Дома разных национальностей. Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жилища разных народов

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №88, февраль 2016 года.

Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!


Как и все живые существа, обладающие способностью передвижения, человек нуждается во временном или постоянном убежище или жилище для сна, отдыха, защиты от непогоды и нападения зверей или других людей. Поэтому заботы о жилище, наравне с заботами о пище и одежде, должны были, прежде всего, волновать ум первобытного человека. В очерках первобытной культуры мы говорили, что уже в каменном веке человек пользовался не только пещерами, дуплами деревьев, расселинами скал и т. п. естественными убежищами, но и выработал разнообразные типы построек, которые мы можем видеть у современных народов на всех ступенях культуры. С тех времен, когда человек получил способности добывать металлы, его строительная деятельность быстро пошла вперед, облегчая и обеспечивая другие культурные достижения.

«Если подумать о гнездах птиц, о плотинах бобров, о помостах на деревьях, делаемых обезьянами, то вряд ли окажется возможным предполагать, что человек был когда-либо неспособен устраивать себе приют того или иного рода» (Э. Б. Тейлор, «Антропология»). Если он не всегда его устраивал, то потому, что, переходя с места на место, мог найти пещеру, дупло или другое естественное убежище. Южно-африканские бушмены живут и в горных пещерах, и устраивают себе временные шалаши. В отличие от животных, способных только к одному виду построек, человек создает, в зависимости от местных условий, постройки различного типа и постепенно их совершенствует.

Так как прародина человека находилась в тропической области, то там и появилась первая человеческая постройка. Это был даже не шалаш, а навес или ширма из двух воткнутых в землю кольев с поперечной перекладиной, к которой прислонялись с наветренной стороны древесные ветви и громадные листья тропических пальм. С подветренной стороны навеса горит костер, на котором готовится пища, и около которой греется семья в холодную погоду. Такие жилища устраивают себе ходящие совершенно голыми туземцы центральной Бразилии и австралийцы, а иногда и современные охотники в северных лесах. Следующим шагом в устройстве жилища является круглый шалаш из воткнутых в землю веток с густой листвою, связанных или переплетенных верхушками, образующими над головою род крыши. Наши круглые садовые беседки, крытые ветвями, имеют большое сходство с таким шалашом дикарей.

Некоторые из бразильских индейцев вкладывают в работу уже больше искусства, так как делают из связанных верхушками молодых деревьев или воткнутых в землю шестов остов, который затем покрывают большими пальмовыми листьями. Такие же шалаши устраивают и австралийцы в случае продолжительной стоянки, покрывая остов из ветвей корой, листьями, травой, иногда даже накладывают дерн или обмазывают шалаш снаружи глиной.

Таким образом, изобретение и постройка круглого шалаша - дело нехитрое и доступное для самых отсталых народов. Если бродячие охотники переносят с собой шесты и покрышку шалаша, то он превращается в палатку, которую более культурные народы покрывают шкурами, войлоком или парусиной.

Круглый шалаш так тесен, что в нем приходится только лежать или сидеть на корточках. Важным усовершенствованием явилась постановка шалаша на столбы или стены из переплетенных ветвей и земли, т. е. постройка круглых хижин, какие в древние времена были в Европе, встречаются и теперь в Африке и других частях света. Чтобы увеличить вместимость круглой хижины, внутри ее выкапывали яму. Это копание внутренней ямы надоумило устраивать стены шалаша из земли, и он превратился в землянку с конической плоской крышей из древесных стволов, хвороста, дерна и даже камней, которые накладывались сверху для защиты от порывов ветра.

Крупным шагом в строительном искусстве была замена круглых хижин четырехугольными деревянными домами, стены которых были гораздо прочнее земляных стен, легко размываемых дождями. Но сплошные деревянные стены из горизонтально положенных бревен появились не сразу и не везде; их постройка стала возможной только при наличности металлических топоров и пилы. Долгое время стены их делались из вертикальных столбов, промежутки между которыми заполнялись дерном или переплетенными прутьями, иногда промазанными глиною. С целью защиты от людей, зверей и разливов рек, стали появляться знакомые уже читателям постройки на столбах или на сваях, какие и теперь встречаются на о-вах Малайского архипелага и во многих других местах.

