Работа с природным материалом. Технология изготовления цветов. Работы из семян и мха

Эта тема актуальна

И для взрослых, и детей.

В мир природы окунаясь,

Приходит много разных идей. /Сидорова Н.И./

Актуальность

Работа с природным материалом увлекательна и познавательна.

Композиции получаются яркие, красочные, долговечные и могут украсить интерьер любой квартиры.

Развивается творчество, воображение, прививается любовь к прекрасному.

Цель:

Увлечь детей и взрослых этим видом творчества;

Познакомить с приёмами изготовления цветов из арбузных и дынных семечек, абрикосовых косточек.

Идея:

Применение природных материалов для создания красоты вокруг себя;

Умение передать красоту природы через создание настенных панно;

Подарить людям радость и хорошее настроение.

Природа - замечательная мастерская . В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом: композиции из арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Этим видом увлекаясь

Творчество ты развиваешь.

И когда умелым станешь,

Много нового узнаешь.

Составляя забавный узор,

Расширяешь кругозор.

Работу выполняешь аккуратно,

Чтоб всем было смотреть приятно.

В этом труде есть новизна,

Формируется мышление.

Нужно быть внимательным всегда,

Чтоб получить от него наслаждение.

Сколько радости, восторга

Приносит мне эта работа.

Чтоб работа ладилась всегда,

Нужно быть усидчивым тогда.

Много в природе есть материалов,

Но мне интересен только один.

Семечки арбузные и дынные,

Косточки абрикосовые в придачу к ним.

Вид занятий интересный

И довольно он простой.

Получаются картины,

Словно оживший сад весной. /Сидорова Н.И./

Арбузные, дынные семечки и абрикосовые косточки доступный и дешёвый материал для работы. Но работа с этими природными материалами очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры. Вот уже несколько лет я увлекаюсь этим творчеством. Работаю учителем начальных классов и на уроках технологии, кружковой работе мы составляем разнообразные композиции, начиная с плоской аппликации, простой по изготовлению и кончая объёмными аппликациями. Детям этот вид творчества очень нравится.

Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

Подготовка арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек к работе

Семечки, косточки хорошо промыть несколько раз в воде, разложить на листе бумаги, дать хорошо высохнуть, при этом помешивая их. После того как они хорошо высохнут, ссыпать их в баночки. Они могут храниться долгое время.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Инструменты и материалы

Инструментов очень мало

Требуется для изготовления.

Кисти, ножницы и клей,

А ёщё умения.

1. Ножницы.

2. Кисточки № 1, № 2

4. Гофрированная бумага зелёного цвета.

5. Медная проволока № 1.

6. Листы бумаги в клетку.

7. Клей ПВА.

8. Лак ПФ - 283.

9. Картон зелёного цвета.

10. Арбузные, дынные семечки, горох и абрикосовые косточки.

11. Крашеная манка в зелёный цвет.

Охрана труда

Опасности в работе:

Травма руки ножницами;

Покрытие изделия лаком

Что нужно сделать до начала работы:

Положить инструменты и материалы в отведенное для них место

Что нужно сделать во время работы:

Быть внимательной к работе;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай.

Вперёд колечками подай.

Правила безопасности во время работы

1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

3. Ножницы хранят в специальном футляре.

Подготовка основы для картины

1. На картон наклеиваем мешковину или однотонную ткань, натягивая её, чтобы не было заломов, и даём возможность высохнуть клею. Также можно обтянуть самоклеющимися обоями.

2. С изнаночной стороны наклеиваем кусочек обоев, вырезанных по контуру картона.

3. Сзади картины приклеиваем петельку.

Технология изготовления

Съев дыню и арбуз

Даже малый карапуз,

Может семечки собрать

И картину из них создать.

Этапы изготовления очень просты

И всем они понятны.

Выполнив их, убедишься ты.

Что все они занятны. /Сидорова Н.И./

Технология изготовления цветов

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, арбузные семечки и горох.

Кисточки, гуашь

2. Последовательность выполнения

1. Приготовление цветов и бабочек для орнамента

Плоские цветы

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 7 арбузных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза и нарисовать узоры нужного цвета.

Ромашка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 10 дынных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза.

Бабочка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, кожа (чёрный картон), арбузные, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь.

