Нод в подготовительной группе "растения наши друзья". НОД «Царство растений: лекарственные травы

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

на тему: « Растения – наши друзья».

Составила:

Воспитатель: Данько Е.Ю

Систематизировать знания детей о растениях.

Закрепить знания детей о размножении растений.

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, умение выразить его в рисунке.

Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

Воспитывать стойкий интерес к природе.

Организационный момент.

Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Основная часть.

Ребята к нам на занятие пришёл мышонок Тим. Он хотел бы с нами поговорить, а о чём, вы узнаете, если отгадаете его загадки. (Презентация загадок о растениях).

1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

2. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

(Одуванчик)

3. Красна, сочна, душиста,

Растет низко, к земле близко.

(земляника)

4. В лесу под елкой крошка -

Только шляпка да ножка.

5. Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает

(подснежник).

Что не сеяно родится?

Молодцы, вы отгадали все загадки, а как можно сказать одним словом, о чём эти загадки? (О растениях).

Правильно. Как вы думаете, растения живые или нет? (Живые).

Объясните, почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей).

Давайте проверим по модели, и поговорим о каждом признаке живого подробнее. (Модель живых организмов).

Как растения дышат? (На нижней части листа есть устьица, невидимые глазу, через них растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород).

Расскажите, как питаются растения? (С помощью корней, которые находятся в земле и, как насос, доставляют в стебель, листья и цветы воду и питательные вещества).

Какие способы размножения растений вы знаете? (Ответы детей:

1. Семенами (гвоздика, одуванчик, календула и др.).

2. Листьями (фиалка, сансевьера).

3. Луковицами (лилии, амариллис, тюльпаны, нарциссы).

4. Черенками (бальзамин, хризантема, традесканция).

5. Детками, побегами (хлорофитум, камнеломка).

6. деление куста (пионы, флоксы, примула, фиалка).)

Физминутка-

Ребята, сейчас, мы с вами, превратимся в алые цветочки.

Наши алые цветочки выпускают лепесточки (Дети сидят на корточках, медленно встают).

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Потянулись на носочках руки вверх, широко в стороны).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Руки поднимают вверх, качают руками).

Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головой качают, тихо засыпают (Руки над головой в форме бутона, приседают, качая головой).

А сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошёл в школу». (Просмотр мультфильма).

Чем растения помогли мышонку? (Они помогли ему узнать время, так как каждое растение просыпается в своё время. Ещё растения как компас, могут указать где север и юг.)

Какие растения ещё помогают ориентироваться в лесу? (Деревья. На северной стороне деревьев больше мхов и лишайников, а на южной стороне хвойных деревьев больше выделяется смолы на стволе).

Какую ещё пользу растения оказывают людям? (Ответы детей:

1. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

4. Способствуют снятию стресса и улучшают самочувствие.

5. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.)

Молодцы. А какое насекомое вы увидели в мультфильме? (Гусеницу).

Скажите, а гусеница друг или враг растений? (Враг).

Выберите на столе карточки, на которых изображены враги растений и назовите их? (Дети отбирают карточки с изображением колорадского жука, тли, саранчи, долгоносика).

А теперь назовите друзей комнатных растений (Божья коровка, пчела, муравей, жужелица, златоглазка).

Молодцы, вы много знаете о растениях. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любое растение, которое вам больше нравиться (Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Цветы), в подарок мышонку Тиму.

Дети рисуют и дают пояснения к своим рисункам.

Елена Милушова

Тема: «Лекарственные растения-наши доктора»

Цель:

Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях.

Задачи:

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление, творческое воображение и коммуникативное общение на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.

Расширять представления детей о пользе лекарственных растений, правильно называть и узнавать их (на картинках, в сушеном виде, запаху, вкусу). Систематизировать знания детей, стимулировать интерес к природе.

Воспитывать у детей экологическую культуру, желание активно беречь и защищать природу.

Словарь: лекарственные травы; подорожник, лопух, ромашка, зверобой, душица.

Оборудование: компьютер для презентации лекарственных растений, коробки с засушенными растениями по количеству детей, воздушный шарик, конверт с письмом, карточки с правилами сбора трав, засушенные травы (зверобой, ромашка,душица и т. д)

Ход НОД.

