Как строили китайскую стену история. Великая Китайская стена: интересные факты и история возведения

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Великая Китайская стена — одно из самых посещаемых туристами мест. Масштабы её поражают. Как о всяком «новом чуде света» , о ней ходит много заблуждений и домыслов. Разберем их по порядку.

Путаница начинается с самого понятия «Великая Китайская стена». В современном Китае это все защитные сооружения, построенные разными китайскими династиями для защиты от северных кочевников.

Проблема в том, что династий было много и разных, стены строили в разное время, в разных местах и из разного материала. Одни сооружались далеко на севере или в песках пустыни Гоби, другие в горах в нескольких километрах от Пекина. В большинстве своём это были простые земляные валы с отдельными крепостями и каменными стенами в стратегически важных местах. В принципе такие стены не сильно отличались от Змеивых валов на юге России или лимеса на рубежах Римской империи, к тому же большая часть была построена примерно в то же время.

2 Одна длинная стена?

Самое распространённое заблуждение о Стене, что она представляет собой непрерывную линию. На самом деле Китайская Стена состоит из множества отдельных отрезков, построенных от монгольских набегов в местах наибольшей опасности. В некоторых местах «стена» состояла только из смотровых башен или отдельных крепостей.

Только столица Пекин была защищена практически непрерывно, а в некоторых местах и двойной линией защиты. Самые зрелищные части Стены на горных хребтах, возлюбленные сегодняшними туристами, строили для обороны против вылазок маленьких групп монгольских разбойников, которые периодически подбирались к столице, грабили и брали заложников.

3 Когда построили Стену?

Защитные стены впервые упоминаются в Период Сражающихся Царств (476–221 гг. до н. э.). Стены строили для защиты не только от набегов кочевников, но и от вражеских соседских государств, которые не зря назывались сражающимися. В III веке до н. э. первый император всего Китая Цинь Шихуанди приказал построить стену для защиты завоёванных территорий. Дело первого императора продлила следующая и значительно более долголетняя династия Хань (206 до н. э. – 220 н. э.). В то время была построена застава «Нефритовые ворота», считающаяся самой западной точкой Стены. После Хань строительство стен было значительно менее масштабным, их строили только относительно слабые и короткие династии, чтобы защитить себя от северных кочевников. Интересно, что несколько этих династий были созданы северными кочевниками, тюркскими или монгольскими народами. Вместе со своими предшественниками большинство этих стен кануло в Лету, их следы с трудом находят местные учёные и археологи-любители.

Строение стены возобновилось во время династии Мин (1368–1644). В XIV веке Мин покончили с «татаро-монгольским игом» и начали ограждать себя особенно крепкими и высокими стенами, которые остались и сегодня. Именно строители Мин построили ту стену из обожжённого кирпича со смотровыми башнями, зубцами и амбразурой, которая слывёт «классической» Китайской стеной. Причём самая активная часть строения пришлась на вторую половину XVI века.

В 1644 г. армия маньчжуров завоевала Китай и «пограничная стена» династии Мин оказалась в глубоком тылу. Новые властители Китая не стали сносить стену, но и не строили новых. О развалинах стены предшественников иногда вспоминалось, как о символе прежней эпохи и собственного величия, но по большому счёту о них забыли, они обветривались и зарастали.

4 Какая длина Стены?

Официальное китайское название «длинная стена в 10 000 миль» не стоит принимать дословно. В древнем Китае 10 000 считалось условным числом для выражения бесконечности или невероятно большого расстояния. Подлинная длина стены колеблется в зависимости от того, какие отрезки считать Китайской стеной, а какие нет. Согласно новейшим китайским подсчётам длина Стены построенной династией Мин — 8 850 км. Если учитывать стены, построенные в более ранние эпохи, можно досчитать до двадцати с лишним тысяч километров.

5 Сколько человек погибло при постройке Стены?

Одна из самых известных легенд о стене - легенда о леди Мэн, благородной девушке, потерявшей мужа на стройке стены первого императора. Она так горько плакала, что стена обрушилась и девушка увидела ужасную картину: в стене покоились тысячи тел погибших работников.

