Интересные факты в мировой архитектуре. Интересные факты об архитекторах


Статуя Свободы, Пизанская башня, Эйфелева башня и Великий Сфинкс Египта известны, наверное, всем. Тем не менее, со всеми этими знаменитыми, и, казалось бы, известными вдоль и поперек произведениями искусства связаны малоизвестные интересные факты, которые выпали из внимания современной поп-культуры.

1. Секретная квартира в Эйфелевой башне


Мало кто знает, что в Эйфелевой башне есть секретная квартира, скрытая на верхнем уровне башни. Эта квартира принадлежала Гюставу Эйфелю - инженеру, который проектировал башню. В 1890 году, через год после открытия Эйфелевой башни, французский писатель Анри Жирар заявил, что Гюставу Эйфелю завидовал весь Париж, причем не из-за того, что Гюстав был создателем башни, а из-за того, что у него была квартира на ее верху.

В гости к Эйфелю приезжали многие знаменитости, в том числе Томас Эдисон. Эйфелю даже предлагали большие деньги только за то, чтобы переночевать в его квартире. Сейчас это помещение открыто для посещения публики.

2. Вдохновение для картины «Крик»


Произведение Эдварда Мунка «Крик» является одной из самых знаковых картин 20-го века. Что интересно, ее неоднократно пытались украсть. По словам самого Мунка, на создание «Крика» его вдохновил день, когда он шел со своими друзьями и увидел, что «небо стало красным, как кровь», при этом он невероятно устал и услышал «огромный бесконечный крик природы».

В течение многих лет считалось, что это было воображение Мунка, пока недавно не было обнаружено, что небо в этот день, вероятно, на самом деле было красным в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году. Влияние вулкана ощущалось даже в Нью-Йорке, где небо тоже стало красным.

3. Создатель Пизанской башни


Знаменитая падающая башня в итальянском городе Пиза хранит многие тайны. В основном, все знают о наклоне башни из-за неустойчивой и мягкой почвы под ее основанием. При этом никто не знает, кто построил эту колокольную башню для собора города Пиза. Основной причиной этого стало то, что башня строилась целых 200 лет. Историки привыкли думать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий города и колокольню Сан-Никола.

4. Цепь у подножия статуи Свободы

В 2011 году бывшего губернатора штата Аляска Сару Пэйлин спросили, что символизирует Статуя Свободы. Она ответила: «Это символ для американцев, чтобы они помнили об ошибках других стран и никогда не повторяли их». К сожалению, Сара Пэйлин была совершенно неправа, поскольку статуя символизирует совершенно противоположное.

Эдуард де Лабулэ, известный французский политик и противник рабства и смертной казни, повлиявший на создание Статуи Свободы, был убежденным сторонником президента Линкольна, который боролся за отмену рабства. Статуя не предупреждала Соединенные Штаты об ошибках, а была подарена в честь свободы, демократии и отмены рабства. Именно поэтому у ног Статуи Свободы лежит сломанная цепь, которая обычно не видна для туристов.

5. Пропавшая без вести борода Сфинкса


Изначально Сфинкса строили без бороды, которую добавили намного позже. Скорее всего, бороду Сфинкcу приделали, чтобы показать взаимосвязь с Хоремахетом - одним из египетских богов. Также ученые предполагают, что бороду могли добавить, чтобы ассоциировать Сфинкса с египетскими фараонами, которые часто носили искусственные бороды в качестве символа власти и их связи с богом Осирисом. Один тридцатая бороды в настоящее время находится в Британском музее.

6. Скрытая музыка Да Винчи


В 2007 году Джованни Мария Пала, итальянский компьютерный техник и музыкант, заявил, что он расшифровал скрытые ноты в знаменитой картине да Винчи «Тайная вечеря». По словам Пала, если нарисовать пять строк линейного стана поверху известной картины, то руки Иисуса Христа, руки его апостолов и буханки хлеба на столе будут изображать музыкальные ноты, которые будут иметь смысл, если читать их справа налево. Да Винчи был известен как фанат музыки, который включал музыкальные загадки в свои произведения, причем их нужно было читать справа налево. Алессандро Веццози, директор специализированного музея Да Винчи в Тоскане заявил, что предположение Пала может являться вполне вероятным.

