Ирландские эпические сказания национальная специфика. Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие Тесты по истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Народно-эпическая литература раннего Средневековья

Durov . com : Зарубежная литература Средневековья и эпохи Возрождения

Зарубежная литература Средневековья и эпохи Возрождения

      1. Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг.

1. Кельты

 Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия – центр культуры.

 Соц. строй – родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек)

 Религия – друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII)

 Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры

 Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев

 Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия

2. Черты мифологического предания  первобытный синкретизм (теория Веселовского)

Не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

Это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал

искусство сакрально

Вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир

Процессом руководил вождь-друид

Сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

миф – оформление этого предания в слове

Миф так же секретен, как искусство

Миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

Прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация – встреча с прошлым, передача опыта; новое имя – полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

Роль человека мала, главное – события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги – прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т.к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные – с VII, не дошли. Дошли – с XII.

 героические саги (=ранние саги, VII)

 уладский (=ольстерский) цикл

Название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

Центральная фигура – король Конхобар, главный герой – Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила – рогатое копьё кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нём воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

Каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)

 цикл о Финне – на юге Ирландии. Феннии – особое племя свободных воинов.

 фантастические саги (цикл о мореплаваниях)

Тема – рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5. Особенности стиля :

 ясный, четкий

 нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6. Литературные особенности :

 эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник – эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе – роман.

 эпос существует вне конкретного времени и пространства

 герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой

 незаметная гиперболизация – бросал копьё из-под воды

 много батальных сцен

7. Словесные особенности :

 ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический

 мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т.к. их внутренний смысл обычно меняется

 аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III – VIII

 христианизация V не повлияла на кельтское общество

 первоначально хранители преданий – старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) + певцы-рассказчики.

певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой – хвалебные и позорящие песни) + филиды (советники князей и «мудрецы» + рассказчики эпических преданий)

 повести – «скелы» - саги (из Скандинавии) – проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам

 первые записи – VII-VIII – монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе

  • 5. Особенности французского героического эпоса. «Песнь о Роланде».
  • 6. Своеобразие испанского героического эпоса. «Песнь о Сиде».
  • 7. Героический эпос в Германии. «Песнь о Нибелунгах».
  • 8. Идейно-художественные особенности рыцарской поэзии. Провансальская поэзия.
  • 9. Рыцарский роман и его характеристика. «Роман о Тристане и Изольде».
  • 10. Творчество Кретьена де Труа.
  • 11. Поэзия вагантов. Ее место в истории средневековой литературы.
  • 12. Городская литература и ее жанры.
  • 13. Творчество Вийона, Маро.
  • 14. Народные баллады о Робине Гуде, их значение в английской литературе.
  • 15. Чосер и его «Кентерберийские рассказы». Место Чосера в развитии английской литературы.
  • 16. Италия на рубеже 13-14 вв. Флоренция и ее культура.
  • 17. Данте – «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени».
  • 18. «Новая жизнь» Данте и ее реалистические тенденции.
  • 19. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и как пролог к литературе нового времени.
  • 20. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма.
  • 21. Лирика Петрарки и ее значение для развития европейской поэзии Ренессанса.
  • 22. Ранние произведения Боккаччо и их значение в художественном становлении писателя.
  • 23. «Декамерон» Боккаччо. Его значение в истории ренессансной культуры.
  • 24. Позднее Возрождение в Италии. Ариосто, Тассо.
  • 25. Особенности Возрождения в Германии. «Письма темных людей».
  • 26. Общая характеристика немецкой литературы эпохи Возрождения. Рейхлин, Гуттен, Брант, Сакс.
  • 27. Возникновение и особенности развития гуманизма во Франции. Ранний период.
  • 28. Рабле. Идейно-художественные особенности «Гаргантюа и Пантагрюэль».
  • 29. Особенности комического в романе Рабле. Бахтин о романе.
  • 30. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во 2-й пол. 16 в. «Плеяда». «Защита и прославление французского языка».
  • 31. Творчество Ронсара.
  • 32. Поэзия дю Белле и значение его деятельности в «Плеяде».
  • 33. Поздний Ренессанс во Франции. «Опыты» Монтеня.
  • 34. Особенности английского Возрождения.
  • 35. Томас Мор. «Утопия». Особенности жанра романа.
  • 36. Расцвет драмы, театра в Англии. Марло как создатель английской ренессансной трагедии.
  • 37. Шекспир, его место в развитии литературы эпохи Возрождения. «Шекспировский вопрос».
  • 38. Сонеты Шекспира. Особенности жанра.
  • 39. Исторические хроники Шекспира.
  • 40. Особенности комедийного творчества Шекспира.
  • 41. Особенности жанра и конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • 42. «Гамлет» как начало нового этапа в шекспировском творчестве.
  • 43. Своеобразие трагического у Шекспира: «Король Лир».
  • 44. «Отелло» Шекспира. Особенности конфликта.
  • 45. Своеобразие трагедии Шекспира «Макбет».
  • 46. Особенности Возрождения в Испании.
  • 47. Плутовской роман и его демократическая направленность. «Ласарильо с Тормеса».
  • 48. «Дон Кихот» как реалистическое обобщение испанской социальной жизни на рубеже 16-17 вв.
  • 49. Осмеяние рыцарской литературы и отживших феодальных идеалов в романе «Дон Кихот».
  • 50. Отражение в романе «Дон Кихот» гуманистического мировоззрения.
  • 2. Кельтский эпос и его своеобразие.

    Одним из самых значительных художественных памятников эпохи раннего средневековья стал кельтский эпос. Его творцами были кельты, народность, населявшая территорию современной Ирландии, южную часть Англии и север Франции. Островные кельты в первом тысячелетии н.э. находились на наиболее архаической ступени культуры. Наиболее сформировавшаяся форма культуры родового строя наблюдалась в Ирландии. В период с 3 – 8 в. н.э., когда формировался ирландский героический эпос, в Ирландии господствовали обычаи, характерные для родового строя: общинное земледелие, натуральное хозяйство, власть вождей/старейшин, культ племенных богов, природных сил и духов, обряды и заклинания. В 5 в. кельты подверглись христианизации, но она не пустила глубоких корней. Кельты оставались верны языческим традициям.

    На основе родовых и местных приданий вырос насыщенный мифическими представлениями героический эпос. Первоначально хранителями преданий были старейшины, которые также являлись и жрецами, и певцами-заклинателями, колдунами и пр. Затем произошло разделение. Певцы-сказители разделились на бардов (лирика, связанная с музыкой) и филидов (прорицатели, знатоки древних преданий, рассказчики/певцы эпических преданий). Долгое время предания сохранялись в устной форме и переходили от филида к ученикам. Предания заучивались не полностью, имела место быть импровизация, но все-таки существовали традиционные стилистические формулы, переносившиеся рассказчиками из одной саги в другую.

    Первые записи преданий были сделаны в 7-8 вв. монахами, наносились они на шкуры животных. Записи подверглись христианизации, но в совсем небольшой мере – языческие элементы полностью сохранились, поэтому ирландский эпос сохранил свою самобытность.

    Образ жизни, придания повлияли на особенности поэтики кельтских саг. Для кельтского эпоса, тесно связанного с фольклорной традицией, характерны элементы фантастики, волшебства, красочность сюжетов, синтез с фольклорными традициями, ключевая роль и активность женщин, важность речей героев, синтез прозы и стихотворных включений.

    Самая древняя часть кельтского эпоса - уладский цикл, рожденный сказителями из племени уладов, живших в северной части Ирландии. Главный герой цикла - Кухулин, в его образе воплощены нравственные представления кельтов: благородство, смелость, готовность отдать жизнь за своих близких. Образ насыщен мифологическими чертами, Кухулин - идеал доблести и совершенства, защитник слабых и угнетённых. Еще одним большим циклом сказаний, были саги о Финне, вожде фенниев. Впоследствии, цикл сказаний о Финне был обработан в ряде стихотворных народных баллад, получивших широкое распространение в Ирландии и Шотландии. Также выделялся цикл, посвященный рассказам о чудесных мореплаваниях.

    3. Скандинавские саги, их важнейшие циклы.

    В 12-13 веках в Исландии развивается письменность, именно поэтому большинство исландских саг записано в этот период. События, описываемые в сагах, относятся по преимуществу к концу «эпохи викингов», до окончательной христианизации Исландии (прим. 950 -1030). Основные памятники древнеисландской художественной литературы распадаются на 3 группы: песни «Эдды», поэзия скальдов (9-13 вв, песни скальдов обращены к современности, восхваляют воинские подвиги князя и его дружины; характерно употребление «кеннингов» - метафорических иносказаний) и прозаические саги (в основном, к ним относятся родовые, семейные саги). «Эдда» представляет из себя сборник песен, частично мифологического, дидактического характера и частично героического.

    В 13 в. исландский поэт Снорри Стурлусон составил сборник скандической поэзии, записанной в прозе (включал в себя песни, относящиеся к 9-12 вв.) и озаглавленный им «Эдда». Позднее был назван «Младшей Эддой».

