Политический (государственный) режим и его виды. Антидемократические режимы: понятие и виды Антидемократическая система политического властвования

Антидемократический режим имеет следующие признаки: - Во - первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности.

Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный. Авторитарный режим. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Выделяют 2 определения авторитаризма. Авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран.

К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении.

Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием.

Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей; Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии.

Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т.д.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному ) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. "В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма. " Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 97

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти. Исторически понятие "тоталитарное государство" появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.

Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном.

На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, "красных кхмеров" в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, самодержавия в России, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Эмомали Рахмона в Таджикистане, Ислама Каримова в Узбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др.

Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше). Вместе с тем, подобное применение понятия "тоталитаризм" продолжает вызывать критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

В своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить "новое общество"). Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Централизованное планирование экономики. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения. Приверженность экспансионизму. Административный контроль над отправлением правосудия. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 63

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

Совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Антидемократический режим - такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

  • 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;
  • 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);
  • 3. Огосударствление всех общественных организаций;
  • 4. Личность лишена каких-либо прав;
  • 5. Реально действует примат государства над правом;
  • 6. Наличие милитаризация общественной жизни;
  • 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;
  • 8. Наличие цензуры;
  • 9. Отсутствие политического плюрализма .

Антидемократический режим бывает:

  • авторитарный - разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;
  • тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

Авторитарный политический режим и его особенности.

Авторитаризм - это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

Можно утверждать, что наиболее существенными чертами авторитаризма как политического режима являются три:

Во-первых, концентрация власти в руках одного лица или одной ветви этой власти;

Во-вторых, существенное снижение роли представительных органов власти;

В-третьих, сведение к минимуму роли оппозиции и автономии различных политических систем, резкое свертывание различных демократических процедур (политических дебатов, массовых митингов и т. д.).


Авторитаризм большинством населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или по крайней мере без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс. Именно вследствие массовой поддержки тоталитаризм в научной литературе иногда правомерно называют диктатурой массовых движений.

Также важное методологическое значение имеет и социологически правильное решение вопроса: каков тот объективный критерий, с помощью которого можно утверждать, что в данной стране уже утвердился авторитаризм или же он в ней уже разрушен. Принципиальная важность этой проблемы определяется многими практическими и теоретическими причинами. Ведь на основе того, что в отдельных странах есть черты, характерные для сложившегося авторитаризма, нельзя считать такой режим авторитарным в целом.

Необходимо отбросить любые попытки считать авторитарными политические режимы, где налицо антидемократические черты, сходные или аналогичные тем, которые имеют место при сложившемся тоталитаризме (массовые репрессии, террор), без должной полноты и необходимой внутренней связи этих черт. Не только неверно, но и методологически вредно называть авторитаризмом политические режимы далекого прошлого, режимы, выросшие в своих исторических условиях, а не на почве обстоятельств XX в. - колыбели авторитаризма

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА "

(НОУ ВПО ЗУИЭП )

Факультет юридический

Направление: "Юриспруденция"

Кафедра правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина : Теория государства и права

ТЕМА : " Антидемократические режимы "

Руководитель: Аристов Е.В.

Выполнил: Фатыхов А.Р.

