Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Проект «Огород на подоконнике »(Старшая группа)

Проект в ДОУ «Огород на подоконнике» (старшая группа)

ПРОЕКТ « ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ » .

Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий.

Продолжительность : февраль, март 2018г.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели, родители.

Цель :

Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду.

Задачи :

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, фасоль, лук, картошка, редис) .

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.

4. Продолжать развивать наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление,) .

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Работа с родителями :

1. Беседа о проекте « Огород на подоконнике » .

2. Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала для огорода на подоконнике .

Предполагаемый результат :

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.

2. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива).

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. Создание в группе огорода на подоконнике , дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике .

6. Активное участие родителей в реализации проекта .

Актуальность.

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике . Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

Подготовительный этап.

В группе разбили огород на подоконнике . Приобрели необходимое оборудование : контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.

Изготовили таблицы-указатели с картинками растений (датой посадки и первых всходов) . Завели календарь наблюдений за ростом растений.

Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

Основной этап.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

Рассматривали иллюстрации, картины.

Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта .

Оформили выставку рисунков «Овощи» , « Огород на подоконнике » .

Фотографии детей в экспериментальной деятельности.

Мероприятия Цели Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту . Привлечь родителей к реализации проекта « Огород на подоконнике » .

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт . Расширять кругозор детей.

3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода . Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

4. Совместное создание в группе огорода . Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым.

5. Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» . Привлечь к совместному труду всех детей в группе .

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом , овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом , овощами и фруктами.

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование с детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта . Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

9. Чтение русской народной сказки «Репка» , стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» .

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями.

11. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода , знакомству детей с растениями, уходу за ними.

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание.

13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах.

14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай» . Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка» . Развивать у детей актёрские способности.

16. Создание фотоальбома « Огород на подоконнике » . Подвести итог проделанной работы.

Вот, что у нас получилось!


Познавательно - исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Разработала: воспитатель Чдан Ольга Владимировна

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный работник.

Продолжительность проекта - 2 месяца

Актуальность проблемы: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи проекта:

1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород.

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

8.Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Интеграция образовательных областей : в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

Дети старшей группы;

Родители воспитанников;

Воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео презентации;

Мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

Семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Риски

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный: 1 неделя

  1. Определение цели и задач проекта,
  2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта..
  3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
  4. Составление плана работы над проектом.
  5. Организация предметно - развивающей среды по теме проекта.
  6. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
  7. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки.

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-7 неделя

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа - 8 неделя

Перечень форм и методов реализации проекта

Игры - путешествия

Экскурсии в природу

Занятия в игровой форме

Подвижные, дидактические, творческие игры

Рассматривание иллюстраций, картин

Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы и поговорки

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Ответственные

реализации

1 этап - подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

1-я неделя

2 этап - основной.

Исследование

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

Занятие «Посадка семян овощей»

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

Обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

«Посадка лука».

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука;

Учить создавать ситуацию опыта;

Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы;

Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

Опыт - наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна

Воспитатели

2-я неделя

Составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Опыт- наблюдение за ростом пшеницы в благоприятных и неблагоприятных условиях.

П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

Практическая деятельность: выращивание рассады

Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатели

3 - неделя

Рисование «Наш лучок»

Рисование«Наши растения»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

Аппликация «Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,

Сказка «Репка».

Сказка «Вершки и корешки».

Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

К. Чуковский. «Краденое солнце»

Бехлерова Е. «Капустный лист».

Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Игровая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»

Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

Подготовка информации для родительских уголков.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

7-8-я неделя

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

6-я неделя

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

7-я неделя

Итоговое занятие высадка рассады на огород детского сада

7-я неделя

3 этап - заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

8-я неделя

Анализ результативности

Воспитатели

8-я неделя

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
  4. Провели анкетирование родителей.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

-

-

-

-

-

- рассмотреть иллюстрации;

-

3. Заключительный этап.

-

-

-

- ;

-

-

-

  1. Место проведения: группа.
  2. Возраст детей: 6-7 лет.
  3. Форма проведения:
  • Групповое обсуждение
  • Познавательные беседы
  • Трудовая деятельность
  • Консультации с воспитателем
  • Экспериментирование

Другие формы работы:

  • Дидактические игры
  • Праздник «Овощи с нашей грядки»
  • Занятие по изобразительной деятельности - лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

Работа с родителями:

Домашнее задание - с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

  • Интерес детей

Ожидаемые результаты:

-

-

-

Просмотр содержимого документа
«Проект «Огород на подоконнике»»

Проект «Огород на подоконнике»

У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорит, что там растет.

Огуречная рассада

И укропчик и лучок

Смотрят все на огород

И уходят, открыв рот.

    Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный.

    Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

План реализации проекта:

    Подготовительный этап.