    В 1643 г. исландский епископ нашел рукописный сборник аниномных саг. За этим сборником закрепилось название стихотворной, или «Старшей Эдды».

    Мифологические песни «Эдды» включают в себя сказания о богах и, как особый подраздел, поучения житейской мудрости (близки к «Трудам и дням» Гесиода, даны в форме советов, поговорок; это этические заветы, даются самые разнообразные советы бытового характера, о поведении с близкими и т.д.). Они основаны на системе языческих верований в мифологии, окончательно сложившейся у скандинавских народов в «эпоху викингов», но уходящей своими корнями в мифологические представления древних германцев. Еще одно направление «Эдды» - саги об исторических событиях, например сага «Эрик Рыжий». В них говорится об открытиях земель, путешествиях, характере той или иной территории. Также в «Эдде» хорошо систематизированы древние мифы, особенно выделяется «Прорицание вёльвы», где от имени провидицы идет повествование о судьбе мира в целом. Первая часть «прорицания» - повествование о прошлом (этиологические мифы), вторая часть – пророчество о конце света.

    Общие характерные черты исландского эпоса: развитое историческое начало; специфический хронотоп: прошлое, настоящее и будущее разделены, но в то же время постоянно взаимодействуют между собой; уменьшение числа фантастических элементов, при этом большое количество вещих снов и поверий. Основными темами являются родовые распри, кровная месть, победные походы викингов. По стилю: скупость описания, развитый сюжет, ключевая роль у диалога, а не монолога, реализм, психологизм. Представляют собой сплав прозы (ее меньше) и стихов, широкое использование кеннингов в тексте.

    Из всех полуварварских народов, выступивших на арену миро­вой истории после крушения Римской империи, островные кельты (ирландцы, шотландцы, уэльцы) в первом тысячелетии н. э. пережи­вали наиболее архаическую ступень культуры. Замедленность у них общественного развития, проявившаяся в устойчивости родового строя, была отмечена Энгельсом, который писал: «Древнейшие из сохранившихся кельтских законов показывают нам род еще по­лным жизни; в Ирландии он, по крайней мере инстинктивно, живет в сознании народа еще и теперь, после того как англичане насиль­ственно разрушили его; в Шотландии он был в полном расцвете еще в середине прошлого (т. е. XVIII.- А. С.) столетия и здесь был также уничтожен только оружием, законодательством и судами англичан» 1 . (1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 21, с. 130.)

    В наиболее законченной форме мы находим культуру родового строя и порожденную им литературу в Ирландии, которая после занятия ее кельтами (приблизительно в VI в. до н. э.) до первых на­бегов скандинавов в конце VIII в. не знала иностранных вторжений и развивалась вполне самобытно. В период с III по VIII в. н. э., когда формировался ирландский героический эпос, в Ирландии гос­подствовали все те учреждения и обычаи, которые характерны для родового строя. Это общинное землевладение, натуральное хозяйство, власть вождей или старейшин (называвшихся «королями»), общее народное собрание всех взрослых мужчин, парный брак, с пережит­ками группового брака и матриархата, обычай усыновления, кров­ная месть, нередко, впрочем, уже заменявшаяся выкупом, культ племенных богов, природных сил и всякого рода духов, широкая практика магических обрядов и заклинаний.

    Правда, даже в эту древнюю эпоху наблюдаются определенные признаки разложения родового строя, выразившегося в значитель­ном имущественном и правовом неравенстве разных слоев населе­ния и в захвате части земель в личную собственность вождями или старейшинами. Однако к феодализму в подлинном смысле это ни тогда, ни позднее, после англо-нормандского завоевания, не приве­ло. Точно так же и христианизация Ирландии, происшедшая в V в., в значительной мере стараниями военнопленного уэльца Патрика (прозванного «апостолом Ирландии») не оказала особенного влия­ния на устройство и нравы древнеирландского общества.

    На этой основе, из родовых и местных преданий, вырос насы­щенный мифологическими представлениями героический эпос, ко­торый рано перешел в руки профессиональных сказителей. Перво­начально хранителями всякого поэтического предания здесь были старейшины родов, которые являлись одновременно жрецами, пев­цами-заклинателями, колдунами, знахарями и судьями. С течением времени, однако, произошла дифференциация. Раньше всего выде­лились жрецы-заклинатели, получившие название друидов . Около этого же времени певцы-рассказчики разделились на две корпорации - бардов и филидов .


    Барды разрабатывали ли­рическую (в широком смысле слова) поэзию, связанную с музыкой. Но так как сюда входили также песни хвалебные, слагавшиеся в честь князей и героев, а с другой стороны, позорящие, напра­вленные против личных или родовых врагов, то в поэзии бардов содержится немало упоминаний о различных исторических и полу­легендарных происшествиях. Различались барды оседлые, т. е. со­стоявшие на службе у какого-нибудь князя, и бродячие, жившие сбором: добровольных пожертвований слушателей за исполнение песен.

    Филиды , другая корпорация, были прорицателями, законоведа­ми, знатоками генеалогий главнейших родов, старых верований и преданий, занимая в качестве таковых места ближайших советни­ков князей. Наряду с этим филиды были также певцами и рассказчиками.

    Главной их специальностью было рассказывание эпических преданий, которые были ими систематизированы и подвергнуты сложной литературной обработке. В долгие зимние вечера филиды развлекали собравшихся у очага обитателей княжеского дома рас­сказыванием эпических повестей. С самого начала эти повести (скелы ) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто назы­вают сагами (по аналогии с называвшимися так прозаическими по­вестями скандинавских народов).

    Но очень рано филиды стали вставлять в них стихотворные отрывки, передавая стихами исключительно речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает значительного драматического напряжения. Число таких поэтиче­ских вставок с течением времени изменялось, обычно возрастая. Но и прозаическая канва саги не всегда была вполне устойчивой. Очень вероятно, что при переходе саги от филида к его ученику послед­ним нередко заучивался не весь текст, а только схема саги и самые существенные ее части; в соединительных же частях пре­доставлялась свобода для импровизации рассказчика. Это касается главным образом таких мест, как описания пиров, вооружения ге­роев, поединков и т. п., для которых существовали традиционные стилевые формулы (как во всяком устном эпосе), переносившиеся рассказчиками из одной саги в другую.

    Первые записи ирландских саг были сделаны в VII-VIII вв., уже после того как филиды прекратили свое существование, мона­хами, которые подвергли их некоторой христианизации. Однако эта христианизация не была особенно глубокой. Ирландское духовен­ство было местного происхождения, и церковь Ирландии сохраняла независимость от Рима, который не присылал в Ирландию своих ставленников для занятия высших церковных должностей и прове­дения соответствующей политики. Поэтому духовенство было здесь глубоко связано с местным населением, среди которого еще долгое время после христианизации держалось «двоеверие». Вследствие этого ирландские монахи, записывая старые саги, проявляли довольно большую терпимость к содержавшемуся в них языческо­му элементу. Иногда особенно яркие черты языческого культа опу­скались или даже присочинялся в христианском духе новый конец саги; однако обычно монахи-переписчики сохраняли все упомина­ния о колдовстве, заклятиях, столкновениях или любовном обще­нии людей с сидами (духи вроде эльфов и фей) и т. п.

    Благода­ря этому ирландский эпос богаче эпоса всех остальных западно-европейских народов пережитками верований и представлений эпохи родового строя.

    Древнейшей частью ирландского эпоса является уладский цикл , сложившийся на севере Ирландии, среди племени уладов (в области, теперь называющейся Ольстером). Центральная фигура, объединяющая его - король уладов Конхобар (живший будто бы в I в. н. э.), главный герой - племянник Конхобара, Кухулин . По­следнему посвящен ряд эпизодических саг, которые, если разместить их в определенном порядке, могут составить легендарную биографию этого героя.

    Кухулин - сын Дехтире , сестры Конхобара, и бога света Луга . По другой вер­сии, его прижил сам Конхобар с Дехтире (представление, восходящее к периоду матриархата).

    Когда Кухулин стал юношей, женщины и девушки Ирландии начали влюблять­ся в него за его красоту и подвиги. По настоянию уладов он решил жениться, но отец девушки, к которой он посватался, потребовал от него исполнения ряда трудных задач, надеясь, что Кухулин погибнет. Кухулин, однако, вышел победите­лем из всех испытаний и женился на девушке. Во время этого опасного сватовства Кухулин побывал в Шотландии, где одна богатырша обучила его всем тонкостям боевого искусства. Там он слюбился с другой богатыршей, которая родила ему сы­на Конлайха. Когда Конлайх вырос, он отправился в Ирландию разыскивать отца. Они встретились, сразились, не узнав друг друга, и отец убил сына.