1) Из 2 дынных семечек составить туловище и приклеить к основе;

из кожи (чёрного картона) вырезать усики и приклеить к горошине (голова);

из арбузных семечек составить крылья и приклеить к туловищу.

2) После раскрасить её гуашью нужного цвета 2 раза; нарисовать глаза, а на крыльях узоры.

Приготовление цветов для панно.

Объёмные цветы.

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см 2 мм и на него равномерно наклеить 7 арбузных семечек.

2) Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить, немного помельче, 7 арбузных семечек. Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

3) Соединить две части так, чтобы лепестки верхнего круга были между лепестками нижнего и в середину приклеить горошину.

4) Готовые цветы раскрасить гуашью 2 раза.

Нарциссы

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки, абрикосовые косточки. Кисточки, гуашь

1) Изготовление венчика

Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить 10 дынных семечек.

Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

2) Изготовление лепестков

Вырезать кружочек диаметром 3 см и вдоль края круга наклеить 6 дынных семечек, а после по кругу 6 абрикосовых косточек.

3) После раскрасить лепестки жёлтой (белой) гуашью, а венчик красной (жёлтой) гуашью.

4) К лепестковому кругу приклеить клеем венчик.

5) Изготовление пестика

Обмотать проволоку длиной 3 см зелёной гофрированной бумагой, согнуть её пополам, намазать клеем и окунуть в крашеную манку, приклеить к середине венчика.

В руки семечки возьму

Арбузные и дынные.

Получатся картиночки

Очень даже дивные.

Клеем семечки намажу

И к кружочку прилеплю.

После красками раскрашу

И на фон я прикреплю.

Получился букет дивный

И красивый, и простой.

Это очень интересный,

Вид занятий такой.

Этапы составления композиции

1. Проанализировать этапы составления композиции.

2. Приготовить основу.

3. Сделать необходимое количество цветков.

4. Обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета.

5. На основе составить и раскрасить орнамент.

6. Составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью.

7. Глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию.

8. Приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек.

9. Покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона.

10. Приклеить готовые цветочки.

11. Готовую композицию покрыть лаком ПФ - 283.

Листики можно вырезать из зелёного картона, но тогда их покрывать тонким слоем лака.

Подготовив для основы

Нужные цветы.

Можно составить композиции

Для своей души.





Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


Введение

В данных рекомендациях представлены материалы по работе с природным материалом, входящем в образовательную программу «Калейдоскоп творчества», разработанную на основе многолетнего опыта педагога. Разработка содержит технологию использования природного материала, описания видов природных материалов, приемов изготовления поделок, что способствует развитию у детей творческого воображения, формированию практических навыков при работе с природным материалом.

Собранные здесь материалы, приемы работы и описание изделий не исчерпывают все возможности этого вида творчества. Кроме того, поделки из природного материала, тем и хороши, что все они неповторимо индивидуальны. В природе нет двух абсолютно одинаковых шишек или камушков. А если прибавить к этому фантазию автора, то в результате каждое изделие становится уникальным.

Созданные изделия, в которых назначение и форма, материал и цвет естественно дополняют друг друга и тем самым вызывают искреннее восхищение, и называются художественными произведениями искусства. Простота изготовления, несложные приемы обработки, сохранения и выявления природной красоты имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность. Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства. Поделки из природных материалов открывают людям красоту и изысканность живой природы.

Украшение предметов обихода или создание поделок из природных материалов, берет свое начало в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неополита, человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия. В этом проявлялось желание людей воплотить свои эстетические потребности и замыслы в доступном материале.

Из глубины веков.

, . . . .

. , . ,

к рестьянским , . , , , .

, . , здоровья и благополучия . . ,

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

происхождения : засушенные листья, и т.д .

Перья птиц,

В декоративной работе композицией . .

Что нужно знать о цвете.

Законы цветоведения.

цвета (нейтральные цвета)

Цвета цвета цвета

Цвета цвета цвета

Где цветы расположены в

Форме венка.

Хотелось бы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили наши предки? Что они знали и умели, что любили? Жаль машины времени пока не существует , а люди те давно умерли и уже ничего нам не расскажут . .. Но из исторического далека доходят до нас старинные вещи . Такие вещи можно увидеть на художественных выставках и в музеях . Некоторые промыслы завоевали всемирную славу, другие занимают более скромное место. А иные предметы просто составляют часть народного быта и произведениями искусства не считаются .

