Николай алексеевич некрасов. Литературно-исторические заметки юного техника

Биография и творчество Н.А Некрасова.

Детские годы.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.

Отец Некрасова, Алексей Сергеевич был мелкопоместным дворянином, офицером. Выйдя в отставку, он поселился в своем родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии (сейчас село Некрасово). Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Его сын с ранних лет наблюдал за этим, и считается, что данное обстоятельство обусловило становление Некрасова как поэта-революционера.

Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она было образована, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.

Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе. В возрасте 7 лет будущий поэт уже начал сочинять стихи, а еще через несколько лет – сатиры.

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.

Петербург.

1838 год – Некрасов, не завершив учебный курс в гимназии (дошел всего лишь до 5 класса), уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк. Отец мечтал, чтобы Николай Алексеевич стал военным. Но в Петербурге Некрасов, вопреки воле отца, пытается поступить в университет. Поэт не выдерживает вступительных экзаменов, и ему приходится определиться вольнослушателем на филологический факультет.

1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.

В этом же (1838) году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».

Все трудности первых лет жизни в Петербурге Николай Алексеевич опишет позже в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». 1840 год – на первые сбережения Некрасов решается издать свой первый сборник, что и делает за подписью «Н.Н.», несмотря на то, что В.А. Жуковский его отговаривает. Сборник «Мечты и звуки» не имеет успеха. Расстроенный Некрасов уничтожает часть тиража.

1841 год – Некрасов начинает сотрудничать в «Отечественных записках».

Этот же период – Николай Алексеевич зарабатывает на жизнь, занимаясь журналистикой. Он редактирует «Русскую газету» и ведет в ней рубрики «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности». Сотрудничает в «Отечественных записках», «Русском инвалиде», театральном «Пантеоне». Одновременно под псевдонимом Н.А. Перепельский пишет сказки, азбуки, водевили, мелодраматические пьесы. Последние с успехом ставятся на сцене Александрийского театра в Петербурге.

Сотрудничество с Белинским.

1842-1843 Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов, которые должны были создать образ «низового» Петербурга: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), «Первое апреля» (1846). В альманахах были напечатаны произведения В.Г.Белинского, Герцена, Даля, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, Д.В.Григоровича. В 1845-1846 Некрасов жил в Поварском переулке д.13 и в д.19 на набережной реки Фонтанки. В конце 1846 Некрасов, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева журнал "Современник", в который перешли многие сотрудники "Отечественных Записок", в том

числе и Белинский.

Творчество.

В 1847-1866 Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором "Современника", на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени. В середине 50-х годов у Некрасова возникли серьезные проблемы с горлом, но лечение в Италии пошло на пользу. В 1857 Н.А.Некрасов, вместе с Панаевым и А.Я.Панаевой, переехал на квартиру в доме 36/2 на Литейном проспекте, где проживал до последних дней жизни. В 1847-1864 Некрасов состоял в гражданском браке с А.Я.Панаевой. В 1862 Н.А.Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето. В 1866 журнал "Современник" был закрыт и в 1868 Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок" (совместно с М.Е.Салтыковым; руководил в 1868-1877)

Последние годы жизни.

1875 год – написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел. Оперировать Некрасова из Вены приехал знаменитый в то время хирург Бильрот, но операция не дала результатов.

1877 год – Некрасов издает цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Похоронили Некрасов в Петербурге.

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821(18211210), Немиров - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова.

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов, очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера и брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Николая Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жен и матерей, как именно суровый, мнимо-«черствый» представитель «музы мести и печали».

Детство Николая Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой Николая Алексеевича. Приезд исправника в деревню всегда знаменовал собой что-нибудь невеселое: мертвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Николай Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года», рассказывал он впоследствии, «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, Николай Некрасов пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 к. прошение.

Дела его скоро устроились: Николай давал уроки, писал статейки в «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду» и в «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием «Мечты и звуки». Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям к нему отнесся благосклонно , но Белинский в «Отечественных Записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Мы видим здесь Некрасова в сфере совершенно ему чуждой - в роли сочинителя баллад с разными «страшными» заглавиями («Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п.). «Мечты и звуки» характерны не тем, что являются как бы низшей стадией в творчестве Николая Некрасова, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки «Мечты и звуки» и Некрасов позднейший - это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных Записок», сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его крупного ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его: «В дороге».

