Смотреть что такое "Абхазцы" в других словарях. Абхазия — это Россия или заграница

Самоназвание

Название, которым называют себя сами абхазы – аҧсуа, а свою древнюю территорию они называют Ашви (земля абхазов). Соседние народы называют их по-разному: aigba и mdauei (карачаевцы, кабардинцы), baskhyg (убыхи), mephaz (сваны), aphaza (мегрельцы), apkhazi (грузины), abaza (турки). Название абхаз приобрело популярность среди русских. относится к абхазо-адыгской группе Кавказской семьи языков. У него практически одинаковая фонетическая и морфологическая система, как и в абазинского языка. Эти два языка начали разделять только с начала 20 века, преимущественно из-за их территориального разделения и разного развития их норм литературного языка. Обладая весьма большим количеством согласных (68 согласно Г. Климову), абхазский язык считается одним из наиболее сложных в изучении среди всех языков постсоветского пространства. Существует два диалекта: абжуйский и бзыбский.

Исторические аргументы могут быть сделаны как для единства Абхазии, так и для автономии из Грузии, но конфликт не может быть полностью обвинен в советском «этнофедерализме». Однако его следует понимать в контексте независимости Грузии. Этническая напряженность между абхазами и грузинами была необходимой, но не достаточной причиной конфликта. В Москве произошел нестабильный переход и хаотическое участие России в преддверии конфликта, превращение напряженности в насилие. Односторонняя роль России в прекращении боевых действий означала, что каузальные проблемы конфликта оставались замороженными, и только пятнадцать лет спустя они были разморожены.

Ареал

Народ живет в горном районе Абхазия, который расположен юго-восточном побережье Черного Моря. Эта узкая полоса земли характеризуется чрезвычайным разнообразием природных условий. Там есть три зоны растительности: субтропики, горные озера, источники минеральных вод и многочисленные леса. Природные границы Абхазии – река Псоу на западе, река Ингур на востоке, Черное Море на юге и основной хребет Кавказских гор на севере. Административно Абхазия относится к Грузии в качестве Автономной Республики. Абхазия разделена на пять районов, два из которых (Гудаута и Отшамтира) населены преимущественно этническими абхазами.

Ключевые слова: Грузия, Абхазия, Россия, этнический конфликт, Кавказ. В Соединенных Штатах и ​​Западной Европе, по крайней мере, мало, если есть какие-либо популярные знания о войне. Даже тогда академические и популярные историки в основном игнорировали первоначальный конфликт по ряду причин. Это воспринимается многими как еще один запутанный этнический конфликт в запутанной части мира. Как отметил известный историк Грузии Рональд Сунь, издалека этническая и гражданская война в Грузии часто обращается к случайным наблюдателям, как к последнему извержению «древних племенных конфликтов»или к искоренению первичной ненависти.

Население

В середине 19 века количество абхазов оценивалось в 130 000 (вместе с и убыхами). Более точные данные стали доступными только с конца 19 века:

Существенное уменьшение населения с 1897 по 1926 год и неестественно небольшое увеличение с 1926 по 1939 год отображают последствия гражданской войны и коллективизации вместе со Сталинской государственной политикой в отношении их.

Часть причины этого пренебрежения исходит из конфликта, происходящего в то же время, как бурные события в Москве и других частях только что разрушенного Советского Союза. Рассматривая этнический конфликт в регионе с богатой и сложной историей, чем Кавказ, особенно необходимо понять предысторию конфликта, чтобы понять сам конфликт. Соответственно, в первом разделе этого документа основное внимание будет уделено истории конфликта; положение, этническое и иное, в регионе до конфликта; и непосредственные события, ведущие к конфликту.

С тех пор они существовали с большинством правительственных атрибутов независимых госсударств, включая парламенты, президенты и военные, и управляли своими делами со значительной поддержкой со стороны России, в отрыве от контроля Тбилиси. Эта ситуация сохранялась в значительной степени из-за того, что российские «миротворцы» на своих «границах» с Грузией.

