Основные правила игры в бильярд. Правила игры в русскую пирамиду

Игра производится 16-ю шарами. Из них 15 шаров белых имеют нумерацию от 1 до 15 очков, 16 шар должен быть цветным, полосатым или вообще резко отличающимся от белых шаров.

Приступая к игре, ставят 15 нумерованных шаров при помощи равностороннего треугольника так, чтобы шар, находящийся в вершине треугольника, стоял на третьей точке бильярда, а основание треугольника, находящееся за третьей точкой, должно быть параллельно короткому борту.

Шары ставятся плотно друг к другу в следующем порядке их номеров:

1-й лобовой шар – 4; 2-й ряд – 5 и 6; 3-й ряд – 7,1 5, 8; 4-й ряд – 9, 14, 13, 10; 5-й ряд – 2, 1, 12, 11, 3.
Основанием такого расположения шаров в пирамиде служит то соображение, что при разбивке пирамиды, как правило, крайние шары с мелкими номерами раскатятся, а шары с крупными номерами останутся в середине, т.е. не на игре.

Если сложить все написанные цифры (очки) на белых шарах, то получится сумма 120 очков. К номеру шара с единицей прибавляется 10 и к последнему шару оставшемуся на бильярде шару, вне зависимости от написанной на нем цифры, прибавляется тоже 10. Таким образом, общая сумма очков будет 140. В пределах этой суммы и может быть всевозможное комбинирование очков между партнерами при игре в малую русскую пирамиду.

Во время игры разрешается пользоваться киями различной длины, машинкой и мазиком.

Удары.

Удары должны производиться концом кия, имеющим наклейку. Игра какой-либо другой частью кия запещается и влечет за собой штраф (5 очков в пользу партнера).

При всяком положении корпуса играющего одна его нога обязательно должна касаться пола. Шар, положенный с нарушением этого правила, не засчитывается. В отдельных случаях, когда явно нарушается интерес партнера, судья имеет право восстановить нарушенное положение шаров. Очередной удар переходит к партнеру. Штраф не взимается.

Не разрешается делать удары пропишку и нажим.

Если при том или другом из этих ударов будет положен играемый шар в лузу, то шар не засчитывается и выставляется на на общем основании, т.е. ставиться на третью точку бильярда или, если эта точка занята, ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому.

Штраф не взимается. Удар переходит к партнеру.

Началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде. Концом удара считается момент прекращения движения шаров и снятия кия и рук играющего с бильярдного стола.

Начало игры.

Когда пирамида поставлена, между партнерами кидается жребий, кому начинать. Следующие партии начинаются по очереди. Если число партий, следуемых сыграть, будет нечетным, то при розыгрыше последней опять бросается жребий.

Начало игры происходит следующим образом: судья, или заменяющий его, объявляет счет очков – по нулю, при гандикапе объявляет счет очков каждого партнера, прибавляя к очкам получающего гандикап слово плюс, а к очкам дающего – минус.

Шар-биток передается начинающему, и последний производит первый удар из дома с рук, т.е. проставив руками биток на любое место бильярда в пределах площади, ограниченной с одной стороны коротким бортом, противоположным месту постановки пирамиды, а с другой стороны воображаемой линией, проведенной параллельно короткому борту через первую точку бильярда.

Фактически началом игры считается тот момент, когда шар-биток перейдет линию, ограничивающую дом. Поэтому касание своего шара (битка) или сдвиг его с места в пределах дома разрешается и не штрафуется.

При игре из дома запрещается выходить за линию продолжения длинного борта.

Для соблюдения этого правила судья (инструктор) может прикладывать кий к длинному борту таким образом, чтобы тонкий конец кия выходил за линию короткого борта.

Во всяком случае, приложенный кий не должен мешать удару играющего, а только ограничить определенное место, за которое нельзя выходить.

При состоявшемся первом ударе штрафные очки засчитываются на общих основаниях. Например, если играющий из дома первым ударом даст промах или, разбив пирамиду, положит свой шар (биток) в лузу, засчитывается штраф 5 очков.

Играют по очереди. Каждый из играющих имеет право на удар до тех пор, пока исполняет свой заказ, т.е. кладет шары в лузу и не делает штрафуемого удара или действия.

Условия игры.

Условия игры в пирамиду могут быть:

а) чистое назначение и

б) шар и луза.

Чистым назначением называется такой способ ведения игры, когда точно называются номер шара, луза, куда желают положить шар, и указывается точно, определенно и ясно, каким образом должен упасть заказанный шар (чисто, от шара, абрикольно, шаром или шарами и какими именно, от контр-ку и т.д.). Например: «Тремя шарами такими-то, от шара такого-то, 12-й шар в левый угол» или: «Карамболем от шестерки одиннадцатым шаром тройка прямо в середину».