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

- родительское собрание;

- приобретение необходимого оборудования;

- разбивка огорода на подоконнике;

- изготовление табличек, указателей с названиями растений.

2. Исследовательский этап.

- рассмотрение семян;

- опытно-исследовательская деятельность (строение растений) «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;

- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;

- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;

- Д/н «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?»;

- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;

- рассмотреть иллюстрации;

- беседы, как выращиваются овощи на огороде.

3. Заключительный этап.

- проведение итогов реализации проекта;

- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);

- выставка поделок из овощей «Вот так овощи»;

-

- конкурс: «Вкусные блюда из овощей» - фотоконкурс с родителями;

- проведение конкурса «Угадай название овоща»;

- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация, совместно с родителями и детьми.

    Место проведения: группа.

    Сроки проведения: сентябрь-март.

    Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.

    Возраст детей: 6-7 лет.

    Форма проведения:

    Групповое обсуждение

    Познавательные беседы

    Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки)

    Трудовая деятельность

    Консультации с воспитателем

    Самостоятельная работа ребенка

    Экспериментирование

Другие формы работы:

    Дидактические игры

    Развлечение «Путешествие в страну витаминов»

    Праздник «Овощи с нашей грядки»

    Занятие по изобразительной деятельности – лепка овощей из соленого теста

Форма проведения презентации:

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

    Фотоконкурс «Вкусное блюдо из овощей».

Работа с родителями:

Провести родительское собрание, участие в проекте;

Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;

Домашнее задание – с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;

Принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация.

Критерии оценки выполнения проекта:

    Интерес детей

    Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности

    Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели

    Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.

Ожидаемые результаты:

- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира;

- у детей сформируются знания о росте овощей в комнатных условиях;

- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.

Анализ проблемы

Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности об овощных культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.

Проблема:

Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.

Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.

Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольному образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.

Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Задачи:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

Развивать, познавать творческие способности;

Воспитать бережное отношение к своему труду.

Ресурсы:

    Справочная и художественная литература.

    Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки).

    Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений».

    Таблички - указатели с названиями растений.

    Контейнеры для рассады.

    Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь.

    Материалы для изобразительной деятельности.

План работы

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Беседа об овощах,

рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки).

Сентябрь

Подготовка почвы.

Сентябрь

Посадка семян в грунт.

Изготовление табличек-указателей с названиями растения.

Уход за растениями (полив, рыхление, прополка), первые всходы.

В течение вегетации

Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений.

В течение проекта

Познавательное занятие с детьми «Витаминный калейдоскоп».

Развлечение «Овощи с нашей грядки».

Сентябрь

Разучивание стихов, загадок, песен.

В течение проекта

Изготовление игры «Чьи детки? Найди по зернышку».

Лепка овощей из соленого теста. Использование поделок для сюжетно-ролевой игры.

Лепка «Стоит на огороде теремок»

Д/и «Вершки и корешки», «Веселый повар», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Есть у нас огород», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть».

Изготовление мешочков для семян (матрешки) – родители.

Изготовление папки «Мой любимый овощ».

Выставка фото - работ «Вкусное блюдо из овощей» - родители с детьми.

Сентябрь

Объемная аппликация «Овощи».

Оформление папки «Мы сажали огород».

Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»

Сентябрь

Проведение викторины «Что растет на грядке?»

Сентябрь

Оформление горшочков для злаковых: овёс, рожь, пшеница (Петушок, Ананас, Львенок).

Папка «Огород на окне»

Сбор урожая – картофель, томат, огурец

Практический этап.

    Посадка семян. Дети разделились на 4 группы. Определились, какая группа, за каким растением будет ухаживать, наблюдать.

    Подготовка почвы.

    Изготовление табличек – указателей с названием растений.

    Посадка рассады в заранее подготовленные грядки.

    Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Дети каждой группы анализируют свою работу: насколько аккуратно и старательно она выполнена. Делают общий вывод.

    Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений» в течение всего проекта.

    Ведение папки «Огород на окне».

Презентация.

    Разговор о правильном питании» - родители, дети, воспитатели.

    Выставка поделок из овощей «Вот так овощи».

Съемка фильма «В царстве овощных культур»

Технологическая карта проекта «Овощи с нашей грядки»

Этапы

Деятельность

детей

Деятельность руководителей

Деятельность родителей

Результаты каждого

этапа

Поисковый

Научиться ухаживать за растениями.

Создать поисковую ситуацию. Проявляет, обговаривает, мотивирует проблему.

Домашнее задание. Беседа с детьми дома «Что растет у нас на даче».

Будем выращивать овощи на нашем подоконнике.

Аналитический

Узнают из источников информации различные сведения об овощах; приносят семена растений; определяют свою роль и место в осуществление проекта по желанию. Изготовление совместно с воспитателем календаря наблюдений за ростом и развитием растений.

