Приборы учета энергоресурсов. Какие приборы учета энергии и энергоресурсов можно применять

Любое современное промышленное предприятие потребляет значительный объем энергоресурсов в разных формах. В том числе для обеспечения своей жизнедеятельности и технологических процессов предприятия различных отраслей потребляют электроэнергию и трубные энергоресурсы (отопление, горячее водоснабжение и т.д.). Затраты на приобретение энергоресурсов составляют значительную долю в себестоимости готовой продукции, что обуславливает актуальность энергосбережения. В свою очередь, энергосбережение невозможно без точного учета. Поэтому первым шагом для снижения затрат будет внедрение системы комплексного учета энергоресурсов.

Что такое комплексный учет энергоресурсов?

Комплексный учет энергоресурсов предусматривает построение единой автоматизированной системы, которая собирает показания со всех приборов первичного учета, которые измеряют потребление электроэнергии и других ресурсов. Информация с приборов учета поступает на устройство сбора данных и передается на сервер, где затем осуществляется их обработка. В результате предприятие получает развернутую картину потребления энергоресурсов и значительный объем аналитической информации, необходимой для оптимизации потребления.

Преимущества комплексного учета энергоресурсов

Внедрение системы комплексного учета энергоресурсов имеет целый ряд преимуществ перед использованием отдельных систем для каждого конкретного вида ресурсов. Прежде всего, это более экономичное решение за счет использования единой инфраструктуры сбора данных от приборов учета разных ресурсов.

Помимо этого, комплексная система дает следующие преимущества эксплуатационного характера:

  • Высокая информативность. Система комплексного учета энергоресурсов обеспечивает возможность получения данных о потреблении на любом из субъектов или структурных подразделений предприятия. Также обеспечивается возможность контроля показаний счетчиков энергоресурсов различного вида (электроэнергия, газ, отопление, вода и т.д.).
  • Актуальность. Комплексная система позволяет контролировать потребление энергоресурсов в режиме реального времени. Также обеспечивается накопление информации за прошлые периоды для последующего изучения и анализа.
  • Полная автоматизация процесса сбора информации, что имеет большое значение для предприятий со сложной структурой и большим количеством приборов учета потребления энергоресурсов.
  • Высокий уровень точности получаемой информации о потреблении.

Благодаря этим преимуществам комплексный учет энергоресурсов является более удобным в эксплуатации. Кроме того, система позволяет обеспечить по-настоящему эффективный контроль энергопотребления, что дает возможность выявлять проблемные места и изыскивать новые возможности для экономии ресурсов.

Реализованные проекты по комплексному учету энергоресурсов

  • Поквартирный учет потребляемых энергоресурсов: электроэнергии, горячей и холодной воды.
  • Расчет балансов потребления энергоресурсов.
  • Выписка счетов на оплату в автоматическом режиме.
  • Наше предложение

    Компания «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» предлагает услуги по разработке и внедрению эффективной автоматизированной системы комплексного учета энергоресурсов на вашем предприятии. Мы имеем большой опыт интеграции таких систем, начиная со стадии проектирования, заканчивая сдачей объекта и вводом системы в эксплуатацию. Для построения систем используются передовые разработки и лучшее оборудование. Это позволяет нам гарантировать максимальную эффективность систем учета при сравнительно небольших затратах на их внедрение.

    Кроме того, Наша компания выполнила разработку и получила свидетельство об утверждении типа средства измерений на Системы автоматизированные измерения и учета электроэнергии и энергоресурсов «ИЦ ЭАК» (АСКУЭР ИЦ ЭАК), регистрационный № 60241-15, срок действия до 27.03.2020 г.

    Это позволяет существенно снизить затраты времени и средств на создание легитимных систем коммерческого учета энергоресурсов для промышленных предприятий и ЖКХ.

    

Поскольку приборы учета энергии и энергоресурсов являются средствами измерения, то применять можно только приборы, занесенные в государственный реестр средств измерения. Как правило, свидетельством этому является сертификация прибора с системе сертификации ГОСТ Р, о чем имеется отметка в паспорте прибора, на корпусе и панели считывания информации. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точночть прибора. Соотвественно, более высокий класс соответствует меньшему числу.

Прибор учета

Требования к точности

Диапазон и условия применения

1% (класс 1.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (кроме граждан)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (для граждан- птребителей)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

1% (класс 1.0)

Класс 0,5S

Потребители с мощностью установленных устройств более 750 Квт

При замене счетчика класса 2.0 и для сетей с напряжением от 6 до 35 КВ

для сетей с напряжением свыше 110 КВ

Счетчик электрической энергии

Производители электрической энергии

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах более 20 градусов

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах от 10 до 20 градусов

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 30 до 100 %

Теплосчетчики для систем с подачей пара .