7. Цвет моста Золотые Ворота


Мост Золотые Ворота – один из наиболее фотографируемых объектов в мире. Интересно, что ВМС США протестовали против постройки моста, потому что боялись, что если мост будет взорван, то он станет ловушкой для кораблей в гавани Сан-Франциско. Когда согласие было получено, то ВМС не понравится цвет, в который он должен был быть окрашен. Армия хотела покрасить мост в черно-желтый цвет, чтобы его было видно в тумане. В итоге, архитектор моста Ирвинг Морроу убедил военных покрасить мост в цвет, похожий на базовый слой грунтовки - темно-оранжевый.


Портрет «Мадам Х», на котором изображена Вирджиния Авеньо Готро, - известная картина молодого американского иммигранта и знаменитости по имени Джон Сингер Сарджент. Однако, после первого показа картины на выставке «Салон» портрет подвергся резкой критике и был осмеян за свою «непристойность». Главной причиной критики стала съехавшая на правое плечо модели бретелька. Скандал, который последовал за этим, был настолько сильным, что Сарджент был вынужден переехать в Великобританию. Семья Готро умоляла Сарджента убрать картину с галереи и не порочить их дочь. В итоге Сарджент перерисовал бретельку в то, что видно на портрете сегодня.

9. Капсула времени в горе Рашмор


Это общеизвестный факт, что скульптурная композиция горы Рашмор является незавершенной, мало кто знает о том, что в ней заложена капсула времени. В время строительства горы Рашмор, ее главный архитектор Борглум хотел создать большой зал, в котором будут собраны все важные документы в американской истории. К сожалению, из-за нехватки денег, он не закончил свою работу, а вскоре и умер в 1941 году. В 1998 году Конституция, 16 эмалированных плиток с текстом из Декларации независимости и Билля о правах, наряду с мемуарами Борглума и биографиями президентов, лица которых были высечены на горе, были помещены в титановое хранилище и запечатаны внутри недостроенного зала.

10. Микеланджело и его «Страшный суд»


Незадолго до своей смерти, папа Климент VII заказал Микеланджело создать картину Страшного суда на стенах Сикстинской капеллы. Изображения должны были представлять последний день мира, когда Иисус Христос вернется в мир. Однако, возник ряд разногласий, когда Микеланджело нарисовал несколько обнаженных персонажей, показав их половые органы, в том числе Иисуса Христоса и его мать Марию. Это не нашло одобрения у кардинала, который начал убеждать всех, что рисунок нужно полностью удалить или подвергнуть жесткой цензуре.

Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена также выступил за цензуру или полное удаление рисунка, который по его словам, лучше подходит для показа в общественной бане или питейной, а не в церкви. Это разозлило Микеланджело, который затем нарисовал лицо Чезена богу подземного мира Миносу. Он также добавил ему уши осла, намекая на глупость Чезена.

В продолжение темы со всего мира. Одни восторгаются этими памятниками, другие пребывают в недоумении. Но никто не остается равнодушным.

Многие могли успеть ознакомиться с большим количеством достопримечательностей Германии, частью которых являются самые разные парки развлечений. Однако именно своей уникальностью отличается парк Waldwipfelweg, расположенный посреди деревьев баварского леса, будто спрятанный от внимания несведущих глаз.

Древний город Пальмира сохранился только благодаря тому, что был оставлен жителями и заброшен ещё в 7 веке, после нашествия арабских воинов. Впечатляющие остатки античного города были надёжно спрятаны под песком, то что было снаружи стало строительным материалом для жилья здешних обитателей. Особо ценные экспонаты были вывезены в большие города и переданы в знаменитые музеи.

Квартал чемпионов показал по-настоящему чемпионский график продаж квадратных метров. Уже в первые дни было продано более 50 процентов квартир. Оригинальные названия домов чемпионского ЖК связаны с городами летних олимпийских игр, не так давно прошедших в Бразилии. Каждый жилой объект носит название города, в котором спортсмены из Беларуси завоевывали медали. Первый дом, открывший квартал чемпионов, получил название "Рио-де-Жанейро".

Многие люди мечтают о своём доме. Кого-то привлекает стиль хай-тек с обилием стекла и металла, но всегда найдутся жители, которые отдадут предпочтение дому из дерева. Современный деревянный дом: интересные факты , плюсы и минусы рассмотрим в этой статье.