Формирует цель, задачи, помогает составить поэтапный план работы, определяет ресурсы.

Помогают собирать информацию (иллюстрации, стихи, загадки, кулинарные рецепты), приобретают семена.

Определены цели и задачи, составлен план работы.

Практический

Посадка семян. Посадка рассады в заранее подготовленные ящики. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений». Сбор урожая: картофеля, томата, огурцов.

Организует посадку, инструктирует по технике безопасности, наблюдает, помогает при необходимости.

Подготовка почвы. Изготовление табличек – указателей с названием растения. Приобретают удобрения. Изготовление игры: «Чьи детки», чьё семечко»

Выполнение плана; самоконтроль и самооценка; сбор урожая.

Презентационный

Участвуют в изготовлении поделок из овощей «Вот, так овощи». Принимают участие в викторине «Её высочество картофель». Фильм «В царстве овощных культур »

Организует место и проведение презентации. Готовит детей к выступлению.

Изготовление поделок из овощей на выставку «Вот так овощи». Принимают участие в викторине.

Фиксирование результата работы. Проведение выставки «Огород на подоконнике»,«Вот так овощи»

Контрольный

Проводится самооценка; высказывают свое мнение о проделанной работе.

Подводит детей к оценке и самооценке.

Книга отзывов (запись со слов детей). Папка «Про каждый овощ ваш расскажем». Библиотека об овощах.

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Организация совместной деятельности

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Беседы с детьми об овощах и фруктах:

    Выращивание овощей в полях, огородах, теплицах;

    Выращивание овощей во влажных тропических странах.

    Опытническая деятельность

- «Вершки-корешки»

Размножение семенами, черенками

Размножение картофеля (глазками и клубнями)

Чем отличается овощеводство от плодоводства и цветоводства

Насекомые

Семена; как работает семя

Витамины

    Игровая деятельность

Словесно-дидактические игры:

    Загадай, а мы отгадаем, что изменилось

    Угадай овощ по описанию

    Игра-подражание «Кто живет на огороде».

    Узнай овощ

    Четвертый лишний

    Хорошо-плохо

    Что растет на грядке? Поможем незнайке

    Найди такой же

    Сядет тот, кто найдет овощ

    Волшебный мешочек

    Мы сажаем овощи

    Почтальон принес посылку

    Созрело - не созрело

    Овощехранилище

Н/п игры (Настольно-Печатные игры)

    Ботаническое лото

    Разрезные картинки

    Поймай шмеля

Сюжетно-ролевые игры

    Путешествие в мир овощей

  1. Стоял на огороде теремок

    Чьи детки?

    Коммуникативная

Составление рассказов об овощах

Мой любимый овощ

Правила поведения в природе

Пословицы, поговорки, приметы

Загадки об овощах

Как растет семя

Куда отправляются овощи

Что нужно добавить в борщ, в винегрет

Дары осени

Кроссворды

    Художественно-продуктивная

Раскраска с овощами

Мой любимый овощ

Волшебный овощ

Рисование пальчиками

Пластилиновая пластика

    Аппликация

Плакат «Витаминчики»:

Книжки-малышки

Овощи из ткани

Объемные книжки

Пластилиновая пластика

Лепка из слоеного теста

Горшочки-овощи

Жители теремка

Волшебная корзинка

Украсили горшок:

    ракушками

    кнопками

Книжки-малышки

Маски-витаминчики

Овощи для с/р игры «Магазин»

    Чтение художественной литературы

    Хитрый огурец Я.М.Пинясов

    О девочке, которая наступила на хлеб Г.Х. Андерсен

    Легкий хлеб

    Не мешайте мне трудиться Е.А.Благинина

    Где найти мне витамины М.Петрушин

    Лук от семи недуг

    Чиполлино

    Всякому овощу своё время

Праздник картошки: «Её высочество картошка»

Осенний праздник. Тематическое развлечение «Что растет в огороде»

    Работа с родителями (использование презентаций, интерактивной доски)

Беседа о важности данной проблемы. Домашнее задание для родителей

Подготовка информации по теме

Фото, видео материал

Экологические истории (вместе с детьми)

Мастер-классы

Участи в реализации проекта

Презентации «Здоровое и правильное питание»

    Физическое воспитание

Эстафета «Собери овощ»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах овощей»

Подвижная игра «Найди свой овощ»

    Продуктивная деятельность

Книжки-самоделки об овощах

Экологическая библиотека об овощах

Кроссворды «Овощи»

Альбом «Знакомые незнакомцы»

Гербарии

    Конкурсы

На лучшее стихотворение об овощах

Конкурс знатоков природы, кроссворды

Викторина «Стоит в огороде теремок»

Планируемый результат: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. Сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Ожидаемые качественные результаты