Кроме того, в Аджарской АССР, Грузия, проживала небольшая абхазская община. Они поселились в этом регионе со времен Кавказской войны, в середине 19 века. Согласно статистики переписи населения от 1970 года община насчитывала 1361 абхазцев, 72.2 % из которых разговаривали на своем родном языке, остальная часть предпочитала разговаривать на грузинском или русском языке.

Исторически сложилось так, что Грузия имела в своих границах ряд региональных групп этнических меньшинств, включая армян, аварцев, азербайджанцев, греков, осетин, русских и абхазов. Именно эта ситуация заставила советского физика и диссидента Андрея Сахарова описать Грузию как «маленькую империю», незадолго до абхазской войны. В то время в Абхазской автономной Советской Социалистической Республике этнические грузины составляли 7% населения, а абхазов - всего 8%. Остальная часть населения Абхазии в основном состояла из армян, греков и русских.

С точки зрения антропологии абхазцы принадлежат к Западно-Кавказскому типу Балкано-Кавказской расы. Они отличаются ростом выше среднего, худощавым телосложением, относительно светлой кожей, резкими чертами лица и темными глазами.

Религия

Среди абхазцев христианство смешано с суннитским исламом и древними языческими традициями. Контакты с христианством начались, когда первые миссионеры достигли места их проживания в 1 веке н.э. Первые упоминания о местном христианском религиозном обществе датируется 4 веком, когда Стратофилус – архиепископ города Пицунда принял участие в первом Никейском собрании христианской церкви, которое проводилось в 325 г. Абхазцы заслужили доверие в помощи распространения христианства среди других народов северного Кавказа. Нельзя недооценивать роль христианства в политическом и культурном взаимодействии Абхазии и Грузии. В 16 веке Турецкое завоевание способствовало распространению ислама, который удерживал положение государственной религии, объединяющей центральную власть Турции до начала 19 века. Обе религии были впервые приняты дворянством. Вера правителя также была унаследована его подчиненными, но это было скорее формальное действие. Деревенские жители сохранили языческие традиции, плавно адаптируясь к преобладающей религии, и, таким образом, сохранили свое место первостепенной важности в своей жизни и ментальности.

У абхазов исторически сложились туманные отношения с грузинами и русскими. С ранних византийских времен грузинские абхазские князья управляли своим регионом с разной степенью автономии. Хотя абхазский язык лингвистически отличался от грузинского, относящегося к языкам северокавказских народов, таких как черкесы, грузинский язык был официальным языком управления и дворянства. По мере того, как контроль Византии опустился в девятом веке, правители Абхазского королевства начали усилия по объединению своей династии с соседями своих грузин.

Этнологически абхазский народ принадлежит к коренным жителям Кавказа. И материальная культура характерна для Кавказа, которая развивалась в тесной культурной и политической связи с Древнегрузинскими племенами. Первое письменное упоминание об абхазском народе присутствует в упоминании о племенах Абесла, которые проживали на п-ове Малая Азия, найденные в записях Ассирийского правителя Тиглатпаласара. Протоабхазские племена Апсил, Мисиман, Абазг и Сваниг были известны древним греческим и римским историкам таким как Гекатей Милетский, Страбон и Луций Флавий Арриан. В 1 веке н.э. Протоабхазские племена формировали свои собственные княжества, которые были объединены с Княжеством Казика в 4 веке. 7 и 8 век свидетельствовали об объединении Протоабхазских племен в абхазский народ. В 740 г. Абхазия была отделена от г. Лазика, в 780 г. Леон II, Абхазский князь объединил западную Грузию в одно унитарное государство Абхазия, столицей которого был г. Кутаиси. В 978 году престол перешел к династии, которая правила Грузией. Абхазия была включена в состав Грузии пока она не отвоевала свою независимость в 16 веке под руководством Князя Шервашидзе. Во время правления этой династии Абхазия стала протекторатом Турецкого Султана. Сначала это означало главным образом обязанность платить ежегодную дань, но в 18 веке Турция стремилась к политической зависимости Абхазии. Династия Шеваршидзе обратилась за помощью к России и в 1810 г. Царь Александр I издал указ о Российском протекторате Абхазии. Последующие Крымские и Кавказские войны были очень тесно связаны с абхазским народом. Однако, после окончательной победы в 1864 г. Абхазская автономия стала ненужной российскому правительству. Последний Князь Шервашидзе был изгнан из страны, и была установлена власть царя и российской бюрократии. Абхазский народ восстал в 1866 году. В результате жесткого подавления восстания последовала массовая эмиграция в Турцию (так называемое Манаджирское Переселение). Около 70000 человек покинули Абхазию в течение 1866-1878 гг. В ответ на это царское правление запретило название Абхазия и ввело широкомасштабную колониальную политику, предоставляя в аренду пустые земли крестьянам, иммигрирующих с России. Это нарушило этнический состав региона, что подтверждается следующим списком деревень, расположенных в районе Сухуми в начале 20 века: 1 абхазская, 6 русских, 2 немецких, 5 мегрельских, 10 греческих, 3 эстонских и 1 болгарская.

