Распределение доходов — Гипермаркет знаний. Почему необходимо перераспределение

  • Почему необходимо перераспределять общественные доходы?
  • Что бы в обществе не образовалась огромная пропасть между богатыми и бедными, иначе будут бунты, метяжи, беспорядки. И тем что необходимо содержать нетрудоспособных членов общества.

    Потому что необходимо содержать нетрудоспособных членов общества - детей, сирот, инвалидов, пенсионеров, студентов. Необходимо содержать армию. опыт развитых стран - достаточно веское доказательство того, что достигнутая ими степень равенства в распределении доходов - основа социального мира, оберегающего общество от всевозможных потрясений и революций. В экономическом отношении такое равенство становится важнейшим условием роста потребительского спроса.

  • Почему необходимо перераспределять общественные доходы?
  • Потому что необходимо содержать нетрудоспособных членов общества - детей, сирот, инвалидов, пенсионеров, студентов. Необходимо содержать армию. XD

    Что бы в обществе не образовалась огромная пропасть между богатыми и бедными, иначе будут бунты, метяжи, беспорядки. И тем что необходимо содержать нетрудоспособных членов общества.

  • Помогите срочно:

    Задача: Семья состоит из 5 человек: бабушки, папы, мамы, сына (15 лет), дочери (3 лет)

    Доходы семьи за месяц Расходы семьи за месяц

    1. Пенсия бабушки-2000 руб.

    2. Зарплата папы-15 000 руб.

    3. Зарплата мамы-6000 руб.

    2)Чтобы пройти курс лечения необходимо срочно (через 2 месяца) купить путевку в санаторий для мамы. Стоимость путевки-5000 руб. Напишите возможные пути изменения семейного бюджета.

    Доходы Расходы

  • Доходы - 15000+6000+2000=23000/5=4600-на человека

    Если в месяц на одного человека уходит 4600рублей, то что бы купить маме путёвкув санаторий придётся на чём-то либо на ком-то сэкономить

    Расходы- ну вот как я и сказала по 4600 на человека в месяц

  • Ребята, можете выбрать любые два

    1. Кто из перечисленных лиц, по-твоему, скорее всего, выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) а 300 тыс. р. ; 2) бывший военный, получающий пенсию 7 тыс. р. ; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший, свои сбережения в государственный банк? Поясни свой ответ.

    2. Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам на средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен составил за этот период 11%. На сколько и как изменились реальные доходы работников.

    3. Приведи примеры различных способов создания сбережений в домашнем хозяйстве. Объясни их необходимость.

    4. Семья взяла кредит в банке на покупку новой мебели. Срок погашения кредита - 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки - кредитор или заемщик?

  • 1. Во-первых, инфляция - это рост цен, значит, можно сосчитать вот что: 1)молодая семья, взявшая в кредит 300 000 р, предположим, под 10% годовых (что очень мало для современной экономики, ну ладно), чтобы выплачивать более-менее преемлимую сумму в месяц должна будет закабалить себя на срок до 48 месяцев = 4 года, причём тогда их ежемесячная выплата будет составлять 7608, 78 р - ни много ни мало, а почти 10 тысяч, если прибавить сюда еду на 2-х трёх человек (мы же не знаем, есть ли у них ребёнок) и коммунальные платежи, набегает ещё примерно 10-12 тысяч (без учёта роста цен на некоторые продукты, и к примеру, медикаменты, в случае беременности супруги или элементарных болезней). ИТОГО: 19608, 78 или 20000 р в месяц, при среднемесячной зарплате каждого 1 взрослого человека 15-30 тыс р.

    2) у военного, скажем прямо, дела совсем плохи, если только ему не помогают жена и/или взрослые дети.

    3) фермер также потому что в условиях инфляции процентная ставка кредита может вырасти на 1, 5-2%, а это очень много, так как сумма, раз кредит долгосрочный - большая

    4)а рабочему, вложившемуся в банк никаких серьёзных трагедий не предвидется, так как, ставки на вложения очень редко меняются даже в условиях инфляции. Он будет получать зарплату и проценты со сбережений в каждом месяце, а если не станет обналичивать проценты каждый месяц, то за несколько лет сможет набраться кругленькая сумма.

    2 предположим, что каждый рабочий на данном производстве получает 20000р в месяц, тогда, его годовой заработок составит 240000р, если же их оклады выросли на 20% в год, то реальный заработок в конце года составит: 288000 р. если их первоначальную зарплату умножить на годовую инфляцию и сложить, мы получим: 266400р в год. теперь посчитаем разницу: 48000 - 26400 = 21600, следовательно, зарплаты рабочих по-настоящему изменились, примерно на 9 процентов

    3 сбережения всегда нужны на случай, к примеру, не выплаты или задержки зарплаты, на какую-то серьёзную покупку, на "чёрный день" и так далее, примеров подобрать можно много, самый элементарный на мой взгляд - вклад в банк

    4. Рассчитаем ежемесячную выплату за кредит в размере 100000р. , при ставке 10% в месяц прийдётся выложить 8791, 59 р. В случае инфляции, когда процентная ставка кредита станет 13%, в месяц нужно будет платить 8931, 73 или увеличивать сроки погашения. По-моему, ответ очевиден, выиграет кредитор

    начну с конца 4) однозначно заемщик цена мебели для него в реальности оказалась дороже на 10%, в то время как м магазине она будет стоить уже на 13% дороже.

    3. Сбережения в семье необходимы, например на случай потери заработка,

    скажем вас сократят на работе. На случай серьезного заболевания.

    На случай непредвиденных рассходов. создать такие сбережения можно

    с использованием банковских вкладов или депозитов. Необходимо с каждого заработкаоткладывать в "страховой" фонд часть суммы.

    2. Т. к. рост цен был ниже роста зарплаты 20-11=9, то реальный заработок вырос на 9%.

    1. Как верно указал первый отвечающий инфляция это в первую очередь рост цен.

    следовательно молодой семье, взявшей кредит нехватит денег на реализацию своей программы. Скажем она получила кредит на обзоведение хозяйством, нужно было 300000, но в результате инфляции цена вросла на 10%, вот как раз этих денег и нехватит.

    2. Если государство не поднимет пенсию на уровень инфляции, в той же ситуации

    окажется и военный.

    3. С фермером не совсем понятно если он выплачивает кредит по неизменой ставке,

    то он выиграет, потому, что цена на его продукцию вырастет, а платеж будет прежний.

    если ствка меняется в зависимости от инфляции, то проиграет.

    4. У рабочего проценты банка не покрывают инфляции, он тоже будет в проигрыше.

    подводя итог, можно резюмировать шанс на проиграть при определенных условиях

    есть у фермера и военного, больше всех проиграем молодая семья.

  • § 13. Потребитель и его права

    А1. Определите, в каком из приведенных ниже примеров че­ловек выступает в качестве потребителя?

    1) Гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля;

    2) гражданка К. выращивает овощи на своем садовом участке для продажи на рынке;

    3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потреб­ления;

    4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы.

    А2. Верны ли следующие суждения о защите прав потребителя?

    А. Защита прав потребителей действует только в области купли-продажи товаров.

    Б. Защита прав потребителей распространяется только на сферу услуг.

    1) Верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верны оба суждения;

    4) оба суждения неверны.

    A3. В право потребителя на подробную информацию о товаре не входит информация о:

    1)времени изготовления товара;

    2) качестве товара и его составе;

    3) месте изготовления товара;

    4)технологии изготовления.

    А4. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

    А. Потребитель имеет право возвратить только некаче­ственный товар.

    Б. Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.

    1) Верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верны оба суждения;

    4) оба суждения неверны.

    В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках ис­полнителя и изготовителя.

    1) Несет ответственность за нарушение прав потребителя;

    2) устанавливает срок годности товара;

    3) информирует потребителя о качестве товара;

    4) устанавливает гарантийный срок эксплуатации товара;

    5) является участником правовых отношений с потреби­телем.

    Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд­ковые номера черт отличия.

    Черты сходства

    Черты отличия

    В2. По закону потребитель в случае приобретения некаче­ственного товара имеет право:

    1) сдать товар в магазин и получить обратно деньги;

    2) договориться с продавцом об уменьшении цены и оста­вить товар себе;

    3) обменять товар в магазине на такой же, но качественный;

    4) в качестве компенсации получить от магазина бесплат­но еще один товар;

    5) получить обратно всю потраченную сумму денег, оста­вив товар себе.