Сказка о леди Мэн обрела популярность в XII веке н. э. и была одной из многих легенд о жестокости Цинь Шихуанди, эталонного злодея китайских историков и чиновников-литератов. Достоверных же источников о строительстве первых стен не существует.

Условия работы, несомненно, были очень суровыми, но страшные подробности о многих тысячах жертв, скорее всего, преувеличены. В XVI веке стены династии Мин строили солдаты и гражданские ремесленники. Сегодня можно найти кирпичи с названиями кирпичных мануфактур, которые их обжигали.

6 Что символизирует Китайская стена?

Для европейцев, посещавших Китай, символика стены напрашивалась сама собой – огромная стена как защита от внешнего мира или даже символ ксенофобии и неумения договариваться с иностранцами, тем более именно так вели себя китайские чиновники и члены двора, с которыми имели дело первые европейские путешественники.

По сегодняшний день выходят работы западных журналистов и видных академиков с «Китайской стеной» в заголовке или на обложке.

Именно интерес иностранцев приблизил и самих китайцев к «самому длинному сооружению на свете». До конца XIX века стена (или стены) скорее ассоциировалось с кошмарными легендами о Цинь Шихуанди или давно забытыми стычками с монголами. Только после усиленного внимания со стороны иностранцев началась переоценка пограничных сооружений. В отличие от европейцев, китайцы увидели в стене символ чрезвычайных достижений путём прилежности и упорства. Один из самих известных примеров — стихотворение Мао Цзэдуна «Люпаньшань» о Великом Походе китайских коммунистов:

Там, за бледными облаками,

Гусь на юг улетает с криком.

Двадцать тысяч ли пройдено нами,

Но лишь тех назовут смельчаками,

Кто дойдёт до Стены Великой!

Сегодня последние две строчки воспринимают дословно и штампуют на дешёвых сувенирах.

7 Была ли стена хорошей защитой?

Однозначного ответа, естественно, нет. С одной стороны, на строительство стены было потрачено много времени и сил. Даже на отвесных утёсах стоят смотровые башни, а императоры Мин наказывали нескольких исполнителей за некачественную работу и «осваивание бюджета».

К тому же, в конечном счёте, китайские генералы открыли стену для маньчжурских войск, и они в 1644 году завоевали весь Китай. С другой стороны, китайская стена никогда не являлась абсолютным затвором от внешнего мира, и её строители это понимали. В первой половине правления Мин монгольские войска несколько раз окружали Пекин и даже брали в плен императора, что удалось прекратить после огромных инвестиций в новую стену. Известны случаи, когда удавалось отбить многотысячные армии кочевников от китайской столицы, например, на участке Бадалин в 1561 году. На труднопроходимых участках Стена скорее служила как форпост против монгольских рейдов на китайскую территорию. Так, на многих частях стены амбразуры направлены не только на север, но и на юг. Таким образом, солдаты могли оборонятся или нападать и на отступающих монголов.

Иными словами, если понимать стену, как локальное оборонительное сооружение, то со своими функциями она вполне справлялась.

Если попросить человека в любой точке мира назвать первое, что ассоциируется с Китаем, высока вероятность, что это будет Китайская стена. Неудивительно - это действительно огромное, величественное сооружение, заслуживающее того, чтобы о нем упомянули. Многим читателям наверняка хотелось бы узнать, какова длина Китайской стены в км, когда она была построена, кем, с какой целью. Постараемся ответить на эти вопросы коротко, но содержательно.

Где она расположена?

Казалось бы, ответ очевиден - Великая Китайская стена должна быть расположена в Китае. Однако он верен лишь отчасти. Конечно, большая ее часть действительно находится в Поднебесной. Но не вся! Несколько сотен километров стены - на юге Монголии, а какой-то отрезок - на северо-востоке этой же страны. Многих, наверное, удивит тот факт, что небольшой кусок этого же отрезка проходит по самой южной границе Читинской области. Некоторые наиболее древние участки можно обнаружить на территории Северной Кореи.

Сама же стена имеет очень сложное устройство - отдельные куски построены за десятки и даже сотни километров от других. Из-за этого стена расположена не только в северной части Китая, но и в центральной, и даже восточной.

