Расшифровка манускрипта войнича. Загадочный манускрипт войнича

Так называлась рукопись на ранее неизвестном языке с определёнными познаниями специалиста в различных сферах науки. Сегодня манускрипт Войнича расшифрован полностью, однако осталось ещё много загадок,связанных с ним. Вот что сегодня известно об этой рукописи и какие знания он раскрывал в своём творении.

Кто такой Войнич

Так звали антиквара Вильфрида Войнича (1865 – 1930 гг.), коллекционера, которому в руки попалась уникальная рукопись XV века. До сих пор оспаривается авторство манускрипта, но более странным считается её содержание.

Сам текст рукописи был написан на неизвестном языке, в котором одно слово имело множество значений. Однако до сегодняшнего дня никто не мог понять содержание книги и то, что именно в ней было зашифровано, а главное, смысл того, что пытался передать автор.

Сегодня никто не может дать конкретного ответа, кто автор рукописи. В энциклопедиях упоминают множество имён вероятных авторов текста, однако нигде нет точных доказательств, что текст рукописи был написан именно этими людьми. Существует даже гипотеза о том, что текст был написан в доме душевнобольных, но когда и кем тоже трудно пока разобраться. Поэтому над содержанием и авторством рукописи ещё долго бились исследователи, специалисты по изучению и расшифровке криптограмм, но на данный момент точных сведений о том, кто же, на самом деле, автор рукописи пока неизвестно. Пока название «манускрипт Войнича» носит имя антиквара, к которому эта рукопись попала в руки.

Книга посвящена травам, народной медицине. В ней есть несколько разделов, посвящённых ботанике, астрологии, биологии, космологии и фармацевтике. Однако больше всего сбивают странные картинки в книге, которые могут вызвать очень много вопросов. Интересно и то, что большинство растений трудно идентифицировать с современными. Лишь некоторые напоминают ноготки, анютины глазки, чертополох и другие.

Книга состоит из 246 страниц небольшого размера, аккуратно заполненных каллиграфическим почерком с неизвестным текстом и не менее странными картинками. Растения, изображённые на них, отличаются от тех, которые существуют сегодня. Например, американский подсолнух был овальной формы, а красный перец изображался зелёным. Сегодня исследователи склоняются к версии о том, что это было описание какого-то мексиканского ботанического сада, а неправильные формы растений связаны со стилистикой рисунка.

Современные исследователи считают, что таинственный текст был написан на фонетическом языке, а символы придумывал сам автор.

Рукопись была написана одной рукой, но в разное время. Также доподлинно известно, что книга не имеет никакого отношения ни к арабскому, ни к древнееврейскому языкам.

В книге много астрологических символов, но их никак невозможно соотнести с тем, что сегодня известно по астрологии. Также, если вращать диаграммы круговые, которых много в тексте, появляется эффект мультфильма, изображения начинают вращаться.

Астрологический раздел доказывал, что медицина того времени всегда была связана с астрологией. Однако те, кто читал манускрипт Войнича, который расшифрован, в оригинале и на понятном сегодня языке, отметили, что знания никак не связаны с тем, что имеет отношение к современной астрологии. В ней тесно соседствуют астрология и медицина.

В биологическом разделе полно картинок, в которых женщины постоянно купаются то в чистой, то в грязной воде. Везде много труб и разветвлений. Очевидно, что водолечение в то время ещё было одним из самых распространённых методов. Вода в тексте символизировала здоровье и болезнь.

Манускрипт Войнича расшифрован, однако самым трудным разделом оказался фармацевтический, в котором с трудом можно опознать растения, изображенные на картинках, и их названия. Также есть версия о том, что многогранность искусственного языка, который никак невозможно опознать и сравнить даже со старинными языками, говорит о том, что у книги есть двойное дно. Но какое именно – пока ещё загадка.

Рукопись Во́йнича (англ. Voynich Manuscript ) - иллюстрированный кодекс, написанный неизвестным автором с использованием неизвестного алфавита.

По результатам радиоуглеродного анализа было установлено, что рукопись создана между 1404 и 1438 годами в эпоху раннего Возрождения. В рукописи находится только одно реалистическое изображение города с крепостной стеной с зубцами типа «ласточкин хвост». В начале XV века такие зубцы встречались только в Северной Италии.

Рукопись интенсивно изучалась любителями криптографии и профессионалами криптоанализа, но рукопись или её часть расшифровать не удалось.

В книге около 240 страниц тонкого пергамента. Текст написан гусиным пером, чернилами на основе железистых соединений галловой кислоты, ими же выполнены иллюстрации. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Алфавитом из 20-30 букв рукописи написан весь текст. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.

Иллюстрации рукописи пролили мало света на точную природу текста, но предполагают, что книга состоит из шести «разделов», разных по стилю и содержанию. За исключением последнего раздела, который содержит только текст, почти на каждой странице есть по меньшей мере одна иллюстрация. Ниже приведены разделы и их условные названия:

«Ботанический»

На каждой странице находится изображение одного растения (иногда двух) и несколько абзацев текста - манера, обычная для книг европейских травников того времени. Некоторые части этих рисунков - увеличенные и более чёткие копии набросков из «фармацевтического» раздела.

Но попытки сравнить их с реальными образцами трав и со стилизованными рисунками трав того времени в целом провалились. Несколько растений: анютины глазки, папоротник адиантум, лилия, чертополох - могут быть определены достаточно точно. Те рисунки из «ботанического» раздела, которые соответствуют наброскам из «фармацевтического» раздела, производят впечатление их точных копий, но с отсутствующими частями, которые дополнены неправдоподобными деталями. Действительно, многие растения кажутся составными: корни одних экземпляров сцеплены с листьями от других и с цветками от третьих.

