Федеративные государства европы. Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство. Мексиканские Соединённые Штаты

Федеративное государство — это наиболее важная тема в обществознании, которую надо серьезно изучать. Да что там в обществознании, в вузах эту тему изучают от семестра до года! Поэтому неудивительно, что я не смогу вам тут дать полный обзор темы. Между тем, важные принципы федерализма, как принципа государственно-территориального деления государства мы сможем вам разъяснить кратко и понятно, чтобы вы сдали егэ на максимальный балл.

Понятие

Федеративное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором сосуществуют два уровня власти: федеральный и местный, и государство при этом делится на субъекты, которые имеют самостоятельность в области внутренней политики на своей территории.

Вот такое довольно мудреное определение. На самом же деле, все довольно просто: государство делится не просто на административно-территориальные единицы, а на субъекты, которые могут принимать свои законы, не противоречащие Конституции.

Федеративное государство обычно имеет такие признаки:

Дублирование субъектами федеральных органов власти, или по-научному — двухуровневая система органов власти: на федеральный уровень и местный. Что это означает? Например, есть вот у нас парламент — Федеральное собрание, которое принимает законы на Федеральном уровне. А в каком-нибудь Новосибирске есть свое Законодательное собрание, которое принимает законы по Новосибирской области. Более того, в составе федерации могут быть даже республики, со своей конституцией, которая, понятно, не может противоречить государственной Конституции.

Двухпалатный парламент, одна палата которого формируется путем прямых выборов, а другая формируется из представителей субъектов. В России Федеральное собрание состоит из Госдумы, нижней палаты, и Совета Федерации, верхней.

Финансовая зависимость субъектов от федеральных властей. Потому что федеральный бюджет распределяет средства на федеральные нужды, например на зарплаты работников государственных школ, или иных государственных органов и служб.

Понятно, что суверенитет не признается за субъектами. Это попросту невозможно. Также можно сказать, что федеративное государство — это государство, в котором осуществляется принцип федерализма. В них входит:

  • Государственная целостность Российской Федерации. Все интересы федерации представляют федеральные органы власти и их представители.
  • Равноправие и самоопределение народов РФ. То есть никто не может быть дискриминирован на основании принадлежности того или иного этноса. К примеру, приходят устраиваться на работу русский и калмык, так вот на работу должны принять того претендента, у кого лучше квафиликация, а не по принципу принадлежности к тому или иному народу.
  • Равноправие субъектов. Тут понятно, что все они равны, например, в плане дотаций из бюджета. Хотя на деле, больше всего денег оседает в Москве и Петербурге.
  • Единство системы органов власти.
  • Разграничение функций между федеральным уровнем власти и местным. Кстати, именно это разграничение частенько проверяется в тестах егэ по обществознанию.

Понятно, что все федерации разные. К примеру, США возникли «снизу», когда все штаты достигли договоренности жить в одном государстве и все они участвовали в выработке конституции. В России же решение о том, что она будет федерацией было принято на самом верху. Там же была выработана современная конституция, которая и была принята на референдуме в декабре 1993 года всенародным голосованием.

А вообще сравнение разных стран — тема отдельной статьи. От себя хочу сказать, что наиболее полно эта тема раскрыта в видеоуроках и на вебинарах . Так что добро пожаловать.

С уважением, Андрей Пучков

Федерации — это такие страны, которые поделены на отдельные административно-территориальные единицы, каждая из которых имеет юридическую и политическую самостоятельность, сама выбирает себе главу, но при этом подчиняется единому центру.

Основные признаки федеративного устройства

  • Территория государства разделена на отдельные самостоятельные административные единицы. Называются они по-разному: штаты, кантоны, республики.
  • Верховная власть принадлежит исключительно центру. Взаимоотношения между подчиненными территориями устанавливаются конституцией.
  • Административное устройство построено таким образом, что несмотря на то, что существуют общегосударственные органы судебной, законодательной и исполнительной власти, точно так же устроена власть и в каждой республике. Штат может принять свою конституцию.
  • Федеративные страны Зарубежной Европы имеют двухпалатную структуру парламента. Первая палата представляет общегосударственные интересы и население выбирает в нее депутатов из всей страны. А вторая – состоит из представителей республик. Задача депутатов нижней палаты защищать интересы представляемых территорий.

Страны Зарубежной Европы с федеративным административно территориальным делением

Всего в Европе существует пять стран с такой государственной формой. Рассмотрим их список:

  • Германия;
  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Швейцария;
  • Испания.

Государственное устройство Германии

Германия — это классический образец федерации. Земли, входящие в состав, – не просто провинции, а отдельные небольшие государства со своей конституцией, строго соблюдающие принципы демократии. В землях Германии есть выборные органы – ландтаги, представляющие собой власть.