Каждому дому нужна дверь. Да и не только ему: как же без неё попасть в храм, библиотеку, магазин, гараж и другие помещения? Так же, как здания и прочие постройки, двери могут быть различными: скромными и помпезными, дорогими и из бюджетных материалов, выполненные в классическом, строгом стиле и проявляющие нестандартный творческий подход дизайнера (или хозяина)...

А есть и те, которые являются визитной карточкой города, о них знают миллионы (причём такие экземпляры есть и среди входных, и среди межкомнатных). Самые известные двери: 5 фактов о них читайте здесь.

Строители были нужны всегда – с древнейших времён до наших дней каждый человек нуждается в жилье, поэтому данная профессия никогда не перестанет быть востребованной. В наше время, когда технологии и компьютерное моделирование позволяет осуществить самые грандиозные постройки, нам остаётся только дивиться, как сотни лет назад людям удавалось сооружать немыслимые архитектурные шедевры?

Какие тайны были известны архитекторам прошлого? Рассмотрим интересные факты о строительстве.

С самих древних времен человека волновал вопрос сооружения элементарной крыши над головой. Из чего только не приходилось пробовать строить первые жилые хижины: останки съеденных животных (шкура, кости), собранные ветки, бревна, камни и многое другое, что попадалось. Постепенно человек, проходя путь эволюции, пришел к выводу, что такого строительного материала как дерево у него в немалом количестве. Оно же в дальнейшем оказалось самым распространенным сырьем для выбора, легко поддающимся обработке, надежным при эксплуатации, а так же относительно дешевым материалом.

В последние несколько десятилетий особую популярность среди всех слоев населения нашей бескрайней планеты приобрело возведение коттеджей, а, говоря более простым языком повседневного общения, загородных домов. Этим счастьем самым рьяным образом грезит буквально каждая уважающая себя семья.

Самая крупная пирамида, к которой стремятся туристы, безусловно, является пирамида Хеопса. По древней легенде племянник Хеопса и его архитектор Хемиун выстроил это великое сооружение, воплотив всю мощь и традиции времени в одном каменном сооружении.

Современная архитектура поражает наше воображение. Взглянув на некоторые здания и сооружения, которые-то и зданиями назвать сложно, просто диву даешься, как в них могут жить и работать люди? А ведь большинство из них как раз и являются жилыми домами или торгово-офисными центрами, а некоторые - это выставочные комплексы и концертные залы. Проектировали их дизайнеры и архитекторы с действительно бурной фантазией, а потом на них стоит взглянуть и узнать подробнее. Предлагаем вам десятку самых необычных архитектурных сооружений нашей планеты.

1. Арк Нова, Япония

Название этого сооружения переводится как «Новый Ковчег», оно представляет собой не что иное, как концертный зал. Однако это не просто зал, а первый в мире надувной и передвижной зал для выступлений. Он был спроектирован в виде огромной лилово-розовой капли, которая по свое конструкции представляет воздушную подушку. Авторы проекта - британский скульптор Аниш Капур и японский архитектор Арата Исозаки. Первое выступление в «Арк Нова» состоялось в октябре прошлого года, а построен он был на восточном побережье Японии - специально для поддержки духа людей, пострадавших от цунами. Даже зрительные места и скамьи здесь сделаны из обломков деревьев, поврежденных во время стихийного бедствия. Это должно стать символом того, что после любой беды нужно возрождаться и жить дальше. По утверждениям архитекторов, зал «Арк Нова» станет самым крупным надувным концертным залом в мире. Высота «Арк Нова» - 18 метров, ширина - 35 метров, он вмещает около 500 зрителей. Главным преимуществом необычного зала является простота транспортировки - достаточно сдуть воздух и перевезти зал на другое место.

2. Солнечный купол, Мичиган, США


Необычная конструкция, напоминающая пчелиные соты, в выставочном павильоне города Мичигана состоит из множества кругов. Они, в свою очередь, выполнены из особого материала - арчила - очень легкого и гнущегося, в составе которого есть стекловолокно и углерод. Так называемый «Солнечный купол» освещает весь павильон своим призрачным разноцветным светом, который поступает от элементов в основании конструкции. Эти элементы накапливают солнечную энергию в течение всего дня, а затем проектируют свет на купол. Инсталляция была создана арт-студией «Loop.pH» и, по словам креативного директора студии, она представляет собой принципиально новый способ строительства, основанный на технике текстильного плетения. Размер «Солнечного купола» составляет 8 на 4 метра, а вес - около 40 килограмм. Эта портативная структура на удивление гармонично смотрится в любой окружающей среде.

