Традиционные дома в японии. Как устроен традиционный японский дом

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

🈚В городском жилье можно найти намного больше сходства с традиционным дизайном во внутреннем обустройстве, чего не скажешь о внешнем виде.

🈵Внимание! Несмотря на то что японский стиль домостроения формировался во многом под влиянием китайской архитектуры, у него есть ряд важных особенностей – простота, хорошее освещение и несимметричная схема!

🈯Минимализм – главная составляющая японского быта и интерьера.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка . В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

🈚Кровля Матия – черепица или плитка. Кровля Нока – солома или дранка.

🈯Хоть Минка, в классическом понимании этого слова, и подразумевает средневековые постройки, но в наши дни этот термин применяют к любому жилому строению Страны Восходящего Солнца.

Основные особенности

Элемент Минка
Материал
Особенности
Основные материалы дерево, бамбук, глина, трава, солома Легкодоступные и недорогие материалы.
Крыша солома, черепица Опирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.
Стены глина, дерево Внутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.
Фундамент камень Только это предназначение.
Пол земляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см) Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.
Мебель дерево Мебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.
Окна и двери дерево и бумага васи Все окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.
Декор каллиграфия, картины, икебана Все очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).

🈯Дымоходов практически нет. Это объясняется приподнятым сваями полом и высокой крышей.

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

🈚Справедливости ради отметим, что поддерживать чистоту в японских квадратных метрах проще, чем в наших квартирах. Обусловлено это минимальным присутствием мебели – главное место скопления пыли.

Отдельно следует выделить японский сад

Картинка: Сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

🈚Убирая все Фусума или Сёдзи, японец превращает дом в подобие “беседки” в своем же саду, тем самым удовлетворяя врожденную потребность в размышлении о смысле жизни. Отчасти это объясняет отсутствие классических в нашем понимании окон и дверей.

🈯Между прочим, многие европейские и американские специалисты по ландшафтному садовому дизайну за основу своих проектов берут именно японский стиль оформления придомовой территории

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

🈯Центральная часть дома может состоять из нескольких васицу. Если планируется большое собрание гостей, то все перегородки убираются, получается один большой зал!

🈵Важно! Японцы часто измерят комнаты не квадратными метрами, а количеством татами. Стандартная циновка имеет 90 см в ширину и в два раза большую длину.

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

🈯Прудик или озерцо вокруг – классика жанра!

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

🈚Чайные домики Японии способствуют медитации и умиротворенности либо же наоборот –располагают к философским беседам.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город . Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Кухня в шкафу

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

🈵В японских домах практически не практикуется центральное отопление, вместо этого применяются газовые, электрические, инфракрасные и даже керосиновые обогреватели.

Сельская местность . Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.

🈯Чем зажиточнее крестьянин, тем больше он пользуется достижениями современной науки. Бедные люди на селе все так же делают крышу из соломы, спят на футоне, согреваются у котацу.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

У нее в журнале можно найти много интересного про Японию, японский быт и другие путешествия.

Пожить в старом японском доме - незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С сименавой и сиде, как положено. Сфотографировала все-все-все, сняла небольшое видео. Приглашаю на экскурсию.

Гэнкан - японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.

Традиционная мужская обувь, возможно это вариант гэта

Комната в традиционном японском стиле называется washitsu . Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен fusuma . Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды называются shoji . Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.

Камидана - ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Shimenawa - дословно "ограждающая веревка", обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются shide . Ками - японские божества, духи.

Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно. Приходит понимание всей прелести японской ванны ofuro . Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни. Еще есть специальные приспособления - котацу , .

Футон - толстый мягкий матрац, расстилаемый на ночь для сна. Утром убирается в шкаф. Шкаф называется oshiire .

Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.

Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящeгo чeлoвeкa. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza , дословно "правильное сидение".

В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется zabuton . Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья это фактически сидушка со спинкой.

Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.

Стиральная машина просто огромная

Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.

Из окна открывается вид на сад

Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем деревня - https://naviaddress.com/81/700037 . Дом бронировала на Букинге. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу - тихое местечко, самые наилучшие впечатления.

Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.

В завершение видео, экскурсия по дому.

Японский традиционный домик имеет необычное название. Звучит оно как минка. В переводе это слово означает «дом людей». Сегодня в Стране восходящего солнца такое сооружение можно встретить лишь в сельской местности.

Типы японских домиков

В далекие времена словом «минка» называли крестьянские жилища Страны восходящего солнца. Такие же домики принадлежали торговцам и ремесленникам, то есть той части населения, которая не была самураями. Однако сегодня классового деления общества не существует, и слово «минка» применяется к любым традиционным японским домам, которые имеют соответствующий возраст. Такие жилища, расположенные в районах с разными климатическими и географическими условиями, имеют довольно широкий диапазон размеров и стилей.

Но как бы там ни было, все минка делятся на два типа. К первому из них относят Еще их называют нока. Второй тип минка - городские дома (матия). Существует еще и подкласс нока - рыбацкий японский домик. Как называется такое жилище? Это деревенские дома гёка.

