Деловая игра по теме борьбы с коррупцией. Урок – игра «город без коррупции» (номинация – внеклассное мероприятие). Мозговая атака «Да - Нет»

19 сентября 2014г. в гимназии прошла деловая игра « Коррупция как есть…»

(сценарий игры прилагается)

«Познавательная игра «Коррупция как есть …»

Цели:

 способствовать формированию устойчиво-отрицательного отношения к коррупции как социальному злу, пониманию её сложности, глубины и негативности последствий для каждого человека в отдельности и общества в целом;

 ориентировать учащихся на необходимость противодействия коррупции для развития и процветания общества.

Комментарии учителя: Как показывает мировая история, коррупция имела и по-прежнему в той или иной степени имеется в любом обществе и в любой стране. При очевидности ответа на вопрос «Чем вредна коррупция?» ответ на него далеко не всегда звучит однозначно. Предлагаю вам в этом убедиться.

Мозговая атака «Да - Нет»

Задание: Каждый участник имеет две карточки «+» и «-». Учитель называет различные последствия и проявления коррупции. Те учащиеся, кто считает, что следствие негативное - поднимает карточку «-», те, кто положительным - «+»:

 коррупция аморальна, задаёт неверные ориентиры для общества.

 коррупция - основа криминальных структур.

 коррупция позволяет в короткие сроки решать личные проблемы и удовлетворять свои потребности, без «нервотрёпок» преодолевать бюрократические барьеры.

 для многих представителей малоимущих слоёв населения коррумпированное поведение - возможность противостоять бедности (например, воспитатель детского сада получает поощрения от родителей за более внимательное отношение к их ребёнку, и т. д.).

 в угоду отдельным личностям губится наше общее достояние и достояние потомков (например, чиновники закрывают глаза на бесконтрольную вырубку и вывоз ценных пород дерева за «приемлемое» вознаграждение).

 многие действительно талантливые люди смогли заявить о себе и впоследствии стать известными благодаря «полезным» связям.

 коррупция делает управление на всех уровнях неэффективным, т. к. «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению встроиться в систему коррупционных связей.

 высокий уровень коррумпированности всех сфер жизни роняет авторитет России на международной арене.

Комментарии учителя: Прежде чем вам будет предложено следующее задание, приведу следующий исторический факт. Петром I был утверждён так называемый «Табель о рангах» - документ, которым чётко определялся правовой статус чиновников государственного аппарата, а право на почёт признавалось только личными заслугами каждого. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату. Однако госаппарат при Петре I настолько разросся, что содержать его стало проблематично. Жалованье выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Пётр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдёт у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет повешен, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно ответил: «Не хватит верёвок».

Это яркий пример того, что коррупция – явление не случайное и эпизодичное, а системное. И как любая система она имеет свою структуру, каждый элемент которой – важное звено, имеющее свое назначение.

Лото «Коррупция: структурные элементы»

Задание: на игровое поле лото с указанными структурными элементами коррупции наложите карточки с соответствующими определениями, понятиями или примерами (каждое правильное наложение – 1 балл)

Игровое поле:

Карточки (вырезаются и раздаются игрокам в комплекте в конверте)


Те, кем совершается коррупционное деяние: с одной стороны - государственное или частное лицо, наделённое официальными полномочиями, статусом, авторитетом, с другой – тот, кто по доброй воле или принудительно способствует удовлетворению интересов первого.

Конфликт интересов между государственным, общественным долгом с одной стороны и личной корыстью – с другой.

Граждане государства: их интересы, социальное и экономическое благополучие, безопасность, т.д.

Все, кто вовлечён в систему коррупционных связей

Взятка, давление, принуждение, вымогательство, хищение, злоупотребление служебным положением..

Против чего направлено коррупционное деяние – общественное благо и государственный интерес.

Прямая материальная и/или нематериальная выгода, преимущества в чём-либо.


Использование служебных полномочий, статуса, авторитета

Государственный, общественный и частный сектор во всех сферах жизни общества. Укоренённость в сознании общества, менталитете.