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 10 до 30%

Счетчики расхода воды (горячей и холодной)

Счетчики расхода газа

Требование внесения в реестр средств измерений

Счетчики электрической энергии

Для населения установлено требование по применению электрических счётчиков классом точности не ниже 2.0. Поэтому все старые электросчётчики с классом точности 2.5 и менее в настоящее время изымаются из оборота. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Правительством РФ (постановление № 530 от 31.08.2006) установлены требования к классам точности приборов учёта электрической энергии для разных групп потребителей. Смотрите Правила отпуска электрической энергии.

Теплосчетчики

В настоящее время в стране применяются теплосчётчики используемые юридическими лицами и для коллективного учёта расхода тепла в многоквартирных жилых домах. Классы точности этих приборов установлены Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 1995 года. Смотрите Правила учёта тепла.

Отдельной категорией теплосчётчиков являются так называемые квартирные (компактные) теплосчётчики. При измерении количества тепла на одном радиаторе разность температур, как правило, менее 10 градусов. В таком случае точность измерения может быть менее 5% и такое средство измерения будет считаться индикатором. Очевидно поэтому официального разрешения на применение поквартиных теплосчётчиков нет. Тем не менее Законом РФ "Об энергосбережении" предписано использовать с 2012 года поквартирные теплосчётчики. Такие приборы уже зарегистрированны в Госреестре средств измерения.

Для счётчиков газа

Правила учёта газа не регламентируют класс точности приборов учёта газа. Тем не менее выпускаемые счётчики газа регистрируются в качестве средств измерения и имеют класс точности. По конструктивному исполнению это диафрагменные, ротационные, турбинные счётчики газа. Практически все они имеют погрешность 1-3% при межповерочном интервале до 10 лет, что сопоставимо с оговоренным сроком эксплуатации счётчика.

Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы. Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации. Смотрите Правила учёта газа.

Счетчики воды

Правилами учёта воды не регламентируется класс точности приборов учёта воды. Введено требование внесение приборов в Госреестр средств измерения. По конструктивному исполнению счётчики воды весьма разнообразны и могут использовать для измерения объёма различные физические принципы (тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые, комбинированные). В быту в основном используются крыльчатые счётчики, устанавливаемые сразу после входного вентиля и фильтра.

Смотрите Правила пользования системами водоснабжения и канализации .

Порядком учёта воды в г. Москва дополнительно установлено требование по межповерочным периодам для поквартирных счётчиков воды: для холодной воды не менее 5 лет, для горячей воды не менее 4 лет. Кроме того, предусмотрена обязательность установки счётчиков с импульсным выходом в случае, когда в доме имеется дистанционная система считывания информации с водосчётчиков.

Автоматизированный коммерческий и технологический учет потребления холодной и горячей воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Состав АСКУЭ "Пульсар"

1. Счетчики энергоресурсов , внесенные в Госреестр средств измерений РФ, оснащенные импульсным телеметрическим выходом или цифровым выходом ( , счетчики активной и реактивной электроэнергии, в том числе трансформаторного включения, измерительные комплексы газа)

2. Счетчики импульсов - регистраторы «Пульсар» (Госреестр № 25951-03) - вторичные приборы, к каждому из которых подключаются до шестнадцати первичных счетчиков с импульсным выходом. используются для:
- накопления числоимпульсной информации с первичных счетчиков с привязкой ее к астрономическому времени
- ведения однотарифного или двухтарифного учета электроэнергии с использованием однотарифных электросчетчиков
- передачи данных в цифровом формате на компьютер диспетчера (стандарт RS485)

3. Устройства сбора и передачи данных (УСПД) , обеспечивающие сбор данных с регистраторов "Пульсар", со счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом, хранение и передачу данных на верхний уровень системы, синхронизацию работы приборов учета. устанавливаются непосредственно на объекте. Использование УСПД не является обязательным условием работы системы

4. Вспомогательные устройства, обеспечивающие передачу цифровой информации ( , ретрансляторы, )

5. Сервер коммерческого учета, автоматизированные рабочие места

Список, поддерживаемых АСКУЭ "Пульсар", приборов с цифровым выходом

Функции АСКУЭ "Пульсар"

- ведение базы данных потребления ресурсов на ПК;
- подготовка аналитической информации, отчетов, протоколов, графиков для последующей печати;
- выписка счетов абонентам для оплаты потребленных энергоресурсов;
- информирование потребителей о состоянии оплаты и потреблении ресурсов;
- сведение внутриобъектового баланса поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления очагов несанкционированного потребления;
- выдача данных и обмен аналитической информацией между структурами ЖКХ и Энергоснабжающими организациями;
- корректировка внутренних часов счетчиков импульсов- регистраторов и счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом.
- многотарифный учет энергоресурсов
- контроль линий связи со счетчиками энергоресурсов
- защита информации от несанкционированного доступа

Преимущества АСКУЭ "Пульсар"

Доступная стоимость оборудования и монтажа

Используется минимум функциональных блоков и минимальная длина проводов, что достигается путем использования параллельного принципа подключения счетчиков импульсов – регистраторов к общей линии.

