Сказка живая шляпа носов. Носов: Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

— Постой, я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Отзывы о сказке

    😴😴😴😴😴😴😴😴мама мне прочитала и я уснула

    Женя

    Сказка скучная но маленькая и мне это нравится я просто не навижу читать 🙅🙅🙅🙅🙅🙅😫😫😫😫😭😭😭😰😰😰😰😰

    Варя

    Настя

    лера

    Ну что сказать класс прикольно☺

    Аноним

    Я могу сказать только одно😱🙀

    Макар

    мне очень понравилась сказка и я много и хорошо читаю!!! 🙂

    ввика

    (котенка жалко)))

    ввика

    Смешная сказка

    Вика

    мало но супер

    лена

    было супер

    настя

    арина

    мне понравилось

    этапы работы над пересказом.

    В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова "Живая шляпа".

    Первый раз рассказ читает взрослый.

    Н. Носов "Живая шляпа".

    Она жи-жи-живая!

    Кто живая?

    Шля-шля-шля-па.

    По-посмотри сам!

    Ай! Ой! - закричали ребята.

    Пойду к себе домой.

    Ну, пойди, посмотри.

    Ну, я возьму лыжную палку.

    Вон там, возле стола.

    Эй ты, шляпа!

    Но шляпа не двигалась.

    Обсуждение.

    – Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ "Живая шляпа"?

    (Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).

    – На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.

    Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).

    • Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.

    Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

    Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

    Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

    Чего ты? - спрашивает Вадик.

    Она жи-жи-живая!

    Кто живая?

    Шля-шля-шля-па.

    Что ты! Разве шляпы бывают живые?

    По-посмотри сам!

    Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

    Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

    Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

    Ай! Ой! - закричали ребята.

    Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

    Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.

    Пойду к себе домой.

    Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

    А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

    Ну, пойди, посмотри.

    Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

    Постой, я тоже кочергу возьму.

    Да у нас другой кочерги нет.

    Ну, я возьму лыжную палку.

    Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

    Где же она? - спрашивает Вадик.

    Вон там, возле стола.

    Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

    Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

    Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

    Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.

    Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

    Эй ты, шляпа!

    Но шляпа не двигалась.

    Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.

    Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

    Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

    Васька! - обрадовались ребята.

    Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.

    Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

    Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

    Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

    Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).

    – О чём эта часть рассказа?

    – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

    – Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)

    Вторая часть.

    Читаем вторую часть рассказа.

    Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?

    Смелые они мальчики или трусишки?

    – Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

    – О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)

    Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.

    Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?

    Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

    – Придумай название этой части. (Испуг)

    Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.

    – О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

    – Придумай название этой части. (Решение ребят)

    Читаем четвертую часть рассказа.

    – О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

    – Придумай название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

    Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).

    Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?

    Как бы ты поступил на их месте?

    План рассказа "Живая шляпа" (выписываете отдельно).

    1. Котёнок и ребята.
    2. Испуг.
    3. Решение ребят.
    4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

    Закрепление материала.

    – Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

    Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

    (восстанавливаем план по картинкам)

    Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.

    2 картинка

    Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

    – Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

    Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

    А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

    Что изображено на четвертой картинке?

    – Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.

    Также на проверку содержания рассказа можно провести игру

    Игра “Блицопрос”.

    – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:

    1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

    1. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
    2. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
    3. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
    4. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
    5. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха

    Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

    • Кто смел, тот и съел.
    • У страха глаза велики.
    • Велика голова, да мозгу мало.
    • Трусливому зайке и пенёк волк.

    У страха глаза велики .

    Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

    Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?
    - Так смешной или страшный этот рассказ?

    Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

    Создано: 18 июля 2018 Обновлено: 25 декабря 2018 Просмотров: 1308

    Рассказы для детей «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Живая шляпа» Носова Николая Николаевича известны, пожалуй, каждому ребенку. Их постоянно включают в список книг, рекомендованных для чтения в детском саду и начальной школе. Короткие, веселые, запоминающиеся сценки, взятые из жизни, очень нравятся маленьким читателям и слушателям.

    Николай Носов

    «Живая шляпа» и другие произведения писателя появились на свет после рождения в его семье ребенка. Малышу, как и всем детям, нужно было рассказывать сказки. Но Николаю Николаевичу больше понравилось самому выдумывать смешные истории - так пришла идея попробовать себя на писательском поприще. Первые произведения, в том числе рассказ «Живая шляпа», Носов написал в 1938 году, тогда же они стали печататься в детских изданиях, в основном в популярном тогда журнале «Мурзилка». Вскоре их накопилось достаточно, но выходу сборника помешала война. В результате появилась только в 1945 году и сразу же привлекла внимание читателей. С тех пор на протяжении нескольких десятилетий Николай Носов входит в число самых известных и самых любимых детьми младшего и среднего возраста писателей.