«Астрономический»

Содержит круглые диаграммы, некоторые из них с луной, солнцем и звёздами, предположительно астрономического или астрологического содержания. Одна серия из 12 диаграмм изображает традиционные символы зодиакальных созвездий (две рыбы для Рыб, бык для Тельца и т. д.). Каждый символ окружён тридцатью миниатюрными женскими фигурами, большинство из которых обнажены, каждая из них держит надписанную звезду. Последние две страницы этого раздела Водолей и Козерог, были утеряны, а Овен и Телец разделены на четыре парные диаграммы с пятнадцатью звёздами в каждой.

«Биологический»

Плотный неразрывный текст, обтекающий изображения тел, главным образом обнажённых женщин, купающихся в прудах или протоках, соединённых скрупулёзно продуманным трубопроводом, некоторые «трубы» чётко принимают форму органов тела. У некоторых женщин на головах короны.

«Космологический»

Другие круговые диаграммы, но непонятного смысла. Этот раздел также имеет вложенные страницы. Одно из таких вложений размером в шесть страниц содержит некое подобие карты или диаграммы с девятью «островами», соединёнными «дамбами», с замками и, возможно, вулканом.

«Фармацевтический»

Множество подписанных рисунков частей растений с изображениями аптекарских сосудов на полях страниц. В этом разделе также есть несколько абзацев текста, возможно, с рецептами.

«Рецептный»

Раздел состоит из коротких абзацев, разделённых пометками в форме цветка (или звезды)

Книга носит имя антиквара Вилфрида Войнича, который приобрёл её в 1912 году. В 1959 году букинист Ханс Краус купил рукопись у наследницы Этель Войнич и в 1969 году подарил библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета, где она и хранится в настоящее время.

В собрании библиотеки Йельского университета (США) хранится уникальный манускрипт Войнича (англ. Voynich Manuscript), считающийся самой загадочной эзотерической рукописью в мире.

Манускрипт получил название по имени его бывшего владельца - американского книготорговца Вилфрида Войнича, мужа известной писательницы Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод». Книготорговец Вилфрид Войнич купил рукопись в 1912 году в одном из итальянских иезуитских монастырей.

История загадочного манускрипта.

Известно, что владельцем манускрипта был Рудольф II (нем. Rudolf II; 1552 г., Вена - 1612 г., Прага, Богемия) - король Германии (римский король) с 1575 по 1576 год. Загадочную рукопись с многочисленными цветными иллюстрациями продал Рудольфу II за 600 дукатов известный математик, географ , астроном, алхимик и астроло г валлийского происхождения Джон Ди , желавший получить разрешение свободно уехать из Праги на родину, в Уэльс. Джон Ди преувеличил древность рукописи, уверив короля Рудольфа в том, автором этой таинственной книги является известный английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214 – 1292 г.г.).

Известно, что позднее владельцем книги был алхимик Георг Бареш (Georg Baresch), живший в Праге в начале XVII века. Видимо, Георг Бареш был также озадачен тайной этой загадочной книги.

Узнав, что известный немецкий учёный, иезуит, занимавшийся лингвистикой, древностями, теологией, математикой Атанасиус Кирхер (Athanasius Kircher -1602 — 1680 г.г. , Рим), из Римской Коллегии (Collegio Romano) опубликовал коптский словарь и расшифровал египетские иероглифы, Георг Бареш послал Кирхеру в Рим несколько скопированных страниц рукописи и письмо с просьбой помочь расшифровать загадочные письмена. Письмо 1639 года Георга Бареша адресованное Кирхеру было обнаружено уже в наше время Рене Цандбергеном (Rene Zandbergen), и стало самым ранним упоминанием о не расшифрованном манускрипте.

После смерти Георга Бареша книга дочтвлась его другу, ректору Пражского университета Иоганну Маркусу (Ян Марек) Марци (Johannes Marcus Marci, 1595-1667 г.г.). Иоганн Марци предположительно отослал её Атанасиусу Кирхеру , своему давнему другу. Сопроводительное письмо 1666 года Иоганна Марци до сих пор прикреплено к манускрипту. В письме утверждается, что её первоначально купил за 600 дукатов король Германии Рудольф II, считавший автором этой книги английского философа Роджера Бэкона (1214 – 1292 г.г.).

Судьба таинственного манускрипта с 1666 года до 1912 года остаётся неизвестной. Вероятно, книга хранилась вместе с остальной перепиской Атанасиуса Кирхера в библиотеке Римской коллегии, ныне Папский Григорианский университет в Риме, основаный в 1551 году Игнатием Лойолой и Франциском Борджа.
Таинственная книга, вероятно, оставалась там до 1870 года, когда войска Виктора -Эммануила II короля Сардинского королевства (Пьемонта c 1849 года), из Савойской династии вошли в Рим и присоединили Папское государство к Итальянскому королевству. Новые итальянские власти решили конфисковать имущество Папского государства, в том числе и библиотеку в Риме.

Согласно исследованиям Ксавьера Чеккальди (Xavier Ceccaldi), перед конфискацией папского имущества множество книг из библиотеки Папского Григорианского университета были спешно перенесены в библиотеки сотрудников университета, имущество которых не конфисковывалось. Переписка Кирхера была среди этих книг, а также, очевидно, там был таинственный манускрипт, так как на книге есть экслибрис ректора Папского Григорианского университета Петруса Бекса (Petrus Beckx), в то время главы иезуитского ордена.

Библиотека Папского Григорианского университета с экслибрисом Петруса Бекса была перенесена в большой дворец близ Рима, вилла Мондрагон во Фраскати (villa Borghese di Mondragone a Frascati), которая была приобретена обществом иезуитов ещё в 1866 году.