Далее, усовершенствованием человеческого жилья явились двери и окна. Дверь долго остается единственным отверстием первобытного жилища; позже появляются световые отверстия или окна, в которых и теперь во многих местах применяется вместо стекла бычачий пузырь, слюда, даже лед и т. п., а иногда они только затыкаются на ночь или в дурную погоду. Очень важным усовершенствованием было внесение очага или печи внутрь дома, так как очаг не только позволяет поддерживать в жилище желательную температуру, но сушит и вентилирует, делая жилище более гигиеничным.

Типы жилищ культурных народов: 1) дом древнего германца; 2) жилище франков; 3) японский дом; 4) египетский дом; 5) этрусский дом; 6) древнегреческий дом; 7) древнеримский дом; 8) старинный французский дом; 9) арабский дом; 10) английский особняк.

Типы деревянных построек разных времен и народов чрезвычайно разнообразны. Не меньшим разнообразием и еще большим распространением отличаются постройки из глины и камня. Деревянный шалаш или хижину построить легче, чем каменную, и, вероятно, каменная архитектура возникла из более простой деревянной. Стропила, балки и колонны каменных зданий, несомненно, скопированы с соответствующих деревянных форм, но, разумеется, на этом основании нельзя отрицать самостоятельного развития каменной архитектуры и все в ней объяснять подражанием.

Первобытный человек пользовался для жилья естественными пещерами, а затем стал устраивать себе искусственные пещеры там, где залегали мягкие горные породы. В южной Палестине сохранились целые древние пещерные города, высеченные в толще скал.

Искусственные пещерные жилища до сих пор служат приютом для человека в Китае, северной Африке и др. местах. Но такие жилища имеют ограниченную область распространения и появляются там, где человек уже обладал довольно высокой техникой.

Вероятно, первое каменное жилище было такое же, какие встречаются у австралийцев и в некоторых других местах. Австралийцы строят стены своих хижин из подобранных на земле камней, ничем не связанных между собою. Так как не везде можно найти подходящий материал из необделанных камней в виде плит слоистых горных пород, то человек стал скреплять камни глиною. Круглые хижины из необтесанных камней, скрепленных глиною, и теперь встречаются в северной Сирии. Такие хижины из необделанных камней, а также слепленные из глины, речного ила и грязи вместе с тростником и были началом всех последующих каменных построек.

С течением времени камни стали обтесывать, чтобы их можно было приладить один к другому. Очень важным и крупным шагом в строительном деле была обтеска камней в виде прямоугольных каменных плит, которые укладывались правильными рядами. Высшего совершенства такая обтеска каменных глыб достигла в древнем Египте. Цемент для скрепления каменных плит долго не употреблялся, да и не был нужен, настолько хорошо эти плиты прилегали друг к другу. Цемент, однако, давно стал известен и древнему миру. Римляне употребляли не только обыкновенный цемент из извести и песка, но и водоупорный цемент, к которому прибавлялся вулканический пепел.

В странах, где было мало камня, и был сухой климат, очень распространены постройки из глины или грязи, смешанной с соломою, так как они дешевле и даже лучше деревянных. Высушенные на солнце кирпичи из жирной глины, смешанной с соломою, известны были на Востоке со времен глубокой древности. Постройки из таких кирпичей и теперь широко распространены в сухих областях Старого Света и в Мексике. Обожженные кирпичи и черепица, необходимые для стран с дождливым климатом, были позднейшим изобретением, усовершенствованным древними римлянами.