    «Живая шляпа» Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может. Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье. Произведение Носова «Живая шляпа» заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.

    Особенности сюжета и стиля

    Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ «Живая шляпа». Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой. Потому прекрасно работает который использует Носов. «Живая шляпа» - рассказ юмористический, так как нам весело наблюдать за тем, как абсолютно беспочвенный страх все больше одолевает героев. Кроме того, сюжет в рассказе развивается стремительно: Володя и Вадик моментально реагируют на происходящее и придумывают план действий. Если сначала они пытаются просто убежать - естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и но непременно желают раскрыть секрет шляпы. Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, - это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.

    Близка ребятам и лексика, которую использует в «Живая шляпа» - рассказ, где уместно употреблены выражения «что-то плюхнулось», «трясутся от страха», «стали швырять». Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.

    Воспитательное значение рассказа

    Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои - смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному. Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.

    «Живая шляпа» - рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.

    Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

    Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

    – Ай ай ай! – и бегом в сторону.

    – Чего ты? – спрашивает Вадик.

    – Она жи жи живая!

    – Кто живая?

    – Шля шля шля па.

    – Что ты! Разве шляпы бывают живые?

    – По посмотри сам!

    Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

    – Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

    Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

    – Ай! Ой! – закричали ребята.

    Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

    – Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.

    – Куда?

    – Пойду к себе домой.

    – Почему?

    – Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

    – А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?

    – Ну, пойди, посмотри.

    – Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

    – Постой, я тоже клюшку возьму.

    – Да у нас другой клюшки нет.

    – Ну, я возьму лыжную палку.

    Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

    – Где же она? – спрашивает Вадик.

    – Вон там, возле стола.

    – Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

    Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

    – Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

    – Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

    Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

    – Эй ты, шляпа!

    Но шляпа не двигалась.

    – Давай, наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.

    Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

    – Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

    – Васька! – обрадовались ребята.

    – Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

    Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

    – Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

    Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя. Читая его рассказ, читатель может увидеть перед собой обычных ребят, которые дружат и проводят свободное время вместе.

    Главные герои, Володя и Вадик, заняты раскрашиванием картинок. В рассказе отсутствует подробное описание ребят. Читатель может предположить, что рассказ о мальчиках младшего возраста, которые дружат друг с другом.

    В начале рассказа автор рассказывает читателю, как котёнок Васька случайно попадает в шляпу. Мальчики слышат, как что-то падает. Автор подробно передаёт страх Володи и Вадика, когда они видят, как шляпа ползает и прыгает. Читателю не страшно за ребят, так как ему уже известна причина развивающегося действия. Он осознаёт комичность описываемой ситуации.
    Мальчики заикаются и трясутся от страха, воображают страшные вещи. В рассказе автор не называет их трусишками. Он с юмором относится к данному происшествию. Читатель также не осуждает ребят за их страх, так как описываемая комическая ситуация и юмор снимают негативный эффект. Когда читатель читает дальше, тем веселее развивается следующая сцена.
    Мальчики вместе пытаются найти решение. Они начинают защищать себя. Ребята объединяются, чтобы проучить необычную живую шляпу. Автор в данной сцене показывает сплочённость и дружбу ребят.

    Володя и Васька начинают закидывать страшную шляпу картошкой. Этот момент является кульминацией. Когда картошка попадает в шляпу, она подскакивает и мяукает. Ребята осознают, что это их любимый котёнок Васька. Все их страхи были беспочвенными. Мальчики обнимают котёнка от радости. Дети рады, что всё так заканчивается.

    В рассказе “Живая шляпа” мораль преподносится с чувством юмора. Данный рассказ учит ребят быть смелыми, так как их страхи могут оказаться беспочвенными. Дружба может стать главным помощником в решении любых трудных ситуаций.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

      В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян

    • Образ и характеристика Стрельникова (Антипова) в романе Доктор Живаго Пастернака

      Пастернак в процессе развития сюжета дал Антипову вторую фамилию? Отчего он стал Стрельниковым!?

    • Я учусь в школе №12. История моей школы начинается в СССР. Тогда наша страна была больше, строилось много больниц, школ и детских садов. Первый камень в строительство основного здания был положен в тысяча девятьсот восемьдесят третьем

    • Сочинение Куда бы я хотел поехать летом и почему? 5 класс (на море, в деревню, в Париж)

      Я с нетерпением жду летних каникул. На них я очень хочу поехать к своей бабушке в деревню. Прошлым летом я провел у нее почти три месяца.

    • Образ и характеристика Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

      Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика

Loading...Loading...