеру – помещение для хранения горючих веществ. Случайный пожар спровоцировал взрыв 149 бочек с порохом. Судно буквально разнесло на щепки, погибло 20 матросов.

1781-82 годы: происшествия с «Таганрогом»

Зимой 1781 года лёд вытолкал из Таганрогской гавани новоизобретённый корабль «Таганрог». Получив пробоину, судно затонуло. При этом 39 членов экипажа погибло, десятки спасшихся получили обморожения. Через год корабль подняли со дна и стали использовать снова. Однако в ноябре 1782 года при попытке войти в ту же бухту «Таганрог» снова наткнулся на льды и был частично затоплен – это кораблекрушение унесло жизни 32 моряков.

1914 год: катастрофический шторм

В год начала Первой мировой войны уровень Азовского моря в юго-восточной части поднялся во время шторма на 4,3 метра. Причиной тому, как считает исследователь Евгению Шнюков, стало необычное явление – сгонно-нагонные волны. Множество людей унесло в море, погибло 3000 человек. Ейск и Темрюк были разрушены. Около половины жертв пришлось на район Ачуевской косы. Под Приморско-Ахтарском во время шторма утонули 150 железнодорожных рабочих.

1927 год: страшный смерч в Еникале

Смерч, поднявшийся на берегу Керченского пролива 20 сентября 1927 года, был настолько сильным, что поднял в воздух и перенёс на расстояние 150 метров два рыбацких судна. Один из рыбаков погиб, трое остались калеками.

1944 год: десант на мыс Тархан

Во время Великой Отечественной войны Красная Армия с огромными потерями провела высадку десанта на мысе Тархан в Керченском проливе. Операция проходила с 9 по 11 января 1944 года. 51 корабль Азовской флотилии вышел в море вечером, но во время перехода к мысу усилился шторм, ветер поднялся до 7 баллов, из-за чего затонули 5 десантных мотоботов.

В 8 часов утра 10 января пехотинцы стали высаживаться в ледяную воду, теряя оружие и боеприпасы. Немецкие самолёты при этом обстреливали флотилию с воздуха. Советская же авиация, которая должна была прикрывать операцию, на месте так и не появилась.

Количество жертв при высадке составило 177 десантников – они утонули или были убиты. Кроме того, погибли члены экипажей нескольких утонувших катеров, тендеров и мотоботов.

1969 год: цунами на Кубанском побережье

Одним из самых разрушительных катастроф в истории Азова стал разгул стихии в октябре 1969 года. Из-за резкой смены ветра на побережье Темрюкского района Краснодарского края обрушилась волна высотой 4 метра. Цунами уничтожило рыбацкие поселки Чайкино, Ачуево, Перекопка и Вербеная, в Темрюке пострадали здания в порту, судоремонтный и консервный заводы, курортные постройки. Была подтоплена полоса суши шириной 10-12 километров. Точное количество погибших не называлось, однако, по оценкам специалистов, счёт идёт на сотни человек. Тысячи людей лишились своих домов, полностью была уничтожена рыболовная отрасль района.

1988 год: авиакатастрофа над Ейским лиманом

8 августа 1988 года в Азовское море упал самолёт-лаборатория Ан-12, которым управляли лётчики 535-го отдельного смешанного авиационного полка. На борту воздушного судна находилось 50 пассажиров. Во время захода на посадку над Ейским Лиманом у самолёта внезапно отключились двигатели, и он рухнул на мелководье. Корпус ударился о дно и раскололся. Из 25 погибших часть получила смертельные травмы при ударе, другие утонули. Половине пассажиров удалось спастись, не без помощи местных жителей, которые подплывали к месту происшествия на маломерных судах. Причиной катастрофы стало использование смешанного с водой авиационного топлива.

Казалось бы что может случиться на самом мелком в мире, теплом и спокойном Азовском море? Увы, трегедии последних лет, в том числе и нынешнего купального сезона подтверждают — Азовское море, несмотря на внешнюю тишь и благодать таит в себе массу загадок и опасностей.