Рис.1. Административное деление Германии

Согласно закону, главой государства являться федеральный президент. Основная его функция – выбрать и представить парламенту премьер-министра. Он называется канцлер. Именно в руках канцлера сосредоточена вся власть в Германии. Он представляет интересы страны на международном уровне, управляет нижней и верхней палатой. Таким образом, президент хоть и высший чиновник, но управляет страной премьер-министр. Уже 12 лет должность федерального канцлера Германии занимает женщина – Ангела Меркель.

Государственное устройство Австрии

Австрия – демократическая федеративная республика. Это означает, что основная власть принадлежит народу Австрии, который выбирает президента и парламент. Территориально Австрия поделена на 9 округов. Федерацией стала в 1955 году, хотя конституция была принята намного раньше в 1920 и с тех пор существенных изменений в ней не было. Главой является президент.

Государственное устройство Бельгии

Бельгия хоть и федеративная республика, но ее строй очень интересный. Она является конституционной парламентской монархией. Это означает, что на ряду с выборными органами (парламентом) страной управляет наследник династии. Монарх — это правитель, власть которого очень ограничена. Страна поделена на 10 провинций.

Рис.2. Административное деление Бельгии

Народ очень любит своего монарха и называет его “Король бельгийцев”. С 2013 года престол занимает Филипп Леопольд Людовик Мария. В его основные полномочия входит назначение премьер-министра (фактического главу государства), назначение 14 министров. Семеро их них должны свободно владеть французским языком, остальные – нидерландским.

Государственное устройство Швейцарии

Швейцария – очень маленькая, но очень сильная страна. Ее территория была нерушима с конца 17 века. Кроме того, это единственное в Европе государство, не тронутое во времена Первой и Второй мировых воен. Сейчас в Швейцарии 20 кантонов – так называются административные единицы. Все вопросы по благоустройству и жизни людей решаются на местах. Федеральные органы отвечают за проблемы глобального масштаба: война и мир, финансовый бюджет страны, транспортное сообщение.

Рис.3. Политическая карта Швейцарии

Государственное устройство Испании

Испания имеет уникальную историю. После смерти диктатора Франко в 1975 году, власть вернулась к наследному монарху, который объявил о начале демократического устоя. Форма правления так и сохранилась: конституционная монархия. Большинство полномочий сосредоточено в руках парламента, но король остается главой государства и представляет Испанию на международном уровне.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Страны Зарубежной Европы с федеративным устройством — это Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария и Испания. В Бельгии и Испании есть свой монарх, который принимает решение о назначении главы правительства. В Германии вся власть сосредоточена в руках федерального канцлера. Австрией и Швейцарией управляет президент.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 221.

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

Вконтакте

Федеративное государство и его признаки

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом . Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

Государства Северной и Южной Америки:

  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство, в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав РФ входит 83 субъекта , которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Федеративное – это сложное комплексное государство, состоящее из двух и более государственных образований или полноценных государств, которые называются субъектами . Они не имеют единого названия и в каждой отдельной федерации могут именоваться по-разному. Например, земли, области, штаты, кантоны и т.д.

При объединении все члены федерации формируют совершенно новое государство, и некоторые собственные властные полномочия передают общим федеральным органам власти. При этом ограничивается суверенитет самих элементов федерации.

Разделение полномочий между органами власти самой федерации и ее субъектами фиксируется в специальном договоре (федеративном договоре) или в конституции. Получается, что в федерации имеется две системы органов государственной власти: , которые имеют права самостоятельно решать и разбирать оставшиеся в их ведении вопросы, а также федеральные, чьи решения распространяются на всех членов федерации.

Законы в федеративном государстве также делятся на два вида. Первый – федеральные, обязательные для выполнения всеми субъектами. Второй – законы членов федерации, функционирующие лишь на территории того субъекта, органами которого они были приняты. При этом крайне важно, чтобы законы субъектов полностью соответствовали законам федерации и не входили с ними в конфликт и никоим образом не противоречили. Высшим законом в конституция, и все остальные законы формируются на ее основе.

Для федерации характерно наличие единой валюты, но двойного гражданства, поскольку гражданин субъекта федерации также является и гражданином всей федерации в целом.

В стандартной и типичной федерации все ее субъекты имеют одинаковые права, а также лишены возможности самостоятельно принимать решение о выходе из союза.

Современные федеративные государства

На сегодняшний день имеется 25 федеративных государств, которые располагаются в различных частях земного шара.

Федеративные государства Азии: Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Мьянма, Индия, Ирак.

Федеративные государства Европы: Австрия, Босния и Герцеговина, Бельгия, Россия, Германия, Швейцария.

Федеративные государства Африки: Судан, Союз Коморы, Эфиопия, Нигерия.

Федеративные государства Австралии и Океании: Австралия, Микронезия.

Федеративные государства Америки: Аргентина, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Бразилия, Федерация Сент-Кристофер и Невис.

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федерация, как уже упоминалось выше, - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью.

2.1 Современные федерации и их субъекты

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации. Современные федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия).

Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.

При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения).

И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 от каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по системе пропорционального представительства. В сенате США, палате, выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Loading...Loading...