Дробные числительные словами. Числительные количественного разряда — целые, дробные, собирательные

Обозначают количество частей, на которое разделено некое целое, и число частей, которое взято из этого целого. Дробные числительные в языке не могут быть посчитаны, потому что каждая целая часть может быть поделена на любое количество частей. Дробное числительное образуется с помощью сочетания количественного и порядкового числительного (пять восьмых). В косвенных падежах оба компонента дробного числительного выступают в грамматически согласованных формах, а в И.п. и В.п. выделяется две структурные разновидности дробных числительных, согласовательная и управляющая. Согласовательная – это если числитель выражен словом «одна» (одна пятая). Управляющая – если в числителе остальные числительные (две пятых).

Дробные числительные имеют ряд грамматических особенностей:

1. Имея согласовательные формы женского рода, дробные числительные типа одна пятая, две пятых перестают реагировать на род существительных (одна пятая лимона, груши, яблока).

2. Управляя зависимым существительным, дробное числительное допускает любую числовую форму существительного (и Р.п. ед.ч., и Р.п. мн.ч.) – прочитал две третьих книги, прочитал две третьих книг.

3. При склонении дробных числительных изменяются их обе части, а существительное по падежам не изменяется (двум пятым яблока, две пятых яблока и т.д.).

В русском языке значение дробности может быть выражено такими словами, как половина, треть, четверть, осьмушка, десятина и подобные. В каждом из этих слов объединяются и значения числителя, и знаменателя. Однако эти слова являются существительными, так как они имеют постоянный род, число и изменяются по числам, также имеют субстантивное склонение, могут сочетаться с согласованными определениями (оставшаяся треть, равные половины).

Особое место занимает слово полтора/полторы. По значению это слово примыкает к дробным числительным, а по морфологическим и синтаксическим признакам сближается с количественными числительными. В целом его обычно определяют как количественно-дробное числительное. Это слово имеет родовые различия, числа нет, в И.п. и В.п. оно управляет существительным в форме Р.п.ед.ч., в косвенных падежах имеет единую форму полутора и согласуется с существительным мн.ч.

И. полтора метра

Р. полутора метров

Д. полутора метрам

В. полтора метра

Т. полутора метрами

П. о полутора метрах

Иногда к дробным числительным относят слово полтораста. Оно обозначает целые, а не дробные величины, поэтому его следует считать особым количественным числительным.

К количественным числительным по значению и грамматическим особенностям приближаются слова, обозначающие неопределённое количество: сколько, несколько, много, немного, мало.

Все они в предложении могут выступать и в значении числительных, и в значении наречий; причём первые четыре слова, выступая в значении числительных, изменяются по падежам, а слово мало выступает в роли числительного только тогда, когда вместе с существительным бывает подлежащим или дополнением.

Рассмотрим примеры: 1) На полке лежит несколько (много, немного, мало) книг. 2) Я купил несколько (много, немного, мало) книг. 3) Сколько книг лежит на столе? 4) Сколько книг купили для библиотеки? В этих предложениях слова несколько, много, немного, мало, сколько управляют словом книг (в родительном падеже), образуют с этим словом цельные сочетания. 5) Он говорил о нескольких (многих, немногих) книгах. 6) О скольких книгах он говорил? 7) Он интересовался несколькими (многими, немногими) книгами. 8) Сколькими книгами он интересовался? В этих предложениях слова несколько, много, немного, сколько согласуются с существительным книги, но не сливаются с ним в цельные сочетания.

Во всех разобранных предложениях слова сколько, несколько, много, немного, мало по значению и по связи с существительными сходны с количественными числительными. Сравните: I) На полке лежит пять книг. 2) Я купил пять книг. 3) Пять книг лежит на столе. 4) Он говорил о пяти книгах. 5) Он интересовался пятью книгами.

Вот почему слова сколько, несколько, много, немного, мало иногда называют неопределённо-количественными числительными.

Но перечисленные слова отличаются от числительных. Слова сколько и несколько имеют местоименные корни, местоименное значение (вопросительное и неопределённое), поэтому они являются местоимениями-числительными и рассматриваются в главе «Местоимение».

