Проверка обществом защиты прав потребителей. Проверки деятельности предприятия проверки экологов, общества защиты прав потребителей, инспекции роструд и рао

Потребители бывают разные: как вежливые, так и скандальные. И если с первыми, как правило, проблем не возникает, то вторые могут значительным образом подпортить предпринимателю настроение и даже репутацию. Если по какой-либо причине покупателя или потребителя не устраивает предоставленная услуга или купленный товар, он может подать жалобу в общество защиты прав потребителей. Данные организации занимаются непосредственно защитой потребителей и следят за соблюдением их прав. Если при осуществлении контроля общество защиты прав потребителей обнаруживает какие-либо нарушения, они принимают необходимые меры. Понятие «общества защиты прав потребителей» их права, обязанности и функции раскрываются в законе «О защите прав потребителей» (Глава IV).

После того, как общество защиты прав потребителей получает от потребителя жалобу, оно направляет предпринимателю уведомление о грядущей проверке. На вопрос о том, что проверяют защита прав потребителей обычно отвечает следующим образом: уголок потребителей. В уголке потребителей на видном месте должны находиться правоустанавливающие документы, а также книга отзывов и предложений. Стоит отметить, что общества защиты прав потребителей обладают большим количеством прав.

Итак, общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей, имеют право на проведение независимой экспертизы качества и безопасности услуг и товаров, а также могут проверять соответствие потребительских свойств товаров заявленной информации о них. Согласно уставным документам, они вправе заниматься разработкой требований к товарам и услугам. Более того, они имеют право направлять предложения об изменении законов и нормативных правовых документов РФ и о улучшении качества товаров и услуг в федеральные органы исполнительной власти, а также предлагать отозвать товары с внутреннего рынка. Внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, которые предоставляют товары и услуги, не соответствующие требованиям и нарушающие законы и нормативные акты Российской Федерации, также являются правом данных организаций.

Стоит перечислить те документы, которые общества защиты прав потребителей ни в коем случае не имеют права требовать у проверяемой организации. К таким документам относятся: трудовые договоры, медицинские книжки, документы об образовании работников и др.

Чтобы не попасться на удочку мошенников, выдающих себя за представителей общества защиты прав потребителей, будьте предельно внимательны: требуйте у его представителя удостоверение и паспорт. Убедитесь, что организация, на которую ссылается ее «представитель», действительно существует.

Таким образом, наиболее безопасным для предпринимателя вариантом в ситуации защиты прав потребителей являются превентивные меры. Проще всего постараться предотвратить возникновение жалоб потребителей, чтобы не волноваться по поводу проверок и других неприятных последствий.

Помимо основных и наиболее распространенных видов проверок налоговиков, инспекторов пожарной службы, полиции и Роспотребнадзора существуют и чуть менее распространенные виды проверок, о которых будет сказано ниже.

1. Проверки экологов

Проверкой соблюдения действующего экологического законодательства РФ занимаются чиновники Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, поскольку платить экологические сборы сегодня обязаны абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, для тех бизнесменов, которые их не платят или не знают о необходимости уплачивать экологические сборы, довольно неожиданным и неприятным станет визит экологов.

В основном сотрудники Ростехнадзора посещают крупные производственные предприятия, но это не означает, что к их приходу не должны быть готовы обычные офисы.

Что проверяют

В первую очередь чиновники Ростехнадзора проверяют соблюдение общих экологических норм, следят за уровнем выбросов, а также проверяют порядок утилизации отходов.

Помимо основных задач, возложенных на сотрудников Федеральной Службы, они должны проверять своевременную и в полном объеме уплату экологических сборов.

Как часто

Плановые проверки предпринимателей сотрудники Ростехнадзора могут проводить не чаще чем один раз в два года, за исключением субъектов малого бизнеса, которые проверяются только через три года после их государственной регистрации.

Кого проверяют

В первую очередь в список кандидатов на плановые проверки попадают предприятия, потенциально опасные с точки зрения экологии. Проведение внеплановых проверок возможно только в случае поступления в Федеральную Службу по надзору соответствующей жалобы.

2.Проверки Роструда

Ревизоры Федеральной Службы по труду и занятости проводят плановые и внеплановые поверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соблюдение действующего трудового законодательства РФ. Наиболее распространенным основанием для проведения внеплановой трудовой проверки ревизорами Роструда является жалоба, поступившая от гражданина - бывшего или настоящего сотрудника предприятия.

Что проверяют

Инспекторы Федеральной Службы по труду проверяют трудовые договора и трудовые книжки; штатное расписание и табели учета рабочего времени, а также график отпусков и другие документы, количество которых достигает пяти десятков.