В 1912 году Римская коллегия нуждалась в средствах и решила в строжайшей тайне продать часть своей собственности. Книготорговец Вилфрид Войнич приобрёл 30 рукописей , среди прочего и ту, которая сейчас носит его имя. В 1961 году , после смерти Войнича, книга была продана его вдовой Этель Лилиан Войнич (автором «Овода») другому книготорговцу Хэнсу Краусу (Hanse P. Kraus). Не найдя покупателя, в 1969 году Краус подарил манускрипт Йельскому Университету США.


Тайны Манускрипта Воинича.

Первоначально манускрипт, размером 22,5х16 см, состоял из 116 листов пергамента, четырнадцать листов книги сегодня считаются утерянными. Рукописный текст книги написан гусиным пером, беглым каллиграфическим почерком, с использованием чернил пяти цветов — синий, красный, коричневый, жёлтый и зелёный.

Для определения возраста книги, был проведён анализ бумаги и чернил — они относятся к XVI веку. О возрасте книги рассказывают её иллюстрации , на которых можно рассмотреть одежду и убранство женщин, а также средневековые замки на диаграммах. Все детали на иллюстрациях характерны для западной Европы периода между 1450 и 1520 годами. Это косвенно подтверждается и другими историческими сведениями.

Почти каждая страница Манускрипта Войнича содержит рисунки, позволяющие поделить весь текст книги на пять разделов: ботанический, астрономический, биологический, астрологический и медицинский.

Ботанический раздел книги самый большой, включает более 400 иллюстраций растений и трав, не имеющих прямых аналогов в ботанике, и неизвестных науке. Текст, сопровождающий рисунки растений, тщательно поделён на равные параграфы.

Астрономический раздел книги содержит около двух десятков концентрических диаграмм с изображениями Солнца, Луны и астраномических созвездий.

Биологический раздел книги содержит большое количество человеческих фигур, в основном женских, представленных в различных стадиях деторождения. Возможно, в биологическом отделе книги даны описания процессов жизнедеятельности человека и тайны взаимодействия человеческой души и тела.

Астрологический раздел книги изобилует изображениями магических медальонов, зодиакальных символов и звёзд.

В медицинском разделе книги , вероятно, приведены алхимические рецепты лечения различных болезней и магические окультные советы.

Алфавит текстов манускрипта Войнича не имеет схожести ни с одной известной системой письма, неизвестные науке иероглифы, скрывающие смысл текста до сих пор не расшифрованы.

Все попытки определить язык и расшифровать текст Манускрипта Войнича до сих были тщетными. Опытные криптографы XX века пытались расшифровать текст методом частотного анализа употребления различных символов. Однако ни латынь, ни множество западноевропейских и восточных языков не помогли расшифровать текст манускрипта, исследования зашли в тупик.

Что думают об этой рукописи современные учёные?

Кандидат биологических наук, специалист в области компьютерной психодиагностики Сергей Геннадьевич Кривенков и ведущий инженер-программист ИГТ Минздрава РФ Клавдия Николаевна Нагорная, из Санкт-Петербурга, считают в качестве рабочей гипотезы, что составителем текстов манускрипта Войнича был один из соперников Джона Ди в разведывательной деятельности, зашифровывавший, по-видимому, рецепты приготовления снадобий, ядов, лекарств, в которых, как известно, множество специальных сокращений, что и обеспечивает короткие слова текста.

Зачем шифровать? Если это рецептуры ядов, то вопрос отпадает… Сам Джон Ди, при всей его разносторонности, не был знатоком лекарственных трав, поэтому вряд лимог самостоятельно составить этот текст.

Что за загадочные «неземные» растения изображены на иллюстрациях книги? Оказалось, что все изображённые растения составные. Например, всем известной цветок белладонны нарисован с листом столь же ядовитого растения копытень . И так во многих других случаях на иллюстрациях растений изображены и шиповник, и крапива, и даже женьшень. Возможно, автор иллюстраций и текста ездил в Китай из западной Европы, так как подавляющее большинство растений все же европейские.

Какая из влиятельных европейских организаций посылала свою миссию в Китай во второй половине XVI века? Ответ из истории известен - орден иезуитов. Б лижайшая к Праге крупная резидентура ордена иезуитов находилась в 1580-е гг. в Кракове, а Джон Ди вместе со своим напарником, алхимиком Келли сначала работал также в Кракове, а потом перебрался в Прагу. Пути знатока ядовитых рецептов, сначала ездившего с миссией в Китай, а потом работавшего в Кракове, вполне могли пересекаться с путями Джона Ди.

Как только стало понятно, что означают многие из картинок «гербария», Сергей Кривенков и Клавдия Нагорная приступили к изучению текста. Предположение, что текст манускрипта Воинича, в основном, состоит из латинских и греческих сокращений, подтвердилось.

Однако главной целью исследования было раскрытие необычного шифра, которым пользовался составитель рецептур. Тут пришлось вспомнить о многих отличиях как менталитета людей того времени, так и об особенностях тогдашних систем шифровки и использования типичных для того времени приёмов нумерологии. В конце Средних веков вовсе не занимались созданием чисто цифровых ключей к шифрам, зато очень часто вставляли в текст многочисленные бессмысленные символы («пустышки»), что вообще обесценивает применение частотного анализа при расшифровке манускрипта. Но исследователям не удалось пока выяснить, что является «пустышкой», а что - нет.

Под иллюстрацией растения белладонна — «belladonna » и копытень (лат. Ásarum) исследователям удалось прочесть латинские названия именно этих растений. Иллюстрации растений сопровождают советы по приготовлению смертельного яда… Тут пригодились и характерные для медицинских рецептов сокращения, упомининие имени бога смерти в античной мифологии — Танатос (др.-греч. Θάνατος — «смерть») брата бога сна Гипноса (др.-греч. Ὕπνος — «сон»).