    Номера, под которыми указаны права потребителя, выпи­шите в порядке возрастания.

    В3. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполни­теля

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    1) Право на достоверную ин­формацию о товаре.

    2) Обязанность оплатить прио­бретаемый товар или услугу.

    3) Право не принять обратно товар, который повредил по­купатель.

    4) Обязанность выдать гаран­тию на товар.

    ПОТРЕБИТЕЛЬ/ ИСПОЛНИТЕЛЬ

    А) Потребитель. Б) Исполнитель.

    В4. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя.

    Органы местного самоуправления, налоговая инспекция, общественные организации, судебные органы.

    Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда. Свой ответ поясните.

  • СХОДСТВА-145

    ОТЛИЧИЯ-23

    А-ПРАВА-12

    Б-ОБЯЗАННОСТИ-4

    В4-НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ- нал. инсп. занимается взыскиванием налогов, зато в остальные перечисленные организ. можно обратиться за защитой прав потребителя

  • 1)что могут делать общественные организации и граждане для сбережения природы.

    2)почему необходимо международное сотрудничество по охране природной среды?

  • 1) Что может сделать человек:
    - создавать или вступать в организации, занимающиеся подобной деятельностью;
    - принимать участия в митингах, собирать подписи и так далее;

    Участвовать в природоохранительной деятельности;

    Не мусорить
    Организации, в свою очередь, могут проводить акции для защиты природы, собирать/делать пожертвования в той или иной фонд на какую-либо экологическую проблему/

    2) Биосфера Земли неделима и для нее не существует государственных границ. В вопросе про сохранение природы нельзя следить только за "своим".

  • 1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
    2. Перечислите те секторы экономики, которые нуждаются в государственном контроле прежде всего.
    3. Что делает правительство для того, чтобы:
    а)сохранить рыночную систему
    б)обеспечить общественные товары и услуги
    в)защитить население от вредных побочных последствий
    г)перераспределить доходы
    д)стабилизировать экономику
    4. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
    5. Какие наиболее эффективные способы государство может использовать при сборе налогов?
  • 1) Государство может вводить дополнительные налоги для производителей различных товаров. Во времена СССР государство указывало производителям, сколько товара нужно производить и по какой цене его продавать.
    2)Налог на предпринимательство (часть прибыли отправляется в казну) Налог на использование гос. земли. .. За право проживания в РФ. Малый бизнес, нестабильные предприятия+ предприятия государственной важности(приносят в казну неплохие деньги)
    3)1. Сокращение численности населения путём искусственного создания таких условий, которые делали бы невозможным естественный прирост.
    2. Развал армии и оборонной промышленности.
    3. Сдача своих внешнеполитических позиций по всем направлениям.
    4. Удушение конкурентноспособных отраслей промышленности и поддержание на плаву экспортно-ориентированных предприятий.
    5. Разрушение сельского хозяйства страны.
    6. Недопущение инвестирования сверхдоходов, образующихся от экспорта сырья, на нужды народного хозяйства страны
    4) тоже самое что в 1м)
    5) У американцев есть налоговые и финансовые инспекторы. И их там боятся, потому что они профессионалы и выводят на чистую воду преступников и нарушителей закона. Это мужчины-- они не боятся и подраться. У наших налоговиков не хватает профессионализма. Если бы они работали как следует, то. многие олигархи не досчитались своих миллиардов, а иные сидели бы в тюрьме. .. В этой системе должны работать лучшие, а не жены начальников.
    Ахах, ну вроде так;))
  • 4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют.

    Типы общества

    Характеристика общества

    Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

    А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

    Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

    В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

    Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

    Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

    Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

    З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

    5. Установите верность или ложность суждений («да» или «нет»), занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).

    1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

    2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.

    3) Гражданское право относится к отраслям частного права

    4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.

    5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.

    6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ

    7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

    6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

    «Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека».

    1. _________________________________________________

    2. _________________________________________________

    3._________________________________________________

    4. _________________________________________________

    5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________

    7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

    Правомерно ли увольнение Петрова?

    Свое мнение обоснуйте.

    8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:

    а) Секуляризация

    б) Модернизация

    в) Демократизация

    г) Экуменизм

    9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?

    а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

    б) право объединяться в общественные организации

    в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

    г) право на справедливый суд

    10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…

    а) передаются по наследству от родителей

    б) предоставляются с совершеннолетием

    в) даруются Декларацией прав человека

    г) принадлежат каждому от рождения

  • 1) 1 - индустриальное, 2 - аграрное, 3 - постиндустриальное, 4 - индустриальное, 5 - аграрное, 6 - постиндустриальное, 7 - постиндустриальное
    5) 1 - да, 2 - да, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет, 7 - нет
    6) Политический режим - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе.
    Легитимность - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.
    Символика - совокупность символов, используемых той или иной группой лиц.
    Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах.
    Модернизация - быстрый рост научных знаний.
    Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни.
    7) Да, потому что он отработал срок, на который они договаривались.
    8) а
    9) а, в
    10) г
  • Каковы основные факторы производства?

    Подумай : Откуда люди берут средства для удовлетворения своих потребностей? Почему в любом обществе существуют богатые и бедные? В чем польза и в чем вред экономического неравенства граждан?

    Доходы граждан и прожиточный минимум. Ваше знакомство с основными источниками доходов произошло еще в 7 классе на уроке, посвященном экономике семьи. Вспомнить источники доходов вам поможет схема, представленная на с. 141.

    Люди получают не только в денежном или натуральном виде (подумай, что из источников доходов, отраженных па схеме, можно отнести к денежным доходам, а что - к натуральный). Доход может представлять собой конкретные блага и льготы. Например, пенсионеры ряда городов России имеют право на бесплатный проезд и общественном транспорте. Российские школьники бесплатно обучаются в государственной школе. На многих предприятиях и в вузах можно приобрести льготные путевки в санатории, дома отдыха, молодежные лагеря.

    Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей.

    Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризует два экономических термина; прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный минимум - стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. В России в потребительскую корзину включено 35 наименовании необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и основных видов услуг, прежде всего жилищно-коммунальных и транспортных, В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименовании товаров и услуг.

    Минимальный уровень, потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень бедности). К бедным в России официально относятся все, кто имеет доходы ниже черты бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины. Условия и способы переходов России к рыночным отношениям в начале 90-х гг. прошлого века превратили бедность в серьезную проблему для нашей страны.

    Факты: В 2001 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 30% населения России, в 2005 г. - 18,4%. В 2007 г. число таких граждан составило 14%. В 2008 г. количество пенсионеров с уровнем дохода ниже прожиточного минимума уменьшилось более чем в 5 раз. С 2010 г. порядок определения размера пенсий стал более учитывать реальный трудовой вклад работников; размер пенсии значительно увеличился.

    Неравенстве доходов. В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношении, неравны. Один человек, к примеру, крупный собственник (как тот, которого давным-давно описал С. Я. Маршак: «владелец заводов, газет, пароходов») доходы получает очень значительные. Очевидно, что его доходы несравненно выше, чем величина прожиточного минимума. Другой человек - безработный, весь доход его составляет пособие по безработице. А это пособие далеко не во всех странах поднялось до уровня прожиточного минимума. Невелики доходы пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.

    Различаются доходы людей с различными способностями (физическими и интеллектуальными), уровнем образования и профессиональной подготовки, что определяет их возможности зарабатывать. Согласно данным Мирового банк а вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование. В Польше люди с высшим образованием оказывались за чертой бедности в 9 раз реже, в Румынии - в 50 раз реже, чем люди, не имеющие образе на и пл. (Подумай, какой фактор производства влияет на эти показатели.)

    Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой. Сравнительно невелики, к примеру, доходы работников государственных предприятий, и отраслей, финансируемый из государственного бюджета, например учителей, врачей, научных работников.

    Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объемом находящихся в их собственности факторов производства.

    Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» применительно к факторам производства , вспомним мудрую детскую сказку «Кот в сапогах». От он оставил в наследство трем сыновьям, как вы помните, мельницу, осла и кота. Очевидно, что капитал в форме мельницы или осла способен приносить больший доход, чем капитал к форме кота, т. е. изначально ценность различных долей наследства была неравной. А если представить, что один брат получил в наследство три мельницы, а другой только одну, станет понятно влияние объема капитала как фактора производства на величину доходов (очевидно, что три мельницы способны приносить больший доход, чем одна).