Как часто

Поскольку действующее трудовое законодательство РФ не обязывает Роструд предупреждать организацию о внеплановых проверках, то их количество не может быть ограничено. Неудивительно, что основной массив проверок сотрудниками Федеральной Службы по труду - это внеплановые проверки.

В свою очередь о проведении плановой проверке, которая проводится один раз в два года, проверяемая организация должна быть предупреждена как минимум за один месяц, за исключением субъектов малого бизнеса, которые могут быть проверены только через три года после их государственной регистрации. Помимо плановых и внеплановых проверок, сотрудники Роструда могут осуществлять контрольные ревизии, в ходе которых инспекторы проверяют, устранены ли нарушения, выявленные ранее.

3.Проверки Российского авторского общества (РАО)

Российское авторское общество или РАО представляет собой некоммерческую общественную организацию, объединяющую различных авторов, создающих музыкальные произведения. Следовательно, РАО следит за исполнением Федерального Закона «Об авторском праве и смежных правах» и занимается сбором отчислений в авторский фонд.

Что проверяют

Как правило, инспекторы авторского общества проверяют организации, где звучит музыка, к которым относятся всевозможные кафе и рестораны, магазины и фитнес-центры и т.п. заведения. Большая часть бизнесменов не знает, что, к примеру, включив в торговом зале музыкальный центр, они уже обязаны заплатить за это соответствующее отчисление в авторский фонд. В целом, главной задачей сотрудников РАО является не наказание предпринимателей, а заключение с ними договора, дающего право на использование произведений авторов.

Как часто

4. Что проверяет Общество защиты прав потребителей

Общество по защите прав потребителей является общественной организацией и проверяет предприятия розничной торговли и сферы услуг. Как правило, ревизии подвергается качество и сроки реализации товаров; наличие обязательных сертификатов и информационных стендов, а также правильность ценообразования и многое другое. При этом, Общество по защите прав потребителей может проводить свои проверки исключительно в торговых залах, следовательно, у проверяющих инспекторов отсутствует право заходить в подсобные, фасовочные и складские помещения.

Как часто

Не имея ограничений на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ревизоры Общественных организаций по защите прав потребителей осуществляют их в любое время. И это главное отличие от проверок государственных служб и ведомств. Однако, самым распространенным основанием для проведения проверки выступает поступление жалобы от потребителей, что в свою очередь не запрещает представителям Общества приходить с проверками по личной инициативе.

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.
Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 "Правил продажи отдельных видов товаров…" (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри "Полезно знать - 2". Смотри в статье: «К Вам подошли с проверкой. Общие рекомендации.»
Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, немного о правах покупателей.

Права покупателей установлены "Правилами продажи отдельных видов товаров …", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ "О защите прав потребителей".

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ (в произвольном порядке)
1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3. Покупатель имеет право получить информацию:
об изготовителе товара;
. о соответствии товара тем или иным стандартам;
. о потребительских свойствах товара;
. о правилах безопасного пользования товаром;
. о гарантийном сроке на товар;
. о сроке службы и сроке годности товара;
. о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства.
Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества.
Это:
. товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
. предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
. парфюмерно-косметические товары;
. текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
. швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
. изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
. товары бытовой химии;
. мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
. изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
. автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
. технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7. Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка.
Однако, данное требование не распространяется на купленные:

Автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
. мебель;
. электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
10. Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;
11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.
30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
. Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
. изымать какие-либо документы или товар;
. проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
. давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
. давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
. производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктами "Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций", утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.
Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.
32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя- по другую сторону прилавка!

Для закрепления материала, изложенного в разделе 7, рассмотрим нижеприведённый пример.
________________________________________
Пример № 3
Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) торгует на выносном лотке продуктами питания. Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет. Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю. Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл контрольную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара. Л.П.:
- Здравствуйте, уважаемый (правило 1). Предъявите, пожалуйста ваши документы (правило 2).
Л.П. выясняет, что некто - это председатель общества защиты прав потребителей Суриков Илья Кантемирович (далее С.), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место (правило 2).
Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз С. является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять контрольные закупки не имеют права, значит, действия С. незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.
Л.Н. сообщает об этом С.:
- Уважаемый господин С., в соответствие с Правилами торговли вы не имеете права осуществлять контрольную закупку. Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду.
С. злиться и убегает. Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника милиции. Сотрудник милиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны С. Л.Н.:
- Добрый день (правило 1). Извините, товарищ милиционер, но предъявите пожалуйста ваше удостоверение (правило 2)..
Сотрудник милиции предъявляет удостоверение. Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём. Л.Н.:
- Извините, уважаемый товарищ милиционер, какие правила торговли я нарушила?
Сотрудник милиции в своём ответе ссылается на показания С., т.е. милиционер никаких нарушений ЛИЧНО не заметил.
Л.Н. понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник милиции, С. только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами милиции.
Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник милиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь направление на проверку.
(Далее см. пример № 2 в «Проверка органами милиции (не ОБЭП) Часть 2» ).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ СЕРИИ СЛЕДУЕТ.