Какова ее длина

Не только рядовые читатели, но и многие эксперты хотели бы узнать, какова длина Великой Китайской стены. Увы, данные об этом очень сильно разнятся. Судя по летописям, длина была одна, одни современные комиссии предъявляют совершенно иные данные, а другие группы специалистов - третьи.

Итак, какова длина Китайской стены в км?

Сами китайцы называют ее "Стеной длиной в 10 000 ли". Если учесть, что "ли" - древняя китайская мера длины, равная примерно 570 метрам, то можно подсчитать длину - получится 5 700 000 метров, или 5700 километров. Весьма впечатляющая цифра. Однако в древности зачастую возникали проблемы при подсчете. Поэтому лучше обратимся к современным изысканиям, благо проводятся они регулярно.

В 2012 году была собрана специальная комиссия, которая должна была точно установить, какова длина Великой Китайской стены в км. Они насчитали 21 196 километров - просто уму непостижимо. Ведь длина планеты Земля по экватору - чуть больше 40 тысяч километров. Получается, стена смогла бы опоясать Землю больше чем наполовину? Весьма сомнительно. Более вероятно, что китайские ученые, желая произвести впечатление на весь мир, привлечь еще больше туристов, просто "слегка" завысили длину своей главной гордости. Были учтены все участки - как существующие доныне, так и разрушенные много веков назад. Они даже включили в подсчеты параметры сооружений, возведенных в Монголии во времена династии Цин, хотя они никогда не являлись частью Великой Китайской стены.

Официальная же длина - 8852 километра. Тоже весьма впечатляет! Особенно если учесть остальные ее размеры. Толщина на разных участках колеблется от 5 до 8 метров, а высота составляет примерно 6-7 метров. Впрочем, встречаются и места, где она возвышается на целых 10 метров.

Даже при использовании современной техники и материалов создать такую махину было бы очень непросто. А ведь здесь строительство велось с использованием ручного труда, природных материалов и самых примитивных орудий труда. Так что в трудолюбии китайцам точно не откажешь.

Почему так сложно подсчитать ее длину?

После прочтения у читателя может возникнуть вопрос: почему же возникают такие проблемы и расхождения при попытке определить, какова длина Великой Китайской стены в км?

Ответ прост. Дело в том, что строилась она не один и не два года, а почти два тысячелетия. В результате, когда одни участки были только достроены, другие уже разрушились - под влиянием дождей, наводнений, а также деятельности людей.

Когда находят два отрезка стены длиной по несколько десятков километров, между которыми нет никаких построек, возникает множество догадок, почему же это произошло. Может быть, китайские инженеры не захотели строить здесь ничего? Или не успели? А может, стена здесь была, но просто разрушилась со временем? Поэтому одни специалисты, пытаясь понять, какова длина Китайской стены, подсчитывают только существующие на сегодняшний день участки. Другие же, стремясь получить более впечатляющие цифры, принимают во внимание и разрушенные, а также гипотетически существовавшие. Конечно, расхождения получаются более чем серьезными.

Так что, если говорить о параметрах такой постройки, как Великая Китайская стена, длину в километрах ее однозначно назвать не представляется возможным.

Зачем ее строили

Говоря о глобальности стройки, нельзя не задаться вопросом о том, для чего она вообще была построена. Самый очевидный и популярный ответ - для защиты китайских земель от противника с севера. Но он не выдерживает никакой критики - к этому вернемся позже.

Существует версия, что она должна была помешать противнику, захватившему в Китае рабов и богатства, беспрепятственно уйти обратно на север. Но и эта версия не слишком правдоподобна.

Зато проверен практикой иной вариант - она использовалась в качестве дороги. Достаточно широкая, чтобы там могли свободно разминуться две телеги, она не боялась дождей и распутицы. На стене даже в осеннюю слякоть было сухо. Купцы и простые крестьяне, везущие товар на рынки, могли быстро перемещаться из одной провинции в другую.

Также стена могла использоваться в качестве таможенного поста. Ведь в башнях все время дежурили военные, которые проверяли, уплачены ли все пошлины купцами. Один только Великий Шелковый путь пересекается стеною три раза.

Некоторые эксперты отстаивают совершенно иную версию. Когда стену начинали строить, Китай представлял собой кучу раздробленных, враждующих государств и народов. Нужна была единая великая цель, которая бы заставила вчерашних врагов работать сообща, помогая друг другу. Именно такой целью и стало возведение Великой Китайской стены.

