Химия в деревообработке. Защита древесины народными средствами Травление дерева в домашних условиях

Протравливание древесины - это процесс окрашивания древесины специальными протравами, в результате которого она приобретает более красивый цвет (к примеру, ореха, или чёрного дерева).

Древесина лиственных пород поддаётся протравливанию лучше остальных. А если протравливать хвойные породы, то это далеко не всегда может дать нужный эффект.

Существует два способа, с помощью которых достигается глубокое тонирование:

1. Ручное окрашивание . При этом используется тампон или старая малярная кисть. Для тампона подойдёт полотняная ткань, которая не должна оставлять на обрабатываемой поверхности волокна.

2. Вымачивание в протраве . Чёткого установленного времени, нужного для выдерживания древесины в протраве, не существует. Дело в том, что это зависит от конкретной древесной породы, а также от её влажности и толщины. Поэтому руководствуйтесь собственным впечатлением от полученного цвета.

Перед тем, как будете протравливать древесину, немного увлажните её.

Все составы для протравливания морилки - подразделяются на три группы. Перечислим их и опишем основные принципы работы с ними.

1. Морилки на водной основе . Их разводят так, как написано на упаковке. Прежде чем начать работу, обязательно проверьте тон на ненужном кусочке древесины. Ведь если Вы сделаете тон светлее, чем нужно, то это можно быстро исправить. А вот более тёмный тон осветлить вряд ли удастся. Перед нанесением морилки покройте пол. Для этого подойдут старые газеты. Морилку нужно наносить кистью в том направлении, в каком расположены волокна древесины. Слегка наклоняете мебель или её элемент и начинаете красить сверху вниз. При этом, чтобы состав не лёг пятнами, не стоит брать на кисть очень много морилки.

2. Масляные морилки. Эту разновидность наносят на древесину, после чего мебель должна просохнуть в течение суток. Чтобы тон получился более тёмным, морилку наносят ещё раз. Когда древесина полностью высохнет, нужно отшлифовать её тонкой наждачкой. Потом протираете поверхность тряпочкой, смоченной в скипидаре.

3. Самодельные морилки. Результат от самодельных морилок ничуть не хуже действия покупных. При этом их огромное преимущество - меньшая стоимость. Далее мы расскажем о том, как можно самостоятельно приготовить морилки. Одно общее правило: краска добавляется в воду, а не вода в краску!

Все составы для протравливания очень токсичны, поэтому используйте для защиты специальную одежду и резиновые перчатки. Хорошо, если Вы будете в респираторе.

Итак. Протравами называют красители, необходимые для глубокого тонирования. Их достаточно много. Это медный и железный купоросы, калиевый и натриевый хромпики, марганцовка, сернокислая и хлорная медь, хлористый кальций, аммиак, квасцы, сернокислое и хлорное железо, цинковый купорос и другие.

Марганцовка хороша для усиления бурого или коричневого цвета древесины. Если сделать смесь из марганцовки и сернокислой магнезии в равных пропорциях, получится оптимальный краситель. Такую смесь нужно разбавлять горячей водой. Благодаря красителям на основе марганцовки древесина сначала окрашивается в вишнёвый, а затем в коричневый цвет. Знайте об одной тонкости: под влиянием солнечного света окрашенная таким способом древесина светлеет.

  • Если Вы хотите окрасить строганный шпон в голубой, или чёрный цвет , то его нужно вымачивать в настое железного порошка и дубовых опилок. Для достижения столь интересного эффекта потребуется подождать 5 - 6 дней.
  • Собираетесь получить синюю древесину ? Тогда берёте азотную кислоту, разбавленную водой, и засыпаете туда медные опилки. Доводите эту смесь до кипения и наблюдаете, как медные опилки растворятся. Дайте полученному составу остыть и разведите его в равном соотношении водой. Когда закончите вымачивать древесину, то обильно обработайте её раствором питьевой соды. /li>
  • Для создания коричневой морилки для дуба, ореха или красного дерева понадобятся кристаллы перманганата калия, вандейковского коричневого или орехового пигмента. Их можно приобрести в специальных магазинах. Кристаллы растворяются в тёплой воде.

Анилиновые краски нужны для получения различных оттенков коричневого цвета. Они продаются в порошке и хорошо растворимы в воде, масле или скипидаре. Чтобы сделать тёмную морилку, нужно смешать бисмарковскую коричневую и вандейковскую коричневую краски. Для этого разводите каждую краску в тёплой воде. В каждый из растворов добавляете по капельке уксуса и 7 мл клея. После этого смешиваете их и смотрите на оттенок: если нужен оттенок светлее, то добавляете больше воды.

Благодаря медному купоросу дуб приобретает серо-голубой оттенок, а тон красного дерева приглушается. Разводите кристаллики медного купороса в воде и покрываете древесину. Особенность медного купороса в том, что эффект от его воздействия проявляется лишь после высыхании древесины.

Нашатырный спирт делает древесину дуба ещё более тёмной. Для этой цели подходит 88%-ный нашатырный спирт. Работать с ним нужно крайне осторожно, лучше на свежем воздухе. Помните о том, что смесь на основе нашатыря спустя час теряет свои свойства, поэтому работайте быстро и не замешивайте сразу большое количество смеси. Вообще добавление капли нашатырного спирта в любую морилку полезно для лучшего прилипания краски к древесине.

По окончании работы обязательно проверьте, чтобы тон окраски был равномерным. Ни в коем случае не должно быть неокрашенных мест. Именно поэтому морилку наносят в месте, которое хорошо освещено. В идеале нужно работать при дневном свете.