В прошлом году мы рассказывали о трагедии, которая случилась по другую сторону Азовских берегов, на острове Ейская коса. Утром 7 июля 74 ребенка и подростка из пионерского лагеря прибыли на экскурсию на остров. Во время пребывания группы детям было разрешено купание у берега. Но из-за сильного течения шестеро детей не смогли выйти на берег и утонули вместе с воспитателем, который пытался их спасти. К настоящему моменту опознаны все тела погибших — воспитателя, трех мальчиков, в возрасте 8, 9 и 11 лет, и трех девочек 12, 16 и 9 лет.

Летом позапрошлого года в селе Юрьевка, расположенном в пятидесяти километрах от Мариуполя, также произошел трагический случай. На глубине всего около метра, в двадцати метрах от берега едва не утонул двенадцатилетний мальчик. Пришедшие ему на помощь два взрослых, физически крепких тридцатилетних парня смогли вытолкнуть мальчика из воды, но сами стали жертвами морской пучины.

Было девять часов утра, взрослые были трезвые, отдыхали на пляже со своими семьями. Как могла произойти такая трагедия — уму непостижимо. Выживший мальчик рассказывает, что играл со своим дядей в море в мяч и вдруг песок начал внезапно уходить у него из под ног. Он стал кричать, на помощь кинулся дядя, который отошел в это время за отлетевшим в сторону мячем. Дядя подоспел, вытолкнул мальчика на мель, но сам начал тонуть. Видя такую картину на помощь бросился еще один мужчина. Они и подоспевшие спасатели вытащили мальчика из воды, но неведомые морские силы затянули под воду двух взрослых мужчин.

В чем причина этих трагедий? Редки ли они? Попробуем разобраться в этих вопросах по порядку.

Одна из наиболее явных причин трагедий – морские течения и вызванные ими водовороты. Юрьевка находится между двумя косами Белосарайской и Бердянской. Когда два течения встречаются в ялтинском заливе образуется закручивание морской воды, что нередко приводит к водоворотам. Рыбаки рассказывают, что иногда лодки крутит так, что с трудом удается выгрести. Случаев когда бы лодки тонули по причине водоворота местные жители не помнят, в худшем случае их относило в море. То есть, говорить о каких-то огромных водоворотах на Азове не приходится.

По словам начальника отдела рекреации регионального ландшафтного парка «Меотида» Андрея Кияненко, течения и водовороты сильны не только в районе Юрьевки, но и в особенности на оконечностях Азовских кос — на Белосарайской, Бердянской, Долгой, косе Седова, Ейской косе и других, уникальных по своему формированию азовских косах. Трагические случаи, когда людей уносило в море не только на надувных матрасах, но и без них случались и ранее. Тонули на косах даже вполне подготовленные к большой воде спортсмены.

Так, ровно двадцать лет назад со дня трагедии в Юрьевке, 15 июля 1989 года из Мариуполя в море вышли экипажи 9 судов городского Клуба юных моряков. После двенадцтидневного плавания учебное судно «Орион», 2 мотобота и 4 шлюпки вернулись назад, а двум судам с семью взрослыми членами экипажа и пятью курсантами предстояло плыть дальше, чтобы совершить круг по Азовскому морю с заходом в Ейск, Керчь и Бердянск. В полдень 28 июля в исполком Мариупольского горсовета поступила первая тревожная информация: суда находятся у косы Долгой, экипажи пропали без вести. Без промедления была создана чрезвычайная комиссию горисполкома. К поиску пропавших были привлечены суда Азовского морского и Волго Донского речного пароходств, находящиеся в акватории моря, спасательные суда аварийно спасательной службы Черноморского флота, спасательные средства рыболовецких колхозов Краснодарского края, военные самолеты и вертолеты, авиация ГАИ УВД Донецкой области.