    В возрасте семнадцати лет Кухулин совершил свой величайший подвиг. Королева Коннахта (западная область Ирландии, издавна враждовавшая с Уладом-Ольстером), желая во что бы то ни стало добыть необычайно рослого и красивого бы­ка, принадлежавшего одному уладу, который не хотел его продать, снарядила огромное войско и вторглась в Улад. Она избрала для этого время, когда все улады были поражены магической болезнью, раз в год повергавшей в полное бес­силие всех, кроме Кухулина, который был свободен от этого недуга в силу своего божественного происхождения. Вынужденный один оборонять свою родину, Куху­лин залег у брода, через который должно было пройти неприятельское войско, и выставил таблички с заклинанием, обязывавшим врагов переходить брод по одному, поочередно вступая с Кухулином в единоборство. Без отдыха он победо­носно выдерживал эти поединки в течение трех зимних месяцев, пока, наконец, улады не исцелились и не пришли к нему на выручку (сага «Похищение быка из Куальнге» ).

    В одной из саг описывается, как Кухулин состязался с другими героями уладов. Он превзошел их всех в храбрости, приняв вызов волшебника Курой, который предложил желающему отрубить ему голову с условием, что потом сам он, если сможет, сделает с противником то же самое. Кухулин отрубил Курой голову, кото­рая немедленно приросла, и затем положил свою голову на плаху, но Курой объя­вил, что это было лишь испытанием его смелости.

    Облик и характер Кухулина насыщены мифическими чертами. Он обладает целым рядом чудесных свойств и способностей. Когда он приходит в «боевую ярость», то необычайно вырастает и весь искажается; на конце каждого его волоска выступает капля крови; от его тела исходит необыкновенный жар; он может, воткнув копье в землю, взлезть на вершину его и стать босой ногой на его нако­нечнике; он почти обладает способностью летать; в трудных слу­чаях он пускает в ход «рогатое» копье (с разветвленным наконечни­ком), которое мечет во врага не рукой, а пальцами ноги, стоя в воде.

    Вместе с тем в образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства. Он великоду­шен к врагам, отзывчив ко всякому горю, вежлив со всеми, всег­да - защитник слабых и угнетенных. Характерна в этом отношении сага о его смерти. В ней рассказывается, как он гибнет, став жер­твой собственного великодушия и благородства.

    Другой большой цикл, сложившийся на юге Ирландии, имеет своим главным героем Финна , вождя фенниев . Так называлась особая организация воинов, необыкновенно искусных в ведении боя и в физических упражнениях, занимавшихся будто бы только вой­ной и охотой и не подчинявшихся никакой власти в Ирландии, кро­ме власти своего вождя. Наряду с Финном в этих сагах упоми­наются его сын Ойсин, или Оссиан , искусный в сложении песен, и внук Осгар .

    Цикл сказаний о Финне был впоследствии обработан в виде сти­хотворных народных баллад, получивших широкое распростране­ние не только в Ирландии, но и в Шотландии. Там с ними познако­мился около 1760 г. Джемс Макферсон , который использовал некоторые их сюжеты в своей гениальной имитации народной по­эзии - сборнике «Песни Оссиана». Сборник этот стал известен в многочисленных переводах и подражаниях на разных европейских языках.

    Из других циклов выделяется группа саг о чудесных плаваниях. Древние ирландцы были смелыми мореплавателями, и есть сведе­ния, что еще до скандинавов они достигли берегов Америки. Впе­чатления от необыкновенных явлений природы, которые им при­шлось наблюдать на островах Атлантического океана, смешались с представлениями о чудесном обиталище духов женского пола - сид , о «кельтском Элизиуме», куда доступ открыт лишь из­бранным героям. Отсюда - повести о фантастических плаваниях героев в «чудесную страну» или «страну блаженства», где обитают только прекрасные женщины и где царит вечная юность. Триста лет, проведенные там героем, кажутся ему тремя днями. Если он, вернувшись домой, ступит ногой на родную землю, то сразу стано­вится дряхлым старцем и рассыпается в прах (сага «Плавание Брана» ).

    В другой кельтской области, Уэльсе, существовала не менее раз­литая литература. Но в то время как до нас дошла богатая лириче­ская поэзия древнеуэльских бардов (начиная с IV в. н. э.), от уэльского эпоса почти ничего не сохранилось. Мы можем судить о нем лишь по аналогии с ирландским эпосом, а также по отражениям уэльских сказаний во французских романах «бретонского цикла» (см. главу 11).

    Ирландия, куда проникли римские легионеры, была в античную эпоху глухой периферией кельтского мира, но в Средние века она стала главным очагом кельтской культуры.

    Вторжения скандинавских викингов в VIII—X вв. и англо-норманское завоевание в XI в. не имели существенного влияния на самобытную ирландскую культуру. Вплоть до окончательного политического подчинения англичанам (в XVI в.) в Ирландии сохранились существенные черты родо-племенного строя. Мало что изменила и довольно ранняя христианизация Ирландии (в V в.). Среди ирландских монахов было много ревнителей родной старины, которые переписывали и берегли рукописи, содержавшие записи древних ирландских саг * (по-ирландски — scela). Эти саги являются одной из основных частей кельтского культурного наследия.

    Ирландские саги — образцы прозаического эпоса со стихотворными вставками (силлабические, большею частью семисложные стихи в форме коротких строф, из четырех строк, попарно связанных рифмою или ассонансами; иногда применяется аллитерация). Прозаическая форма встречается в эпосе некоторых народов (например, в нартских сказаниях на Кавказе), а смешанная (стихотворно-прозаическая) распространена довольно широко.

    В ирландских сагах имеется ряд общих мест, традиционных формул (особенно характерны в этом отношении описания внешности и одежды), что указывает на их фольклорные истоки. В описаниях стиль саг богат ретардирующими подробностями, в драматических местах он лапидарен и стремителен. В стихах передаются большей частью речи героев, особенно в момент высокого напряжения (это характерно для смешанной формы в эпосе). В стихах чаще используются параллелизмы, украшающие эпитеты и другие стилистические приемы.

    Циклы:

    1. Мифологический цикл саг

    Это особый цикл, поскольку его саги иногда рассматривают как космогонические мифы кельтов, то есть мифы о создании мира, хотя в данном случае речь не идёт о таких грандиозных историях, как рождение вселенной, вроде вавилонских и скандинавских преданий, а всего-навсего об оформлении теперешнего облика Ирландии и племенах, её заселявших. Мифологический цикл сохранился наименее хорошо изо всех четырёх циклов. Наиболее важными источниками являются «Старина мест» и «Книга захватов» . Другие саги цикла — «Сон Энгуса» , «Сватовство к Этайн» и «(Вторая) Битва при Маг Туиред» , а также одна из наиболее известных ирландских саг «Трагедия детей Лира» .

    2. Уладский цикл саг

    Уладский цикл сложен примерно в начале христианской эры, большая часть действий происходит в областях Ольстер и Коннахт. Этот цикл состоит из ряда героических историй, касающихся жизни Конхобара мак Несса, короля Ольстера, великого героя Кухулина, сына Луга, их друзей, возлюбленных и врагов. Цикл назван по имени уладов, населения северо-восточной части Ирландии, действие историй разворачивается вокруг королевского двора в Эмайн Махе, близ современного города Армаг. Улады тесно связаны с ирландской колонией в Шотландии, часть обучения Кухулина происходит именно там.

    Цикл состоит из историй рождений, детства и обучения, ухаживаний, битв, пиров и смертей героев и изображает военное общество, в котором война представляет собой последовательность одиночных стычек, а богатство измеряется в основном в количестве скота. Эти истории написаны, как правило, в прозе. Центральное произведение цикла — Угон быка из Куалнге . Другие важные тексты Уладского цикла — Трагическая смерть единственного сына Айфе , Пир Брикрена и Разрушение Дома Да Дерга . Известной частью этого цикла является Изгнание сыновей Уснеха , более известное как трагедия Дейрдре и источник пьес Джона Синга, Уильяма Йейтса и Винсента Вудса.

    В некоторых отношениях этот цикл близок к мифологическому. Некоторые из персонажей мифологического возникают в уладском, в том же виде изменившей форму магии. Хотя некоторых персонажей, таких, как Медб или Ку Рои, мы можем подозревать в том, что они были когда-то божествами, а Кухулин часто выказывает сверхчеловеческое совершенство, персонажи смертны и внедрены в определённое время и место. Если мифологический цикл соответствует Золотому Веку, то уладский — Веку Героев.

    3. Цикл Финна, или Оссиана

    Эти саги так же рассказывают о героях, но если в сагах уладского цикла герои преимущественно одиночки, то этот цикл саг посвящён товариществу воинов и их удовольствию от пребывания в «избранном обществе прекрасных молодых воинов». Центральная сага в этой группе историй — «Преследование Диармайда и Грайне», посвящённая любви и трагической гибели влюблённых. Возможно, подобная смена настроений в сагах связана с тем, что расцвет цикла совпадает по времени с распространением в Европе куртуазной поэзии трубадуров и труверов, а также романов артуровского типа.

    4. Королевский или исторический цикл

    Саги последнего, королевского, цикла повествуют не столько о королях, сколько о королевстве как идее, о династиях разных областей Ирландии, смене королевских домов и их судьбах. К этому циклу относятся истории о таких королях как Конайре Великий, Конн Ста Битв, Кормак Мак Арт, Ниалл Девять Заложников или Домнал Мак Аэд.