Процесс протравливания древесины заканчивается покрытием слоем лака, полировки или воском. Это уже зависит только от Вашего желания.

Медные, латунные и бронзовые изделия обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 100 г тринатрийфосфата и 10-20 мл жидкого стекла. После обезжиривания изделие тщательно промывают в горячей воде и погружают на 30-60 секунд в 5%-ю соляную кислоту для удаления слоя оксидов металла, после чего изделие еще раз промывают водой и сразу же переносят в раствор для нанесения покрытия.
Для "окраски" медных изделий в различные цвета рекомендуют использовать следующие рецепты

17. Растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой , коричневой или даже черной. В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди (I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu2O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu2O укрупняются, становятся темно красными , отсюда и изменение цвета покрытия

18. Готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им "бронзовый " вид

19. Растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета . При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu2CO3 (OH) 2.

20. Медь чернят раствором сорной печени. Для получения серной печени в железной банке сплавляют 1 часть (по массе) серы и 2 части поташа. После охлаждения стеклообразную черную массу извлекают из банки и мелко дробят. Хранить серную печень можно только в герметичной посуде. Делают 10-15%-ный раствор серной печени в воде, доводят раствор до кипения и в него опускают детали. Время чернения 0,5 - 1 мин. Если изделие сложное - состоит из деталей, то их чернят и полируют до сборки.
21. Латунь чернят в следующем растворе: 200 г углекислой меди и 1 г аммиака (25%-ного) растворяют в 1 л воды. Детали обрабатывают в растворе при температуре 30-40°С, время обработки 3-5 мин

22. "Преобразователь ржавчины " превращает ее в прочное покрытие поверхности коричневого цвета. На изделие кистью или пульверизатором наносят 15-30%-й водный раствор ортофосфорной кислоты и дают изделию высохнуть на воздухе. Еще лучше использовать ортофосфорную кислоту с добавками, например, 4 мл бутилового спирта или 15 г винной кислоты на 1 л раствора ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота переводит компоненты ржавчины в ортофосфат железа FePO4, который создает на поверхности защитную пленку. Одновременно винная кислота связывает часть производных железа в тартратные комплексы.

23. Старинный рецепт мази для защиты металла от ржавчины таков: растапливают 100 г свиного жира, добавляют 1,5 г камфоры, снимают с расплава пену и смешивают его с графитом, растертым в порошок, чтобы состав стал черным. Остывшей мазью смазывают металл и оставляют его на сутки, а потом полируют металл шерстяной тряпочкой.

Грунтование стен операция по созданию промежуточного слоя (грунтовки), прочно сцепляемого и с оштукатуренной поверхностью, и со слоем шпатлевки, побелки или краски. Одновременно заделываются трещины.
Смеси для грунтовки на олифе.
24. Купоросная грунтовка: растворяют в 2-3 л кипящей воды 150-200 г медного купороса, отдельно растворяют в 2-3 л воды 200 г столярного клея. К раствору клея добавляют 25-30 мл олифы, процеживают и приливают раствор медного купороса, 250 г наструганного хозяйственного мыла и 2-3 кг порошка мела, а потом доливают воды до 10 л. Смесь процеживают через сетчатую ткань (например, через марлю)

25. Квасцовая грунтовка содержит в 10 л воды 150-200 г алюмокалиевых квасцов, 200 г мыла, 200 г столярного клея, 25-30 мл олифы и 2-3 кг порошка мела, а готовят ее так же, как и купоросную

26. Мыловаренная грунтовка состоит из 2-3 кг гашеной извести, 500 г мыла, 100 г олифы и воды. Сначала растворяют мыло в 2-3 л кипящей воды и вливают в этот раствор при тщательном перемешивании олифу. Затем в полученную эмульсию добавляют гашеную известь, смешанную с небольшим количеством воды до тестообразного состояния. Смесь тщательно перемешивают и доливают воду до 10 л.

* ОБРАБОТКА ДЕРЕВА *

Имитация ценных пород дерева

Под светлый дуб. 60 г катеху варят в 140 мл воды до сиропообразной жидкости, затем добавляют 5 г двухромовокалиевой соли и 40 мл воды и вываривают до густоты теста, дают затвердеть и измельчают в порошок. 100 г полученного порошка кипятят с 2 л воды в течение нескольких минут и наносят на дерево.

Под темный дуб. 50 г кассельской бурой краски, 5 г поташа, 100 мл дистиллированной воды варят до густоты сиропа, дают затвердеть и превращают в порошок.

Под серый клен. 10 г мыла, 200 мл воды в этот раствор погружают дерево на 3-4 часа, обмывают, сушат и кладут на час в раствор азотнокислого железа, промывают и опускают в раствор соды (2:100), затем в раствор (1 г индигокармина, 80 мл воды). Для более темного цвета прибавляют отвар чернильных орешков (1:10).

Под ореховое дерево. 30 г английской соли, 30 г марганцовки и 1 л горячей воды. Раствор кистью наносят на дерево 1-2 раза. Для более темной окраски можно повторить смазывание.

Под красное дерево. 30 г вишневого анилинового красителя, 1,5 л горячей воды.

Под черное дерево. 40 г кампешевого экстракта, 1 л воды, кипятят и добавляют 1 г хромовокислого калия.

Под розовое дерево. На хорошо отполированный клен кистью (разделенный на несколько частей) наносят раствор анилинового красителя: 10 г розеина, 10 г кораллина и 1 л спирта. Жилки наносят на расстоянии 8-12 мм. После высыхания жилки наводят вторично. Затем наводят темные жилки таким же образом, следующим раствором: 10 г кораллина, 10 г розеина, 5 г анилина коричневого, 200 мл спирта. Темные и светлые жилки должны переплетаться между собой на фоне дерева.

