Лучшие пилоты второй мировой. Асы Второй мировой войны. Самый известный ас Второй мировой войны

Сравнивая количество одержанных побед немецкими и советскими летчиками, до сих пор не затухают споры о подлинности приведенных цифр их побед. Действительно счета немецких пилотов выше на порядок! И очевидно тому есть объяснения. Помимо больших налетов (а каждый вылет потенциально увеличивает шанс сбить вражеский самолет) немецких асов и большей вероятности найти самолет противника (ввиду его большего количества) успеху способствовала и тактика немецких экспертов. Вот например что писал в своей книге самый результативный летчик Второй Мировой Э.Хартман:

«... меня никогда не заботили проблемы воздушного боя. Я просто никогда не ввязывался в поединок с русскими. Моей тактикой была внезапность. Забраться повыше и, по возможности, зайти со стороны солнца... Девяносто процентов моих атак были внезапными, с целью застать противника врасплох. Если я добивался успеха, то быстро уходил, делал небольшую паузу и вновь оценивал обстановку.


Обнаружение противника зависело от наземных боевых действий и от возможностей визуального осмотра. С земли нам сообщали по радио координаты врага, которые мы наносили на свои карты. Поэтому мы могли вести поиск в нужном направлении и выбирать для своих атак наилучшую высоту. Я предпочитал эффективную атаку снизу, мак как на фоне белого облачного неба можно было обнаружить самолеты противника издалека. Когда пилот видит своего врага первым, то это уже половина победы.


Принятие решения было вторым этапом моей тактики. Когда противник перед тобой, необходимо решить, атаковать ли его сразу или же подождать более благоприятного момента. А можно было сменить позицию или вовсе отказаться от атаки. Главное — держать себя под контролем. Не нужно тотчас, забыв обо всем, бросаться в бой. Подожди, осмотрись, используй все выгоды своего положения. Например, если тебе приходится атаковать противника против солнца, а ты не набрал достаточной высоты, и, кроме того, вражеский самолет летит среди рваных облаков, держи его в поле зрения, а тем временем измени свою позицию относительно солнца, поднимись повыше над облаками или, если надо, спикируй, чтобы в ущерб высоте достичь преимущества в скорости.


Затем атакуй. Хорошо, если тебе попадется малоопытный или зазевавшийся пилот. Обычно это нетрудно определить. Сбив его - а это нужно сделать обязательно, — ты тем самым ослабишь моральный дух противника. Самое важное — уничтожить вражеский самолет. Маневрируй быстро и агрессивно, открывай огонь с близкой дистанции, чтобы стрельбой в упор обеспечить попадание наверняка и сберечь лишние боеприпасы. Я всегда советовал своим подчиненным: «Нажимайте на гашетку только тогда, когда ваш прицел заполнен вражеским самолетом!»


Отстрелявшись, немедленно уходи в сторону и выходи из боя. Попал или нет, думай теперь только о том, как унести ноги. Не забывай о том, что творится у тебя за спиной, осмотрись, а если все в порядке и позиция у тебя удобная, попробуй повторить это снова»
.

Кстати, подобную же тактику ведения боя использовал А.И. Покрышкин, его знаменитый «соколиный удар» и формула « высота-скорость-маневр - удар» по сути повторение тактики немецких асов и эффективность подобной тактики подтверждена его победами.

Вот что писал о своей тактике Иван Кожедуб уже после войны:

"Сбив самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой. Надо стараться атаковать врага молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-тактические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что в воздушном бою на счету каждая секунда ".

Как видим высокой результативности и немецкие и советские летчики асы добивались одними же и теми приемами. Несмотря на солидную разницу в количестве сбитых (не будем подвергать сомнению официальные данные сторон, если в них и есть какая то неточность, то очевидно примерно равная для обеих сторон) мастерство лучших советских асов ничуть не хуже мастерства немецких и по количеству сбитых на один боевой вылет отставание не такое большое. А по количеству сбитых на один воздушный бой иногда и выше, например, Хартман сбил свои 352 самолета в 825 воздушных боях, Иван Кожедуб же свои 62 уничтожил в 120 воздушных боях. То есть советский ас за всю войну встречался с воздушным противником в 6 с лишним раз реже, чем Хартман.

Стоит, однако, отметить гораздо более высокую боевую нагрузку немецких пилотов, ибо интенсивность их использования и количество боевых вылетов у них выше, чем у советских асов и иногда существенно. Например, начав воевать раньше Кожедуба на полгода раньше, Хартман имеет 1425 вылетов против 330 у Кожедуба. А ведь человек не самолет, он устает, выматывается и нуждается в отдыхе.

Десятка лучших немецких летчиков истребителей:

1. Эрих Хартман - 352 сбитых самолета, из них 347 советских.
2. Герхард Баркхорн - 301
3. Гюнтер Ралль - 275
4. Отто Китель - 267,
5. Вальтер Новотны - 258
6. Вильгельм Бац - 242
7. Х.Липферт -203
8. Й.Брендель - 189
9. Г.Шак - 174
10. П.Дютманн - 152

Если же продолжить этот список еще на десять, то на 20 -м месте будет А. Реш с количеством сбитых в 91 самолет, что еще раз показывает высокую эффективность немецкой истребительной авиации в целом.