Декоративно- прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство . Просто люди делали необходимые им в быту вещи , создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда . Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад , представления о счастье и красоте, национальный характер.

Народное декоративно-прикладное искусство Руси было по преимуществу к рестьянским , поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир . Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля , вода, главные "персонажи" искусства. Солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки. Мифическое Древо Жизни, символизирующее нескончаемое произрастание плодов земных. Наконец, Мать-Сыра-3емля , образ которой узнают в изображениях женщины с воздетыми к небу руками , словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей .

Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества , от которого якобы полностью зависела его судьба . А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья , здоровья и благополучия . Нередко в народных обрядах он уподоблялся огню купальского костра. Накануне праздника Ивана Купалы (7 июля) отправлялись люди в лес, чтобы собрать там магические букеты. Высокие букеты ставили рядом с купальским костром в горшки, наполненные пеплом. Жарко горел огромный костер, а рядом с ним «пылали» священным огнем собранные в букет травы и цветы. Парни и девушки, а также все желающие прыгали по очереди через очистительное пламя костра. А старики и дети, которым одолеть костер было не под силу, прыгали через букет . Считалось, что он имеет такую же магическую силу, что и огонь праздничного костра. Люди верили , что каждый, кто перепрыгнул через него, не задев, весь год будет здоровым и удачливым. На рассвете цветы из священного букета, а также пепел из горшка разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый ее дом.

Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы изображениями букетов. Жизнь менялась, а вместе с ней менялось искусство. Мифологическое значение символов забывалось. В конце 19 века мастер уже не знал, что означают те или иные образы, но не отказывался от них. Древние символы приобрели декоративный характер , но что-то важное для людей от их первоначального смысла сохранилось до наших дней. И сегодня произведения декоративного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

Природные материалы растительного происхождения : засушенные листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д . ), засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

Засушенные листья - разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты птиц, зверей, насекомых. Желательно сохранять естественную форму листьев, но иногда из них можно вырезать отдельные детали .

Семена растений имеют красивую внешнюю форму, различаются по форме, размерам, цветам. По своему виду они похожи на лепестки цветов.

Древесные грибы - являются очень интересным материалом . Они очень разнообразны. Растут на деревьях. Из древесных грибов, осторожно собранных и высушенных, получается прекрасный материал для изготовления фигурок, цветов, ваз для букета и многого другого .

Корни деревьев имеют причудливые формы, могут служить для имитации деревьев, животных, птиц.

Природные материалы животного происхождения : яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.

Яичная скорлупа - прекрасный материал, легко обрабатывается, можно использовать, как целую скорлупу, так и ее части. Из кусочков скорлупы можно выполнить мозаичную аппликацию.

Перья птиц, используют любого качества, разных размеров и оттенков, (утиные, гусиные, перья попугаев, голубей). Из них получаются прекрасные, птицы, цветы, бабочки.

Природные материалы минерального происхождения : камни, песок, глина, ракушки.

Ракушки- домики моллюсков, улиток. Это удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняется. Встречаются раковины, закрученные в спираль, башневидной формы или формы волчка. Для этого материала лучше выбирать речные или морские мотивы, жизнь подводного мира.

Камни - это материал, который всегда можно найти, его цвет, форма, фактура помогут создать интересные образы. Ведь камень красив от природы.

Глина - широко распространенный и доступный материал. Из нее можно вылепить кувшин для букета или детали украшения композиции.

Песок - удивительно интересный и податливый материал. Его можно использовать для получения рельефной основы изделия.

Заготовка природных материалов.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени . Мастерить изделия можно долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о материалах. В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму и потерять привлекательность. Заготавливать некоторые природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов. Всюду, где бы вы не находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных материалов. Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.

Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.

Запомните, что собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!

Основы декоративной композиции.

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает - сочинять, располагать, составлять. Композиция - это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино . Основные вопросы композиции: какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии .

Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности - ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все "работает" ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно. Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее выкидывайте, оставляйте только то, что необходимо, подчиняйте второстепенное главному.

При работе с природными материалами можно использовать четыре основные вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.

Что нужно знать о цвете.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.

