История вещей

Оклеить стены обоями — самый очевидный и широко распространенный способ отделки. Но этот отделочный материал имеет разные характеристики и цены. Какие бывают виды обоев, чем они отличаются, где какой лучше применять — обо всем этом поговорим дальше.

Классификация по характеристикам

Чтобы не ошибиться в при выборе обоев, надо иметь представление о том, какие они вообще бывают. Начнем с общей классификации по различным признакам и свойствам.

Первое, с чем стоит определиться — это с тем, насколько отделка должна «дружить» с водой и как часто ее надо будет мыть. По этому признаку они бывают:


Эта характеристика отображается на этикетке каждого рулона в виде графического значка — волнистой линии (смотрите на фото).

Далее стоит определиться со стойкостью к выгоранию. Не секрет, что некоторые материалы и краски на освещенных солнцем поверхностях меняют свой цвет. Для солнечных помещений лучше выбирать обои стойкие к выцветанию. В помещениях, окна которых выходят на запад или север, это не так критично. Для тех, которые без окон (коридоры, ванные, санузлы и т.д.) это вообще неважно. Эта характеристика также отображается на этикетке пиктограммой в виде солнца (на фото ниже).

Стойкость обоев к выгоранию — графическое обозначение

Еще важным может быть подгонка рисунка. Некоторые расцветки совсем не требуют подбора рисунка и смещения (однотонные). Другие — требуют смещения, причем на разную величину. Смещение увеличивает расход отделочного материала. Эта информация также указывается на этикетке при помощи пиктограмм.

Все виды обоев снабжены вкладышем-инструкцией, на которой отображены эти данные. Также там есть изображения, которые отображают способ нанесения клея. Отображен и способ удаления — снимаются они полностью или частично. Далее рассмотрим виды обоев — из чего они изготовлены, какие имеют достоинства, недостатки, область применения.

Бумажные

Бумажные обои — самые распространенные и самые дешевые. Их популярность обусловлена невысокой ценой, широким ассортиментом, хорошими эксплуатационными свойствами. Они экологически безопасны, проницаемы для воздуха, но боятся повышенной влажности, имеют невысокую механическую прочность, быстро выцветают. Средний срок службы — 3-5 лет. Немного, но это и все другие недостатки компенсируются очень привлекательной ценой.

Бывают бумажные обои нескольких видов:


При выборе обращайте внимание на такой показатель как плотность — он сильно оказывает влияние на прочность, но учтите, что плотные бумажные обои клеить на неровные стены тяжелее — они не такие эластичные, как средние. Очень тонкие — тоже плохо, так как они, наоборот, очень сильно тянутся, а в мокром виде могут практически расползаться в руках или «скатываться», идти волнами, при попытке разровнять на стене. В общем, оптимальный вариант — средние. Они и неровности закроют и работать с ними легко. Деление такое: до 110 г/м 2 — легкие, 110-140 г/м 2 — средние, более 140 г/м 2 — тяжелые.

Если вам нужен недорогой «дышащий» материал для отделки стен, бумажные обои, практически, вне конкуренции. При наклеивании используется самый простой клей, которым намазывается и стена и полотно (но не всегда, читайте инструкцию).

Флизелиновые

Флизелин — это нетканое волокно, которое состоит из целлюлозных волокон (иногда используют искусственные волокна). Этот материал обладает высокой паропроницаемостью, хорошо проводит воздух и влагу, бывает разной плотности. Тонкий флизелин довольно эластичный материал, который можно наклеить на неровные стены. Но он слишком тянется, что может стать проблемой. Полотна со средней и высокой плотностью наклеиваются проще, но практически не тянутся, так что поверхность должна быть ровной.

Обратите внимание, что есть обои из 100% флизелина, а есть только на его основе. Сейчас мы говорим о тех, которые полностью из флизелина, так как в противном случае их характеристики зависят от второго слоя. Кстати, при поиске в каталоге пишите «флизелиновые обои с флизелиновым покрытием», иначе большая часть выдачи — виниловые на флизелиновой основе, а они имеют совсем другие свойства.

