Работа с природным материалом. Работа с соломкой и берестой

Работа с природными материалами

Аппликации из пуха и перьев.

Работа с соломкой и берестой.

Лепка из глины.

Объемное конструирование из природного материала.

Работа с кожей.

Работа с природными материалами (монотипия).

Аппликации из песка.

Аппликации из природного материала.

Работа с природными материалами.

Выжигание по ткани

Очень интересно выжигание по ткани. Этот вид работы доступен даже детям 4-5 лет. Обязательные условия: работа под присмотром взрослого и помещение должно хорошо проветриваться. Необходимы: выжигательный прибор по дереву (его мощность регулируется опытным путем, иглу прибора взрослым нужно сделать острой: при нагревании сплющить плоскогубцами и подточить надфилем), стекло размером 30х30 см (края не должны быть острыми, их можно подточить или обернуть изолентой), рисунки для вышивания гладью, ришелье и т.п., можно использовать всœевозможные трафареты, шаблоны, фестонные края, выполненные из тонкой жести или толстой фольги, простой мягкий карандаш, синтетические ткани, которые плавятся при высокой температуре, а не горят.

Технология работы состоит в следующем. Под стекло подкладывается рисунок, на стекло - кусок ткани. Далее обводим рисунок тонко подструганным мягким простым карандашом, затем выжигаем или, для младших школьников, которые уже неоднократно работали в данной технике, выжигаем сразу по ткани.

В технике выжигания по ткани можно выполнить всœевозможные салфетки, имитацию кружева, ришелье и многое другое.

Данным способом можно выполнить и аппликации. Элементы для них заготавливаем из синтетической ткани не ножницами, а выжигательным прибором. Далее укладываем всœе элементы в соответствии с рисунком на базе (также синтетическая ткань) и выжигательным прибором по контуру деталей ставим точки на расстоянии 1 мм друг от друга. Ткань деталей и основы плавится под действием высокой температуры и при остывании склеивается. Готовая работа фиксируется на листе картона и вкладывается в рамку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить одно изделие: ниткопись, рисование пухом (ватой), изонить (сложную композицию), работа с тесьмой, шнуром и веревой (на выбор студента).

2. Нарисовать по 5 эскизов изделий каждого вида.

МОДУЛЬ ʼʼРАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИʼʼ

План:

1. Природные материалы и их свойства и виды.

2. Природоохранная заготовка природных материалов.

3. Технология обработки, хранения и подготовки к работе.

4. Материалы и инструменты, используемые в работе.

5. Правила техники безопасности.

Литература:

Куликова, О. П. Поделки из природных материалов [Текст]: издание для досуга / О. П. Куликова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - Библиогр.: с. 93. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0242-1.

Плетение из соломки, бересты и лозы [Текст]: издание для досуга / сост. Л. В. Загребаева. - Мн.: Миринда, 2000. - 272 с. 11000 экз. - ISBN 985-6511-35-6.

Синœеглазова, М. О. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения [Текст]: издание для досуга / М. О. Синœеглазова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0258-8.

Федотов, Г. Я. Из соломы, травы, камыша [Текст] / Г. Я. Федотов // Сделай сам. - 1992. - № 3. - С. 3-52.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит природоохранная заготовка природного материала?

2. Назовите особенности первичной обработки природного материала.

3. Охарактеризуйте условия хранения природного материала.

Термины и понятия:

природоохранная заготовка, природные материалы, капы.

Цели:

познакомить студентов с особенностями природных материалов, их видами, природоохранной заготовкой, обработкой и условиями хранения.

Работа с природными материалами - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Работа с природными материалами" 2017, 2018.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.

На каждом уроке, экскурсии в природу нелишним будет напомнить детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе. А это значит - оберегаешь цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения. Уроки трудового обучения с использованием природного материала должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к природе. «Природа и люди - одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Вместе с тем труд, который необходимо для выполнения аппликационных работ из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь любую, даже самую примитивную, сделать не так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

- подготовка материала, его выбор;

- выбор рисунка для аппликации;

- положение материала, создание эскиза;

Выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

- техника выполнения поделки различными способами.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся младших классов выполняют начиная с первого класса.

Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиции, выразительность силуэта. Во второй главе приводим конспекты уроков по аппликации для учащихся 1-х классов.

Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Развивать творчество можно различными способами, в том числе используя природный материал. Работа с ним удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка, пробуждает у него чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.

Необычное в обычном

(работа с природным материалом)

Раннева Т.Н., воспитатель МБДОУ г. Абакана «ЦРР - д/с «Рябинушка», республика Хакасия.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таиться волшебство. Из семян подсолнуха, еловых шишек, кукурузных початков можно сделать бесчисленное множество самых разных поделок: сказочных ежат, забавного гнома, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их творчески преломить в себе.

Прежде чем приступать к созданию поделок, мы с детьми проводим целевые экскурсии в лес, парк, к реке, в сад. При этом организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.

Необыкновенно интересные поделки создают дети из чешуек шишек ели, сосны, кедра, а также ананаса. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Прекрасным материалом для поделок является пух. Помимо тополиного - основного материала, можно использовать пух чертополоха, одуванчика, ковыля, осота. В такой работе требуются аккуратность, точность, усидчивость. Работы из пуха, как правило. Получаются красивыми, легкими, воздушными.

Очень благородный материал - перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций. Работа с перьями птиц способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

Много творческой радости доставляют детям аппликации из иголок хвойных деревьев. Коры, листьев клена и березы, а также из семян клена, стручков белой акации. Косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры, из лепестков тюльпана, розы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждает к игре.

Дети с большой охотой выкладывают мозаики из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в разные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, - это работы с гипсом. Из гипсовых формочек можно выливать фигурки зверей, овощи и фрукты, создавать красивые композиции совместно с природным материалом. Работа с гипсом интересна и полезна. Она способствует развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, формирует навыки коллективного труда, дружеские взаимоотношения.

Для изготовления картин можно использовать крупы и семена. Из них могут получиться замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую, перловую, пшеничную, кукурузную крупу, пшено, а также семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус. Способствует развитию пальчиковой моторики.

Природные материалы, используемые для поделок. Настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда - готовую поделку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображе-ния. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотли-вый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе сис-тематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы ста-новятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной дея-тельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать вни-мание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы ли-стьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.

I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным ма-териалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последо-вательности, доступности.

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации ра-боты, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспи-тателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес де-тей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необхо-димо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками - каждый хочет научиться делать такие игрушки.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать ап-пликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знако-мятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необ-ходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовле-нию задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вы-зывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного ма-териала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вгляды-ваться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»

Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

  1. Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, плани-рует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью кото-рых цель будет достигнута.
  2. Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объяс-няется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель де-монстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяс-нением.

При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планиро-вание хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Под бор материала и инструментов.
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка поделок.

П. Когда и как работать.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой поло-вине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю - кружковая работа (во второй по-ловине дня) . Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки про-стые) или по подгруппам.

В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным мате-риалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соеди-нения частей игрушки - склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную ра-боту с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лес-ные, кедровые, земляные) , каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, се-мена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ра-кушки.

Loading...Loading...