Светлые фигуры на темном фоне кажутся больше, чем равные им темные фигуры на светлом фоне. Холодные тона как бы "удаляются" от зрителя, а теплые приближаются. Также цвет может говорить о настроение человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими светлыми красками. Грусть и тоска - серыми, блеклыми, как пасмурный день. Согласно правилу, все цвета, которые нас окружают, можно разделить на две группы: ахроматические (бесцветные) и хроматические - цвета, которые мы видим в своих красках: красные, синие, зеленые. Они разделяются по цветовым оттенкам и светлоте. К ним относятся все цвета радуги (спектра) - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Желто-красную часть спектра называют теплыми цветами, так как они напоминают цвет солнца, огня. Сине-голубую часть спектра называют холодными по их сходству с цветом воды, льда. Фиолетовый и зеленый цвета в различных случаях могут быть отнесены и к теплым и к холодным цветам.

В целом выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и назначения изделия.

Законы цветоведения.

Хроматические Все цвета и оттенки Ахроматические

цвета (нейтральные цвета)

Основные Хроматиеские Дополнительные

Цвета цвета цвета

Теплые Хроматиеские Холодные

Цвета цвета цвета

Виды декоративной композиции.

Замкнутая композиция, Разомкнутая композиция

Где цветы расположены в

Форме венка.

Симметричная композиция Асимметричная композиция

Заключение

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка. Труд воздействует на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению. Кроме того решается и психологическая задача – у детей возникает состояние психологического комфорта. Изделия «рождаются» из потребности «творить», из желания сделать приятное близким. Предметы украшения, сделанные детьми должны быть красивыми, а любое изделие нужно не только сделать своими руками, но и придумать в своем воображении. В поделки из природного материала дети вкладывают и вкус, и фантазию и умения – это процесс воплощения творческого замысла, предполагающий развитие ребенка. Прелесть этих работ – в их неповторимости. Давно известно о взаимосвязи рук и интелекта. Даже простейшие работы заставляют ребенка думать. Искусная работа еще больше способствует совершенствованию мозга. При работе с природными материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд, возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие – это занятие вдохновения и радости. А данные рекомендации помогут эффективно решать задачи обучения детей при работе с природным материалом. Готовые поделки можно использовать по-разному. Они станут прекрасным украшением современного интерьера, оригинальным подарком, необычной картиной. А работы выполненные воспитанниками объединения «Калейдоскоп творчества» вдохновят вас придумать и создать свои необычные картины.

Список литературы

Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб: Детство-Пресс, 2004г.

Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. - Волгоград, 2009г.

Конышева Н.М. Секреты мастеров ЛИНКА ПРЕСС, 1997

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.

Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология», 1999.-52с.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

Утенко И.С. Утенко Л.М. Флористика - С-Пб: Золотой век, 2003г.

Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999

Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.


Добрый день. Сегодня я, наконец, могу подвести итоги в большой коллекции идей для поделок из природного материала. У нас уже есть широкоформатная статья с поделками из осенних листьев для детей и взрослых . Есть подробная статья в осенней тематике . В этой статье я опубликую самые интересные и нестандартные приемы и техники. Я решила сделать широкую обзорную страницу , которая докажет и покажет, что природный материал для творчества — это не только желуди и каштаны. Вы увидите своими глазами и влюбитесь всей душой в новые свежие идеи работы с природным материалом. Поделки, сделанные своими руками, из веток, из листьев, из сухих цветов, из всего что под ногами. Природа богата на материал, а человек – на красивые идеи. Итак, давайте посмотрим, какие поделки можно сделать из природного материала в этом сезоне.

Пакет идей №1

ЧЕШУЙКИ от шишек.

Шишки состоят из чешуек. Если собрать раскрытые сосновые шишки, то из них удобно дергать клещами, плоскогубцами, или кусать кусачиками ЧЕШУЙКИ. И потом этот шишечный природный материал использовать как мозаичное покрытие на самых разных осенних поделках.

Примечание. Чтобы шишки хорошо раскрылись, растопырились чешуйками, из можно погреть в духовке.

Вот мы видим грибочки. Ножки у них вырезаны из деревянной толстой чурки. Шляпки вылеплены из пластилина и верх шляпок покрывается чешуйками. Получаются симпатичные грибочки-поделки своими руками. Подходящая работа для занятий в школе.

