До каких пор Германия будет платить возмещение ущерба и репарации Израилю со товарищи? Германские репарации для ссср

в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности. Состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата Р. обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕПАРАЦИИ

от лат. reparatio - восстановление) - вид материальной ответственности гос-ва, начавшего агрессивную войну, состоящий в возмещении этим гос-вом в силу мирного договора или иных меж-дунар. актов ущерба, причиненного гос-вам, подвергшимся нападению. От Р. следует отличать контрибуции, представляющие собой платежи, возлагаемые победителем на побежденного по условиям мирного договора, и денежные сборы, взимаемые во время войны неприятельскими войсками с населения оккупированной территории и носящие, по существу, грабительский характер. Р. впервые были зафиксированы в мирных договорах версальской системы (см. Версальский мирный договор 1919, Сен-Жерменский мирный договор 1919, Нейиский мирный договор 1919, Трианонский мирный договор 1920, Севрский мирный договор 1920). Право на получение Р. обосновывалось в Версальском договоре ответственностью Германии и ее союзников за все потери и все убытки, понесенные союзными и объединившимися странами и их гражданами вследствие войны. Фактически, однако, эти Р. не отличались от контрибуции. В дальнейшем на практике репарац. политика США, Великобритании и Франции в отношении Германии была использована ими, в сочетании с общим внешнеполитич. курсом этих стран, для возрождения герм. империализма (герм. монополиям были предоставлены громадные амер., англ. и франц. займы; см. Дауэса план, Юнга план) и направления агрессивных устремлений Германии на Восток, против СССР. В Парижских мирных договорах 1947, заключенных после 2-й мировой войны с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией, зафиксированы по инициативе СССР след. осн. принципы Р.: 1. Возмещение ущерба не в полном объеме, а лишь частично, с тем чтобы Р. были посильными для побежденных стран; в частности мирный договор с Италией возложил на Италию обязательство выплатить Сов. Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет ок. 1/20 части прямого ущерба, причиненного на сов. терр. войсками фаш. Италии. 2. Уплата Р. натурой, а не деньгами, в частности за счет демонтажа оборудования воен. пром-сти, заграничных активов и текущей пром. продукции. Уплата Р. из текущей продукции даст возможность странам выполнить свои репарац. обязательства путем самостоят. развития своей экономики, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения иностр. валюты. Что касается Р. с Германии, то их формы были определены еще на Крымской конференции 1945, а именно: единоврем. изъятия из нац. богатства Германии, находящегося как на терр. самой Германии, так и вне ее; ежегодные товарные поставки из текущей продукции, использование герм. труда. На той же конференции было принято предложение Сов. пр-ва о том, что общая сумма Р., подлежащая взысканию с Германии, должна составить 20 млрд. долл., причем 50% этой суммы должны пойти Сов. Союзу. Положения, содержащиеся в решениях Крымской конференции о Р. с Германии, получили развитие и уточнение в решениях Потсдамской конференции 1945. На Потсдамской конференции было достигнуто след. соглашение о Р. с Германии: 1) репарац. претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и за счет герм. активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Вост. Австрии; 2) СССР удовлетворит репарац. претензии Польши к Германии из своей доли Р.; 3) репарац. претензии США, Великобритании и др. стран, имеющих право на Р., будут удовлетворены из зап. зон Германии и соответствующих герм. вложений за границей; 4) в дополнение к Р., получаемым Сов. Союзом из своей зоны оккупации, СССР должен получить из зап. зон Германии, во-первых, 15% пригодного к использованию и комплектного пром. капитального оборудования, в первую очередь металлургич., химич. и машиностроит. отраслей пром-сти, к-рое не является необходимым для герм. мирного х-ва и должно быть изъято из зап. зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в изделиях, продуктах и др. видах материалов, о к-рых будет достигнута договоренность; во-вторых, 10% пром. капитального оборудования, к-рое не является необходимым для герм. мирной экономики и должно быть изъято из зап. зон для передачи Сов. Союзу в счет Р. без оплаты или к.-л. возмещения. ГДР добросовестно выполняла обязательства по выплате своей доли Р. В авг. 1953 Сов. пр-во по согласованию с пр-вом ПНР приняло решение прекратить с 1 янв. 1954 взимание Р. с ГДР. Однако решения Крымской и Потсдамской конференций о репарац. поставках Сов. Союзу из зап. зон Германии не были выполнены зап. державами, к-рые стали на путь отказа от провозглашенных в ходе войны принципов возмещения ущерба. В 1947 пр-ва США, Великобритании и Франции заявили о прекращении репарац. поставок Сов. Союзу из зап. зон Германии. Сорвав выполнение подписанных решений о Р. Сов. Союзу из зап. зон Германии, США, Великобритания и Франция изъяли в свою пользу огромное количество герм. патентов, оборудования, сырья, золота, а также практиковали в течение ряда лет вывоз из Зап. Германии по бросовым ценам леса, кам. угля и др. товаров. В документе, подписанном США, Великобританией, Францией и ФРГ (входит в Парижские соглашения 1954), указывается, что вопрос о Р. будет урегулирован мирным договором между Германией и ее б. противниками или же ранее на основе соглашений, касающихся этих вопросов. Три державы обязались не заявлять требований на Р. из текущего производства ФРГ. Т. о., репарац. поставки Сов. Союзу из Зап. Германии были сорваны пр-вами зап. держав, и вопрос этот остается открытым. Публикации названных в статье договоров см. при статьях, на к-рые выше даны ссылки. Г. Е. Вилков. Москва.