Вечером 31 июля из Ростова на Дону военные летчики сообщили: в районе станицы Камышеватской, неподалеку от Ейска и косы Долгой, обнаружены прибитые волнами к берегу тела. Вскоре — новое сообщение: обнаружено еще 5 тел. И лишь во второй половине следующего дня был обнаружен десятый погибший член экипажа. Оставшиеся в живых два пассажира яхты — мальчик восьми лет и семнадцатилетняя девушка — не прояснили ход событий. Когда их спросили где остальные они сказали, что спали и ничего не видели. На заре перестройки этот загадочный случай долго муссировался в прессе и не сходил с уст рядовых обывателей. Виновником гибель целой команды одни считали НЛО, другие браконьеров, свидетелями незаконного промысла которых якобы стали юные моряки.

Первое предположение комментировать не будем… Другое маловероятно. Если бы браконьеры так просто уничтожили десять молодых хлопцев, то в те времена их бы обязательно нашли и просто утопили где-нибудь неподалеку. Вряд ли у кого-нибудь поднялась бы рука осуществить столь вопиющее злодеяние. Остается искать причину страшной загадки в море.

Как впоследствии рассказывали двое выживших ребят, они проснулись одновременно среди ночи с ощущением необъяснимой тревоги. Одежда матросов была беспорядочно разбросана на палубе. Глубина в том месте была ничтожной — яхта сидела на мели, где дно видно с любого борта. Яхтсмены с которыми мы общались считают, что виной гибели ребят могли быть сильные морские течения, идущие вдоль оконечности косы Долгой, вызванные нагонной волной. Скорей всего, ребята слезли в воду чтобы столкнуть шлюпку с мели, попали в течение, остальные бросились их спасть и также были унесены в море один за другим.

Не хотелось бы обращаться к мистике, но во всех этих несчастных случаях все же присутствуют несколько роковых совпадений и магических цифр. Шлюпка которая возможно косвенно но стала причиной гибели экипажа в 1989 году, в то время она называлась «Арктос», спустя ровно 13 (!) лет, и, что более невероятно, опять же 25 июля, переделанная к этому времени в яхту с новым названием «Мариуполь» утопила пятерых пассажиров и затонула сама. В районе села Мелекино она катала отдыхающих. Несмотря на то, что рассчитана она была всего на 10 человек, капитан взял на борт 38 пассажиров. От небольшой волны в полутора километрах от берега яхта перевернулась. Судно повалилось на бок и начало медленно тонуть. Из 38 пассажиров спасли 33 человека. Что интересно, после трагедии яхта была поднята со дна плавучим краном Мариупольского порта, около года хранилась на территории порта, а затем вывезена в неизвестном направлении, дальнейшая судьба ее нам неизвестна. Будет ли она реставрирована и опять спущена на воду? Вполне возможно, хотя яхтсмены с которыми мы общались считают, что такую несчастливую яхту надо еще поискать и лучше всего ее было бы просто уничтожить, спалить, а пепел развеять над морем. Но вернемся к теме нашего основного вопроса.

Коса Долгая, если кто не знает, расположена на противоположном берегу Азовского моря, на территории Российской Федерации. В советские годы, когда границ между нашими странами не существовало, мариупольские яхтсмены нередко ходили по другую сторону моря. Если смотреть на карту Азовского моря заметно, что коса Долгая находится почти прямо напротив Белосарайской косы. Таким образом течение водной массы в этом месте проходит как через горловину бутылки и соответственно усиливается. При нагонной волне, вызванной западным и юго-западным ветром уровень моря в районе Таганрогского залива иногда повышается до двух метров. Когда ветры ослабевают вода устремляется обратно, причем достаточно стремительным потоком.

Приятель автора этих строк совсем недавно лично убедился насколько опасными могут быть оконечности Азовских кос, — спас девчушку лет двенадцати на оконечности Белосарайки. Пока ее родители увлеченно болтали на берегу, она по мели ушла метров на пятьдесят от берега, иначе не скажешь, — в открытое море, ведь на оконечности косы море практически со всех сторон. Глубина для ее роста была чуть выше пояса, но при этом выйти самостоятельно из моря она не могла. Ее угораздило попасть как раз на стык двух течений, об этом явно говорили волны, накатывающие друг на друга с разных сторон под углом примерно в пятьдесят градусов.