В 1843 - 46 годах Николай Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский Сборник». Особенный успех имел последний, в котором появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева «Современник». Многие сотрудники «Отечественных Записок» бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан». Этим был обеспечен успех нового предприятия.

Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 г., «Современник», оставаясь лучшим и распространеннейшим из тогдашних журналов, пошел на уступки духу времени. Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов: «Три страны света» и «Мертвое озеро», писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким (псевдоним Головачевой-Панаевой). Около середины 50-х годов Некрасов серьезно, казалось, смертельно, заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Николая Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Николай Чернышевский и становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости Некрасов становится поэтом-гражданином по преимуществу. С менее отдавшимися стремительному пороку передового движения прежними друзьями своими, в том числе с , он постепенно расходился, и около 1860 г. дело дошло до полного с ними разрыва.

Развертываются лучшие стороны души Некрасова ; только изредка его биографа печалят эпизоды вроде того, на который сам Некрасов намекает в стихотворении: . В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Николай Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные Записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник». В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой»…

Николай Некрасов умер в 1877/78 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - и . Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова».

Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русских стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Все эти точки зрения односторонни. Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха Николай Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни.

Главный источник силы, достигнутой Николаем Некрасовым , - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это - благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порою даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об этике и лирике. Первая по времени большая поэма Николая Некрасова, «Саша», открывающаяся великолепным лирическим вступлением - песней радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 40-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, что на душе сверху и ляжет». Написанная раньше тургеневского «Рудина», некрасовская (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа. В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне».

Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Николай Некрасов отчасти вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные. «Коробейники» (1861) мало серьезны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе.

В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - «Мороз Красный Нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэму рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть - Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья - все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, написано великолепными стихами и дает все образы, все картины.

По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия: (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Николая Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней не мало балагурства, не мало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

Не вполне выдержана и другая поэма Николая Некрасова - «Русские женщины» (1871 - 72), но конец ее - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы. Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не единственный русский поэт, у которого развита это чисто русская черта. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.

Покаянию обязан Никалай Некрасов лучшим своим произведением - , которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый тоже вышел из глубокого чувства очищающей силы покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение: , о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как и . Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

Известный русский поэт - Николай Некрасов. Краткая биография литературного гения весьма неоднозначна. Он пережил трудные годы детства с отцом-тираном и юности, не имея ни гроша в кармане. Начинал, как неизвестный поэт, а умер гениальным писателем. Его всегда волновала судьба простого народа, о которой он размышлял в своих произведениях. Некрасов своими поэмами и стихотворениями внес огромный вклад в развитие русской литературы.

Известный русский писатель - Николай Алексеевич Некрасов. Краткая биография его весьма интересна и богата на различные события. Пожалуй, самым знаменитым произведением Николая Алексеевича является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая создавалась им с 1860 по 1877 год. Поэма «Мороз, красный нос», написанная в 1863 году, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» также известны всему миру.

Свои первые стихотворения маленький Николай стал записывать в тетрадку в 16 лет, а сочинять их начал в 11. Умер Некрасов в возрасте 57 лет признанным писателем. Николай Алексеевич по праву занимает почетное место в русской литературе наравне с А. А. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.

Происхождение

Краткая биография Некрасова показывает, какой неординарной личностью был этот человек. Писатель родился в семье зажиточного помещика и поручика Алексея Сергеевича в городе Немирове Винницкого уезда Подольской губернии. Мать его - Елена Андреевна Закревская, была образованной женщиной, дочкой мелкого чиновника. Родители Елены были против данного брака, поэтому она вышла замуж за отца Николая Некрасова против их воли. Однако в браке Закревская была несчастна - Алексей Некрасов оказался тираном, притеснял не только крепостных, но и всю свою семью.

В семье поэта было 13 детей. Отец Николая брал сына с собой, когда решал семейные дела: выбивание долгов с крестьян, запугивание людей. Ребенок с раннего детства видел мертвых, что запало ему в душу. Кроме того, отец открыто изменял своей жене. Позже это все будет проявляться в творчестве писателя в виде образов тирана-отца и мученицы-матери. Образ матери - светлый и добрый - писатель пронес через всю жизнь, и он есть во всех его произведениях.

Необычным человеком был Некрасов, краткая биография его уникальна. В 11 лет Некрасова отправили обучаться в гимназию, где он с трудом доучился до 5 класса. С учебой у мальчика были проблемы, в частности из-за начальства ярославской гимназии. Молодого поэта не любили из-за его сатирических стишков, в которых он высмеивал вышестоящих. Именно в то время писатель стал записывать свои первые стихотворения в небольшую тетрадку. Первые произведения Николая Некрасова полны печальных нот.