Под палисандровое дерево. Ореховое дерево шлифуют пемзой, затем губкой покрывают раствором коричневого анилинового красителя разведенного на спирту. Темные жилки наносят отваром кампешевого экстракта тонкой кистью.

Под кипарисовое дерево. 20 г катеху, 10 г едкого натра, 1 л воды. Любое мягкое дерево варят в этом растворе 2-3 часа, затем высушивают.

Золочение, серебрение, бронзирование дерева

Сначала подготавливают грунт, заполняют поры шеллаком, затем на дерево наносят слой масла смешанного с краской. Белилами для серебрения. Золотистой охрой для золочения или светлого бронзирования. Зеленой охрой для золочения или темного бронзирования. Для быстрого высыхания к краскам добавляют 15-20% масляного лака.

Обработка дерева от загнивания

Берут сухое дерево и растворив смолу, погружают в нее на несколько минут. Если дерево не достаточно сухое, то его предварительно обрабатывают медным купоросом.

Огнеупорная обработка дерева

Простейший способ предохранения дерева от огня и от загнивания, это обмазка его жидким стеклом. Жидкое стекло наносят на дерево, дают ему проникнуть в поры и просохнуть, затвердеть, затем наносят еще 2-3 слоя таким же методом.

Способ получения светлых рисунков на дереве, протравленном в коричневый цвет

Деревянные изделия протравливают в коричневый цвет раствором, состоящим из 1 части марганцовки и 20 частей теплой воды. После просушки воспроизводят на них желаемые рисунки 3%-ным раствором лимонной кислоты при помощи маленькой кисточки - этот раствор уничтожает коричневую окраску. По окончании травления изделия надо чуть-чуть подсушить и промыть водой.

Рисунок надо наносить при помощи шаблонов, затем изделия покройте лаком. Таким способом можно отделывать любые деревянные изделия, начиная с простых разделочных досок и кончая декоративными шкатулками.

Химическое гравирование дерева

Если поверхность дерева покрыть вначале азотной, а потом соляной кислотой, то дерево делается мягким на глубину до 2 мм. При пользовании обеими кислотами дерево становится белого цвета, если же употреблять одну азотную кислоту, то оно принимает черную окраску. Этим способом можно воспользоваться для химического гравирования, причем те места рисунка, которые должны оставаться выпуклыми, необходимо защитить от действия кислоты. Их покрывают спиртовым лаком достаточной густоты или же расплавленным воском и парафином.

Окраска изделий из древесины

Отделка изделий из древесины

Отделка изделий из древесины может быть прозрачной, непрозрачной, имитационной и специальной.

Прозрачная отделка заключается в нанесении на поверхность древесины бесцветных или окрашенных прозрачных отделочных материалов, которые оттеняют, проявляют и сохраняют натуральный цвет и текстуру древесины.

Непрозрачная отделка полностью скрывает текстуру и цвет древесины, так как для нее применяют пигментированные, непрозрачные материалы.

Имитационная отделка - фанерование шпоном, текстурной бумагой, листовым пластиком, напрессовывание отделочных пленок - улучшает декоративные свойства древесины обычных пород, придавая им вид ценных пород или других природных материалов.

Специальная отделка - нанесение на поверхность древесины отделочного слоя из расплавленного или порошкообразного металла (металлизация), расплавленных полимерных материалов, а также выполнение различных декоративных работ непосредственно на древесине - мозаика из дерева, инкрустация, выжигание, тиснение, резьба.

Под отделку поверхность древесины надо тщательно подготовить: обессмолить (хвойные породы), отбелить, окрасить или протравить, прогрунтовать и прошпаклевать. Рассмотрим эти операции подробнее.

Обессмоливание древесины

Оно заключается в удалении с древесины хвойных пород смолистых веществ, препятствующих адгезии (прилипанию) отделочных материалов. Перед окраской масляными красками обессмоливание не обязательно, так как масляные краски к таким поверхностям прилипают вследствие однородности смол древесины и олифы, на которой готовят эти краски. Для обессмоливания чаще всего используют растворители. Например, сосна обессмоливается 25%-ным раствором технического ацетона. Его наносят кистью, затем поверхность промывают теплой водой и сушат. Для особо тщательного бессмоливания применяют этиловый спирт.

Наиболее распространенный состав для обессмоливания готовят из следующих компонентов (г): горячая вода - 1000; пищевая сода - 40-50; поташ - 50; мыльные хлопья - 25-40; спирт - 10, ацетон - 200. Горячий раствор флейцем наносят на поверхность, после чего ее промывают теплой водой и сушат. Свежеструганную древесину можно обессмолить также 5 -10%-ным раствором кальцинированной соды с температурой 40-60 °С. Им протирают поверхность древесины 2-3 раза, затем обильно промывают водой и сушат.

Отбеливание древесины

Его проводят обычно перед крашением для удаления пятен, получения более светлой поверхности. Традиционными отбеливающими средствами являются хлорная известь, щавелевая кислота, перекись водорода, перекись титана.

Щавелевую кислоту (10%-ный раствор) наносят на отбеливаемую поверхность, предварительно смоченную 20%-ным раствором гидросульфита натрия. Не более чем через 5 мин нанесенные составы смывают обычной водой. Для светлых пород - липы, березы, клена, тополя - рекомендуется раствор щавелевой кислоты (1,5 - 6,0 г) в кипяченой воде (100 г).