Конечно, для полного прочтения всего текста манускрипта, а не отдельных его страниц потребовались бы усилия целой бригады специалистов, но главное тут не в рецептурах, а в раскрытии исторической загадки.

Астраномические иллюстрации звездных спиралей, оказывается, сообщали о наилучшем времени сбора трав, и о несовместимости определённых растений.

«Манускрипт Войнича» – изощрённая подделка?

Английский учёный Гордон Рагг из университета Кили (Великобритания) пришёл к выводу, что тексты старинной книги XVI века вполне могут оказаться абракадаброй.

Загадочная книга XVI века может оказаться изящным вздором, говорит учёный-компьютерщик. Гордон Рагг применил шпионские методы эпохи Елизаветы Первой для воссоздания нового текста манускрипта Войнича, и ему это удалось!

«Я полагаю, что подделка - вполне вероятное объяснение, - говорит Гордон Рагг . - Теперь очередь верящих в осмысленность текста дать своё объяснение». Учёный подозревает, что книгу сделал для короля германии Рудольфа II английский авантюрист Эдвард Келли. Другие учёные считают это версию довольно правдоподобной, но не единственной.

«Критики этой гипотезы отмечали, что язык манускрипта Войнича слишком сложен для бессмыслицы. Как мог средневековый мошенник произвести на свет 200 страниц рукописного текста с таким знанием множества тонких закономерностей в структуре и распределении слов? Но можно воспроизвести многие из этих замечательных характеристик текста, используя простое кодирующее устройство, существовавшее в XVI веке . Текст, созданный таким методом, выглядит как текст рукопими Манускрипта Войнича, но представляет собой бессмысленную чепуху. Это открытие не доказывает, что рукопись Войнича - розыгрыш, но оно подкрепляет давнюю теорию, о том что документ — средневековая подделка».


Не вдаваясь в подробный лингвистический анализ, можно отметить, что текст и иллюстрации рукописи имеют сложное построение и организацию, многие буквы и слова, повторяются в определённой последовательности. Эти и другие черты реально существовавшего языка действительно присущи рукописи Войнича. Говоря научным языком, манускрипт Войнича отличается низкой энтропией (от греч. entropia – поворот, превращение) часть внутренней энергии замкнутой системы , и подделать текст с низкой энтропией вручную практически невозможно, особенно в XVI веке.

Никому ещё не удалось показать, является ли язык манускрипта криптографией (от др.-греч. κρυπτός - скрытый и γράφω - пишу) , видоизмененной версией какого-то из существующих языков или бессмыслицей. Некоторые особенности текста не встречаются ни в одном из существующих языков - например, двух и трёхкратное повторение самых распространенных слов - что подтверждает гипотезу о бессмыслице. С другой стороны, распределение длины слов и способы сочетания букв и слогов очень похожи на характерные для реальных языков. Многие считают, что этот текст слишком сложен, чтобы быть простой подделкой - какому-нибудь безумному алхимику понадобились бы многие годы, чтобы добиться такой правильности построения текста.

Впрочем, как показал Гордон Рагг , такой текст достаточно легко создать с помощью шифровального устройства, изобретенного около 1550 года и названного решёткой Кардано. Решётка Кардано - инструмент шифрования и дешифрования, представляющий собой специальную прямоугольную или квадратную таблицу-карточку, часть ячеек которой вырезана. Таблицу-карточку специального трафарета с отверстиями перемещают, записывая слова текста. При этом закрытые ячейки таблицы, заполняются произвольным набором букв, превращающим текст в тайное послание.

С помощью решётки Кардано компьюторщик Гордон Рагг составил язык, подобный манускрипту Войнича, для этого ему потребовалось всего три месяца.

Попытки расшифровать текст Манускрипта Войнича в ХХ веке.

Представляется, что попытки расшифровать текст претерпевают неудачу, поскольку автор был осведомлен об особенностях кодировок и составил книгу таким образом, чтобы текст выглядел правдоподобным, но не поддавался анализу. Буквы написаны столь разнообразно, что ученые никак не могут установить, сколь велик алфавит, которым написан текст, а поскольку все люди, изображенные в книге, обнажены, это мешает датировать текст по одежде.

В 1919 году репродукция Манускрипта Войнича попала к профессору философии Пенсильванского университета Ромэну Ньюбоулду. В иероглифах текста рукописи Ньюбоулд углядел знаи стенографического письма и приступил к дешифрованию, переводя их в буквы латинского алфавита.

В апреле 1921 года Ромэн Ньюбоулд обнародовал предварительные результаты своей работы перед учёным советом университета. Доклад Ромэна Ньюбоулда произвел сенсацию. Многие учёные, хотя и отказались высказать мнение об обоснованности примененных им методов преобразования текста рукописи, считая себя некомпетентными в криптоанализе, с готовностью согласились с полученными результатами.

Один знаменитый физиолог даже заявил, что некоторые из рисунков рукописи, вероятно, изображают эпителиальные клетки, увеличенные в 75 раз. Широкая публика была очарована. Этому событию посвящались целые воскресные приложения к солидным газетам.

Были и возражения. Многие не понимали метода, которым пользовался Ньюболд: людям не удавалось, воспользовавшись его методом, составлять новые послания. Ведь совершенно очевидно, что криптографическая система должна работать в обоих направлениях. Если вы владеете шифром, то можете не только расшифровывать зашифрованные при его помощи послания, но и зашифровать новый текст. Ромэн Ньюболд становится все более туманным, все менее доступным, и умер в 1926 году. Его друг и коллега Роланд Грубб Кент опубликовал его работы в 1928 г. под названием «Шифр Роджера Бэкона». Американские и английские историки, занимавшиеся изучением средних веков, отнеслись к ней более чем сдержанно и с большим сомнением.