Этот объект длился до 16-го века, когда османы установили сюзеренитет над областью современной Абхазии. Даже в османский период различные абхазские князья были либо объединены, либо служили вассалами для разных грузинских князей. Так, как утверждает Алексей Зверев, «с единством с Грузией и автономией можно спорить по историческим мотивам». Абхазы стали меньшинством на своей земле через волны массовой эмиграции в Османскую империю в 19 веке, поскольку Россия медленно взяла под свой контроль Кавказ.

Большинство абхазов все еще живут за пределами своей родины, большинство из которых находятся в Турции и на Ближнем Востоке. По сталинскому правлению грузины были насильственно переселены в «пустые» части Абхазии, что привело к тому, что абхазы опасались потерять свою родину.

Для абхазского общества присоединение к России означало окончательное установление феодальных отношений и укрепление крепостных прав. Земля полностью перешла в руки князей, дворянству и духовенству.

Экономика

Хозяйственная деятельность абхазов отображает окружающую среду. На побережье и подножья гор основным занятием была обработка полей и, до некоторой степени, также садоводство. Просо было основной культурой, но с 19 века его заменила кукуруза. Также выращивали хлопок, лен и коноплю. Технология обработки земли была довольно примитивной, что давало плохой урожай. Горные жители занимались преимущественно разведением скота, так как было изобилие пастбищ. Основные виды скота состояли из овец и коз; лошадей было меньше. Пчеловодство и охота были высоко развиты.

Эта ситуация привела к грубому недовольству отношением Москвы к абхазам и усилению этнической напряженности. Именно такие события привели к тому, что аналитики, такие как Кристоф Цурчер, утверждали, что «механизм советского этнофедерализма» несет ответственность за грузино-абхазскую войну, а также за некоторые другие этнически обусловленные конфликты, которые вспыхнули в бывшего советского пространства. Цурчер утверждает, что хотя армянское и азербайджанское меньшинство в Грузии было значительно больше, чем абхазская и осетинская группы, бывшие двое не добивались независимости от контроля Тбилиси, потому что советская федеративная система определяла региональную автономию, а идентичность и символизм, которые приходили с это только для абхазов и осетин, а не для других меньшинств в Грузии.

Российские государственные реформы 1870 г. заложили основу для ускорения развития капитализма. В сельском хозяйстве денежная рента и рыночная ориентация стали новыми ключевыми словами. Табак, чай и субтропические культуры стали наиболее популярные для выращивания. Начали развиваться отрасли промышленности (угольная, деревообрабатывающая). Начали строить лечебные санатории. Общий рост экономики содействовал росту национального самосознания абхазов и способствовал развитию местной интеллигенции.

Однако этот аргумент игнорирует более широкую историческую картину. Кроме того, армяне и азербайджанцы в Грузии можно рассматривать как «переливающиеся» популяции со своих соседних суверенных родов. Многие вернулись в Армению и Азербайджан в периоды беспорядков в Грузии. Другие крупные группы меньшинств, такие как аварцы на северо-востоке Грузии, «торговались», по соглашению с Дагестаном, для грузин, проживающих в этой российской автономной области. Однако у абхазов не было такого выбора «возвращения».

