Конфликт неуправляемый тип. Приобрести все исходники презентации. Тест: \»Конфликтная ли Вы личность?\»

Делаю реферат по психологии управления.
Одна из глав почти готова. Интересная достаточно информация =)
А к какому типу отнесли бы вы себя?

Конфликтная личность демонстративного типа

1. Хочет быть в центре внимания
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других
3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся
4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям
6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
8. Кропотливой и систематической работы избегает.
9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность ригидного типа

1. Подозрителен.
2. Обладает завышенной самооценкой.
3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
4. Часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств.
5. Прямолинеен и негибок.
6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
9. Мало критичен по отношению к своим поступкам.
10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность неуправляемого типа

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.
3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.
4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
5. Характерен высокий уровень притязаний.
6. Несамокритичен.
7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно воплощать планы в жизнь.
9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
10. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность сверхточного типа

1. Скрупулезно относиться к работе.
2. Предъявляет повышенные требования к себе.
3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, при чем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается.
4. Обладает повышенной тревожностью.
5. Чрезмерно чувствителен к деталям.
6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них «болезнями»: бессонницей, головными болями и т.д.
9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональным проявлениях.
10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность бесконфликтного типа

1. Неустойчив в оценках и мнениях.
2. Обладает легкой внушаемостью.
3. Внутренне противоречив.
4. Характерно некоторая непоследовательность поведения.
5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
6. Недостаточно хорошо видит перспективу.
7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
8. Излишне стремиться к компромиссу.
9. Не обладает достаточной силой воли.
10. Не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

10 типичных ошибок конфликтующего человека:
1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.
2. Ведет себя не гибко, неспособен изменить тактику, переключиться на другое.
3. Не терпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.
4. Мыслит стереотипно, стремиться втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.
5. Отвлекает от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы.
6. Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность.
7. Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию.
8. Создает препятствия для свободной творческой полемики, генерированию идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.д.
9. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.
10. Боится риска.

Тип конфликтной личности формируется на основе индивидуальных особенностей каждого человека. Принято считать, что существует пять основных образов любителей поспорить.

Демонстративный

Чаще всего к такому типу относятся холерики, которым присуща жизненная активность. Эти люди обожают обращать на себя внимание. Человек-демонстратор все время ищет повод что-нибудь продемонстрировать. Неважно что, главное, чтобы его заметили. Заносчивые, навязчивые «всезнайки», про таких часто говорят: «в каждой бочке затычка». Они всегда показывают окружающим, что знают обо всем на свете.

Если с таким человеком случилась неприятность или беда, то об этом обязательно должны услышать все вокруг. Стойкость, проявленная им, должна оцениваться слушателями по достоинству.

Люди демонстративного типа зачастую конфликтуют поверхностно. Честно говоря, они ленятся глубоко вникать в суть конфликта, докапываться до истины. Они никогда не анализируют ситуацию, а действуют ситуативно, поддаваясь эмоциям. Демонстраторам достаточно того, чтобы на них обратили внимание. Остальное не важно.

Регидный

Люди этого типа никому не доверяют. Они находятся в постоянном конфликте даже с самим собой. Если они кого-то в чем-то заподозрили, то никакие доводы не сумеют их изменить свое мнение. Часто человек, относящийся к такому типу конфликтной личности, самодоволен. И он всегда требует от окружающих, чтобы его возвышали, воспевали ему песни и сочиняли в честь него стихи. Его значимость превыше всего. В его мире есть только его «Я».

Регидный человек не умеет подстраиваться под обстоятельства и людей. Гибкость, корректность – совершенно не в его характере. Он уверен, что прав только он, остальные же ничего не смыслят в этой жизни. Он обижен на тех, кто недостаточно доброжелателен к нему, не проявляет должного уважения и внимательности в отношении его личности. Люди, не поддерживающие его точки зрения, тут же заносятся в «черный список».

Неуправляемый

Этот тип, пожалуй, самый опасный в плане того, что его действия невозможно спрогнозировать. Он совершенно непредсказуем, не умеет контролировать себя в общении с людьми. Спровоцировать конфликт для него не составляет никакой проблемы. Любое неосторожное слово, сказанное ему, может послужить толчком для ссоры, которая в большинстве случаев перерастает в грандиозный скандал. В любом споре он выступает агрессором и даже тираном. Он никогда не признает свою вину и часто обвиняет других в собственных неудачах.

Такой человек не учится на своих ошибках. Совершенно ничего не смыслит в планировании своих действий и поступков. Поэтому все в его жизни идет наперекосяк, отчего он приходит в бешенство и «кидается» на людей.