Десятка лучших советских летчиков истребителей выглядит так:

1. И.Н. Кожедуб - 62
2. А.И. Покрышкин - 59
3. Г.А. Речкалов - 56
4. Н.Д. Гулаев - 53
5. К.А.Евстигнеев - 53
6. А.В. Ворожейкин - 52
7. Д.Б. Глинка - 50
8. Н.М. Скоморохов - 46
9. А.И. Колдунов - 46
10. Н.Ф. Краснов - 44

В целом, при подсчете соотношения боевых вылетов (не воздушных боев, а именно вылетов) на одну засчитанную воздушную победу у немецкого аса из первой десятки, приходится примерно 3,4 боевого вылета, у советского - 7,9, то есть примерно в 2 раза немецкий ас оказывался эффективнее по этому показателю. Но повторимся, что немецкому асу встретить советский самолет было гораздо проще, чем советскому найти немецкий, ввиду количественного превосходства советских ВВС причем с 1943г. многократно, а в 1945-м вообще на порядок.

Несколько слов о Э.Хартмане.

За войну он был «сбит» 14 раз. Слово «сбит» взято в кавычки потому, что все повреждения своего самолета он получал от обломков сбитых им самим советских самолетов. Хартман за всю войну не потерял ни одного ведомого.

Эрих Хартман родился 19 апреля 1922 года в Вейсзахе. Значительную часть детства он провел в Китае, где его отец работал врачом. Но Эрих пошел по стопам матери, Элизабет Махтхольф, которая была летчицей-спортсменкой. В 1936 году она организовала недалеко от Штутгарта клуб планеристов, где ее сын учился летать на планере. В 14 лет Эрих уже имел лицензию планериста, став довольно опытным пилотом, а к 16 годам он уже стал высококвалифицированным инструктором планерного спорта. По утверждению брата Альфреда, он вообще был прекрасным спортсменом и практически везде добивался хороших результатов. А среди сверстников это был прирожденный лидер, способный повести всех за собой.

15 октября 1940 года он был направлен в 10-й военно-учебный полк Люфтваффе, находившийся в Нойкурен, близ Кенигсберга, в Восточной Пруссии. Получив там первичную летную подготовку, Хартман продолжил обучение в летной школе в Берлин-Гатов. Основной курс летной подготовки он завершил в октябре 1941 года, а в начале 1942 года был направлен во 2-ю школу летчиков-истребителей, где прошел подготовку на Bf. 109.

Одним из его инструкторов был эксперт и бывший чемпион Германии по высшему пилотажу - Эрих Хогаген. Немецкий ас всячески поощрял у Хартмана желание подробнее изучить маневренные характеристики этого типа истребителя и обучил своего курсанта многим приемам и премудростям его пилотирования. В августе 1942 года, после длительного обучения искусству воздушного боя, Хартман попал в эскадрилью JG-52, воевавший на Кавказе. Вначале лейтенанту Хартману не повезло. Во время третьего боевого вылета он оказался в самой гуще воздушного боя, растерялся и сделал все не так, как надо: не сохранил свое место в строю, попал в зону обстрела ведущего (вместо того чтобы прикрывать его тыл), заблудился, потерял скорость и сел на подсолнечное поле, выведя из строя самолет. Оказавшись в 20 милях от аэродрома, Хартман добрался до него на попутном армейском грузовике. Он получил жесточайший нагоняй и был на три дня отстранен от полетов. Хартман поклялся больше не совершать таких ошибок. Получив разрешение продолжить полеты, он 5 ноября 1942 года сбил свой первый самолет (это был штурмовик Ил-2). Возбужденный такой победой Хартман не заметил, что сзади к нему подобрался истребитель ЛаГГ-3, и тут же был сбит сам. Он выпрыгнул с парашютом.

Вторую победу (истребитель МиГ) Эрих Хартман смог записать на свой боевой счет только 27 января 1943 года. Немецкие летчики-истребители говорили, что теми, кто медленно начинает, овладевает "новичковая лихорадка". Эрих Хартман излечился от своей "лихорадки" только в апреле 1943 года, когда в один день сбил несколько самолетов. Это стало началом. Хартмана прорвало. 7 июля 1943 года, во время битвы на Курской дуге, он сбил 7 советских самолетов. Приемы воздушного боя, которые применял Хартман, напоминали тактику Красного Барона. Он старался прежде чем открыть огонь как можно ближе подобраться к противнику. Хартман считал, что летчик-истребитель не должен бояться столкновения в воздухе. Сам он вспоминал, что нажимал на гашетку только тогда, "... когда вражеский самолет уже заслонял собой весь белый свет". Эта тактика была чрезвычайно опасной. Хартмана 6 раз прижимали к земле, и неоднократно его самолет получал сильные повреждения от разлетающихся обломков его жертв. Удивительно, что его самого ни разу даже не задело. Хартману едва удалось избежать гибели в августе 1943 года, когда его самолет был сбит над советской территорией и он попал в плен. Чтобы ослабить бдительность охранников, сообразительный летчик прикинулся тяжелораненым. Его бросили в кузов грузовика. Через несколько часов над машиной на бреющем полете пролетел немецкий пикирующий бомбардировщик Ju. 87. Шофер бросил грузовик в кювет, а сам вместе с двумя охранниками побежал в укрытие. Хартман тоже побежал, но в противоположную сторону. Он шел к линии фронта по ночам, а днем прятался в лесах, пока, наконец, не достиг немецких окопов, где его обстрелял какой-то нервный часовой. Пуля разорвала Хартману штанину, но самого его не задела. Тем временем слава Эриха Хартмана с каждым днем росла по обе стороны фронта. Геббельсовская пропаганда нарекла его "белокурым германским рыцарем". В начале 1944 года Хартман стал командиром 7-й эскадрильи JG-52. После 7./JG52 командовал штафеллями 9./JG52, а затем 4./JG52. Его боевой счет продолжал расти не по дням, а по часам. Только в августе 1944 года он сбил 78 советских самолетов, причем 19 из них за два дня (23 и 24 августа). После этого, в знак признания необыкновенного числа его побед, Гитлер собственноручно наградил Хартмана Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями и Мечами к нему.