Их историческая географическая родина полностью находилась в пределах Грузии. Опять же, этот аргумент игнорирует основные этнические реалии Кавказа. Абхазы - это особая этническая принадлежность, связанная лингвистически и культурно с народами Северного Кавказа, такими как чеченцы.

До 1917 года сильное националистическое и сепаратистское движение перешло в решающую стадию после демократической Февральской Революции. В 1917 году было установлено временное правительство в Сухуми. В ноябре 1917 года был сформирован Абхазский Национальный Совет с целью защиты автономной Абхазии. В течение 1918-1921 гг. происходили постоянные боевые действия, которые прекратились только с подавлением националистического движения советской властью. В феврале 1921 года была основана Абхазская ССР, в декабре того же года она была включена в состав Грузинской ССР согласно Союзному Договору.

Аджарцы - этническая грузинская подгруппа, основное их современное различие состоит в том, что большинство составляют мусульмане, обращенные османами. Это было прямое отношение к абхазам, большинство из которых не говорило по-грузински. Публикация этой декларации в местных газетах сразу вызвала яростные анти-абхазские массовые демонстрации в Тбилиси. Многие из тех, кто принимал участие, были этническими грузинами, проживающими в Абхазии, но по мере того, как они продолжались в течение нескольких недель, демонстрации стали приобретать более широкую, про-независимость.

Советский период в Абхазии был разделен на два этапа Второй Мировой Войной. Первый этап характеризуется «Красным Террором» на фоне общего экономического подъема, второй – ослаблением национальных традиций и менталитета. Абхазия, будучи аграрным регионом, испытала земельную реформу, которая осуществлялась через коллективизацию, сыграла важную роль в советизации. На протяжении 1929-1935 гг. количество коллективных хозяйств выросло с 14 до 472. До 1940 года уровень коллективизации достиг 93.8 %. Такие высокие результаты нельзя было достичь без физического устранения оппозиции, или по меньшей мере их изгнания или депортации в угольные шахты Ткварчели. Объединение земельных участков в большие поля дало возможность колхозам специализироваться в выращивании табака, чая и субтропических культур. Рост производства сельскохозяйственного сырья положил основу для пищевой и табачной промышленностей, которые в свою очередь содействуют развитию городов и урбанизации. Городских жителей было 5 % в 1926 году, 15 % в 1939 году, 28 % в 1959 году и 34.5 % в 1970 году. Советская экономическая политика исчерпала свой потенциал к 1960-ым годам, когда появились первые признаки упадка и застоя.

То, что первоначально началось как митинг против абхазского отделения от Грузии, превратилось в митинг для грузинского отделения от Советского Союза. Эта смесь настроений будет характеризовать большую часть предстоящих событий. Девятнадцать человек были убиты, в основном молодые женщины, и сотни получили ранения. Опасаясь, что они будут свергнуты, грузинское коммунистическое руководство попросило Москву оказать помощь в подавлении демонстрантов. Многие утверждают, что отсюда националистическое движение и конфликт с Абхазией были необратимыми.

На менталитет людей наиболее всего повлияли изменения в культуре и повседневной жизни. Вот почему советские власти запустили кампанию «Культурная Революция», с помощью которой вся культурная жизнь должна была подчиняться их идеологическому образу. Латинский алфавит для абхазского языка уже был разработан П. Услар в 1862 году. Через три года были опубликованы первые книги на абхазском языке, а к 1912 году был разработан литературный язык. Однако советская власть посчитала необходимым изменить алфавит для языке по четырем причинам: в 1926 году был введен аналитический алфавит Н. Марра чтобы заменить латинские буквы в 1928 году, грузинские в 1938 и славянские в 1954. Такие резкие перемены едва ли могли способствовать культурной жизни абхазов. Периодические издания начали появляться на абхазском языке лишь в 1954 году.

Между тем абхазские демонстрации были явно просоветскими, и абхазские лидеры пытались «спроектировать образ лояльных советских граждан, сопротивляющихся антикоммунистическому грузинскому национализму», лоббируя Москву за поддержку. Грузинский факультет Сухумского университета отказался работать с абхазскими и российскими факультетами и создал отдельный филиал Тбилисского государственного университета, который затем подвергся нападению абхазских националистов, в результате чего погибло 16 человек.