    Памятники

    Три рода памятников: песни Эдды . Старшая (стихотворная) Эдда - 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

    Второй вид - поэзия скальдов . Скальды - воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль - наездник бури, воин - копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии.

    Третий род - саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная - «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера - так называемые, лживые саги.

    1. Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование - хутор, где Снорре писал Эдду. Третий - в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

    Песни о богах и о героях - 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира. Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы - карлики. Цверги - искусные мастера, хранят сокровища, а альвы - более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

    Старшая Эдда

    Песни о богах

    1. 1.прорицание вельвы - это история мира от его сотворения и золотого века до его грядущей гибели и второго рождения.
    2. 2. речи высокого - Большая ее часть — поучения в житейской мудрости. Но в ней есть и рассказы Одина о том, как его обманула какая-то женщина, как он добыл мед поэзии и как он принес самого себя в жертву, повесившись на мировом древе, чтобы обрести знание рун.
    3. 3. речи Вафтруднира
    4. 4. Речи Гримнира
    5. 5.Перебранка Локки и др.

    Песни о героях

    1. 1. Песнь о Вёлунде
    2. 2. Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда
    3. 3. О смерти Сигурда и др

    Младшая Эдда

    1. 1.Пролог
    2. 2.Видение Гюльви
    3. 3. Язык поэзии

    2. Скальдическое стихосложение уже вполне сложилось в ту эпоху, к которой относятся древнейшие памятники поэзии скальдов. Поэтому проследить, как оно возникло, невозможно. Всего вероятнее, однако, что скальдический стих развился из эддического в результате усложнения последнего, а не в результате какого-то внешнего влияния. Основа и того и другого стиха — аллитерация. Все элементы скальдического стиха есть и в эддическом. Однако в то время как эддический стих — это форма максимально простая и свободная, скальдический стих — форма максимально строгая и тесная. Всего вероятнее поэтому, что скальдическое стихосложение — это одно из проявлений той гипертрофии формы, которая характерна для скальдической поэзии вообще.

    В отличие от эддического стихосложения в скальдическом аллитерация более строго регламентирована; строго регламентированы внутренние рифмы (в эддическом стихе они встречаются только спорадически), количество слогов в строке (в эддическом стихе оно совсем не регламентировано), количество строк в строфе (в эддическом стихе оно не строго регламентировано).

    Основной жанр скальдической поэзии — это хвалебная песнь. В продолжение трех с половиной веков, с середины X в. и до конца XIII в., исландцы поставляли правителям Норвегии, а иногда и других скандинавских стран и даже Англии хвалебные песни. Их сохранилось множество (но обычно не полностью).

    Основная форма скальдической хвалебной песни — это драпа. В средней части драпы всегда было несколько вставных предложений (так называемый «стев», т. е. припев), которые делили эту среднюю часть на несколько отрезков. Этимологически название «драпа», по-видимому, и значит «песнь, разбитая припевами на части» (drápa от drepa «разбивать»). Стев мог быть различной формы, он мог быть совсем не связан с основным содержанием драпы. Наличие стева — это единственное, что отличает драпу от так называемого «флокка», т. е. хвалебной песни, состоящей из ряда строф, не разбитых стевом. Драпа считалась более пышной и торжественной формой, чем флокк.

    3.Самые своеобразные и самые знаменитые из исландских саг - это те, в которых рассказывается о событиях первого века после заселения Исландии, т. е. "саги об исландцах", или "родовые саги".

    Стиль "родовых саг" определялся как "чистая", "безусловная" или "абсолютная" проза. Для него характерно прежде всего отсутствие каких бы то ни было украшений или фигур, даже эпитетов, не говоря уже о метафорах. Таким образом, для стиля "родовых саг" характерно минимальное отклонение от языка живой речи. В этом прозаизме, несомненно, есть известное сходство с тем отказом от риторики и фигуральности, который с возникновением реалистического романа стал характерной чертой реалистической литературы вообще. преобладание синтаксических структур, максимально простых по построению и элементарно между собой связанных, невыдержанность синтаксической связи, беспорядочное чередование прошедшего времени с настоящим и прямой речи с косвенной, преобладание самых простых, элементарных слов и в то же время большая идиоматичность выражения, обилие стереотипных выражений, указательных и личных местоимений и наречий места и времени, повторения одного и того же слова в том же предложении и т. д. - это особенности, характерные для естественной и живой речи вообще, и в частности для устного повествования.

    Но прозаизм стиля "родовых саг" - это, конечно, следствие и того, что они продукт неосознанного авторства. В произведении, представляющем собой синкретическую правду, авторская активность направлялась, естественно, не столько на содержание или передаваемые факты сами по себе, сколько на форму, т. е. на то, как рассказывалось об этих фактах, на их драматизацию и конкретизацию в сценах и диалогах и т. п. Но поскольку эта авторская активность была неосознанной, то форма оставалась неосознанной, а следовательно, и не отграниченной от содержания. Прозаизм "родовых саг" и есть эта неотграниченность формы от содержания, минимальная самостоятельность формы, минимальная стилизация. Отсюда, однако, отнюдь не следует, что в стиле "родовых саг" нет искусства. Напротив, в нем есть то высокое искусство, которое возможно только при неосознанном авторстве и суть которого в том и заключается, что оно незаметно. Таким образом, если прозаизм стиля реалистической литературы нового времени - это форма, осознанная на фоне противоположной ей формы, то прозаизм "родовых саг" - это форма, не осознававшаяся как таковая и не отграниченная от содержания.

    ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Для промежуточной или итогоовй атттестации

    ПРИМЕЧАНИЕ: в некоторых тестах правильных ответов может быть несколько, а в некоторых правильный ответ может отсутствовать.

    РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    1 . S: Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками:

    Раннее Средневековье

    Зрелое Средневековье

    Позднее Средневековье

    X-XIII века

    XIY-XY века

    2. S: Установите соответствие между этапами Раннего Средневековья и их хронологическими рамками:

    Падение Римской империи

    Эпоха Великого переселенья народов

    - «Темные века»

    Каролингское и Оттоновское Возрождения

    455 г. н. э.

    YII-YIII века

    3 . S: Началом эпохи Средневековья выступает

    455 г. н. э.

    476 г. н. э.

    410 г. н. э.

    4 . S: Значительный вклад в изучение средневековой словесности внесли:

    М. П. Алексеев

    В. М. Жирмунский

    В. И. Кулешов

    Б. И. Пуришев

    А. А. Смирнов

    С. С. Мокульский

    А. Я. Гуревич

    А. И. Ревякин

    Ю. М. Лотман

    5 . S: Литература Раннего Средневековья сформировалась на основе:

    Частично сохранившейся античной литературы

    Архаических эпосов

    Христианской литературы

    Литературы Ближнего Востока

    Византийской литературной традиции

    Героических эпосов

    6 . S: Три потока средневековой литературы представлены:

    Городской литературой

    Рыцарской литературой

    Клерикальной литературой

    Мифологией

    Переводной литературой

    7 . S: Литература Раннего Средневековья представлена:

    Архаическими эпосами

    Героическими эпосами

    Агиографиями

    Историческими хрониками

    Рыцарскими романами

    Рыцарской лирикой

    8 . S: Три потока словесности Зрелого Средневековья составляют:

    Клерикальная литература

    Рыцарская литература

    Фольклор

    9 . S: Выберите правильное определение: агиография - это

    Жизнеописание монарха

    Жизнеописание героя

    Житие апостола

    Житие святого

    10 . S: Выберите науку, которая не входила в число семи свободных искусств:

    Риторика

    Грамматика

    Диалектика

    Арифметика

    Астрономия

    Геометрия

    Богословие

    11 . S: Кризис Римской империи начинается

    Во II в. н. э.;

    В III в. н. э.;

    В IY в. н. э.

    12 . S: Центон - это

    Это стихотворение из 14 строк;

    Это стихотворение-перечень имен и названий;

    Это прославление побед и свершений в стихах;

    Это стихотворение, состоящее их строк классических авторов.

    13 . S: Павлин Поланский - это

    Поздний латинский поэт;

    Советник императора Константина I;

    Христианский писатель.

    14 . S: Первая попытка синтеза христианства и античности предпринимается:

    Тертуллианом;

    Иеронимом;

    Лактанцием;

    Иеронимом.

    15 . S: Произведение Тертуллиана называлось:

    - «О граде Божием»;

    - «Апологетик»

    16 . S: Тертуллиану присущи

    Кинические настроения;

    Имперские амбиции;

    Демократические настроения.

    17 . S: Лактанций был воспитателем:

    Константина I;

    Императрицы Елены;

    Криспа, сына Констанина I.

    18 . S: Императором, легализовавшим христианство был:

    Константин I;

    Каллигула;

    Императрица Елена;

    Император Тиберий.

    - «Руководство к божественной и мирской словесности»;

    - «Апологетик».