Тема послевоенных репараций – одна из самых туманных в истории этого периода в силу разных причин. Самый большой объём репараций собрал СССР. Точную цифру определить невозможно не только в силу традиционной советской секретности и нежелания Москвы демонстрировать реальный масштаб репараций, но и значительной неорганизованности и неразберихи с советской стороны, поскольку вывозом имущества занимались параллельно, нередко конкурируя друг с другом, десятки советских ведомств. Репарации сыграли очень существенную роль не только в восстановлении, но и в качественном изменении советской экономики. Благодаря им, она увеличилась в масштабе, приблизилась по структуре к современной на тот период модели, стала более производительной.

На момент завершения Второй мировой войны в Германии не было собственного, немецкого правительства, которое бы могло заняться выплатой репараций. В отличие от Первой мировой войны, закончившейся перемирием, Вторая мировая завершилась капитуляцией со стороны Германии, что вкупе с задачей денацифиации страны предполагало демонтаж всех структур власти, которые были одновременно структурами нацистского режима. Последнее германское правительство во главе с К.Дёницем в качестве рейхспрезидента, сменившим Гитлера, просуществовало всего три недели, прежде чем было в полном составе арестовано и предстало перед Нюрнбергским трибуналом.

Властью в Германии были победившие союзники, которые управляли Германией совместно через общие органы, но прежде всего в своих соответствующих зонах оккупации. Уже в мае 1945 г. они создали администрации военного и гражданского управления в своих зонах. Союзники сами изымали репарации.

На Ялтинской (февраль 1945) и Потсдамской конференциях (июль-август 1945) союзники решили, что репарации должны составить $20 млрд., половина из которых предназначалась для СССР. Однако эта цифра не была окончательно согласована. Выработку размера и форм репараций союзники отнесли к компетенции специально созданной тогда для этой цели 3-сторонней Межсоюзной комиссии по репарациям. Комиссия проработала недолго, вяло и безрезультатно: никто из союзников не был заинтересован в определении точного размера репараций, а также порядка их взимания и учёта.

Устанавливалось, что каждая сторона изымала репарации из своей зоны оккупации. Часть своих репараций США и Великобритания должны были передать (и передали, но сравнительно немного) СССР. Репарации должны были взиматься «в натуре» в виде:

а) единовременных изъятий в течение 2-х лет после капитуляции Германии из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны были проводиться главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодных товарных поставок из текущей продукции после окончания войны в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использования германского труда.

Таким образом, немецкие репарации изымались не только в Германии, но и из других стран, где находились германские активы, – Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. Репарации взимались также с Австрии как таковой ($250 млн. для всех 3-х союзников) и Италии ($600 млн.). Позже, с завершением войны на Дальнем Востоке СССР изъял также репарации с Японии, находившиеся в Манчжурии и Северной Корее.