Разрешается всякий комбинированный заказ без ограничения количества шаров. При участии в заказанной комбинации одного или нескольких шаров для назначенного шара заказ абрикольно, (удар битком в играемый шар от борта) не обязателен.

Если объяснение падения заказанного шара в лузу для судьи (инструктора) неясно или настолько запутано, что в нем трудно разобраться, то судья (инструктор) имеет право подобный заказ не принять, не разрешить делать.

Когда на бильярде остается один шар (кроме битка), называть его номер не требуется.

При правильном падении заказанного шара все остальные шары, упавшие вследствие этого же удара, не считаются и вставляются на бильярд на общих основаниях.

Шар и луза – такой способ ведения игры, когда точно указываются только номер шара и луза, в которую играют. Каким образом заказанный шар должен упасть в эту лузу - не указывается.

При правильном падении заказанного шара все остальные шары, упавшие вследствие этого же удара, засчитываются вне зависимости от времени оих падения по отношению к падению заказанного шара, одновременно или после падения его.

Заказ должен быть ясным и определенным. Если последует несколько заказов – два, три и более, то засчитывается последний.

Заказ должен быть произнесен до удара. Во время удара или после него заказ не считается. Упавший шар не засчитывается и выставляется на бильярд на общих основаниях.

В официальных соревнованиях у нас сейчас играют только на условиях чистого назначения. Это чрезвычайно осложняет и ведение судейства и заказы участвующих в соревновании, а между тем условие заказа шар и луза фактически ничем не отличается по своему результату от заказа чистое назначение.

Никто из игроков даже средней силы (не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории) никогда не играет шаров, не отдавая себе отчета в том, каким именно способом упадет шар в лузу. Если же бывает, что заказанный шар случайно упал в назначенную лузу, например: заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол, или заказан от шара, упал чисто, то подобные случаи бывают настолько редки, что не составляют и одного процента. Имеет ли смысл при столь малой вероятности случайного падения шаров осложнять соревнования заказом шаров только по чистому назначению?

Конец игры.

Набравший первым 71 очко считается выигравшим и партия оконченной.

Если каждый из партнеров наберет по 70 очков или сделает после предупреждения судьи (инструктора) по три штрафных удара подряд, не изменяющих положения шаров на бильярде, партия считается ничьей и окоченной.

Таким образом, для играющего всякая партия может иметь три результата:

1) выигрыш,

2) проигрыш и

3) ничья (нормальная – при при наборе по 70 очков или вынужденная – при троекратном повторении штрафных ударов, не изменяющих положения шаров на бильярде).

Если по условиям соревнования партия должна быть результативной, то она переигрывается полностью или, при обоюдном согласии партнеров, переигрывается только в последнем шаре. Шар ставится на третью точку бильярда, и первый удар производится из дома на общих основаниях тем партнером, который должен был начинать следующую партию, причем по одному удару делают без заказа.

При переигрывании партии в последнем шаре игрок, давший штрафной удар, проигрывает партию.

Снимать с бильярда шар в процессе игры для ускорения окончания партии не разрешается.

Штрафные удары.

Штраф взыскивается в следующих случаях:

а) при промахе, т.е. ударе, при котором биток не заденет ни одного из шаров;

б) при падении своего шара (битка) в лузу;

в) при вылете битка за борт;

г) если до удара, во время удара или после него играющий коснется любого шара кием, машинкой, одеждой, рукой и т.п.;

д) при игре не своим шаром;

е) при ударе ребром или турником кия;

ж) если при игре с рук биток попадет в шар до выхода за линию дома, т.е. ударит по шару, находящемуся в доме;

з) если при игре с рук произведен удар не из дома, а с противоположной стороны (играющему с рук разрешается спросить судью, с какой стороны играть);

и) если сделан удар в то время, когда приведенные в движение шары от прежнего удара еще не остановились.

Во всех поименованных случаях штраф взыскивается в размере пяти очков, которые вычитаются из суммы очков оштрафованного и прибавляются к очкам его партнера.

Если оштрафованный не положит ни одного шара, то его партнер должен набрать шарами не 71 очко, а меньше на число полученных штрафных очков. Например, при получении пяти штрафных очков должен набрать шарами 66 очков, при получении десяти штрафных очков – набрать шарами 61 очко и т.д.

При одновременном нарушении нескольких правил штраф соответственно не увеличивается, а взимается в одинарном размере (пять очков).
Например, играющий промахнулся и положил биток в лузу или коснулся какого-либо шара и промахнулся и т.д. – штраф пять очков.

При всяком штрафном ударе положенный шар не засчитывается и ставится на бильярд на общих основаниях.

Если играющий сыграет чужим шаром, налагается штраф. Упавший при этом в лузу шар выставляется на бильярд на общих основаниях, а все другие шары остаются в положении, получившимся вследствие неправильного удара.