Флизелиновые обои имеют две форму выпуска — обычные и «под покраску», приклеиваются специальным клеем на основе хорошо очищенного крахмала и/или ПВА. Могут быть гладкими, текстурными, с тисненым или объемным рисунком. Имеют хорошие эксплуатационные свойства:

  • Флизелин при намокании не разбухает от клея или воды, не меняет свою форму после высыхания.
  • Подготовка стен может быть неидеальной — за счет плотности материал скроет некоторые неровности, но большие впадины-выступы недопустимы.
  • Можно использовать в новых домах — он не рвется при образовании новых небольших трещин.
  • Немного снижает теплопроводность и звукопроницаемость стен (для существенного улучшения звукоизоляции его явно недостаточно, а как ее улучшить читайте ).

В продаже в большинстве флизелиновые полотна импортного производства, но есть и немногочисленные Российские (например, Milassa, Loymina). По цене они не отличаются, так что выбирать по этому критерию нет особого смысла. При выборе обращайте внимание на то, что ширина есть 53 см и 105 см, длина в рулоне — от 10 метров до 25 метров. Так что цена за рулон — далеко не показатель. Сравнивать проще, если считать цену за квадратный метр.

Виниловые

Виниловые обои бывают на основе бумаги или флизелина. На основу наносится слой поливинилхлорида (ПВХ, PVC или проще — винила). Эта пленка толщиной менее миллиметра, но она придает отделочному материалу прочность (можно мыть щеткой), водоотталкивающие свойства, высокую стойкость к выцветанию. Именно виниловые полотна можно мыть, причем многие стойкие к истиранию и допускают использование щетки.

Такой набор свойств позволяет использовать этот вид обоев в помещениях с повышенной влажностью, в частности в кухне или в ванной, но не в непосредственной близости от источников воды. Он также отлично проявляет себя там, где требуется высокая прочность отделки (коридор, прихожая) — поцарапать его надо постараться.

Еще один вид обоев с особыми свойствами — виниловые

Основой их недостаток — не пропускают воздух, потому в жилых помещениях стараются их не использовать или компенсировать наличием хорошей системы вентиляции.

Виды и разновидности

Какие виниловые обои лучше — на бумажной основе или на флизелиновой? На флизелиновой легче клеятся, но только на хорошо подготовленное основание. Дело в том, что в качестве основы используют тонкий флизелин, а так как виниловая пленка тоже тонкая, то и общая толщина покрытия небольшая, скрыть неровности они просто не в состоянии — все погрешности видны. Еще один нюанс — если виниловые обои выбраны светлые, то и основание должно быть однотонным светлым, иначе неоднородность окраски может просвечиваться.

Если сравнивать виниловые и другие виды обоев, то по прочности они самые лучшие, легко клеятся на относительно ровную (можно не идеальную) поверхность. Но, при значительных неровностях, могут возникнуть сложности — клеится сухое полотно и оно совсем неэластично.

Расцветки виниловых обоев самые разнообразные. Поверхность может быть гладкой, текстурной. Рисунок может быть просто нанесен или может иметь объем (рельефные обои). Есть еще и под покраску.

Один из видов виниловых обоев — горячего тиснения шелкография)

Отдельно стоит сказать о виниловых обоях, которые производятся методом горячего тиснения с использованием шелковых или искусственных нитей. Их называют шелкографией — за характерный блеск. Выглядят они очень «парадно», потому чаще используются в гостиных. Некоторые виды шелкографии можно увидеть на стенах в прихожей — они своим матовым блеском делают помещение больше.

Продаются виниловые обои в рулонах шириной 53 см, 70 см и 105 см, длина в рулоне — в основном 10 метров (точнее — 10,05 м), клеятся на специальный клей, так как имеют довольно большой вес.

Как правильно клеить обои читайте .

Акриловые обои

Если быть точным, то это бумажные обои с акриловым напылением. Наносится полимер точечно, не закрывая основание полностью, потому бывает только с фактурной поверхностью. На количество расцветок это практически не влияет, а вот на вес — довольно сильно. Акриловые полотна не настолько тяжелые, как виниловые, потому и используется не такой густой клей. Благодаря точечному нанесению полимера (сам по себе он воздухонепроницаемый) этот вид отделки можно отнести к категории дышащих, потому это вид обоев часто используют в жилых помещениях.