Все перечисленные слова могут выступать в значении наречий. В этом случае они примыкают к глаголам и являются обстоятельствами меры или степени, например: 1) Она несколько (немного, мало) изменилась за этот год. 2) Столько же смел, сколько находчив. 3) Бедная! Как она мало жила! Как она много любила! (Н.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации ч.Р. Система ч.Р. В русском языке

Части речи грамматические классы слов характеризующиеся совокупностью следующих признаков наличием общего категориального значения.. категориальное значение общее значение слов каждой группы которой обладают.. морфологические категории род число падеж вид время наклонение и т д мп образец модель словоизменения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущ. общего рода. Особенности употребления существительных типа врач, инженер. Существительные, не имеющие родового значения
В русском литературном языке насчитывается около 200 существительных так называемого «общего» рода (ябеда, плакса, задира…). В зависимости от их отнесенности к лицу мужского или женского пола, они

Категория падежа имен сущ. Средства и способы выражения грамматического значения падежа
Всякое предложение описывает какую-либо ситуацию. При этом то, что именно происходит, называет сказуемое, а разные существительные, связанные со сказуемым, называют участников ситуации

Основная грамматическая функция падежа. Значения падежей. Вопрос о количестве падежей в рус. языке
Значение падежа – это та роль, которую словоформа играет в тексте с учетом ее синтаксической позиции и смыслового наполнения. Значение падежей можно представить в следующем виде:

Полная и краткая форма качественных прилагательных. Семантические, стилистические, грамматические различия полных и кратких форм
Качественные прилагательные могут употребляться в полных склоняемых и кратких несклоняемых формах. Краткие формы образуются от полных посредством замены адъективных окончаний субстантивным

Степени сравнения качественных прилагательных
Исходная форма качественного прилагательного называется положительной степенью (gradus positivus). Помимо исходной формы прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень (gradus comp

Субстантивация имен прилагательных
Субстантивация – переход других частей речи в существительное. Существуют два подхода к вопросу о субстантивации прилагательных (узкий и широкий). При узком понимании говорят о полном переходе прил

Субстантивация прилагательных м.р
Абсолютное большинство обозначают лицо. 1. Обозначения профессий и должностей (зодчий, окольничий, конюший, рулевой). 2. Названия лиц по какому-либо отличительному признаку:

Субстантивация прилагательных ж.р
Как правило называют помещения (столовая, прихожая, кладовая, гостиная, проходная, диванная, буфетная, спальная). Названия официальных бумаг и грамот (накладная, докладная, закладная, исхо

Количественные числительные
В составе количественных существительных выделяется 39 слов, которые могут выразить абсолютно все числовые значение. Первая группа: единицы до 19 (19); вторая: названия десятков после первого (20-9

Склонение и особенности синтаксического употребления количественных числительных
Числительные сложились в языке недавно. В их склонении много разных разновидностей. Если максимально обобщить эти типы, то получится семь самостоятельных групп, не равноценных в количественном отно

Собирательные числительные
В русском языке существует 9 числительных: от двое до десятеро. Образуются от основ количественных числительных с помощью суффиксов –оj (двое, трое), с помощью суффикса –ер (остальные). Собирательн

Вопрос о порядковых числительных. Сходство и различие между порядковыми числительными и именами прилагательными
Обозначают место предметов в счетном ряду. Как все адъективные слова порядковые числительные характеризуются теми же морфологическими и синтаксическими признаками, которые свойственны прилагательны

Лексико-грамматические разряды местоимений, их семантические и морфологические особенности
Лексико-грамматические разряды местоимений В традиционной классификации местоимений выделяется 9 разрядов: личные, возвратное, указательные. притяжательные, вопросительные, относительные,

Морфологическая парадигма глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола (в широком смысле)
Глагол как часть речи объединяет слова со значением действия, процесса или состояния, протекающих во времени. Эти значения глагол выражает в категориях: 1. Вид; 2. Время;