Затем Хартман получил отпуск и 10 сентября женился на Урсуле Пэтч, которая была его возлюбленной с тех пор, как ему исполнилось 17, а ей 15 лет. Потом он возвратился на Восточный фронт, где вермахт и Люфтваффе уже находились на грани поражения. Хартман получил внеочередное звание майора (ему было 22 года) и был назначен командиром I./JG52. Майор Хартман одержал последнюю, 352-ю победу 8 мая 1945 года в небе над Брюном в Германии. Завершив последний, 1425-й боевой вылет, он приказал сжечь уцелевшие самолеты и со своими подчиненными, сопровождаемый десятками беженцев, спасающихся от русских, направился в сторону американских позиций. Через два часа в чешском городе Писеке все они сдались солдатам 90-й пехотной дивизии армии США. Но 16 мая всю группу, включая женщин и детей, передали советским оккупационным властям. Когда русские обнаружили, что в их руки попал сам Эрих Хартман, они решили сломить его волю. Хартмана держали в одиночной камере в полной темноте и отказывали ему в возможности получать письма. Поэтому о смерти трехлетнего сына Петера Эриха, которого Хартман так никогда и не увидел, он узнал только через 2 года. Майор Хартман, несмотря на все усилия тюремщиков, так и не стал приверженцем коммунизма. Он отказался сотрудничать со своими мучителями, не выходил на строительные работы и провоцировал охранников, видимо, надеясь, что они его застрелят. Возможно, это покажется удивительным, но, пройдя через все испытания, Эрих Хартман проникся большой симпатией к русскому народу.

Наконец в 1955 году Хартмана освободили, и после 10 с половиной лет тюремного заключения он вернулся домой. Родители Эриха уже были мертвы, но верная Урсула все еще ждала его возвращения. С помощью жены истощенный экс-офицер Люфтваффе быстро поправился и начал заново строить свою жизнь. В 1958 году в семье Хартманов родилась дочка, которую назвали Урсула. В 1959 году Хартман вступил во вновь созданные ВВС ФРГ и получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтгофен", дислоцированный на авиабазеАльхорн в Ольденбурге. В конце концов Эрих Хартман, дослужившись до оберстлейтенанта, ушел в отставку и доживал свой век в пригороде Штутгарта. Харман скончался в 1993.

Легендарный советский летчик, Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.

Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.

Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.

В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за № 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г.)...

Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки - 12:2 в пользу советских асов.

В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу - Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом "свободной охоты" - на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с № 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.

19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников. Наиболее результативный советский летчик Иван Кожедуб за войну не был ни разу сбит или ранен, хотя ему и приходилось сажать поврежденный самолет.

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

Германия, бесспорно, имела лучших летчиков-истреби­телей Второй мировой войны. Как на Востоке, так и на Западе эксперты люфтваффе сбивали самолеты союзников тысячами.

Во время Первой мировой войны летчики-истребители, асы были у обеих воюющих сторон. Их личные, как у рыцарей, подвиги составляли желанный контраст безымянному кровопролитию в окопах.
Пять сбитых самолетов противника служили порогом для присвоения статуса ас, хотя счета выдающихся пилотов, были гораздо выше.
В Германии личный счет летчика каждый раз запрашивался прежде получения заветной «Pour le Merite » - высщей награды Империи за храбрость, также известной как «Голубой Макс».

Pour le Merite - Голубой Макс высшая награды Империи за храбрость

Эта награда не украшала шею Германа Геринга до 1918 г, пока он не сбил более 20 вражеских самолетов. Всего го же за первую мировую войну "Голубого Макса" удостены 63 пилота.

Герман Геринг на шее Голубой Макс

С 1939 г. Геринг внедрил такую же систему, когда лучшие летчики Гитлера боролись за Рыцарский Крест. По сравнению с Первой мировой войной порог увеличили в несколько раз, и вопрос о присуждении высших категорий Рыцарского Креста вносился на рассмотрение асов люфтваффе за выдающиеся победные достижения. Тридцать пять немецких асов сбили по 150 и более самолетов союзников, суммарный счет первой десятки экспертов составляет 2552 самолета.

Рыцарские кресты третьего рейха 1939 года

Тактическое преимущество асов люфтваффе

Люфтваффе имели преимущество на старте по сравнению со своими противниками благодаря Гражданской войне в Испании. Легион «Кондор» включал в себя значительное количество будущих асов из верхних строчек, включая Вернера Мёльдерса, который сбил 14 республиканских самолетов.