Поскольку то, что стало известно как «тбилисский синдром», охватило советское руководство в Москве, Грузия была оставлена ​​на произвол судьбы, и между Верховным Советом Грузии и его абхазским коллегой последовала так называемая «война законов». В ответ Верховный Совет Абхазии объявил Абхазию суверенной союзной республикой в ​​Советском Союзе. В свою очередь, железнодорожная блокада, возглавляемая националистической группой Гамсахурдиа, оказала давление на Верховный Совет Грузии, чтобы принять закон, запрещающий региональные партии для предстоящих парламентских выборов в Грузии, эффективно устраняя Абхазию и Южную Осетию от игры.

В царской России абхазы получали образование на русском языке. В 1864 году Царь издал указ, разрешающий нерусским студентам учиться на их родном языке в качестве специального предмета, но на практике это не стало популярным. Образование на родном языке дошло до абхазского народа в первые годы советского правления. До 1932 года абхазский язык использовался в первом и втором классе, позже даже до четвертого класса, однако в старших классах обучение велось на русском языке.

Гамсахурдиа был избран председателем Верховного Совета и дал понять, что его намерение состояло в том, чтобы привести Грузию к полной независимости и справиться с Абхазией и Южной Осетией по своему усмотрению. В том же месяце абхазы участвовали в советском референдуме о том, сохранять ли единство государства, а грузинцам было запрещено делать это правительством Тбилиси. В ответ Гамсахурдиа пригрозил упразднить абхазскую автономию и, в свою очередь, ее Верховный Совет, а Ардзинба противопоставил организацию вооруженного штурмового батальона России для развертывания в Сухуми.

Одной из наиболее насущных проблем современных абхазов является то, что они – меньшинство на своей родной земле. Это произошло в результате политики колонизации, которая последовала после Махаджинрской эммиграции и тенденции к грузинизации приграничных регионов Абхазии. Согласно переписи населения в 1979 году процент этнических абхазов в Абхазской Автономной Советской Республике был всего лишь 17.1% в Абхазии, в то время как Грузины составляли до 43.9 %, русские — 16.4 % и армяне — 15 % населения. Статус меньшинства однозначно не способствовал ни политическому, ни культурному самоутверждению абхазского народа.

Этап был настроен на насильственный конфликт. Месяц спустя, на выборах, бойкотированных абхазами, Гамсахурдиа стал президентом новой Грузии с 5 процентами голосов. Возможно, благодаря новым близким отношениям Ардзинбы с российскими командирами в этом районе, а также усилению давления со стороны политических соперников в Тбилиси, не говоря уже о войне в Южной Осетии, Гамсахурдиа решил попытаться пойти на компромисс с абхазскими сепаратистами.

Чтобы обрести легитимность, новые силовые силы пригласили бывшего советского министра иностранных дел и грузинского партийного босса Эдуарда Шеварднадзе возглавить переходный государственный совет. Вскоре после этого Гамсахурдиа вернулся в Грузию, в Мингрелию, где силы, верные ему, так называемые «звиадисты», начали мятеж в грузинской провинции, граничащей с Абхазией. Ожидая войны в любой момент, Ардзинба и абхазское руководство продолжали собирать союзников, где бы они ни находились. В дополнение к культивированию местных русских командиров абхазы обратились к Совету русских казаков и недавно сформированной «Конфедерации горных народов Кавказа», неофициальному парламенту и военной организации различных родственных этнических групп на Северном Кавказе, в том числе Черкесов, осетин и чеченцев.

Национальная культура

На протяжении последних тридцати лет несколько изменений произошло в абхазской материальной культуре и народных традициях. Причин две: продвижение европейской городской культуры и советская пропаганда, которая была направлена против национальных культур. Элементы народных традиций, которые до сих пор популярны в абхазских деревнях в 1950 были утеряны или на пути их исчезновения. В большинстве случаев национальные костюмы больше никто не носит.