Пермь, 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава 1 . Понятие политического режима
  • 1.1 Сущность политического режима
  • 1.2 Характеристика антидемократического политического режима, его особенности
  • Глава 2 . Тоталитаризм, его виды
  • 2.1 Определение, характеристика режима
  • 2.2 Коммунизм
  • 2.3 Фашизм
  • 2 .4 Национал-социализм
  • Глава 3 . Авторитаризм, его виды
  • 3.2 Абсолютистские монархии
  • 3.3 Режимы олигархического типа
  • 3.4 Гегемонистский авторитаризм
  • 3.5 Страны "Социалистической ориентации"
  • 3.6 Военные режимы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена современной политической обстановкой. В наше время очень часто говорят о демократии. И, если рассматривать всю историю человечества, то можно сказать, что вся история - это борьба народов за демократические позиции. Всё время происходили войны, перевороты, революции, конфликты в борьбе за свободу. И, чтобы понять саму суть демократического режима, необходимо осознать корни антидемократической власти, попытаться взглянуть в прошлое и настоящее, чтобы сделать правильные выводы для нашего будущего. По сути, всю историю цивилизации возникали вожди, диктаторы, короли, императоры, которые сеяли насилие и жестокость в своих государствах. И только в ХХ веке борьба людей от рабства антидемократии достигла своего апогея. Век больших потрясений и колоссальных человеческих жертв. Время, когда почти весь мир впал в борьбу за свободу и демократию. Люди, наконец, взглянули на всё, что происходит, и поняли, что необходимы преобразования. Мир стал относительно демократическим. Однако в начале 21 века начались новые тенденции, которые показали обратную сторону медали демократии. Стало понятно, что становление демократического режима до конца не произошло, борьба продолжается, в чем-то мир начал двигаться в обратном направлении, что, несомненно, свидетельствует об актуальности темы, которую я выбрал для своей курсовой работы. Остро вопрос демократии стоит и в нашей стране, а так же странах бывшего Советского Союза. Новое время диктует нам тенденции переоценки ценностей, переписывание истории, навязывании псевдодемократических идей. Происходит возврат фашистской, нацистской, религиозно-агрессивной тематики. Появляются новые вожди, которые обрабатывают уже новое поколение своей идеологией, взятой из прошлого. Появляются новые "бендеровцы", "власовцы", "арийские славяне" и т.д. Достаточно включить телевизор и увидеть, что происходит подмена идеалов, которые были завоёваны человечеством. Сильное влияние оказывает Запад, который стремится навести новый мировой порядок в государствах. Запад, который рушит традиции и пытается вмешаться во внутренние проблемы стран, несет свою своеобразную демократию цвета "пепси-колы". И это даёт свои плоды. Возникают всё новые цветные революции интервенции, во имя так называемой демократии, межэтнические конфликты и религиозные походы, недавние события на Украине свидетельствуют о том, что война уже у наших ворот. И для России вопрос политических режимов стоит как никогда остро.

Безусловно, данная тема очень обширна. И по ней много различного материала. Что то я читал и ранее, что то я прочитал новое. Если рассмотреть авторов литературы, которой я изучил ранее, то можно выделить таких личностей как Рой Медведев и его книга "Свита и семья Сталина", Александр Солженицын и его книги "Архипелаг Гулаг" и "В круге первом", работа Гитлера "Моя борьба", Евгений Замятин и его работа под названием " Мы", Виктор Суворов со своими противоречивыми книгами, и другие авторы. Эти книги я читал задолго до того, когда начал работать с данным курсовым проектом. Большинство книг - это художественный материал, но именно из него я узнал черты антидемократических политических режимов, узнал о жизни людей, о планах и идеях диктаторов, что позволило мне выработать своё мировоззрение по данному вопросу, так что уже до работы с данной темой у меня сложилось своё представление и выработалось своё мнение. Углубляясь в основу данной темы, я начинал работать с новыми книгами, из которых я выделял всё самое необходимое мне. И хотелось бы отметить таких авторов как Анохин М.Г., у которого очень много интересной информации не только для текста, но и на обдумывание темы в целом. Есть много интересной информации у автора Цыганкова, я использовал его книгу " Современные политические режимы", для построения структуры некоторых тем. Также есть много других работ, в которых я черпал интересную информацию, чтобы взвесить весь материал и составить общую картину для себя лично, переработать её, структурировать и выдать в очищенном виде, этих авторов я упомянул в списке литературы.

В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.

Цель работы я поставил доказательство неэффективности данных режимов, а также показать своё видение ситуации. Выявить исторические закономерности и пути преодоления антидемократии, разграничить поле этих режимов.

Следуя из цели курсовой, я установил задачи:

1 . Понять, что такое политический режим

2 . Выявить особенности антидемократического политического режима

3 . Дать классификацию антидемократических режимов

4 . Рассмотреть каждую разновидность режима

5 . Выделить признаки рассматриваемого режима

6 . Рассмотреть историю происхождения режима, его истоки, исторический аспект

7 . Взглянуть на современное проявление режима

8 . Дать свою оценку режима

9 . Сделать выводы.

Ввиду обширных особенностей каждого режима, общего шаблона структуры режима нет. Каждый режим я рассмотрел отдельно, ввиду политических черт. В первой главе я изучил само понятие политического режима, его классификацию. Во второй главе мною был рассмотрен тоталитаризм, его разновидность и сделан соответствующий анализ. Тоталитаризм, основываясь на общепринятом выводе многих политологов, я разделил на 3 раздела:

1) фашизм 2) национал-социализм 3) коммунизм. В третьей главе я изучил авторитаризм. Воспользовавшись подходящей классификацией немецкого политолога Дирку Берг-Шлоссера, который разграничил авторитаризм на военные режимы, страны соц. ориентации, олигархию, гегемонию, абсолютную монархию. И уже непосредственно работал с каждым режимом отдельно. В конце работы я сделал своё заключение и привёл список литературы.