Алексей Сергеевич всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным, но Николай Некрасов не разделял желаний отца, поэтому в возрасте 17 лет без разрешения уехал поступать в университет в Санкт-Петербург. Не остановили юношу даже угрозы отца, что тот оставит его без гроша в кармане.

Изучая краткую биографию Некрасова, можно увидеть, насколько тяжелы были для писателя первые годы в столице. Были времена, когда он не мог нормально поесть из-за отсутствия средств. Николай Алексеевич брался за любую работу, но денег иногда не хватало даже на жилье. Очень помог поэту Белинский, который случайно обратил внимание на талантливого юношу и привел его к Панаеву - знаменитому литератору того времени.

Николай Некрасов - краткая биография писательской деятельности

Тяжелые времена остались позади, когда Некрасов стал писать небольшие статьи в журналах и газетах: «Литературная газета», «Литературное прибавление к "Русскому инвалиду"». Он также давал уроки, писал водевили. В 1840 году Некрасов выпускает свой первый сборник стихотворений - «Мечты и звуки». Однако эта книжка не пользовалась особой популярностью, а столичные критики серьезно не восприняли стихотворения из сборника. Это очень повлияло на самооценку Николая Алексеевича, он даже стал скупать с прилавков «Мечты и звуки» и уничтожать, дабы избежать позора.

Ранняя некрасовская проза была полна реалистичности, в ней упоминались бедные обманутые девушки, голодные поэты, жестокие ростовщики - все то, с чем пришлось столкнуться писателю лично во времена его тяжелой молодости. Биография Некрасова - краткое содержание его жизни - показывает все трудности, через которые пришлось пройти писателю прежде, чем он нажил приличное состояние и нашел друзей.

Журнал «Современник»

В начале 1847 года Николай Некрасов вместе с Иваном Панаевым взял в аренду у Плетнева «Современник» - популярный в то время литературный журнал, который был основан еще самим Александром Пушкиным. Товарищи стали открывателями новых талантов: именно в их журнале впервые печатался Федор Достоевский, Николай Чернышевский. Сам Некрасов в это время пишет и печатает такие произведения, как «Мертвое озеро», «Три страны света», в сотрудничестве с Головачевай-Панаевой (Станицким). Боролся изо всех сил Некрасов, краткая биография его литературной деятельности показывает, что он не жалел сил для того, чтобы журнал оставался интересным и востребованным.

Во времена правления Николая I в печати царит сильнейшая цензура, писателю нелегко с ней бороться, поэтому бреши в журнале Некрасов закрывает своими произведениями. Хотя, как замечал сам поэт, содержание «Современника» заметно потускнело, и пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить репутацию журнала.

Личная жизнь Николая Алексеевича

Свою первую возлюбленную Некрасов встретил в Санкт-Петербурге. По сути, можно сказать, что он отбил Авдотью Панаеву у своего друга - Ивана Панаева. Авдотья была яркой и темпераментной женщиной, которая нравилась многим, однако она предпочла Николая Алексеевича Некрасова. Краткая биография писателя показывает, что после того как поэт с возлюбленной стали жить вместе в квартире бывшего мужа Авдотьи, многие друзья и знакомые отвернулись от Николая, но ему было все равно - влюбленные были счастливы.

Следующей женщиной Некрасова стала ветреная француженка Селина Лефрен. Она относилась несерьезно к писателю, в то время как сам Николай Алексеевич Некрасов, краткая биография это показывает, был от нее без ума. Он посвящал ей стихи, восхищался этой женщиной. Но Селина потратила большую часть состояния Николая и уехала в Париж.

Последней женщиной писателя стала молодая Зинаида Николаевна, настоящее имя которой Фекла Анисимовна Викторова. Она до последних дней ухаживала за мужем. Некрасов очень нежно относился к Зинаиде и посвятил ей не одно стихотворение.

Поздние годы писателя

Писатель постоянно размышляет о судьбе народа своей родины, о чем говорит биография Некрасова. Краткое содержание знаменитого произведения "Кому на Руси жить хорошо": поэт пытается понять, так ли хорошо живется простому народу - крестьянскому мужику - после отмены крепостного права? Свобода у людей уже есть, но есть ли счастье?