Боевая практика в Испании заставила люфтваффе отвергнуть некоторые тактические приемы времен Первой мировой войны и разработать новые. Это составляло огромное преимущество Германии к моменту начала Второй мировой войны.

Германия располагала первоклассным истребителем «Мессерщмитт» Me-109, но самолеты союзников были по крайней мере не хуже, однако оставались верны довоенной тактике 1940 г. Эскадрильи упорно продолжали летать в тесном строю из трех самолетов, что требовало от летчиков концентрации внимания и сил на поддержание строя. Они вели наблюдение в небе главным образом против солнца. Немецкие самолеты летали свободными парами и группами из четырех самолетов, известными как рой (schwam).

Вернер Мёльдерс с офицерами 1939 g

Британцы, в конечном счете, скопировали это построение, обозвали его «четыре пальца», потому что рой состоял из двух пар, расположенных наподобие пальцев протянутой руки.

Значительное количество немецких пилотов достигло впечатляющих результатов в сражениях против Британии. Личный счет Вернера Мёльдерса составил 13 сбитых самолетов во время Битвы за Британию и еще 22 самолета, сбитых на Западе, прежде чем его направили в Россию.

Вернер Мёльдерс -самый результативный ас люфтваффе Гражданской войны в Испании. Первым получивший Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями и Мечами, имел 115 побед и погиб в 1941 г.

Похороны немецкого аса Вернера Мельдерса 1941 год, за гробом идет рейхсмаршал Геринг

После битвы за Британию победы летчиков люфтваффе стали редкими. Удобный случай подвернулся в Северной Африке, а начиная с июня 1941 г. - в «анти­большевистском крестовом походе», начатом на Востоке.

Майор Гельмуд Викк стал самым результативным асом, когда утром 28 ноября 1940 г. он добавил еще один сбитый «Спитфайр» к общему счету в 56 побед. Но рекорд Викка вскоре превзошли. Гауптман Ганс Йоахим Марсейль в конечном счете сбил 158 самолетов, из них 151 над Северной Африкой; однажды он сбил 17 самолетов Королевских ВВС в один день!!! Просто не верится.

Гельмуд Викк количество побед немецкого аса растет август 1940 г Bf-109E4

Ганс Йохим Марсейль - самый результативный летчик на Западном театре боевых действий, нацистская пресса удостоила его титула «Звезда Африки».

Воздушная война над рейхом.

Через два года основной задачей люфтваффе стала защита своего дома. Британские тяжелые бомбардировщики атаковали рейх по ночам, бомбардировщики США действовали днем. Ночная воздушная война породила своих собственных асов, а два из них могли похвалиться более чем ста победами.

К дневным перехватам сначала привлекли истребителей, атаковавших не эскортируемые американские бомбардировщики. Но бомбардировщики летали тесным строем, поэтому истребители могли быть сбиты огнем устрашающего количества тяжелых пулеметов. Однако если удавалось отделить бомбардировщик от строя, то его могли уничтожить с меньшим риском.

Результаты атак формально засчитывались по немецкой «системе результатов», показывающей продвижение летчика к высшим наградам за храбрость. Уничтожение четырехмоторного бомбардировщика оценивалось в 3 очка, а отделение одного от строя давало 2 очка. Сбитый истребитель противника оценивался в 1 очко.

Набравший двенадцать очков заслуживал Германский Крест в золоте, за 40 очков давался Рыцарский Крест.

Обер-лейтенант Эгон Майер первый кто сбил сто самолетов в небе Западной Европы. Он обнаружил, что лучший способ атаковать строй бомбардировщиков США - это заходить им, прямо в лоб с небольшим превышением высоты. Только некоторые пулеметы бомбардировщиков могли вести огонь в этом направлении, а попадание в кабину бомбардировщика - верный способ отправить самолет на землю.

Но скорость сближения при этом жутко возрастала, пилот истребителя имел в лучшем случае одну секунду, чтобы уйти в сторону, в противном случае он мог столкнуться со своей целью. В конечном счете, ВВС США добавили пулеметную турель впереди -под фюзеляжем своих В-17, но тактика Майера применялась до конца войны.

Вооружение некоторых «Фокке-Вульфов» Fw-190 увеличили до шести 20-мм пушек, что давало им шанс уничтожить бомбардировщик в первом заходе. Но в результате самолеты стали медленнее и менее маневренны, требуя прикрытия от американских одноместных истребителей.

Применение неуправляемых ракет R4M класса «воздух-воздух» вызвало новое противоречие между огневой мощью и летными характеристиками.

Отметим, что на небольшую часть пилотов приходилась огромная доля сбитых самолетов. По крайней мере 15 экспертов сбили по 20 четырехмоторных бомбардировщиков США каждый, трое асов уничтожили более 30 самолетов каждый.

Появление американских «Мустангов» Р-51 над Берлином сигнализировало о приближении войны к концу, хотя Геринг не признавал их существования, считая, что он может их прогнать.

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

В 1944 г. удача отвернулась от многих экспертов. Истребители союзников не уступали, а то и превосходили их немецких противников, и их было намного больше.

Пилоты союзников направлялись в бой после интенсивных тренировок, в то время когда новые пилоты люфтваффе вступали в бой все с меньшей и меньшей подготовкой. Пилоты союзников докладывали о постоянном падении среднего уровня мастерства их противников, хотя вступление в бой с одним из экспертов всегда относилось ими к неожиданным сюрпризам. К таким как появление реактивного Ме-2б2.