3. Зеркальный дом, Флинт, США


Хотели бы вы жить в зеркальном доме, да еще и парящем над землей? Вряд ли. Именно поэтому здесь никто не живет, а дом из зеркал в городе Флинт является своеобразным памятником домашнему уюту. Он был сооружен лондонскими архитекторами из фирмы «Two Islands», которые посвятили свое творение тысячам снесенных домов города Флинта, жителям, которые вынуждены были покинуть этот город. Именно во Флинте родилась когда-то легендарная автомобильная компания General Motors, впоследствии она стала переносить производство в другие регионы и страны, а город без нее стал медленно увядать. Английское название сооружения «Mark"s House» («Дом Марка») возникло из истории о воображаемом жителе Флинта, Марке Гамильтоне, чья семья лишилась своего дома в период упомянутого экономического кризиса. Блестящий дом, возвышающийся на пьедестале, весит почти две тонны. В его полу - 882 лайтбокса, на которых представлены сотни снимков лиц, в частности, портреты тех, кто поддержал инициативу создания «Зеркального дома» финансово - а таких, к сожалению, собралось по всему миру не более 90 человек.

4. Купол-лотос, Иерусалим, Израиль


В Иерусалиме есть немало загадочных мест. Одно из них - это пещера Седекии - самая большая и наиболее загадочная пещера в северной части стены Старого города. Она названа по имени последнего иудейского царя Седекии, а во время царя Соломона здесь добывали известняк. В самом центре пещеры расположен весьма необычный купольный светильник «Lotus Dome», сделанный из нескольких сотен алюминиевых цветков, которые раскрывают свои лепестки, обращаясь навстречу людям. Огромный цветок остается неподвижным до тех пор, пока в зале не появляются первые посетители. Как только в комнату заходят люди, лепестки начинают распускаться один за другим, озаряя светом, струящимся из центра купола, все окружающее пространство. Чем ближе посетители подходят к инсталляции, тем более заметными становятся движения металлических лепестков - и вот уже весь «организм» этого огромного серебряного шара становится подвижным. Автор проекта - голландский дизайнер Дан Розегарде, его инсталляция привлекает туристов в пещеру.

5. Умный экодом, Швеция


А вот в таком домике вы точно не отказались бы пожить, хотя площадь, которую он занимает - всего 10 квадратных метров! Автором этого проекта выступила шведская архитектурная компания «Тенгбум Аршитектс». По словам разработчиков, этот домик станет отличной альтернативой студенческим общежитиям, к тому же весьма экологичной. Домик рассчитан на одного человека, разработчикам удалось разместить в нем кухню, санузел, место для учебы и сна, т. е. все необходимое для полноценного быта студента. Светлая цветовая гамма с яркими цветовыми пятнами способствует созданию комфортной для жизни атмосферы. Удачная планировка, наличие двух уровней, использование натуральной клееной древесины позволили сократить не только арендную плату, но и вредное влияние на окружающую среду.

6. Бамбуковый дом, Вьетнам


Вьетнам обладает очень коварными природными условиями. А потому совсем неудивительно, что именно здесь задумали и воплотили в жизнь создание самого крепкого в мире бамбукового дома, который способен выдержать наводнение с уровнем воды в 1,5 метра. Авторы проекта - вьетнамская архитектурная студия «Эйч энд Пи Аршитектс» - не намерены останавливаться на достигнутом и занимаются проверкой, может ли дом устоять при высоте воды в три метра. Здание является многофункциональным и может быть не только жилым помещением, но и общественным - школой, больницей и т.д. Стройматериалы, которые использовались для дома - это бамбук, ДВП, листья кокоса. Крышу можно открывать и закрывать, в зависимости от погодных условий. Внизу расположена спальня и гостиная, а наверху можно устроить кабинет. Здание - модульное, стоимость его - около 2500 долларов США, а покупатель сможет собрать его самостоятельно всего за 25 дней.