В творчестве Некрасова всегда большое место занимала сатира. Особенно это можно увидеть в таком произведении, как «Современники», написанном в 1875 году. В этом же году поэт тяжело заболел, врачи поставили ему диагноз рак желудка. Из Вены был вызван хирург Бильрот, однако лечение и операция лишь ненадолго отсрочили кончину Некрасова.

В последних произведениях поэта можно увидеть грусть - Некрасов понимает, что ему отведено совсем немного времени. В некоторых произведениях он размышляет о своей жизни, о том, чего он достиг, благодарит близких друзей за то, что они были рядом.

Умер Николай Алексеевич Некрасов ранним вечером 27 декабря 1877 года. Проститься с поэтом пришла вся литературная элита того времени, а также простой народ, для которого он и писал.

Краткая биография Некрасова показывает, насколько неординарным был этот человек: пройдя с достоинством все трудности жизни, взлеты и падения, поэт никогда не забывал о своем предназначении - писать для народа и о народе.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Некрасова Николая Алексеевича

Русский поэт-классик Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году 10 октября по новому стилю (28 ноября - по старому) в местечке Немиров, неподалеку от Винницы на Украине. Маленькому Коленьке не было ещё и трех лет, когда отец его, отставной офицер и ярославский помещик, перевез семью в своё родовое имение Грешнёво. Именно здесь прошло детство поэта - среди яблонь обширного фруктового сада, вблизи берега Волги, которую Николай Алексеевич называл своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, или Сибиркой, по которой всё шло и ехало, начиная почтовыми тройками и заканчивая закованными в цепи арестантами, сопровождаемыми конвойными. Всё это было постоянной пищей детского любопытства поэта.

В период 1832 –1837 годов Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учился Николай средне и периодически конфликтовал из-за своих сатирических стихов с гимназическим начальством.

Его литературная жизнь началась в 1838 году и продолжалась сорок лет.

В период 1838 –1840 годов Николай Некрасов был вольнослушателем филологического факультета в Санкт-Петербургском университете. Отец, узнав об этом, лишил его своей материальной поддержки. Некрасову, по его собственным воспоминаниям, пришлось бедствовать около трех лет, перебиваться случайными небольшими заработками. В это самое время поэт вошёл в журналистский и литературный круг Санкт-Петербурга.

Первая публикация Некрасова состоялась в 1838 году: в журнале «Сын отечества» вышло стихотворение «Мысль». Несколько позже ещё несколько стихов появились в «Библиотеке для чтения», потом ещё – в «Литературных прибавлениях» к журналу «Русский инвалид».

В 1840 на собственные средства Николая Некрасова был опубликован его первый поэтический сборник «Мечты и звуки», который был подписан "Н. Н.". Этот сборник не имел успеха у публики и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале "Отечественные Записки" был уничтожен самим Некрасовым и поэтому стал библиографической редкостью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Отношение Некрасова к условиям жизни, в которых пребывали беднейшие слои российского населения, к их откровеннейшему рабству высказано поэтом впервые в стихотворении «Говорун» в 1843 году. Именно с этого периода Николай Алексеевич начал писать стихотворения, имевшие фактически социальную направленность, которыми вскоре заинтересовалась царская цензура. В печати появился ряд антикрепостнических стихотворений, таких как «Родина», «Рассказ ямщика», «Перед дождем», «Огородник», «Тройка». Стихотворение «Родина» практически сразу же было запрещено цензурой, однако распространялось в списках и стало вскоре особенно популярным в революционных кругах российского общества. Это стихотворение Виссарион Григорьевич Белинский оценил очень высоко. Современники говорили, что знаменитый критик пришел в полнейший восторг.

Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал журнал «Современник». В этот журнал стали стекаться молодые передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновлённого «Современника». Это был первый в царской России журнал, который выражал идеи революционно-демократического толка и, что самое главное, имел чёткую и стройную программу действий. В нём вышли в первых же номерах «Кто виноват?» и «Сорока-воровка» Александра Ивановича Герцена, рассказы из сборника «Записки охотника» , статьи Белинского и много других произведений той же направленности. Некрасов в «Современнике» из своих произведений опубликовал только «Псовую охоту».

Общественное влияние журнала росло год от года, пока правительство не приостановило в 1862 его издание, а вскоре и запретило журнал вовсе.

«Современник» был закрыт в 1866 году. Некрасов приобрёл в 1868 право для издания журнала "Отечественные записки". С этим журналом и были связаны все последние годы его не такой уж долгой жизни. Николай Алексеевич создал в годы работы в «Отечественных записках» несколько поэм: «Кому на Руси жить хорошо» (в 1866-1876 годах), «Дедушка» (в 1870 году), «Русские женщины» (в 1871-1872 годах), а также написал целую серию сатирических произведений. Поэма «Современники», изданная в 1878, стала их вершиной.

