Лекарственные растения, конспект занятия по родной природе для среднего-старшего дошкольного возраста. Конспект занятия «Лекарственные растения

Аннотация

В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.

Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.

Введение

Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.

Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.

Основная часть

Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.

Задачи:

Обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;

Научить учащихся бережному общению с природой;

Познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;

Стимулировать познавательную активность учащихся;

Развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.

Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.

Ход занятия

Звучит нежная мелодия.

Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.

На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:

За горами, за лесами, за широкими морями,
Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране.
Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина.
Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет,
От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить?
И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”,
По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.

Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу,
Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки,
В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно!
Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил
И решил минут за пять своё счастье испытать.
У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок.
- Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек!
Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу,
Чтоб царевну излечить и полцарства получить.

Взял он склянку для воды, каравая для еды,
Потеплее приоделся, на коньке своём уселся.
Ехал долго по горам, про долинам и лесам.
Вот конёк по косогору поднимается на гору -
На горе той град стоит с голубыми куполами,
Пятиглавыми церквами. Старца встретил у ворот...
Наш Иван с конька спустился, низко Старцу поклонился
И с вопросом обратился: надобно идти куды, чтоб набрать живой воды?
И тут Старец отвечает: у подножия горы та речушка протекает.
Попрощавшись, как умел, на конька Иван тут сел
И с горы тотчас спустился, у Курдюмки очутился.

Там царило запустенье... Вид унылый был кругом:
Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом,
Кучи сора неопрятны попадались им везде,
Подозрительные пятна расплывались по воде.
- Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? -
Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок,
Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит
Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица?
Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил.
Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.

Стало быть, на день восьмой приезжает он домой.
Царь с крыльца к нему бежит, весь волнуется, дрожит.
А Иван с конька слезает и преважно отвечает:
- Вот тебе жива-водица, что излечит царь-девицу.
В руки кубок дочь взяла, к алым губкам поднесла,
Лишь немного пригубила и глаза свои закрыла,
И без чувств тут же упала на шелковы покрывала.
Ах, какой тут шум поднялся, ведь совет не оправдался!
Вмиг Иванушку схватили и в темницу заточили.
Горевать Иван пустился, но тут Старец объявился.

Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову:
- Вы Ивана отпустите, а затем его простите.
Не хотел он делать зла, без него беда пришла.
Речку ту всю захламили и водицу отравили.
А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём.
Но печалиться не должно, разбудить царевну можно.
Средство есть – трава душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника, и календула, брусника,
Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива.
Травы где найти такие, знают отроки младые.
И о том они для нас поведут сейчас рассказ.

Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую

Памятку по сбору трав.

Текст выступления учащихся - приложение 2

  • Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
  • Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
  • Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
  • Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
  • Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
  • Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.

(памятка – раздаточный материал для учащихся)

Выступающие занимают свои места.

Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.

На экране - заключительные слайды.

Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс
Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз,
Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была,
Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”

Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.

А в нашей фитогостиной - новый гость!

Появляется Доктор Нехворайкин.

Доктор. Всем доброго здоровья!

Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.

Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.

1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?

Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.

Он знаменитый, золотой,
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.

Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.

2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?

Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом?

Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.

Совершенно верно, это ромашка. И запомните:

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.

3 обучающийся. А какое растение поможет от болезни желудка?

На экране появляется тысячелистник.

Доктор. Поможет вам тысячелистник.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?..
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?

4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?

Доктор. Конечно же, подорожник!

На экране появляется подорожник.

Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.

А раздражённую кожу успокоит и череда.

На экране – изображение череды.

5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?

На экране появляется ландыш.

Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...

Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).

Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.

Лесная Фея.

Я Лесная Фея, а мой лес
Полон радостных чудес.

Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.

А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...

Ребята! Помните!

И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.

Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.

  • Нельзя ломать......... (ветви деревьев и кустарников).
  • Нельзя повреждать........ (кору деревьев).
  • Нельзя без дела рвать.........(цветы на природе).
  • Нельзя топтать......... (целебные травы).
  • Нельзя сбивать......... (грибы).
  • Нельзя разорять.......... (муравейник, птичьи гнёзда).

Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:

Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...

  • люблю небо, звёзды, землю и море;
  • радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
  • не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
  • умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
  • принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
  • по мере своих сил содействую её приумножению;
  • несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.

Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?

Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).

Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.

Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.

Заключение

Советы педагогам:

* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.

* Педагогу подготовить заранее слайды о разнообразии лекарственных

растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.

* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.

Цель:

- формировать представление детей о разнообразии лекарственных растений , об их влиянии на организм человека и жизненно важной ценности;

Закрепить умение распознавать лекарственные растения по запаху, внешнему виду и правильно их называть (5 - 6 лекарственных растений);

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений;

- активизировать речь детей .

Материал: сухие веточки и соцветия лекарственных растений, загадки, перо, цветок, Дюймовочка, колобок, ласточка, мешочки с лекарственными растениями, конфета.

Ход занятия в детском саду

Орг. момент

Воспитатель: Ой, я вижу в вас хорошее настроение, глазки у всех сияют и никто не скучает. А что нам еще может улучшить настроение? (Ответы детей: улыбки, добрые поступки, подарки).

Дети, как вы думаете, цветы и другие растения помогут нам улучшить настроение? Посмотрите на этот букет: в нем каждый цветок неповторим и у каждого есть свое имя.

А сейчас превратимся в растения, но не простые, а чудо-растения, которые наделены чрезвычайными свойствами и для этого надо отгадать загадки. Кто какую загадку отгадает, тот в такое чудо-растение и превратится.

Загадки о лекарственных растениях для детей

В траве растет, в лесу,

Все его собирают, рвут.

Цветы желто-золотистые,

Будто звездочки цветут. (Зверобой).

Вы его прекрасно знаете,

На дорожках встречаете.

Он всем, как добрый друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник).

У лесной дорожки

Солнышко на ножке.

Серединка золотая,

юбочка белая.... (Ромашка).

Кто это на дорожке

На высокой ножке,

Цветочки синенькие,

Листочки зелененькие? (Цикорий).

Пряность это и приправа,

Чай с ней удался на славу,

Догадаются ребята,

Ну, конечно, это…... (Мята).

Солнышко в траве взошло,

Рассмеялось, расцвело.

Впоследствии стало белое-белое

И по ветру полетело. (Одуванчик).

Зелёная Красавица

Тронешь, обжигается. (Крапива).

А теперь назовите себя. Все эти чудо-растения не простые, а лекарственные.

Каждый ребенок, «превратившись в чудо-растение», слушает про себя и свои свойства. (Воспитатель рассказывает о лекарственных растениях, рассказывает легенды и приглашает детей на чай. Дети пьют чай, узнают по запаху и вкусу, из каких трав он заварен).

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь проведем небольшую оздоровительную минутку «Природные доктора» .

Поднимем ручки вверх, поздороваемся с солнышком: «Здравствуй, солнышко!» Опустим ручки ладошками вниз, поздороваемся с землицей, наберемся у нее силы: «Добрый день, земелюшка!» Поставим ручки к плечам и вдохнем воздух, поблагодарим за заботу водичку: «Спасибо тебе, водичка» ! Будьте всегда с нами, наши природные врачи!

Воспитатель. А что говорят нам наши мудрые народные пословицы:

«Когда нет здоровья и силы, то целый мир не мил»;

«Здоровому все здорово» и тому подобное.

Воспитатель: А сказки, малыши, вы любите слушать? (Ответы детей).

А посмотрите, дети, кто это у нас здесь спрятался? Похоже очаровательное перо и, кажется, оно приглашает нас с вами в сказку. Считать начинаем, в сказку быстро попадаем 1, 2, 3.

Кажется мы в сказке, но в какой? (На коврике большой цветок).

Похоже это сказка «Дюймовочка». Но где же сама героиня?

Что ж, отправимся на поиски Дюймовочки. Кто же нам поможет ее найти? А вот колобок, он хочет с нами поиграть.

Дидактическая игра «Расскажи о растении»

Дети становятся в круг, передают из рук в руки колобка и говорят слова: «Колобок, беги, беги, о растении нам расскажи». У кого остается колобок, тот рассказывает о своем чудо-растении.

Зверобой - это лекарство, как говорят в народе, от 99 болезней. Цветы желто-золотистого цвета. Настои зверобоя употребляют для возбуждения аппетита, от ангины, гриппа, головной боли, ревматизма.