Глава 1. Понятие политического режима

1.1 Сущность политического режима

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической. Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует недемократический политический режим Теория государства и права. Под ред.В.М. Корельского. М. 2010. С 143 .

Можно назвать следующие основные признаки политического режима Цыганкова А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. / Под. Ред.А.П. Цыганковой. - М., 2008. - 286 с. :

1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

2. Очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию в политической системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

3. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально другие структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

4. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и тоже, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, антидемократические режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным является использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.

5. Режим по сравнению с системой обладает своими собственными временными характеристиками.

В политических режимах сочетаются в определенной пропорции два основных начала организации государственной власти:

1. Принцип антидемократизма - односторонние централизованные властные начала: безусловное подчинение, в основе принудительное, властным решением центральных органов, жесткая (нередко жестокая) дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных. В общественной жизни действует принцип "разрешено только то, что прямо установлено в законах государства”.

2. Принцип демократизма - характеризуется равноправием властных структур и общества; в организации государственной власти преобладает соглашение сторон в принятии решений, свобода выбора вариантов поведения, взаимная ответственность государства, общества и личности; наличие самоуправления в решении местных вопросов. В основе взаимоотношений общества и государства - дозволения по принципу "разрешено все, что прямо не запрещено законом".

1.2 Характеристика антидемократического политического режима, его особенности

Антидемократический режим - такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима Цыганкова А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. / Под. Ред.А.П. Цыганковой. - М., 2008. - 200с.

:

1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление всех общественных организаций;

4. Личность лишена каких-либо прав;

5. Реально действует примат государства над правом;

6. Наличие милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· авторитарный - разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

· тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима Абдуллаев М.И., Комаров С.А. - Проблемы теории государства и права / Учебник. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с. - (Серия «Учебник для вузов»). :

1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3. устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4. абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

5. государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6. создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.

7. доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;

8. господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;

9. наличие одной официальной идеологии,

10. права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.

Признаки авторитарного политического режима Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е издание. - М.: Юриспруденция, 2009. - 528 с. :

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7. сохраняется частичная цензура, существует своего рода "полугласность";

8. отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)

Глава 2. Тоталитаризм, его виды

2.1 Определение, характеристика режима

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше.

Тоталитарная идеология проникнутапатерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Москва, 2010. 57 - 58 стр. .

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Политические черты Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 2013. - 564 с. - С. 52. :

1. Проникновение во все поры социального организма.

2. Полное устранение гражданского общества.

3. Жёсткая иерархическая политическая система.

4. Централизованное политическое движение.

5. Мощный социальный аппарат принуждения.

6. Слепая вера и страх.

В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие видимость всенародной поддержки, по не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например 99,9 - процентное участие в выборах Кожевникова Ю.С. - Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч.Ч. II: Теория права. Екатеринбург, 2010., стр. 18 .

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашаетпревосходствоопределенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг буржуазия, империализм, евреи и т.п. в процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходитмассовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под се тотальный контроль. Делается попытка сформировать "нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради "общего дела".

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс - главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство Сусаев Г.В. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли. Москва, 2009. Стр. 45 .

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства па распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. В зависимости от идеологии тоталитаризм подразделяют на коммунизм, фашизм, национал-социализм.

2.2 Коммунизм

Коммунизм (от лат. communis - Общий, всеобщий) - политическая идеология, основанная на идее совместного имущества, общества всеобщего равенства и свободы Разарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Спарк, 2010. - 511 с. .

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Несомненно, к данному виду можно отнести СССР. Именно это государство являлось самым мощным тоталитарным государством в мире.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП (б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Своеобразные "школы коммунизма" (профсоюзы для рабочих, комсомол - для молодежи, пионерская организация - для детей и подростков, творческие союзы - для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой - понятные, простые - внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению "Краткого курса истории ВКП (б)": в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; "кто не с нами - тот против нас"; СССР - оплот прогрессивной общественности всего мира; "Сталин - это Ленин сегодня". Малейшее отступление от этих простых истин каралось: "чистки", исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда - в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое - взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, "восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради что". Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался сак социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП (б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

2.3 Фашизм

Фашимзм - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются национализм, культ личности, милитаризм, тоталитаризм М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2010. - 656 с. .