Морфологическая парадигма глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Глагол имеет очень разветвленную систему форм. Морфологическая парадигма – это система всех словоформ той или иной части речи. Способность слова образовывать морфологическую парадигму называется сл

Инфинитив как исходная форма морфологической парадигмы глагола
Инфинитив является исходной, т.е. словарной, формой глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив является неизменяемой формой глагола. Он обозначает действие вне его отнош

Основы глагола и их роль в образовании глаг. форм
Все глагольные формы образуются от двух основ, которые называются основа инфинитива и основа Н.в. ОИ (=основа прошедшего времени). ОНВ (совпадает с основой будущего простого времени). ОИ н

Спряжение как изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения
В настоящем и будущем времени глаголы располагают двумя наборами окончаний, которые представляют собой первое и второе спряжение. I II 1

Правило А.А. Зализняка о правописании безударных гласных в основе инфинитива и в окончаниях личных форм глагола
Зализняк отмечал, что существующее правило определения спряжения является неудовлетворительным. Оно позволяет сделать правильный выбор между –е или –и в личных окончаниях глагола только при условии

Видовая пара. Вопрос о чистовидовых приставках. Одновидовые глаголы. Способы глагольного действия
Два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению, называются видовой парой. По способам образования видовой пары все глаголы могут быть разделены на 3 группы: а) соотноситель

Двувидовые глаголы. Особенности их контекстуального употребления. Представление двувидовых глаголов в словарях русского языка
Двувидовые – это глаголы, у которых в одной лексеме заключено значение обоих видов и реализация видового значения зависит от контекста, например, женить: женить сына/женю сына через год, казнить: к

Повелительное наклонение глагола. Образование форм повелительного наклонения. О формах пов.н., употребляющихся вне ситуации обращения к собеседнику
Повелительное наклонение выражает призыв к собеседнику выполнить действия, названные глаголом. Употребление повелительного наклонения предполагает ситуацию обращения, в которой участвует говорящий

Категория времени
Выражает отношения действия к моменту речи – это главное исходное значение форм времени. Если действие прямо и непосредственно соотносится с временной шкалой, то это абсолютное значение времени. Ес

Значение и образование форм настоящего и будущего времени глагола
Настоящее время 1. Обозначает действие, осуществляющееся в момент речи. 2. Образуется от ОНВ (пишу – пишут). 3. Изменяется по лицам и числам. Основное значение момента ре

Категория лица глагола. Глаголы с неполной личной парадигмой. Безличные глаголы
Категорию лица имеют только формы НВ и БВ изъявительного наклонения. Формальным показателем категории лица является личное глагольное окончание. Личное глагольное окончание указывает на ли

Адъективация как процесс, представленный в формах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Причастия имеют общие признаки с глаголом и с прилагательным. Процесс перехода причастия в прилагательное называется адъективацией (Покрашенный рабочими пол – покрашенный пол – причастие в значении

Деепричастие как неспрягаемая форма глагола. Образование причастий сов. и несов. вида. Адвербиализация
Неспрягаемая форма глагола. В предложении деепричастие выполняет функцию второстепенного сказуемого (Пес бежит за ней, ласкаясь). Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия.

Наречие. Разряды наречий по значению. Морф. и синт. признаки наречий. Образование наречий. Адвербиализация
Наречие – самостоятельная знаменательная часть речи, но долго не признавали самостоятельной частью речи, так как они не изменяются. Наречие – часть речи, обозначающая непроцессуальный приз

Модальные слова и их место в морфологической системе русского языка. Междометия и звукоподражания
Модальные слова признают особой частью речи далеко не все. Междометия – особая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Грамматически не связана с

В большинстве случаев дробные числительные состоят из нескольких слов. Существуют определенные правила их написания, которые приведены в данной статье. К каждому правилу прилагаются примеры для лучшего усвоения материала.

Правописание дробных числительных

Числа бывают целыми и дробными , каждую из этих групп на письме передают числительные. Дробные числительные в русском языке, как правило, выражаются сочетанием нескольких слов. Среди всех дробных числительных выделяются слова полтора (-ы), полтораста : это числительные.