(Дети играют. Открывается дверь и залетает воздушный шар с конвертом)

Воспитатель:

Ой, дети, что это такое? На воздушном шарике к нам прилетело письмо. Интересно, для кого оно? Здесь написано: для детей подготовительной группы детского сада «Ручеек».

Вы хотите узнать, что находится в конверте? (Да)

Тогда внимательно слушайте.

(открываю конверт и читаю письмо)

«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Пишет вам Лесовик. Мне много рассказывали про вас, что вы очень любознательные, трудолюбивые, помогаете старшим и маленьким и поэтому, я приглашаю вас в свой сказочный лес. Но попасть в лес можно только с помощью волшебной палочки, которая находится в конверте. Надо взмахнуть волшебной палочкой, закрыть глаза и произнести такое заклинание:

«Ну – ка палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

В лес волшебный отведи,

Все интересное детям покажи»

(Под фонограмму "Звуки леса" дети идут друг за другом, делая массаж спины впереди идущему, останавливаются и произносят волшебное заклинание.)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в сказочном лесу.

(на полке лежат засушенные растения)

Посмотрите, как много здесь интересного! (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”.

Как вы понимаете эти слова? (размышления детей).

Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. Сыздавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны!

Воспитатель: Давайте мы их внимательно рассмотрим

(презентация лекарственных трав)

(показ картинки подорожника)

Как вы думаете, как называется это растение? -Правильно, подорожник.

А где его можно встретить?

Да дети, подорожник можно встретить и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего растёт возле дорог. Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей).

Какие листья у подорожника?

Правильно, дети, листья у подорожника плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что?

Правильно, семена.

Почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

Как вы думаете, что можно лечить подорожником?

Все верно дети, при порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу еще одно растение. Я уверена, вы его узнаете (показ картинки лопуха).

Что это за растение? (лопух).

Правильно, это обыкновенный лопух.

А где можно встретить его? (ответы детей)

Мы его встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

Давайте его рассмотрим.

Дети, скажите какой стебель у лопуха?

Правильно дети, у лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками.

А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух медоносом. Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям.

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит лопух? (ответы детей)

Правильно дети, если вы поранитесь – приложите лопух к ранке, то она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А сейчас мы отдохнем.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Зверобой, душица, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Правильно, ромашка.

А как вы догадались? (ответы детей)

Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей).

Верно дети, ромашка промоет ранку, поможет больному животику.

-Воспитатель: (показ растения зверобой)

Как называется это растение? (ответы детей)

– Правильно, это растение называют зверобой.

Как вы думаете почему? (предположения детей)

Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение.

Какой стебель у зверобоя?

Правильно, дети, стебель у зверобоя прямой, ветвистый, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы, что вы видите? (ответы детей).

Да, они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа.

Где растет это растение?

Дети, растение зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? (ответы детей)

Правильно, дети, недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы)

Правильно, душица.

Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.

Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)

Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.

Как вы думаете, чем полезна душица?

Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

А теперь мы с вами поиграем.

Игра «Определи по запаху»

Ребята, у вас в коробочках лежат засушенные растения. По запаху вы должны отгадать названия растений. (дети нюхают коробочки, не заглядывая в них)

Как вы думаете, какие растения лежат в коробочках?

Правильно, в одной коробочке лежит зверобой, в другой душица, а в третьей - ромашка.

Воспитатель: Дети, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? (ответы детей).

Да, вы правы, собирание лечебных, целебных трав целая наука. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Правила поведения при сборе лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений

2. Нельзя собирать растения возле железных дорог

3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду

4. Нельзя пробовать растения на вкус

5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог

6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду

7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно

8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

(Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило)

Воспитатель: Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи, и мы с вами сегодня из трав приготовим целебный напиток «Здоровье»

(Заваривание чая из сушенных растений зверобоя и душицы, чаепитие )

Воспитатель: Молодцы, дети! За то, что вы так много знаете, Лесовичок оставил для вас книгу, которая называется «Лекарственные растения» . Из нее вы узнаете еще больше полезных трав, узнаете, где и как их применять. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад..

(Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети закрывают глаза, произносят заклинание)

«Ну – ка, палочка, кружись,

Побыстрее торопись.

Задержалась детвора

В детский сад спешить пора»

Воспитатель: Дети, вот мы с вами опять в своем любимом садике.

Что больше всего вам понравилось?

Молодцы, я вами очень довольна.

(Сюжетно-ролевая игра в "Аптеку")

Литература:

1. Л. В Пастушенков «Лекарственные растения и их использование в народной медицине и быту»

2. Л. А. Скляровский «Лекарственные растения в быту»

3. Л. И. Грехова «В союзе с природой»

Задачи: Закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях. Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения. Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, герань, хлорофитум, лавр). Познакомить и исследовать их лечебные свойства. Развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: разрезные картинки с лекарственными травами, комнатные растения (алоэ, лавр, герань, хлорофитум), мультимедийная презентация, картинки с комнатными растениями на каждого ребенка, ободки - растения.

Ход занятия:

Здравствуйте! - мы скажем педагогам.
Здравствуйте! - услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
А здоровыми мы будем много лет!

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток болезнь излечить.

Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)

О каких друзьях говорится в стихотворении? (О лекарственных травах).

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.

С некоторыми из них мы с вами знакомы, давайте вспомним их. У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас вы их соберете и назовете.

Дидактическая игра «Собери растение»

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых. (На детей одевают ободки)

Сейчас растения сами расскажут о себе.

1. Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2. А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3. А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

4. А я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5. А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

6. Это - мята

На запах приятна,

С ней чай попьешь-

Спокойно - заснешь.

7. Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает, его дети даже знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека!

8.Календула

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают

Кто же их не знает.

Д\и «Определи растение по запаху».

Ребята, а у меня есть несколько коробочек с ароматами трав. Попробуем по запаху отгадать, где какая находится.

Но не надо забывать, что лекарственные травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах.

Физминутка «Цветы»

1,2,3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством?

Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок - алоэ , или попросту, столетник.

Как вы думаете почему? (Ответы детей)

На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

Ребята, у нас ещё одно интересное растение и называется оно - герань душистая . Этот цветок украсит любое окно. Посмотрите, какие красивые у герани листочки: они все ажурные, светло-зелёного цвета. Его листья очень приятно пахнут лимоном. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Вещества, содержащиеся в герани, подавляют болезнетворные микробы. Там, где растёт герань, люди меньше болеют. Кстати, её запах не переносят моль и комары. Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, то ухо перестаёт болеть.

Но есть ещё отрицательное свойство герани: его нельзя ставить в спальне т.к. растение выделяет вещества, которые могут вызвать головную боль.

Давайте рассмотрим следующий цветок. Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые. Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Это лавр благородный.

Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд. Он является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме - когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения -хлорофитум. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за сутки этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Д/и «Кто быстрее найдет растение».

Ребята, мы сегодня говорили о множестве лекарственных растений, не забыли и про комнатных лекарей, которые помогают нам сохранить и поправить наше здоровье. А как мы можем о них позаботиться, чтобы они были здоровы. (Ответы детей: рыхление почвы, полив, подкормка, протирание листочков от пыли).

Мы хотим, чтобы в нашей группе был свежий и чистый воздух? (ответы детей). Тогда смотрите, у меня есть небольшой отросток растения хлорофитум и все необходимое для его посадки.

Посадка растения.

А сейчас, я предлагаю вам раскрасить хлорофитум. (Раздаются раскраски).

Знакомство с лекарственными растениями.

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Демонстрационный материал:

Гербарий, засушенные цветы липы, мёд, фотографии лекарственных растений.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

Растения.

Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

Деревья, цветы и кустарники.

Людям нужны растения?

Для чего?

Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.

2.Основная часть.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. -- -Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку. Кто найдёт поднимет руку.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок

белые реснички (ромашка).

Кто нашёл это растение?

Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

Воротник золотой

На нас смотрит с добротой!

Послушайте следующую загадку.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

Кто нашёл эту картинку?

Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Мы с вами поближе познакомились с двумя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений». (все дети встают вокруг меня в круг).

Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями? (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить липовый чай.

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..

Loading...Loading...