    20 . S: Первый перевод Библии на латинский язык осуществлен

    Тертуллианом;

    Лактанцием;

    Иеронимом.

    21. S: Перевод Библии на латинский язык назывался:

    - «Вульгата»;

    - «Писание».

    22 . S: Иероним переводил Библию с

    Греческого;

    Египетского.

    23 . S: Августин Блаженный был епскоскопом в

    В Вероне;

    В Гиппоне (Северная Африка).

    24 . S: Аларих занял Рим в

    410 г. н. э.;

    455 г. н. э.;

    476 г. н. э.

    25 . S: Важнейшие произведения Августина

    - «О граде Божием»;

    - «О знаменитых людях»;

    - «Исповедь»;

    - «Апологетик».

    26 . S: Августин разрабатывает концепцию

    Диалетики истории;

    Диалектики становления и развития личности;

    Синтеза католичества и православия;

    Объединения мирской и светской власти.

    27 . S: Теодорих поручил возрождение античного наследия

    Кассиодору;

    Одоакру;

    Ромулу Августулу.

    28 . S: Школу в своем имении основал

    Кассиодор;

    Теодорих.

    29 . S: Кассиодор переводил

    Платона;

    Аристотеля;

    Гесиода.

    30 . S: Главное произведение Кассиодора

    - «Божественные установления»;

    - «Руководство к божественной и мирской словесности»;

    - «Утешение Философией».

    31

    В стихах;

    В форме монолога;

    В форме диалога.

    32 . S: «Утешение Философией» прнадлежит перу

    Кассиодора;

    Августина.

    33 . S: В основе «Утешения Философией» лежит прием

    Антитезы;

    Аллегории;

    Метафоризации.

    34 . S: Последним поэтом античности называют:

    Кассиодора;

    Лактанция.

    35 . S: «Утешение Философией» написано

    В темнице, в ожидании казни;

    В школе Кассиодора;

    В монастыре.

    36 . S: Афоризм, что «монах переписыванием книг лучше всего служит Богу», -принадлежит

    Карлу Великому;

    Августину;

    Кассиодору.

    37 . S: Каролингское Возрождение приходится на период:

    768-814 гг.;

    900-914 гг..

    38. S: Дворцовая академия создается

    Карлом Великим;

    Теодорихом;

    Августином.

    39 . S: К Карлу Великому примыкают ученые и поэты:

    Теодульф;

    Павел Диакон;

    Эйнхард;

    Августин Блаженный;

    Иероним.

    40 . S: Определите, кому принадлежат следующие произведения:

    - «Словопрение Весны с Зимой»;

    - «Жизнеописание Карла»;

    - «История лангобардов»;

    - «Против чумы»

    Павел Диакон;

    Эйнхард;

    Ангильберт;

    Седулий Скотт.

    41 . S: Стихотворение «Прощание с кельей» принадлежит

    Алкуину;

    Ангильберту;

    Седулию Скотту.

    42 . S: Малая Академия располагалась

    В Аахене;

    В Реймсе;

    В Париже.

    43 . S: Оттоновское Возрождение приходится на период:

    962-973 гг.;

    862-873 гг.;

    1062-1073 гг.

    44 . S: Эсхатологические мифы показывают:

    Рождение верховного бога

    Конец света

    Сотворение мира

    45 . S: Космогонические мифы показывают:

    Рождение верховного бога

    Конец света

    Сотворение мира

    46 . S: Выберите произведение, не являющееся архаическим эпосом

    - «Беовульф»

    - «Старшая Эдда»

    - «Песнь о Нибелунгах»

    Кельтские саги

    47. S: Кельтская сага представляет собой уникальное жанровое образование, обусловленное:

    Включением стихотворных фрагментов в прозаическое повествование

    Включением иноязычных фрагментов в повествование

    Включением графических иллюстраций в повествование

    48 . S:Героический цикл кельтского эпоса представлен:

    Уладским циклом

    Циклом Финна

    Циклом Конхобора

    Циклом Дехтире

    Циклом коннахтов

    49 . S: Кельтский эпос сформировался на территории:

    Византии

    Ирландии

    50. Q: Установите соответствие между сагами и циклами, к которым они принадлежат:

    - «Недуг уладов»

    - «Преследование Диармайда и Грайе»

    - «Исчезновение Кондлы прекрасного, сына Конда ста Битв»

    Уладский цикл

    Цикл Финна

    Цикл фантастических саг

    51 . Q: Распределите между сказителями кельтского эпоса те области эпического творчества, за сохранность и исполнение которых они были ответственны:

    История происхождения и расселения рода

    Любовная лирика

    Заклинательная поэзия

    52 . S: Жанровой формой кельтского эпоса выступает:

    53 . S: Героем уладского цикла кельтского эпоса выступает

    54 . S: Имя Кухулина означает

    55 . S:Откуда взят нижеприведенный отрывок

    К чему теперь мне вся твердость духа?

    Тоска и безумие мной овладели

    Перед этой смертью, что причинил я,

    Над этим телом, что я сразил.

    - «Беовульфа»

    - «Краткой песни о Сигурде»

    - «Боя Кухулина с Фердиадом»

    56 . S: Причиной гибели героя в саге «Смерть Кухулина» выступает:

    Своеволие героя

    Безрассудство героя

    Численное превосходство врагов

    Самопожертвование героя в пользу рода

    57 . S:Строчками: «О, Эмайн-Маха! О, Эмайн-Маха! Великое, величайшее сокровище!» заканчивается сага

    - «Болезнь Кухулина»

    - «Сватовство к Эмер»

    - «Смерть Кухулина»

    58 . S: Первые записи кельтских саг приходятся на

    YI-YII века

    YII-YIII века

    59 . S: Кельтский эпос послужил источником для сборника Дж. Макферсона

    60 . S: Основные циклы кельтского эпоса:

    Мифологический

    Героический

    Поэтический

    Прозаический

    Фантастический

    61 . S:Ирландской Илиадой называют сагу:

    Угон быка из Куалнге

    Книгу пяти захватов Ирландии

    Книгу Бурой коровы

    Преследование Диармайда и Грайне

    62 . S:Кухулин выступает сыном

    Бога Огме

    Феи Морриган

    Бога света Луга

    63 . S:Центром кельтской культуры до 1 в. н. э. выступала:

    Исландия

    Иберийский полуостров

    64 . S:В кельтских сагах активность женщины объясняется

    Отсутствием мужчин-героев;

    Борьбой за независимость

    Равноправием мужчин и женщин

    Пережитками матриархата

    65 . S:Основные сюжеты фантастических кельтских саг:

    Добывание чудесных предметов;

    Плавание в волшебную страну;

    Любовь смертного и сиды;

    Война сид и людей

    66. S:Героический цикл кельтского эпоса включает два раздела:

    Уладский цикл;

    Цикл Осийне;

    Цикл Осгаре;

    Цикл Финна;

    67 . S:Трагическая вина ложится на Кухулина после:

    Героического сватовства

    После обучения у Скатах боевому искусству

    После убийства пса кузнеца

    После убийства побратима

    68 . S:Жанровое своеобразие кельтской саги определяется:

    Поэтической формой саги

    Сочетанием стиха и прозы

    Наличием фантастических персонажей и сюжетов

    Прозаизмом повествования

    69 . Q: Установите соответствие между кельтскими сагами и их героями:

    - «Изгнание сыновей Уснеха»

    - «Плавание Брана, сына Фебала»

    - «Преследование Диармайда и Грайне»

    70 . S:Ирландские исследователи предпочитают называть свои саги

    Историями

    Балладами

    Сказками

    Скелами

    71 . S:Кельтский эпос оказал существенное влияние на становление

    Романтизма

    Реализма

    Героического эпоса

    Рыцарского романа

    72 . S: Поэма «Беовульф» принадлежит к

    Германо-скандинавской литературе

    Кельтской литературе

    Англосаксонской литературе

    73 . S: Имя Беовульфа образует кенниг медведя и переводится как ##

    74 . S: В «Беовульфе» описываются события, происхожящие

    В Англии;

    В Дании;

    В Швеции.

    75 . S: В «Беовульфе»

    Две части;

    Три части;

    Четыре части.

    76 . S: Центральное событие первой части «Беовульфа»

    Бой с драконом;

    Бой с Гренделем и его матерь;

    Бой с датчанами.

    77 . S: Беовульф добывает на дне озера

    Меч сражений;

    Чудесные доспехи;

    Копье сражений

    Чудесный шлем;

    Шапку-невидимку.

    78 . S: Грендель был

    Чудовищем;

    Могучим богатырем;

    Оборотнем;

    Королем подводного мира.

    79 . S: «Беовульф» сохранился в рукописи

    X в. н. э.;

    XI в. н. э.;

    XII в. н. э.;

    XIII в. н. э.

    80 . S:Приведенный ниже отрывок взят из

    Черным стало солнце,
    суша тонет в море,
    светлые звезды
    сыпятся с неба.