«В начале она не поняла, что дело неладно и спокойно прыгала по волнам, но потом на ее лице обозначился ужас, — рассказывал приятель. — Она пыталась идти к берегу, а море тащило ее обратно. Наверняка в такой неравной борьбе сил бы ее хватило ненадолго, тем более что физически девушка была явно не атлетка. Когда я подошел к ней, то несмотря на относительно спокойную поверхность воды, почувствовал как по дну течет могучая река. Течение было настолько сильным, что я с трудом мог держаться на ногах. Испугался не на шутку. Сказал, чтоб девченка держалась за мою руку и так шаг за шагом мы постепенно выбрались на мелководье, а затем и на берег. Если бы было немного глубже я бы течение не поборол…».

Такая вот силища живет в «ласковом» Азовском море. Автор этих строк, как почитатель отдыха на Белосарайской косе, сам не раз проверял на себе силу этого течения. На самом конце косы лучше не купаться вообще, а вот не доходя до последней ее точки можно. Главное находиться все время не более, чем в десяти-пятнадцати метрах от берега, и чтобы глубина была не выше пояса. Можно получить интересные ощущения. Надо просто расслабиться, лечь на спину и течение само будет нести вас вдоль берега примерно со скоростью идущего быстрым шагом человека, — проверено. Хотя такое сильное течение бывает далеко не всегда. Такая вот река в море, — экзотика! Но хороша была бы эта экзотика если бы не сгубила столько народу.

По словам Андрея Кияненко, случаев с утопленниками на косах меньше, чем в других местах только по той причине, что количество отдыхающих на них гораздо меньше. А на косе Седова охранники Ландшафтного парка «Меотида» вообще отдыхающих на оконечность косы не пропускают, охраняют гнездовья птиц. Хуже обстоят дела на Белосараской косе. Сюда, на оконечность косы отдыхающих с каждым годом приезжает все больше и больше, а ведь многие из них даже не подозревают об опасности, которую таит в себе это красивое место.

Но в трагедии произошедшей в Юрьевке в прошлом году нельзя однозначно винить морские течения. Во-первых, возле берега на небольшой глубине они не настолько сильны, чтобы утащить и потопить двоих молодых физически сильных, умеющих плавать мужчин. Во-вторых, Юрьевка находится практически в Ялтинском заливе и течения здесь крайне слабы. Почему-то не отмечено подобных случаев в соседних поселках Ялта и Урзуф. Причем не было их не по официальным данным, а именно по словам местных жителей, в том числе сотрудников «Меотиды». Самое опасное место, по словам юрьевцев, находится на окраине Юрьевки, со стороны Урзуфа, в районе с говорящим за себя названием – мыс Змеинный.

Не верит в то, что причиной трагедии в Юрьевке стали течения и руководитель мариупольской общественной экологической организации «Чистый берег», моряк и яхтсмен Юлиан Михайлов.

«Там ведь илистое дно, почти болото, какие там могут быть сильные течения? – Задается он вопросом. – Я много лет занимаюсь яхтенным спортом, знаю море, как родное и, поверьте, я не встречал даже в открытом море, не говоря уже о Ялтинском заливе воронок, способных затянуть взрослого, умеющего плавать мужчину под воду. В морских лоциях (справочниках для моряков) также о сильных течениях в этом районе не говорится. Я могу только догадываться о причинах природных аномалий в Юрьевке, но виноваты в них не морские течения».

С мнением яхтсмена-эколога согласна и заведующая отделом природы Мариупольского краеведческого музея Ольга Шакула. По ее словам, причина кроется скорей в том, что как раз в районе мыса Змеинный проходит глобальный геологический разлом между плитами коренных пород на глубине примерно в один километр. Он пересекает все Азовское море и создает сейсмическую активность Крыма. В ходе геологических подвижек, плиты налезают друг на друга, крошатся, сдвигают верхние почвенные слои. К слову, выход обломков этих пород проявляется на поверхности в злосчастных, широко известных радиоактивных «черных» песках, основу которых составляет радиоактивный торий. Кроме выхода песков, геологическая нестабильность района способствует также массивным подвижкам верхней части земной поверхности, в том числе приводит к селям и оползням, которые происходят не только на суше, но и под пластом морской воды.