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого семени в последующем развились, главное отличительное качество фашизма - воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и националистической демагогией. При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм есть непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, разброда в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от борьбы за социализм под псевдосоциалистическими и шовинистическими лозунгами. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась. При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового напитала Галкин А.А. Германский фашизм. Москва, 2013, стр. 14-16 .

Социальной базой фашистских движений является, прежде всего, мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Однако на самом деле мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание буржуазно-демократических прав и свобод; преследование и запрещение коммунистических и рабочих партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений ("Национальный фронт во Франции, Итальянское социальное движение и т.д.). Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права. Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью "национального социализма". Фашизм теоретически "обосновывает" отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает "сотрудничество труда и капитала", при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как "капитан индустрии", руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей "социальную функцию". Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. В условиях фашистского "морально-политического единства" возрождается на империалистической основе кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - 631 с. .

Фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного "самоуправления". Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты Лисов А.Г. История фашизма в Западной Европе. Москва: Наука, 2011, стр. 123-125 .

В настоящее время фашизм в его "классической" форме не существует нигде. Однако достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты буржуазной демократии. "Там, где обычные формы подавления трудящихся не срабатывают, империализм насаждает и поддерживает тиранические режимы для прямой военной расправы с прогрессивными силами"".

2.4 Национал-социализм

Национал - социализм (нацизм) - германская разновидность фашизма, основанная на теории превосходства биологически "избранной" расы, а также аналогичные течения, возникшие по германскому примеру в других странах Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. / Под. ред. Р.Т. Мухаева. - М., 2008. - 190 с. .

Национал-социализм - форма общественного устройства, соединяющая социализм с крайним национализмом и расизмом, а также название идеологии, обосновывающей такого рода социальный порядок. Основным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх, где национал-социализм был официальной идеологией, сочетавшей в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, и антисемитизма. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого арийского государства, имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени ("тысячелетний рейх").

Национал-социализм представляет собой одну из разновидностей тоталитаризма. Национал-социализм, как идеология сочетал в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, антисемитизма и тоталитаризма.

Гитлер объяснял свое понимание связи социализма и национализма следующим образом:

Социализм - это учение о том, как следует заботиться об общем благе. Коммунизм - это не социализм. Марксизм - это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.

Социализм - древняя арийская, германская традиция. Наши предки использовали некоторые земли сообща. Они развивали идею об общем благе. Марксизм не имеет права маскироваться под социализм. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность. В отличие от марксизма, социализм патриотичен.

Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера "Моя борьба". В том числе:

· Расизм . Идеализация нордической расы, антисемитизм, "расовая гигиена";

· Милитаризм - стремление решить внешнеполитические задачи военными средствами;

· Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие парламентской демократии.

24 февраля 1920 года Гитлер, "крестный отец" национал-социализма, организовал в пивном зале Хофбройхаус (Hofbrдuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий нацистской партии. В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером двадцать пять пунктов, которые стали программой нацистской партии. "Двадцать пять пунктов" сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, антисемитизм, требования социалистических преобразований и сильной центральной власти.

На выборах в Рейхстаг 5 марта 1933 года представители Национал-социалистической немецкой рабочей партии совместно с Немецкой националистической народной партией), которая самораспустилась 27 июня 1933 г., получили большинство (52 %) голосов. При этом повсеместно сторонники Гитлера получали больше голосов, чем любая иная партия. Максимальный процент голосов, поданных за коммунистов, был подан в Берлине, где голоса за них и за сторонников Гитлера поделились поровну. Только за НСДАП по Германии проголосовало 43,9 % населения. [ 12 ]

В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем "восхищения и террора". Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: "Один народ, одно государство, один вождь".

Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь - Франции) и "Коминтерна", в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта 1933 г. было создано Министерство народного образования и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом доктором Геббельсом.

Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались. 7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений "антинемецкого" содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы.