Сверхточный тип

Таких людей в народе называют . Этот тип характеризуется самокритичностью, повышенным вниманием к деталям, скрупулезностью. Человек, относящийся к этой группе конфликтных личностей, часто обладает повышенной тревожностью. Он всегда находится на грани стресса, за что-то волнуется. К любой работе предъявляет высокие требования и следит, чтобы они были выполнены другими сотрудниками. Его выводит из себя, если кто-то недостаточно усердно работает. Из-за излишней придирчивости таких людей не любят.

Очень часто «сверхточный тип» страдает сам от себя, потому что не может прыгнуть выше головы, и из-за этого расстраивается. Он полностью дисгармоничен, замкнут, покинут окружением. Если друзья еще не успели сбежать от постоянного , то такой человек сделает это сам, на что-нибудь вдруг обидевшись.

Конфликты такие люди ведут в своем стиле – постоянно «бубнят» о правильности тех вещей, о которых они говорят. От этого их оппоненты предпочитают просто игнорировать своего нудного собеседника.

Бесконфликтный

Люди такого типа не любят оказываться в центре разборок. Ссоры, ругань, потасовки не для них. Они предпочитают отсиживаться в стороне, наблюдая за разворачивающимся конфликтом.

Все потому, что бесконфликтный тип личности обладает внутренним противоречием. Он не знает, какую сторону конфликтующих выбрать, поэтому-то и не вступает в перепалку, не хочет показаться смешным. Поведение таких людей зависит от мнения окружающих. Они всегда последуют за толпой, отстаивая, порой, не свое мнение, а мнение большинства.

Отличительной особенностью данного типа считается поиск компромисса в споре. Ему легче отказаться от каких-то своих убеждений, чем переводить спор в состояние войны.

К пяти традиционным типам психологи относят еще несколько подтипов конфликтных личностей. Все они, так или иначе, связаны с человеческим темпераментом. От того, является человек холериком или флегматиком, можно установить уровень его конфликтности, тем самым выбрать модель поведения с таким человеком, чтобы избежать серьезных последствий.

Конфликтная личность -демонстративный тип .

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

Конфликтная личность -ригидный тип .

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность -неуправляемый тип .

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого числа плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность -сверхточный тип .

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность -бесконфликтный тип.

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Типы разрешения конфликтов

Убеждение, внушение

Попытка согласовать непримиримые интересы

Метод «игры»- привлечение на свою сторону более влиятельных покровителей

Преимущества- экономия времени

Недостатки- конфликт не разрешается, а только внешне подавляется

    Партнерский тип-разрешение конф­ликта через применение конструктивных способов.

Основные черты:

конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтую­щими сторонами.

восприятие аргументов противной стороны

готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выра­ботка взаимоприемлемых альтернатив

стремление совместить личностный и организационный фак­торы

восприятие как нормальный фактор деятельности

Преимущества - ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, удовлетворить интересы сторон

Влияние иррациональных взглядов на конфликты.

Альберт Эллис пришел к выводу, что эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Это фундаментальное положение когнитивной терапии иллюстрируется знаменитой формулой АВС.

А (activating event ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования.

В (beliefs ) - убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы.

С (consequences ) - последствия: эмоции, чувства, поведение.

Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В » - наших мыслей по поводу происходящего.

Эллис назвал мышление, запускающее разрушающие переживания, засоряющим, или губительным. Он описал четыре типа наиболее часто встречающихся паттернов (шаблонов) губительного мышления. Когда человек сильно расстроен или совершает неразумные поступки, почти всегда можно выявить у него один или несколько таких паттернов: обвинение людей или себя, завышение требований, нагнетание страха, обесценивание важности происходящего.

Обвинение людей или себя , или, как иногда говорят при популяризации психологических знаний, «мысли-обвинители»: «Все из-за нее... Если бы не он... Все потому, что он плохой друг... Это я во всем виноват... Нет мне прощения...»

Завышение требований . Такой паттерн мышления иногда называют «мысли-обязатели». Вместо описания своих ожиданий человек предъявляет повышенные требования к себе и другим: «Я должен быть решительнее... Надо было мне сказать не так... Я был обязан это предотвратить...» или, «Он был обязан хранить секрет... Он должен быть аккуратнее, внимательнее, добрее...»

Нагнетание страха, преувеличение важности . «А вдруг... Будет ужасно, если... Я просто ненавижу, когда... Меня выводит из себя, когда... Это невыносимо, что...»

Обесценивание важности происходящего, самооправдание . «Ну и что? Меня это не волнует... Мне не важно... Кому какое дело...»