Если играющий сыграет чужим шаром, несмотря на предупреждение судьи, то, кроме штрафа, судья (инструктор) по своему усмотрению, но не в ущерб партнеру, восстанавливает прежнее положение шаров.

Если игрок, приготовляясь к удару, коснется своего или другого шара и, несмотря на замечание судьи (инструктора), поспешит произвести удар, то, кроме штрафа, судья (инструктор) по своему усмотрению имеет право восстановить прежнее положение шаров.

Особые случаи.

Если играющий положит заказанный шар в лузу и в это время выбьет другой шар за борт, то положенный шар считается, а выскочивший за борт ставится на бильярд на общих основаниях и удар продолжается.

Если во время удара партнер играющего задержит катящийся биток рукой, кием, одеждой и т.п., то судья (инструктор) ставит биток по просьбе игрока, сделавшего удар, на любую точку бильярда.

Если при этом заказанный шар был положен правильно, то право на продолжение удара сохраняется.

Если партнер играющего задержит или отклонит катящийся замазанный шар, то этот шар считается сыгранным, снимается судьей (инструктором) с бильярда и право на продолжение удара сохраняется.

Если партнер играющего задержит или отклонит катящийся не заказанный шар, то судья, по просьбе играющего, ставит этот шар на любую точку бильярда. Например, при игре в последнем шаре играющий, отыгрываясь, поставил свой шар (биток) плотно к короткому борту дома, а катящийся игровой шар был задержан или отклонен партнером, то играющий имеет право попросить судью поставить задержанный шар плотно к борту около самой угловой лузы, противоположной дому, или около самой средней лузы и т.д.,br>

Если партнер играющего коснется одного или нескольких шаров, находящихся в покое, то судья восстанавливает прежнее положение сдвинутых с места шаров. Штраф не взимается.

Если партнер или кто-либо из посторонних помешает играющему при ударе, например, толкнет, заденет за кий и т.п., то по просьбе играющего судья восстанавливает нарушенное положение шаров и удар производится вновь.

Если заказанный шар остановится на некоторое время в растворе лузы и потом до удара партнера упадет, то этот шар считается сыгранным и удар продолжается.

Если остановившийся в растворе лузы шар упадет от явного толчка или сотрясения бильярда, вызванного играющим или кем-либо из посторонних, то шар ставится судьей обратно в раствор лузы и удар переходит к партнеру.

Если остановившийся в растворе лузы шар упадет после удара партнера, но вне зависимости от этого удара, то шар ставится на общем основании на бильярд. Штраф за промах по этому шару не взимается. Например, шар застрял в растворе угловой лузы, играть с рук из дома. Играющий заказал застрявший шар в угол и тихим ударом покатил свой шар (биток).

В это время застрявший шар упал в лузу, и, таким образом, катящийся биток не мог попасть в шар.

В последнем случае упавший шар выставляется на третью точку и удар производится играющим снова из дома с рук на общих основаниях. Если биток во время удара подскочит и, коснувшись кого-либо из окружающих или какого-либо предмета (кия, абажура и т.п.), снова упадет на бильярд, то штраф не взимается, сыгранный шар считается, но право удара переходит к партнеру.

Если при ударе выскочит на борт и остановится на нем какой-либо шар (в том числе и биток), то он ставится плотно к борту около того места, где остановился. Если при этом был сыгран заказанный шар, то но считается, но право удара переходит к партнеру.

Если при игре получится такое положение, что играющим выгодно делать штрафные удары (класть свой шар в лузу, давать промах, тушевать свой шар и т.д.), то судья предупреждает, что, если после трех ударов с каждой стороны шары не изменят своего положения на бильярде, партия признается ничьей.

Примеры:

1. В разрезе угла дома стоит 14-й шар, плотно на коротком противоположном борту стоит тройка. Играть надо с рук. У противника в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Играющему приходится попадать в тройку так, чтобы она замаскировала 14-й шар, или обратным ходом битка от бортов сбивать 14-й шар. И тот и другой удар рискован, можно легко отдать свой шар. Играющему самое выгодное положить свой шар в лузу и тем самым предложить партнеру сделать рискованный удар. То же самое и из тех же соображений может сделать и партнер и т.д.

2. При партии в последнем шаре оба шара стали в растворе луз так, что битком попасть в другой шар можно только от бортов. В штрафном ударе у партнера партии нет. Каждому из играющих выгодно только тушевать свой шар.

3. При партии в последнем шаре оба шара стали в трудное положение для отыгрыша. В штрафном ударе партии нет. Играющему выгодно оставить свой шар в прежнем положении, тушуя его кием. Так же может решить сделать и партнер и т.д.

Если играющий потушует шары, считая, что у него уже есть партия, при проверке же окажется, что партии нет, то судья восстанавливает потушеванные шары в прежнем положении, игра продолжается. Штраф не взимается.