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП ФактуллинФ.Ф. Основы учения о праве и государстве. Учебник. Под. Ред. Фактуллина Ф.Н., Фактуллина Ф.Ф. - Казань, 2011. Стр. 111 (программа "25 пунктов"), стержень которой составляли следующие требования:

· Ликвидация последствий Версальского диктата;

· обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения;

· восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

· очищение германской территории от засоряющих её инородцев, прежде всего евреев;

· освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

· решительное противостояние коммунистической идеологии;

· улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года, Гитлер высказался следующим образом: "…важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи, на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство".

1. Внутри государства: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость к любым попыткам отвлечь от выполнения этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Кто не подчиняется этому, должен быть принуждён подчиниться. Искоренение марксизма в корне. Убеждение молодёжи и народа в целом в том, что нас может спасти только борьба, и что возврата к прошлому нет. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Устранение любых метастаз демократии.

2. Вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.

3. В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это - длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненного пространства у немецкого народа слишком мало.

4. Возрождение вермахта. Это - важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить, чтобы армия не была поражена пацифизмом, коммунизмом или большевизмом или, по крайней мере, эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга.

Однако этот режим, как другие тоталитарные режимы, был недолговечен. Ввиду своей агрессивной внешней политики и аморальности самой сути режима. Этот вид оказал колоссальное воздействие на весь мировой процесс. Он как бы довёл до последней черты всё то, что испытывало человечество. Цивилизация была встряхнута тем ужасом, который происходил. Огромное количество жертв после Второй мировой войны, уродства режима, его зло. Всё это поставило мир перед выбором: уничтожать друг друга или стремиться к миру. И мир сделал свой выбор. Надеюсь, что это уродство на нашей планете больше не появиться, хотя в наше время есть веяния данного режима, что, безусловно, огорчает.

Глава 3. Авторитаризм, его виды

3.1 Определение, характеристика режима

Авторитари м зм - политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти Ситников А. В ряду режимных демократий // Коммерсантъ. № 16 (№ 3347). 2009-01-31. 25 стр. .

Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь, таким образом, в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Авторитаризм - это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени Хорос В.Т. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В.Т. Хорос. - М., 2010. - 351 с. .

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами:

1) Авторитаризм допускает сдержанный плюрализм, если ты не ярый противник режима, то можешь существовать в рамках режима

2) Деполитизация масс

3) Государство как сосредоточение всех властных функций

4) Сохранение традиционных сословных, классовых и племенных перегородок

5) Избирательный террор

Существенными чертами авторитаризма являются:

монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна;

полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

сильно централизованная монистическая структура власти;

сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

использование силовых структур для удержания власти.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового Времени, фашистские диктатуры и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Широкая распространенность и устойчивость авторитарного режима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказывался неудачным) в большинстве современных стран порождает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства. К таковым относятся: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию активного воздействия населения на политическую систему; в) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; г) экономическая отсталость; д) неразвитость гражданского общества; е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит и неразвитость механизмов саморегуляции общества обусловливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии. Таким образом, помимо своих специфических функций государству приходится осуществлять административное вмешательство в экономику и ее регулирование, заниматься распределением материальных благ и экономических ресурсов, поддерживать национальную культуру и образование. Неразвитость рыночных отношений и частной собственности ставят личность в жесткую экономическую зависимость от государства.

На авторитарный характер власти влияет наличие в незападных обществах преимущественно не горизонтальных, а вертикальных социальных связей, в которых отношения между патроном и клиентом строятся на взаимных обязательствах. Значительный конфликтный потенциал в отношениях между различными этническими, профессиональными, клановыми, социальными группами при почти полном отсутствии институциональных форм разрешения конфликтов предопределяет чуть ли не единственный способ интеграции общества и сохранения его стабильности - использование силы со стороны государства.

Из числа социокультурных факторов отметим большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации. В политической науке существует точка зрения, согласно которой между религией и типом политического режима прослеживается определенная взаимосвязь. Так, демократия первоначально возникла в протестантских, а затем в католических странах. Отсюда делается вывод, что нехристианские религии в большей степени ценностно ориентированы не на демократический, а на авторитарный характер отношений.

Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

В отечественной политической науке с середины 90-х гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение этого режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин "демократия" употребляется как антипод понятия "тоталитаризм". С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических западных моделей демократии.

Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; е) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; ж) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие "демократия" в его классическом виде к современной России не применимо. Категории "посткоммунистическая" или "посттоталитарная" указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

Некоторые политологи утверждают, что политический режим в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего, заметно значительное влияние компрадорской (связанной с иностранным капиталом) буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством) не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.