Немецкая сторона (дружественная Москве ГДР) оценила общий итог советских репараций, изъятых только в советской зоне оккупации в Германии, в $16 млрд., что сегодня равнялось бы примерно $170 млрд. Сумма советских репараций составила порядка 23% ВВП всей Германии на конец 1940х, а для восточной же части Германии (советской зоны), доля репараций составила ок. 50-60%. В результате промышленный потенциал ГДР был подорван. Восточная Германия на протяжении всех послевоенных десятилетий в разы уступала промышленно более развитой Западной части, что в 1989 г. аукнулось массовыми демонстрациями, приведшими к объединению Германии и распаду «социалистического лагеря». Даже сегодня после того, как с начала германского объединения в 1989 г. ФРГ вливает в восточные земли ежегодно сотни миллиардов марок/евро, Восточная Германия заметно отличается меньшим уровнем развития в сравнении с западной частью.

Сумма в $16 млрд. более, чем существенная. Для сравнения: размер плана Маршалла для всей Европы составил $13 млрд. Надо учитывать и то, что в течение войны СССР получил ещё и по ленд-лизу оружия, оборудования и различных материалов на сумму $11 млрд. Хотя большая часть ленд-лиза была использована (уничтожена) в ходе войны, тем не менее, многое и осталось для использования в армии и промышленности. Ведь поставки по ленд-лизу продолжались до конца 1945 г., когда боевые действия уже закончились. При этом Москва компенсировала США лишь 1% ($110 млн.) суммы ленд-лиза в течение 40 лет после завершения войны.

Москву интересовали в первую очередь не столько деньги, хотя и их изымали, сколько «натура» - современное на тот момент производственное оборудование, технологии. Хотя ни в ялтинских, ни в потсдамских решениях об этом не было речи, но вывозили культурные ценности. На деле же всё приобрело хаотичный характер и вывозить стали всё подряд – скот, мебель, продукты питания, предметы домашней утвари, транспортные средства, часы, типографская бумага и т.п.

Проблемой репараций Москва озаботилась в 1943 г., когда перелом в боевых действиях стал очевидным и победа в войне превратилась в вопрос времени. В январе-феврале 1943 г. были сформированы трофейные бригады, подчинённые созданному тогда Трофейному управлению Красной Армии (по некоторым данным, трофейные подразделения существовали с декабря 1941). Наркомат по иностранным делам начал с середины 1943г. подготовку предложений по послевоенному урегулированию. Комиссию по репарациям в НКИД возглавил зам.наркома Майский, который занял крайне репрессивную линию: он предлагал расчленить Германию на несколько зависимых от союзников государств, лишить немцев промышленного потенциала и превратить их в аграрные страны. Хотя эти предложения не нашли поддержки у советского руководства, Майскому удалось убедить Сталина увеличить сумму репараций с $5 млрд. до $20 млрд.

В сентябре 1944 г. Госплан СССР запросил все наркоматы (министерства) на предмет того, что их интересовало из немецкой промышленности. 25 февраля 1945 г. при ГКО (после его роспуска в сентябре 1945 – при Совнаркоме/Совете Министров СССР) был создан Особый комитет по восстановлению народного хозяйства в освобождённых о немецких оккупантов областях во главе с Г.Маленковым. Правда, восстановление советской экономики началось раньше, с середины 1942 г., по мере начинавшегося продвижения на Запад и постепенного освобождения ранее захваченных территорий.

Особый комитет в основном и руководил репарациями. Под его эгидой в Германии начали действовать «уполномоченные», представлявшие советские наркоматы (министерства), а также отдельные ведомства и организации. В 1946 г. численность уполномоченных достигла 12 тыс. чел. Каждое из ведомств ставило перед своими уполномоченными задачу демонтировать и забирать по максимуму. Помимо Особого комитета изъятиями оборудования, имущества и ценностей занимались также Советская военная администрация в Германии (СВАГ), Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), НКВД/МВД, Министерство госбезопасности (МГБ).

Взимание репараций СССР начал с момента пересечения Красной Армией границы с с Румынией весной 1944 г, Польшей – летом 1944 г., а в особенности – с Германией (январь 1945). Из Румынии демонтировали, изъяли и, несмотря на последующие просьбы Лондона, так и не вернули оборудование некоторых британских нефтедобывающих компаний.