7. Дом со сползшим фасадом, Маргит, Великобритания


Прогуливаясь по британскому городу Маргит, вы можете несказанно удивиться, наткнувшись на трехэтажный дом со... съехавшим вниз фасадом. Первый этаж с входной дверью как бы лежит прямо на земле, а верхний этаж открыт. Не удивляйтесь, причиной этого «сползшего» со своего места фасада является вовсе не природный катаклизм и не недостатки строительства, а всего лишь бурная фантазия дизайнера Алекса Чиннэка. К слову, на создание инсталляции у него ушел почти год. Дом стоял заброшенным уже долгое время. Когда-то здание было приобретено муниципалитетом, и планировалось, что оно превратится в социальное жилье. Но время шло, а здание все больше приходило в негодность и разрушалось. Дизайнер снял фасад со старого трехэтажного здания и заменил его новой стеной. Новый фасад открывает разрушающийся верхний этаж дома, возле земли закручивается и удобно располагается на земле перед зданием.

8. Дом-банкнота, Каунас, Литва


Весьма необычное и очень реалистичное сооружение в виде свернутой купюры, выпущенной Литвой в годы независимости, на самом деле представляет собой крупный бизнес-центр под названием «Office Center 1000». Вполне естественно, что в нем разместились два крупнейших литовских банка. Проект полностью разработан и реализован компанией «RA Studija» и молодым литовским архитектором Римасом Адомайтисом. В один день прославившийся специалист говорит, что это здание ни за что не должно символизировать власть денег над людьми и всеобщее перед ней преклонение, именно поэтому была взята не современная, а историческая купюра. Фасад оформлен плитками стекла различных форм и размеров, изготовленных в Голландии. В доме нет окон в обычном понимании слова, потому что весь фасад здания стеклянный. Снаружи стекло имеет специальное покрытие, которое защищает рисунок от неблагоприятных погодных условий. Он собирался вручную большим количество строителей, это была большая и кропотливая работа.

9. Атомиум, Брюссель, Бельгия


Не только самые современные скульптуры, здания и сооружения могу поразить наше воображение. Что вы скажете о скульптуре, сооруженной в далеком 1958 году? Это одна из главных достопримечательностей Брюсселя и настоящий символ города под названием Атомиум. Он был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. Величественная скульптура представляет собой огромную модель кристалла железа. Изначально сооружение было покрыто алюминием, а после капитального ремонта в 2006 году - прочной и долговечной, сверкающей на солнце стальной оболочкой. Высота Атомиума составляет 102 метра, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 метров. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

10. Здание музея искусств, Грац, Австрия


При первом взгляде на это необычное сооружение трудно поверить, что в нем находится музей искусства. Однако это так, а местные жители именуют Кунстхаус ласково и с юмором - «беременной коровой». Галерея современного искусства была открыта в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2003 году, звания которой удостоился Грац. Концепт здания разработан лондонскими архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Архитектурный стиль здания не поддается никакой классификации и резко контрастирует с окружающей застройкой. Но уникальным в здании является то, что оно может «общаться» с окружающим миром. Фасад музея выполнен как медиа-инсталляция площадью 900 квадратных метров, состоящая из светящихся элементов, которую можно программировать с помощью компьютера. Несмотря на свое сравнительно недолгое существование здание музея завоевало массу симпатий местных жителей и туристов и признано символом города и его современной жизни.

Построение нового общества не могло не отразиться на культуре страны в целом и на архитектуре в частности. Советская архитектура прошла несколько этапов развития, она знала взлеты и падения, но в любом случае она стала определенным событием в мировом зодчестве. В СССР было несколько зодчих высочайшего уровня и сегодня на просторах можно увидеть несколько шедевров мирового масштаба. Расскажем о том, как складывались стили советской архитектуры, и как она развивалась.