Хорошо промывает поверхность древесины после отбеливания, поднимает ворс и обессмоливает следующий состав (г): хлорная известь - 15; кальцинированная сода - 3; вода - 100. Сначала в горячей воде растворяют соду, охлаждают раствор и добавляют хлорную известь. После обработки этим раствором древесину промывают водой.

Эффективно обесцвечивает грецкий орех, бук, березу 30%-ный раствор перекиси водорода. Перед нанесением этого раствора поверхность древесины смачивают теплой водой, дают ей немного подсохнуть и обрабатывают 10%-ным раствором нашатырного спирта. Ясень и березу рекомендуется обесцвечивать смесью из 20%-ных растворов перекиси водорода и аммиака (1:10 по объему).

Хорошо отбеливает древесину клена, тополя, березы и делает более выразительной текстуру древесины карельской березы, анатолийского ореха известковое молоко. Чтобы приготовить его, нужно 10 г пищевой соды и 80 г хлорной извести растворить в 350 г воды и выдержать состав в темном месте около двух суток.

Для ускоренного отбеливания можно воспользоваться следующим составом (г): серной кислоты - 20; щавелевой кислоты - 15; перекиси натрия - 25 (или перекиси водорода - 10); воды - 1000. Поверхностное отбеливание проводят составом из 40 г поташа, 150 г хлорной извести, 1000 г воды.

Для обесцвечивания используют также лимонную или уксусную кислоту, разбавленную водой (50 г кислоты на 1 л воды).

Следует учитывать, что древесина некоторых пород при отбеливании приобретает порой самые неожиданные цветовые оттенки. Так, перекись водорода при долгой выдержке придает дубу зеленоватый оттенок. Грецкий орех с контрастной текстурой при отбеливании имеет серовато-голубые или розоватые оттенки. Анатолийский орех под действием 30%-ной перекиси водорода приобретает цвет "под золото".

После отбеливания древесина равномернее и чище окрашивается.

Крашение древесины

Эту операцию выполняют при прозрачной отделке для усиления естественной окраски древесины, придания ей необходимого или более глубокого цвета, для устранения дефектов - синевы, пятен, полос и т. д.

Крашение осуществляют одним из трех способов: прямым поверхностным, протравным или проявляемым.

Древесина хорошо окрашивается всеми красителями, применяющимися для хлопчатобумажных тканей, а также природными (в виде отваров из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д.), которые можно приготовить самостоятельно в домашних условиях.

Техника прямого поверхностного крашения проста. Сначала готовят состав: в воду, подогретую до 70°С, всыпают компоненты и перемешивают их до полного растворения; дают раствору отстояться в течение 3 суток и сливают в рабочую посуду. Поверхность древесины два-три раза смачивают влажной губкой и прошкуривают (тонкой или уже использованной шкуркой) легкими движениями руки, снимая поднявшийся ворс. Затем кистью или губкой в несколько приемов, до получения желаемого цвета, наносят красящий состав. Окрашенный материал или изделие сушат при комнатной температуре 1,5-2 часа, после чего протирают жесткой тканью, приглаживая ворс, листы шпона кладут под пресс. Если требуется тонирование, т. е. чтобы на прежнем одноцветном кусочке дерева, скажем, темные тона плавно и почти незаметно переходили в светлые, готовят три-четыре раствора красителя разной концентрации. Например, смешивают компонент и воду в соотношении 1:1; 2:1; 3:1 (по массе). Изделие покрывают сначала раствором самой слабой концентрации полностью, затем раствором средней концентрации - на 2/3 и завершают тонирование самым густым раствором - на 1/3. При сгущении красителя в каком-то одном месте следует темное пятно осторожно размыть водой или потереть ластиком.

Для прямого поверхностного крашения и тонирования древесины применяют чаще всего естественные красители - бейцы и морилки, продающиеся в хозяйственных магазинах.

Бейц - порошок, морилка - водный или спиртовой раствор красителя, готовый к применению.

Красящими веществами в бейцах и морилках являются гуминовые кислоты (содержатся в почвах, торфяниках, бурых углях), окрашивающие древесину на глубину 1-2 мм. По цвету морилки бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные. При добавлении в морилку отвара из шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий красивый оттенок. А капля черной туши позволит углубить цвет морилки.

Из синтетических красителей для древесины применяют главным образом кислотные, нигрозины и протравные.

Кислотные красители представляют собой натриевые, калиевые или кальциевые соли органических кислот. Они окрашивают древесину в яркие, чистые тона:
- в светло-коричневые - красители № 5, 6, 7, 16, 16В, 163, 17;
- в темно-коричневые - № 8Н, 12, 13.

Нигрозины могут быть водо- и спирторастворимыми. Так, водорастворимый 0,5%-ный нигрозин окрашивает древесину в синевато-серый цвет, а 5%-ный - в черный.

Распространены также и смесовые красители. Например: красновато-коричневые - № 3, 3В, 4; красно-коричневые - № 33,34.

Коричневый цвет приобретет древесина березы, бука, сосны, ели, лиственницы при прямом поверхностном окрашивании раствором пищевого уксуса (15 г на 1 л воды) или квасцов алюминиевых (55 г на 1 л воды).

Под орех можно окрасить раствором марганцовки (30 г на 1 л воды) березу, клен, сосну, ель, лиственницу.

Имитацию красного дерева даст анилиновая - вишневая краска, темно-красного - анилиновая краска "Понсо" (20-25 г на 1 л воды).

В черный цвет окрасит березу, тополь, сосну, ель сульфат натрия (глауберова соль).

Серый цвет придаст березовому шпону 0,1%-ный раствор нигрозина.