Ардзинба также отправился в Турцию, чтобы попытаться получить поддержку, но вернулся с пустыми руками. Затем последовала грузинская забастовка в Сухуми и нападение Национальной гвардии Абхазии на Абхазское министерство внутренних дел, последнее форпост авторитета Тбилиси в регионе. Утверждалось, что заложники были захвачены в Абхазию.

Вместо того, чтобы искать заложников, грузинские танки перекатились в Сухуми и занялись абхазскими силами, защищающими город. Считается, что абхазские силы стреляли по грузинам сначала в деревню Илови, в 50 километрах от столицы. Грузинское правительство заявило, что оно уведомило Ардзинбу о намерении Грузии войти в Абхазию, но он это отрицал. Абхазское сопротивление оказалось намного более жестким, чем ожидалось, и в Сухуми начались тяжелые бои.

Советская национальная политика усилила противоречия между абхазами и грузинами и это привело к нескольких открытым конфликтам. Политическое изменение, осуществленное Советским Союзом с середины 1980гг. оживило абхазское общество. Можно было услышать откровенные беседы об отдельном национальном существовании и автономии. Были обнародованы требования о создании национального университета. Ситуация усугубилась в июня и июле 1989 года, когда абхазский народ постоянно выступал против грузинского правительства.

***

Н а исходе двадцатого столетия почти весь мир потрясли изменения невероятных для истории масштабов. Распад СССР поставил на грань вымирания немногочисленные народности, в том числе и абхазов. В столь критическом положении традиции народа, которые почти век искоренялись властью Советов, не просто опять стали актуальны, а стали средством этнического, культурного а иногда и буквального выживания данной нации.

Кто такие абхазы?

Абхазы, как они сами себя называют, апсуа, — коренные жители Абхазии, расселённые на северо-западе Кавказа. Относятся к группе абхазо-адыгских народов, в какую, кроме них самих, входят адыги (черкесы), абазины и ныне не существующие убыхи. Абхазо-адыгские народности в основном расселены по Северному и Южному Кавказу, но также имеют диаспоры в разных странах планеты.

Сегодня на Земле насчитывается примерно 115 тысяч абхазов: в самой Абхазии – 93,3 тысячи, на территориях РФ – шесть тысяч, и понемногу в Сирии, Турции, Иордании, Америке и отдельных государствах Западной Европы. Изъясняются апсуа на абхазском языке, который включает в себя абжуйский (база литературного языка) и бзыбский диалекты. Пишут кириллицей.

Происхождение абхазов

Представители этой нации всегда жили на Кавказе. Древние прародители абхазов и их «соседей» по абхазо-адыгской группе входили в состав огромного конгломерата племён, расселённых по Восточному Причерноморью. Во второй половине первого 1000-летия до н. э. на земли Восточного Причерноморья очень сильно повлияли культурные традиции древних греков. С началом н. э. произошло выделение двух родственных этнических групп: апсилов и абазгов. Позже они слились, сформировав таким образом этническое «ядро» абхазской нации.

Религия абхазов

По религиозному признаку абхазский народ можно разделить на православных христиан и мусульман — суннитов. Христианство пришло на земли абхазов в четвёртом столетии, ислам – в шестнадцатом. Однако до наших дней сохранились остатки исконной веры абхазов: разветвлённый пантеон божеств самых разных рангов, традиции поклонения сакрализованным деревьям, холмам, местам молений родов.

История абхазов

В восьмом столетии н. э. появилось Абхазское царство, территории которого включали часть сегодняшнего запада Грузии. Через два столетия Абхазия и Грузия слились в единую страну. Государство это просуществовало три столетия. На исходе 16 века появилось Абхазское княжество – турецкий вассал.

1810 г. — Абхазия становится частью Российской империи. В 1864 году апсуа лишили автономии, упразднив владетельное княжество, что через пару лет спровоцировало народное восстание. В 1870-е годы примерно двести тысяч абхазов бежало в Турцию.