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития - социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю - красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 - началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

Сталинский ампир

После Второй мировой войны история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В середине 40-х годов в СССР складывается второй после конструктивизма «большой стиль» в архитектуре - сталинский ампир. Он соединил в себе несколько направлений: классицизм, барокко, ар-деко, ампир. Ему были свойственны размах, помпезность, величественность. Здания в этом стиле были призваны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом этого стиля стали знамениты московские «высотки»: МГУ, гостиница «Украина», МИД и другие. Сталинский ампир стал доминирующим стилем на 150 лет, он изменил облик страны. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

Архитектура 60-80-х годов

С конца 60-х годов начинается массовое поточное строительство типового жилья. Во всех городах и поселках СССР появляются дома из укрупненных бетонных деталей. Строительство идет быстро, люди получают квартиры. Но применять слово «архитектура» к этой застройке трудно, так как здания были абсолютно безликими и одинаковыми. Так архитектура советского района по типовому проекту в любом городе была как две капли воды похожа на другие населенные пункты. Именно над этим и смеялся кинорежиссер Э. Рязанов в ленте «Ирония судьбы». Массовое строительство и борьба с архитектурными излишествами привела к тому, что к 80-м годам феномен советской архитектуры превратился в ничто. Безусловно, были отдельные творцы и здания достойные внимания, но в целом зодчество находилось в глубоком кризисе. Интересно, что живое архитектурное творчество в то время перемещается из столиц в провинции и союзные республики.

"Бумажная" архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Архитектура полна интересными объектами и фактами. Так, круглый дом К. Мельникова является одним из лучших в мире памятников конструктивизма. Выдающийся мировой архитектор Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву, чтобы вдохновиться новыми идеями. В 30-х годах был создан самый масштабный проект советской архитектуры - Дворец Советов, высота которого должна была составить около 400 м, 100 этажей. Для его реализации был взорван Храм Христа Спасителя, но реализован замысел не был.

Некоторые интересные факты архитектуры

Хотелось бы начать свой рассказ с обсуждения маятников, а точнее маятников гигантских размеров. Гигантские маятники имеют место не только в огромных башенных часах. Так, к примеру, Taibei 101 на Тайване, который ко всему прочему является одним из самых высоких зданий мира, оснащен гигантским маятником. Маятник в данном здании исполнен виде шара подвешенного на стальных тросах. Шар также выполнен из стали и весит 660 тонн. Эта конструкция помогает гасить колебания, которые могут произойти в здании вследствие ураганов и землетрясений, конструкция снижает вероятность их разрушения и называется — инерционный демпфер колебаний.

Небоскрёб Тайбей на Тайване

Также интересным фактом мировой архитектуры можно считать случай произошедший в 1693 году на Сицилии. Именно природный катаклизм, в том случае землетрясение, принес новое уникальное звучание стиля барокко. Многие сицилийские дворцы, города и храмы были разрушены вследствие извержения вулкана Этна. И перед мастерами архитектуры появилась задача внести изменения в их внешний вид.

Еще одним ярким примером является всем известная Эйфелева башня. В основу этого архитектурного строения было внесено строение человеческой кости. Такое архитектурное решение пришло в голову мастерам после того как профессор фон Майер открыл то, что головка бедренной кости вся покрыта мелкими косточками связанными в сеть и расположенными строго в геометрическом порядке, это произошло в середине девятнадцатого века. Именно специфическое расположение мелких костей не дает бедренной кости ломаться под весом человеческого тела. Через двадцать лет такая бедренная кость превратилась в один из шедевров мировой архитектуры. В первую очередь создание башни было предначертано к проведению Всемирной Выставки в Париже, и она должна была служить простой входной аркой, после чего должна была быть полностью демонтирована. Но кто- то предложил, то, что эта гигантская стальная конструкция вполне может служить очень мощной радиоантенной, и башню демонтировать не стали.

Любите смотреть популярное реалити-шоу «Дом 2»? На сайте http://dom2hd.su вас ждут новые серии и анонсы следующих программ. Смотрите видео и принимайте участие в обсуждениях.

Гиде Мопассан, известный французский писатель, всю свою жизнь ненавидел это стальное сооружение, хотя и обедал каждый день в ресторане башни. Эта привычка как он объяснял, связана с тем, что это было единственное место, где не было видно самой Эйфелевой башни.

Еще одно произведение архитектуры – это Пизанская башня, известная в народе как падающая. На самом деле башня не падает, угол ее наклона составляет четыре градуса, но не является максимально эффективным. Максимально эффективным углом наклона в мире обладает рекордсменка десятиметровая башня в городе Сейчжун в Китае. Угол ее наклона достигает двенадцати градусов. Однако при таких условиях, несмотря ни на какие мировые катаклизмы она продолжает стоять.Не меньше причудливых загадок хранит в себе мировая история живописи.

Loading...Loading...