По мнению Ольги Шакула, не исключено, что причиной трагедий в Юрьевке стали как раз эти особенности изменения состояния почвы. Грязевые сели представляют собой массу с низкой плотностью твердого вещества, состоящую из ила, глины и песка. Выдержать вес человека эта масса не может. Активность почвы, разломы и трещины способствуют также образованию подземных рек. Там где эти воды вымывают поверхность дна, образуются провалы. Местные рассказывают, что при строительстве одного из корпусов пансионата в Юрьевке во время забивания первой сваи, она просто провалилась куда-то глубоко под землю и от идеи со сваями пришлось отказаться.

«Мы пять лет назад отдыхали в Юрьевке с семьями и сотрудниками нашего музея, — говорит Ольга Шакула. – Наша коллега чуть не утонула на небольшой глубине, на наших глазах она стала проваливаться в песок, закричала, по ее лицу мы поняли, что она не шутит, мой муж доплыть бы не успел, а потому кинул ей детский надувной круг. Все случилось в считанные секунды, коллега до сих пор считает, что круг брошенный мужем спас ей жизнь».

Имеет в Юрьевке место и другой феномен — выход газа на поверхность. Местные рассказывают, что зимой, когда море покрывается коркой тонкого прозрачного льда скопления пузырей газа подо льдом очень хорошо видны. У детей даже есть развлечение – пробурить небольшую лунку во льду и поджечь газ который из нее выходит.

По мнению сотрудника Азовской научно-исследовательской станции Георгия Рязанцева, причина гибели людей в выбросах метана из иловых отложений.

«Под песком, под ракушью, под глинистыми породами, возможно образование полостей в которых находится газ, и при переполнении этих полостей возможен выход газа именно здесь», — говорит научный сотрудник.

Таким образом, в момент выброса газа человек оказывается в разреженной газовой, плотность которой не позволяет человеку оставаться на поверхности. Он мигом проваливается в бездну и в доли секунды погибает.

Специалисты отмечают, что объемных научных исследований по влиянию геологического разлома на экологию Азовского моря в северной его части не проводилось. Берег моря таит в себе массу неразгаданных загадок. К сожалению, некоторые из этих загадок приводят к страшным последствиям, а потому на наш взгляд заслуживают более пристального, детального научного изучения. По словам специалистов, чтобы точно выяснить причины трагедий и разработать комплекс мероприятий по безопасности, необходимо произвести в аномальной зоне Азовского моря буровые работы, а это очень дорогостоящее и хлопотное мероприятие. Тем не менее, количество трагических случаев в Юрьевке уже перевалило за ту метку, когда пора заняться вопросом по-взрослому. Ведь до сих пор значительная часть случаев с утопленниками списывается на их нетрезвое состояние и на неосторожность поведения в воде. Какой их процент соответствует реальному положению дел, — сказать сегодня никто не может.

No related links found



Экипажи двух судов, потерпевших бедствие во время шторма в Керченском проливе, госпитализированы в больницу города Тамань. Как передает РИА "Новости", об этом сообщил в понедельник сотрудник пресс-службы краевого управления МЧС России. По его словам, госпитализированы 13 человек с разломившегося пополам танкера "Волгонефть-139" и 11 - с затонувшего сухогруза "Ковель".

Трое членов экипажа затонувшего сухогруза "Нахичевань" находятся в реанимации в украинской больнице, добавил представитель МЧС. Поиски еще восьми членов экипажа "Нахичевани" продолжаются.

Шторм в воскресенье стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, еще несколько судов сели на мель.

Накануне сообщалось, что в результате крушения сухогруза с грузом металла в Севастополе погибли два члена экипажа.

Сообщение о перво кораблекрушении поступило в МЧС Краснодарского края в воскресенье около половины пятого утра. Стоявший на рейде в Керченском проливе нефтеналивной танкер "Волгонефть-139" в результате шторма разорвало пополам. В море вылилось около 2 тысяч тонн мазута из пяти или шести танков.

В 10.25 в районе порта "Кавказ" затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться все на той же косе Тузла. Утечки серы пока не произошло, поскольку груз был загерметизирован.

