Тайна Янтарной комнаты: потерянное богатство России. Где сейчас находится Янтарная комната

История создания

Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I . Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали» - писал он жене Екатерине . Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году .

Исчезновение Янтарной комнаты

С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд.

Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Её сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.

Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск . Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы , ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:

1. Комната сгорела при пожаре , возникшем по вине английских налетчиков, бомбивших Кёнигсберг. Однако, эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше».

2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиеся в 2001-2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году . Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться.

3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии , Австрии , Польши или Чехии . В этом случае она также может считаться утраченной - по той же причине.

4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии , занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.

5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха . Поскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла - либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии - в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.

Воссоздание

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

См. также

Примечания

Литература

  • Bruhn, Peter: Bibliographie Bernsteinzimmer (Международная библиография публикаций о Янтарной комнате от 1790 до 2003). - Berlin, 2-е переработанное и дополненное изд., 2004. - 468 с. ISBN 3-86155-109-8
  • Аксенов В. Е. Дело о Янтарной комнате: началось 1743 году 3 Генваря месяца и по сей день не окончилось / В. Аксенов; Худ. В. Горин. - СПб. ; М.: Нева: Олма-Пресс, 2000. - 399 с., л. фот., портр. - ISBN 5-7654-0498-7 .
  • Аксенов В. Е. Дело о янтарном кабинете: восьмое чудо света / Виталий Аксенов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Продюс. центр «Культура и коммуникации», 2004. - 237 с.: ил. - ISBN 5-98338-001-X .
  • Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 288 с., ил. - ISBN 5-7370-0176-8 .

The Kestrel Strategy (Пустельга стратегия), novel by C B Leonard http://www.thekestrelstrategy.com/ (ISBN 978129111346)

  • Горляк А. Магия Янтарной комнаты. - М., 2002. - 216 с. - ISBN 5-93721-107-3 .
  • Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра / П. О. Овсянов; под редакцией Т. Г. Тетенькиной. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - ISBN 5-7406-0590-3 .
  • Пржездомский А. С. Янтарный призрак. Документальная повесть. - Калининград, 1997. 384 с., с илл. ISBN 5-7406-0061-8 .
  • Пржездомский А. С. Секретные объекты «W». Художественно-документальная повесть. - Калининград, 1999. - 368 с., с илл. - ISBN 5-7406-0264-5
  • Мосякин А.Г. За пеленой янтарного мифа. Сокровища в закулисье войн, революций, политики и спецслужб. – Москва, РОССПЭН, 2008.

Ссылки

  • «Возвращение янтарной комнаты» Одним из центральных событий празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга в мае 2003 года стало открытие воссозданной в Екатерининском дворце Царского Села знаменитой Янтарной комнаты.
  • Библиографическая база данных по международным публикациям о Янтарной комнате. Содержит больше чем 4000 позиций всемирной литературы от 1790 до 2008 г.
  • Л. В. Никифорова. Янтарный кабинет Екатерининского дворца в Царском селе

Фильмография

  • «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Сокровища нацистов» (англ. "Solving History with Olly Steeds. Treasures of the Nazis" ) - фильм, снятый Discovery в 2010 г.

Категории:

  • Царское Село (музей-заповедник)
  • Культура Пруссии
  • Культура Российской империи
  • Изобразительное искусство Германии
  • Янтарь
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Янтарная комната" в других словарях:

    Янтарная комната - (Янтарный кабинет) принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне город Пушкин в составе Пушкинского района Санкт Петербурга). История Янтарной комнаты полна легенд и загадок. Существует… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.

Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.

Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.

В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.

Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность — в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий — мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.

Созданный мастерами янтарный кабинет — единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.

И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.

С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).

В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.

Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 - 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 - 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде, что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.

Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген, которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге, вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».

Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату . Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что, скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.

По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты , последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.

После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату . К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать — и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.

Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии, который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал, что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх - на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.

  • Взрослые (базовый тариф) - 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф - для налоговых резидентов РФ) - 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь - 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России - 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты - 290 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».



Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.



История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.


История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.


История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.




Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты - оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».




Текст: Светлана Широкова

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.

Продолжая серию публикаций о наших исследованиях, надеемся, лишь временно утраченных национальных достояний, мы размещаем на сайте Livemem краткую версию статьи о том, где находится Янтарная комната . Безусловно, царский Янтарный кабинет, также, как всемирно известная библиотека Ивана Грозного и другие мировые шедевры, привлекают огромное внимание культурной общественности, ведь на протяжении уже нескольких десятилетий оригиналы всё ещё не найдены, а тайна исчезновения так и не раскрыта (на момент публикации материала). В конце статьи выложены ссылки на скачивание файла с подробностями о поисках Янтарной комнаты а также некоторые другие документы по данной теме, и при желании, Вы можете сохранить их к себе на компьютер.

В качестве вступления к статье об истории Янтарного кабинета расскажем о том, из чего состоит знаменитая комната, почему она обладала такой ценностью в царские времена и другие интересные факты.

Янтарь (греч электрон) - окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев доисторического периода. Янтарь, который называют солнечным камнем, допускает обработку, резьбу, точение, полировку. Из него делают украшения, вазы, чаши, шкатулки, шахматы. Мозаики и инкрустации делаются в технике прикрепления янтарных пластин сложного рисунка на деревянную основу органическим клеем. Великолепная Янтарная комната изобилует подобного рода изделиями, восхищая своей уникальностью тех, кому повезло оказаться внутри неё. Стоит отметить особенности, что, когда янтарь нагревали и опускали в подогретую воду с медом, затем его вынимали и на специальной решетке придавали ему форму в виде пластинок определенного размера, не обходилось и без полировки. История Янтарной комнаты гласит, что далее его устанавливали в соответствии со схемой на покрытой тончайшим слоев золота или серебра деревянной раме-панно.

Когда мы проводили архивный поиск документов, нам стали известны интересные факты. К примеру, мозаичные панно из кенигсбергского янтаря (элементы знаменитой Янтарной комнаты) были изготовлены в 1709 году по заказу только ставшего королем Пруссии Фридриха Первого, пытавшегося затмить роскошный французский Версаль своим дворцом в Шарлотеннбурге. Немецкий архитектор Андреас Шлютер, датский янтарный мастер Готфрид Вольфрам, Эрнст Шахт, Готфрид Турау и мастера из Кенигсберга, Любека, Эльблонга и Брюгге, делали "королевский Янтарный кабинет" размером семьдесят квадратных метров, набирая панно из тоненьких янтарных пластин разных оттенков и размеров.

Четыре янтарные стены с русской государственной символикой и зеркалами в их центре были закончены. Когда в 1713 году Фридрих Первый умер, Шлюттер, благодаря бездарному придворному конкуренту, занявшему его место, сначала попал в тюрьму, а потом выехал из страны. Со временем, его мастера, приложившие руку к созданию Янтарной комнаты, разъехались по родным городам. В 1716 году для заключения антишведского союза Берлин посетил Петр Первый. Новый прусский король Фридрих-Вильгельм I в дипломатических целях, желая освободить Померанию русскими войсками, подарил московскому царю старенькую, но эффектную яхту, а также незаконченную, но все равно прекрасную Янтарную комнату .

В январе 1717 года 18 ящиков с янтарными панно за полтора месяца из Берлина были аккуратно перевезены в Петербург, но в виду отсутствия опытных умельцев, кабинет из янтаря несколько лет демонстрировался лишь по частям. Вторая жизнь загадочного шедевра началась в 1743 году.

Из истории Янтарной комнаты известно, что пришедшая к власти в 1741 году Елизавета Петровна распорядилась установить "жемчужину из янтаря" в Зимнем дворце, куда были перемещены все панно. Их установка и доделка продолжались несколько лет, и в 1745 году прусский король Фридрих Второй даже прислал Елизавете подарок - недостающую янтарную раму работы Антона Рейха. Из-за капитальной перестройки Зимнего дворца, Елизавета приказала Растрелли установить кабинет в Большом дворце Царского Села, в который гвардейцы за двадцать пять километров перенесли составляющие части на руках. Из немецкого Янтарного кабинета Бартоломео Растрелли сделал царскую Янтарную комнату, размеры которой превысили размеры оригинала в три раза.

