Презентация на тему кто такой летописец нестор. Презентация на тему "Биография Нестора.". Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Биография Нестора." можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 2

Биография.

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

Слайд 3

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Слайд 4

Произведения.

Первым письменным произведением Нестора стало Житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

Слайд 5

Философские взгляды.

Философия истории по Нестору имеет религиозную основу: роду человеческому Бог предопределил путь добра, однако по наущению дьявола люди постоянно оступаются, совершают преступления, забывают о заветах Всевышнего и несут за это заслуженную кару. Людям дана свобода выбора - жить «по Богу» или «по дьяволу». В результате могут происходить ужасные события, может восторжествовать зло. Как преодолеть эту напасть? Укреплять государство, покорять другие народы, добывать больше материальных благ; говоря обобщенно и на современный лад, встать на путь неуклонного научно-технического прогресса?

Слайд 6

Нестор отвечает: «...Обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем как язычники».

Слайд 7

Нестор, судя по всему, не ставил перед собой задачи детально анализировать причины и движущие силы общественного развития (опять-таки, выражаясь современным языком и не учитывая особенности средневекового мировоззрения). Для Нестора главная цель летописания иная. Ее постарался сформулировать Д.С. Лихачев: «Показать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли».

Слайд 8

Не менее важной целью труда Нестора было стремление укоренить в сознании читателя христианские духовные ценности. По его словам, нашествие «поганых» - это «бич Божий» Преодолеть все испытания, козни нечистого и жить по совести, справедливости, добру в трудолюбии и братстве - вот к чему, по мысли Нестора, должны стремиться и каждый человек, и весь народ. Именно таков путь к Богу.

Слайд 9

Отметим еще одну, характерную черту мировоззрения Нестора. Он придает огромное значение слову, языковому единству племен как основе их культурной общности. Он очень рассудительно и честно освещает ставший впоследствии болезненным для целых поколений российских историков вопрос о происхождении имени Русь. По его словам, когда среди северных славян началась родовая вражда (что вполне естественно при переходе к государственному устройству), они решили призвать «третью силу» в лице сильного князя с дружиной «и пошли за море к варягам, к Руси». У него главный признак, отличающий общность людей, - язык, а не религия и не племенная принадлежность. Мысль очень важная. Общность языка означает единство культуры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Краткая биография Летописец Нестор Презентацию пoдгoтoвила ученица 4 класса Титoва Дарья Кл.рук. Прохоренко Н.Ю.

2 слайд

Описание слайда:

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад. О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов. Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево- Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

3 слайд

Описание слайда:

Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как « Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора. Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

4 слайд

Описание слайда:

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним, до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Слайд 1

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Презентация подготовлена ученицей 5а класса МОУ СОШ № 3 г. Светлого Калининградской области Ракович Александрой

Слайд 2

Слайд 3

Основные термины:

Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.

Слайд 7

В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?

Слайд 8

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

Памятник первой русской библиотеке

Слайд 9

Что такое летопись?

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин

Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 10

Как создавались летописи?

Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 11

Страница древнерусской летописи

Страница старинной книги

Лист пергамента

Пергаментный свиток

Слайд 12

Храм Покрова-на-Нерли

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.

Слайд 13

Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый на Руси монастырь - Киево-печерский. Печерским (или пещерским - от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.

Слайд 14

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

В. М. Васнецов. 1919 г.

Слайд 15

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Преподобный Нестор- летописец. Икона. Нач. XX века.

Слайд 16

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

Преподобный Нестор- летописец. Икона. XIX век.

Слайд 17

Слайд 18

Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет".

Слайд 19

Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

    Слайд 2

    Биография.

    НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

    Слайд 3

    Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

    Слайд 4

    Произведения.

    Первым письменным произведением Нестора стало Житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

    Слайд 5

    Философские взгляды.

    Философия истории по Нестору имеет религиозную основу: роду человеческому Бог предопределил путь добра, однако по наущению дьявола люди постоянно оступаются, совершают преступления, забывают о заветах Всевышнего и несут за это заслуженную кару. Людям дана свобода выбора - жить «по Богу» или «по дьяволу». В результате могут происходить ужасные события, может восторжествовать зло. Как преодолеть эту напасть? Укреплять государство, покорять другие народы, добывать больше материальных благ; говоря обобщенно и на современный лад, встать на путь неуклонного научно-технического прогресса?

    Слайд 6

    Нестор отвечает: «...Обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем как язычники».

    Слайд 7

    Нестор, судя по всему, не ставил перед собой задачи детально анализировать причины и движущие силы общественного развития (опять-таки, выражаясь современным языком и не учитывая особенности средневекового мировоззрения). Для Нестора главная цель летописания иная. Ее постарался сформулировать Д.С. Лихачев: «Показать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли».

    Слайд 8

    Не менее важной целью труда Нестора было стремление укоренить в сознании читателя христианские духовные ценности. По его словам, нашествие «поганых» - это «бич Божий» Преодолеть все испытания, козни нечистого и жить по совести, справедливости, добру в трудолюбии и братстве - вот к чему, по мысли Нестора, должны стремиться и каждый человек, и весь народ. Именно таков путь к Богу.

    Слайд 9

    Отметим еще одну, характерную черту мировоззрения Нестора. Он придает огромное значение слову, языковому единству племен как основе их культурной общности. Он очень рассудительно и честно освещает ставший впоследствии болезненным для целых поколений российских историков вопрос о происхождении имени Русь. По его словам, когда среди северных славян началась родовая вражда (что вполне естественно при переходе к государственному устройству), они решили призвать «третью силу» в лице сильного князя с дружиной «и пошли за море к варягам, к Руси». У него главный признак, отличающий общность людей, - язык, а не религия и не племенная принадлежность. Мысль очень важная. Общность языка означает единство культуры.

    Слайд 10

    Список литературы:

    1. Баландин Р.К. «Русские мыслители» 2. http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nestor.php 3. Приселков М.Д. Нестор летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923.

    Слайд 11

    Вопрос группе:

    Какой, по мнению Нестора, главный признак, отличающий общность людей? Почему?

Посмотреть все слайды

Loading...Loading...