Мы фактически не знаем точно, когда и где была написана рукопись, какой язык лежит в основе шифрования. Когда будут выработаны правильные гипотезы, шифр, возможно, предстанет простым и легким…

Остается констатировать тот факт, что в нашу эпоху глобальных информационных и компьютерных технологий средневековый ребус остается неразгаданным. И неизвестно, смогут ли учёные когда-нибудь восполнить этот пробел и прочитать тексты манускрипта Войнича, хранящегося в библиотеке раритетных и редких книг Йельского университета и оценивается в 160.000 долларов. Манускрипт Войнича не дают никому в руки, но все желающие попробовать свои силы в расшифровке могут скачать фотокопии высокого качества с сайта Йельского университета США.

Свежие «fake news» из Канады.

Искусственный интеллект помог учёным из Альбертского университета (Канада) открыть тайну знаменитого манускрипта Войнича.
Алгоритм был отработан на «Всеобщей декларации прав человека» , переведенной на 380 языков. Искусственный интеллект сумел распознать 97% текста»Всеобщей декларации прав человека» , после чего алгоритм применили к тексту манускрипт Войнича.

Сейчас исследователи уверены в языке документа и даже знают, как перевести первое предложение. Оказалось, что манускрипт Войнича написан на иврите - порядок букв в словах изменён, гласные пропущены вовсе. Первое предложение манускрипта Войнича переводится так: «Она дала рекомендации священнику, главе дома, мне и людям». Таки-да!

Манускрипт Войнича - странная книга, которая уже сотню лет ставит экспертов в тупик, никто не смог расшифровать ее текст... до сих пор.

В феврале 2014 года Бедфордширский университет объявил, что профессор прикладной лингвистики Стивен Бакс (Stephen Вах) «последовал по стопам Индианы Джонса, взломав код манускрипта 600-летней давности, слывущего самым таинственным документом в мире».

Объект интереса профессора Бакса - манускрипт Войнича - это рукописная книга небольшого формата. 240 пергаментных страниц заполнены непонятными письменами, зарисовками растений, звездных потоков и загадочных групп пляшущих и купающихся обнаженных нимф. С тех пор как Вильфред Войнич, польско-американский революционер и библиофил (и муж Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод»), приобрел манускрипт в Италии в 1912 году, эта книга не давала покоя ученым. Одни утверждали, что она написана естественным языком, другие - что шифром, позднее научное сообщество склонилось к мысли, что имеет дело с талантливой мистификацией. Новый перевод Бакса вновь привлек внимание к спорам о природе этой необыкновенной книги.

Бакс узнал о рукописи пару лет назад из радиопередачи, посвященной британскому математику и оккультисту Джону Ди (1527-1608), чье имя давно связывают с рукописью. Войнич считал, что его находка принадлежит перу монаха Роджера Бэкона (XIII век), много писавшего на научные темы. По версии Войнича, книга попала в руки Джона Ди, который продал ее императору Священной Римской империи Рудольфу II за 600 дукатов (около 2 кг золота). Это утверждение основано на письме, найденном вместе с рукописью и датированном 1665 годом.

Бакс присоединился кдлинному ряду пытавшихся разгадать тайну рукописи. Сам Войнич ничего не добился, но через девять лет после находки рукописи ему представили якобы перевод части текста, сделанный профессором Уильямом Ньюболдом из Пенсильванского университета.

Некоторое время Ньюболд купался в лучах славы. Он решил, что реальное содержание передают крошечные значки над буквами, которые, как он утверждал, аналогичны рукописному древнегреческому. Но чтобы сделать свой «перевод», Ньюболду пришлось рассматривать пары этих значков как одну букву, а затем составлять из них анаграммы. При таких сложных манипуляциях можно вычитать что угодно. А потом к тому же выяснилось, что значки лишь трещины на поверхности чернил.

Некоторое время считалось, что рукопись содержит транслитерацию существующего языка. Затем появилась идея, будто текст может быть шифром. Впрочем, быстро пришло понимание, что если это и так, то речь должна идти о куда более сложном шифре, чем любой другой, использовавшийся в Средние века. Наконец, появилось предположение, что книга может быть просто бессмыслицей. Но зачем такие усилия ради мистификации?

Подобно многим предшественникам профессор Бакс выделил начальные слова на страницах, содержащих рисунки растений. Эти слова, как правило, не используются в других частях текста, то есть могут соответствовать названиям этих растений. Так, на одной из иллюстраций изображено нечто, похожее на василек (Centaurea), схожий с чертополохом.

Как это делалось при расшифровке египетских иероглифов, Бакс определил буквы, составляющие слово kantairon, примерно соответствующее средневековому написанию названия этого растения, благодаря тому, что нашел на той же странице практически идентичное слово, отличающееся лишь последней буквой.

Еще одной подсказкой оказался своего рода зодиак, изображающий колесо с созвездиями между спицами. Бакс отождествил группу из семи звезд с Плеядами в надежде, что находящееся рядом слово обозначает созвездие Тельца. Это куда более слабый ход, поскольку скопление Плеяды имеет четкую форму, которую эти звезды не повторяют. Более того, хотя Плеяды - это Семь Сестер в греческой мифологии, в этом скоплении есть еще девять больших звезд, включая две, названные именами родителей сестер. Скопление Плеяды находится в созвездии Тельца, но устанавливать такую связь было бы сильной натяжкой.

Руководствуясь своим сопоставлением слов, Бакс составил транслитерации 14 букв, что составляет более половины алфавита рукописи Войнича, и с тех пор идентифицировал еще пару растений - клещевину и алтей. Он рассудил, что в остальном язык может представлять собой бесписьменный запад-ноазиатский диалект. Другие исследователи указали на очевидные несообразности в новой транслитерации, поскольку, согласно ей, названия большого числа растений начинаются с латинских букв С или К. Аналогично в тексте, получившемся в результате применения этой транслитерации к одной странице основного текста, около половины слов заканчивались на R (отчасти потому, что Бакс транслировал как R три буквы алфавита Войнича) и многие на N - необычное распределение для любого известного языка.