В 11.50 в проливе затонул самый современный из всех потерпевших крушение кораблей - сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы на борту. По данным МЧС, в начале крушения, пока палубные постройки не ушли под воду, все 11 человек находились на них. Как сообщила "Коммерсанту" представитель краснодарского штаба управления МЧС Татьяна Бурмистрова, спасены только три члена экипажа этого сухогруза - матросы Александр Горшков и Роман Радонский и повар Анна Рей. "Данных об остальных членах экипажа пока нет, и их поиски ведутся только с буксиров, - сказала она.

Четвертое судно, которое потерпело бедствие в районе порта "Кавказ", - это сухогруз "Ковель" также с серой на борту и экипажем из 11 человек. Во время шторма он наткнулся на уже затонувший "Вольногорск", получил пробоину и затонул. Экипаж сухогруза спасателям удалось пересадить на буксир.

В это же время в районе порта Новороссийск из-за ураганного ветра и обрыва якорных цепей были выброшены на мель турецкий теплоход Ziya Kos и грузинское судно. Экипажи обоих судов не пострадали.

Экологи говорят, что серия кораблекрушений грозит региону серьезной экологической катастрофой. "Затонувшие в Керченском проливе танкеры с серой представляют, на мой взгляд, меньшую угрозу экологии, чем разлившийся мазут, по нескольким причинам, - считает руководитель токсической компании "Гринпис России" Алексей Киселев. - Во-первых, сера плохорастворимый и куда более инертный материал. Во-вторых, насколько я знаю, она перевозилась в герметичных контейнерах и ее утечки пока не произошло".

На Кубани в детском лагере «Азов» произошла страшная трагедия: утонули шестеро детей и воспитатель, один ребенок находится в больнице. Причиной трагедии стали сильные подводные течения на Ейской косе, где купались дети.

Трагедия произошла утром 7 июля. Группа из детского лагеря «Азов», расположенного на Косе Долгой неподалеку от станицы Должанская (Ейский полуостров), отправилась на катере на водную экскурсию по Азовскому морю. По предварительным данным, отдыхающих было около 70 человек, 63 детей в возрасте от 8 до 16 лет и семеро взрослых. Они плыли вдоль косы и высадились на одном из близлежащих ракушечных островков примерно в 10 км от Ейска, решив искупаться.

«Даже местные жители знают, что там купаться нельзя, — там очень сильное подводное течение, однако старшие группы, видимо, разрешили купание. Это и стало причиной трагедии», — сообщили в управлении МЧС по Краснодарскому краю.

По данным Южного регионального центра МЧС России, сигнал о ЧП поступил на пульт дежурного спасательного центра в Ейске в среду в 11.30. По словам очевидцев, группа детей пропала во время купания.

Все погибшие при купании дети — ученики московской школы № 1065.

Список погибших: Дарья Терская (12 лет), Егор Ущеренко (10 лет), Лидия Ануфриева (12 лет), Георгий Бай (10 лет), Светлана Дюмбетова (15 лет), Никита Братцев (8 лет), Виталий Морозов, 27 лет.

Стоит отметить, что тело восьмилетнего Никиты Братцева было найдено спасателями в 19.30 на месте, где купались дети. По данным МЧС РФ, в больнице находятся двое детей - 9-летний Ярослав Игнатьев и 15-летний Сергей Аверкин.

«Это остров, а не пляж, не место, где обычно купаются люди. Если бы это был необорудованный пляж на прибрежной полосе, там бы стояли таблички „купаться запрещено“. Но поскольку остров находится в море в 10 км от Ейска, таких табличек на нем никто не ставит. Это не традиционное место купания — туда можно доплыть только на лодке, а уж дети, тем более сами, туда случайно попасть не могут», — пояснил глава ГУ МЧС РФ региона.

Он подчеркнул, что море вокруг острова очень опасное, с сильными течениями и перепадами глубины. «Местные жители об этом знают. Но поскольку воспитатели приезжие, а катер был из Ростова-на-Дону, то, скорее всего, никто из взрослых об этом не знал».

Loading...Loading...