    Подобным образом можно рассмотреть влияние на величину доходов объема и ценности иных факторов производства. Так, применительно к труду можно, в частности, говорить о квалифицированном труде людей со средним специальным или высшим образованием и о груде людей без специального образования. Применительно к земле как фактору производства можно, например, рассмотреть участки разной величины, разной плодородности и с разным запасом полезных ископаемых и т. п.

    Но вернемся к нашей сказке. В ней есть еще одна наглядная иллюстрация причин неравенства в доходах. Как вы помните, герой сказки не съел кота и не пустил его шкуру на перчатки, хоть вначале у него и были подобные мысли. Разумное использование своей части наследства в конечном итоге сказалось на величине дохода хозяина кота. Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и а этом заключается еще одна причина неравенства доходов.

    Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашел золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвертый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

    Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран. В частности, они условно выстраивают различных людей в их семьи друг за другом и зависимости от величины их доходов. Первые в этом ряду 10% и последние 10% семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.

    Факты . По данным Федеральной службы статистики, в В004 г, в России на 10%- наиболее обеспеченные россиян пришлось 29,8% общего объема денежных доходов, на долю же 10% наименее обеспеченных - всего 2% доходов. Уровень жизни 60-70% населения России различается незначительно.

    На поляризацию доходов населения России оказали серьезное влияние проводимые в 90-х гг. XX в. социально-экономической реформы. Развитие рыночных отношений в экономике привело к спаду производств, закрытию большого числа предприятий. Это лишило заработка тысячи людей. Далеко не все смогли найти новую работу, в том числе и люди с высокой квалификацией. Начавшийся в последние годы умеренный подъем производства пока не обеспечивает достаточное количество рабочих мест. В то же время изменение форм, характера отношений собственности, развитие предпринимательства открыли возможность для значительного увеличения своих доходов растущему числу экономически самостоятельных граждан. Однако рост неравенства в доходах может оставить за чертой бедности многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи безработных, семьи пожилых людей.

    Перераспределение доходов. Проблема бедности в той или иной степени касается всех стран. Но если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Бедные могут выйти на улицы протестовать, могут начать вооруженную борьбу, могут проголосовать на выборах за «темную» личность или партию, поддавшись соблазнительным обещаниям улучшить их положение. Обострение проблемы бедности может сказаться на росте преступности в стране.

    Документ. Обратимся к фрагменту из книги по отечественной истории Л. П. Бущика:

    «Вступив на престол еще совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель - богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.

    Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве ... Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших».

    Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.

    Идея перераспределить доходы путем изъятия их части у богатых и передачи бедным не раз возникала и в древности, и в Средневековье. Вероятно, из уроках истории вы слышали о легендарном Робине Гуде - герое средневековых английских народных баллад, предводителей лесных разбойников, которым, борясь за справедливость, грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам.

    В наше время в развитых странах мира создай государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он заключается, во-первых, во взимании налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. (Вспомним что ты узнал о налогообложении па предыдущего параграфа.) И даже если размер подоходного налога не зависит от величины дохода отдельных граждан (как. например, в сегодняшней России), сумма изымаемого налога все равно тем больше, чем больше сам доход. (Вспомни, каким еще образом, кроме налогообложения, государство получает свои доходы.) Во-вторых, происходит передача части полученных доходов государства беднейшим группам населения. Для этого создаются различные социальные фонды (например, пенсионный фонд) и разрабатываются программы социальной поддержки населения.

    Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.

    В то жее время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, не должны снижать стремления людей работать и уверенности в том. что только так можно обеспечить себе и своим близким достойное существование.

    Так каковы же целесообразные меры государственной политики, направленной на перераспределение доходов? Попробуем рассмотреть основные из них.

    Экономические меры социальной поддержки населения . Помощь социально незащищенным группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные; выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Люди, получающие такие выплаты, не должны ничего предоставлять государству в качестве компенсации потраченных на них средств.

    Социальные выплаты включают также систему льгот для особо ну ж дающихся групп населения. Например, предоставление возможности приобрести часть товаров и услуг бесплатно или по сниженным ценам. Во многих странах бедные семьи получают компенсации на содержание своего жилья (в зависимости от занимаемой площади и доходов).

    В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, жен- шины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населении получают льготы, например, на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

    Социальное обслуживание на дому пли в специальных учреждениях получают инвалиды, престарелые, многодетные семьи, беженцы, беспризорные.

    Другой мерой является помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных ими средств. Почти во всех странах государство регулирует заработную плату. С помощью закона оно устанавливает минимальный размер оплаты труда - ее низшую величину на предприятиях любой формы собственности. Кроме того, закон определяет ряд надбавок к заработной плате (например, за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни), а также устанавливает условия ее изменения в связи с ростом цен. Помимо этого, государство стремится обеспечивать льготные условии для ведения малого и среднего бизнеса, в том числе семейного, оказывает поддержку предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь .

    Отдельное внимание уделяется помощи безработным. Она включает материальные выплаты: компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий (выходные пособия), и пособия по безработице. Помимо этого, государство предпринимает разнообразные меры по повышению занятости.

    Государство определяет формы, размеры, условия и сроки выплаты пособий. Например, если безработный сказывается без оснований от предложений подходящей работы, то выплата пособия по безработице может быть приостановлена или прекращена. Если работник увольняется за нарушение трудовой дисциплины, то он не пол у част выходного пособия, Б го же время особо нуждающимся безработным (1 их семьям (например, семьям, в которых есть дети) могут выплачиваться дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранении и общественного питания. Пособия и субсидии учитывают доходы людей и носят адресный характер .

    Проводимое государством перераспределение доходов повышает массовое потребление, О потреблении как сфере экономической жизни речь пойдет в следующем параграфе.

    Проверь себя

    1. Каковы источники доходов населения?

    2. В чем причины неравенства людей в получаемых ими доходах?

    3. Почему нельзя устранить неравенство в доходах?

    4. Зачем людям нужна социальная поддержка государства ? Какие экономические меры она включает?

    5. Почему социальные программы государства носят адресный характер?

    В классе и дома

    1. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет. она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель школы, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребенок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных уже студент-первокурсник. А их дочка - ученица б класса. Охарактеризуйте возможные доходы этой семьи.

    2. Можно ли утверждать, что определенная разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.

    3. Подбери материал из газет и сообщений других СМИ, характеризующими различные меры, предпринимаемые государством для решения проблемы бедности в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.

    4. Существует такое выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Опираясь на текст параграфа, объясни, как удается государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Тема: Перераспределение дохода

    1. Почему необходимо перераспределение?

    Рассматривая проблему неравенства под различными углами зрения, можно выделить несколько аргументов в пользу его снижения и, следовательно, перераспределения доходов в обществе. Говоря о неравенстве с позиций экономики благосостояния, следует отметить возможную взаимосвязь между социальным неравенством и размером общественного благосостояния. При определенных предположениях о функции общественного благосостояния (аддитивность; убывающая предельная полезность по доходу; индивидуальные функции полезности одинаковы и ставят полезность в зависимость только от дохода индивида) она достигает своего максимума в условиях полного равенства (см. лекцию 20). Поэтому любое снижение неравенства, вызванное перераспределением дохода, приводит к росту общественного благосостояния. Такое перераспределение дохода в полной мере отвечает реализации принципа максимина, положенного в основу функции общественного благосостояния Дж. Роулза. При других допущениях (неаддитивность, различие в индивидуальных функциях полезности) повышение благосостояния может потребовать неравенства доходов. перераспределение доход трансферт

    Второй аргумент в пользу перераспределения доходов в обществе носит макроэкономический характер - это существование определенной взаимосвязи между уровнем социального неравенства и темпами экономического роста. По сути, этот аргумент несколько противоречив и используется и сторонниками, и противниками процессов перераспределения. С одной стороны, чем менее интенсивный характер носят перераспределительные процессы, тем сильнее стимулирование индивидов к производительному труду, которое проявляется в возможности получения ими высоких реальных доходов. В этом смысле неравенство - это цена, которую общество вынуждено платить за эффективную экономическую систему и стабильный экономический рост.