Игровое поле с наложенными карточками сдаётся в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

«Не бывает дыма без огня»

Комментарии учителя: Как не бывает дыма без огня, так и широкомасштабное распространение коррупции в России является следствием целого комплекса причин. Как в медицине врач прежде, чем лечить, определяет диагноз больного – причину недомогания, - так и в отношении коррупции - определение и чёткое обозначение причин её возникновения – необходимое условие в выработке мер по борьбе с этим социальным злом.

Задание: Командам предлагается «ромашка», состоящая из 6 «лепестков» - причин коррупции. Каждая команда выбирает по «лепестку» - причине. По истечении 3-4 минут группового обсуждения, участники знакомят своих соперников с этой причиной и для точного понимания приводят конкретные пример. Жюри оценивает правильность понимания причины и выразительность и примеров (максимальное количество баллов – 3)

Причины коррупции («лепестки ромашки»):

 Недостаточная правовая подготовка граждан, информированность населения о последствиях коррупции для общества.

 Отсутствие подлинной независимости средств массовой информации.

 Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.

 Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на её низшем уровне.

 Криминализация значительной части политической элиты.

 Неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности.

«Не подмажешь - не поедешь».

Комментарии учителя: Специалисты, занимающиеся изучением феномена коррупции, выделают различные формы коррупции, которые классифицируются по различным признакам: по сферам проявления (экономическая и политическая), по характеру самого деяния (легальная, преступная, уголовная), по уровню распространения (низовая, верхушечная, международная) и так далее. При выполнении следующего задания, мы познакомимся с так называемой бытовой коррупцией. Бытовое понимание коррупции формируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке и подаётся как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, определённые правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Ужасно то, многие россияне относятся к этому как «к норме».

Задание: Соедините стрелками звенья цепочек, отражающих сущность указанных форм бытовой коррупции (за каждую верно сформированную «цепочку» - 2 балла):


Формы бытовой коррупции

Категория

граждан-участников


Проявления

коррупции


Меры борьбы

Коррупция выживания

Малоимущие

слои населения.


«Нужен паспорт за три дня, а его делают три недели», «Плачу, чтобы быстрее продвинуться в очереди на место в детский сад»

Серьёзная правоохранительная и оперативная работа

Коррупция комфорта

Властные и богатые.

«Хочу того, что не положено,

за хорошие деньги»,

«Купить можно всё, в т.ч. и закон»


Повышение уровня социальной сферы, «горячие линии» с властями и правоохранительными органами по проблеме обирания бедняков

Коррупция престижа

«Средний» класс.

Старушка отдаёт 50 руб санитарке в больнице, такой же жалкой беднячке.

Снижение бюрократии, развитие и усовершенствование инфраструктуры, преследования за использование служебного положения, т.д.

Бланк с выполненным заданием команды сдают в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Вместе против коррупции».

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Ход игры.

О какой общественной проблеме идет речь?

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)

  1. Работа с понятиями по теме.

проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)

понятие

определение

коррупция

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

взяткодатель

лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях.

волокита

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

взятка

это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности

злоупотребление полномочиями

это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации).

фаворитизм

пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы.

кумовство (непотизм)

служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу

растрата

противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях , приводящее к потере этих средств для первичного владельца.

мошенничество

преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана.

деловая коррупция

возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

бытовая коррупция

порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

коррупция верховной власти

относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.

  1. Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

  1. О чем гласит народная мудрость Домино.

Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
  • Где говорят деньги, там молчит совесть- (человек, желая обогатиться, забывает о морали)

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

  1. Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.

Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.

Команды выбирают по одной ситуации (использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.

Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.

№ ролика

Сюжет ролика

Верная правовая трактовка ролика

Кадры из художественного фильма «Гараж»

Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовство рупции: взятка

Кадры из фильма «Служебный роман»

Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способом коррупции

Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1

Я использование чиновниками своего положения, кумовство

Кадры из фильма «Берегись автомобиля»

Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция, , взятка , взятка служебного положения

Кадры из фильма «Операция Ы»

Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты

5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.