Продолжение смотрим Асы Геринга на разных фронтах

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.


Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.

Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.

Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.

За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru


Хотя сам по себе грубый подсчет количества сбитых самолетов противника, не может служить мерилом мастерства пилота. Не подвергая сомнению количество сбитых самолетов, в данной статье говорим именно о лучших асах люфтваффе Германии .

Будут конечно же статьи и о наших русских пилотах, которые не имея столь впечатляющих счетов, несомненно были лучшими асами Второй мировой войны.
Вклад наших дедов в победу гораздо весомее западных союзников.
45 0000 САМОЛЕТОВ противника БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ИМЕННО НАШИМИ ЛЕТЧИКАМИ, против 25 000 подбитых нашими западными союзниками.И что бы эти цифры не были просто цифрами, небольшое отступление.
Наиболее эффективной воевавшей на восточном фронте, укомплектованная лучшими асами люфтваффе Германии была авиа группа JG54.
Это элитное подразделение «Зеленое сердце» на начало войны 22 июня 1941 года имело в своем составе 112 летчиков высочайшей летной квалификации. К завершению войны из этих пилотов асов, живыми остались только четверо.
Для справки таблица побед и потерь люфтваффе.

Лучшие немецкие асы Количество сбитых самолетов Комментарии Награды Название авиасоединения Восток Запад Самолет летчика
Эрих Хартманн 352 Первый сбитый ноябрь 1942, сам был сбит в третьем вылете, 11 сбитых в один день KCOSD JG 52 352 - Bf 109
Герхард Barkhorn 301 KCOs JG 52, 6, СП 44 301 - Bf 109
Гюнтер Rall 275 два ранения KCOs JG 52, 11, 300 272 3 Bf 109
Отто Киттель 267 583 самолето-вылетов, сбит и погиб февраль 45 нашим истребителем KCOs JG 54 267 - Fw 190
Вальтер Новотны 258 погиб ноябрь 44 KCOSD JG 54, Kdo.Ноябрь 255 3 Fw 190
Вильгельм Бац 237 - KCOs JG 52 232 5 Bf 109
Эрих Rudorffer 222 1000 + вылеты, 16 раз сбит KCOs JG 2, 54, 7 136 86 Fw 190
Хайнц Бэр 220 сбит 18 раз KCOs различные 96 124 различный
Герман Граф 211 830 + самолето-вылетов KCOSD различные 201 10 Fw 190
Генрих Ehler 209 - ККО JG, 5, 7 209 - Bf 109
Теодор Weissenburger 208 500 + вылетов ККО JG 77, 5, 7 175 33 Bf 109
Ханс Филипп 206 октябрь 43 го, сбил Роберт С. Джонсон KCOs JG 76, 54, 1 177 29 Fw 190
Вальтер Шук 206 - ККО JG 5, 7 198 8 Bf 109
Антон Хафнер 204 -795 вылетов, погиб октябрь 44 го ККО JG 51 184 20 -
Гельмут Lipfert 203 - ККО JG 52, 53 199 4 Bf 109
Вальтер Krupinksi 197 - ККО JG 52 177 20 Bf 109
Антон Хакл 192 - KCOs JG 77 130 62 Bf 109
Йоахим Brendel 189 - ККО JG 51 189 - Fw 190
Макс Stotz 189 -август 43 го сбит под Витебском ККО JG 54 173 16 Fw 190
Йоахим Киршнер 188 - ККО JG 3 167 21 Bf 109
Курт Br? ndle 180 - ККО JG 53, 3 160 20 Bf 109
Гюнтер Йостен 178 - ККО JG 51 178 - -
Йоханнес «Маки» Steinhoff 176 - KCOs JG 52 148 28 Bf 109
Гюнтер Шак 174 - ККО JG 51 174 - -
Хайнц Шмидт 173 - ККО JG 52 173 - Bf 109
Эмиль «Bully» Ланг 173 18 в один день ККО JG 54 148 25 Fw 190
Ханс-Йоахим Марсель 158 388 боевых вылетов-погиб в сентябре 1942 года KCOSD JG 27 - 158 Bf 109
Адольф Галланд 104 - KCOSD JG.26, JG.27, JV.44 - 104 Bf 109, Me 262
Рыцарский крест (КС) с дубовыми листьями (O), мечами (S), и брильянтами (D).

Служило около 2500 асов - пилотов, сбивших пять и более самолетов противника. А самый ус­пешный летчик союзников Иван Никитович Кожедуб сбил 62 немецких самолета, в то время как лич­ный счет восьми немецких пилотов превысил 100 самолетов. Этим отчасти объясняется факт, что пилоты люфтваффе сражались непрерывно годами, в отличие от противников, которых, по обыкновению, сбивали после 30-40 боевых вылетов.

Вальтер Новотны, 1920-1944, Гюнтер Rall, Генрих цу Зайн-Виттгенштейн

Вальтер Новотны стал первым лет­чиком-истребителем, чей счет до­стиг 250 сбитых самолетов в ходе 442 вылетов. В феврале 1944 г. его перевели с Восточного фронта руко­водить летной школой. 3атем ему поручили командование первым в мире подразделением реактивных самолетов. 8 ноября 1944 г. он вы­летел на своем Ме-262 против груп­пы бомбардировщиков. Реактивный самолет подбили в бою, парашют Новотны полностью не раскрылся.