Если один из партнеров фактически набрал 71 очко, но игра продолжалась вследствие ошибки в подсчете очков, то при обнаружении ошибки набравший первым 71 очко считается победителем, независимо от положения партии в данный момент.

Если ошибка в счете обнаружилась после того, как партнер, положил последний шар, то. несмотря на это, партия считается выигранной тем у кого 71 очко или более очков были набраны ранее.

Если все шары во время игры соберутся около одного из углов, то судья по просьбе партнеров может поставить биток около лузы за шарами. После этого играющие обязаны сделать по одному удару без заказа.

При падении битка в лузу или за борт взимается штраф, удар переходит к партнеру, последний производит его из дома с рук. При этом в шары, находящиеся в доме, попадать прямо запрещается, взимается штраф, если при этом будет положен шар, то он не засчитывается и выставляется на бильярд на общем основании, удар переходит к партнеру. Разрешается попадать в шары, находящиеся в доме, только от бортов и при условии выхода до этого битка за линию дома. Если же после этого удара шар, находящийся в доме будет сыгран, то он не засчитывается и выставляется на бильярд на общем основании.

Если все шары находятся в доме, а играть надо с рук, то временным домом считается площадь бильярда, ограниченная с одной стороны коротким бортом, противоположным дому, а с другой – линией, мысленно проведенной параллельно этому борту через третью точку бильярда, где ставится пирамида. Из этого временного дома играют на общих основаниях, как из постоянного.

Разновидности игры.

В малую русскую пирамиду обыкновенно играют вдвоем, но могут играть и втроем.

При игре втроем играют каждый за себя или один против двух (пары).

При игре каждый за себя партия ведется до 51 очка. Кто первый положит эти очки, считается выигравшим и выходит из игры. Два партнера продолжают игру, первый, положивший 51 очко, считается вторым выигравшим. Оставшийся партию проиграл.

Может случится, что при розыгрыше партии двум оставшимся не хватит очков для выигрыша партии. Тогда с полки вышедшего из игры выставляются на бильярд шары с нужным количеством очков.

При игре каждый за себя играют партнеры примерно равной силы, гандикапных очков не дается.

При игре один против двух (пары) один из трех, или по условию каждый поочередно, играет против двух. Партия ведется до 71 очка.

Эта игра ведется двумя способами:

1. Каждый делает по одному удару по очереди, т.е. сначала делает удар один,потом первый партнер пары, опять один, затем второй партнер пары и т.д.
При этом условии играть одному выгодно, так как у него игра идет равномерно, ведется определенная тактика. У пары игра все время перебивается и одной определенной тактики нет. Поэтому при таком способе ведения игры один имеет преимущество и должен давать фору не менее пяти очков сыгранными шарами.

2. Каждый играет до тех пор, пока кладет шары или сделает штрафной удар. Начинает один. После него играет первый партнер пары. За ним снова один. Если последний сделает штрафной удар, то игру продолжает первый партнер пары и т.д. Если же один положит шар или несколько шаров, или же первый партнер сделает штрафной удар, то в игру вступает второй партнер пары и играет с одним на тех же основаниях. Таким образом, фактически один играет с каждым из партнеров поочередно.

Этот способ игры не дает преимущества одному, игра у партнеров пары не перебивается, и каждый из них играет в меру своих сил.

Партнеры пары имеют право начинать игру по своему усмотрению. Начинает обыкновенно сильнейший. Каждый партнер пары имеет право умышленно дать штраф, чтобы удар перешел к другому. (Часто к этому прибегают на последнем шаре, когда между игроками большая разница в силе игры.)

Подсказывать друг другу в процессе игры партнеры пары не имеют права. За подсказ взимается штраф – пять очков в пользу одного. Удар остается за играющим.

При разнице в силе игроков можно уравнять их силы путем форы, даваемо сильным игроком в пользу менее сильного.

Фора в игре в пирамиду дается различными способами:
1)
сыгранными шарами, так называемая на запись;
2) сниманием шаров с бильярда перед началом игры в пользу получающего, так называемая со стола;
3) смешанная, т.е. тем и другим способами.

При смешанной фор е может обнаружиться в середине партии, что со стола не сняты договоренные очки, тогда если возможно, они снимаются; если снять нельзя, то комбинируют из шаров, находящихся на бильярде, и шаров на полке получающего, заменяя одни другими. Если и этим способом не удастся восстановить фору, то получающий играет не до 71 очка, а минус неснятые очки.

Фора дается согласно квалификации играющих и таблицы гандикапных очков.