Янтарь в парадном зале был установлен в три яруса. Для центрального - в 1752 году во флорентийской мастерской Л. Сириеса и Д. Дзокки вместо картин в янтарных рамах были изготовлены янтарные мозаичные композиции, аллегорически изображавшие Зрение, Слух, Вкус, Осязание и Обаяние, размерами почти четыре на два метра каждая. В 1755 году создание Янтарной комнаты было в основном завершено и Б. Растрелли облегченно писал: "Большой зал весь отделан белым и желтым янтарем, все панели, обрамленные порезками, украшены барельефами, фестонами и янтарными скульптурными работами. Я велел устроить между панно зеркальные пилястры с узорами из золоченой бронзы".

Тайна Янтарной комнаты - военная загадка кабинета

В мировой истории множество тайн, касающихся культурных межнациональных достояний, в число которых, на ряду с пропажей Янтарной комнаты, попала и Преподобная Евфросиния Полоцкая со святым крестом ручной работы..

Многие задаются вопросом "где Янтарная комната" и мечтают раскрыть тайну исчезновения шедевра, проводя утомительные поиски достоверных фактов о перемещениях кабинета, а также изучая историю создания кабинета, но упуская из виду этап Великой Отечественной войны. Рекомендуем читателям обратить внимание на период осени 1941 года, когда по приказу Министерства восточных территорий Альфреда Розенберга и командующего группой войск вермахта "Север" генерал-фельдмаршала Лееба, а затем сменившего его Кюхлера, поврежденная солдатами Янтарная комната из 143 предметов в 22 ящиках была отправлена в Кенигсберг в распоряжение директора его художественных собраний Альфреда Роде - автора трактата "Янтарь как немецкий материал".

Чтобы тайна Янтарной комнаты перестала быть для Вас загадкой, следует учитывать, что летом 1944 года Советская армия наступала на Берлин по всем фронтам, а англо-американская военная авиация начала массированно бомбить немецкие города, разрушая оборонительный потенциал Третьего рейха. Во время мощнейших налетов 29 августа и 2 сентября центр Кенигсберга был разрушен, а замок частично сгорел, превратившись в развалины. Янтарный кабинет был спасён в его глубоких подвалах, о чем Роде доложил в Берлин.

В январе 1945 года комната из янтаря была поднята из подвалов, упакована, погружена на два грузовика и вывезена в неизвестном направлении. Больше Янтарную комнату, шедевр мирового искусства и национальное достояние России, никто никогда не видел.

9 апреля 1945 года Кенигсберг был взят Советской армией. А. Роде, надеясь остановить поиск Янтарной комнаты, заявил на допросе, что до 5 января шедевр мирового искусства находился в замке и сгорел при бомбежке. При этом совершенно очевидно, нельзя доверять заявлениям этого искусствоведа, утверждавшего, что все сделанные в Германии шедевры, по разным причинам попавшие в другие страны, в том числе и Янтарный кабинет, должны были быть возвращены на историческую родину. По официальному заявлению бургомистра, в декабре 1945 года А. Роде и его жена умерли в кенигсбергской больнице от эпидемии. По неофициальным сведениям, они были убиты, или покончили с собой, унеся тайну Янтарной комнаты, возможно, навсегда. Навсегда ли?

С 1985 по 2003 год советские, а затем российские специалисты янтарной мастерской Большого Екатерининского дворца, на основе записей Растрелли а также фотографий воссоздали Янтарную комнату из шести тонн янтаря. К 300-летию Санкт-Петербурга кабинет ручной работы вернулся на свое историческое место. Когда в Германии нашли янтарное панно "Обоняние и Осязание", стало ясно, что новая российская Янтарная комната абсолютно идентична оригинальной версии.