Бесполезность с военной точки зрения

Теперь подумаем, почему же она не могла использоваться как военный объект? Все просто - именно из-за своей протяженности. В те времена армия Китая была совсем небольшой, и защищала она не столько границы от набегов недругов, сколько императора и его приближенных, а также других феодалов от простых крестьян.

Если раздробить всю имевшуюся армию, посадив по небольшому отряду в каждую башню, то они не смогли бы оказать сопротивления - даже небольшая армия неприятеля, выбрав удачное направление для удара, без труда захватила бы участок крепости, перебив охранников. А если собрать маленькие отряды в большие армии, то они оказались бы на большом расстоянии друг от друга - контролировать всю протяженность стены не получилось бы.

К тому же, как упоминалось выше, стена представляет собой не прямую, непрерывную постройку, а цепочку отдельных участков, между которыми зачастую зияют провалы в десятки и сотни километров. Что же мешало врагам не ломиться через стену, а спокойно обойти ее, выбрав маршрут через такую дыру?

Так что тот факт, что она не смогла бы при всем желании исполнять военную функцию, вполне очевиден.

Сколько лет ушло на возведение

Что ж, вопрос о том, какова длина Китайской стены, на сколько километров она протянулась, более-менее раскрыт. А сколько лет ее строили? К счастью, сохранилось немало письменных источников, позволяющих довольно точно ответить и на этот вопрос.

Начато было строительство в третьем веке до нашей эры. Тогда Китая как такового не существовало - только многочисленные разрозненные и постоянно воюющие между собой царства. Если верить летописям, то почти сразу на строительство было брошено 20% населения - около миллиона человек.

Закончилось же строительство в 1644 году, когда объединенным Китаем уже правила могущественная династия Мин.

Конечно, строительство велось не постоянно. Иногда про него забывали на десятилетия и даже века, чтобы со временем снова вернуться к возведению этого удивительного объекта.

Людские потери при строительстве

Сказать, сколько людей погибло при строительстве, еще сложнее, чем однозначно ответить, какова длина Китайской стены. Дело в том, что люди калечились и гибли постоянно: плохое питание, примитивные механизмы, нечеловеческие условия труда - все это сказывалось на продолжительности жизни. Но никому и в голову не приходило записывать или как-то иначе отмечать смерти людей на производстве. Просто время от времени сюда пригоняли все новых и новых рабочих.

Существует легенда, что на каждый построенный километр стены приходился один несчастный случай со смертельным исходом. Но не исключено, что на самом деле жертв было гораздо больше, чем 9 тысяч.

С покойниками обходились довольно просто - их замуровывали в основание стен, чтобы не копать для них могилы. Так что Китайская стена - это не просто внушительная постройка, но еще и весьма необычное кладбище.

Легенды, связанные с нею

Кстати, именно с людьми, похороненными в стене, связана одна из легенд. Она гласит, что один мужчина - простой фермер, которого насильно заставили строить стену - умер и был вмурован в основание постройки. Его жена - Мэн Цзян Ну - была разбита горем и страшно плакала. Настолько страшно, что часть стены, где был похоронен муж, просто рассыпалась, оголяя останки и позволяя похоронить их согласно обычаям. Ходят слухи, что в честь этого на стене был даже установлен памятник.

Еще одна интересная легенда связана с драконом - ну какой же Китай без него? Якобы местоположение Великой Китайской стены выбрано не случайно. Мудрый дракон прополз по земле, показывая место, где нужно воздвигнуть ее. Что ж, легенда действительно красивая и вполне в восточном стиле.

Вандализм и мошенничество

В разное время Великая стена часто использовалась в качестве… источника строительных материалов. Приземленные крестьяне, не слишком задумываясь о ценности постройки, спокойно разбирали ее на кирпичи для своих нужд. Причем началось это многие века назад и продолжается и сейчас. Только в середине ХХ века власти спохватились и назначили штраф за такое вредительство - 5000 юаней (около 48 тысяч рублей). Правда, в отдаленных провинциях это людей слабо останавливает - многие даже не знают о таком запрете и наказании.