Вскоре после того как Бедфордширский университет опубликовал свое сообщение, доктор Гордон Parr (Gordon Rugg) из Килского университета (Великобритания) усомнился в этих предполагаемых достижениях. У Parra удачная подготовка для анализа рукописи Войнича.

Лингвист по образованию, он занялся экспериментальной психологией, а затем теорией вычислительных машин. У Parra две претензии к заявлению Бакса. Первая заключается в том, что после 1940-х годов эту методику уже много раз пытались применить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок. Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Parra.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает нить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Используя технологию времен Джона Ди, Рагг показал, что было бы сравнительно нетрудно создать фальшивый манускрипт Войнича. Окружение Ди заслуживает особого внимания, поскольку его помощник, Эдвард Келли, придумал язык, известный как ангельский. Ди использовал несколько «гадателей по магическому кристаллу» или медиумов, включая Келли, чтобы общаться с духами. Именно Келли, по-видимому, дал Ди возможность использовать язык ангелов, и Келли сотрудничал с Ди в то время, когда тот, как считается, ездил к Рудольфу II.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок.

Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Paггa.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает авторства Келли. Считалось вполне обычной практикой хранить пергамент десятилетиями, прежде чем использовать его для записей, и было бы несложно взять старую, частично исписанную книгу, удалить страницы с текстом и использовать все остальные. Чтобы скрыть это, манускрипт потом могли переплести заново, с тем чтобы все потерянные страницы не оказались в начале книги. И что интересно: манускрипт Войнича действительно выглядит как заново переплетенный с переставленными страницами. Если был использован старый пергамент, это позволяет сделать еще более смелое предположение, что создателем подделки был сам Войнич.

Это и предположил Ричард Санта Колома (Richard Santa CoIoma). Он считает, что Войнич нашел письмо, обеспечивающее книге историю происхождения, и изготовил соответствующую рукопись. Если бы это был не более чем забытый каталог растений, дело бы не стоило усилий, но здесь мы имеем комбинацию интригующего таинственного языка и предполагаемую связь с Роджером Бэконом, о котором много писала пресса в 1912 году в преддверии его 700-летнего юбилея, - связь, которую подчеркивал сам Войнич. Это позволило книготорговцу оценить рукопись в 100 тысяч долларов.

МИСТИФИКАЦИЯ?
Есть и еще аргументы в пользу теории о подделке. В рукописи имеются необычные повторения слов. Одна фраза, например, транслитерированная в знакомые символы, в соответствии с конвенцией, используемой исследователями манускрипта Войнича, читается как «квокеди квокеди дал квокеди квокеди» (qokedy qokedy dal qokedy qokedy). И наоборот, очень мало имеется в тексте часто используемых фраз из двух или трех слов, что встречается в большинстве языков.

Далее, в ней полностью отсутствуют ошибки. А ведь в любой рукописи вы ожидаете увидеть зачеркивания, и даже лучшие средневековые книги содержат исправления. Когда переписчик делал ошибку, он ждал, пока высохнут чернила, затем тщательно отскабливал их с пергамента, прежде чем написать несколько новых букв. Но как бы аккуратен он ни был, это действие оставляет следы на поверхности материала. Несколько лет назад было произведено исследование копий нескольких страниц рукописи, сделанных в чрезвычайно высоком разрешении и дающих куда больше деталей, чем видно невооруженным глазом, и тем не менее не нашлось признаков даже одного исправления.

Невозможно дать определенный ответ насчет манускрипта Войнича, пока не будет полной расшифровки. Перевод Стивена Бакса представляет интерес, но пока он не указал, на каком языке, по его мнению, написана рукопись, и не смог применить свою транслитерацию к тексту в целом.

А вот гипотеза о подделке, предложенная Гордоном Раггом, кажется привлекательной, но она может быть доказана, только если будут найдены подтверждающие свидетельства, относящиеся к периоду, когда была сделана подделка.

А пока перед нами очаровательная загадка, которая, несомненно, окажется столь же притягательной в последующую сотню лет, какой была в предыдущую.

ПОДДЕЛКА ЛИ МАНУСКРИИПТ ВОЙНИЧА?
Стивен Бакс, профессор прикладной лингвистик в Бедфордширском университете (Великобритания):
«Лично меня привлекли необычность письма и надежда расшифровать этот документ. Многие исследователи отвергли возможность того, что мы здесь имеем дело с естественным языком. Я тщательно изучил его, имея в виду всё то, что они говорят, и как лингвист считаю, что это вполне может быть естественный язык».

Гордон Рагг, старший преподаватель теории вычислительных машин в Килском
«Ключевое допущение, которое все делают, состоит в том, что сложные структуры не могут порождаться простым способом. В рукописи Войнича присутствуют сложные структуры, так что все думали, что она не может быть поддельной, раз уж эти структуры такие сложные... Но очень простые причины могут привести к очень сложным последствиям».

Рукопись Войнича, или Манускрипт Войнича — иллюстрированный кодекс, написанный в XV веке неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита.

По результатам радиоуглеродного анализа четырёх фрагментов манускрипта химик и археометрист Аризонского университета Грег Ходжинс установил, что пергамент для манускрипта был выделан между 1404 и 1438 годами в эпоху раннего Возрождения. В рукописи находится только одно реалистическое изображение города с крепостной стеной с зубцами типа «ласточкин хвост». В начале XV века такие зубцы в основном встречались в Северной Италии (позже они стали более распространёнными).