До 9 мая 1945 г. в советской зоне оккупации было демонтировано различного оборудования и вывезено материалов и крупного имущества объёмом примерно 550 тыс. тонн. Затем демонтажи и вывоз превратились в цунами – с мая по июль 1945 вывезено 3,5 млн. т, а всего к концу 1946 г. – 6,2 млн. т. Не было никакого общего плана сбора репараций. Все репарации, собранные СССР до Потсдамской конференции, - а это примерно 2/3 их общего объёма, - не были включены в итоговый советский репарационный лист.

С учётом всех стран, включая Японию, были демонтированы и вывезены в СССР 5,5 тыс. полнокомплектных заводов. Помимо них огромное количество оборудования, материалов и имущества было некомплектным – экскаваторы, трансформаторы, башенные краны и автокраны, различные станки, электромоторы, электропечи, автобетономешалки, самосвалы, пилы, лесорамы, компрессоры, сварочные машины, сушильные шкафы, барометры, тахографы, платиновые тигли, масляные выключатели, ртутные выпрямители, прессы, телефонные аппараты, коммутаторы, легковые автомашины. Это толика из гигантского перечня одного только оборудования. А ещё было сырьё, готовая продукция, продукты питания и т.д.

Велась охота за мозгами. Вместе с семьями в Союз было вывезено несколько тысяч инженеров и технических специалистов, которые сыграли важную, если не ключевую роль в разработке новых образцов промышленной техники и технологий. Многих и не вывозили, а использовали в самой Германии – только по линии, например, министерства авиапромышленности СССР в мае 1946 г. в Восточной Германии было создано 4 конструкторских бюро для работы над самолётами с общим персоналом инженерно-технических работников и рабочих 8 тыс. чел. КБ ракетостроения, созданное чуть позже, насчитывало 7 тыс. чел.

Большое внимание было уделено вывозу культурных ценностей - картин, различных музейных экспонатов, книг. Часть этих ценностей оказалась в советских музеях, но многое осело в "частных" коллекциях генералитета и гражданских начальников. Могу лично засвидетельствовать, что в 1989 г. видел большое количество книг, в т.ч. старинных, на немецком языке, складированных большими стопками на холодном полу в сыром помещении заброшенного тогда Храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (Конькове). Их хорошо было видно через окна. Перед тем как храм вернули РПЦ в 1992 г., книги вывезли. Почти все они были поражены плесенью и, насколько помню по новостям тех лет, уничтожены.

В финансовом мире изредка случаются эдакие всплытия лох-несских чудовищ, о которых все забыли десятки лет назад. К примеру, в это воскресенье объединенная Германия завершила выплату репараций (точнее долгов по обслуживанию репараций) по итогам Первой мировой войны. Со времени начала войны прошло 96 лет, со времени подписания Версальского мира - 91 год.

Вопрос этот будоражил умы сотен политиков и миллионов избирателей Европы и Северной Америки практически весь межвоенный период. Идеологами репараций (и лозунга «Немцы заплатят за все») были титаны послевоенной политики Клемансо и Ллойд-Джордж. Из-за несогласия с непомерными репарациями, наложенными на Германию, подал в отставку из британского Минфина Джон Мейнард Кейнс . Написанная им блистательная брошюра о финансовой катастрофе, ожидающей побежденных, и убытках от неизбежного дефолта, ожидающих победителей, стала бестселлером и сделала его известным и авторитетным за пределами академических кругов задолго до публикации его «Общей теории занятости процента и денег». Гитлер и нацистская партия прошли в рейхстаг на волне протеста против невыносимого долгового бремени, наложенного на страну. Американский банкир Дауэс, в 1923-1924 году разруливавший вопрос репараций, стал вице-президентом США. Строго говоря, сами версальские репарации были глобальным финансовым экспериментом, затянувшимся на девять десятков лет.

Репара́ции в 1919 году были финансовой инновацией - введенной в международное право материальной компенсации государства за ущерб от развязанной им агрессивной войны. Концепция репараций была побочным продуктом заявленных еще в 1916 году американскими посредниками условий будущего мира «без аннексий (передачи территорий победителям) и контрибуций (штрафов, налагавшихся на побежденных независимо от того, по чьей инициативе началась война)». Так как договор диктовали победители, а побежденные были полностью деморализованы, то на Германию были наложены репарации в размере 269 млрд золотых марок - эквивалент примерно 100 000 т золота (по нынешней цене - около $4 трлн, или примерно треть госдолга значительно больших по всем параметрам современных США). Сумма долга вдвое превышала ВВП Германии, а ежегодные выплаты превышали профицит ее торгового баланса. Германия предлагала выплату 50 млрд марок золотом и товарами - в основном за счет передачи германских активов странам-победителям и постепенных выплат за 15 лет. По мнению Кейнса (подтвержденному последующими событиями), требования к Германии превышали ее возможности по выплатам примерно в 4 раза.