Устройство минка

Традиционные японские домики являются весьма самобытными сооружениями. В целом они представляют собой навес, стоящий над пустым пространством. Крыша минка опирается на каркас, выполненный из и стропил.

Японские домики в нашем понимании не имеют ни окон, ни дверей. В каждой комнате есть три стены, представляющие собой легкие вынимающиеся из пазов створки. Их всегда можно передвинуть или снять. Эти стены и играют роль окон. Хозяева обклеивают их белой, похожей на папиросную рисовой бумагой и называют седзи.

Характерной особенностью японских домиков являются их крыши. Они похожи на руки молящегося человека и сходятся под углом в шестьдесят градусов. Та внешняя ассоциация, которую вызывают крыши минка, находит отражение в их названии. Оно звучит как «гассё-дзукури», что означает «сложенные руки».

Традиционные японские домики, сохранившиеся до настоящего времени, являются историческими памятниками. Часть из них охраняется национальным правительством или местными муниципалитетами. Некоторые из построек внесены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Материалы основных конструкций

Крестьяне не могли позволить себе строительство дорогого жилища. Они использовали те материалы, которые были наиболее доступными и дешевыми. Минка строили из бамбука и дерева, глины и соломы. Использовались также разнообразные виды трав.

Дерево, как правило, применялось для изготовления «скелета» дома и крыши. Для внешних стен брались бамбук и глина. Внутренние были заменены скользящими перегородками или ширмами. При устройстве кровли использовали солому и травы. Иногда поверх этих природных материалов выкладывали черепицу, изготовленную из обожженной глины.

Камень служил для укрепления или создания фундамента. Однако при строительстве самого дома этот материал не применяли.

Минка представляет собой японский дом, архитектура которого традиционна для Страны восходящего солнца. Опоры в нем формируют «скелет» сооружения и хитроумно, без применения гвоздей, соединяются с поперечными балками. Отверстиями в стенах дома служат седзи, или тяжелые деревянные двери.

Устройство крыш

Гассё-дзукури имеют самые высокие и узнаваемые японские домики. И эту особенность придают им их удивительные крыши. Их высота позволяла жильцам обходиться без устройства дымохода. Кроме того, предполагала обустройство на чердаке обширных складских помещений.

Высокая крыша японского домика надежно защищала минка от осадков. Дождь и снег, не залеживаясь, сразу же скатывались вниз. Такая особенность конструкции не позволяла попадать влаге в помещение и гнить соломе, из которой была устроена кровля.

Крыши минка классифицируют по различным типам. В матия, например, они, как правило, остроконечные, двускатные, покрытые плиткой или дранкой. Отличались от них крыши большинства деревенских домов нока. Они, как правило, покрывались соломой и имели скат на четыре стороны. На а также в тех местах, где стыковались различные секции, устанавливались специальные колпаки.

Внутреннее убранство жилища

Минка, как правило, состоял из двух секций. В одной из них был земляной пол. Эту территорию называли дома. Во второй секции пол поднимали над уровнем жилища на полметра.

В первом помещении готовили пищу. Здесь размещали бочки для еды, деревянный умывальник и кувшины для воды.

В помещении с приподнятым полом имелся встроенный очаг. Дым от огня, разведенного в нем, уходил под крышу и совсем не мешал жителям дома.

Какое впечатление производит на европейских туристов японский домик? Отзывы тех, кто впервые попал внутрь минка, говорят о том удивлении, которое вызвало у них полное отсутствие мебели. Взору посетителей открываются только обнаженные деревянные детали конструкции жилища. Это опорные столбы и стропила, струганные доски потолков и решетчатые седзи, мягко рассеивающие солнечный свет через Совершенно пуст пол, накрытый соломенными циновками. Нет никаких украшений и на стенах. Исключением служит лишь ниша, в которой помещена картина или свиток со стихотворением, под которыми находится ваза с букетом цветов.

Европейскому человеку, который попадает в японский дом, кажется, что это не жилище, а всего лишь декорация для какой-либо театральной постановки. Здесь приходится забывать о существующих стереотипах и понимать, что жилище - это не крепость, а то, что позволяет ощутить гармонию с природой и своим внутренним миром.

Вековая традиция

Для жителей Востока немаловажную роль в общественной и духовной жизни играет чаепитие. В Японии эта традиция представляет собой строго расписанный ритуал. В нем принимает участие человек, который заваривает, а затем разливает чай (мастер), а также гости, пьющие этот удивительный напиток. Данный ритуал зародился в Средние века. Однако и сегодня он является частью японской культуры.

Чайный домик

Для проведения церемонии чаепития японцы использовали отдельные сооружения. Почетных гостей принимали в чайном домике. Основным принципом данной постройки являлись простота и естественность. Это позволяло проводить церемонию распития ароматного напитка, отдалившись от всех земных соблазнов.