Наиболее интенсивно окрашивается древесина тогда, когда красящие вещества вступают во взаимодействие с дубильными веществами (в частности, с танином), содержащимися в древесине. Такие красящие вещества называются протравами. В процессе окраски ими массив древесины прокрашивается на значительную глубину, а шпон - насквозь.

Лучше всего окраску воспринимает таниносодержащая древесина - бук, дуб, орех, каштан, хуже - древесина липы, березы, где танина значительно меньше. Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, нужно капнуть на нее 5%-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания капли не изменит цвет, при их наличии - на поверхности останется черное или серое пятно.

Насыщение древесины (березы, липы, ольхи, тополя, сосны и др.) танином осуществляют следующим образом. В эмалированную посуду помещают массив древесины (шпон) и толченые дубовые галлы в соотношении 3:1 (по массе), наливают воду и кипятят в течение 10 мин. Затем древесину сушат и смачивают протравой; через несколько часов споласкивают в чистой проточной воде и помещают в раствор красителя. Вместо галлов можно взять кору ивы или молодого дуба, но ее надо предварительно проварить несколько минут на среднем огне, раствор остудить и только после этого опускать в него древесину. Можно также обработать древесину перед травлением 0,2-0,5 %-ным раствором пирогалловой кислоты.

Протравы готовят, растворяя химические вещества в воде, нагретой до 70 °С. В этот раствор окунают при окрашивании древесину или шпон.

Поверхности значительных размеров окрашивают кистью.

Протравное крашение не дает вуали, толщина окраски получается равномерной.

Для окрашивания древесины разных пород рекомендуются следующие протравы:
- для дуба - хромпик 1-4%-ный (коричневый); медный купорос 2-4%-ный (под орех); железный купорос 0,5-2%-ный (черный);
- для бука - железный купорос 2-4%-ный (коричневый); хромпик 2-3%-ный (зеленовато-желтый);
- для березы - хромпик 2-4%-ный (коричневый); железный купорос 4%-ный (коричнево-желтый);
- для сосны - хромпик 1-4%-ный (коричневый); медный купорос 1,5-5%-ный (под красное дерево);
- для лиственницы - хромпик 2-4%-ный (коричневый); железный купорос 2-4%-ный (коричнево-серый).

Березовый шпон при длительной выдержке в 5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый цвет, а после травления 3,5%-ной марганцовкой - золотисто-коричневый.

Древесина березы в 3,5%-ном растворе желтой кровяной соли (железистосинеродистый калий) окрасится в красно-коричневый цвет.

Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется на березовом шпоне после выдержки его около 3 суток в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды). Мореный орех в таком же растворе станет дымчато-серым, бук - коричневым. В желтый цвет окрасится шпон из светлой древесины, обработанный раствором хлористого калия (10 г на 1 л воды температурой 100 °С). Шпон, выдержанный около 6 дней в настое дубовых и железных опилок, приобретает серый, голубой или черный цвет. При вымачивании дубового шпона в растворе уксуса и железной стружки получают иссиня-черный цвет мореного дуба.

Быстро придать древесине черный тон можно, поместив ее на сутки в раствор уксусной кислоты с ржавчиной.

Перед сушкой древесину обрабатывают (нейтрализуют) раствором пищевой соды.

Краситель синего цвета создают, разбавив азотную кислоту водой и всыпав туда медные опилки. Смесь нагревают до кипения - опилки растворяются. Остывший состав разводят водой (1:1). Вымоченную в нем древесину необходимо нейтрализовать раствором пищевой соды.

Шпон из ели и ясеня, опущенный в смесь азотной кислоты (1:1), приобретает устойчивую красновато-желтую окраску.

Мореный дуб синевато-серого тона получится после травления хлорным и сернокислым железом, коричневого - хромовокислым и двухромовокислым калием, желто-коричневого - хлорной и сернокислой медью.

Основой многих природных красителей являются растения, кора деревьев, древесные опилки и др. Для крашения из них следует приготовлять отвары сильной концентрации.

Чтобы окраска была устойчивой, древесину предварительно протравливают в солевом растворе. Таким образом лучше окрашивать древесину светлых мягких пород.

Отвар из шелухи лука окрасит светлую древесину в красно-коричневый цвет, из недоспелых плодов крушины - в желтый, из коры яблони - в коричневый. Для усиления тона окраски можно добавить в эти отвары квасцы. Желтый цвет приобретается древесиной под воздействием отвара барбарисового корня. В процеженный отвар добавляют 2% квасцов и снова нагревают до кипения, охлаждают и красят.

В черный цвет окрасит древесину отвар из коры ольхи или вербы. От засушенных цветов череды получается золотисто-желтый тон. Череду размельчают, вымачивают 6 часов и в этой же воде кипятят в течение 1 часа. Смесь сока волчьих ягод с кислотами окрасит древесину в черный цвет, с купоросом - в коричневый, с пищевой содой - в голубой, с глауберовой солью - в алый, с поташем - в зеленый.

Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, приобретает оливково-зеленый цвет. Если затем опустить его в отвар листьев березы, он станет темно-серым с зеленоватым оттенком. Отвар коры ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а отвар коры ольхи - темно-красную. Если выдержать шпон в растворе солей олова, а затем в отваре из картофельной ботвы, то он окрасится в лимонно-желтый цвет.