Три первых шаблона губительного мышления вызывают негативные, разрушающие переживания.

Четвертое - самооправдание - блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие. Такой стиль поведения оказывается особенно разрушительным для психологического здоровья и взаимоотношений со значимыми людьми, поскольку разрушающие переживания, снимающие стресс, не находят выхода, а иные способы разрядки не применяются.

Причины человеческой иррациональности по Эллису.

    Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

    Фактически все иррациональные идеи (абсолютистские «должен» и «обязан»), можно обнаружить почти во всех социальных и культуральных группах, изучавшихся историей и антропологией.

    Множество иррациональных видов поведения, идут вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации. например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины,

    Люди - даже очень умные и образованные - часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

    Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

    Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

    Люди часто возвращаются к иррациональным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

    Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

    Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события (например, развод, стресс или какое-либо несчастье) с ними произойти не могут

Согласно Эллису иррациональные взгляды могут быть сведены к 3 главным абсолютистским должен (или глубинные убеждения):

    Я должен (обязан) все делать хорошо/ получать одобрение значимых других, если этого не происходит, то это кошмар, ужас, я этого не переживу.

    Ты должен- относиться ко мне справедливо и уважительно, если ты так ко мне не относишься Ты- плохой и я не могу выносить тебя и твое дрянное поведение.

    Жизнь должна (Бог, судьба)- быть такой какой я ее хочу видеть и когда что-то идет не так- это кошмар и я не могу жить в этом ужасном несправедливом мире.

Когнитивное искажение/ иррациональные взгляды по Эллис.

    Мышление по типу «все или ничего». «Если я провалю хоть какое-нибудь важное дело - а я должен не провалить - я полный неудачник и совершенно недостойный любви человек!»

    Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. «Поскольку они видели мой жуткий провал - а я всегда должен быть на высоте - они будут считать меня тупым червем».

    Предсказывание будущего. «Так как они смеются над моей неудачей - а я всегда должен быть на высоте - они всегда будут меня презирать».

    Зацикливание на негативе. «Я не могу вынести того, что все идет не так, как должно идти, и я не вижу в своей жизни ничего хорошею».

    Непонимание позитива. «Когда они хвалят меня, они просто меня жалеют и забывают все те глупости, которые я абсолютно не должен был совершать».

    Всегда и никогда. «Условия жизни должны быть хорошими, а они на самом деле ужасны и невыносимы, и это всегда будет так, а я никогда не буду счастлив».

    Преуменьшение. «Хорошие выстрелы в этой игре были случайными и не имели значения. Но плохие - которые я не имел никакого права делать - были просто ужасны и совершенно непростительны».

    Эмоциональное рассуждение. «Из-за того что я выступил просто погано, так, как абсолютно не должен был, я чувствую себя полным болваном, и это доказывает, что я действительно ни к черту не годен!»

    Навешивание ярлыков и сверхобобщение. «Я не имею права заваливать важную работу, а поскольку я сделал это, я полный неудачник и пропащий человек!»

    Принятие на свой счет. «Поскольку я веду себя гораздо хуже, чем должен, а они смеются, я уверен, что они смеются только надо мной, и это ужасно!»

    Ложное «Я». «Когда я не настолько хорош, насколько должен бы, а они продолжают меня принимать и хвалить, я чувствую, что я притворщик и скоро потеряю свою маску и покажу свое жуткое лицо».

    Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на "отлично", и поэтому я никудышный человек».

Когнитивная концептуализация Джудит Бек.

Согласно этой концепции эмоции и поведение людей зависят от восприятия ими различных жизненных обстоятельств.

Автоматические мысли (можно ловить, осознаваемые)

Промежуточные убеждения

Глубинные убеждения (неосознаваемые)

Автоматические мысли - мимолетны оценочные мысли, не являющиеся результатом размышлений, умозаключений и не обязательно поддерживаются доказательствами. Возникают сами по себе, короткие, обрывочные.

Промежуточные убеждения - не поддаются четкому выражению словами, включают отношения , правила (я должен), предположения (если я буду трудиться, может достигну..)

Глубинные убеждения- установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что часто люди не могут их четко выразить и даже просто осознать.

Когнитивные ошибки и дисфункциональные убеждения по Аарону Беку

Когнитивная ошибка

Убеждение

Генерализация

Если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях

Избирательное абстрагирование

Имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.

Чрезмерная персональная ответственность

Я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.

Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего

Если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда

Персонализация

Я нахожусь в центре всеобщего внимания - особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей

«Катастрофизация»

Всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое

Дихотомизм мышления

Существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, хорошее-плохое)

Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь.