Какие конструктивные особенности имеют японские чайные домики? Они состоят из одной-единственной комнаты, попасть в которую можно только через низкий и узкий проход. Чтобы зайти в домик, посетителям приходится сильно поклониться. В этом заложен определенный смысл. Ведь низко поклониться перед началом церемонии приходилось всем людям, даже тем, кто имел высокое общественное положение. Кроме того, низкий вход не давал в прежние времена пройти в чайный домик с оружием. Самураям приходилось оставлять его перед дверью. Это также заставляло человека максимально сосредоточиться на церемонии.

Архитектура чайного домика предусматривала наличие большого количества окон (от шести до восьми), которые имели различную форму и размер. Высокое расположение проемов указывало на их основное предназначение - пропускать солнечный свет. Любоваться окружающей природой гости могли лишь в том случае, если хозяева раздвигали рамы. Однако, как правило, во время ритуала чаепития окна были закрыты.

Внутреннее убранство чайного домика

Помещение для проведения традиционной церемонии не имело ничего лишнего. Его стены отделывались серой глиной, которая, отражая солнечный свет, создавала ощущение нахождения в тени и спокойствии. Пол непременно устилали татами. Самой важной частью домика служила сделанная в стене ниша (токонома). В нее помещали курильницу с благовониями, а также цветы. Здесь же находился и свиток с изречениями, которые подбирались мастером к каждому конкретному случаю. Всякие другие украшения в чайном домике отсутствовали. В самом центре комнаты устраивался бронзовый очаг, на котором и готовился ароматный напиток.

Для почитателей чайных церемоний

При желании на дачных участках могут быть возведены японские домики своими руками. Для неспешных церемоний подойдет и беседка, выполненная в стиле архитектуры Страны восходящего солнца. Главное, что надо учитывать при этом, - невозможность использования в нашем климате некоторых традиционных восточных материалов. Это, в частности, относится к перегородкам. Для них нельзя будет применить промасленную бумагу.

Домик в японском стиле желательно сделать из дерева, взяв для декора натуральный камень, стеклопластик и решетки. Уместными здесь будут жалюзи из бамбука. Этот материал в культуре Японии символизирует успех, быстрый рост, жизненную силу и удачу.

При изготовлении беседки или домика не стоит использовать широкую цветовую гамму. Сооружение должно гармонировать с природой и сливаться с ней. Неподалеку от входа желательно посадить горную сосну. Настоящим украшением постройки станет водная поверхность, каменный фонарь, бамбуковая изгородь и сад из камней. Без этого ландшафта сложно представить себе чайную церемонию в японском стиле. Простота и непритязательность окружающей обстановки создаст истинное спокойствие. Она позволит забыть о земных соблазнах и подарит наивысшее ощущение красоты. И это поможет человеку подойти к осмыслению реальности с новых, философских позиций.

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka) , что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1.

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.


Рис. 4. Резиденция самураев

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи .

Матия (Machiya ) - городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия , то езжайте в Киото.


Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.

Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.


Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji .

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.


Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи - верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе - заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи - washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи.

Двери фусума

Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль .



Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати , традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.


Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле .

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.


Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу . Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.


Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)

До прихода в Японию буддизма повсеместно были распространено традиционное строительство домов, назывались они – Минка . В них жили в основном люди, которые не относились к сословию самураев: крестьяне, торговцы и прочий люд. Строили старинные дома минки в традиционном для этой страны стиле. В настоящее время нет деления на самураев и простых смертных, поэтому минками называют любое традиционное жилье .

С виду у минки и русской избы есть, что-то общее. Однако сразу бросается в глаза традиционная японская крыша. Она с виду кажется огромной и надетой на домик как шапка. Это называется «гассе-дзукури», что в переводе означает «сложенные руки». Такое название эти минки получили за сходство сводов со сложенными руками молящихся японцев. В зависимости от района страны и климатических условий минки делятся на несколько разных видов. Самые распространенные это встречающиеся в деревне «нока», а также городские «матия». Также есть минки встречающиеся в рыбацких поселениях – «гека».

Традиционно минки делались из дешевых и легкодоступных материалов: дерево, бамбук, солома, глина и другие материалы. Простые крестьяне не могли себе позволить дорогое сырье. В традиционном японском жилище нет капитальных стен. Вся конструкция держится на каркасе, а сами стены можно свободно раздвинуть для проветривания. Внутренняя планировка такого дома также отличается своей необычностью. Обычно японские домики строят двухэтажными.

Кухня находится ближе к выходу и обустроена прямо на земляном полу. Здесь обычно установлена глиняная печь и деревянный умывальник. В остальных комнатах на высоте полуметра от земли установлена покрытая татами перегородка, заменяющая пол. Остальная часть здания делится обычно на четыре части, но из-за раздвижных стен планировка дома легко меняется. Внутри дома все рассчитано на людей, сидящих на полу.

Ванну и туалет обычно строили за пределами дома, отдельными помещениями. Побывав в Японии , необходимо просто увидеть минку, ведь в традиционном жилье хранится дух и характер всего народа.

Loading...Loading...