    - «Изгнания сыновей Уснеха»

    - «Беовульфа»

    - «Речей Высокого»

    - «Прорицания вельвы»

    81 . S: Название германо-скандинавских эпических песен «Старшая Эдда» означает:

    Прабабка

    Хутор Одди

    Поэтическое имя Снорри Стурлусона

    Имя героини песен

    82 . S:«Старшая Эдда» была обнаружена в рукописи

    Книга бурой коровы

    Книга пяти захватов Ирландии

    Королевский кодекс

    83 . S: «Старшая Эдда» включает:

    10 мифологических песен

    14 мифологических песен

    6 мифологических песен

    84 . S:«Старшая Эдда» включает два цикла песен:

    Мифологический

    Фантастический

    Героический

    Архаический

    85 . S:Хейти в скальдической поэзии это

    Имя покровителя поэзии

    Имя легендарного скальда

    Имя легендарного короля

    Форма метафоры

    Форма одночленного эпитета

    86 . S:Кеннинг в скальдической поэзии

    Это другое название короля

    Это обозначение брата короля

    Форма двучленного метафоры

    Форма комического

    87 . S:Выберите из приведенных примеров тот, который не является хейти солнца:

    Огнекрасное

    Свет альвов

    88 . S:Выберите из приведенных примеров кеннинг корабля

    Палка битвы

    Дом угрей

    Конь моря

    89 . S:Диалогические песни «Старшей Эдды» называются

    Перебранками;

    Балладами;

    90 . S:Сюжет о возвращении Тором своего молота описан в песни

    - «Песнь о Хюмире»;

    - «Прорицание вельвы»;

    - «Песнь о Трюме»;

    - «Речи Высокого»

    91 . S:Высокий это одно из имен:

    92 . S: Откуда взят приведенный ниже отрывок:

    Гуннар печально
    Повесил голову.
    День целый сидел он
    В смятенье горестном;
    Не ведал совсем,
    Как поступать
    Ему подобало,
    Не ведал он вовсе,
    Как поступить ему
    В этом деле...

    - «Первая песнь о Гудрун»

    - «Речи Сигривы»

    - «Поездка Брюнхильд в Хель»

    - «Песнь о Нибелунгах»

    - «Краткая песнь о Сигурде»

    93 . Q: Установите соответствие между жанрами и песнями «Старшей Эдды»:

    - «Речи Высокого»

    - «Прорицание вельвы»

    - «Речи Вафтруднира»

    - «Песнь о Хюмире»

    Дидактическая песня

    Прорицание

    Диалогическая песнь

    Мифологическая баллада

    94 . S:«Младшая Эдда» принадлежит

    Сэгмунду Мудрому

    Бринольву Свейнссону

    Снорри Стурлусону

    95 . S:«Младшая Эдда» написана

    Стихами

    Сочетает стихи и прозу

    РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    96 . S:Отличительной чертой героического эпоса выступает

    Историческая основа

    Мифологическое происхождение

    Ориентация на сказку

    Ориентация на клерикальную традицию

    97 . S:Споры о происхождении немецкого героического эпоса ведутся между:

    Карлом Лахманом

    Андреасом Хойслером

    Жозефом Бедье

    Менендесом Пидалем

    Менендесу Пидалю

    Гастону Парису

    Жозефу Бедье

    99. S:Формула происхождения эпоса в редакции Ж. Бедье следующая:

    - «в начале был поэт»

    - «в начале была история»

    100 . S:Формула происхождения героического эпоса в редакции М. Пидаля следующая:

    - «в начале был поэт»

    - «в начале была историческая хроника»

    - «в начале была история»

    - «в начале была дорога богомольцев»

    101. S:Историческая основа «Песни о Роланде» представлена в

    - «Деяниях Карла» Эйнхарда

    В хрониках Теодульфа

    В «Утешении Философией» Боэция

    102 . S:Роланд выступает вассалом

    Карла Великого

    Генолона

    103 . S: Исторический Роланд носил имя (правильных ответов может быть несколько):

    Хруотланд

    Хруотланд, макграф Бретонской марки

    Хруотланд, начальник Бретонской марки

    104 . S:Причиной гибели Роланда становится

    Конфликт с Оливье

    Конфликт с королем Карлом

    Предательство Ганелона

    Предательство пэров Франции

    105 . S: Роланд является

    Вымышленным персонажем

    Мифологическим героем

    Историческим лицом

    106 . S:Исторической основой французского героического эпоса выступает

    Поход Карла Великого 778 года

    Отвоевание Валенсии Родриго Диасом де Биваром

    Гибель Бургундского царства

    107 . S:Идеальным вассалом в «Песни о Роланде» выступает:

    Ганелон

    108 . S: Основной конфликт в «Песни о Роланде»:

    Противостояние христианского мира и мира неверных

    Противостояние короля и героя

    Противостояние предателя и героя

    109 . S: В «Песни о Роланде» с точки зрения исчерпанности конфликта финал

    110 . S: Основные темы испанского героического эпоса:

    Реконкиста

    Феодальные распри

    Конфликт короля и героя

    Любовь кастильца и мавританки

    Борьба за свободу и политическое первенство Кастилии

    111 . S:Главный герой испанского героического эпоса:

    Сид де Бивар

    Ганелон

    Гизельхер

    112 . Q: Установите последовательность сюжетных эпизодов «Песни о Сиде»:

    Изгнание Сида

    Помощь Мартина Антолинеса

    Первая победа над маврами и дары королю Альфонсу

    Победа над королем Юсуфом

    Завоевание Валенсии

    Соединение с семьей

    Примирение с королем

    Свадьба дочерей Сида и Коррионских инфантов

    Оскорбление в лесу Корпес

    Кортесы

    Судебный поединок и восстановление справедливости, новый брак дочерей Сида

    113 . Q:Установите соответствие между героическими эпосами и их героями:

    Марсилий

    Гизельхер

    Педро Бермудес (Молчун)

    - «Песнь о Роланде»

    - «Песнь о Нибелунгах»

    - «Песнь о Сиде»

    114 . S:Cид отвоевывает

    Гранаду

    Кастилию

    Валенсию

    115 . S: Имя Сид означает

    Завоеватель

    Знатный сеньор

    Родственник короля

    Господин

    116. S: Прозвища Сида

    Непобедимый

    Изгнанник

    Компеадор

    Бородою славный

    Рожденный в час добрый

    117 . S: Полное имя Сида

    118 . S:У Сида были

    Двое сыновей

    Две дочери

    Не было детей

    119. S:Испанскому героическому эпосу свойственны:

    Антиаристократические тенденции;

    Монархические тенденции;

    Религиозный пафос;

    Фантастические эпизоды

    Реалистичность

    120 . S:Из какого эпоса взяты эти строки:

    «Вот добрый был бы вассал,
    будь сеньор его добрым».

    - «Песнь о Роланде»

    - «Песнь о Нибелунгах»

    - «Беовульф»

    - «Песнь о Сиде»

    121 . S:Антиаристократические тенденции в «Песни о Сиде» связаны с

    Образами Иуды и Рахиль

    Образом Мартина Антолинеса

    Образом Педро Бермудеса

    Образами Диего и Фернандо

    122 . S:Начало эпоса утрачено в

    - «Песни о Роланде»

    - «Песни о Сиде»

    - «Песни о Нибелунгах»

    123 . S: Одна из них сказала:

    «Назначено судьбою
    Тебе лишиться жизни и всем друзьям с тобою.
    Нам ведомо, что только дворцовый капеллан
    Вернется в землю Гунтера из чужедальних стран».

    Это предсказание было дано

    Гизельхеру

    Шпильману Фолькеру

    Герноту

    Дитриху Бернскому

    Хильдебранту

    124 . S: Неуязвимость Зигфрида в «Песни о Нибелунгах» связана с

    Победой над драконом

    Обладанием чудесными предметами

    Обладанием чудесным оружием

    125 . Q: Установите соответствие между героями «Песни о Нибелунгах» и их архаическими прототипами:

    Брюнхильд

    Зигфрид

    Кримхильда

    Брюнхильда

    126 . Q:Установите соответствие между временем и пространственным локусом в «Песни о Нибелунгах»

    Изенштейн

    Держава Атиллы

    Мифологическая древность

    Рыцарская цивилизация

    Эпоха Великого Переселения народов

    127 . S: Причиной ссоры королев в «Песни о Нибелунгах» выступает

    Клад Нибелунгов

    Спор о знатности супругов

    Спор о доблести супругов

    128 . S: Клад Зигфрида

    Перешел к Кримхильде

    Перешел к Этцелю

    Остался у бургундцев

    Похоронен на дне Рейна

    129 . S: Христианская фантастика преобладает в

    - «Песни о Нибелунгах»

    - «Песни о Сиде»

    - «Песни о Роланде»

    130 . S: Общими чертами для героических эпосов Зрелого средневековья выступают:

    Конфликт короля и героя (явный или потенциально возможный)

    Противоречия между вассалом и сеньором

    Историческая основа

    Своеволие героя

    Активность героя и пассивность короля

    Наличие христианской фантастики

    Наличие мифологической фантастики

    131. Q: Установите соответствие между героическими эпосами и их исторической основой:

    - «Песнь о Роланде»

    - «Песнь о Сиде»

    - «Песнь о Нибелунгах»

    437 г., 453 г.