...

Подобные документы

    Разновидности, плюсы и минусы авторитаризма. Однопартийные системы, военные режимы и режимы личной власти. Характеристика бюрократически-олигархических режимов. Основные черты отличия авторитаризма от тоталитаризма. Элементы демократического устройства.

    реферат , добавлен 16.01.2015

    Авторитарные и бюрократические деформации политического режима. Понятие политического режима. Современное состояние политического режима в Российской Федерации. Пути преодоления деформаций политического режима. Политические и идеологические гарантии.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Понятие и признаки политического режима как одного из элементов формы государства. Отличительные черты авторитаризма и тоталитаризма. Демократический режим, его виды. Факторы, влияющие на классификацию режимов. Особенности российской политической системы.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2016

    Соответствие способа производства типу государства: рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому. Характеристика и виды современной монархической и республиканской формы правления. Понятие правительственного и политического режима.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Понятие и характеристика тоталитарного государства. Признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии. Идеология и практика фашизма. Черты коммунистической тоталитарной системы. Северокорейская система политического контроля.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2011

    История и условия возникновения тоталитаризма. Тоталитарное государство: сущность и признаки, формы существования: фашизм, коммунизм. Современное тоталитарное государство, его особенности и признаки, оценка распространенности и принципы деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима в современной России. Характерные черты тоталитаризма и авторитаризма. Правовая культура, правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Характеристика форм государства. Формы государственного устройства и правления. Система государственных органов. Политические режимы. Буржуазный парламентаризм. Крах социалистической системы. Демократический и антидемократический политические режимы.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2009

    Понятие и структура государственного режима как процесса реализации суверенной публичной власти через государственный аппарат. Раскрытие содержания политического режима. Автократия, деспотизм, тирания, диктатура и демократия как государственные режимы.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Общее понятие о политическом режиме. Характерные черты демократии, тоталитаризма и авторитаризма. Либерализация, демократизация и консолидация как основные стадии трансформации режима. Главные виды перехода от авторитарного режима к демократическому.

Государство характеризуется видом власти, её соотношением с обществом и личностью. Правовое признаёт право как меру свободы, постоянно развивающуюся в сознании социума, меру справедливости, выражающуюся в международных актах, Конституции, законах, рыночных отношениях, в демократических принципах. Государства, не признающие демократию и свободу своих граждан, имеют антидемократические режимы, которые, в свою очередь, подразделяются на определённые виды.

Политический режим

Совокупность методов и приемов, которые служат инструментами государственной власти, называются политическим режимом. Такой режим является барометром на политической арене. Он оказывает влияние на форму правления в государстве, структуру государственного аппарата и государственное устройство. В теории государства термин «политический режим» применяют для обозначения того или иного метода политического господства: парламентаризм, фашизм и т. д. В каждой конкретной стране свой политический режим, свои особенности власти. Как правило, говорят про антидемократические режимы (авторитарные) и демократические.

В правовом государстве демократизм проявляется в принципах народовластия. Аппарат власти выражает общественную волю и действует под социальным контролем. В таком государстве существует реальность прав личности, её защищённости, взаимная ответственность у государственного управленческого аппарата и гражданина, разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Политико-правовой режим еще иначе называют государственно-политическим или просто государственным. Все эти названия характеризуют одно и то же понятие.

Признаки, характеризующие антидемократические режимы государственной власти

Методы властвования, противоположные демократическим называют авторитарными, недемократическими. Эти методы являются искажением (деформацией) политического режима. При таком способе управления государством создаются неприемлемые условия для свободного существования граждан.

Равно как при монархической, так и при республиканской формах правления могут быть установлены антидемократические режимы, отрицающие принципы парламентаризма.

Такое управление предполагает централизацию государственной власти и отсутствие буржуазного федерализма. Такая форма властвования тоталитарная и осуществляет контроль над всеми сферами социума: экономической, идеологической, политической, культурной, научной, образовательной, религиозной. Общественные организации, как правило, находятся также под контролем государства.


Антипод демократии

Права граждан в странах, где установлены антидемократические режимы, оговорены конституцией, но в реалиях это только формально, а фактически личность гражданина лишена субъективных прав. При такой власти законность нарушена, ликвидированы правовые начала общественной жизни, также страдают национальные меньшинства. Религиозные убеждения населения, не входящие в планы государственной власти, искореняются или просто игнорируются.