    Однако слишком высокий уровень неравенства приводит, напротив, к снижению экономического роста в стране (т. е. между неравенством и темпами экономического роста существует взаимосвязь в форме выпуклой вверх параболы - с ростом неравенства происходит увеличение темпов экономического роста только до определенного уровня, начиная с которого при дальнейшем увеличении неравенства темпы экономического роста снижаются). Поэтому целесообразно регулировать неравенство путем проведения политики перераспределения и не допускать слишком высокий его уровень. Третья причина связана, пожалуй, с наиболее ярким проявлением неравенства - с проблемой бедности. Бедность существует в любой стране, независимо от достигнутого в ней уровня жизни. К бедным относят людей, которые не имеют возможности жить в соответствии с минимально необходимыми стандартами, принятыми в данной стране. Вследствие этого они лишены также возможности в полной мере использовать все права и привилегии, гарантированные гражданам этой страны. Для бедных слоев населения характерны низкие уровень и качество жизни, высокая смертность (в том числе детская); значительная часть правонарушений также совершается представителями бедного населения. Ввиду этих соображений, а также в соответствии с принципами социальной справедливости и общепринятыми нормами в демократическом государстве снижение размеров бедности является одной из целей государства, реализация которой осуществляется с помощью политики перераспределения доходов. Механизмы перераспределения доходов достаточно разнообразны, и применение того или иного механизма зависит от существующего в стране уровня неравенства, его структуры, причин, а также специфики целей и задач политики по снижению неравенства. Поэтому, прежде чем ставить задачу перераспределения доходов, нужно понять, что такое неравенство и как оно может быть оценено (измерено).

    2. Неравенство и его измерение

    Одна из серьезных проблем, которые постоянно беспокоят общество в современном мире, - неравенство людей даже в самых демократических и экономически развитых странах.

    Понятие неравенства чрезвычайно сложное и емкое. В лекции 20 мы уже затрагивали один из аспектов этой проблемы, рассматривая неравенство доходов населения.

    Несомненно, однако, что понятие социального неравенства гораздо шире и не ограничивается неравенством членов общества по абсолютной и относительной величине получаемого ими дохода. Экономистов в первую очередь интересует неравномерное распределение общественного богатства или ресурсов, которыми располагают граждане страны.

    Говоря о социальном неравенстве, мы имеем в виду прежде всего наличие в обществе богатых и бедных людей. Однако, относя того или иного человека к категории "богатых", мы руководствуемся не только и не столько размером получаемого им дохода, сколько уровнем его богатства.

    Несомненно, что оба понятия - и доход, и богатство - определяют покупательную способность человека.

    Однако если доход показывает, насколько возросла покупательная способность за определенный период, то богатство определяет объем покупательной способности на данный фиксированный момент.

    То есть в терминах "запасы-потоки" богатство представляет собой запас, а доход - поток. Например, если в начале года вы положили в банк 10 тыс. р. под 20 % годовых, это значит, что ваше богатство составляло 10 тыс. в начале года, а в конце - 12 тыс. р.

    При этом вы получили за год доход в размере 2 тыс. р.

    Индивидуальное богатство может принимать три основные формы:

    1) "физическое" богатство - земля, дом или квартира, автомобиль, бытовая техника, мебель, произведения искусства и драгоценности и другие потребительские блага;

    2) финансовое богатство - акции, облигации, банковские депозиты, наличные деньги, чеки, векселя и т. п.;

    3) человеческий капитал - богатство, воплощенное в самом человеке, созданное в результате воспитания, образования и опыта (т. е. благоприобретенное), а также полученное от природы (талант, память, реакция, физическая сила и т. п.).

    В самом общем виде уровень социального неравенства определяется различиями в объемах и структуре индивидуального богатства, а также в способах его получения и использования. Например, для одних людей основным источником физического и финансового богатства становится накопление дохода в предшествующие периоды времени, связанное, соответствен. но с ограничением в объемах и структуре потреблении товаров и услуг. Другие получают эти формы индивидуального богатства по наследству.

    Или другой пример - богатые члены общества получают доступ к таким благам и услугам, например в сфере образования, потребление которых приводит к увеличению их индивидуального богатства в форме человеческого капитала.

    Каждый из трех видов богатства может служить для своего владельца источником определенного дохода. "Физическое" богатство приносит нам доход в натуральной форме - например, мы смотрим телепередачи, слушаем музыку, стираем белье или моем посуду с помощью бытовой техники. Вместе с тем оно может быть и источником денежных поступлений - если мы решим сдавать земельный участок или квартиру в аренду или использовать автомобиль для перевозки пассажиров. Финансовое богатство тоже дает денежный доход - проценты или дивиденды. Но главный источник дохода для большинства людей то богатство, которым обладает каждый, - это человеческий капитал.

    Доход, приносимый человеческим капиталом, выступает в различных формах. Когда человек трудится, он получает зарплату и, возможно, другие - неденежные - выгоды, такие как удовлетворение от интересной творческой работы, общения с коллегами и т. п. В часы, свободные от работы по найму, он наслаждается досугом или трудится в своем хозяйстве, например, выращивая розы в саду или огурцы в огороде.

    Для количественной оценки неравенства можно использовать различные статистические данные, характеризующие перечисленные выше формы индивидуального богатства.

    Наиболее подходящим источником информации являлись бы ряды распределения населения (или домохозяйств) по уровню богатства. Однако его статистическую оценку получить достаточно сложно. Практически единственным источником информации, по которому можно получить соответствующие ряды распределения, являются данные специально организованных выборочных обследований населения и домохозяйств: в сущности, в процессе этих обследований респонденты должны некоторым образом оценить все свои активы и долговые обязательства. Их разница (чистые активы) и будет составлять богатство рассматриваемой единицы (домохозяйства). Очевидно, что такие обследования проводятся достаточно редко, поэтому большинство исследователей для оценки неравенства использует гораздо более доступный источник информации - ряды распределения населения по уровню среднедушевого совокупного денежного дохода.

    Совокупный доход каждого человека складывается из многих, самых разнообразных компонент, причем представить в денежной форме можно далеко не каждую из них. В общем виде совокупный доход определяется как сумма:

    Y F = Y M + Y N ,

    где Y F - совокупный доход индивида; Y M - денежный доход, получаемый из всех возможных источников (зарплата, проценты и дивиденды, предпринимательский доход, доходы от аренды и др.); Y N - доход, получаемый в неденежной форме (удовлетворение от работы, использование физического капитала и наслаждение досугом).

    При заданных ценах совокупный доход есть не что иное, как мера возможностей каждого человека в потреблении им различных благ (как товаров и услуг, так и свободного времени). Говоря привычным экономисту языком, это не что иное, как "обобщенное" бюджетное ограничение, с помощью которого вполне естественно измерять неравенство в распределении ресурсов между разными людьми: ведь если бы предпочтения у всех были идентичными, фактическое потребление различалось бы только за счет неодинаковых бюджетных ограничений.

    Подобный теоретический подход нашел свое выражение в известном определении Саймонса: "Индивидуальный доход можно определить как алгебраическую сумму (1) реализованного потребления (в его рыночной оценке) и (2) изменения в объеме располагаемого богатства на начало и на конец периода". Доход, таким образом, может расти, даже если фактическое потребление снижается - это выбор самого индивида. Доход растет, если растет потенциальная возможность потребления.

    Определение Саймонса, по мнению экономистов важно потому, что оно включает многие виды дохода, которые, как правило, не учитываются традиционной статистикой, например следующие.

    1. Неденежные выгоды, получаемые от работы. Иногда их можно выразить в рыночных ценах (например, путевка в дом отдыха, оплаченная предприятием). В некоторых случаях, однако, денежную оценку неденежных выгод получить достаточно сложно. Примером может служить командировка, которую трудно однозначно определить как "чистую" работу, замаскированный досуг или смесь одного и другого. Точно так же невозможно дать рыночную оценку дружелюбной обстановке на рабочем месте, отношениям с коллегами, удовлетворению от интересной работы.

    2. Собственная продукция. Товары и услуги, произведенные в свободное от работы время для себя, имеют рыночную цену. Например, мытье окон или уход за детьми, стирку или ремонт квартиры можно оплатить, а можно все это сделать самим. В любом случае эти услуги или товары - реализованное потребление и, значит, включаются в совокупный доход.

    3. Вмененная рента. Стоимостная оценка "услуг", получаемых человеком за счет принадлежащих ему товаров длительного пользования. В первую очередь это проживание в собственном доме (квартире) - в противном случае пришлось бы вносить ежемесячную арендную плату. Точно так же и другие предметы длительного пользования (автомобиль, холодильник, мебель) можно купить и использовать "бесплатно", а можно взять напрокат.