    132 . Q: Установите соответствие между эпосами и особенностями их содержания:

    Эпос с элементами рыцарской эстетики

    Строгий воинский эпос

    Реалистичный эпос

    - «Песнь о Нибелунгах»

    - «Песнь о Роланде»

    - «Песнь о Сиде»

    133 . S: Рыцарский роман формируется на

    Юге Франции

    В центральных землях Франции

    Севере Франции

    Юге Англии

    Севере Испании

    134. S:Откуда взят приведенный ниже отрывок:

    Но все ж прислужнице в ответ
    Она в безумий обычном,
    Почти всем женщинам привычном,
    Что заставляет их всегда
    «Нет» говорить, а думать «да», -
    Кричит: «Оставь меня в покое!»

    Из «Романа об Энее»

    Из «Романа о Трое»

    Из романа «Ланселот, или Рыцарь Телеги»

    Из романа «Ивэйн, или Рыцарь Льва»

    135. S: Основу рыцарского романа составляют

    Христианские источники

    Античность

    Кельтские мифы и легенды

    Восточные сказки

    136 . Q:Установите соответствие между рыцарскими романами и их циклами

    - «Александрия»

    - «Ивэйн, или Рыцарь Льва»

    - «Окассен и Николетт»

    Античный цикл

    Артуровский цикл

    Византийский цикл

    137. S:В рыцарском романе авантюра означает

    Рискованное приключение,

    Подвиг рыцаря

    Рискованные любовные похождения

    Взаимосвязь любви и подвига

    138 . S: Кельтские легенды и рыцарский роман соединил

    Вольфрам фон Эшенбах

    Кретьен де Труа

    Гартман фон Ауэ

    Томас Мэлори

    139 . S: Легенды о короле Артуре были обработаны

    В хронике Гальфрида Монмутского

    В хронике Роберта Васа

    В романе Ламбера де Тора и Александра де Берне

    В романе Бенуа де Сент-Мора

    140. S: Александрийский стих, классический стих трагедии, восходит к роману:

    Ламбера де Тора и Александра де Берне

    Бенуа де Сент-Мора

    Кретьена де Труа

    141 . Q: Установите соответствие между рыцарскими романами и их авторами:

    - «Александрия»

    - «Эрек и Энида»

    - «Парцифаль»

    - «Бедный Генрих»

    Ламбер де Тор, Александр де Берне

    Кретьен де Труа

    Вольфрам фон Эшенбах

    Гартман фон Ауэ

    142 . S: Немецкий рыцарский роман группировался вокруг

    Христианских дидактических легенд

    Легенды о Святом Граале

    Артуровских легенд

    Легенды о Тристане и Изольде

    143 . Q: Установите последовательность эпизодов легенды о Тристане и Изольде

    Битва Тристана с Морольтом

    Отплытие Тристана и его исцеление

    Поиски невесты для короля Марка

    Испитие любовного напитка

    Предательство придворных

    Бегство в лес Моруа

    Подвиги Тристана при дворе короля Артура

    Женитьба Тристана

    Мой труд, в котором все так ново,
    Пускай же примет несурово
    Та, для которой я пишу.
    К ней все желанья возношу.
    Так хороша, добра! Должна
    Быть розой названа она.

    Данный отрывок взят из:

    - «Романа о Розе»

    Канцоны Д. Рюделя

    Сонета Ф. Петрарки

    - «Романа о Тристане и Изольде»

    145 . S:Соти - это жанр

    Литургической драмы

    Народной драмы

    Народного эпоса

    Народной лирики

    146 . S: Мистерия - это жанр

    Литургической поэзии

    Литургической драмы

    Городского эпоса

    147. S: Из какого произведения взят нижеприведенный отрывок:

    Мадонна святая,
    Дева благая,
    Твоей защиты молю я.
    Тебя призывая.

    - «О виллане, который тяжбой приобрел себе рай»

    - «Игра о Робене и Марион»

    - «Окассен и Николет»

    - «Чудо о Теофиле»

    Ведь хитрость правду исказила.
    Подделка естество поразила,
    Кривда все пути захватила,
    Ловкость стала нужней, чем сила.

    Этими строчками завершается

    - «Роман о Лисе»;

    - «Роман о Розе»;

    Фаблио «О буренке, поповской корове»;

    Фаблио «О виллане, который тяжбой приобрел себе рай»;

    Фаблио «Завещание осла»

    149 . S: Расцвет городской литературы приходится на

    150 . S: Особенности городской литературы состоят в том, что она

    Создавалась на национальных языках;

    Представлена всеми родами литературы;

    Выражала интересы народа;

    Создавалась на латыни;

    Находилась под контролем церкви

    151 . S: Отдельные эпизоды «Романа о Лисе» называются:

    Главами

    Ветвями

    Балладами

    152 . Ведущей формой комического в "Романе о Лисе" выступает:

    Оксюморон;

    Парадокс.

    153 . Q: Установите соответствие между героями «романа о Лисе» и теми сословиями, персонификациями которых они выступают:

    Изенгрим

    Мелкопоместный феодал-рыцарь

    Крупный феодал

    Горожанин-буржуа

    154 . S: «Роман о Розе» принадлежит к

    Дидактически-аллегорическому эпосу

    Куртуазному эпосу

    Сатирически-аллегорическому эпосу

    155 . Q: Установите соответствие между фаблио и их жанровыми типами

    - «Тытам»

    - «О сером в яблоках коне»

    - «Завещание осла»

    Юмористическое, анекдотическое фаблио

    Повествовательное фаблио

    Сатирическое фаблио

    156 . S: Средневековая провансальская баллада представляет собой

    Песню с припевом

    Историческую поэму

    Короткую народную повествовательную песню

    157 . S:Альба - это

    Песнь рассвета;

    Жанр лирики трубадуров;

    Жанр лирики вагантов

    Жанр лирики Треченто

    158 . S:Центон - это стихотворение:

    На заимствованный сюжет

    Это стихотворение, продолжающее стихи известного поэта

    Это стихотворение, построенное из заимствованных строк

    159 . S:Тенсона - это

    Поэтический спор между двумя поэтами

    Стихотворная новелла

    Стихотворная баллада

    160 . S:Серена в лирике трубадуров это

    Песнь рассвета

    Песнь расставания

    Песнь ожидания заката

    магическое заклинание

    161 . S:Сенъяль - это

    Условное имя дамы или сеньора-покровителя

    Зашифрованное собственное имя поэта

    Имя поэтического или идеологического оппонента

    162 . S:Комджата в лирике трубадуров это

    Песнь расставания

    Песнь рассвета

    Поэтический диспут

    Жалоба на несчастную любовь

    Послание к возлюбленной

    163 . S: Сирвента в лирике трубадуров это

    Стихотворение сатирического содержания

    Стихотворная полемика

    Стихотворная баллада

    Песня с плясовым припевом

    164 . S:В лирике трубадуров баллада это

    Песня с плясовым припевом

    Жалоба девушки

    Стихотворение мистического содержания

    Стихотворение исторического содержания

    165. S:Понятие куртуазности в рыцарской культуре означало

    Соответствие идеалу вассала

    Соответствие идеалу сеньора

    Изысканность, утонченность

    Образцовое поведение в замке

    166 . S:Пасторелла в лирике трубадуров это

    Песнь рассвета

    Песнь начала весны

    Песнь о встрече рыцаря и пастушки

    167 . S: Прованс становится центром рыцарской культуры, благодаря:

    Удачному географическому положению

    Росту городов и интенсивной торговле

    Собственному провансальскому языку

    Развитию светского образования

    Влиянию философии Востока

    Расцвету свободомыслия и ересей

    Отсутствию центральной королевской власти

    168 . S: Выберете одно качество, которое не обязательно для идеального рыцаря

    Щедрость и доблесть

    Свершение подвигов во имя любви к Даме

    Свершение подвигов во имя славы

    Свершение подвигов во имя короля и Отечества

    Умение галантно говорить о любви

    Умение слагать стихи и исполнять их

    169 . S: Лирика трубадуров

    Изображала реальные чувства

    Прославляла короля

    Прославляла госпожу в расчете на награду

    Изображала только любовь

    170. S: Слово трубадур происходит от глагола

    Изобретать

    Находить

    Творить

    Страдать

    Писать стихи

    171 . Q: Установите соответствие между жанрами рыцарской лирики и их содержанием:

    Тенсона

    Кансона

    Пасторелла

    Комджата

    Сирвента

    Любовная песнь

    Любовь рыцаря и пастушки

    Песнь рассвета

    Песнь расставания

    Сатирическое стихотворение на политическую тему

    172 . Q: Установите соответствие между содержанием понятий

    Высокая платоническая любовь

    Низкая чувственная любовь

    Безотвкетная любовь

    173 . S: Лирика трубадуров имеет

    Книжное происхождение

    Народные источники

    Итальянскую поэзию источником происхождения

    Поэзию ирландских бардов как источник происхождения

    Арабскую поэзию как источник происхождения

    174 . Q: Установите соответствие между трубадурами и их творческим и жизненным кредо:

    Певец любви издалека

    Сторонник разделенной и равноправной любви

    Поборник рыцарской и дворянской чести, певец войны

    Джуафре Рюдель

    Бернарт де Вентадорн

    Бертран де Борн

    175

    В кабаке возьми меня смерть, а не на ложе!
    Быть к вину поблизости мне всего дороже;
    Будет петь и ангелам веселее тоже:
    «Над великим пьяницей смилуйся, о боже!»