Акриловые обои — это бумажная основа (обычно цветная), на которую точечно нанесен акрил

Частичное покрытие бумаги акрилом немного повышает ее стойкость к мытью — они относятся к категории водостойких, стойкость к выцветанию — средняя, как и ценовая категория. Наклеиваются по тому же принципу что и бумажные — намазывается клеем и обойное полотно, и стена; сложность приклеивания — средняя. Могут возникнуть проблемы, если акриловое покрытие слишком мягкое — чуть сильнее прижмешь и оно сдирается. Тогда и в эксплуатации они ведут себя также — напыление можно снять, случайно задев чем-то жестким. Даже ногтем. Это относится не ко всем видам акриловых обоев, но есть и такие экземпляры. В общем, неплохой вариант, но не отличный.

Ширина рулонов акриловых обоев чаще всего 53 см, но есть 70 см, можно найти и метровые. Длина стандартная — 10 метров. По цене тут больший разброс чем тем, которым отличаются другие виды обоев: есть совсем недорогие российского и украинского производства (стоимость от 3-5$ за рулон), есть импортного производства — в 8-15 раз дороже. Стоит отметить, что качество, да и внешний вид, отличается значительно.

Текстильные (тканевые)

Текстильные обои делают на основе бумаги и флизелина. На эту основу наклеивается тканый или плетеный материал из льна, хлопка, вискозы, джута, полиэстера, шелка и т.п. Текстура может быть гладкой, шелковистой, бархатистой. Зависит это от используемого материала и техники плетения. Кроме того, на ткани могут быть вытканы рельефные рисунки.

Текстильные обои — отлично выглядят, но стоят дорого

Тканевые обои — это еще один вид «дышащей» отделки для стен, потому может использоваться в жилых комнатах. Это очень красивый отделочный материал, но дорогой. Даже если сравнивать такие не совсем дешевые виды обоев как шелкография или натуральные. При этом он требователен к условиям эксплуатации — боится повышенной влажности, выцветает, чистить его можно только сухим способом, изредка применяя влажную губку.

Есть две формы выпуска: стандартная — рулоны длиной 10 метров (ширина 70-80 см). Некоторые текстильные обои (более дорогие) продают на погонные метры. Их ширина обычно — 105-120, но есть и более широкие полотна.

Правила комбинирования обоев описаны .

Стеклообои

Обои из стеклоткани — это специальный вид отделочных материалов под покраску. Они хороши тем, что не боятся влаги, могут клеится во влажных помещениях. Надо только правильно подобрать краску. Второй положительный момент — они выдерживают многократное перекрашивание (самые качественные — до 20 раз) и срок их службы — 20-30 лет. Другие виды обоев по этому параметру им сильно уступают.

За счет переплетения волоконстеклообои паро -, воздухо- и водо- проницаемые. Однако стоит помнить, что свойства оклеиваемой поверхности зависят от свойств краски, которой они будут покрываться.

Нужны долговечные обои под покраску — выбирайте из стекловолокна

Недостатком считается не слишком большой ассортимент, несколько «офисный» вид, а также то, что до покраски в воздух попадают мельчайшие частицы стекла. Также при работе стоит использовать защитную одежду. Клеят обои из стекловолокна на специальный клей, который наносится на стену

Очень интересное покрытие, представляющее собой скорее один из подвидов штукатурных смесей. Продается в виде порошка или готового к применению состава. Состоит из вяжущих компонентов (клей), текстильных волокон, целлюлозы, минеральных и декоративных добавок. Как шпаклевка наносится на стены шпателем или чем-то напоминающим этот инструмент.

Важное свойство жидких обоев — нетребовательность к основанию. Все остальные виды обоев требуют ровной поверхности. Какие-то более ровную, какие-то менее. Жидкие обои сами могут выравнивать стену, на которую наносятся. Но, в целях экономии состава, значительные выемки стоит предварительно заделать подходящей шпаклевкой.