Само понятие антидемократического режима - это антипод демократического. Государственные органы не занимаются проблемами граждан. Вся власть сконцентрирована в руках группы людей, так называемой политической верхушки или одного человека. Участи народных масс в формировании органов управления государством либо отсутствует, либо чисто формальное. В стране, как правило, развит бюрократизм и коррупция. Институты социального контроля за управляющей властью не работают.


Идеология

Все виды антидемократических политических режимов предполагают официальную государственную идеологию, оппозиция отсутствует, а законодательство теряет гуманистическую линию. Главными моментами и принципами государственной политики становятся те, которые обеспечивают государственную идеологию, её целесообразность, волю определённых государственных чиновников.

Авторитаризм, тоталитаризм – это одно и то же понятие антидемократического политического режима, проявляющегося в ограничении политических прав граждан, применении силового давления на инакомыслящих, создание силовых ведомств, ограничение гласности, давление на средства массовой информации, сдерживание развития демократического общества. Сам тоталитаризм в переводе с латинского обозначает "полный". Это форма авторитаризма, с характерной узурпацией власти и ее использования в узких интересах, так называемых клановых. Такой антидемократический государственный режим предполагает чрезмерную милитаризацию и предоставляет чрезвычайные полномочия силовым ведомствам. При таком режиме вполне приемлемы политические репрессии, расизм, фашизм, любое физическое уничтожение оппозиции.


Тоталитаризм

Само понятие тоталитаризма было введено в политику Дж. Джентиле (идеологом итальянского фашизма) в начале XX в. Впервые оно прозвучало в 1925 году на заседании итальянского парламента. Понятие пришлось по вкусу Муссолини. Тогда, в двадцатые годы XX века, началось становление и укрепление тоталитарного государственного устройства на Апеннинском полуострове.

Авторитарный политический режим

Демократический и антидемократический режимы имеют в каждом государстве свою специфику. Как было сказано выше, тоталитарный режим представляет разновидность авторитарного, который в переводе с латинского означает власть и влияние. Этот строй более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, но далёк от демократического. Авторитарному режиму присущи все черты недемократического управления государством, вплоть до репрессий. Просто характер этих мер немного менее жесткий, чем у тоталитарного. Политическая власть при таком режиме ограничивается конкретным лицом при минимальном количестве окружающих соратников. Примером такого режима можно назвать Испанский период при правлении Франко или времена власти Пиночета в Чили.


Отличия

При авторитарном режиме суд выступает вспомогательным элементом государственного управления. Народ отчуждён от власти и не имеет никакого на неё влияния. Власть использует командные и административные методы управления. В отличие от тоталитарного режима, авторитарный не практикует массовый террор, но политические репрессии ему присущи. В таком государстве обязательно присутствует цензура, неразвита гласность, отмечается частичный плюрализм. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм даёт возможность развиваться сферам социальной жизни, не охваченным контролем государства.

Другие виды антидемократии

Стоит отдельно отметить деспотизм и тиранию как понятие и виды антидемократического политического режима, называемого авторитарным. Деспотизму характерна абсолютная и неограниченная произвольная власть, построенная на самоуправстве. Тирании присуща узурпация, жестокие методы контроля управления государством, единоличие тирана во власти.

Как правило, власть тирана устанавливается с помощью захвата государственного управления путём насилия и переворота.


Если идёт речь о военно-диктаторском режиме, то такая власть захвачена с помощью реальных вооруженных сил, их руководителей и спецслужб путём свержения законного правления гражданскими лицами. При военном режиме во главе стоит высокопоставленный военный офицерского чина или генерал. Власть осуществляется коллегиально. Армия становится господствующей социально-политической силой, активной в реализации внутренних и внешних государственных функций. При таком правлении создается военно-политический аппарат, включающий армию, спецслужбы и большое количество органов внеконституционного характера. Этот аппарат осуществляет политический контроль за населением, общественными организациями, идеологией. В его функции входит борьба с разного рода антиправительственными движениями. Придя к власти, военный режим отменяет конституцию, многие законодательные акты, заменяя их своими актами.