Февральская революция 1917 года дала абхазам возможность политически самоопределиться – и они её не упустили. Возникшая 31.03.1921 г. Советская Социалистическая республика Абхазия уже в конце 1921 г. присоединилась к Грузии на основании соглашения о союзе. Прошло десять лет – и Абхазия стала частью Грузии как автономная республика. В восьмидесятые годы в массах апсуа возникло национальное движение, которое возглавили абхазские интеллигенты — радикалы. Первейшей и основной задачей данного движения стало изменить государственно — правовой статус страны. Отношения Грузии и Абхазии начали ухудшаться. Этот процесс продолжался почти десять лет и принёс сначала конфликт, а потом войну 1992 – 1993 годов.

Традиции и обычаи абхазов

Селения абхазов невероятно хаотичны по планировке, буквально разбросаны по гористой местности. Дома не стоят кучно. Классическое абхазское жильё – это усадьба хуторского типа. В старину жилища ставили плетёные – четырёхугольные либо круглые – и накрывали покатой крышей из соломы. В девятнадцатом столетии дома стали строить из досок (так называемые акуаскья). Они возвышались над земной поверхностью на столбах, в них было множество комнат, покатую крышу покрывали дранкой, а по фасаду протягивали украшенный затейливой резьбой балкон. Сегодня абхазы, как и все, строят дома из камня или кирпича: обыкновенно из двух этажей и со множеством комнат.

Традиционный костюм абхазов включает в себя бешмет, зауженные шаровары, черкеску, башлык, бурку, папаху, наборный пояс с кинжалом. Абхазские женщины традиционно одевались в собранные на талии платья с похожим на клин вырезом на груди, который закрывался с помощью металлических застёжек. Платье дополняли поясом и головным платком. По достижении определённых лет девушки начинали одевать тканевый корсет. Акапкап – древняя женская обувь из дерева – немного напоминает ходульки.

Традиционная кухня включает в себя густую кукурузную кашу, варёную фасоль, молоко и его производные, говядину, козлятину, баранину, овощи, фрукты, орехи и мёд. Пищу часто приправляют горькими подливами, аджикой.

Выдающиеся абхазы

Первый из известных абхазов – это Леон Второй, первый государь независимого Абхазского царства. Именно в период его царствования завершилось формирование абхазской народности как единого целого.

Далее в истории абхазского народа были талантливые политики и главы государств: Владислав Григорьевич Ардзинба, председатель Верховного совета Абхазской ССР в 1992 – 1993 годах, и далее президент республики; Сергей Васильевич Багапш, также президент Абхазии (2005 — 2011); Нестор Аполлонович Лакоба, председатель Совнаркома ССР и другие. Абхазская земля дала миру таких талантливых поэтов и писателей, как Фазиль Искандер, Алексей Гогуа, Георгий Гулиа и другие. Есть среди абхазов и Герои Советского Союза: Варлам Алексеевич Габлия, Ясон Басятович Кокоскерия, и другие. Есть среди абхазов и христианский святой – это святой Евстафий, и известный советский футболист Виталий Кухинович Дараселия.

Культура абхазского народа

Сегодня абхазы растят кукурузу и многие другие зерновые, виноград, садовые растения; разводят крупный рогатый скот, а в условиях гор – коз. Привычные для многих поколений апсуа промыслы – это делание орудий для сельского хозяйства, разнообразной домашней утвари, одежды; также они изготавливают красивые вещи из рога и металлов, занимаются ткачеством, вышивкой, инкрустацией, резьбой по дереву.

Фольклор состоит из множества жанров: от героических сказаний о местных богатырях — нартах до лирических песен и полных мудрости пословиц. В 1862 году российский филолог П. К. Услар впервые попытался составить абхазский алфавит на основании русских букв. Через три года в Абхазии впервые издали букварь родного языка.

У абхазов очень сильна культура смеха. Этот народ умеет, не переступая границы приличий, иронизировать и смеяться над собой и окружающими даже в наиэкстремальнейших ситуациях.

Народная музыка апсуа очень своеобразна и часто включает многоголосье. Это комплекс обрядовых, трудовых, исторических и бытовых песен, каждые из которых наделены собственными жанровыми особенностями и разновидностями.

***

***

Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

Loading...Loading...