Каменные постройки покрывались первоначально тростником, соломою, деревом, остов крыши и теперь делается из дерева, деревянные балки только в наше время стали заменять металлическими. Но уже давно люди додумались до устройства сперва ложных, а затем истинных сводов, В ложном своде каменные плиты или кирпичи кладутся в виде двух лестниц до тех пор, пока верхи этих лестниц не сойдутся настолько, что их можно покрыть одним кирпичом; такие ложные своды делают дети из деревянных кубиков. Подобие ложных сводов можно видеть в египетских пирамидах в развалинах зданий Центральной Америки и в храмах Индии. Время и место изобретения истинного свода неизвестно; древние греки его ни употребляли. Его ввели в употребление и довели до совершенства римляне: от римских мостов, куполов и зал со сводами произошли все позднейшие постройки этого рода. Жилище человека служит дополнением к одежде и так же, как и одежда, зависит от климата и географической среды. Поэтому в различных областях земного шара мы находим преобладание различных типов жилища.

В областях с жарким и сырым климатом, населенных голыми, полуголыми или одетыми в легкую одежду людьми, жилище предназначается не столько для тепла, оно играет роль защиты от тропических ливней. Поэтому жилищем здесь служат легкие шалаши или хижины, крытые соломой, бамбуком, тростником и пальмовыми листьями. В жарких и сухих областях пустынь и полупустынь оседлое население живет в глиняных домах с плоской земляной крышей, хорошо защищающих от солнечного зноя, а кочевники в Африке и Аравии живут в шатрах или палатках.

В более или менее влажных местностях со средней годовой температурой от 10° до + 20°Ц. в Европе и Америке преобладают тонкие стенные каменные дома, крытые соломой, камышом, черепицей и железом, в Корее, Китае и Японии - тонкостенные деревянные дома, крытые большею частью бамбуком. Интересной разновидностью последней области являются японские дома с подвижными внутренними перегородками и наружными стенами из циновок и рам, которые могут отодвигаться, открывая доступ воздуху и свету и предоставляя возможность обитателям выпрыгнуть на улицу в случае землетрясения. В тонкостенных домах европейско-американского типа рамы одиночные, печи отсутствуют или заменяются каминами, а на китайско-японском востоке - грелками и жаровнями. В сухих местностях этой области оседлое население живет в таких же каменных домах с плоскими крышами, как и в сухих тропических странах. Шалаши здесь применяются весной, летом и осенью. Кочевники живут здесь зимой в землянках, а летом в войлочных кибитках или юртах, остов которых делается из дерева.

В областях со средней годовой температурой от 0° до +10° Ц поддержание теплоты в жилище играет решающую роль; поэтому кирпичные и деревянные дома здесь толстостенные, на фундаменте, с печами и двойными рамами, с засыпкой потолка сверху слоем песка или глины и с двойным полом. Крыши кроются соломой, тесом и дранкой (гонт), толем, черепицей и железом. Область толстостенных домов с железными крышами является также областью городских многоэтажных домов, крайним выражением которых служат американские «небоскребы» в десятки этажей. Кочевники полупустынь и пустынь здесь живут в землянках и войлочных юртах, а бродячие охотники северных лесов в шалашах, крытых оленьими шкурами или берестой.

Полоса с более низкой годовой температурой характеризуется на юге теплыми зимними деревянными домами, крытыми тесом, а севернее, в области тундр, у полярных кочевников и рыболовов - переносными шатрами или чумами, крытыми оленьими, рыбьими и тюленьими шкурами. Некоторые полярные народы, напр., коряки, зимой живут в вырытых в земле и обложенных внутри бревнами ямах, над которыми возводится крыша с отверстием, которое служит для выхода дыма и для входа и выхода в жилище по постоянной или приставной лестнице.

Кроме жилья, человек возводит разнообразные постройки для хранения запасов, для помещения домашних животных, для своей трудовой деятельности, для различных собраний и т. п. Типы этих сооружений чрезвычайно разнообразны, в зависимости от географических, хозяйственных и бытовых условий.

