Павел пологов. Пологов павел андреевич Смотреть значение Пологов, Павел Андреевич в других словарях

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 23 сентября 1913 года в заводском посёлке Нижний Тагил (ныне город Свердловской области). Окончил 6 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1927 года работал слесарем доменного цеха на металлургическом заводе им. Куйбышева. В ноябре 1934 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1935 году окончил военную авиационную школу в городе Оренбурге, в 1937 году - военную авиационную школу в городе Борисоглебске. Служил лётчиком в частях ВВС Забайкальского военного округа.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году (в составе неустановленного полка), совершил 59 боевых вылетов, воздушных побед не имел. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 149-го ИАП и 68-го ИАП, летал на И-16, воздушных побед не имел.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант П. А Пологов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 149-го ИАП (64-я АД, ВВС Киевского особого военного округа), летал на И-16 и ЛаГГ-3. 30 августа 1941 года тяжело ранен в ногу, отправлен в госпиталь. После лечения, в марте 1942 года направлен в 737-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-1.

К 7 июля 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 5 и в составе пары 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 18 личных и 12 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. 7 июля 1943 года назначен командиром 163-го ИАП, летал на Як-7 и Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1724).

3 апреля 1944 года подполковник П. А. Пологов, вылетав на боевое задание, в составе пары завязал бой с 12 истребителями ФВ-190, один из которых сбил. В это время появились 18 транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, сбил один самолёт, но сам был подбит истребителями противника. На горящем Як-9 таранил ФВ-190 и сумел воспользоваться парашютом. В этом бою получил ожоги 2-й степени и пулевое ранение в правую руку. Больше на боевые задания не летал.

В июне 1944 года убыл на учёбу. Всего совершил более 600 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе пары 4 самолёта противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. С 1949 года подполковник П. А. Пологов - в запасе. Жил в городе Свердловске (ныне - Екатеринбург). Работал в диспетчерской службе Уральского турбинного завода. Умер 22 ноября 2001 года, похоронен на Широкореченском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (1941, 30.03.1943, 10.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (20.01.1943, 26.02.1943), Красной Звезды (1940); медалями.


* * *
Список известных воздушных побед П. А. Пологова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.06.1942 1 Ме-109 (в паре) Башкино ЛаГГ-3
01.07.1942 1 Ме-109 (в паре) Степановка
02.07.1942 1 Ме-109 (в паре) Расховец
07.07.1942 1 Ме-109 Малышево
13.08.1942 1 Ме-109 юго-восточнее отметка 173 (район Воронежа)
02.10.1942 1 Ме-109 юго-западнее Раменье
06.03.1943 1 Ме-109 Соколово Як-1
06.07.1943 1 Ю-87 Яковлево
17.07.1943 1 Ю-88 севернее Верхняя Гнилуша Як-7
1 ФВ-189 (в паре)
04.08.1943 1 Ю-88 Красный Пахарь
1 Ю-87 Попово - Хлюстовка
1 Ю-87 Колки
14.09.1943 1 ФВ-190 западнее Круты
03.04.1944 1 Ю-52 севернее Колодяжное Як-9
2 ФВ-190 (1 сбит тараном)

Всего сбитых самолётов - 13 + 4; боевых вылетов - более 600; воздушных боёв - более 100.

По наградному материалу итоговый боевой счёт составил 18 + 12, но это не подтверждается оперативными и отчётными документами.

Из фотоматериалов разных лет:

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Образование 6 классов. В 1927 году окончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева .

В ноябре 1934 года П. А. Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии . В 1935 году Павел Андреевич окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске . После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе . В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол . В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт - японский самолёт-разведчик И-97 . За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени .

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке. Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок , с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Павел Андреевич воевал почти на всех типах истребителей: И-16 , И-153 бис , МиГ-3 , ЛаГГ-3 , Ла-5 , Як-1 , Як-7Б и Як-9 . В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт . За время боевой работы в полку, несмотря на нехватку самолётов и топлива, лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109). 30 августа 1941 года лейтенант А. П. Пологов в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал , в Оренбург, где Павел Андреевич был, наконец, прооперирован. В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.


Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.


Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод, (ныне город Нижний Тагил), Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халкин - Гол 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.

С 1949 года Полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин - Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско - Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил на Южном фронте. Под Львовом в Августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка Майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 - лично и 12 - в группе. Он по - праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Б

удучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) Лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко - фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам!". В течение Мая лётчики этого полка (командир - Майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

В середине Июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 Июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто - вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики - истребители Подполковник П. А. Пологов, Капитан В. С. Богатырев, Старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу "Фокке - Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сби

л 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 - подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 Апреля (по другим источникам - 15 Марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Он пытался резким маневром уйти из - под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника.

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение:

"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории".

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно - Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника (некоторые источники указывают на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах). Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов

Loading...Loading...