Эрих - «Буби» Хартман,
1922-1993 г.г слева, и командир Герхард Barkhorn

Лучший ас люфтваффе , самый успешный летчик-истреби­тель в истории, одержал 352 победы за 1425 вылетов. Примечательно, что он одержал большую часть своих побед в последние два года войны.
Его самолет был подбит 16 раз, он дважды выбрасывался с парашю­том, но никогда не был ранен сам.
Получив десять лет строгого режима, пocnе освобождения он возвращается в ВВС и становится командиром первого крыла реактив­ных самолетов в ФРГ.

Ганс Шнауфер, 1922-1950 со своим 126 победами Шнауфер стал самым результативным в мире асом среди ночных летчиков-истре­бителей. Известный как «Ночной призрак», он летал на Ме-110, и его эскадра сбила около 700 бомбарди­ровщиков союзников. Его истреби­тель с отметками побед выставили на шоу в Гайд-Парке пocле войны.
Шнауфер погиб в автомобильной аварии недалеко от Биарица.

Йоахим Марсейль, 1920-1942

Наиболее талантливый ас, семь из его 158 побед были в Северной Африке. Его наградили бриллиантами к Рыцарскому Кресту пocле уничтожения 17 (!) британских самолетов в один день. 30 сентября 1942 г., двигатель его Bf-109G-2 за­горелся. Марсейль направил само­лет в сторону от своей территории. Затем он покинул машину. Ударив­шись о хвост самолета, в бессозна­тельном состоянии он так и не рас­крыл свой парашют.

Адольф Галланд, 1911- 1994 г.г

Галланд отточил свое мастерство в Испании, сделав 280 вылетов в Легионе „Кондор". Он перевелся со штурмовика на истребитель и стал асом в Битве за Британию, добившись 57 побед. Назначен гене­ральным инспектором истребитель­ной авиации после смерти Вернера Moлдepca в 1941 г. К этому времени он имел 96 побед и продолжал лич­но вылетать на операции на истре­бителе, не повинуясь приказам. Он был известен своей склонностью к хорошему бренди, дорогим сига­рам и женщинам, которых привлека­ла его слава. После увольнения его Гитлером в качестве „козла отпуще­ния" за неудачи ПВО Германии, он командовал эскадрильей реактивных истребителей. Их запоздалый успех доказывал, что Галланд был прав, отстаивая в свое время их производ­ство.

Вернер Мёльдерс, 1913- 1941г.г

Вступив в , Мёльдерс стал асом со счетом 14 побед в «Легионе „Кондор". Он так­ жe первый летчик-истребитель, до­бившийся 100 побед во время Вто­рой мировой войны. Выдающийся лидер и супер пилот, Мёльдерс со­здал новую тактику боевого приме­нения истребителя, которая дала люфтваффе отчетливое преимуще­ство перед Королевскими ВВС во время Битвы за Британию. В 1941 году он стал первым человеком, награжденным Бриллиантами к Рыцар­скому кресту и Дубовыми Листьями и Мечами. Назначенный инспекто­ром истребительной авиации в 1941 г., погиб в авиакатастро­фе, направляясь на похороны генера­ла Эрнста Удета.

Анатолий Докучаев

РЕЙТИНГ АСОВ
Чьи летчики во Второй мировой войне были лучше?

Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Борис Сафонов... Это известные советские асы. А как смотрятся их результаты на фоне достижений лучших иностранных летчиков?

Определить самого эффективного мастера воздушного боя трудно, но, думается, все-таки можно. Как? Первоначально автор очерка попытался найти соответствующую методику. Для этого, по совету специалистов, применены следующие критерии. Первый, наиболее важный - против какого противника пришлось сражаться пилоту. Второй - характер боевой работы летчика, ведь одни вступали в поединки в любых условиях, другие вели боевые действия в качестве "свободных охотников". Третий - боевые возможности своих истребителей и противостоящих машин. Четвертый - количество (средний результат) сбитых самолетов противника за один вылет, за один проведенный бой. Пятый - число проигранных поединков. Шестой - количество сбитых машин. Седьмой - методика подсчета одержанных побед. И т.д. и т.п. (анализ всего имеющегося у автора фактического материала). Кожедуб, Покрышкин, Бонг, Джонсон, Хартманн и другие известные летчики получали определенное количество баллов с плюсом и минусом. Рейтинг пилотов (расчеты проведены на ЭВМ) получился, конечно, условный, но в его основе - объективные показатели.

Итак, Иван Кожедуб (ВВС СССР) - 1760 баллов. Николай Гулаев (ВВС СССР) - 1600, Эрих Хартманн (люфтваффе) - 1560, Ганс-Иоахим Марсель (люфтваффе) - 1400, Герд Баркхорн (люфтваффе) - 1400, Ричард Бонг (ВВС США) - 1380, Александр Покрышкин (ВВС СССР) - 1340. Такова первая семерка.

Понятно, многие читатели потребуют пояснения к приведенному рейтингу, а поэтому делаю это. Но вначале - о сильнейших представителях воздушных школ Второй мировой.

НАШИ

Наивысшего результата среди советских летчиков добился Иван Кожедуб - 62 воздушные победы.