Во многих местах можно даже приобрести такой кирпич - стоит он совсем недорого, около 50 юаней (меньше 500 рублей). Однако при вывозе из страны вполне могут возникнуть серьезные проблемы. Да и что мешает мошенникам подсунуть под видом древнего артефакта обычный кирпич, сделанный несколько дней назад? Поэтому от таких покупок лучше воздержаться.

В качестве основного связующего вещества использовался не бетон, как это сделали бы сейчас, а гашеная известь, смешанная с рисовой кашей.

В среднем за один год Великую Китайскую стену посещает 40 миллионов туристов - как с Поднебесной, так и со всего мира.

Хотя существует мнение, что это единственная постройка, которую видно из космоса невооруженным глазом, это не так - хотя стена и достаточно длинная, но малая ширина делает это невозможным.

В 1987 году она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь величайшей достопримечательностью Китая.

Заключение

На этом можно закончить статью. Теперь вы знаете если не все, то многое о такой удивительной постройке, как Великая Китайская стена: длина в километрах, ширина, назначение, годы строительства и многое другое. Наверняка это позволит вам существенно расширить кругозор.

Великая Китайская стена - по сей день это архитектурное сооружение поражает своим могущественным величием и заслуженно занимает место самого масштабного и древнего памятника архитектуры на всей планете. Сооружение тянется по территории Китая на протяжении 8851,8 км. Один из промежутков сооружения проходит очень близко к Пекину. Скорее всего каждый из нас слышал об этом чуде архитектурной мысли, но не каждый знает, какую историю прошла стена в ходе своего возведения. Строительство Великой Китайской стены способно потрясти любого историка своими масштабами. Сегодня наш сайт о путешествиях предлагает вам погрузиться в историю строительства Стены, а так же узнать новые интересные факты, которые во многом повлияли на ход работ и сегодняшний вид сооружения.

Скорее всего, вы не сможете себе правильно даже представить, сколько было затрачено времени и ресурсов на создание такого огромного архитектурного объекта. А сколько людей пострадало и погибло при строительстве Стены - это просто огромные цифры. Нигде в мире больше нет сооружения, которое по своей протяженности сможет состязаться с Великой Китайской стеной.

История строительства

Изучение Великой Китайской стены не будет полным, если мы с вами не углубимся в историю создания этого могущественного сооружения. Начали строить Стену в далекие года 3 века до нашей эры. В те неспокойные времена страной управлял император Цинь Ши-хуанди, который являлся потомком династии Цинь. Периодом его правления были годы Воюющих царств (475 - 221 гг. до нашей эры).

Для государства этот период истории был очень опасным, так как кочевой народ хунну регулярно осуществлял свои набеги. Конечно, их участники были не единственными, кто не против поживиться легкой наживой. Тогда и было решено построить огромный забор который огородил бы государство и надежно его защитил. Строить стену было призвано более пятой части населения всего Китая. В те годы это было порядка одного миллиона человек.

Большая Стена имела одной из своих основных задач защитить поданных "Поднебесной" от того, что они будут вовлечены в кочевой образ жизни. Так же это могло гарантировать отсутствие ассимиляции с варварами. На тот момент Китай лишь только начал свое становление в одно государство из множества маленьких завоеванных им. Было критически важно обозначить и защитить свои территории и владения. Стена должна была стать тем подспорьем, которое поможет объединить и удержать империю как одно целое. Границы стены на карте можно обозначит следующей схемой:

Год 206 до нашей эры. К власти приходит династия Хань, и именно в этот период Стена покоряет новые цифры по протяженности. К западу её увеличивают до Дуньхуана. На сооружении для защиты торговых караванов от нападений кочевников возводят большое количество сторожевых вооруженных башен. Конечно, до настоящего времени сохранились не все участки великой стены, но большинство тех участков, что все же нам сегодня предстают принадлежали династии Мин, которая правила в период с 1368 по 1644 года. Именно в этот период сооружение становится наиболее прочным, так как уже строят из кирпичей и бетонных блоков. В этот период стена пролегает уже с востока на запад от территории Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря вплоть до земель Юймэньгуань, которые расположены на границе с провинцией Ганьсу.