А вот у ЕЛОВЫХ шишек чешуйки более плоские и гладкие. Они похожи на приглаженные перышки птичек. Поэтому и идея поделки приходит в голову на птичью тему. Тело птицы лепим из пластилина, обмазываем клеем ПВА, на клей кладем слой рваных бумажных салфеток, снова клеем, снова салфетками — получается оболочка из папье маше . Эту оболочку сушим до полного одревенения. И на эту твердую сухую поверхность горячим клеем (слой за слоем, ряд за рядом) укладываем еловую «черепицу» перышек-чешуек.

А еще чешуйки еловой шишки похожи на чешуйчатую броню древних ящеров. Поэтому вот вам еще идея. Ведь это отличный вызов вашему художественному потенциалу. Тут не просто птичка – тут целый зверь, который смотрится как живой. Отличная поделка для мальчиков из природного материала.

Тут действуем точно так, как и с птичкой – основу лепим из пластилина, запаковываем ее в несколько слоев из папье маше (чередуя клей пва и бумажные салфетки). И потом, после высыхания этой массы в твердую корку, можно обклеивать фигуру динозавра еловыми чешуйками.

После ощипывания шишки остается шишечное ДОНЫШКО. Оно похоже на цветок с лепестками. Из таких шишечных цветов можно сделать новую осеннюю поделку своими руками – например ВЕНОК. Основу для венка из пенопласта обклеиваем колотой шишкой — просто на горячий клей из пистолета.

Можно такие шишки-цветы покрыть яркой гуашью. Чтобы цвет гуаши стал сочнее и засиял, надо сверху это изделие после высыхания гуашью рекомендую сбрызнуть простым лаком для волос. Цвет закрепится и не будет пачкать руки.

Можно самим делать красивые цветы, подбирая самые акуратные и ровные чешуйки разного размера, и укладывая их радиально от центра. Серединку цветка можно украсить бусинами или стразами. Из такого природного материала можно даже сделать своими руками броши в осенней стилистике – и носить их с пальто, или прикалывать к шали.

Цветы из шишек можно не только собирать в поделки-венки, но и просто выкладывать их на панно. Посадить на клей на кусок фанеры. Получится отличная поделка из природного материала на конкурс в школу или детский сад.

Из цельных шишек можно тоже сделать отличные поделки. К шишкам мы добавляем не только природный материал, но и другие материалы (цветной фетр, картон, веревочки, пластик и прочее).

Пакет идей №2

Поделки из природного материала

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.

Из ореховых скорлупок мы все в детстве делали кораблики, или шляпки на пластилиновых грибах. Но можно пойти дальше в своем творчестве из грецких орехов. Дети с удовольствием будут создавать мышек, или птичек, а взрослые умелые руки и теплое душевное сердце может создать из ореховой скорлупы целый мир… Сейчас вы это увидите.

В этой статье хочу познакомить вас с очень хорошим человеком. Ее зовут Марина. Мастер с внимательной душой.

Вот так выглядит страничка аккаунта этого мастера на сайта Ярмарка Мастеров.

Мне очень нравятся работы мастера Марины из сайта Ярмарка Мастеров. Своими руками она создала удивительный, по свой душевности и теплоте, мир добрых старушек. Грецкие орехи в том месте где соединяются створки удивительно похожи на морщинистую улыбающуюся старушку. Остается добавить глаза, нос-косточку и душевно укутать все ситцевым платочком. И вот уже хитрая старушка весело поглядывает на вас.

Делаем тело из шишки, сплетаем руки из грубой бумажного упаковочного шпагата. Из войлока сваливаем теплые валенки. Каждую старушку можно сделать со своим характером. Разудалую с широкой улыбкой. Или молчаливую задумчивую, себе на уме.

Старушки могут быть и летние и зимние.

Можно создавать целые миры из природного материала, в которых живут и трудятся добрые старушки. Они сами будут содержать свой мир в чистоте.

А после работы они будут собираться за чашечкой трявяного чая, чтобы рассказывать байки, подшучивать друг над другом и петь песни своей молодости.

Мастер Марина продает свои поделки. Вы можете заказать ее работы на персональной страничке мастера — https://www.livemaster.ru/woods . Марина может сделать вам на заказ поделку для ваших родных и близких.

Ведь как приятно получить в подарок Мир добрых старушек, который всегда будет пахнуть для вас деревенским ДЕТСТВОМ – бабушкиными блинчиками, поленницей дров у сарая, цыплятами бегающими по двору, нагретым деревом старой лавочки у забора.