В последнее время к когорте проверяющих присоединились так называемые общественные организации по защите прав потребителей. Их представители «прочесывают» фирмы, работающие с населением. Есть ли способы усмирить ревизоров «из народа».

Для начала выясним, с кем имеем дело. Общественные проверки проводят некоммерческие организации (НКО), то есть «группы единомышленников», объединенные общими целями, отраженными в уставе. Жизнедеятельность таких объединений, порядок их создания, ликвидации, права и обязанности регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

Специфика общественных организаций по защите прав потребителей заключается в том, что они стоят на страже интересов простых граждан, которые изо дня в день покупают товары и пользуются услугами различных компаний. Объединения добровольно инспектируют торговые точки и отстаивают права населения. Но, к сожалению, среди таких контор встречаются те, что созданы исключительно для мошенничества, их сотрудники заняты не наведением порядка в сфере услуг, а совершенно другим делом – они просто вымогают деньги с коммерсантов.

Пришла проверка

Статья 45 Закона «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 предоставляет общественным объединениям достаточно широкие полномочия. В частности, они имеют право проводить независимую экспертизу товаров, работ и услуг, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства и, при обнаружении нарушений, передавать эту информацию в компетентные органы.

На практике визит недобросовестных ревизоров выглядит следующим образом: представители НКО, появившись в торговой точке, проводят проверку и составляют акт о выявленных нарушениях. В ход идут любые мелкие погрешности: на товаре отклеился ценник или у продавца нет бейджика. Затем такие общественники тонко намекают на то, что составленный документ может не пойти по инстанциям, если предприниматель пожертвует определенную сумму на нужды некоммерческого объединения. За это члены организации готовы прийти еще раз и бесплатно проинспектировать правильность ведения торговли.

Исход ситуации зависит от выдержки продавца или администратора. Кто-то, напуганный и без того бесчисленными проверками государственных органов, отдаст деньги, только увидев удостоверение (если оно предъявлялось, конечно) и акт. Однако делать этого не следует. Действия общественников, которые требуют денег, расцениваются как вымогательство, и лучшее средство от таких визитеров – диктофон рядом с прилавком или включенная видеокамера, которыми в последнее время оборудуют даже достаточно небольшие торговые точки. Получив необходимые доказательства, можно испробовать против недобросовестных общественников их же приемы – отнести полученный материал в полицию и прокуратуру. И привлечь контролеров к ответу. Вряд ли у них появится желание снова инспектировать торговую точку, в которой дали такой отпор.

Право или злоупотребление?

Если опираться на букву закона, у некоммерческих организаций по защите прав потребителей действительно есть право проведения «общественного контроля». Но детально регламентировать этот процесс чиновники не стали. Получается, что при проведении ревизии государственными органами права предпринимателей хоть как-то защищены: есть документы, ограничивающие деятельность инспекторов. А для общественников нет нормативных актов, регламентирующих их деятельность. Поэтому они сами устанавливают правила проведения проверок. Сложность заключается еще и в том, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на НКО не распространяется. Поэтому бизнесменам практически невозможно доказать, что при проверках общественников права предпринимателя были нарушены.

Единственное, чем может воспользоваться коммерсант для «усмирения» недобросовестных общественных ревизоров, так это нормой, которая гласит, что при проведении проверки они имеют ровно те же права, что и обычный покупатель. Если обратиться все к тому же Закону «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, то статья 45 говорит о том, что объединения не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов) выполнение действия и представление документов, которые не в праве получить обычный покупатель.

К сожалению, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обратив свое внимание на деятельность общественников в 2005 году (Письмо от 29 июня 2005 года № 0 100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей»), больше не возвращалась к этому вопросу. Но единственный документ, посвященный работе объединений, гласит, что ревизоры не вправе проверять: трудовые и медицинские книжки сотрудников, их документы об образовании, заключения санитарно-эпидемиологической службы и Госпожнадзора, правильность применения контрольно-кассовых машин, наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Способы борьбы

Однако, даже с учетом этих ограничений, полномочия общественников достаточно широки. Они могут проверить соблюдение правил торговли, правильность оформления вывески, ценников, необходимую информацию в уголке потребителя, сертификаты, маркировку и сроки годности товаров, лицензии (если есть). Но все эти действия должны быть ограничены торговым залом, и коммерсанты не обязаны пускать контролеров в административные помещения и предъявлять все бухгалтерские документы.