Подорожник растет возле дорог, семян идет в стрелку. Применяется для остановки крови из ран.

У ромашки листочки узорные, головка белая. Используют отвар, когда болит горло.

Цикорий растет вдоль дорог. Цветочки синенькие. Применяют настойку при заболеваниях почек, селезенки, печени, так и при зубной или головной болях.

Мята растет в огороде и в лесу. Распознать можно по необычному запаху. Действует как успокаивающее средство.

Одуванчик растет в парках, садах, лесах, порой и при дороге. Используют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, для лечения сахарного диабета, болезней печени.

Крапива растет в садах, на полянах. Обладает обеззараживающими свойствами. Используют для остановки кровотечения, при гнойных ранах.

Воспитатель: Дети, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга? (Ответы детей). Правильно, в эту книгу заносятся редкие исчезающие виды, поэтому давайте вспомним правила поведения при сборе лекарственных растений :

Нельзя рвать много растений;

Во время сбора лекарственных растений, не нужно пытаться их все собрать в одном месте;

Часть обязательно оставляют в природе, чтобы растения продолжали размножаться;

Нельзя пробовать плоды, корневища;

После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки.

Колобок хочет нам показать, что на поиски необходимо отправляться в лес. (Дети садятся за столы).

Ой, кого это мы встретили? (Ласточку). Она какая-то расстроенная. Почему? Потому что не может распознать лекарственные растения. Итак, давайте поможем ласточке и с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.

Ну что же вижу все справились с этим заданием и за это нам ласточка приготовила небольшой сюрприз. А что у нас тут спрятано? (Большая конфета). А что в ней?

План поиска.

Пройти по зеленой дорожке.

Повернуть налево и сделать 3 шага.

Дважды подпрыгнуть.

Найти Дюймовочку не в корзине и не в ящике.

На коврике находятся: корзина, ящик, короб. Дети находят Дюймовочку.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Вот и вернули мы Дюймовочку к своим цветкам и вместе с ней совершили интересное путешествие. А теперь время возвращаться в детский сад.

Вопросы детям

Конспект занятия «Лекарственные растения»

Цели занятия:

Познавательные УУД:

Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;

Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте.

Личностные УУД:

Работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

Регулятивные УУД:

Учить ставить цели предстоящей работы;

Учить различать учебные задания разного типа;

Учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение работать в паре, в группе;

Учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: тетрадь, цветные карандаши, раздаточный материал.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока, лист бумаги в клетку.

Ход занятия

Педагог . Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

➢ Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

➢ Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина -

Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

➢ Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

➢ Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей, или лопух.)

➢ Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

➢ Тонкий стебелек у дорожки, на конце его - сережки.

На земле лежат листки - маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

➢ Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Шиповник.)

➢ Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель.)

➢ Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь ярко-синий и пушистый, только, жалко; не душистый. (Василек.)

➢ На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Справка . Крапива. Действует как мочегонное, выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление. Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции. Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек. Репей. Рекомендуется при болезнях почек, язвенной болезни. Репейное масло укрепляет волосы. Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний. Подорожник. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых. Шиповник. Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца. Василек, Лечит почки и сердце. Одуванчик. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

Педагог . Давайте определимся с маршрутом экскурсии. Перед вами схема города Лекарственных растений. Даны названия улиц, а под ними - примеры. Нужно определить путь движения от одного числа к другому (решая примеры), начиная с наименьшего, соединив названия улиц стрелками.

Педагог . Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

Липа - средство от простуды,

знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Обучающиеся чертят в тетради.) Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

три клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо...

Закончите рисунок.

Педагог . И вот мы уже подходим к площади Лука и Чеснока. (Демонстрируются рисунки лука и чеснока.) Неслучайно эта площадь носит имя сразу двух растений, ведь лук и чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.

В них не только фитонциды,

что микробам так страшны,

что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

приходилось вам болеть,

в каждом доме лук, чеснок

круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит,

никогда не занедужит.

И все-таки эти растения трудно перепутать. Отгадайте загадки и объясните, какие признаки указали вам, где лук, а где - чеснок.

➢ В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)

➢ Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Головой на шар похож.

Если только пожуешь

Маленькую дольку, будет запах донимать

Очень-очень долго. (Чеснок.)

Задание

А теперь попробуйте расшифровать пословицы.