Мастеру Марине, я хочу подарить идею. В одной я рассказывала еще об одном чешском Мастере, который создал мир ЖЕЛУДЕВЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ – Дубанчиков и написал книгу с историями о них, которую проиллюстрировал душевными сценками, сделанными из природного материала. Книга издается в Чехии, и только на чешском языке. Я думаю, что очень многим детям понравится наша русская книга с добрыми историями про русских деревенских бабушек, проиллюстрированная работами Марины.

Ведь это настоящее чудо, сделать своими руками из природного материала новый мир – добрый, сказочный, НАСТОЯЩИЙ. В нем будут появляться все новые и новые домики, уютные лавочки, качели, тележки, повозки.

Пакет идей №3

Поделки из природного материала

ФЕЙНЫЕ ДОМИКИ.

Если вы любите волшебные сказки с феями и магами, то вам придется по душе мир фей из природного материала. Вы можете своими руками создавать уютные домики для фей, разбивать для них целые жилищные комплексы, с прудиками, парками, садами, качелями.

На школьный конкурс поделок из природного материала вы можете принести рукотворное чудо. Домик где живет гномик. Детали можно крепить на пластилин, скобы (из скобозабивателя), на клей из горячего пистолета.

Кусочки мха, шляпки от желудей, чешуйки вырванные из шишки плоскогубцами, лишайники и сухие твердые висячие грибы, снятые с деревьев в лесу. И даже кусочки растений вырванных из комнатных цветочных горшков – любой природный материал пойдет на строительство такой сложной но интересной поделки. Домик вырастет и облагородится природным дизайном на ваших глазах.

Вы можете взять за основу толстую деревянную корягу , найденную в лесу. Отпилить от нее удобный кусок. В строительном магазине купить тонирующую морилку для дерева – и замазать дерево в благородный темный цвет. Из толстого картона вырезать окошки , покрыть их той же морилкой. Из палочек от мороженого сколотить настоящую дверь, оформить крылечко. Коническую крышу вылепить из пластилина. Наломать клещами или плоскогубцами сосновую крупную шишку на чешуйки и выложить из них черепицу на крышу природного домика.

Некоторые элементы можно вылепить из соленого теста (стакан мелкой соли, стакан муки + вода (добавлять по ложке воду, и перетирать с соленой мукой руками, пока не образуется единый комок, похожий на пластилин). Раскатать тесто – нарезать ножом на кирпичики. Высушить – и получите много строительного материала для крылечка, дорожки, заборчики и др. Тесто тоже можно покрасить гуашью или морилкой.

А вот домик ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ. Сейчас расскажу как зделать его своими руками из вещей, которые нас окружают.

  1. Взять прочный картонный пакет от молока или сока. Прорезать в нем окошки – это будет будущий фасад домика.
  2. Купить небольшой мешочек гипсовой штукатурки (или шпатлевки) развести водой и обмазать фасад домика этой смесью.
  3. Высушить и покрыть белилами или белой гуашью (зубной пастой на крайняк).
    Крышу сделать из картона, тоже нанести на нее клей и уложить черепицу из кусочков коры или шишки. или щепочек.

Пакет идей №4

Аппликации

Ну и конечно самые распространенные поделки из природного материала, это аппликации с использованием сухого гербария – трав, листьев, цветов. Все мы делали из листочков птенчиков или рыбок в аквариуме. В специальной статье , я даю много вариантов.

А в этой статье я хочу показать красивую мозаичную технику выкладывания сухого природного материала в виде СИЛУЭТНОЙ КАРТИНЫ.

Очень много готовых шаблонов-силуэтов вы можете найти в интернете. Если в строке поиска наберете фразу «силуэт зайца картинка» или другого зверя.

Самое главное в такой поделке это добиться узнаваемости – четкости силуэта. Поэтому нужно выбирать силуэт без мелких деталей –выступов. А если выбрали с детальными выступами, постарайтесь чтобы мелкая рельефная деталь была выполнена ОДНИМ ЦЕЛЬНЫМ лепестком (как уши зайчика или его выступы лапок на фото выше).

Если при выкладке мозаики край растения выступает за границу силуэта, его нужно обрезать аккуратно ножницами (как это сделано на фото выше с кошкой – у нее вырезаны треугольники ушей).

Пакет природных идей №5

Поделки из веток.