Жилища кочевников и бродячих охотников ничем не ограждаются, но с переходом к оседлости появляются заграждения около усадьбы, около участков, занятых культурными растениями или предназначающимися для загона или пастьбы скота.

Типы этих заграждений зависят от наличности того или иного материала. Они бывают земляные (валы, рвы и канавы), плетеные, жердевые, досчатые, каменные, из колючих кустарников и, наконец, из колючей проволоки. В гористых местностях, напр., в Крыму и на Кавказе, преобладают каменные стенки, в лесостепной полосе - плетни; в лесистых местностях с небольшими распаханными пространствами, ограждения устраиваются из жердей и кольев, а местами из валунов. К заграждениям относятся не только усадебные или сельские заборы, но и деревянные и каменные стены старинных городов, а также длинные укрепления, которые в былые времена воздвигались для защиты целых государств. Таковы были русские «сторожевые черты» (общее протяжение 3600 км), которые строились в XVI-XVII веках для защиты от татарских набегов, и знаменитая Китайская стена (закончена в V веке новой эры), длиною в 3300 км, защищавшая Китай со стороны Монголии.

Выбор места для человеческого жилья определяется, с одной стороны, природными условиями, т. е. рельефом, свойствами грунта и близостью в достаточном количестве пресной воды, а с другой - возможностью добывать в избранном месте средства к существованию.

Населенные пункты (отдельные дома и группы домов) располагаются обыкновенно не в низинах или котловинах, а на возвышениях, имеющих горизонтальную поверхность. Так, напр., в горных селениях и городах отдельные улицы по возможности располагаются в одной плоскости, чтобы избегнуть лишних подъемов и спусков; поэтому линии домов имеют дугообразную форму и соответствуют изогипсам, т. е. линиям равной высоты. В одной и той же горной долине гораздо больше поселений на том склоне, который лучше освещается солнцем, чем на противоположном. На очень крутых склонах (свыше 45°) человеческие жилища, за исключением пещерных, совсем не встречаются. Для человеческого жилья лучше всего супесчанная или легкая суглинистая почва. При устройстве жилья избегают почвы заболоченной, глинистой или слишком рыхлой (сыпучий песок, чернозем). В многолюдных поселениях недостатки почвы, препятствующие передвижению, устраняются посредством мостков, тротуаров и различного устройства мостовых.

Главной причиной, определяющей возникновение и распределение человеческих поселений, является пресная вода. Речные долины и берега озер бывают наиболее населены, а в междуречных пространствах жилища появляются там, где грунтовые воды имеют неглубокое залегание, и устройство колодцев и водоемов не представляет непреодолимых затруднений. Безводные пространства безлюдны, но быстро заселяются с устройством искусственного орошения. Из других причин, притягивающих человеческие поселения, важная роль принадлежит месторождениям полезных ископаемых и дорогам, в особенности железным. Всякое скопление человеческих жилищ, селение или город, возникает только там, где завязывается узел человеческих сношений, где сходятся дороги или происходит перегрузка товаров или пересадка.

В человеческих поселениях дома или бывают разбросаны без всякого порядка, как в украинских селах, или выпячиваются рядами, образуя улицы, как это мы видим в великорусских деревнях и селах. С увеличением числа жителей, село или город растет или в ширь, увеличивая число домов, или в высоту, т. е. превращая одноэтажные дома в многоэтажные; но чаще этот рост происходит одновременно в обоих направлениях.

Согласитесь, в далеком детстве всех нас так или иначе интересовали жилища Мы читали о них в книжках и научно-популярных журналах, смотрели в кино, а значит, волей-неволей хотя бы раз в жизни, но все же представляли, как было бы здорово на несколько часов поменяться с ними ролями, очутившись в том далеком мире, полном неизведанного и невиданного.

Однако, несмотря на обилие информации, мы порою не можем ответить на, казалось бы, совершенно простые вопросы. Например, о том, как защищали свои жилища где и каким образом они добывали пищу, делали ли запасы на зиму и имелись ли у них какие-то домашние животные.