Обязанность платить репарации возлагалась на новое германское правительство, которое делало это без энтузиазма, отлынивая любыми способами. Экономический кризис дал для этого достаточные основания. Германия оказалась неспособна обслуживать свой долг, в основном переданный в форме государственных облигаций нового правительства страны, уже к 1922 году. Внутренний долг был обесценен гиперинфляцией («Черный обелиск » Ремарка - замечательное описание ситуации изнутри, репортажи Хемингуэя - как она виделась извне), а проблемы внешнего долга страны, т. е. репараций, стали международными.

Уже в ноябре Международная комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством американского магната Чарльза Дауэса. Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму 1 млрд новых «золотых марок». Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило частных и суверенных кредитов на сумму 21 млрд марок. По факту за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов по госкредитам для немецких компаний. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. По факту международный контроль был номинальным, а вот стабилизационные кредиты - вполне реальными.

Финансовый кризис 1929-1930 годов привел Германию к 40%-ной безработице, полноценному банковскому кризису и очередному дефолту по репарационным платежам. И у американских банкиров оказался новый план - план Юнга. Он предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), растягивание их до 1989 года, превращение двух третей ежегодных выплат в условные и отлагаемые обязательства, отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, а также ликвидацию иностранных контрольных органов. Но для немецких националистов, в том числе маргинального Адольфа Гитлера, это было все равно слишком много. Националисты добились проведения референдума для проведения Закона Свободы, запрещающего немецким официальным лицам платить по долгам. Референдум провалился, но Гитлер стал знаменит и на ближайших выборах был избран в рейхстаг. Став канцлером в 1932 году, он отказался от выплат репараций и сопряженных с ними долгов в одностороннем порядке. Кстати, суммарный объем выплат к этому времени составил около 51 млрд марок, то есть выплаченная сумма примерно равнялась германскому предложению по выплатам 1918 года.

Победители после Второй мировой войны были значительно умнее, да и оккупация Германии была полной. Все возмещения брались по возможности натурой - промышленным оборудованием, промтоварами, вагонами, произведениями искусства. Было очевидно, что растянутые на десятилетия долги никогда не будут выплачены. Но остались просроченные выплаты по обязательствам 1919 года. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года. При этом часть суммы была отложена до крайне маловероятного тогда события: выплаты должны были возобновиться, только когда - и если - Германия будет объединена. В 1990 году эта часть обязательств и стала подлежать выплате в двадцатилетний срок, закончившийся в минувшее воскресенье. Кстати, по Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Советская Россия отказалась от них в обмен на признание правомерности национализации немецкой собственности в 1914 году царским правительством и более поздних конфискаций уже при советской власти.

Печальная финансовая история, начавшаяся выстрелами в Сараево в июне 1914 года и закончившаяся на прошлой неделе, приводит к нескольким выводам. Во-первых , справедливость в межгосударственных расчетах - вещь весьма условная и сильно зависящая от текущей политики. Во-вторых , жадность и желание разорить побежденного только теснее связывает его судьбу с победителями, и в итоге платят именно они. В-третьих , политикам стоит слушать своих экспертов - хотя и не каждый из них Кейнс; способность страны оплачивать долг должна быть значимее желания накручивать нули на мифических будущих поступлениях от выплат. В-четвертых , как говорил киношный папаша Мюллер, «Верить нельзя никому» - расплата по золотым облигациям 1924 года произошла через 86 лет и электронными евро. Долгосрочные обязательства - штука крайне ненадежная: мудрый Бисмарк, назначивший в 1871 году побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП, подлежащую уплате за три года, хорошо понимал, что скорость выплат значительно важнее суммы.

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

Репарации

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор , по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый «План Дауэса ».

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд долл., от Англии - 1,5 млрд долл. Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства предприятий.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой, и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе , были предусмотрены в мирных договорах на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.


Loading...Loading...