Увеличить размер игры

Русская пирамида – «классика»

Игра Русская пирамида – «классика», несмотря на внешнюю простоту, выполнена создателя так, что в неё не откажутся разыграть партию даже те, кто принципиально катает шары исключительно в реале. «Физика» данного флэш-приложения достаточно реалистична и, кажется, что игровая поверхность даже соответствует качествам знаменитых фрейберговских бильярдных столов. От этого каждая новая партия отличается от предыдущей своим оригинальным и даже изысканным рисунком. Очуметь, а знали ли вы что русский бильярд онлайн без регистрации
доступен каждому бесплатно.
В игре Русская пирамида – «классика», как и в оффлайновом особо ценится безукоризненность ударов. Обусловлено это тем, что на столе имеется немало так называемых мёртвых зон, поэтому розыгрыш проходит неторопливо, от игрока требуется позиционное мышление, умение создавать собственные комбинации и реализовывать их. Битка в данной разновидности нет, он назначается бьющим перед каждым ударом. Для этого на выбранный в этом качестве шар наводится курсором и кликается мышкой. Назначенный биток становится красным и появляется «направляющая», помогающая выбрать прицельный шар. Удар производится следующим кликом. Сила удара меняется очень быстро (показывается это бегущей пунктирной линией вверху стола), поэтому при выборе нужного вам её значения нужна аккуратность.

1. Управление игрой, подсчёт очков, и победитель
Сначала вы выбираете произвольный подходящий шар, в который будете бить битком. Обязательно после ПЕРВОГО удара, когда биток отскочит от целевого шара нужно: чтобы любой шар, либо перешёл на другую сторону поля, либо ударился об обе стороны поля.
Каждый шар имеет свой номер. Ровно столько очков получит забивший его игрок. За шар под номером 1 забивший получает одиннадцать очков. Общее количество очков за 15 шаров составляет 140 очков, учитывая 10 очков добавляемые к заключительному шару. Если один из игроков нарушает основные правила игры, то второй игрок забирает у первого 5 очков и суммирует их со своими заработанными очками.

2. Определение победителя
Тот, кто первый набирает сумму очков равную 71 или более и является выигравшим.

3. Размещение шаров на поле
Порядок расположения шаров такой: в первом ряду находится шар номер 4; во втором ряду располагаются шары под номерами 5 и 6; в третьем ряду шары с номерами 7, 15 и 8; в четвёртом ряду шары с номерами 9, 13, 14, 10; и в пятом ряду находятся шары под номерами 2, 1, 12, 11 и 3.

4. Игра с руки из дома
Если биток попадает в лузу, или если биток оказывается за пределами поля, или если возникает глухая позиция, или если счёт обоих игроков сравнивается на 70 очках, то игру нужно провести с руки из дома. Так же первый удар выполняется с руки из дома.
Игрок не должен пересекать переднюю границу во время удара с руки из дома.
Когда биток пересекает переднюю линию и касается шара за пределами дома – считается что биток введён в игру.
Судья следит за тем, чтобы игроки устанавливали биток в области дома. Но если игрок игнорирует судейские замечания и бьёт по битку, установленному не дома, то этот игрок штрафуется.
Игрок штрафуется, если биток бьёт по шару в доме. Если биток находится в доме.

5. Отыгрыш
Отыгрыш проходит успешно, когда хотя бы один шар пресек центральную линию.

6. Выскочивший биток
Когда биток выскакивает с поверхности стола, игрок, получающий право на удар, делает удар из дома или отдает удар сопернику.

7. Выставление шаров
Прицельные шары расставляются в соответствии со своими номерами по возрастанию.

8. Глухая позиция
Игровую позицию, в результате которой сложилась ситуация, которая не меняется после серии ударов, принято называть глухой. В таком случае судья делает предупреждение и расставляет прицельные шары в форме треугольника симметрично продольной линии стола так, чтобы передний шар был на задней отметке. Игрок, которому будет предоставлено право первого удара, определяется розыгрышем, а после этого игру продолжают ударом из дома.

9. Обязательное судейское предупреждение
В обязанности судьи входит сделать предупреждение, если:
- все шары, кроме битка, расположены в доме;
- при ударе из дома биток находится за пределами дома;
- биток или разыгрываемый прицельный шар находится на центральной линии стола.

10. Игра при счете 70:70
Когда все игроки набивают ровно по 70 очков, последний разыгранный шар ставится на заднюю отметку игрового стола. Следующий удар наносится игроком, который выиграл розыгрыш и игра возобновляется ударом из дома и продолжается до первого штрафа или сыгранного шара.

11. Штраф
Игроку полагается штраф, если:
- игрок производит удар не битком;
- при ударе из дома биток коснулся прицельного шара, который расположен в доме;
- биток провалился в лузу;
- игрок ударил из дома по битку, который находится за пределами дома.