    ТИЧЕЛ ВОГУДЕН ЬМЕС КУЛ (Лук семь недугов лечит. Читаем справа налево.)

    ЧЮЕЮСЮНЮОЮКЮ - ЛЮУЮКЮУЮ БЮРЮАЮТЮ. (Чеснок - луку брат. Читаем, пропуская каждую вторую букву.)

Педагог . Внимание! Приближаемся к проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника.)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Вс. Рождественский

Задание

Обратите внимание, как точно название указывает, где растет эта трава: «подорожник», значит, по дорогам, т. е. вдоль дорог. А теперь попробуйте прочитать спрятавшиеся среди других букв «говорящие» названия лекарственных трав:

ТРУДИПУСТЫРНИКМИНА (пустырник)

УЧИСТОТЕЛНИКОДЕЛСАТ (чистотел)

РЕПЕКОЮМЕДУНИЦАТОЛ (медуница)

ПОДЗВЕРОБОЙПАБОВНИК (зверобой)

Справка . Пустырник. Успокоительное средство. Чистотел. Используется при лечении кожных заболеваний. Медуница. Растение прикладывают к кровоточащим ранам, местам ушибов, переломам. Зверобой. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице.

Педагог. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)

В доме много аромата,

если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

настоя мяты ложка -

нету больше тошноты,

нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

эту травушку, ребята!

Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «... Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок - ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой - твои братишки и сестренки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его...

А теперь ты стал муравьем, маленьким и юрким. Почувствуй, как травинки превращаются для тебя в огромные деревья, мох - в густой лес, камни - в горы, лужи - в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути...

И снова превращение. Теперь ты - воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились в размерах: вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер...

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вдохни. Возвращайся назад в класс и открывай глаза».

И вот уже перед нами Ромашковая поляна. (Рисунок ромашки аптечной.)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевинка у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

для припарок, для примочек.

Если воспаление,

отвар - успокоение.

Выполните задание : найдите закономерность и продолжите логический ряд.

Педагог . Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек

помогут тебе непременно, дружочек,

если вдруг почки твои заболят,

а надо - и раны они заживят.

Из листьев отвар - витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола. А сможете ли вы определить названия деревьев по их листьям?

Ответы.

1. Гладкий и закругленный. Ольха.

2. Сердцеобразный. Липа.

3. Очень зазубренный по краям. Береза.

4. В форме ладони. Клен.

5. Ребристый, шероховатый. Дуб.

6. Перистый. Рябина.

Педагог. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

Попрошу вас продолжить фразу: «Сегодня я узнал...»

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива )

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачехамедоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Татьяна Величко

Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).

2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.

3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.

4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.

развивающие:

1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.

2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.

2. Развивать любознательность.

воспитательные:

1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;

3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.

Оборудование:

Краски, карандаши, бумага;

Пластилин;

Картинки - изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;

Лейки для полива;

Семена, косточки от ягод.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.

Утро.

Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.

Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.

Беседа «Необычные травы».

Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.


Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.

У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.

Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!

Ромашка спасает от простуды.

Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.


Чтение художественной литературы: (на выбор)

1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»

2. Крюкова Т. «Лесная аптека»

3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»

Прогулка

Наблюдение за лекарственными растениями на участке.

Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.

Труд в природе.

Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.

Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.

Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Игра «Семечко, бутон, цветок»

Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.

Семечко - дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;

Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;

Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.

Вторая половина дня

Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»

Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.

Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».

Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.


Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»

Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.


Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки - помощники»

Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.

Подорожник

Вырос подорожник,

Листья как ладошки, (Показываем ладошки)

К ранке осторожно (Движения по тексту)

Приложу на ножке.

Одуванчик

Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)

Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)

Цветочки и листья

Вылечат быстро. (Большой палец вверх)

Ромашка

На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)

И ромашек соберем.

Заварим в чашке

Цветки ромашки.

Выпьем настой,

Простуда – долой.

Мята

Душистая мята

Пахнет приятно. (Нюхаем растение)

Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)

Полезны, ребята.

Может помочь (Имитируем сон)

Спать спокойно всю ночь.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по валеологическому воспитанию в средней группе «Полезные и вредные продукты» Цель: охрана здоровья детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Полезные витамины» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Полезные витамины" Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста "В царстве лекарственных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: - Развивать.

Loading...Loading...