При проявляемом окрашивании древесину вначале обрабатывают протравами, а затем - составами для проявления. Так, светлая древесина (клен, ель, ольха и др.) окрашивается в светло-серый цвет после травления 5%-ной пирогалловой кислотой с последующим крашением 4%-ным железным купоросом; в синий цвет - после травления 0,7-1%-ным хромпиком; в коричневый - после травления 2-3%-ным танином и окрашивания 5-10%-ным нашатырным спиртом. Черный цвет получается, если после танина нанести на древесину 1-2%-ный железный купорос. Ярко-желтой окраски достигают, обработав древесину 1-1,5%-ным уксуснокислым свинцом, а затем 0,5-1%-ным хромпиком; оранжевой - покрасив после травления 0,5-1%-ным карбонатом калия (поташем). Алый цвет получится после травления 1%-ным медным купоросом с последующей обработкой 8-10%-ным раствором железистосинеродистого калия (желтая кровяная соль, продается в магазине фототоваров).

Кроме поверхностного крашения существует также и глубокое, или пропитка. Этим способом красят кряжи, заготовки, шпон крупнопористых пород - березы, бука, липы, ольхи. Применяют смесевые красители и протравы. Крашение производят в горяче-холодных ваннах. Сначала древесину помещают в ванну с горячим раствором красителя и выдерживают до полного прогревания. Затем материал перекладывают в ванну с холодным красителем; древесина охлаждается, и за счет создавшегося вакуума раствор всасывается внутрь ее.

Вот еще несколько составов для окраски различных древесных пород (в зависимости от площади окрашиваемой поверхности нужно пропорционально изменить соотношение указанных объемов):

Окраска древесины дуба и бука в черный цвет - 50 г нигрозина, разведенного в 1 л воды;

Окраска древесины дуба, бука и березы в коричневый цвет - 1 г коричневого красителя для дерева и 10 г ореховой морилки на 1 л воды;

Окраска древесины сосны, ели, березы и бука в коричневый цвет - 3 г кислотного хромкоричневого красителя, 3 г уксусной эссенции и 10 г алюминиевых квасцов на 1 л воды;

Окраска древесины березы в красно-коричневый цвет - 5 г красителя «Маринго», 5 г красителя «Рубин» и 20 г бейца № 12 на 1 л воды;

Окраска древесины березы и бука под красное дерево - изготавливаются два раствора: 50 г медного купороса на 1 л воды и 100 г желтой кровяной соли на 1 л воды; вначале поверхность обрабатывают первым раствором, затем выдерживают 10 минут и наносят второй раствор;

Окраска древесины березы под орех - 20 г ореховой морилки и 2 г бейца № 10 на 1 л воды;

Окраска под старый дуб - 16 г поташа, 20 г сухих красок «анилин коричневый», 20 г сухой синей краски растворить в 0,5 л воды, смесь кипятить 20-30 минут, после чего добавить чайную ложку уксуса; поверхность покрывать горячим раствором с помощью кисти;

Окраска под седой дуб - обработанную поверхность из древесины дуба покрасить сначала черным спиртовым лаком. Когда лак высохнет, на поверхность насыпать серебряный порошок. Затем чистым тампоном втереть порошок в поры дуба. Остатки серебряного порошка удалить с поверхности (примерно через час) чистым тампоном. Порошок, оставшийся в порах дерева, окажется слегка приклеенным лаком, и на дубе появится «седина».

Влажность древесины перед крашением должна быть не выше 20%, температура горячего красителя - не выше 90 °С, холодного - 30-35°С. Продолжительность выдержки 14-48 часов.

Технологии приготовления протрав
для имитации ценных пород дерева

Протрава для имитации дубового дерева. Варят в течение часа смесь из 0,5 кг кассельской земли, 50 г поташа в 1 литре дождевой воды, затем полученный темный отвар процеживают через полотно и варят до сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянки), дают затвердеть и измельчают при помощи пестика в крупный порошок, который после кипячения с водой (1 часть порошка на 20 частей воды) в течение нескольких минут дает прекрасную протраву для имитации дубового дерева.

Протрава для имитации орехового дерева. Обыкновенное ореховое дерево имеет светло-бурый оттенок, который даже после полирования выглядит не очень красиво. Поэтому натуральному ореховому дереву следует придать более темный тон, что достигается обработкой раствором марганцовокислого калия. Как только дерево высохнет, этот раствор наносят вторично, но только на некоторые места, чтобы получилась жилковатость, причем стараются, чтобы она имела естественный вид. Ореховое дерево имеет наряду с темными жилками почти черные, такие места лучше всего имитировать черной протравой (см. черное дерево). Качество имитации будет зависеть от искусства работающего.

Протрава для имитации палисандрового дерева. Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое, с другими сортами дерева не получается такой красивой подделки.

Ореховое дерево сначала шлифуют пемзой, а потом равномерно покрывают при помощи губки или ваты краской следующего состава: 3 весовых части коричневого анилина и 100 весовых частей спирта. После высушивания операцию при необходимости повторяют. Темные жилки палисандрового дерева вырисовываются при помощи приспособленной для этой цели плоской кисти отваром кампешевого дерева. После высушивания дерево протирается губкой, пропитанной слабым раствором двухромовокислого калия, затем в него втирают небольшое количество масла и, наконец, полируют. Для полирования употребляют раствор красного шеллака в спирте к которому добавляется такое количество спиртового раствора орсели, чтобы красный цвет, свойственный этой политуре, имел надлежащую силу. Тогда от совместного действия содержащихся в дереве и политуре красящих веществ получаются красноватые жилки и темно-бурый цвет палисандрового дерева, а другие места принимают красно-бурый цвет, что также наблюдается в палисандровом дереве. В зависимости от количества взятого раствора орсели получается более светлая или более темная окраска палисандрового дерева.

Протрава для имитации красного дерева. Предназначенное для протравы дерево должно быть хорошо высушено, а нанесение протравы лучше всего производить при помощи кисти, которая после каждого употребления должна быть тотчас вымыта и высушена.