Надежность

Вся информация о потреблении ресурсов до ее ввода в ПК хранится в энергонезависимой памяти счетчиков импульсов – регистраторов. В случае отключения питания сети, регистрация данных продолжается. Отсутствие промежуточных блоков накопления информации между счетчиком импульсов – регистратором и компьютером позволяет минимизировать вероятность порчи данных и возникновения сбоев в работе системы. Использование аппаратных средств передачи данных по протоколу RS 485 исключает влияние наводок, помех и пр. при передаче данных.

Удобство и простота обслуживания

Людям, настраивающим и обслуживающим систему совсем не обязательно специально проходить длительное обучение, иметь соответствующее образование и т.д. Интерфейс программной части, как и всей структуры системы, интуитивно понятен и прост. Использование адаптера 485/232 позволяет считывать информацию в ПК (в том числе и переносимый) прямо на месте. В случае имеющейся свободной телефонной линии удобно передавать информацию на удаленный компьютер через обычный телефонный модем. В случае, если телефонная линия отсутствует, удобно передавать информацию через GSM-модем. Оперативный контроль за работой главной функциональной ячейки системы – счетчика импульсов – регистратора, возможен на месте по показаниям встроенного ЖКИ. Практически неограниченные возможности по длине линии связи и количеству счетчиков – регистраторов в сети делают систему универсальной для применения на различных типах объектов.

Разнообразие функций

Многообразие функций отвечает всем современным требованиям к подобным системам. Имеется возможность наращивания функций без изменения общей структуры системы.

Открытость, совместимость, защищенность

Система построена на основе открытых протоколов передачи данных, однако данные защищены от несанкционированного считывания. Система имеет собственный ОРС - сервер. Потребитель информации при работе с данными может пользоваться как программным обеспечением, поставленным вместе с системой, так и собственным программным обеспечением. Программное обеспечение совместимо с расчетными программами.

Благодаря данным преимуществам, АСКУЭ "Пульсар" является уникальной в своем роде.

Максимальное количество в сети счетчиков импульсов регистраторов "Пульсар" не ограничено
Длина линий связи между счетчиками импульсов - регистраторами не имеет ограничений
Число импульсных входов счетчиков импульсов- регистраторов

2, 10 или 16 для версии без индикатора

6 для версии с индикатором

Длина провода от счетчика с импульсным выходом до счетчика импульсов- регистратора до 1000 м
Емкость архива счетчика импульсов - регистратора 1080 часов, 180 суток, 24 месяца
Наработка на отказ не менее 100000 часов
Средний срок службы 12 лет
Питание счетчиков импульсов - регистраторов литиевая батарея, работоспособность 6 лет
Предел допускаемой относительной погрешности измерения количества импульсов 0,1 %
Точность хода внутренних часов 0,01%

Отраслевые решения

1. Автоматизированный подомовой учет энергоресурсов (воды, газа, тепла, электроэнергии)

2. Автоматизированный учет в оды

- автоматизированный учет воды в квартирах
- автоматизированный учет воды в гостинице
- автоматизированный учет воды в торговом центре
- автоматизированный учет воды в частном секторе (коттеджном поселке)
- автоматизированная система учета и диспетчеризации на объектах водоканалов

Законом предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации предлагать коллективному и индивидуальному потребителю установку приборов учета. Если до 1 января 2012 года в ответ на эти предложения потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать с потребителя все расходы по установке, плюс судебные издержки.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об энергосбережении..." обязанностью потребителя энергетических ресурсов является установка приборов учета потребления этих самых ресурсов. Особенностью принятого законодательства является то, что эту обязанность делит с потребителем ресурсоснабжающая организация. Именно этим организациям достоверно известно то, кто эти ресурсы у них официально потребляет.

Законом предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации предлагать коллективному и индивидуальному потребителю установку приборов учета. Если до 1 января 2012 года в ответ на эти предложения потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать с потребителя все расходы по установке, плюс судебные издержки.

Предложение энергоснабжающей организации установить прибор учета не означает то, что потребитель должен заказать установку именно в этой организации. Его право выбрать любую организацию, которая будет устанавливать ему счетчик. Но заявление установки прибора учета у энергоснабжающей организации имеет некоторые преимущества для потребителя. По заявлению потребителя энергоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку оплаты стоимости установки счетчика на срок до 5 лет.

Если принять во внимание возможность экономии за счет сокращения расхода, то потребителю такое предложение очень выгодно. В любом случае он получает сокращение текущих платежей, не вкладывая средства в установку счетчика. От потребителя хотят одного: экономии. Об этом говорит Закон "Об энергосбережении...".

Что касается энегоснабжающей организации, то обязанность предложения по установке счетчиков подкрепляется штрафными санкциями по КоАП . С другой стороны издержки организации на предоставление рассрочки по платежам должны компенсироваться из местных бюджетов.


Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» - прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении....» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не-обхо-димости таких работ возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред-ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П. , ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Loading...Loading...