    Из поэзии трубадуров

    Из поэзии труверов

    Из лирики Франсуа Вийона

    Из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

    Из поэзии вагантов

    176 . S: Ваганты писали на

    177 . S: Слово вагант означает:

    Бродячий

    Студент

    Свободный

    178 . S: Известными поэтами вагантами выступали

    Архипиит Кельнский

    Адам де ла Аль

    Бертран де Борн

    Гюгон (Примас) Орлеанский

    179 . S: Основные жанры в лирике вагантов:

    Пародия

    Исповедь

    Пастораль

    Баллада

    Кансона

    Мадригал

    180 . S: Основные художественные приемы в лирике вагантов:

    Билингвизм

    Каламбур

    Пародия

    Ретардация

    Речевая характеристика

    181 . S: Откуда взяты приведенные ниже строчки:

    По законам естества
    Надо жить на свете.

    Романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

    Из «Декамерона» Дж. Боккаччо

    Из поэзии вагантов

    182 . S: Этими строчками

    Я - Франсуа, чему не рад.
    Увы, ведет смерть злодея,
    И сколько весит этот зад;
    Узнает скоро шея.

    Ф. Вийон завершил:

    - «Балладу повешенных»

    - «Балладу поэтического состязания в Блуа»

    - «Балладу о дамах былых времен»

    это самостоятельный катрен

    183 . S:Основные тропы в лирике Ф. Вийона

    Оксюморон

    Антитеза

    Метонимия

    Цитирование

    184. S: Первая строчка «Баллады поэтического состязания в Блуа» Ф. Вийона звучит так:

    - «От жажды умираю над ручьем»

    - «Я всеми принят, изгнан отовсюду»

    - «Я Франсуа, чему не рад»

    - «Я знаю все, но только не себя»

    185 . S: Оксюморон - это поэтический прием

    Близкий к гиперболе

    Форма эпитета

    Форма метафоры

    Соединение несоединимого

    186 . Q: Установите соответствие между произведениями и их авторами:

    - «Большое завещание»

    - «Игра о Робене и Марион»

    - «Чудо о Теофиле»

    - «Роман о Розе»

    Франсуа Вийон

    Адам де ла Аль

    Жан де Мен, Гильом де Лоррис

    187. Q: Установите соответствие между малыми формами эпоса и теми европейскими странами, в народной литературе которых они бытовали:

    Баллада

    Франция

    Германия

    Испания

    188 . S: В городском театре представлены два направления:

    Народной драмы

    Литургической драмы

    Фантастической драмы

    Реалистической драмы

    189 . Q: Установите соответствие между драмами городского театра и их жанрами:

    - «Игра об Адаме и Еве»

    - «Адвокат Пателен»

    - «Чудо о Теофиле»

    Мистерия

    Миракль

    190. Установите соответствие между странами и произведениями городской литературы:

    Баллады о Робин Гуде

    Роман о Лисе

    Поп Амис

    Франция

    Германия

    191 . S: Фигурой, переходной от Средневековья к Возрождению выступает

    Петрарка

    Боккаччо

    192 . S: Данте пишет «Божественную Комедию»

    В изгнании, в Италии

    На родине, во Флоренции

    Во Франции

    193. S: «Божественная Комедия» Данте написана:

    На латыни;

    По-итальянски;

    По-французски

    194. S: «Новая жизнь» Данте в жанровом отношении:

    Автобиографическая повесть

    Монтаж стихотворений и комментариев к ним

    Наставление по искусству стихосложения

    Трактат о любви

    195 . Q: Распределите грехи по степени тяжести по кругам Ада, исходя из этической концепции Данте:

    Прелюбодеяние

    Обжорство

    Скупость и расточительство

    Гнев и уныние

    Насилие

    Предательство

    196 . S:Начало научного изучения жизни и творчества Данте положено:

    Джованни Боккаччо

    Лоренцо Медичи

    Франческо Петраркой

    197 . S: Первоначально главное произведение Данте называлось

    Комедией

    Божественной Комедией

    Несравненной Комедией

    Ад, Чистилище и Рай

    198 . S: Кто ставил перед собой цель, выпуская в свет свое творение:

    «Вырвать ныне живущих людей и состоянию злополучия и привести их к состоянию счастья»?

    Перарка

    199 . S: Символические числа в «Божественной Комедии»

    200. S: В «Божественной Комедии» Ад открывается:

    Лесом самоубийц

    Кругом сладострастников

    201 . S: В Лимбе дантовского Ада находятся

    Ничтожные

    Некрещеные младенцы

    Язычники, умершие в дохристианскую эпоху

    Еретики

    202 . S: Беатриче в «Божественной Комедии» выступает:

    Недостижимым идеалом;

    Прекрасным воспоминанием

    Действующим лицом

    203 . S: Самый страшный грех в иерархии Данте:

    Прелюбодеяние;

    Гнев и уныние;

    Предательство

    204. S: Первый круг Ада занят

    Убийцами

    Обманщиками

    Самоубийцами

    Сладострастниками

    205 . S:Шестой круг Ада отведен для

    Предателей и лжесоветчиков

    Обманщиков и богохульников

    Самоубийц и еретиков

    Гневных и унылых

    206 . S: Перводвигателем Вселенной в «Божественной Комедии» выступает

    Божественная любовь

    Божий гнев

    Человеческое деяние

    207 . S:«Новая жизнь» Данте - первая в европейской литературе

    Автобиографическая повесть

    Мемуарная проза

    Философские этюды

    208 . S: «Новая жизнь» Данте делится на

    Четыре части;

    Три части;

    Две части

    209 . S: В каждой части «Божественной Комедии» по

    100 песен

    210 . S: Общее число песен в «Божественной Комедии»

    211 . Данте принадлежал к партии

    Черных гфельфов

    Белых гфельвоф

    Гиббелинов

    212. S:Был ранний час, и солнце в тверди ясной

    Сопровождали те же звезды вновь.

    Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

    Божественная двинула любовь.

    Из какого произведения Данте эти строки

    - «Новой жизни»

    - «Божественной Комедии»

    213. S: «Божественная Комедия» начинается с

    214. S:Кто и где встречает Данте такими словами:

    Была пора, он находил подмогу
    В моем лице; я взором молодым
    Вела его на верную дорогу.

    Беатриче в Аду

    Беатриче в Чистилище

    Беатриче в «Новой жизни»

    Беатриче в Раю

    215 . Ведущими учеными, исследующими творчество Данте выступают:

    А. Л. Доброхотов

    А. А. Илюшин

    А. К. Дживелегов

    Н. И. Голенищев-Кутузов

    М. М. Бахтин

    В. Е. Хализев

    216. S: О ком пишет Дж. Боккаччо:

    Изгнанника Равенна приютила,
    Ей - тело, духу - Божья благодать,
    И зависть пред согласьем отступила.

    О Франческо Петрарке

    О Торквато Тассо

    О Лоренцо Медичи

    О Данте Алигьери

    Виргилий;

    Беатриче

    218 . Данте, создавая «Божественную Комедию», ставил целью

    Спасти человечество;

    Спасти родной город;

    Спасти свою семью;

    Спасти Беатриче.

    219. Прах Данте покоится в

    Флоренции

    Равенне

    220 . «Божественная Комедия» написана

    Терцинами;

    Квартинами;

    Октавами.

    221 . Прводником Данте в Раю выступает

    Виргилий;

    Беатриче;

    Апостол Петр.

    222 . S:Проводником Данте в Раю выступает

    Вергилий

    Беатриче

    Ангел-хранитель

    223 . Проводником Данте в Аду выступает

    Виргилий;

    Беатриче;

    224 . В Чистилище Данте

    Проходит через огненную реку;

    Терпит мучения как грешник-гордец;

    Спорит с Беатриче.

    225 . Данте посещает потустронние миры, потому что

    Пишет поэму в жанре видения;

    Не может подняться на холм Добродетели;

    Хочет найти идеального человека.

    226 . Последним словом в каждой части «Божественной Комедии» выступает слово

    Светила;

    227 . «Пролог» примыкает к

    Чистилищу;

    228 . Данте помещает римского папу

    В Чистилище.

    229. Данте, проходя через Ад и Чистилище,

    Становится богоборцем;

    Не соглашается с божественной волей;

    Преодолевает собственную греховность.

    230 . Данте считает миссией Поэта:

    Исправление человечества;

    Создание совершенного произведения;

    Способность воскрешать прошлое.

    Loading...Loading...