Появление бильярда в России связано с именем Петра Первого. Он познакомился с бильярдной игрой за границей и по возвращении приказал сделать бильярд для своего развлечения. По его примеру богатые вельможи завели себе бильярды не только в Петербурге, но и во всех своих усадьбах. Отсюда они со временем распространились по трактирам и клубам, и к 1812 году бильярд приобрел широкую известность в самых различных кругах общества.

С самого начала в России получил развитие свой характерный тип бильярдных игр, известный в настоящее время как «Русский бильярд». Русские игроки отдали предпочтение строгим бильярдным столам, на которых шары могли падать только при очень верном ударе. Руководствуясь пожеланиями лучших бильярдистов того времени, известный петербургский фабрикант и игрок А.Фрейберг, которого по праву можно назвать отцом русского бильярда, в 1850 году начал выпускать бильярдные столы нового типа, так называемые фрейберговские бильярды, основные черты которых сохранились до наших дней.

Фрейберг, по свидетельству Лемана, обладал большим талантом. Он интуитивно понимал, к чему нужно стремиться, чтобы игра приобрела характерный для русского бильярда рисунок. Русский фрейберговский бильярдный стол - это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами и бортами средней упругости. Шар падает в лузу лишь при безукоризненном ударе. Фрейберг первым в России стал ставить на бильярд вместо деревянных досок аспидные плиты, определил оптимальный профиль борта, сократил длину устья лузы, установил оптимальную ширину лузы (74-76 мм) и наилучший размер шаров (68-70 мм). По его лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России, которых насчитывалось по меньшей мере пять.

Отличительной особенностью современных русских бильярдных столов является невозможность сыгрывания бортовых прицельных шаров вдоль борта в угол, что накладывает отпечаток на всю стратегию и тактику игры. Это обстоятельство приводит к существованию на бильярдном столе очень многих мертвых зон, откуда нельзя сыграть прицельный шар прямым ударом в угол. Строгость русского стола определила и соответствующий набор бильярдных игр. В настоящее время бильярдные соревнования проводятся по следующим разновидностям: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка». Они взаимно дополняют друг друга.

Классическая «Русская пирамида» в ее современном варианте исторически появилась первой из современных русских спортивных бильярдных игр. Ее появление и распространение в России, по свидетельству А. Лемана, произошло в восьмидесятых годах прошлого века. В «Русской пирамиде» особенно сильно сказывается наличие многочисленных мертвых зон, поэтому она располагает к неторопливой и тонкой позиционной игре с многочисленными отыгрышами и наигрышами. В последнее время молодежь отдает предпочтение «Американке» и «Московской пирамиде». Появление и распространение «Американки» произошло, по-видимому, в двадцатые и тридцатые годы. Еще до войны было проведено первенство Москвы. «Американка» - это идеальная игра для отработки хорошей кладки. Зарождение «Московской пирамиды» относится к началу шестидесятых годов. В настоящее время она завоевала наибольшую популярность среди мастеров и любителей. «Московская пирамида» открывает неограниченные возможности для совершенствования техники контроля и управления битком. Особенно большое впечатление на зрителей производят такие уникальные технические приемы, как спуск волчка вдоль борта в угловую лузу, самые разнообразные оттяжки с сильной боковой подкруткой битка. Ее позиционные возможности неисчерпаемы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда. Но они действуют только в том случае, если напрямую не про-

Pwc. 48. Русский бильярдный стол.

тиворечат особым правилам для данной конкретной игры.

1. Бильярдные столы, шары и аксессуары. Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и аксессуаров, отвечающих требованиям раздела «Технические требования к бильярдному оборудованию».

2. Расстановка шаров. Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливают вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту (рис. 48).

3. Удар по битку. Удар по битку должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом наказывается фолом.

4. Розыгрыш начального удара. Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одном расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней, решающей партией розыгрыш повторяется заново.

5. Начальный удар (с руки из дома). При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома. Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия.

При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.

Удар с руки из дома производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида»), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

6. Сыгранные шары. Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре.

Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

7. Выскочившие шары. Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т.п.), самостоятельно возвращается на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т.п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.

Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в «Американку» биток выставляется на общих основаниях. При игре в «Московскую» и «Русскую пирамиду» вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

8. Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными.

9. Положение шара определяется положением его центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

10. Начало и завершение удара. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. Удар по близкостоящему прицельному шару (отстоящему не более чем на 1/2 радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45 градусов и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны.

За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

12. Вступление в игру соперника. Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

13. Штрафы. Штрафы налагаются в следующих случаях:

(1) если биток при ударе но коснулся ни одного из прицельных шаров;

(2) если после удара биток выскочил за борт;

(3) если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;

(4) если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;

(5) при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;

(6) за выполнение неправильного удара по битку;

(7) при неправильном ударе по близкостоящему прицельному шару;

(8) при выполнении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;

(9) при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;

(10) за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;

(11) если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар;

(12) при нанесении удара не битком («Русская пирамида» и «Московская пирамида»);

(13) при падении битка в лузу («Русская пирамида»);

(14) при неправильном отыгрыше («Американка»);

(15) если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

(16) при вмешательстве в игру соперника;

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

14. Зависшие шары. Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара, и игра продолжается на общих основаниях.

Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

15. «Глухая» позиция. Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

16. Вмешательство постороннего. Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т.п.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

17. Вмешательство соперника. Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным и играющий производит последующий Удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара. Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья использует следующие меры воздействия:

Замечание;

Предупреждение;

Зачтение поражения;

Дисквалификация.

18. Умышленное затягивание игры. Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

19. Протест. Протест по поводу интерпретации правил судьей должен быть заявлен до нанесения любого последующего удара. Игра при этом приостанавливается, и окончательное решение принимает главный судья соревнования. Вопрос о том, имело ли место то или иное игровое событие, является прерогативой судьи у стола и не может быть предметом протеста.

РУССКАЯ ПИРАМИДА

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым набрать 71 очко.

2. Используемые шары. Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой.

3. Расстановка шаров. Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды с вершиной на задней отметке. Шары ставятся вплотную друг к другу в следующем порядке: 1-й ряд - 4; 2-й ряд - 5, 6; 3-й ряд - 7, 15, 8; 4-й ряд - 9, 14, 13, 10; 5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

4. Ведение счета. За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом общая сумма очков - 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.

5. Начальный удар.

6. Заказ. Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается.

При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.

7. Выставление шаров. Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются

в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную.

8. Штрафы за нарушения. За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков.

9. Игра при счете 70:70. Если каждый из игроков набирает по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дома и ведется до забитого шара или штрафа.

10. «Патовая» позиция. Если каждый из игроков преднамеренно совершает три нарушения правил игры подряд (тушует биток, забивает его в лузу, продвигает биток вперед без касания прицельных шаров и т.п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, то игра приостанавливается, после чего на столе остается лишь один прицельный шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков, и игра продолжается по правилам «Игра при счете 70:70».

ПРИМЕЧАНИЕ. После второго нарушения подряд должно последовать предупреждение со стороны судьи.

МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА

При игре в «Московскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым забить восемь шаров.

2. Используемые шары. Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

3. Расстановка шаров. Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

4. Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

5. Ведение игры.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

6. Выставление шаров. Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные прицельные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к борту как можно ближе к мешающему прицельному шару.

7. Штрафы за нарушения.

АМЕРИКАНКА

При игре в «Американку» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым забить восемь шаров.

2. Используемые шары. Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.

3. Расстановка шаров. Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

4. Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

5. Ведение игры. Сыгрывать в лузу можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

6. Отыгрыш. Отыгрыш считается правильным в следующих случаях:

(1) если один из шаров, перейдя через центральную линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него какой-либо другой шар;

(2) если центральную линию пересекли два шара (биток и прицельный шар);

(3) если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго или довел до него какой-либо другой шар.

Выполнение отыгрыша каким-либо другим способом штрафуется.

7. Выставление шаров. Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

8. Штрафы за нарушения. За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Русский бильярд (Пирамида) - собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде . Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Программа Pro правила №6 Бильярд

    ✪ Уроки бильярда от Владимира Симонича Лига любителей бильярда 1

    ✪ Чит УКАЗКА ДЛЯ БИЛЬЯРДА восьмерка, девятка, русский. Бильярд mail ru cheat hack

    Субтитры

Основные требования к оборудованию

Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара 68-68,5 мм, а вес около 285 г., ширина створа угловой лузы 72-73 мм, средней лузы 82-83 мм), все шары одного цвета с номерами от 1 до 15, биток жёлтый (реже допускается темно-красный). Шары для игры в бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Столы бывают разного размера (12, 11, 10, 9 и 8-футовые), покрыты зелёным сукном. Однако на официальных соревнованиях обычно используют столы только 12 футов. На сукне нанесена разметка: срединная отметка, через которую проходит серединная линия (параллельно коротким бортам стола), делящая стол на переднюю и заднюю части. Передняя отметка (посередине передней части) и задняя отметка (посередине задней части). Через переднюю отметку (параллельно короткому борту) проведена линия дома (домом называют пространство от короткого борта до линии дома). От задней отметки к середине заднего короткого борта проведена линия выставления шаров.

Размеры столов приведены ниже в таблице. На официальных соревнованиях играют за 12-футовыми столами. Оборудование для игры и помещения для соревнований должны строго соответствовать официальным требованиям, утверждаемым Международным и Европейским комитетами по пирамиде. В этих требованиях описана масса параметров, от упругости резины, используемой для обкладки бортов, до рекомендуемых фирм-производителей сукна и шаров, от количества ламп над игровым столом, до температуры и влажности в помещении для соревнований.