Дробные числительные словами

Слова данной группы записываются так же, как аналогичные им количественные и порядковые числительные: одна целая две сотых, две третьи, три четвёртых, семь восьмых, двенадцать пятнадцатых и т. д.

Порядковые числительные в обозначениях дробных чисел употребляются в форме Р. п. мн. ч.

Существительные в словосочетаниях с дробными числами употребляются в форме Р. п. ед. ч., например: три сотых грамма, пять девятых площади.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Отдельно стоят дробные числительные, выражающиеся одним словом. При их изменении, особенно, когда они сочетаются с существительными, у многих возникают трудности. Например:

И. Полтора мешка, полторы кружки, полтораста бутылок;

Р. Полутора мешка, полутора кружки, полутораста бутылок;

Д. Полутора мешку, полутора кружке, полутораста бутылкам;

В. Так же, как в И.;

Т. Полутора мешком, полутора кружкой, полутораста бутылками;

П. (О) полутора мешке, полутора кружке, полутораста бутылках.

Использование дробных числительных

Дробные числительные используются в письменной речи очень редко. Их специфика состоит в том, что они служат для выражения сложных числовых понятий, которые характерны для таких сфер, как экономика, бухгалтерия, математика. Как правило, в отчётах, сметах, докладах и т. д. числа записываются цифрами. Лишь в документах, где требуется заверить определённую денежную сумму, числительные пишутся прописью.

Дробные числительные используются в устной речи чаще всего тогда, когда необходимо прочитать доклад или другой документ вслух.

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.2 . Всего получено оценок: 5.

Апрель 24th, 2016 admin

Пастухова Наталья Викторовна

Слайд №1

1) обучающая: закрепление у учащихся знаний о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи; дать понятие об особенностях склонения дробных числительных; Слайд №2

2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник Л.С. Рыгалова, Л.Ф. Туниянц, издательство «Атамұра» , 2010г., технологические карты у каждого.
Тип урока: повторение, изучение нового материала

Форма обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все пришли мы на урок,

Здравствуйте, ребята!

— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение числительных.

Тема урока: «Дробные числительные. Склонение дробных имен числительных».

Мы с вами живем в мире чисел. Люди постоянно что-нибудь считают: страницы, дома, книги, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги и т.д.

Давайте повторим то, что уже изучили о части речи – имени числительном.

  1. II . Повторение изученного ранее.
  • Беседа по вопросам

— Дайте определение числительному. (грамматическое значение, вопрос)

— Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

— Какие профессии тесно связаны с именами числительными? (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

Напишите самое длинное числительное.

Работа по слайду №3

2)Задание 1.Распределите данные слова на четыре группы : 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол. Слайд №4

Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь).

существительное прилагательное числительное глагол
тройка двойной второй удвоить
восьмёрка пятидневный три удесятерить
десятка трёхчасовой сотый
сотня односторонний двадцать пять
пятилетка пятиэтажный седьмой
четверг тройной одиннадцать
десятичная (дробь) сороковой
сто
два

— На какие группы делятся числительные по составу? (простые, сложные, составные) Слайд №5

— Назовите разряды числительных. (количественные, порядковые).

Чем они отличаются?

— На какие группы делятся количественные числительные? (целые, дробные и собирательные) Слайд №6

— Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)

— Как склоняются числительные от 5 до 20 и 30? (как существительные 3-го скл.) Слайд №7

Числительные 40, 90, 100? От 50 до 80, от 200 до 900? Слайд №8

— Каким членом предложения могут быть числительные? (любым) Слайд №9

III . Работа по теме урока.

— Что такое дробные числительные? А как они склоняются?

А теперь давайте с вами поставим цель к нашему уроку.

— Повторить всё, что мы знаем о числительном;

— Познакомиться с дробными числительными;

— Учиться правильно, употреблять в речи дробные числительные.

1)- Вспомните, какие числительные называются дробными? (дробные числительные обозначают не целые числа, часть от целого, целое и его часть) Слайд №10-11

Как вы называете их на уроках математики? (дробями)

— В чём особенность дробных числительных? (они состоят из 2-х частей)

— Как они называются? (числитель и знаменатель)

— Верно. Итак, первая часть дробного числительного – числитель. Он представляет собой количественное числительное. Вторая часть – знаменатель – порядковое числительное.