    Таким образом, эти "услуги" могут быть оценены в рыночных (альтернативных) ценах.

    4. Приобретение или потеря части богатства, в соответствии с определением Саймонса, также должны включаться в совокупный доход (со знаком плюс или минус соответственно).

    Однако ясно, что определение Саймонса, с теоретической точки зрения весьма разумное, на практике оказывается неприменимым. Поскольку мы не можем оценить в денежном выражении удовлетворение от работы и досуга, а также многие другие неденежные выгоды, приходится фокусировать внимание на денежных доходах и именно по этому показателю давать оценку неравенства людей в той или иной стране (регионе, городе).

    Вместе с тем экономистам полезно помнить, что "удобные" для расчетов показатели дифференциации денежных доходов дают лишь весьма приблизительное представление о неравенстве в распределении совокупного индивидуального дохода и тем более общественного богатства. Определенные проблемы возникают у исследователей и при оценке самих денежных доходов. Первый вопрос: как определить единицу совокупности и единицу наблюдения? С одной стороны, мы хотим оценить неравенство в доходах отдельных людей. С другой стороны, люди живут в семьях, общий (суммарный) доход которых используется всеми их членами. В экономической статистике в качестве изучаемого признака обычно используют среднедушевой денежный доход семьи. Однако в этом случае остается открытым вопрос: как на самом деле распределяется доход внутри семьи, действительно ли все ее члены получают поровну, или существует "внутрисемейное" неравенство, которое, таким образом, не улавливается статистикой?

    Другой вопрос: какой период выбрать для оценки доходов? Проблема возникает в связи с тем, что доходы, как правило, поступают неравномерно. Многие виды работ в экономике носят сезонный характер и соответственно характеризуются сезонными заработками.

    Доходы от капитала также обычно поступают неравномерно. Для российской экономики сегодня характерны изменения в дифференциации доходов в связи с невыплатой заработной платы: одни и те же семьи перемещаются из средне- или высокодоходных групп в низкодоходные, и обратно. Наиболее подходящий для этих целей показатель - среднегодовой доход.

    Третья проблема - различия в уровне цен между регионами, особенно характерные для стран с большой территорией и недостаточно развитыми рыночными отношениями.

    Например, в сегодняшней России специалисты оценивают межрегиональный разброс стоимости жизни в 4-5 раз. Это значит, нельзя считать равными доходы, скажем, в 1000 р. в месяц, полученные жителями Владивостока и Липецка. В целом экономическое неравенство определяется двумя составляющими: неравенством между средними характеристиками доходов населения отдельных регионов и дифференциацией населения внутри каждого из регионов. Межрегиональное неравенство необходимо, таким образом, оценивать с учетом региональных различий в уровнях цен - результаты в этом случае оказываются весьма отличными от показателей дифференциации номинальных денежных доходов.

    Наконец, четвертая проблема - это качество статических данных, получаемых в ходе бюджетных следовании семей и домохозяйств. Семьи, высказавшие добровольное согласие предоставить в распоряжениe органов государственной статистики информацию своих доходах и расходах и их структуре, - это, как правило, низко- и среднедоходные семьи. Наименее обеспеченные семьи, состоящие из пенсионеров, беженцев, вынужденных переселенцев, а также военнослужащие срочной службы и ряд других категорий беднейшего населения оказываются вне пределов бюджетной выборки, равно как и наиболее высокодоходные слои населения. В результате семейное обследование бюджетов характеризует уровень и дифференциацию официально получаемых номинальных доходов 95-00 млн чел., или 65-68 % населения России.

    В этой вязи органы государственной статистики проводят расчеты, или дооценку, ряда распределения населения о доходу с целью распространить его на все население максимально возможно учесть численность наименее и наиболее обеспеченных слоев населения. Начиная с 1993 г. в России проводится дооценка и еще одного важнейшего показателя, который применяется при расчете показателей дифференциации, - среднедушевого дохода. В настоящее время эта дооценка вставляет около 20 % от величины среднедушевого (дохода, определяемой по данным, полученным из различных источников. Ее расчет основан на использовали величины розничного товарооборота (который в;вою очередь досчитывается на объем торговли неорганизованного рынка), информации о прочих расходах населения (например, в 1997 г. в личной собственности граждан России находилось 17.5 млн легковых автомобилей, в том же году было продано 4.5 млн зарубежных туристических путевок) и приросте наличных денег и сбережений населения.

    Измерение неравенства по рядам распределения населения по доходу можно производить с использованием порядковых статистик и их соотношений, а также других показателей, характеризующих дифференциацию доходов населения (подробно эти характеристики рассматривались нами в лекции 20). Однако применение их связано с определенными ограничениями.

    Во-первых, практически ни одна из этих характеристик, как таковая, не дает представления о размерах (и тем более о динамике) неравенства. Для того чтобы оценить неравенство с помощью какого-либо показателя, необходима определенная база сравнения или, как минимум, еще одно значение этого показателя. В качестве такой базы можно использовать значение соответствующего показателя в некоторые моменты времени в прошлом, в другой стране, регионе и т. п. Некоторые показатели размеров неравенства (например, коэффициент Джини) основаны на сравнении фактического значения показателя с его значениями, отвечающими ситуациям полного социального равенства и полного социального неравенства. В этом подходе есть определенный недостаток, поскольку обе ситуации являются гипотетическими, и в реальной действительности определенный уровень неравенства в обществе необходим.

    Во-вторых, сравнение показателей неравенства должно проводиться при прочих равных условиях, в которых находятся единицы наблюдения. Если, например, при исследовании динамики неравенства в стране или регионе используются стоимостные показатели, то при их сравнении следует учитывать инфляцию; аналогичным образом при сравнительном изучении неравенства в различных странах или регионах следует учитывать различную стоимость жизни и покупательную способность валюты. Одним из показателей, связывающих социальное неравенство и общественное благосостояние, является индекс Аткинсона, о котором пойдет речь в конце раздела.

    Однако даже если представить себе, что дифференциация денежных доходов оценена строго, нельзя считать этот показатель адекватным отражением неравенства в обществе.

    На самом деле, два индивида с разным уровнем дохода могут оказаться "равными", и наоборот, два человека с одинаковым доходом - "неравными", Причин тому несколько.

    Во-первых, как уже было сказано выше, кроме денежного дохода, люди получают доходы в неденежной форме (удовлетворение от работы, отдых и т. д.). Их вкусы (предпочтения) могут быть различны. Если неравенство говорить о равенстве в терминах полезности, то человек с низким доходом может получать большее удовлетворение от продолжительного досуга, так как работает он немного, а отдых для него важнее материальных благ.

    Наоборот, тот, кто больше ценит деньги (т. е. товары и услуги, которые можно, таким образом, купить), добровольно сокращает свой досуг, так как ценит его ниже. При этом оба могут достичь более высокого уровня полезности: один - сокращая доход, другой - увеличивая его.

    Во-вторых, разница в доходах может быть вызвана возрастными различиями. Если опытный сорокалетний работник получает вдвое больше, чем неквалифицированный молодой человек 20 лет, здесь нет никакого неравенства. Старший получал вдвое меньше 20 лет назад, когда только начинал трудовую карьеру, а молодой, приобретя опыт и квалификацию, тоже в перспективе удвоит свой заработок. В данном случае мы имеем дело с различием в доходах, вызванным эффектом жизненного цикла, или естественным неравенством. Ряд исследований посвящен проблеме выделения естественного неравенства, присущего любому обществу и связанного с неоднородностью по возрасту его членов, из количественных мер общего неравенства. Например, М. Паглин показал, что после вычленения эффекта естественного неравенства коэффициент Джини по домохозяйствам США снизился в 1972 г. на 38 % .

    В-третьих, если в оценке благосостояния исходить из полезности, то для одной и той же семьи снижение среднедушевого дохода может сопровождаться ростом полезности.

    Например, рождение желанного ребенка сокращает среднедушевой доход семьи, но одновременно увеличивает полезность, так что семья может в итоге сохранить прежний жизненный стандарт.