Тема выступления

Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а

Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией.

2. Экономические последствия коррупции-10-б

Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики

3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в

Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене

4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б

Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а

Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции.

Методический комментарий: команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией (максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

1 балл

Коммуникативный замысел

1 балл

Представление материала

3 балла

6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.

Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
  4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

По 1 б. за верный ответ, макс=2б

2. народная муджрость – 1б

3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм

Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл.

Макс.=2б

4. Анализ последствий коррупции для государства и общества - домашнее задание

См. ниже

Макс=5 б

5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!"

Макс+5

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

Правила оценивания домашнего задания.

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме

1 балл

Коммуникативный замысел

Убедительность аргументации, логика подача материала;

1 балл

Представление материала

Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов.

3 балла


Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классов

– воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6де и 7де,8д классов

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Методические комментарии

Основная воспитательная работа с учащимися 5 – 7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

Вступление урока

Корру́пция (от лат . corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

В ыделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия .

На основе разобранных понятий, терминов и признаков связанных с коррупцией строится в дальнейшим игра.

Игра «Создание президентской команды» .

Ход игры: методом жеребьевки выбираются 5 6 детей, которые становятся президентами компаний. Им предлагается в течение 30 минут набрать себе команду помощников. Причем в эту команду должно входить 7 человек, каждый из которых получает определенный титул первого, второго, третьего и т. д. помощников. Первый помощник получает зарплату в размере 70 тысяч, второй 60 тысяч, третий 50 тысяч и т. д. с уменьшением на 10 тысяч. Каждому президенту выдается набор карточек со званиями помощников. По итогам 30-минутной работы каждый президент представляет свою команду и обосновывает свой выбор: «первым помощником я назначил Васю Иванова, потому что …, вторым помощником Петю Сидорова… и т. д.». Оценка деловых качеств учащихся, использование определенных заданий для испытуемых свидетельствует о культуре подбора специалистов. Подбор специалистов по причинам: «он мне нравится, он мне пообещал…» считается проявлением склонности к коррупционному образу действий. Следует заметить, что созданная в детстве модель поведения трудно поддается корректировке в будущем. С нашей точки зрения, именно в этом возрасте закладываются основные способы взаимодействия с окружающими людьми. В процессе обсуждения игры следует внимательно разобрать все случаи подбора советников на основе личных отношений и предложенных обещаний. При этом важно обсудить все случаи подбора специалистов на основе личных отношений и взяточничества, которые вспомнят учащиеся по рассказам родителей. Очень сложная задача педагога заключается в том, чтобы убедить учащихся в порочности подобной практики. Здесь очень важна убежденность самого педагога в необходимости бороться с коррупцией.

Деловая игра «Городская застройка».

В ходе игры выбираются 4 – 5 мэров города, которым необходимо построить ряд зданий. Рядом с каждым зданием написано количество прибыли. Например, постройка школы – прибыль 20 тысяч, постройка жилого дома – прибыль 500 тысяч и т. д. Все остальные учащиеся объявляются директорами строительных фирм, которые должны получить максимально выгодные заказы. Для этого выделяются 30 минут игрового времени. Затем каждый мэр обосновывает выдачу заказов, а каждый директор фирмы рассказывает, как и какие заказы, он получил. Проявление личных отношений, подкуп мэров какими-либо обещаниями оценивается как проявление коррупции. В процессе подведения итогов игры важно разобрать каждый случай незаконного получения выигрыша.