  • 1. Импульсивные личности.
  • 2. Поведение характеризуется непредсказуемостью.
  • 3. Слабо учится на собственных ошибках.
  • 4. Игнорируют нормы общественности во время агрессивности.
  • 5. Несамокритичны.

Бесконфликтный тип

  • 1. Неустойчивая оценка в мнениях.
  • 2. Внутренне противоречив.
  • 3. Обладает легкой внушаемостью.
  • 4. Зависит от мнения окружающих.
  • 5. Характерна некоторая непоследовательность в поведении.
  • 6. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
  • 7. Недостаточно хорошо видит перспективу.
  • 8. Излишне стремится к компромиссу.
  • 9. Не обладает достаточной силой воли.
  • 10. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков, как своих, так и окружающих

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя.

Для него характерно следующее поведение. Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Для него характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. Излишне стремится к компромиссу.

Представленные "типы конфликтных личностей" встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро "остывает" и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная - имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Витебский государственный технологический университет

Кафедра психологии


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конфликтология

Тема: Типология конфликтных личностей


Выполнила студентка 4 курса

заочного факультета группы ЗМн-19

Сердюкова О.В.


Витебск 2010


1.Характер человека и склонности к конфликтогенам

2.Шесть характерных типов конфликтных личностей

Поведение менеджера в общении с конфликтными личностями

Список литературы


1. Характер человека и склонности к конфликтогенам


В переводе с греческого «характер» ? это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения .

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.

Как люди реагируют на резко брошенные обидные слова и высказывания в их адрес? Большинство «ответят взаимностью», некоторые промолчат и лишь единицы не обратят никакого внимания. Так зарождается конфликт.

Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. В этом виноваты так называемые конфликтогены. Конфликтогены - это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген лишь «может» привести к конфликту. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в потере бдительности по отношению к нему .

Конфликтоген может стать основанием конфликта. Кроме того, из-за одного конфликтогена может возникнуть несколько оснований, которые дадут жизнь сразу нескольким конфликтам. Отсюда вытекает многомерность конфликта, которая говорит о необходимости его вычленения из конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов, а также различения самого переходного этапа, в котором заложены сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:

1.в проявлении к человеку или группе открытого недоверия;

2.в нежелании слушать и перебивании собеседника;

.в постоянном принижении значимости его роли;

.в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;

.в отсутствии желания признавать свои собственные ошибки и чью-то правоту;

.в постоянном преуменьшении вклада сотрудника в некое общее дело и возвышение собственного вклада;

.в навязывании своей точки зрения;

.в проявлении неискренности в суждениях;

.в неожиданно резком ускорении темпа беседы и ее быстрое завершение, а также все то, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

В деловом общении опасными словами-конфликтогенами являются следующие :

1.слова, показывающие недоверие: «вы меня обманывали», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.;

2.слова, выражающие оскорбление: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.;

.слова, выражающие угрозы: «земля круглая», «я этого не забуду», «ты еще пожалеешь» и др.;

.слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой и др.;

.слова, показывающие сравнение: «как свинья», «как попугай» и др.;

.слова, выражающие отрицательное отношение: «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;

.слова-долженствования: «вы обязаны», «вы должны» и др.;

.слова-обвинения: «из-за вас все испортилось», «вы недоумок», «это ты во всем виноват» и др.;

.слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.

Собеседник, не может спокойно воспринимать подобные слова, сказанные в его адрес. Он начинает обороняться и при этом пытается включить весь арсенал защитных и оправдательных средств. Если подобная ситуация возникает, то виновником становится тот, кто первый использовал слова-конфликтогены. Природа конфликтогенов объясняется еще и тем, что человек более чувствительно относится к словам других, нежели к своим. Мы более чувствительны к словам, обращенным к нам, так как считаем важным защищать свое достоинство, но к своим словам и действиям при этом относимся не очень внимательно.

В конфликтологии выделяют три типа конфликтогенов :

)Конфликтогены, выражающие превосходство, включают:

приказы, угрозы, замечания, издевки, насмешки, подшучивание и др.;

хвастовство, восторженные рассказы о собственных успехах и достижениях;

навязывание своего мнения, дача советов зачастую воспринимается собеседником негативно и у него возникает желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей;

прерывание высказываний собеседника, повышение голоса, исправление во время беседы показывает, что человек хочет, чтобы слушали только его, его мнение должно быть важным, а мысли более ценны. Имеющему подобную позицию следует подумать, на самом ли деле его мысли так важны?

2) Конфликтогены, проявляющие агрессивность, которая может быть у человека от природы, а может определяться конкретной ситуацией, плохим настроением и т.д.