Статья направлена на то, чтобы познакомить читателей с темой. Прочитав внимательно все разделы, каждый будет иметь более чем подробное представление о том, какими же были жилища древних людей

Общая информация

Чтобы более наглядно представить себе, что происходило много веков назад, давайте задумаемся, по какому же принципу строятся и облагораживаются современные дома. Многие согласятся с тем, что на выбор материала в первую очередь влияет климат. В жарких странах вы вряд ли встретите строения с толстыми кирпичными (или панельными) стенами, и дополнительными средствами утепления. В свою очередь в северных регионах не бывает бунгало и открытых вилл.

Первобытное жилище древних людей тоже строилось с учетом погодных условий того или иного региона. Кроме этого, конечно же, принималось во внимание наличие поблизости водоемов и характерные особенности местной флоры и фауны.

Так, современные специалисты утверждают, что охотники времен палеолита в большинстве случаев селились на слабопересеченной, а то и вовсе ровной местности, в непосредственной близости от озер, рек или ручьев.

Где можно увидеть древние стоянки?

Все мы знаем, что пещеры - это участки верхней части земной коры, расположенные, как правило, в горных районах планеты. На сегодняшний день установлено, что большая часть из них некогда представляла собой жилища древних людей. Конечно же, независимо от континента, селились люди только в горизонтальных и пологих пещерах. В вертикальных, называемых шахтами и колодцами, глубина которых может доходить и до полутора километров, жить и налаживать быт было неудобно, а то и вовсе очень опасно.

Археологи обнаружили жилища древних людей в разных частях нашей планеты: в Африке, Австралии, Азии, Европе и обеих Америках.

На территории России тоже обнаружено немало пещер. Самыми известными считаются Кунгурская, Большая Орешная, Денисова и целый комплекс Тавдинских.

Как выглядело жилище древнего человека изнутри?

Бытует достаточно распространенное заблуждение о том, что в пещерах обитателям того времени было достаточно тепло и сухо. К сожалению, это не так, а скорее даже наоборот. Как правило, в разломах горных пород очень холодно и влажно. И в этом нет ничего удивительно: такие участки достаточно медленно прогреваются солнцем, причем обогреть подобным способом огромную пещеру вообще невозможно.

Преобладающий вокруг влажный воздух, который в большинстве случаев под открытым небом едва ощущается, имеет свойство конденсироваться, попадая в замкнутое пространство, окруженное со всех сторон холодным камнем.

Как правило, воздух в пещере нельзя назвать спертым. Наоборот, тут наблюдаются постоянные сквозняки, образующиеся под воздействием аэродинамического эффекта, создаваемого присутствием многочисленных проходов и щелей.

В результате можно сделать вывод, что самыми первыми жилищами древних людей были небольшие прохладные пещеры с постоянно влажными от конденсата стенами.

Можно ли было согреться, разведя костер?

Вообще сделать костер в пещере, даже при наличии современных средств - достаточно хлопотное и не всегда результативное занятие.

Почему? Все дело в том, что изначально для него придется достаточно долго выбирать защищенное от ветра место, иначе огонь просто потухнет. Во-вторых, отапливать таким образом пещеру - это все равно, как если бы вы поставили себе цель обогреть целый стадион, вооружившись обычным электрообогревателем. Звучит абсурдно, правда?

В данном случае одного костра на самом деле мало, особенно если учесть, что холодный воздух будет постоянно двигаться к месту вашей стоянки откуда-то изнутри каменного мешка.

Меры безопасности

Как защищали свои жилища древние люди, и была ли в принципе в этом необходимость? Получить однозначный ответ на этот вопрос ученые пытались на протяжении долгого времени. Было установлено, что в теплом климате стоянки, как правило, носили временный характер. Их человек находил, преследуя по тропам диких животных и собирая различного рода коренья. Неподалеку устраивались засады и свежевались убитые туши. Такие дома не охранялись: собиралось сырье, устраивался отдых, утолялась жажда, собирался нехитрый скарб, и племя устремлялось дальше.