1). Очень красивую и прочную протраву готовят, смешивая в склянке 500 г тонко измельченного сандала, 30 г поташа и 1,5 литра воды. Смесь оставляют стоять в теплом месте в течение недели, часто взбалтывая. Затем жидкость процеживают через сукно и хранят в подходящем сосуде до употребления. В другой склянке растворяют при нагревании в 1,5 литрах воды 30 г квасцов, процеживают и сохраняют. Предназначенный для травления предмет обрабатывается подогретым первым раствором несколько раз до получения желаемой окраски, после чего его покрывают второй, также подогретой жидкостью. Смешивать обе жидкости в одну не следует. После сушки протравленный предмет протирают с помощью тряпочки льняным маслом.

2). В последнее время сандал часто заменяют анилиновыми красками, растворимыми в воде. Преимущество анилиновых красок заключается в их большой покрывающей способности. Для имитации красного дерева очень подходит краска "Понсо". В 3 литрах воды растворяют 100 г анилина "Понсо". Этот раствор наносится на окрашиваемое дерево один или два раза, смотря по цвету, который хотят получить.

Протравы для имитации розового дерева. Розовое дерево отличается темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в обработку, так как только в этом случае они хорошо прокрашиваются.

1). Для имитации розового дерева готовят две краски: одну - для получения более светлых красных жилок, другую же - для более темных. Эти краски представляют собой растворы анилина в 60°-ном спирте.

Краски составляются по следующим рецептам.

№1. Светло-красная:
1 весовая часть кораллина,
1 весовая часть розеина,

№2. Темно-красная:
1 весовая часть кораллина,
1 весовая часть розеина,
0,1-0,2 весовой части коричневого анилина,
100 весовых частей спирта или водки.

При помощи разделенной на несколько частей кисти разрисовывают краской №1 жилки так, чтобы между каждыми двумя оставалось пространство 10-12 мм. Как только эти жилки высохнут, некоторые из них усиливают кое-где той же краской. После этого жилки при помощи тонких колонковых кистей разрисовывают таким образом, чтобы они не казались резко очерченными. Наконец, краской №2 разрисовывают наиболее темные жилки. Весь рисунок должен быть исполнен так, чтобы между нарисованными жилками проходили естественные жилки клена.

Если кленовое дерево попалось из темных сортов, то для осветления погружают его в раствор из 1 части белильной извести в 20 частях воды и, после того как дерево погружено, добавляют к раствору 1 литр крепкого уксуса, отчего дерево светлеет через полчаса. Затем его помещают на сутки в раствор из 1 части соды в 10 частях воды, вынув из которого моют и высушивают. Дерево, обработанное таким способом, может окрашиваться самыми нежными тонами, проникающими глубоко в дерево.

2). Для более грубой имитации розового дерева, без разрисовки жилок, можно употреблять следующую протраву. Для этого готовят две жидкости: 100 г сандала растворяют при кипячении в 300 г воды; 100 г кассельской земли и 10 г поташа растворяют в 300 г воды. Затем смешивают обе жидкости вместе, процеживают и разливают в разные жестяные сосуды.

Протрава для имитации серого клена. В качестве серой протравы для дерева хорошо использовать растворимую в воде прочную и легкую анилиновую краску нигрозин. Раствор 7 частей нигрозина в 1000 частях воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии двух лет нисколько неизменяется.

Протрава для имитации черного дерева. Гладко обструганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска и обладает столь мелким строением волокон, что последнее невозможно увидеть невооруженным глазом. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность его представляет собой как бы черное зеркало. Для того чтобы достигнуть хорошей имитации, следует брать плотные, твердые сорта дерева с нежным строением. Этому условию удовлетворяют, например, буковое и грушевое дерево.

1). Предметы с тщательно выглаженными поверхностями протравляют серной кислотой, после чего их промывают водой и высушивают. После обработки этой кислотой предметы протравливаются раствором кампешевого дерева или железной протравой.

В первом случае, приготовив 10%-ный раствор кампешевого дерева в воде, покрывают им предметы, дают им затем высохнуть и после этого обрабатывают их 1%-ным раствором двухромовокислого калия в воде.

Во втором случае употребляют железную протраву, которую готовят следующим образом: обрабатывают старое железо в продолжение нескольких недель крепким уксусом, взяв на 1 весовую часть железа 10 частей уксуса. Потом кипятят 1 весовую часть чернильных орешков с 10 весовыми частями воды. Подлежащий окраске предмет кладут на несколько дней в полученный раствор уксуснокислого железа 1-й раствор), затем высушивают на воздухе, после чего помещают также на несколько дней в отвар чернильных орешков. Если предмет по своей величине неудобно погружать в жидкость, то его обрабатывают с помощью кисти несколько раз отваром чернильных орешков до получения темно-желтой окраски и затем покрывают раствором уксуснокислого железа или раствором железного купороса до получения черного цвета. Как в том, так и в другом случае операцию ведут до тех пор, пока не получится цвет желаемой густоты. Еще лучше покрывать предмет попеременно то настоем чернильных орешков, то настоем уксуснокислого железа или железного купороса, причем каждый раз нужно давать высохнуть поверхности предмета и тогда уже покрывать его вновь.

2). Чрезвычайно красивая черная окраска дерева может быть достигнута обработкой его черной анилиновой краской нигрозин, растворяющейся в воде. Для этой цели растворяют 8 весовых частей нигрозина в 10 частях воды и покрывают предмет этим раствором. После высушивания на него наносят раствор меди в соляной кислоте, который готовится из 20 весовых частей соляной кислоты и 1 весовой части меди. Тотчас же после нанесения раствора хлористой меди дерево принимает красивый матово-черный цвет, очень похожий на цвет настоящего черного (эбенового) дерева. Полировка придает ему сильный блеск.