Из веток разных форм и изгибов можно своими руками выложить красивые поделки. Ветки можно просто разложить на белом бумажном фоне повторяя очертания птицы или животного. Заранее можно на бумаге нарисовать силуэт птицы слабыми карандашными линиями. И потом подобрать веточки, которые ложились бы на этот нарисованный силуэт птицы, повторяя изгибы рисунка.

Поделку из природного материала можно закрепить клеем из горячего клеевого пистолета. Или сделать фото-поделку. То есть разложить веточки и сфотографировать поделку, тем самым увековечив ваше изделие из природного материала в виде фотографии.

Можно закрепить поделку на ключевых узлах сплетения веток и потом в этих узлах прикрепить ее к основанию (вертикальной стене или горизонтальной полочки-подставки), как это сделано на фото ниже.

В дополнение к ветвям вы можете использовать в ваших поделках щеповой природный материал, куски коры, сколы и спилы с бревен, чурки, толстые сучья. Так реализованы поделки-совы с фото ниже. Просто и интересно сделано своими руками – можно смело нести на выставку осенних поделок в школу или детский сад.

Одну и ту же идею можно воплотить в разных ракурсах и разным материалом. Вот на пример на фото поделки-лошади из природного материала используются и ветки и кора, и коряги.

Можно выкладывать целые мозаики полностью заполняя силуэтное изображение природным материалом. Направление ветвей должно повторять направление деталей рисунка . Разложить ветви в те же стороны, что и меховой ворс животного, или ветвями повторить мышечный рельеф зверя.

Возможно данный вид поделок из природного материала так увлечет вас, что превратится в солидное хобби с перспективами монетизации в доходный бизнес. Почему бы не делать на продажу красивые скульптуры из дерева для дачи или усадьбы.

А если вы хотите использовать ветви для создания поделок из природного материала на занятиях в школе, то вот вам простые идеи того, как это можно реализовать на уроках труда у мальчиков. Всех учат выпиливать лобзиками фигурки из фанеры . В дополнение к фигуркам животных можно из реек сколотить рамы и делать красивые пейзажный картины осеннего леса с мшистыми ветвями, поросшими лишайником.

Аналогичные идеи можно реализовать на уроках труда у девочек – без фанеры и лобзика — выполнив раму из скрученного в квадратную трубочку картона (4 штуки сложить в раму-каркас, в дырочки вставить ветви), и силуэты животных вырезать из плотного упаковочного гофрокартона от старых коробок и выкрасить в гуашь, по желанию.

Пакет природных поделок №6

Семена клена и ясеня.

Сухие лопастные семена деревьев очень интересно можно обыграть в самых разных поделках своими руками.

Вы можете сделать поделку-мозаику из этого природного материала в виде птицы (потому что семена клена похожи на перышки). Можете на стекле выложить узор в виде бабочки, и благодаря прозрачности фона, будет казаться, что она зависла в воздухе, как это сделано на фото ниже. Семена клена хорошо красятся акварелью, поэтому ваша поделка-бабочка может быть всех цветов радуги.

В школе или детском саду из этого же природного материала вы можете делать совсем простые детские поделки с основой на плотном картоне. Семена клена могут быть прической на нарисованной голове человека, могут стать пышным хвостом белки, перьями на крыльях совы или иголками на картонном ежике (как на фото ниже).

А еще семена клена похожи на крылья стрекоз. Поэтому вы можете делать простые детские поделки в виде жесткокрылых насекомых. Например на поволоку нанизать бусины (это будет тело) и на клей или пластилин приклеить к телу семена. Крылья можно покрасить лаком для ногтей и посыпать блестками-глиттером. Выпуклые глаза стрекозе можно отлить из застывших капель того же лака для ногтей. Получится красивая быстрая и простая поделка из природного материала для детей.

А еще этот же кленовый природный материал может стать основой забавних ГРАФИЧЕСКИХ ПОДЕЛОК-РИСОВАЛОК обычным черным маркером. Подрисовываем к носикам-курносикам недостающие детали и превращаем разложенные на листе бумаги семена в интересную графику. Это уже поделки на тренировку вашей фантазии – отличная идея для кружка по теме «Учусь творчески мыслить».

Подробнее об этом ГРАФИЧЕСКОМ приеме использования природного материала я рассказала в статье

Пакет идей №7

Поделки из природного материала

КАМНИ.