На территории нынешней Евразии большая часть земли была покрыта толстым слоем снега. Тут уже существовала необходимость в благоустройстве более постоянной обители. Жилище часто упорством, коварством или хитростью отвоевывалось у гиены или Во время зимних холодов входы в пещеру часто изнутри закладывались камнями и ветками. Это, прежде всего, делалось с целью не допустить проникновения внутрь бывшего владельца.

Раздел 6. Что же было внутри дома

Жилища древних людей, фото которых довольно часто можно встретить в современной научно-популярной литературе, были довольно незатейливыми по своему благоустройству и содержанию.

Чаще всего внутри оно было круглым или овальным. По мнению ученых, в среднем ширина редко превышала 6-8 метров при длине в 10-12 м. Внутри, по мнению специалистов, помещалось до 20 человек. Для облагораживания и утепления использовались стволы деревьев, срубленные или сломанные в соседнем лесу. Нередко такой материал спускался вниз по реке.

Часто жилища древних людей представляли собой не место в пещере, а настоящие хижины. Остов будущего дома был представлен стволами деревьев, вставленными в заранее выкопанные углубления. Позже сверху накладывались переплетенные между собой ветки. Конечно же, из-за постоянно гуляющего ветра внутри было достаточно холодно и сыро, поэтому костер приходилось поддерживать, и днем, и ночью. Кстати, ученые с удивлением обнаружили, что стволы деревьев, играющие ключевую роль в строительстве, в целях безопасности укреплялись тяжелыми камнями.

Дверей не было вовсе. Их заменял сооруженный из обломков горных пород очаг, которых не только отапливал жилище, но и служил надежной защитой от хищников.

Конечно, в процессе эволюции менялись не только люди, но и места их стоянок.

Дома древних палестинцев

На территории Палестины современным ученым удалось раскопать наиболее важные в археологическом плане города.

Установлено, что данные поселения в основном выстраивались на холмах и хорошо укреплялись как снаружи, так и изнутри. Очень часто одна из стен защищалась обрывом или же быстрым водным потоком. Город обносился стеной.

Подобно многих другим, данная культура при выборе места руководствовалась наличием поблизости источника, вода из которого была пригодна для питья и для орошения посевов. На случай осады местные жители устраивали своеобразные подземные водохранилища, расположенные под жилищами более зажиточных горожан.

Деревянные дома считались большой редкостью. В основном отдавалось предпочтение каменным и глинобитным постройкам. Для того, чтобы защитить помещение от почвенной сырости, конструкция выстраивалась на каменном фундаменте.

Очаг располагался в центральной комнате непосредственно под специальным отверстием в потолке. Второй этаж и наличие большого количества окон могли себе позволить только самые зажиточные горожане.

Жилища верхнего Двуречья

Далеко не всем известно, что тут некоторые дома были двух-, а то и несколько этажными. Например, в летописях Геродота можно встретить упоминание о строениях в три или даже четыре яруса.

Жилища перекрывались сферическим куполом, который иногда был очень высоким. Сверху имелось отверстие, позволяющее воздуху проникать вовнутрь. Кстати, нельзя не отметить, что на первом этаже практически никогда не было окон. И объяснений этому фактору может быть несколько. Во-первых, местные жители таким способом пытались обезопасить себя от внешних врагов. Во-вторых, религия не позволяла им выставлять напоказ особенности своей частной жизни. Наружу выходили лишь достаточно узкие двери и бойницы, расположенные на уровне человеческого роста.

Выше строились террасы на кирпичных столбиках, выполнявшие сразу две функции. Прежде всего их строили для того, чтобы владелец мог отдыхать там, скрывшись подальше от людских глаз. Но и это еще не все. Такой участок позволял защищать крышу от попадания прямых солнечных лучей, а значит, от перегрева. На верхней террасе чаще всего располагались открытые галереи, засаженные цветами и экзотическими растениями.