В 1644 году к власти приходит династия Цин из Манчжурии. Представители этой династии были противоречивого мнения о необходимости существования этого сооружения. В период правления Цин Великая стена была в большей степени разрушена, чем в годы правления других династий. На этот фактор сказало свое влияние и время в том числе. Небольшой участок от Пекина до Бадалина использовался в качестве ворот, которые открывали вход в столицу. Именно этот участок сохранился лучше всего. Сегодня именно этот отрезок сооружения является самым популярным среди туристов со всего мира. он открыт для посещения еще с далекого 1957 года. Интересным будет тот факт, этот участок так же служил финишной прямой для спортсменов велосипедистов, которые принимали участие в Олимпиаде 2008 года в Пекине. В 1899 году в США написали, что оставшийся участок стены разберут полностью, а на его месте построят автостраду. Стену посещал президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон.

Великая стена сегодня

Да, в определенный период прошлого века Стену действительно было решено разобрать, но немного переосмыслив ситуацию правительством было решено наоборот стену реконструировать и оставить как наследие Китайской истории.

В 1984 году архитектор Дэн Сяопина организовал сбор средств., которые нужны были для проведения работ по возвращению стене её былого величия. Привлекались средства как китайских, так и иностранных инвесторов. Средства на восстановление собирали даже у обыкновенных частных лиц, таким образом, каждый желающий мог внести свою лепту в историю восстановления уникального архитектурного наследия.

Давайте сейчас на секунду остановимся и о следующем предложении на миг задумаемся. Длина Великой китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров! Вдумайтесь в эту цифру! Это просто невероятно, как можно было руками человека возвести такую громадину.

В Китае очень активными, а под час даже агрессивными методами ведут сельское хозяйство. По этой причине с 1950-х годов в стране начали иссякать воды, которые давали недра земли. В итоге весь регион стал местом, где берут начало очень порывистые и сильные песчаные шторма. Именно из-за указанных факторов сегодня более чем 60-километровый участок Стены на северо-западе Китая подвергается сильной эрозии и активным разрушениям. 40 километров участка уже разрушены, и только 10 километров все еще остаются на своем месте. Однако, воздействия стихии и природных факторов так же изменили высоту стены на некоторых отрезках. Где ранее стена достигала 5 метров, теперь не превышает 2-ух метров.

В 1987 году Стена была занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Она по праву заняла свое место в категории величайших исторических достопримечательностей Китая. Кстати, на сегодня это местность является одной из самых посещаемых в мире. Более 40 миллионов туристов выбирает именно этот пункт на карте, как главный объект своих путешествий.

Конечно, такое существенное архитектурное сооружение не могло не оставить своих следов по всей истории государства и планеты в целом. Вокруг Стены и по сей день бродит много легенд и суеверий. К примеру, есть версия, что стену построили цельной всего за один подход. Однако же, если обратиться к фактам, тогда сразу выясняется, что это просто миф. На самом деле стену не то, что в один заход - её строили даже разными династиями. К тому же в работах возводились отдельные участки определенной длины. Длина участка определялась разными факторам, учитывающими рельеф, погодные условия и прочие факторы. Строили максимально надежно, чтобы закрепить и защитить Китай с севера.

Все династии, которые строили стену создавали свой определенный участок, который в итоге объединялся с предыдущим уже следующей династией. Все это происходило в разные времена, которые порой разделяли десятилетия. На период неспокойных времен, в которые строилась стена такие оборонительные сооружения были объективной необходимостью, их строили повсеместно. Если свести все оборонительные сооружения Китая за последние 2000 лет в од ну статистику, тогда получим цифру в районе 50 тыс. километров.

Стена, как уже я описывал выше, во многих местах имела прерывающиеся отрезки. В итоге в 1211 и 1223 годах этим пользовался Чингисхан и его монгольские захватчики, которые в итоге завладели всей северной частью страны. До 1368 года монголы были правителями Китая, но постом их изгнали представители династии Мин.