Правила

Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда (пирамиды), из которых наиболее просты правила свободной пирамиды , или американки .

Свободная пирамида, или Американка

После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар. Штрафы налагаются, если игрок выбил шар со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или неправильно произвел отыгрыш . Правила отыгрыша состоят в том, что если ни один из шаров не сыгран, то после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен коснуться двух разных бортов (или, отразившись от одного борта довести другой шар до второго), либо коснуться одного борта, а затем пересечь центральную линию стола (или перекатить через неё другой шар), либо пересечь центральную линию стола, а затем коснуться одного борта (или довести другой шар до борта). В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку штрафного шара: сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим считается игрок, первым забивший восемь шаров. Полная версия официальных правил для соревнований детальнейшим образом регламентирует ещё ряд деталей (в каком случае пирамида считается правильно разбитой, как следует наносить удары и т. п.), но здесь для краткости приведены лишь самые основные особенности .

В силу относительной простоты правил, свободная пирамида, или американка, наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов «Место встречи изменить нельзя » и «Новые приключения неуловимых »).

Московская пирамида (комбинированная пирамида)

Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

Суть этого вида заключается в том, что игра ведется одним шаром. Однако отличия от Невской пирамиды (динамичная пирамида) присутствуют, причем довольно большие. Штраф - снятие соперником шара со стола и переход хода. Требования к отыгрышу - такие же как в свободной пирамиде.

Ограничений на забивание своего шара нет, как и на чужого.

Русская пирамида десятка

Правила «десятки» соответствуют общим правилам Русской пирамиды, имея при этом ниже следующие особенности.

Выигрывает игрок, сумевший забить шар № 10 при разбитии пирамиды, либо набрать 61 и более очков, либо пять шаров с последовательной нумерацией (например шары с номерами от 1 до 5 или от 2 до 6 и т. д.), либо 8 шаров.

Битком может служить только цветной шар.

Начальный удар осуществляется с любого места в доме по пирамиде, на вершине которой (1-й ряд) устанавливается шар № 10, остальные шары пирамиды могут расставляться в любом порядке по взаимному согласию игроков.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара.

Все забитые в результате начального удара шары засчитываются. Забитый при разбитии пирамиды биток для дальнейшей игры выставляется в любое место дома, а шар № 10 снимается в пользу игрока.

Перед каждым ударом, после начального, игрок обязан объявить номер забиваемого шара(ов). В случае осуществления игроком отыгрыша объявление о нём можно не озвучивать.

Объявленный шар считается засчитанным, если он и/или биток будут забиты в любую лузу. Попадание битка засчитывается в случае его касания объявленного шара и для дальнейшей игры выставляется в любое свободное место дома, а объявленный шар снимается в пользу игрока. В случае попадания и объявленного шара и битка, биток выставляется в любое место дома, при этом в пользу игрока засчитывается наименьший по номеру шар из оставшихся в игре. В случае попадания битка при объявлении более одного шара, засчитывается шар у которого было касание с битком, а в случае касания битком нескольких объявленных шаров засчитывается наименьший по номеру.

В случае непопадания любого из объявленных игроком шаров, происходит переход хода к сопернику, при этом забитые объявленные шары и/или биток от них засчитываются.

В случае попадания необъявленного шара после удара игрока, соперник получает право на удар, а также при желании может уступить это право. Если при этом были забиты объявленные шары и/или биток от них, они засчитываются. Забитый необъявленный шар выставляется в любое свободное место продольной линии (прямой отрезок между передней и задней отметками) тем из игроков, кто будет наносить следующий удар. Если при этом от забитого необъявленного шара был забит биток, биток выставляется в доме тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае неизменности положения любого из объявленных шаров после завершения удара, на игрока налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Штрафным шаром считается прицельный шар с наименьшим номером, имеющимся в игре после завершения удара, приведшего к штрафу. Если в результате такого удара были забиты прицельные шары, то они выставляются в любое свободное место продольной линии. Если в результате такого удара был забит биток, то он выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае вылета любого шара с поля в результате удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Вылетевшие и забитые прицельные шары выставляются в любое свободное место продольной линии, а вылетевший или забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае попадания битка в лузу в результате неправильного удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

Известные игроки и тренеры:

  • Евгений Сталев
  • Ярослав Тарновецкий
  • Александр Паламарь
  • Юрий Пащинский
  • Ярослав Винокур
  • Артур Пивченко
  • Никита Ливада
  • Владислав Осьминин
  • Евгений Курта
  • Каныбек Сагынбаев
  • Диана Миронова
  • Ольга Миловано
  • Афанасьева Алена
  • Анастасия Ковальчук
  • Сергей Бауров
  • Евгений Уваров
  • Василий Лазарев
  • Виктор Колосов
  • Олег Галицкий
  • Радимир Нуреев
Loading...Loading...