Рукопись интенсивно изучалась любителями криптографии и профессионалами криптоанализа, в том числе британскими и американскими криптоаналитиками Второй мировой войны. Ни всю рукопись, ни даже её часть расшифровать не удалось. Ряд неудач превратил манускрипт в известный предмет криптологии. На сегодняшний день существует множество предположений о содержании, назначении и авторстве рукописи. По одним предположениям, она написана на неизвестном искусственном языке либо на одном из европейских языков, зашифрованном неизвестным методом. Существуют также предположения об использовании одного из восточно-азиатских языков с помощью изобретённого автором алфавита и о том, что рукопись является фальсификацией. Ни одно из предположений не получило однозначного подтверждения и признания в научном сообществе.


Никогда он не видел ничего подобного. А ведь он, Уилфрид Войнич, антиквар и букинист, перевидал на своем веку немало древних рукописей, свитков и фолиантов. Все двести тридцать пять страниц книги, лежавшей перед ним, были заполнены написанным от руки текстом и неряшливыми рисунками, астрологических диаграмм, неизвестных растений и обнаженных женщин.

Одних иллюстраций оказалось бы достаточно, чтобы удивить опытного библиофила. Но они не шли ни в какое сравнение с текстом. Книга явно была зашифрована или написана на неизвестном языке...

Странный язык.

Текст опредёленно написан слева направо, со слегка «рваным» правым полем. Длинные секции разделены на параграфы, иногда с отметкой начала абзаца на левом поле. В рукописи нет обычной пунктуации. Почерк устойчив и чёток, как если бы алфавит был привычен писцу, и тот понимал, что́ пишет.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Алфавитом из 20—30 букв рукописи можно написать весь текст. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.

Более широкие пробелы делят текст на примерно 35 тысяч «слов» различной длины. Похоже, что они подчиняются некоторым фонетическим или орфографическим правилам. Некоторые знаки должны появиться в каждом слове (как гласные в английском), некоторые знаки никогда не следуют за другими, некоторые могут удваиваться в слове (как два Н в слове длинный), некоторые нет.

Статистический анализ текста выявил его структуру, характерную для естественных языков. Например, повторяемость слов соответствует закону Ципфа, а словарная энтропия (около десяти бит на слово) такая же, как у латинского и английского языка. Некоторые слова появляются только в отдельных разделах книги, или только на нескольких страницах; некоторые слова повторяются во всём тексте. Повторов очень мало среди примерно сотни подписей к иллюстрациям. В «Ботаническом» разделе первое слово каждой страницы встречается только на этой странице и, возможно, является названием растения.

С другой стороны, язык рукописи Войнича кое в чём весьма непохож на существующие европейские языки. Например, в книге почти нет слов длиной более десяти «букв» и почти нет одно- и двубуквенных слов. Внутри слова буквы распределены также своеобразно: некоторые знаки появляются только в начале слова, другие только в конце, а некоторые всегда в середине — расположение, присущее арабскому письму (ср. также варианты греческой буквы сигма), но не латинскому или кириллическому алфавиту. Текст выглядит более монотонным (в математическом смысле) по сравнению с текстом на европейском языке. Есть отдельные примеры, когда одно и то же слово повторяется три раза подряд. Слова, различающиеся лишь одной буквой, также встречаются необычно часто. Весь «лексикон» рукописи Войнича меньше, чем должен быть «нормальный» набор слов обычной книги.

История книги

Вильфрид Войнич занялся антикварным делом, открыл свою лавку и принялся колесить по миру в поисках раритетных изданий. В 1912 году судьба привела его к загадочной книге. Показательно, что Вилфрид до самой смерти не признался, у кого именно он купил эту рукопись. Официальной признается версия, что антиквар приобрел манускрипт вместе с ещё 29 книгами у Римской коллегии, которая нуждалась в средствах и потому устроила «распродажу».

Химик и археометрист Аризонского университета Грег Ходжинс по результатам радиоуглеродного анализа образцов рукописи установил, что пергамент манускрипта был выделан 1404 и 1438 годами. Анализ чернил рукописи, выполненный в Чикаго, показал их химический и минеральный состав (в цветных красках и чернилах использовались красящие минералы), соответствующие широкому периоду средневековья. Датирование по чернилам не проводилось, поскольку по основному составу это неорганические материалы. Галловые чернила, которыми написан основной текст, повсеместно производились по схожим рецептам и применялись начиная от раннего средневековья до конца 19-века. Таким образом, датировка пергамента позволила установить лишь возможный наиболее ранний период написания манускрипта. Йельская библиотека, выступившая заказчиком обоих исследований, указывает период создания манускрипта как 1401 - 1599гг.

Согласно письму Атанасиусу Кирхеру 1666 года, которым Иоганн Марци сопроводил рукопись, книга принадлежала императору Священной Римской империи Рудольфу II (1552—1612). Существует недоказанное предположение (не обнаружено никаких фактических свидетельств), что император заплатил за рукопись 600 дукатов (около двух килограммов золота). Книга была передана Якобу Хорчицки(ум. 1622), садовнику императора.

Следующим и точно подтверждённым владельцем книги был Георг Бареш (1585—1662), алхимик из Праги. Бареш, по-видимому, был так же, как современные учёные, озадачен тайной книги, которая «бесполезно занимает место в его библиотеке». Узнав, что Атанасиус Кирхер, известный иезуитский учёный из Римской Коллегии, опубликовал коптский словарь и расшифровал (как тогда считалось) египетские иероглифы, он скопировал часть рукописи и послал этот образец Кирхеру в Рим (дважды), прося помочь расшифровать его. Письмо Бареша 1639 года Кирхеру, обнаруженное уже в наше время Рене Цандбергеном, — самое раннее известное упоминание о рукописи.