Легендарный летчик родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.

Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.

Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.

В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за # 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г.)...

Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки - 12:2 в пользу советских асов.

В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу - Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом "свободной охоты" - на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с # 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.

19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников.

На личном счету Александра Покрышкина - 59 сбитых самолетов (плюс 6 в группе), Николая Гулаева - 57 (плюс 3), Григория Речкалова - 56 (плюс 6 в группе), Кирилла Евстигнеева - 53 (плюс 3 в группе), Арсения Ворожейкина - 52, Дмитрия Глинки - 50, Николая Скоморохова - 46 (плюс 8 в группе), Александра Колдунова - 46 (плюс 1 в группе), Николая Краснова - 44, Владимира Боброва - 43 (плюс 24 в группе), Сергея Моргунова - 43, Владимира Серова - 41 (плюс 6 в группе), Виталия Попкова - 41 (плюс 1 в группе), Алексея Алелюхина - 40 (плюс 17 в группе), Павла Муравьева - 40 (плюс 2 в группе).

Еще 40 советских летчика сбили от 30 до 40 самолетов каждый. Среди них - Сергей Луганский, Павел Камозин, Владимир Лавриненков, Василий Зайцев, Алексей Смирнов, Иван Степаненко, Андрей Боровых, Александр Клубов, Алексей Рязанов, Султан Амет-Хан.

27 советских летчиков-истребителей, удостоенных за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза, одержали от 22 до 62 побед, в общей сложности они сбили 1044 вражеских самолета (плюс 184 в группе). По 16 и более побед имеют свыше 800 пилотов. Наши асы (3% от всех летчиков) уничтожили 30% самолетов противника.

СОЮЗНИКИ И ПРОТИВНИКИ

Из союзников советских летчиков лучшими были американский пилот Ричард Бонг и английский - Джонни Джонсон.

Ричард Бонг в годы Второй мировой войны проявил себя на Тихоокеанском театре военных действий. За 200 боевых вылетов с декабря 1942 г. по декабрь 1944 г. сбил 40 самолетов противника - все японские. Летчика в США считают асом "всех времен", отмечая профессионализм и мужество. Летом 1944 г. Бонг назначается на должность инструктора, однако добровольно возвращается в свою часть летчиком-истребителем. Удостоен Почетной медали конгресса США - высшего знака отличия страны. Кроме Бонга, еще восемь пилотов ВВС США одержали 25 и более воздушных побед.

На боевом счету англичанина Джонни Джонсона - 38 сбитых вражеских самолетов, причем все истребители. В годы войны прошел путь от сержанта, летчика-истребителя до полковника, командира авиакрыла. Активный участник воздушной "Битвы за Британию". Свыше 25 воздушных побед еще у 13 пилотов ВВС Великобритании.

Следует назвать также имя французского летчика лейтенанта Пьера Клостермана, сбившего 33 фашистских самолета.

В ВВС Германии лидером являлся Эрих Хартманн. Немецкий пилот известен как самый удачливый летчик-истребитель в истории воздушного боя. Практически вся его служба прошла на советско-германском фронте, здесь он одержал 347 воздушных побед, на его счету имеется и 5 сбитых американских - Р-51 "Мустанг" (всего 352).

Начал службу в люфтваффе в 1940 г., на Восточный фронт направлен в 1942 г. Сражался на истребителе Вf-109. В третьем же вылете его сбили.

Одержав первую победу (сбил штурмовик Ил-2) в ноябре 1942 г., был ранен. К середине 1943 г. на его счету 34 самолета, что не являлось каким-то исключением. Но 7 июля того же года вышел победителем в 7 поединках, а через два месяца довел счет своих воздушных побед до 95. 24 августа 1944 г. (по утверждению самого пилота) сбил 6 самолетов только за один боевой вылет, к концу того же дня одержал еще 5 побед, доведя общее количество сбитых самолетов до 301. Последнюю воздушную схватку выиграл в последний день войны - 8 мая 1945 г. В общей сложности Хартманн совершил 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в бой. Дважды выбрасывался с парашютом из горящих машин.

В люфтваффе были и другие пилоты, которые имели солидные результаты: Герд Баркхорн - 301 победа, Гюнтер Ралль - 275, Отто Киттель - 267, Вальтер Новотный - 258, Вильгельм Бац - 237, Эрих Рудорфер - 222, Генрих Бер - 220, Герман Граф - 212, Теодор Вайсенбергер - 208.

106 пилотов германских ВВС уничтожили более чем по 100 самолетов противника каждый, в сумме - 15547, а 15 лучших - 3576 самолетов.

СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕД

А теперь пояснение к приведенному рейтингу. Логичнее сравнивать советские и германские ВВС: их представители сбили наибольшее количество самолетов, из их рядов вышел не один десяток асов. Наконец, на Восточном фронте решался исход Второй мировой.

В начале войны немецкие летчики были подготовлены лучше, чем советские пилоты, они имели опыт сражений в Испании, Польше, кампании на Западе. В люфтваффе сложилась добротная школа. Из нее выходили высококлассные бойцы. Так вот против них и сражались советские асы, поэтому их боевой счет в силу этого более весом, чем у лучших немецких летчиков. Сбивали ведь они профессионалов, а не слабачков.