Подходят жидкие обои для отапливаемых и неотапливаемых помещений, но требуют нормальной влажности. Еще один плюс этого типа покрытий — высокая ремонтопригодность. Поврежденный участок счищается, образовавшаяся выемка заполняется тем же составом. После высыхания отремонтированное место найти практически невозможно. Потому некоторую часть состава хранят «до востребования».

Другие виды обоев

Выше описаны те отделочные материалы, которые представлены в любом строительном магазине. Но есть виды обоев, которые используются редко, но имеют неплохие эксплуатационные свойства, да и выглядят очень необычно. Возможно поэтому они не так широко распространены.


Теперь вы знаете все виды обоев — и широко распространенные и не очень. Зная их основные характеристики можно подобрать отделочный материал под требования конкретного помещения и ваши желания.

Обои, используемые для отделки помещений, также имеют свою удивительную историю. Есть сведения, что впервые обои были использованы во II веке до н. э. в Китае. Они были далеко не теми обоями, которые мы имеем сейчас в рулонах. Самые древние образцы были разрисованные вручную и представляли собой большие куски бумаги.

Первые печатные обои датируются 1509 г. Они были изготовлены в Англии, но также были еще «кусковыми», а не рулонными. 1675 год ознаменован началом изготовления деревянных печатных форм, которые благодаря повторяющимся узорам существенно ускоряли процесс нанесения рисунка.

Наряду с бумажными обоями во Франции в XVII-XVIII веках популярными были тканевые, имитирующие щелк отделочные материалы. Влагостойкие обои также давнее изобретение. Оно было запатентовано еще в 1858 году.

В Америке начало применения обоев припадает на 1739 год. А в 1778 году Людовиком XVI был издан указ, что длина рулона обоев должна составлять примерно 34 фута (10,4 м). И только в 1799 году была изобретена машина, позволяющая получать рулоны бумажных обоев. Выпуск был налажен далеко не сразу. Только примерно через полвека спустя появился во Франции рулон, причем рисунок был нанесен уже типографским способом. Пожалуй, только их можно считать первыми обоями.

В России обои начали применяться с первой половины XIX века. Первая фабрика была построена под Петербургом. В настоящее время наблюдаем изобилие разных видов обоев, но бумажные обои не потеряли своей актуальности.

А вот первая модная волна на фотообои пришла в нашу страну около двадцати лет назад. Такие «улучшенные» обои покорили сердца и дома многих жителей больших и малых городов. Цифрового изобилия еще не существовало, поэтому выбор изображений для фотообоев был очень невелик. Сегодня ситуация изменилась коренным образом – появилось множество толковых специалистов, способных создать определенное изображение на стену для конкретного человека. Фотообои удивительно вписываются под любой интерьер, женщины в большинстве своем выбирают фотообои с изображением цветов .

В середине 19 века французский художник и литограф Жюль Шере стал одним из основоположников плакатного дела, печатного мастерства, создателем далекого предка современных фотообоев… Шере имел свою литографическую мастерскую и за всю жизнь создал не меньше полутора тысяч плакатов и постеров для театральных помостов, цирковых площадок и кафе. Правильным будем выделить имя еще одного человека, французского аристократа и художника Анри Лотрека. Оба были графиками и декораторами и имели благотворное влияние на работу друг друга. Шере предложил прототип современного постера, первым став подписывать свои работы. Именно он определил основные принципы удачной рекламы на плакате. Такое положение дел продлилось до второй половины 19 века. Последующее развитие печати на крупноформатных бумажных полотнах достигло уровня настоящего искусства, особенно после того как граф Тулуз-Лотрек добавил в литографии насыщенные, броские цвета. Благодаря этим людям сегодня мы наслаждаемся контрастными крупноформатными изображениями. желтая роза на стене

Исторические факты. Многочисленные попытки

Задолго до Жюля Шере и графа Лотрека еще один французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон расписал 50 рулонов бумаги. Он нарисовал ангелов на голубых «обоях». Эта работа была использована для декоративного оформления резиденции короля Людовика XI. Вскоре подобным образом стали украшаться элитные дома в аристократических кругах. Этот эпизод в истории породил то ли фреску, то ли фотообои…! В середине 18 века печатник из Филадельфии Флисон Планкетт провел небольшой эксперимент. С помощью деревянных заготовок он нанес на бумажные полотна узор, а после разукрасил его вручную. Так произошла еще одна попытка и, наверно, вполне удачная, изобрести бумажный декор на стену.