Вощение дерева

Существует следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г хорошего желтого воска, мелко нарезают его и добавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и распускают на угольях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же доливают 50 г теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в жестяную или каменную баночку. В таком виде состав хранится до употребления. Для полировки мебели берут небольшое количество состава на кусок шерстяной материи и натирают дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет красивую полировку.

Матирование дерева

Матирование дерева при помощи вощения вышло за границей из употребления и заменено более простым способом матирования при помощи шеллакового матолеина. Для этого употребляют спиртовый раствор шеллака, к которому прибавляют густой олифы настолько, чтобы смесь приставала к дереву, не давая отлипа. Для определения правильной пропорции масла следует сделать несколько проб. Хорошо отшлифованное дерево покрывается этим составом два раза при помощи кисти и суконки. При этом нужно следить, чтобы нигде не было подтеков.

Когда матолеин хорошо высох, приступают к шлифовке поверхности пучком конского волоса, после чего окончательно матируют тем же составом, несколько разбавленным спиртом, при помощи тампона (как при полировке). Но при этом водят суконкой не вкруговую, а широкими продольными полосами по направлению волокон, чтобы поры дерева остались открытыми и незагрязненными. При некотором навыке матирование дерева при помощи матолеина производится гораздо скорее вощения и притом оно гораздо прочнее.

Глазировка дерева

Покрытие дерева лаком есть в сущности глазировка, но в более грубой форме. Покрытие мебели спиртовым лаком за границей в последнее время совершенно не практикуется. Вместо этого употребляется глазировка при помощи т. н. глазуроля, который приготовляется из 1 льняного масла и 2 французского скипидара. К этому раствору прибавляется копаловый лак, но настолько, чтобы смесь легко приставала к дереву, не давая отлипа. Пользоваться глазуролем нужно всегда свеже-приготовленным, т. к. от долгого стояния он делается густым и ложится на предмет толстым слоем. Опыты с прибавлением анилиновых красок не увенчались успехом и поэтому рекомендуется дерево предварительно обработать протравами или окрашивать водяными красками. Чтобы водяные краски не стирались и не смешивались друг с другом, их следует до глазировки зафиксировать политурой, разбавленной спиртом. Фиксирование производится при помощи пульверизатора.

napalm 09-01-2009 16:17

Несколько раз встречал работы уважаемых форумчан, где было использовано травление дерева хлорным железом. В связи с этим возник вопрос.
ХЖ всё-таки не предназначено для контакта с человеческой кожей. Вдобавок ко всему, реагент довольно агрессивный. Насколько безопасно использовать такой нож, скажем, для пищевых продуктов - даже если рукоять после травления пропитывается воском, льнянкой или другим нейтральным составом? Есть положительный/отрицательный опыт?

Udod 09-01-2009 16:20

Павел, месяца 2 назад это обсуждалось. Темы не помню, но,как говорит Сержант:-"Ф поиск!" .

chief 09-01-2009 16:31

Я бы не стал...
Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Udod 09-01-2009 16:43

quote: Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Раствором марганцовки сжигал кожу на пальцах вусмерть-кусками отваливалась. Хлорным железом такого не удавалось,даже на язык его пробовал (нечаянно правда) . А марганцовка вдобавок выцветает.

chief 09-01-2009 17:00

Так дерево так и тонируют марганцовкой - по сути обжигают... Фиолетовый-то цвет проживёт часы
А сжечь кожу на пальцах... От эпоксидки тоже слазит
Я подскажу, как обычным глицерином сжечь кожу, просто намазав на руки

Udod 09-01-2009 17:09

Речь не о фиолетовом, коричневый со временем выцветает, если лаком не залить, а лак -не комильфо. А по поводу хлорного железа,так его и немцы и американцы для тонировки дерева применяют, оособенно рекомендуют кленовые капы им обрабатывать. А уж они то там у себя о своем здоровье заботятся не так как мы .

chief 09-01-2009 17:16

Уговорил
Кленовых капов есть у меня, попробую. Заодно опосля и остатки этой химии на поверхности дерева поищу

Udod 09-01-2009 17:22

quote: Уговорил

Что характерно,рисунок на кленовых капах проявляется после шлифовки. То есть сперва хлорное железо потом шлифовка. Из за разной структуры и плотности капа травление получается очень неоднородным и рисунок проявляется именно после шлифовки.

Udod 09-01-2009 17:36

quote: я травил кленовый кап паяльной кислотой

Ну вот,появился и главный специалист по травлению кленовых капов . Дим привет. С прошедшими тебя и еще не наступившими .

soveren 09-01-2009 17:48

Володь я не главный специалист.... я так.... и тебя с праздниками!

kU 09-01-2009 20:31

Читал, что ХЖ используют в качестве красителя в искусственной "черной икре". Хоть и гадость, но минздрав есть разрешает....

avr 11-01-2009 07:48

У меня кленовый кап после ХЖ стал зеленым!? Правда до этого я в этом же расстворе травил быстрорез.

anatolih26 11-01-2009 09:43

Года полтора назад случайно облил несколько брусков раствором ХЖ,никаких видимых разрушений не заметно.

Yunat.0720 11-01-2009 09:57

Уже много раз пользовал ХЖ для тонировки различных деревях, эфект нравится пока только на клёне и корне голдфилда, ни какая морилка рядом не стояла, а нейтрализуется точно также как и при травлении железки, промывается водой ну и потом маслицем пропитывается.

Loading...Loading...