В этой местности основным строительным материалом считались глина, тростник и битум. Иногда в деревянных опорах делались специальные кирпичные или мозаичные вкладки, защищающие дерево от вездесущих муравьев.

Жилище древнеиндийской культуры

Древний город Мохенджо-Даро, расположенный в Индии, некогда был мощной окружен стеной. Тут существовала и канализационная система, которая из отдельных домов направлялась в общегородской сточный канал, обустроенный под мостовыми.

В целом дома предпочитали возводить из обожженного кирпича, который считался самым прочным, а поэтому надежным. Наружные стены были более, чем массивны, а также имели небольшой наклон вовнутрь.

Документы, рассказывающие о том, как древние люди строили жилища, указывают на то, что в домах богатых местных жителей имелась комната привратника. Практически всегда существовал и небольшой центральный двор, в который, с целью дополнительного освещения, непременно выходили многочисленные окна первого и второго этажа.

Двор мостили кирпичом, тут же проходил сточный канал. На плоской крыше дома, как правило, благоустраивалась роскошная терраса.

Древнегреческий дом

Ученые установили, что во времена троянской культуры большинство жилищ представляло собой строение квадратной или прямоугольной формы. Впереди мог находиться небольшой портик. В комнате или части общего помещения, выполнявшего роль спальни, для кроватей делали специальные приподнятые платформы.

Очагов, как правило, было два. Один нужен был для обогрева, второй - для приготовления пищи.

Стены тоже были не совсем обычными. Нижние 60 см выкладывались из камня, а чуть выше применялся кирпич-сырец. Плоская крыша ничем дополнительно не поддерживалась.

Беднота предпочитала селиться в круглых или овальных домах, т.к. их было проще отопить, а необходимости иметь по несколько комнат отсутствовала. Богатые же в своих жилищах отводили пространство не только под спальни, но и под столовую и кладовые.

Shutterstock Вигвам, Северная Америка

Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» на самом деле неправильно представлял себе вигвам — национальное жилище лесных индейцев Северной Америки. Это шалаш на каркасе, а покрывается он циновкой, корой или ветками и чаще всего имеет куполообразную форму. Чаще всего он небольшой, но в самых больших могли проживать 25—30 человек. Сейчас вигвамы в основном используются как обрядовые помещения.

А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.

Иглу / эскимосы

Shutterstock Иглу, эскимосы

Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3-4 м.

Можно, конечно, и просто «вырезать» дом в подходящем сугробе, и так тоже делают.

Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.

Шатер / Сахара

Shutterstock Шатер, Сахара

А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.

Минка / Япония

Shutterstock Минка, Япония

Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

Вместо стен — подвижные панели из картона, они позволяют «играть» с планировками.

Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.

Пальясо / Испания

Wikimedia Commons

Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4-5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

Сакля / Кавказ

Shutterstock Сакля, Кавказ

Еще один каменный дом — сакля, такие сооружения используют жители Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными и без окон, пол был земляной, посреди помещения — очаг, дым выходил через крышу.

Сейчас сакли устроены более комфортно. Часто такие дома примыкают вплотную один к другому в виде террас, это как раз связано с особенностями горной местности.

Крыша нижестоящего здания становится полом или двором вышестоящего.

Нередко сакли делают многоэтажными: оно могли представлять собой целые крепости с многочисленными бойницами.

Shutterstock Изба, Россия

Ну и куда же без славянской избы. Знакомые каждому дома собираются из бревен — это то, что называется срубом. Изначально изба была частично подземной: часть сруба находилась под землей, часть — над.

Срубы можно было разбирать и собирать повторно на другом месте.

Внутри обязательно выкладывается печь. Привычная нам труба на крыше появилась не сразу: сначала дома топились «по-черному», дым из них стали выводить позже.

Loading...Loading...