Где находится Янтарная комната - поиск оригинала

24 января 1944 года Пушкин, Царское Село, был освобожден от фашистов. В мае, после разминирования города, начался поиск и сбор произведений искусства по всей его округе. Была создана комиссия по делам искусств и культурно-просветительных учреждений СССР во главе с ведущим сотрудником Государственного Исторического музея, профессором А. Я. Брюсовым.

Комиссия Брюсова, сгоряча поверившая лжи Роде, утверждавшему, что Янтарная комната сгорела, а также найденным в замке сгоревшим подставкам, теоретически являющимися остатками кабинета из янтаря, подготовила доклад, в котором сделала заключение, что шедевр сгорел 10 апреля 1945 года в кенигсбергском замке. На ленинградских руководителей СССР этот доклад не произвел сильного впечатления, и это было совершенно правильно.

В марте 1946 года группа Центрального хранилища музейных фондов А. М. Кучумова провела новый поиск Янтарной комнаты и обследование кенигсбергского замка а также города, во время которого более сотни солдат пытались раскопать заваленные и разрушенные подвалы. Во время поисков были обнаружены остатки интерьеров Янтарной комнаты и три сгоревшие рамы ее флорентийских мозаик XVIII века, но образованного Кучумова эти находки не убедили в гибели всего шедевра, и это опять было очевидно и правильно.

Позднее в прессе был опубликован радиоперехват, или документ от декабря 1944 года, полученный англичанами с помощью тайно захваченной у фашистов знаменитой шифровальной машины "Энигмы": "Операция "Янатарная комната" завершена. Помещена на хранение в BSCH. Подходы взорваны. Потери в результате действий противника". Место, названное BSCH, определить не смогли, оно могло находиться где угодно, и соответственно следы пропажи Янтарного кабинета не стали более отчетливыми.

Кстати, собирая подобные сведения, мы получили ценный опыт, который помогает нам проводить эффективный генеалогический поиск . С 1967 по 1984 год мировой шедевр безрезультатно искала Правительственная комиссия по поиску Янтарной комнаты и ценностей, похищенных из музеев Советского Союза. Поиски велись во многих подземных хранилищах, подвалах, бункерах, шахтах, рудниках, но только в тех, о которых было известно. Янтарное чудо пытались найти даже с помощью экстрасенсов, но и такой подход к успеху не привел. В 1984 году официальные поиски прекратились, при этом в официальных документах до сих пор употребляется термин "исчезновение Янтарной комнаты". В начале 1990-х годов в Калининграде был создан центр по поиску культурных ценностей, занимавшийся и определением местонахождения Царскосельского шедевра (Янтарного кабинета) в том числе.

А. Кучумов утверждал еще в 1969 году: "Я до сих пор уверен, что Янтарная комната где-то спрятана и что она обязательно будет найдена, случайно, или планомерно, и искать ее надо до тех пор, пока не будет доказано, что она погибла. Разгадка Янтарной комнаты находится за пределами Кенигсберга." Кабинет, как и материал, из которого он сотворён, является "вещью в себе" и ведет свою собственную жизнь, независимую от каких-либо внешних влияний. Тайна её пропажи будет раскрыта, так как исчезновение не имеет никакого смысла, а значит, результат поисков в итоге будет положительным.

В связи с тем, что в рамках сайта сайт мы разместили лишь отрывок статьи о тайне янтарной комнаты, рекомендуем скачать наше полное исследование и дополнительные полезные материалы по данной теме. Уверены, Вы по достоинству оцените инициативу администрации по сканированию и публикации статьи об истории Янтарного кабинета, подготовленную архивариусом Московского архива Министерства иностранных дел Российской Империи Константином Щученко. Работа от 1877 года "Янтарная комната Царскосельского дворца" будет интересна всем, кто увлекается поиском потерянных реликвий. Чтобы загрузить файлы на свой компьютер - перейдите по ссылкам ниже:

(34 Kb; формат: docx);

(678 Kb; формат: zip).

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

Loading...Loading...