Фашизм

Тоталитаризм бывает «левый» (например, в коммунистической СССР) и «правый» (фашизм). «Правый» сохраняет частную собственность. «Левый» - национализирует ее. Фашизм – это крайнее проявление тоталитарного режима. Это так называемый радикальный тоталитаризм. Фашизм впервые сформировался в Италии и Германии. Итальянский стремился возродить Римскую империю, а в Германии его целью было утвердить господство арийцев как высшей нации. Причинами появления фашизма явились глубокие социальные и экономические кризисы, несостоятельность правящего режима, массовая безработица, кризис либерализма и буржуазии, радикальные изменения в структуре социального пласта и крайняя необходимость модернизации в производственной сфере, милитаризация сознания значительной части социума, антисемитизм и ксенофобия, воинственный антидемократизм, шовинизм.

Основные черты:

1) государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.

2) Могут существовать представительные органы, но никакой роли в жизни общества они не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией)

3) Политическое руководство осуществляет правящая элита, которая себя не ограничивает законом (в части привилегий, льгот)

4) Не учитываются интересы и особенности тех или иных групп населения (национальные, географические, религиозные и пр.)

5) Использование насилия с опорой на полицейский и военный аппарат

6) Использование внесудебных методов принуждения людей. Суд – вспомогательный инструмент

7) Оппозиция не допускается

Военная диктатура – когда руководство формируется вследствие военного или государственного переворота.

Основные черты:

1) Внутри правящей клики, хунта выделяется лидер (сильная, харизматичная личность)

2) Все решения, обсуждения, учет мнений обсуждаются единой командой сподвижников во главе с лидером

3) Общественное мнение ориентируется на мнение лидера

4) Обычно к власти приходят военные

5) Идет перестройка правовой системы: появляются чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (военно-полевые суды, трибуналы)

6) Использование в своей деятельности внеправовых методов принуждения – расправа с инакомыслящими, конфискация имущества и пр.

Деспотический режим – (неограниченная власть, сосредоточенная в руках одного лица (при монархических формах правления – абсолютная монархия). Древний мир (восточные деспотии – Египет, Вавилон)

Основные черты:

1) Вся власть сосредоточена в руках одного лица – деспота, тирана (часто это болезненно властолюбивые лица)

2) Крайний произвол в управлении. Отсутствие правовых и моральных начал в управлении.

3) Полное бесправие подданных

4) Доминирует карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Санкции потрясают суровостью (чаще не соответствуют содеянному, определяются произвольно)

Тиранический режим – единоличное правление, узурпация власти тираном и жесткие методы ее осуществления

Основные черты:

1) В отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем (смещение законной власти с помощью государственного переворота)

2) Построена на произволе, терроре, геноциде

3) Власть использует жестокие санкции не только за неповиновение, но и за обнаруженный умысел, а также и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения.

4) Овладение территории и установление тирании сопровождается физическим, моральным насилием над людьми, уничтожением обычаев и традиций коренного населения (Древняя Греция)

Тоталитарный режим – это порождение XX века (фашистские, социалистические государства периодов культа личности). Это крайняя форма авторитарного режима, это всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Основные черты:

1) Наличие одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа

2) Режим допускает только одну правящую партию (остальные партии или находятся под запретом или уничтожаются)

3) Инакомыслие объявляется антинародным, направленным на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.

4) Происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Явление как одновременно занимание партийной и государственной должностей.

5) 5) Крайний централизм в государственном управлении (исполнение команд сверху, местных орган или нет вообще или их мнение не учитывается

6) Вождь – цент тоталитарной системы (самый мудрый, непогрешимый, справедливый, неустанно думающий о благе народа) – харизматическая личность

7) Усиление мощи исполнительных органов

8) Физическое насилие – как главное условие для укрепление и осуществления власти

9) Полный контроль над всеми сферами общественной жизни

10) Милитаризация общества – идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, общество – это военный лагерь.

11) Уравнительная идеология

12) Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны

Фашистский режим – крайняя форма тоталитаризма – характеризуется представлением о превосходстве одной нации над другой.

Основные черты:

1) Основан на националистической, расистской демагогии, возведенной в ранг идеологии

2) Цель – охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

3) Нет юридического равенства личности (все зависит от того, к какой расе относится человек)

4) Одна нация объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучшей жизни. Остальные нации признаются как неполноценные и в конечном счете должны уничтожаться

5) Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс.

6) Существование общественно-политических движений, которые внедряют националистические идеи в массы

7) Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн, военная экспансия.

8) Происходит слияние государственного аппарата с монополиями, которое приводит к упадку центральных и местных органов власти

Loading...Loading...