Варианты игр по выше предложенной схеме:

  • «Распределение премиального фонда». В ходе игры учащиеся делятся на группы – премиальные фонды и распределяют определенное количество премий (все премии разного денежного размера).
  • «Экзамен на знание правил школьной жизни» – выбирается 5 – 6 экзаменаторов, которые, получив экзаменационные билеты, принимают экзамен у остальных участников игра (каждый участник игры имеет право выбрать экзаменатора).
  • «Разрешенный запрет» поделившись на группы, участники игры находят 5–6 запретов, которые регулярно нарушаются. После изложения всех обнаруженных запретов выясняются причины их нарушения.
  • «Пропускной пункт» – выбираются 6 – 7 начальников пропускных пунктов, которым запрещается пропускать кого бы то ни было в определенное место. Задача остальных добиться разрешения на проход. Применение насилия к контролерам запрещается.
  • «Исключительные обстоятельства» выбираются 5–6 важных чиновников, которые не имеют права ставить подписи на карте участника. Задача остальных участников игры получить подпись чиновника любой ценой.
  • «Распределение путевок» в ходе игры выбираются 5 6 руководителей турфирм, которые имеют по три бесплатных туристических путевки. Их задача раздать эти путевки любым способом (жребий, голосование, личный выбор). Задача остальных участников игры получить максимальное число бесплатных путевок.

Анализ проведения урока-игры

Особенность этих игр заключается в их определенной провокационности. При наличии у педагога страхов перед возникновением конфликтов в этих играх их проводить не стоит. В целом, следует понимать, что стереотипы нашей жизни формируют готовность к коррупционному поведению. Поэтому разрушить эти стереотипы можно только в ситуации конфликта.

Следует заметить, что эффективным средством выстраивания отношения сотрудничества является прием организации системы дежурных командиров. В системе классного самоуправления дети по очереди в течение недели выполняют обязанности дежурного командира микрогруппы, в составе 5 – 7 человек. Необходимость взаимоподчинения порождает элементы сотрудничества. Одним из случаев коррупционного поведения является ситуация списывания. Обсуждение этой ситуации и ее преодоление способствует формированию осознанного отношения к проявлению коррупции. Еще одна ситуация, требующая обсуждения и анализа, связана с подкупом. Учащиеся этого возраста достаточно часто пользуются тем, что стараются подкупить окружающих и получить определенную выгоду.


Интеллектуальная игра: Молодежь- против коррупции .

Открытое районное мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции. Участники: Команды городских школ.

Оборудование: Презентация(слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

Цель : разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: Выяснить основные виды юридической ответствен­ности, показать, в каких случаях она может наступить; научить ха­рактеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не­правомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры.

1.1. Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре : Молодежь - против коррупции» Цель нашей игры - привлечь внимание к актуальной, злободневной проблеме - коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия коррупции В игре принимают команды 8 школ. Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..

За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

Мотивация.

(показ записи видеоблока Президента России –).

2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Д. А. вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!


1.Блок групповой работы. Работа над понятием «коррупция».
Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
Задание 1 .Объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий.
2.Объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода.
(Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка " относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего Россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления , выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
2.Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.) Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

1. 2.Блок групповой работы.
Задание 3.
Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту.
С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

2.1. Блок для работы в группах и конкурс капитанов.

Задание для команд - Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например:

Коррупция

Неизбежная непобедимая

Поглощает разрушает искушает

Вечная спутница любого дела

Спрут

2.2 .Конкурс капитанов 2 Пока команды составляют синквейн, Капианы отвечают на тесты. (Презентация).

2.4. Блок групповой работы.
Задание.
Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
Оптимальные причины коррупции ?( 1.Значительный объем государственных расходов .
2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти.
Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства, Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
(учебник))
Учитель
:
Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус . Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе .
1.5. Блок групповой работы. Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.


1.6. Блок групповой работы.
Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются :
1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
3) органы местного самоуправления ;
4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
5) средства массовой информации .
Виды коррупционных правонарушений:
1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями , за которые установлена дисциплинарная ответственность ;
2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность ;
3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Заключение (пока идет подсчет баллов)

Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней.

XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили , ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г . – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
С 1922г . – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т. к коррупция считалась редким явлением.

Цитаты о коррупции
Результаты игры.

Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!

Loading...Loading...