Многие знают, что современные фотообои обладают влагоотталкивающими свойствами. Впервые «наделили» обои такой особенностью после Второй мировой войны. Технологии позволили производить более прочные образцы обоев, которые можно было аккуратно протирать влажной губкой. Это значительно продвинуло новый тип обоев на потребительский рынок декоративных покрытий. изображение Венеции на стене в столовой

Сегодня фотообои опять стали модными и популярными. Давно прошли времена, когда принты на фотообоях были скучными и однообразными. Технологии производства поменялись в лучшую сторону и сейчас многие любители живописных изображений имеют реальную возможность обновить свой дом качественными и реалистичными фотообоями.

Еще в каменном веке первобытный человек, сам не подозревая того, положил начало истории обоев. Его наскальные рисунки украшали стены пещеры, в которой он жил. Наскальная живопись не только рассказывала о жизни древнего человека, но и служила эстетическим элементом украшения стен в жилище, по сути выполняя одну из функций обоев- декорирования стен в доме.

Рисунки на стены наносились при помощи органических красителей - сока растений, крови, так же использовался древесный уголь. Шли века и человек постоянно совершенствовал свои навыки в убранстве дома. На стенах появились шкуры и кожа животных- вполне, симпатичные обои.

История тканых обоев.

Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои . Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..

Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани .

В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.

Производство тканных обоев было очень дорогостоящим, поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими "декорациями". Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.

В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне . Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев . Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.

В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.

После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан . В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер , уникальных для своего времени.

Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.

История бумажных обоев.

В 105 году нашей эры в Китае во время правления императора Хоти был открыт способ производства бумаги, которую изготавливали из помола старого тряпья, коры и растертых ниток. Китайцы стали оклеивать листами бумаги и стены своих жилищ. На бумаге изображали животных,птиц,растительные орнаменты и цветы.Так началась история бумажных обоев.

В VII веке бумага появилась в Японии . Японцы использовали бумагу.в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от солнца занавесок

В 751 году битва при Самарканде закончилась поражением китайцев, которые раскрыли арабам секрет изготовления бумаги , а затем изобретение распространилось до Андалузии. Именно в Испании появились первые в Европе бумажные мельницы .

Но китайские бумажные обои попали в Европу благодаря англичанам Они первыми освоили их производство и долгие годы были лидерами в Европе.

Поначалу качество изображения на бумажных обоях уступало тканым обоям. Кроме того раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало много времени, а ручная роспись была слишком дорогой.

В XVII-XVIII вв . в Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, имитирующие ткани.

Англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев , поразительно похожих на материю.

  • Первый способна грунтованную поверхность бумаги наносились обрезки шелковых нитей , которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье.
  • Второй способ это ручная печать обоев с помощью выпуклой деревянной формы : её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Этот способ использовали китайцы еще в X веке..

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков". Правда в те времена производились только сравнительно небольшие куски обоев.

Появлению "полноценных обоев" способствовали новые изобретения:

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком .

В 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Но изобретение Робера осталось неоценённым: в Англии. Поскольку фабриканты платили налог с каждого листа обоев, выпуск обоев рулонами был не выгоден государству. А постоянно воевавшей в то время Франции вообще было не до обоев и рулонов. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века.

В 1839 году английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка . Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Бумажные обои в России.

Бумажные обои в России появились в первой половине XVII века. Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами своих же мастеровых крепостных.

В конце XVIII века в России возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, это было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

Обойное производство активизировалось, под Петербургом открылась первая отечественная фабрика , продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы.

А в 1795 году стали производиться московские фабричные обои.

Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси.


На фото Синяя гостиная, .Елагин Дворец, С-Петербург.

Еще одной знаменитой постройкой тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино в Москве..


Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.

История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.

Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.

Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.

Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.

В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.

История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.

В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев - они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.

Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.

Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.

В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.

Loading...Loading...