В последних годах жизни Некрасова охватили элегические мотивы. Они были связаны с утратой друзей, тяжелой болезнью, осознанием одиночества. В этот период жизни появились произведения: "Три элегии" (в 1873 году), "Утро", "Элегия", "Уныние" (в 1874 году), "Пророк" (в 1874 году), "Сеятелям" (в 1876 году). В последний год жизни поэта был создан цикл "Последние песни".

Николай Алексеевич Некрасов умер в 1877 году 27 декабря (или 8 января 1878 года по н. с.) в Санкт-Петербурге.

Похоронен Некрасов в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Его похороны носили характер большой общественно-политической манифестации. Во время гражданской панихиды речи произнесли

Русский поэт, литературный деятель.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии (ныне на Украине), где в то время квартировал полк его отца, майора Алексея Сергеевича Некрасова (1788-1862).

Детские годы Н. А. Некрасова прошли в отцовском имении - сельце Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне в ). В 1832-1838 годах он учился в Ярославской гимназии.

В 1838 году Н. А. Некрасов был отправлен в для определения на военную службу, но вопреки воле отца в 1839 году решил поступать в Санкт-Петербургский университет. Не выдержав вступительных экзаменов, в 1839-1840 числился в нем вольнослушателем, посещал лекции на филологическом факультете. Лишенный материальной поддержки отца, Н. А. Некрасов вел жизнь полубездомного столичного бедняка.

Первые стихотворные опыты Н. А. Некрасова появились в печати в 1838 году. В 1840 году он опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», который был встречен суровой рецензией . Большую часть тиража книги автор выкупил и уничтожил.

В 1840-х годах Н. А. Некрасов начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Он писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Написанные им под псевдонимом «Перепельский» водевили ставились на сцене Александрийского театра.

С 1841 года Н. А. Некрасов начал сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах он сблизился с и его кружком.

В 1843-1846 годах Н. А. Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология », «1 апреля», «Петербургский сборник». Особенный успех имел последний, в котором была напечатан роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

Издательские дела Н. А. Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он вместе с И. И. Панаевым приобрел у издателя П. А. Плетнева журнал «Современник». В этом журнале Н. А. Некрасову удалось сплотить лучшие литературные силы своего времени. В годы руководства «Современником» (1846-1866) наиболее полно раскрылся его талант редактора и организатора литературных сил.

В середине 1850-х годов Н. А. Некрасов серьезно заболел, интенсивно и довольно успешно лечился в Италии. Его выздоровление и возвращение в совпало с началом эпохи реформ , ознаменовавшейся беспрецедентным расцветом русской общественной жизни. В творчестве Н. А. Некрасова наступил период, выдвинувший его в первые ряды литературы: он стал поэтом-гражданином по преимуществу, его стихи наполнились социальным содержанием. Главными деятелями некрасовского «Современника» в это время стали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

На рубеже 1860-х годов развернулось дарование Н. А. Некрасова как народного поэта и сатирика, обличителя «верхов» и заступника угнетенных. В эти годы из-под его пера вышли такие произведения, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей». В 1856 году вышел в свет сборник Н. А. Некрасова
«Стихотворения», воспринятый читающей публикой как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности.

В 1859-1861 годах в поэзии Н. А. Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи «Дума», «Похороны», «Калистрат» и поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863) обогатили русскую литературу не только целым рядом поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя, но и серией светлых картин из жизни крестьянства, галереей крупных, мужественных народных характеров.

В 1866 году «Современник» был закрыт. С 1868 года Н. А. Некрасов приобрел у А. А. Краевского право на издание журнала «Отечественные записки», поставленный им на такую же высоту, какую занимал «Современник». С его изданием были связаны последние десять лет жизни поэта. В эти годы он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), писал поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873). Н. А. Некрасов создал также серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875-1876).

Последние годы жизни Н. А. Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью (рак). В это время он создал цикл стихов «Последние песни», в которых с необычайной поэтической силой подвел итоги прожитой жизни.

Н. А. Некрасов скончался в 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Его похороны на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря приобрели характер спонтанной народной демонстрации. Они стали первым в истории прецедентом всенародной отдачи последних почестей литератору.

Loading...Loading...