— Как склоняются дробные числительные?(слайд 12)

При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе:

  • и. Две третьих, три целых две пятых
  • р. Двух третьих, трёх целых двух пятых
  • д. Двум третьим, трём целым двум пятым
  • в. Две третьих, три целых две пятых
  • т. Двумя третьими, тремя целыми двумя пятыми
  • п. (0) двух третьих, трёх целых двух пятых. (слайд 13)
  1. Упражнения для закрепления.

Задание 2. Назовите дробные числительные. (слайд 14)

Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.

а) семь десятых

б) тридцать девять и семь десятых

в) тридцать девять

  1. V . Физминутка.
  2. VI . Самостоятельная работа.

Задание 3.

1)Запишите словами следующие числительные: (слайд 15)

6∕5; 158; 16,875; 11913; 62,09

2)Просклоняйте числительные 16,3; 158

3)Работа по учебнику стр. 125 (теория)

Задание 4. Решите примеры, заменив цифры словами. Определить падеж числительных. (слайд 16)

9 3/4+1= 0,66+9,94= 60,7-40,8=

Проверка. Вывод.

Информация. (Слайд № 17)

— В дробном числительном с первой частью одна вторая часть согласуется с ней в роде и падеже (одна восьмая, одной восьмой, одну восьмую).

Задание 5. Работа с текстом. Запишите числа словами.

Самый маленький зверек- карликовая белозубка. (Слайд № 18) Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,8 грамма. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса, засыпает до 70 раз!.

14.Самооценивание. Вывод

VII . Итоги урока.

Выполните тест (слайд № 19-20).

  1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

  1. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

  1. Укажите неверное утверждение .

а) Сорок восемь – это целое число.

б) Одна треть – дробное числительное.

в) Сто – собирательное числительное

г) трое – собирательное числительное.

  1. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

  1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

– Итак, мы сегодня узнали, как склоняются дробные числительные.

В чём особенность их строения и склонения?

VIII . Домашнее задание. Слайд №21

1)Подчеркните имена числительные в пословицах и поговорках.

а) Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У умной головы сто рук.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

2)Запишите произведения, в заглавиях которых есть числительные .

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Что мы делаем в случае, когда «два» - это мало, а «три» - много? Мы используем дробные числительные. Как правильно это сделать, вы узнаете на данном уроке.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста - это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни - это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть - порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора - простое, полтораста - сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один - одна - одно, два - две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу ́тора, полу ́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы - в составных дробных числительных - склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая - как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О правописании дробных числительных ().
  2. О дробных числительных ().

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.

Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.

Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат - это вес боба. Он равен 0,2 грамма.

Большинство алмазов имеет небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.

Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии (По С. Кордюковой).

Задание №2

Просклоняйте числительные пять шестых, две восьмых

· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .

14. Формы имен прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, персона, личность, бездарность). Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Нормы употребления.

16. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Тема №11. Управление при однородных членах предложения. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.

Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что , руководил чем ).

Тема №12. Нанизывание падежей. К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.

Тема №13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.

Тема №14. Выбор правильного падежа и предлога. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.

Тема №15. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Начальное –н- местоимений 3-го лица.(У) НЕЕ, ЕЕ – РОД. П. (С) НЕЮ, ЕЮ- ТВ. П., (В) НЕЙ- ПР.П. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый . Нормы употребления.



17-19. Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм - важнейшее условие правильности речи.

17. Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие» или «Не понять не ждавшим им», или «Не всякое «то» пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватилразрывающий легкие ураган свободы» (С. Довлатов).

Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном ивинительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю. Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца,досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта. В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм)
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений 1. Личное местоимение дублирует подлежащее Это автор, он всегда ставит острые вопросы.
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами 1. Рассогласование времен Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
3. Парное сочетание несопоставимых понятий Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных Комната просторная и светла.
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами 1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова)
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия)
Loading...Loading...