Природная агрессивность может возникнуть в результате самоутверждения в некоей социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), а также может быть протестом против зависимости от «главного» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Положительна или отрицательна агрессивность? Для разрешения этого вопроса следует отметить два момента:

человек с высокой природной агрессивностью является ходячим конфликтогеном, что не всегда благоприятно для климата в коллективе;

человеку абсолютно бесконфликтному, не обладающему «здоровой злостью», сложнее добиться поставленных целей в личной жизни и в работе.

) Конфликтогены, выражающие эгоизм.

Эгоист добивается чего-либо для себя за счет других. Именно это раздражает окружающих и порождает конфликтную ситуацию. Распаляет конфликт эскалация конфликта, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном. Этот конфликтоген является наиболее сильным, мы его используем с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно говорится ненамеренно, а потом происходит эскалация конфликта, которая приводит к конфликту. Все это составляет схему возникновения непреднамеренного конфликта.


2. Шесть характерных типов конфликтных личностей


Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1) демонстративный тип:

Хочет быть в центре внимания.

Любит хорошо выглядеть в глазах других.

Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты.

Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

Налицо поведение эмоциональное.

Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Таким образом,демонстративный тип характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3) неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4) сверхточный тип: предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5) бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв и дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами .

Конфликтная личность неблагоприятно влияет на психологический климат в группе. Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный человек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавшегося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существенно легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость системы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застывшая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяснении поступков окружающих, порождая конфликты.


3. Поведение менеджера в общении с конфликтными личностями

конфликтный личность руководитель управление

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его. Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

Действия руководителя при разрешении конфликтов :

Изучение причин возникновения конфликта;

Ограничение числа участников конфликта;

Анализ конфликта;

Разрешение конфликта.

Если в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя. Однако в этом случае каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях или по каким-либо субъективным причинам может принять сторону ее оппонента. И в такой ситуации конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо бороться уже и против менеджера.

Существуют три точки зрения в отношении конфликта:

· менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит организации только вред. В таком случае дело менеджера - устранить его любым способом;

· сторонники второго подхода считают, что конфликт - это нежелательный, но довольно распространенный побочный продукт организации и менеджер должен устранить его, где бы он ни возникал;

· менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но необходим и потенциально полезен. Например, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что, как бы ни росла и как бы хорошо ни управлялась организация, конфликты будут возникать всегда и это вполне нормальное явление.

В зависимости от того, какой из этих точек зрения придерживается менеджер, и будет зависеть процедура преодоления конфликта. В связи с этим способы управления конфликтами разделяются на две группы: педагогические и административные.

Педагогические: беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта.

Административные: силовое разрешение конфликта - подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действии менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.

Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения :

· напористость, настойчивость характеризуют поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;

· кооперативность характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство) - в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) - слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы - одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

Среди большинства руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не «ввязываться» в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями. По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса - оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.

Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации

Главная задача менеджера состоит в том, чтобы определить конфликт и «войти» в него на начальной его стадии.

Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается в 92%; на фазе подъема - в 46%, а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются очень редко .

Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада для сражения могут быть привлечены новые силы и применены новые способы.

Развитие конфликта:

Фаза начала;

Фаза подъема;

Спад конфликта.

Обычно в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделяют такие типичные ошибки :

1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего, принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому "разрешению");

) попытка "разрешить" конфликт без выяснения его истинных причин;

) применение только силы, карательных мер по "урегулированию" или, наоборот, только дипломатических переговоров;

) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей в нелинейной, многомерной классификации;

) попытка при помощи политической интриги разыгрывать свою собственную карту с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными социальными последствиями (не только для общества в целом, но рано или поздно - для самого инициатора интриги).

Предотвращение конфликта, называемое порой "профилактикой", как способ избежать его в самом начале - возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

В современных теориях конфликта принято под профилактикой понимать работу по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае возникновения конфликта, бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а далее и к управленческой.

Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации и в организациях подобного типа. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.

Термин "разрешение конфликтов" обычно употребляется в двух значениях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воздействие на конфликт (сами условия конфликтного взаимодействия, его участники), основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы.


Список литературы


1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. Хрестоматия по социальной психологии. / В.И. Андреев. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 501 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб., 2000. - 256 с.

Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия // Управление персоналом. ? №11. ? 2000.

Корнелиус Х. Знакомство с понятием конфликт: хрестоматия по социальной психологии. / Х.. Корнелиус, Ш. Фейр. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 320 с.

Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. ? №3. ? 2000.

Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления / Д.Г. Скотт. - К.: Внешторгиздат, 1991. - 398 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...