    Кроме того, одинаковый денежный доход не гарантирует равенства даже при идентичных предпочтениях. Дело в том, что для стран с недостаточно развитыми рыночными отношениями характерно неравенство в доступе к определенным благам. Если два человека имеют одинаковый денежный доход, но один из них живет в городской квартире со всеми удобствами и телефоном, а другой - в деревенском доме с колодцем во дворе, то вряд ли здесь можно говорить о равенстве. Равенство номинальных доходов в этом случае сопровождается, как пишут А. Аткинсон и Дж. Миклерайт, "разницей в жизненных стандартах".

    И наконец, при одинаковом денежном доходе две семьи могут получать разные объемы трансфертов в натуральном выражении (это, например, здравоохранение, образование и т. п.), что может быть связано с принадлежностью семьи или ее отдельных членов к определенной социально-демографической группе. В итоге при равных денежных доходах налицо неравенство потенциальных возможностей в потреблении (согласно определению Саймонса).

    Вот почему можно утверждать, что показатели дифференциации среднедушевых денежных доходов семей в целом не могут служить адекватными индикаторами неравенства в обществе. Вместе с тем они широко используются в статистике многих стран мира, а также и международными организациями в расчете обобщающих показателей достигнутого страной уровня экономического и(или) социального развития при проведении межстрановых сравнений.

    Обратимся вновь к утверждению о том, что определенный уровень социального неравенства присущ любому обществу. Однако даже при равном его уровне в одной стране неравенство может стать социальной проблемой, а в другой - нет. Социальной проблемой неравенство становится, если абсолютные и относительные размеры низкодоходных групп населения велики, т. е. если в обществе появляется достаточно большой слой бедных людей.

    Различные Точного определения бедности и единых критериев определения отнесения индивида к категории бедного населения не бедности существует. В литературе по проблемам бедности принято различать понятия абсолютной и относительной бедности.

    Для определения абсолютной бедности рассчитывают минимальный доход, который требуется для удовлетворения основных потребностей, необходимых для физического выживания индивида. Все индивиды с доходом ниже этого минимального доходаштаются бедными. Абсолютная бедность не зависит г конкретной страны или общества, поскольку при ее определении предполагается, что минимальные потребности всех индивидов одинаковы.

    В относительном смысле бедными можно считать тех людей, которые не могут позволить себе приобретение и потребление благ и услуг, принятых в данном обществе за минимально необходимый жизненный стандарт. Очевидно, что для стран с разным уровнем жизни этот стандарт будет разным, и при одном и том же абсолютном размере дохода человек может быть отнесен к категории бедных в какой-либо развитой стране, например в Швеции, и попасть в категорию богатых в стране с низким уровнем жизни, например в Чаде.

    В России в качестве официального масштаба бедности используется показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (для населения в целом и дифференцирование для отдельных социальных групп). Под прожиточным минимумом понимается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне. Прожиточный минимум учитывает расходы на питание (с учетом необходимой калорийности и питательной ценности), расходы на необходимые непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, которые должны осуществлять семьи с низким уровнем дохода. В основу его расчета на практике положена стоимость набора из 25 основных продуктов питания, которая определяется ежемесячно (а в периоды высокой инфляции - еженедельно).

    Получить более детальную характеристику размеров бедности, выявить ее причины и структуру можно с помощью показателей, характеризующих, насколько далеки доходы бедного населения от черты бедности или насколько велика доля крайне бедного населения в общей численности бедных слоев населения. Приведем некоторые показатели, которые используются в этих целях в российской статистике:

    Дефицит дохода - это отношение общей суммы доходов населения, недостающих до величины прожиточного минимума, к общей сумме денежных доходов населения, выражаемое в процентах;

    Крайняя бедность - численность семей, среднедушевой доход в которых составляет на момент обследования не более половины прожиточного минимума;

    Постоянная бедность - численность семей, размер среднедушевого дохода в которых был ниже прожиточного минимума в течение года, предшествующего моменту обследования.

    Психологические аспекты понятия бедности тесно связаны с субъективными оценками со стороны домохозяйств принадлежности к бедным семьям, с лишениями (например, нехватка денег на покупку определенных продуктов питания, услуг, товаров длительного пользования, отсутствие качественного жилья и т. д.). Эти критерии, как правило, непосредственно связаны с богатством домохозяйств и позволяют оценивать уровень бедности через показатель богатства, а не дохода (о недостатках последнего для измерения неравенства мы уже упоминали выше). Кроме того, в них учитываются нематериальные факторы, характеризующие принадлежность домохозяйства к определенному социальному классу. Специальный измеритель неравенства, связанный с функцией общественного благосостояния, был предложен в 1970г. британским экономистом А. Аткинсоном и в современной экономической литературе получил название индекса Аткинсона. Построение индекса Аткинсона основано на следующих допущениях.

    1. Полезность дохода каждого из п членов общества описывается функцией:

    где Y i , u i - доход iтого индивида и его полезность; e - константа, e ? 0. При e = 1 полезность описывается функцией:

    U(Y i) = lnY i . (2)

    Описанные здесь функции характеризуются убывающей предельной полезностью; эластичность предельной полезности по доходу постоянна и равна -е.

    2. Функция общественного благосостояния представляет собой сумму индивидуальных полезностей:

    Эквивалентный уровень дохода Y e ., определяется как такой 1 доход, который при равномерном распределении позволил бы обществу достичь того же уровня благосостояния, что и при существующем распределении доходов:

    W(U(Y e), ... , U(Y e)) = W(U(Y 1 , ... , U(Y n)).

    В соответствии с определением Y e и с учетом выражений (1), (2) для:

    Индекс Аткинсона определяется следующим образом:

    где Э - средняя арифметическая величина дохода:

    Рассмотрим некоторые основные свойства индекса Аткинсона. Равенство (4) показывает, что эквивалентный доход со статистической точки зрения представляет собой степенную среднюю степени 1 - е (при е = 1 - среднюю геометрическую). При е = 0 степенная средняя совпадает со средней арифметической. Общее свойство степенных средних (при условии, что индивидуальные значения усредняемой величины неодинаковы) состоит в том, что чем меньше показатель степени, тем меньше и среднее. Но если индивидуальные значения одинаковы, то любое среднее значение совпадает с индивидуальным, и, следовательно, все средние равны друг другу. Таким образом, если бы все члены общества получали равные доходы, то выполнялось бы равенство Y e = Э, но вследствие индивидуальных различий эквивалентный доход меньше среднего арифметического.

    Эквивалентный доход характеризует минимальный уровень среднего дохода (а следовательно, и суммарного дохода всех членов общества), который позволил бы достичь того же уровня благосостояния, который достигается при существующем среднем доходе и при существующем неравенстве. Разрыв между Э и Y e , тем больше, во-первых, чем больше дифференциация доходов, а во-вторых, чем больше параметр е, играющий роль меры неприятия обществом неравенства доходов. При стремлении е к бесконечности эквивалентный доход стремится к минимальному из существующих в данном обществе, что может быть охарактеризовано как абсолютное неприятие неравенства. Индекс Аткинсона есть, таким образом, относительное (в долях совокупного дохода) выражение той цены, которую общество платит за существующий уровень социального неравенства.

    Поясним сказанное на примерах. Пусть общество состоит из трех членов с доходами 1, 10 и 100 ед.; средний арифметический доход составляет Э = (1 + 10 + 100)/3 = 37. При е = 0.5 имеем:

    и индекс Аткинсона I A = 1 - 22.29 / 37 = 0.398.

    При е = 1 получаем Y e = (1·10·100) 1/3 = 10; I A = 1 - 10/37 = 0.729. При e = 2:

    Если е > ?, то Y e > 1; предельное значение индекса Аткинсона равно 0.972.

    Различия в доходах в приведенных примерах были весьма значительны.

    Если мы рассмотрим пример с меньшей дифференциацией, положив индивидуальные доходы равными 26, 35 и 51 (с тем же средним арифметическим, равным 37), то получим следующие результаты:

    е = 0.5, Y e = 36.35, I A = 0.0177,

    е = 1, Y e = 35.70, I A = 0.0351,

    е = 2, Y e = 34.47, I A = 0.0684.