В рамках этого абзаца позволим себе развеять еще один расхожий миф. Кто бы что ни говорил, а все же Великая Китайская стена не видна из космоса. Это предположение или просто вымысел появился на свет в 1893 году. Тогда издавался в Америке журнал The Centuries (Столетия), и там упоминался такой вот факт. Позже в 1932 году ноумен Робер Рипли заявил, что Стену видно из космоса, а именно - с Луны. Этот факт был забавен, если учесть, что до первой высадке человека на Keне оставалось еще немало десятков лет. Сегодня космос исследован уже в какой-то мере, и наши космонавты и спутники могут предоставлять качественные фото с орбиты. посмотрите сами, из космоса стену заметить довольно сложно.

О стене можно так же услышать, что в основе раствора, которым скреплялись кирпичи, использовался порошок на основе костей погибших рабочих этой стройки. А остатки тел хоронили прямо внутри стены. Таким образом якобы конструкция становилась крепче. Но на самом деле ничего этого не было, стена строилась стандартными для тех времен методами, а для изготовления скрепляющего раствора использовалась обыкновенная рисовая мука.

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Есть так же легенда, которая поведает нам о большом драконе, который свои пламенем указывал путь для строителей. В итоге рабочие шли по его следам, а огонь их пасти дракона расчищал для них путь. Что самое интересное в этой истории - это действительно правда. Нам удалось найти фото этого дракона и даже выяснить, в какой зоопарк он попал:

Ладно, признаемся все же, что это просто напросто одна из мифических легенд, которые не имеют под собой ни здравого смысла ни логических обоснований. А на фото изображен просто рисунок мифического существа - дракона.

Но вот в чем сомневаться не приходится, так в том, что сегодня Великая Китайская стена заслуженно занимает свое почетное место в списке "7 новых чудес света".

Самой известной легендой, связанной с Китайской стеной является сказание о девушке Менг Джинг Ню, которая была просто женой фермера. Она была привлечена к работам по строительству Стены. Жена, которая была сражена горем пришла ночью к стене и плакала над ней до тех пор, пока чтена не треснула и не показала девушке кости её возлюбленного. В итоге девушка смогла их захоронить.

Здесь на местности существовал определенный обычай захоронения погибших на строительстве людей. Члены семьи того, кто погиб здесь несли гроб, увенчанный белым петухом. Крики петуха должны были держать дух умершего бодрствующем состоянии. Так должно было продолжалось до тех пор, пока процессия с гробом не пересечет Стену. Ходили легенды, что если обряд не завершить, или завершить с нарушениями, тогда дух навечно останется здесь и будет бродить вдоль стены.

На период, когда строилась стена для всех заключенных в государстве и всех безработных имела место только одна мера наказания. Всех отправлять на строительство Великой стены! Этот период особенно нуждался в защите внешних границ, поэтому приходилось прибегать к кардинальным мерам.

Эта стройка дала наследию китайского народа немало полезных изобретений. Так, именно здесь и для целей строительства была изобретена та самая тачка, которую сегодня используют повсеместно на стройках. Уязвимые при строительстве Стены участки окружали рвом, который заполнялся водой, или просто оставался в виде пропасти. Помимо прочего, народ Китая так же использовал продвинутое вооружение для обороны. Это были и молоты, и копья, и арбалеты, топоры. Но главным преимуществом китайцев было их главное изобретение - порох.

Повсеместно вдоль стены на равных отрезках возводились смотровые площадки, которые служили для мониторинга местности и защиты торговых караванов. если приближалась опасность, дозорный на вершине зажигал факел или сбрасывал флаг, после чего войска приводились в боевую готовность. Так же обзорные башни служили хранилищем для провизии и боезапасов. Вдоль стены пролегал знаменитый торговый маршрут - Шелковый путь. Его так же охраняли с вершины стены.

Стена повидала немало кровавых сражений, видела он и свой последний бой. Случилось это в 1938 году в период китайско-японской войны. Стена до сих пор хранит на себе множество шрамов от пуль тех сражений.

Великая китайская стена пусть и не самое высотное сооружение, но её высота в максимальной точке достигает 1534 метра. Это место расположено недалеко от Пекина. А вот самая низкая точка опустилась до уровня моря возле берегов Лаолонгту. Если отталкиваться от средних значений, то высота стены равна 7 метров, а ширина в максимально просторных участках 8 метров. Но в среднем чаще от 5 до 7 метров.