После смерти Бареша книга перешла его другу — Иоганну Маркусу Марци, ректору Пражского университета. Марци предположительно отослал её Кирхеру, своему давнему другу. Сопроводительное письмо Марци 1666 года было при рукописи, когда её приобрёл Войнич в 1912 году.

Дальнейшие 200 лет судьбы рукописи неизвестны, но наиболее вероятно, что она хранилась вместе с остальной перепиской Кирхера в библиотеке Римской коллегии (ныне Папский Григорианский университет). Книга, вероятно, там и оставалась, пока войска Виктора Эммануила II не захватили город в 1870 году и не присоединили Папскую область к Итальянскому королевству. Новые итальянские власти решили конфисковать у Церкви большое количество имущества, в том числе и библиотеку.

Библиотека Бекса была перенесена на виллу Мондрагоне во Фраскати — большой дворец близ Рима, приобретённый обществом иезуитов в 1866 году и ставший частью иезуитского колледжа Гислиери.

В 1912 году Римская коллегия нуждалась в средствах и решила в строжайшей тайне продать часть своей собственности. Разбирая на вилле Мондрагоне сундуки с книгами из собрания Кирхера, Вильфрид Войнич наткнулся на загадочный манускрипт. Всего он приобрёл у иезуитов тридцать рукописей, в том числе и эту книгу. После приобретения книги Войнич разослал её копии нескольким специалистам для расшифровки. В 1961 году, через год после смерти его жены, Этель Лилиан Войнич, книга была продана её наследницей Энн Нилл другому книготорговцу Хансу Краусу. Не найдя покупателя, в 1969 году Краус преподнёс манускрипт в дар библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета.

Фальшивка?

Мысль о том, что манускрипт - искусная фальшивка нового времени, была одной из первых, которые приходили в голову всем, кто пытался эту книгу расшифровать. Уж слишком «тарабарский» язык в этом фолианте. Однако против такого заключения говорят следующие факты. Во-первых, проведенный Грегом Ходжинсом в Аризонском университете углеродный анализ показал, что рукопись была изготовлена между 1404 и 1438 годами. Во-вторых, текст в книге структурирован, анализ чернил показал, что переписчик знал, о чем писал (буквы писались быстро, 4 секунды на слово). Лингвистический анализ показывает наличие структур, характерных для известных языковых систем. Наконец, манускрипт написан на пергаменте, тогда как в XV веке уже использовали бумагу. Создавать такую дорогую фальшивку?

Восточная гипотеза

Французский филолог Жак Ги, один из тех, кто пытается разгадать тайну манускрипта, провел анализ текста книги и пришел к парадоксальному выводу, что структура языка похожа на китайский и вьетнамский языки. Таким образом родилась теория о восточном происхождении манускрипта. В пользу своей гипотезы Ги также приводит такой аргумент, что некоторые растения, изображенные в книге, произрастали во время написания только в Китае. Например, женьшень. Однако никто из восточноазиатских ученых так и не смог убедительно сказать, на каком именно диалекте написан текст.

Гипотеза редактуры

Рене Цандберген из Европейского космического агенства и вовсе считает, что манускрипт неоднократно правился. И мы имеем дело не с одним текстом, а с несколькими. Косвенно эту гипотезу подтверждает компьютерный анализ пергаментных листов, который показал, что да - текст ретушировался. Однако восстановить первоначальный текст и отделить его от более поздних наслоений пока не получилось.

Гипотеза шифрования

Некоторые ученые считают, что «Манускрипт Войнича» - это шифр. Так считал, например, Уильям Ньюболд, который одним из первых занимался расшифровкой текста книги. Он считался одним из лучших криптологов своего времени. Ученый считал, что манускрипт написан на зашифрованной латыни, ключ к которой заключен в надписи на последней странице «Michiton oladabas multos te tccr cerc portas». Если убрать оттуда «лишние» символы, а буквы «o» заменить на «a» то выйдет надпись Michi dabas multas portas. («Ты дал мне много дверей»). Доктор Гордон Рагг из Университета Кили также уверен, что текст книги - шифровка, написанная при помощи решетки Кардано. По его мнению, автор манускрипта вписывал в ячейки латинские буквы, а пробелы заполнял придуманными буквами.

Загадка в загадке

Манускрипт Войнича - это загадка в загадке. Пока что никому не удалось объяснить, на каком он написан языке, неизвестно, что изображают рисунки этой книги. Неясно и авторство. В разное время его приписывали и Роджеру Бэкону, и Джону Ди, и другим алхимикам, но никаких конкретных доказательств ни одной из этих версий также до сих пор не существует. Из предполагаемых версий происхождения манускрипта хотим отметить ещё две. Американский криптолог Джон Стейко считает, что текст написан на языке Киевской Руси, без использования гласных. Ученый уверен, что манускрипт представляет собой переписку таинственного правителя Киевской Руси по имени Ора с хазарским властелином по имени Маня Коза.В подтверждение этой версии, можно сказать о том, что в манускрипте изображены стены города с зубцами формы «ласточкин хвост». Такие в XV веке были только в Северной Италии и... московском Кремле. По ещё одной версии манускрипт имеет ацтекское происхождение. Эту гипотезу выдвинули в начале этого года ученые Артур Такер и Рексфорд Талберт. Они начали изучение манускрипта с рисунков и признали за многими из растений эндемиков Южной Америки. Исследователи выдвинули версию, что текст написан на одном из многочисленных вымерших диалектов ацтекского языка, нуатля, а написал его в XV веке представитель ацтекской элиты, бывавший в Европе.

Как мы видим, уже не один десяток лет лучшие умы бьются над этой загадкой. Много версий, много гипотез все же не дают нам ответа на главные вопросы: Кем, на каком языке, и главное для чего была созданна эта книга?

Loading...Loading...