    Предельные значения при е > ? равны Y e = 26, I A = 0.297. Преимуществом индекса Аткинсона по сравнению с другими методами измерения неравенства считается тот факт, что проблема выбора функции общественного благосостояния сводится в этом индексе к тому, чтобы задать значение параметра е. Однако в этом же состоит и недостаток индекса Аткинсона, ибо однозначного (и тем более формализованного) решения этой проблемы найти нельзя. Поэтому при расчете индекса Аткинсона в распоряжении исследователей оказываются лишь некоторые соображения общеэкономического характера относительно параметра е и его интерпретации. В табл. 1 представлены данные о распределении населения РФ по уровню среднедушевого денежного дохода в 1994 и 1995 гг. По данным этих рядов распределения средний доход составил 194.98 тыс. р. в 1994 г. и 489.685 тыс. р. в 1995 г. В табл. 2 приводятся значения индекса Аткинсона, рассчитанные по этим рядам для различных значений параметра е, за 1994 и 1995 гг. Для каждого из приведенных значений е индекс Аткинсона выше в 1994 г. Это значит, что плата за существующее в обществе неравенство была в 1994 г. выше, чем в 1995 г., в первую очередь ввиду большего неравенства доходов населения (что подтверждается и значениями коэффициента Джини за эти годы).

    Например, при е = 1.5 выгода, которую можно было бы получить от роста общественного благосостояния при равномерном распределении доходов, эквивалентна росту доходов на 0.355, или 35.5%, в 1994 г. и 0.281, или 28.1%, в 1995 г. Конечно, данные выводы верны при заданной функции общественного благосостояния (3).

    Таблица 1. Распределение населения РФ по среднедушевому денежному доходу*

    интервал дохода, тыс. руб.

    интервал дохода, тыс. руб.

    удельный вес населения сданным доходом в общей численности населения, %

    Свыше 1000.0

    Свыше 1000.0

    Таблица 2. Индекс Аткинсона для рядов распределения населения РФ по средведушевому денежному доходу

    Средний доход,тыс. руб.

    Индекс Аткинсона

    Коэффициент Джини

    3. Социальные трансферты в России и в других странах

    Совокупность методов воздействия государства на распределение доходов принято называть перераспределительной политикой. Эти методы весьма многообразны и изменяются в широком диапазоне в зависимости от политических, культурных, исторических и прочих особенностей каждого конкретного государства. В данном разделе предлагается сравнительный анализ перераспределительной политики в России и в странах с развитой рыночной экономикой, в первую очередь в США и Германии. Выбор последних двух стран объясняется желанием обеспечить полноту сравнения, так как они представляют собой две хорошо идентифицируемые модели социальной политики - "американскую" и "европейскую".

    Социальные трансферты - это определенные способы реализации перераспределительной политики. Внутренняя структура социальных трансфертов различается в зависимости от особенностей той или иной модели социальной политики и включает три укрупненных элемента:

    1) социальное страхование,

    2) общественная помощь,

    3) детские пособия. Основное различие между моделями социальной политики заключается в трактовке детских пособий как самостоятельного элемента социальных трансфертов ("европейская" модель) либо как составной части общественной помощи ("американская" модель). В первом случае детские пособия предоставляются всем семьям, имеющим детей, а во втором - только тем, чьи доходы падают ниже определенного уровня (что выявляется с помощью специального теста). В системе общественной помощи в России проверка уровня доходов потенциальных реципиентов не осуществляется. Исключение составляет лишь введенная в 1997 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" программа жилищных компенсаций. Поэтому для нашей страны выделение детских пособий из блока общественной помощи может быть пересмотрено в случае введения для них проверки уровня доходов семей-реципиентов. Колебания в объемах социальных трансфертов в России из года в год весьма велики.

    При этом по общему их уровню в процентах к ВВП наша страна находится в середине между группой стран, объединяемых "европейской" философией социального обеспечения, и группой стран, которые более склонны к "американской" (индивидуалистической) философии. Для первой из названных групп (Франция, Германия, Швеция, Италия) социальные трансферты составляют в среднем 20.6 % ВВП, тогда как для второй (США, Канада, Япония) - в среднем 11.7% ВВП.

    Промежуточное положение России по доле социальных трансфертов в ВВП между странами "европейской" и "американской" моделей социальной политики хорошо видно на рис. 1. Рассчитано по: Аналитическая записка Министерства финансов РФ "Об исполнении федерального бюджета в 1995 году"; Проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 1994 год"; Справка Министерства финансов РФ "О расходах консолидированного бюджета на 1994 год"; Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России// Вопр. экономики. 1996. № 10. С. 50-51. Социальная сфера России: Статистический сб. М., 1996. С. 9; Confronting poverty... P. 81.

    Обратившись к сравнительному анализу структуры социальных трансфертов, легко увидеть такую характерную для России особенность, как полное отсутствие денежной составляющей в блоке общественной помощи. Кроме того, сравнительно невелика доля социального страхования. Она составляет менее 50 % в общем объеме социальных трансфертов, тогда как в США - более двух третей, а в Германии - более 80 % . Эта структура наглядно представлена на рис. 2.

    Рис. 1. Социальные трансферты в странах с развитой рыночной экономикой (1990 г.) и в России (1994-1995 гг.)

    Рис. 2. Структура социальных трансфертов в США (1990г.), Германии (1990 г.) и России (1994 г.). 1 - детские пособия; 2 - общественная помощь в натуральной форме; 3 - общественная помощь в денежной форме; 4 - социальное страхование

    Социальное страхование

    Государственное социальное страхование предназначено для замещения доходов индивидов, утраченных в результате некоторого события, такого как безработица, заболевание или потеря трудоспособности в старости. Этот перечень функций характерен для большинства стране рыночной экономикой и иногда дополняется другими видами социального страхования. Нередко сюда относят и страхование от несчастного случая на производстве, но оно носит в большей степени отраслевой характер (из-за отраслевой природы риска), чем общегосударственный.

    В России страхование от риска утраты заработка в связи с кратковременной нетрудоспособностью, вызванной заболеванием, входит в социальное страхование. В США данный вид риска вообще не покрывается через систему государственного страхования, а лишь на основе двусторонней договоренности между работодателем и наемным работником. В Германии государство также не страхует граждан от кратковременной нетрудоспособности, хотя если заболевание продолжается более 6 недель, то страховые выплаты производятся через систему медицинского страхования (больничные кассы) (рис. 3).

    При оценке результатов сравнения следует иметь в виду особенности систем медицинского страхования в рассматриваемых странах. В России государственное медицинское страхование является всеобщим и обязательным, тогда как в Германии ими охвачено примерно 90 % населения, а в США право на получение выплат по программе "Медикэр" имеют лишь граждане старше 65 лет.

    Кроме того, для целей сравнительного анализа вполне допустимо рассматривать расходы российских фондов обязательного медицинского и социального страхования как две составные части одного функционального целого - страхования по болезни.

    Рис. 3. Структура расходов на социальное страхование в США (1990 г.), Германии (1990 г.) и России (1994 г.). 1 - фонд социального страхования; 2 - страхование по безработице; 3 - медицинское страхование; 4 - пенсионное страхование. Рассчитано по: Справка Министерства финансов РФ "О расходах консолидированного бюджета на 1994 год"; Confronting poverty... P. 81

    Чтобы обеспечить полноту сравнения, необходимо рассмотреть и источники финансирования программ социального страхования.

    Во всех трех странах установлены специальные, так называемые маркированные налоги, базой для которых служит начисленная заработная плата.

    При этом маркированные налоги в России имеют две характерные особенности.

    1. Пропорциональность. Государственное социальное страхование в большинстве стран мира ориентируется на средний и низший общественные классы. Считается, что не следует создавать искусственных препятствий гражданам с высокими доходами для пользования услугами частных страховых компаний. Поэтому маркированные налоги не взимаются с заработков, превышающих установленную величину. В результате маркированные налоги становятся регрессивными. В России не практикуется установление верхнего предела налогооблагаемого заработка. В результате создаются стимулы к сокрытию доходов и искусственно ограничивается спрос на страховые полисы, предоставляемые частными компаниями. Однако есть и положительная сторона: маркированный налог становится пропорциональным, а не регрессивным, что, как известно, лучше отвечает целям перераспределения.

    2. Уплата налога работодателем. Как правило, в мировой практике применяется принцип равной ответственности работника и работодателя за уплату маркированных налогов.

    Однако этот факт носит чисто символический характер. Учитывая возможности перемещения налогового бремени, становится ясно, что формальное установление процентных долей уплаты налога не влияет на то, кто уплачивает налог фактически. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рабочую силу налог может быть полностью перемещен как на работодателя, так и на работника. В России маркированные налоги полностью уплачиваются работодателем. Исключение составляет налог в Пенсионный фонд, причем из суммарной ставки, равной 29 %, лишь 1 % уплачивается работником (табл. 3).