Сегодня правительство Китая затрачивает миллиарды долларов США на то, чтобы укрепить и сохранить Великую стену. Сегодня для страны могущественная Стена - это не просто сооружение. Это - символ культурной гордости, символ борьбы, которая длилась несколько веков, и показатель величия целого народа.

Во многих источниках упоминается, что длина Великой Китайской стены составляет 8 851.8 километров. Однако официальные данные в Китае указывают на 21 196.18 км . И всё же, какова длина Великой Китайской стены и почему данные настолько разнятся?

Ниже мы расскажем о том, как правильно измерить Великую Китайскую стену, подсчитаем вместе километры этого известнейшего символа Поднебесной, а также расскажем о том, какие участки стены открыты для посещения сегодня!

Официальная длина Великой Китайской стены - 21 196 км

Для измерения длины Великой Китайской стены впервые был применён научный подход и проведена систематическая оценка. После 5 лет исследований, учёные смогли измерить длину всей стены. 5 июня 2012 г Государственное Управление по Делам Древних Памятников Культуры Китая объявило, что официальная длина Великой Китайской стены - 21 196.18 км .

Это обманчивая цифра, поскольку некоторые участки стены в разные эпохи были построены поверх или рядом друг с другом. Также в подсчёты включены отдельные участки укрепленной стены, защищающие государственные границы. То есть не только часть стены на северной границе Китая, которую обычно считают Великой Китайской стеной.

Были измерены все известные участки Великой Китайской стены

Официальные измерения Великой Китайской стены охватывают все участки, построенные семью Воюющими Государствами (475-221 гг до н.э.) и по крайней мере семью династиями от Цинь до Мин (221 г до н.э. – 1644 г н.э.) в 15 провинциальных областях: Пекин, Тяньцзинь, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хубэй, Внутренняя Монголия, Нинся, Ганьсу и Цинхай. Измеренная длина включает 43 721 реликвию: стены, траншеи, башни, крепостные стены и др.

Длина Великой Китайской стены в эпоху Династии Мин: 8 851 км

На протяжении многих лет, в периоды правления разных императорских династий, Великая Китайская стена разрушалась, заново строилась и удлинялась много раз. Последние строительные работы на стене велись в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.). В то время протяжённость стены составляла более 6 000 км. Это, собственно говоря, и есть та стена, о которой мы говорим, применяя термин Великая Китайская стена .

18 апреля 2009 г Государственное Управление по Делам Древних Памятников Культуры Китая и Государственное Управление Картографии Китая объявили, что длина Великой Китайской стены времён правления династии Мин (1368 – 1644 гг) составляла 8 851.8 км.


Что же на самом деле было тогда измерено

Были измерены участки Великой Китайской Стены, пролегающие через 10 провинций: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Внутренняя Монголия, Шэньси, Нинся, Ганьсу и Цинхай.

В длину стены были включены траншеи и природные барьеры, такие как горы, реки и озёра. Фактическая длина самой стены таким образом составила более 6 200 км. Однако эта цифра включает много боковых ответвлений, которые не считаются как длина "с запада на восток".

Кратчайшее расстояние от самой западной точки Великой Китайской стены эпохи династии Мин в Цзяюйгуане и до самой восточной её точки на северокорейской границе в Хушане составляет 2 235 км.

Почему Великую Китайскую стену называют "Стена длиной в 10 000 ли"

Великую Китайскую стену стали называть "Вань-ли Чанчэн" (万里长城, Wan Li Changcheng) со времен династии Цинь (221-206 до н. э.).

"Вань" означает "10 000", а 1 ли равняется половине километра, "Чанчэн" - "Длинная стена". И действительно, во времена правления династии Цинь именно такова была длина Великой Китайской стены. Стену продолжали строить, она увеличивалась в последующие века, но, несмотря на это, название "Стена Длиной в 10 000 Ли" сохранилось.

Дело в том, что "вань" в Китае также означает "великое число". А потому, появившееся в тот период время название можно также перевести как поэтическое "Стена длиной в великое число ли" или, сокращённо, "Великая Стена".

Интересно знать:
Если, вычисляя протяженность Великой Китайской стены, включить в неё все защитные стены, которые были построены во времена правления разных династий в северной части Китая, то тогда эта общая длина превысит 50 000 километров. Узнайте больше по ссылке

Loading...Loading...