Немцы обладали возможностью основательно готовить летчиков к первому бою в начале войны (450 часов летной подготовки; правда, во второй половине войны - 150 часов), осторожно "обкатывали" их в боевых условиях. Как правило, молодые не вступали сразу в поединки, а только наблюдали за ними со стороны. Осваивали, так сказать, методику. К примеру, Баркхорн в первых 100 вылетах на фронте не провел ни одного боя с советскими пилотами. Изучал их тактику, повадки, в решающие минуты уходил от встречи. И только набравшись опыта, ринулся в схватку. Так что на счету лучших немецких и российских летчиков, в том числе Кожедуба и Хартманна, разные по мастерству пилоты сбитых самолетов.

Многим советским летчикам в первый период Великой Отечественной, когда враг стремительно рвался в глубь СССР, приходилось вступать в бой, зачастую не имея хорошей выучки, иногда после 10-12 часов летной подготовки на новой марке самолета. Новички и попадали под пушечный, пулеметный огонь германских истребителей. С опытными же пилотами не все немецкие асы выдерживали противоборство.

"В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками, - отмечал в своей книге "Хорридо" Герд Баркхорн. - Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские летчики становились все более умелыми воздушными бойцами. Однажды в 1943 году мне пришлось на Bf-109G сражаться с одним советским летчиком, пилотировавшим ЛаГГ-3. Кок его машины был выкрашен в красный цвет, что означало - летчик из гвардейского полка. Это мы знали из данных разведки. Наш бой продолжался около 40 минут, и я не мог его одолеть. Мы вытворяли на своих машинах все, что только знали и могли. Все же были вынуждены разойтись. Да, это был настоящий мастер!"

Мастерство к советским летчикам на заключительном этапе войны приходило уже не только в боях. Была создана гибкая, приспособленная к военным условиям система обучения авиационных кадров. Так, в 1944 г. по сравнению с 41-м налет в расчете на одного летчика увеличился более чем в 4 раза. С переходом стратегической инициативы к нашим войскам на фронтах стали создаваться полковые учебные центры по подготовке пополнений к боевым действиям.

Успехам Хартманна, других немецких летчиков в немалой степени способствовало то, что многим из них, в отличие от наших пилотов, дозволялось на протяжении всей войны вести "свободную охоту", т.е. вступать в бой в благоприятных для себя условиях.

Следует также откровенно признать: достижения немецких летчиков во многом связаны с качеством техники, на которой они воевали, хотя и тут не все просто.

"Личные" истребители асов противоборствующих сторон не уступали друг другу. Иван Кожедуб дрался на Ла-5 (в конце войны на Ла-7). Эта машина ни в чем не уступала немецкому Мессершмитт Bf-109, на котором воевал Хартманн. По скорости (648 км/час) "Лавочкин" превосходил отдельные модификации "мессеров", однако уступал им в маневренности. Не слабее немецких Мессершмитт Bf-109 и Фокке-Вульф Fw 190 были американские истребители Р-39 "Аэрокобра", и Р-38 "Лайтинг". На первом сражался Александр Покрышкин, на втором - Ричард Бонг.

Но в целом по своим ТТХ многие самолеты советских ВВС уступали машинам люфтваффе. И речь не только об истребителях И-15, И-15 бис. Германские истребители, скажем правду, сохраняли преимущество до конца войны, ибо немецкие фирмы постоянно продолжали их совершенствовать. Уже под бомбежками союзной авиации они сумели произвести около 2000 реактивных истребителей Мессершмитт Me163 и Me262, скорость которых достигла 900 км/час.

И потом, данные о сбитых самолетах нельзя рассматривать в отрыве от количества боевых вылетов, проведенных боев. Скажем, Хартманн в общей сложности совершил за годы войны 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в схватки. Кожедуб сделал за войну 330 боевых вылетов, провел 120 боев. Получается, советскому асу на один сбитый самолет требовалось 2 воздушных боя, немецкому - 2,5. Нужно учесть, что Хартманн проиграл 2 поединка, ему пришлось прыгать с парашютом. Однажды он даже попал в плен, но, воспользовавшись хорошим знанием русского языка, сбежал.

Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчета сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолету, считалось, летчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны сотни, тысячи случаев, когда поврежденные самолеты возвращались на аэродромы. Когда же добротные немецкие кинофотопулеметы отказывали, то счет велся самим пилотом. Западные исследователи, когда заводят речь о результативности летчиков люфтваффе, часто применяют фразу "по утверждению пилота". К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолетов за один боевой вылет, но других подтверждений этому нет.

На отечественных самолетах фотоаппаратура, фиксировавшая попадания в машины противника, стала устанавливаться практически в конце войны, причем она служила дополнительным средством контроля. На личный счет советских пилотов заносились победы, только подтвержденные участниками данного боя и наземными наблюдателями.

К тому же советские асы никогда не приписывали себе самолеты, уничтоженные совместно с новичками, так как те начинали свой боевой путь, самоутверждались. Немало таких "подачек" в активе у Кожедуба. Так что его счет другой, чем тот, что занесен в энциклопедии. Он редко возвращался из боевого вылета без победы. По этому показателю его превосходит, пожалуй, лишь Николай Гулаев. Теперь, видимо, читателю понятно, почему рейтинг Ивана Кожедуба самый высокий, а Николай Гулаев идет в списке вторым.

Loading...Loading...