Встретив таких незваных гостей, сначала надо подтвердить их статус, запросив устав (проверьте уставные цели, место и дату регистрации), и наличие полномочий на проверку вашей компании, а так же удостоверяющие личность документы.

По итогам контроля общественники составляют акт. Официально установленной формы этого документа нет, но, как правило, в нем указывается: кто, когда и где провел проверку и какие нарушения были обнаружены, со ссылками на конкретную статью закона. После чего бумага подписывается обеими сторонами. Заметим, что даже если вы откажетесь поставить автограф, по сути это ничего не изменит. Поэтому лучше указать «с актом не согласен», расшифровывать не обязательно.

Длительность проверки и ее периодичность законом не установлены. Поэтому не удивляйтесь, если непрошеные гости спустя неделю снова появятся на пороге организации.

Последний козырь

Довольно часто, не договорившись «на месте», контролеры подают исковое заявление в суд «в интересах неопределенного круга потребителей». Заметим, что несмотря на то, что обе стороны спора - юридические лица, иск подается и рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитраже.

Помимо требований об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверки и зафиксированных в акте, общественники просят возместить судебные расходы на представителя. Сумма может быть различна – от одной до пятидесяти тысяч.

Чтобы облегчить отстаивание своей позиции в суде, лучше предъявить общественникам все требуемые документы на стадии проверки или сразу после нее. Можно отправить по почте бумаги, доказывающие, что обнаруженные нарушения устранены. Сделать это лучше, оформив опись вложения, чтобы иметь на руках доказательства того, что выявленные недочеты на момент подачи иска отсутствуют, поэтому и предмета разбирательства как такового нет.


Проверка Обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.
Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 "Правил продажи отдельных видов товаров…" (Правил торговли), утвержденных постановлением Прави-тельства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри "Полезно знать - 2".
Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, немного о правах покупателей.
Права покупателей установлены "Правилами продажи отдельных видов товаров …", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ "О защите прав потребителей".

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ

1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим об-разом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3. Покупатель имеет право получить информацию:

об изготовителе товара;
о соответствии товара тем или иным стандартам;
о потребительских свойствах товара;
о правилах безопасного пользования товаром;
о гарантийном сроке на товар;
о сроке службы и сроке годности товара;
о цене и условиях приобретения товара.

Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.
4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обме-нять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и по-требительские свойства. Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества. Это:

Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
парфюмерно-косметические товары;
текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки про-дукции);
товары бытовой химии;
мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7. Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка. Однако, данное требование не распространяется на купленные:

Автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
мебель;
электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
10. Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;
11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.

30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:

изымать какие-либо документы или товар;
проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1.8 "Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций", утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:
"Внеплановые проверки проводятся органами государственной метрологической службы по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмот-рению самого органа государственной метрологической службы".
Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.

32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.
Место покупателя- по другую сторону прилавка!


Для закрепления материала, изложенного в разделе 7, рассмотрим нижеприведённый пример.

Пример № 3

Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) торгует на выносном лотке продуктами питания. Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет. Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю. Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл контрольную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара. Л.П.:
- Здравствуйте, уважаемый (правило 1 ). Предъявите, пожалуйста ваши документы (правило 2 ).
Л.П. выясняет, что некто - это председатель общества защиты прав потребителей Суриков Илья Кантемирович (далее С.), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место (правило 2 ).
Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз С. является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять контрольные закупки не имеют права, значит, действия С. незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.
Л.Н. сообщает об этом С.:
- Уважаемый господин С., в соответствие с Правилами торговли вы не имеете права осуществлять контрольную закупку. Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду.
С. злиться и убегает. Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника милиции. Сотрудник милиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны С. Л.Н.:
- Добрый день (правило 1 ). Извините, товарищ милиционер, но предъявите пожалуйста ваше удостоверение (правило 2 )..
Сотрудник милиции предъявляет удостоверение. Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём. Л.Н.:
- Извините, уважаемый товарищ милиционер, какие правила торговли я нарушила?
Сотрудник милиции в своём ответе ссылается на показания С., т.е. милиционер никаких нарушений ЛИЧНО не заметил.
Л.Н. понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник милиции, С. только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами милиции.
Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник милиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь направление на проверку (далее см. пример № 2 ).

Loading...Loading...