    Таблица 3. Ставки маркированных налогов в России (%)

    *28 % уплачивается работодателем, 1 % - работником

    В Германии величина максимального месячного налогооблагаемого заработка одинакова для систем пенсионного страхования и страхования по безработице. Для всех трех видов социального страхования используется принцип равной ответственности за уплату налога (табл. 4).

    Таблица 4. Ставки маркированных налогов и максимальный месячный налогооблагаемый заработок в Германии*

    Пенсионная система

    Максимальный заработок, марок

    Ставка налога, %

    Страхование по безработице

    Ставка налога, %

    Медицинское страхование

    Максимальный заработок, марок

    Ставка налога, %

    В США величина максимального месячного налогооблагаемого заработка одинакова для систем пенсионного страхования и "Медикэра". Для страхования по безработице она же учитывается в двойном размере. При этом в последней страховой программе (в отличие от первых двух) маркированный налог полностью уплачивается работодателем (табл. 5).

    Таблица 5. Ставки маркированного налога, уплачиваемого в пенсионную систему, и максимальный месячный налогооблагаемый заработок в США*


    Возникает естественный вопрос, почему победила позиция противников НЭПа, несмотря на то, что его итоги были весьма благоприятными. За 1921- 1927 гг. промышленное производство выросло почти в 6 раз, сельское хозяйство приблизилось к довоенному уровню, постепенно повышался жизненный уровень основной массы населения. Однако развитие при НЭПе сопровождалось серьёзными противоречиями. Руководство страны не смогло найти тот баланс интересов различных слоев населения, который позволял бы обеспечить развитие на базе НЭПа. Прежде всего рыночные процессы неизбежно вели к усилению дифференциации материального положения как различных групп населения, так и разных отраслей и предприятий. Нужен был такой механизм перераспределения доходов , который не подрывал бы стимулы к труду. Его созданию препятствовало представление о неизбежности борьбы государственного и частного секторов экономики и необходимости ограничения административными методами роста последнего. Далее, осуществление индустриализации было связано с перераспределением средств из сельского хозяйства в промышленность. Выбор в пользу нереальных темпов вызывал нарушение рыночного равновесия , что влекло за собой дальнейшее вмешательство в рыночный механизм . Наконец, отказ разрешить деятельность других партий, который сам по себе ещё не препятствовал становлению рыночной  

    Но почему мы должны больше касаться неравенства, связанного с обеспечением общественными благами (и налоговыми ставками) на местном уровне, а не говорить о неравенстве в общем Являются или необходимыми специальные федеральные программы, направленные на сокращение этого особого вида неравенства Если мы хотим большего перераспределения, почему бы просто не ввести более прогрессивный налог , дав затем людям возможность выбрать, как потратить их деньги Если они хотят жить в общинах, которые тратят больше или меньше на местные общественные блага , почему не позволить им это Вопросы аналогичны тем, которые возникли в предшествующих главах, касающихся того, следует ли государству проводить особую политику, направленную на сокращение степени неравенства в доступе к специфическим товарам, таким как медицина, питание и жилье.  

    Однако при знакомстве с теорией Д. Рикардо возникает еще один любопытный вопрос если рост бюджетного дефицита должен привести в будущем к увеличению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации Один из возможных ответов состоит в том, что население склонно к принятию слишком близоруких решений, не учитывающих всех хитросплетений государственной политики . Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.  

    Так, при упоминании категории налог в сознании возникает представление о неком движении стоимости в денежном выражении безотносительно какой бы то ни было формы от субъекта, ее создавшего, в пользу правителя или государства. Иными словами, упоминание о налоге вызывает в сознании образ перемещающихся денег из частного пользования в государственное. Но этого явно недостаточно, чтобы управлять этим движением. Следует углубиться в смысл этого движения и понять, как и почему оно происходит, с чего начинается и чем заканчивается, к каким результатам приводит. Это движение есть не что иное, как распределительные и перераспределительные отношения. Они объективны, ибо продиктованы жизненной необходимостью. Вот именно это движение олицетворяют экономическая категория налог и организационно-экономическая категория налогообложение. Следовательно, обращаясь к изучению первооснов налоговых отношений, наука исследует глубинные закономерности воспроизводства и распределения. В этом случае налогообложение как общественно необходимый процесс представляет собой совокупность экономико-правовых отношений, формирующихся при перераспределении части созданной в производстве стоимости сугубо в общественных целях. Но распределить можно только то, что создано в производстве. Именно эту закономерность констатирует наука о всеобщей экономической категории распределения финансы, включающая в себя частные категории налог и налогообложение.  

    Почему вы должны пытаться определить отправную точку даже такого долгосрочного тренда Мало людей, если таковые вообще имеются, фактически торгуют на таких моделях. Разве что долгосрочные инвесторы , типа поколения демографического взрыва , у которых их пенсионные сбережения заперты в 401 (k) планы17. Если происходит крах рынка на 90%, или даже на 60 процентов, то некое главное перераспределение активов становится необходимым, и скоро. Долгосрочный подсчет дает вам набор предположений, помогающих определять ценовые риски.  

    Почему необходимо перераспределение?

    Рассматривая проблему неравенства под различными углами зрения, можно выделить несколько аргументов в пользу его снижения и, следовательно, перераспределения доходов в обществе. Говоря о неравенстве с позиций экономики благосостояния, следует отметить возможную взаимосвязь между социальным неравенством и размером общественного благосостояния. При определенных предположениях о функции общественного благосостояния (аддитивность; убывающая предельная полезность по доходу; индивидуальные функции полезности одинаковы и ставят полезность в зависимость только от дохода индивида) она достигает своего максимума в условиях полного равенства (см. лекцию 20). Поэтому любое снижение неравенства, вызванное перераспределением дохода, приводит к росту общественного благосостояния. Такое перераспределение дохода в полной мере отвечает реализации принципа максимина, положенного в основу функции общественного благосостояния Дж. Роулза. При других допущениях (неаддитивность, различие в индивидуальных функциях полезности) повышение благосостояния может потребовать неравенства доходов. перераспределение доход трансферт

    Второй аргумент в пользу перераспределения доходов в обществе носит макроэкономический характер - это существование определенной взаимосвязи между уровнем социального неравенства и темпами экономического роста. По сути, этот аргумент несколько противоречив и используется и сторонниками, и противниками процессов перераспределения. С одной стороны, чем менее интенсивный характер носят перераспределительные процессы, тем сильнее стимулирование индивидов к производительному труду, которое проявляется в возможности получения ими высоких реальных доходов. В этом смысле неравенство - это цена, которую общество вынуждено платить за эффективную экономическую систему и стабильный экономический рост.

    Однако слишком высокий уровень неравенства приводит, напротив, к снижению экономического роста в стране (т. е. между неравенством и темпами экономического роста существует взаимосвязь в форме выпуклой вверх параболы - с ростом неравенства происходит увеличение темпов экономического роста только до определенного уровня, начиная с которого при дальнейшем увеличении неравенства темпы экономического роста снижаются). Поэтому целесообразно регулировать неравенство путем проведения политики перераспределения и не допускать слишком высокий его уровень. Третья причина связана, пожалуй, с наиболее ярким проявлением неравенства - с проблемой бедности. Бедность существует в любой стране, независимо от достигнутого в ней уровня жизни. К бедным относят людей, которые не имеют возможности жить в соответствии с минимально необходимыми стандартами, принятыми в данной стране. Вследствие этого они лишены также возможности в полной мере использовать все права и привилегии, гарантированные гражданам этой страны. Для бедных слоев населения характерны низкие уровень и качество жизни, высокая смертность (в том числе детская); значительная часть правонарушений также совершается представителями бедного населения. Ввиду этих соображений, а также в соответствии с принципами социальной справедливости и общепринятыми нормами в демократическом государстве снижение размеров бедности является одной из целей государства, реализация которой осуществляется с помощью политики перераспределения доходов. Механизмы перераспределения доходов достаточно разнообразны, и применение того или иного механизма зависит от существующего в стране уровня неравенства, его структуры, причин, а также специфики целей и задач политики по снижению неравенства. Поэтому, прежде чем ставить задачу перераспределения доходов, нужно понять, что такое неравенство и как оно может быть оценено (измерено).

    Loading...Loading...