Простой бутовый камень, оставшийся от дачного строительства, или гладкие речные, морские камни могут стать материалом для вашей природной поделки своими руками. Камень может сам своей формой подсказать на кого он похож. И вам останется только взять фломастеры или гуашь, чтобы этот образ воплотить в жизнь.

Если вы чувствуете в себе художника – вы можете сделать сложные много-штриховые рисунки – как это сделано в случае с поделкой совой из камня. Или гладкие толстые камешки могут быть похожи на неуклюжих пухлых медвежат-панд – и такая поделка из природного материала будет посильна детям. Сначала покрываем все камни белым цветом, сушим, а потом уже черным маркером рисуем на нем черные детали медвежонка.

Обычные фломастеры очень хорошо рисуют на камнях. После завершения общих разукрашечных работ, деталям рисунка нужно придать контуры (четкие границы) черным фломастером.

Вы можете сами нарисовать на камне силуэт улитки или овечки. А детям дать задание уже просто расскрасить готовые силуэты, дополнить их узором из полосок и точек или завитков.

Из сухой травы и проволоки или другого природного материала вы можете свить гнездышко. И в эту поделку уложить птенчиков, сделанных из камней своими руками. Старшие дети могут разукрасить сложную картинку с птенцом и раскрытым клювом. Младшим детям подойдет задача проще в виде цыплят в скорлупках.

На куске фанеры или круглом спиле от бревна вы можете выложить целую картинку из разукрашенных красками камней и другого природного материала. Такая поделка подойдет для работы на осенний конкурс в школу или детский сад.

Девчонкам постарше понравятся изысканные картинки из жизни модной девочки – флоамастер, краски, камни и стразы.

Вы можете в технике мозаики выкладывать из камней самых разных персонажей. Крепить камни на клей из горячего клеевого пистолета. Камни в мозаике могут быть крашеные гуашью, или иметь свой природный натуральный цвет.

Это могут быть пейзажные картины из природного материала (морских камушков, обточенных водой стеклышек, ракушек и др.).

Пакет идей №8

Поделки из природного материала

ПОРТРЕТЫ.

Очень интересная тема для поделок из природного материала это портреты . Лицо на картине всегда притягивает взгляд. На такую поделку хочется долго смотреть, она имеет душу, человеческие глаза, в которые хочется смотреть, прочитывать их мысли. Портрет – это поделка, которая смотрит на тебя.

Вы можете посадать все детали портрета из природного материала на клей . Или просто сложить портрет как мозаику на листе картона, сфотографировать и смахнуть все детали шедевра рукой со стола. И на стене в вашей комнате будет фотография исчезнувшего, но вечноживущего портрета.

В качестве поделочного природного материала вы можете использовать камни, сухие листья, шишки, семена, кору. Для прорисовки тонких линий ветки разных деревьев, соломинки, травинки.

Если вы работаете с детьми, то вы можете дать им задачу проще. Распечатать уже готовое лицо на принтере. И из природного материала в эту поделку внести дополнения

Удачных вам работ.

Ольга Клишевская, специально для сайта

Работа с природным материалом

Работа с природным материалом помогает ввести детей в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков

Работая с природным материалом, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по работе, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы. В творческой деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Творческая деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка и темперамент. Занимаясь работой с природным материалом, дети совместно с учителем учатся создавать различные композиции, поделки. Дети учатся аккуратности, усидчивости, правилам работы с клеем, поделочным материалом, специальной литературой.

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат.

Природный материал – является исконно – русским поделочным материалом. Еще со времен Древней Руси он использовался для изготовления домашней утвари(лукошек, туесков, посуды), игрушек (соломенные бычки, деревянные лошадки), одежды(кокошники, лапти), художественных поделок (берестяных икон, шкатулок), как основа для письма(берестяная грамота). Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Преодоление затруднений, достижение желаемых результатов вызывает положительные эмоции; укрепляет веру в себя; усиливает стремление к познавательной деятельности; к активности, самостоятельности; к приобретению новых знаний; формирует трудовые навыки. Изготовление поделок требует помощи со стороны учителя, в процессе систематического труда, рука приобретает большую уверенность, точность, а пальцы становятся более гибкими. Все это важно для развития мелкой моторики, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек, поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку, игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей.

Статья "Значение работы с природным материалом в развитии компенсаторных возможностей слабовидящих детей". (Из опыта работы)...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Разработка была удостоина звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленнос...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...


Loading...Loading...