Результаты

Показатель

Индикатор

Способ подтверждения результатов

1.Повышение уровня знаний дошкольников

Увеличение количества дошкольников, получивших знания

24 человека

Диагностика

2.Создание искусственной и модельной экосистемы или лаборатории для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Увеличение количества родителей, заинтересовавшихся поставленной проблемой

30 человек

Листы регистрации

3.Организация лектория «Огород на подоконнике»

Увеличение количества мероприятий

17 человек

Листы регистрации

4.Проведение акции среди родителей и детей: «Цветок в подарок», «В лесу родилась ёлочка и пусть она растёт»

Увеличение количества родителей и детей имеющих позитивное отношение к природе

17 человек

Конкурс «Упадет в землю зёрнышко»

Викторина «Вот у нас какой на вкус…»

5.Организация взаимодействия с родителями

Увеличение количества родителей оказывающих помощь в решении поставленной проблемы

24 человека

Экспресс опрос

6.Организация информационных центров в каждой возрастной группе

Увеличение ресурсов

15 человек

Фото и видео материал

7.Организационная тема выставок:

Поделки весёлых овощей (прил.материал)

Поделки масок овощей

Книжки-малышки

Горшок овощей (оформление горшочка)

Папка «Огород на подоконнике»

Поделки овощей для игры «Магазин»

Изготовление игры «Угадай зёрнышко», «Чьи детки»

Увеличение ресурсов

18 человек

Фотоматериал:

Презентация

Фильм «Огород на подоконнике»

Схема «паутинка» по проекту «Огород на окне»

Овощеводство

Плодоводство (сад) Цветоводство(газон, клумба и др.)

Яблоня - розы

Груша - ромашки

Вишня - тюльпаны

Черешня - пионы

Смородина

Устойчивость проекта

    Публикация данного проекта в сети Интернет.

    Организация мини-музея «Огород на подоконнике»

    Передвижная фотовыставка «Папка «Огород на подоконнике»»

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида№14 «Светлячок».

Название проекта:

«Огород на подоконнике».

«Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад».

Составила воспитатель: Семенова С.В. г. Химки февраль 2014 год.

Тип проекта : творческий, исследовательский, игровой.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет) .

Продолжительность: кратковременно, 6 недель.

Тема: Посадка лука, укропа, петрушки, салата,гороха.

Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Развивающие:

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Образовательные:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Задачи создания развивающей речевой среды:

Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал : семена укропа, петрушки, салата,гороха лейки, горшки, контейнеры,луковицы, земля, вода.

Работа с родителями:

1. Провести беседу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике».

2. Предложить родителям для реализации проекта приобрести: горшки,контейнеры, землю, семена: укропа, петрушки,салата.гороха,луковицы для посадки.

3. Принести атрибуты для огорода (забор, домик, муляжи домашних животных).

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, рассадой и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука и укропа.

2. У детей сформируются знания и представления о росте растений, зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

Организационная деятельность.

1. Подобрать материал по данной теме: художественную литературу, фото, иллюстрации, рисунки.

2. Подобрать оборудование и материал для опытов и экспериментов детей: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения.

3. Составить перспективный план мероприятий.

План реализации проекта.

Подготовительный этап

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. (Воспитатели группы)

2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». (Воспитатели группы)

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры,горшки, земля, луковицы, семена). (Воспитатели, родители)

4. Разбивка огорода на подоконнике. (Дети, воспитатели)

5. Атрибуты к огороду (родители,воспитатели).

Исследовательский этап

1. Рассматривание семян (укропа, петрушки, салата, посадка семян и лука. (Дети, воспитатели группы)

2. Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей», «Полезная пища». (Воспитатели - в течение проекта)

4. Проведение дидактических игр «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? ». (Воспитатели)

5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. (Воспитатели)

6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). (Воспитатели группы - в течение проекта)

7. Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. (Воспитатели)

Заключительный этап

1. Подведение итогов реализации проекта. (Дети, воспитатели, родители)

2. Оформление выставки рисунков детей. (Дети, воспитатели)

План экспериментальной деятельности.

Земля

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Человек

Название мероприятия: Человек и растения.

Цель: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе человека.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .

Проведенные мероприятия в ходе реализации проекта:

I этап - подготовительный (1 неделя) .

В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Родители смастерили забор для нашего огорода, помогли оформить, принесли необходимые атрибуты. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

I этап - исследовательский (4 недели) .

Дети наблюдали за ростом лука, укропа петрушки,салата, гороха, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

МАДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в средней группе по теме

«Огород на подоконнике"

Подготовила:

Сигаева Елена Викторовна

Октябрьский

2015-2016 г.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Цель:

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Задачи:

1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2.Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3.Развивать познавательные и творческие способности.

4.Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.

Участники проекта:

Педагоги

Родители

Воспитанники средней группы № 8

Ожидаемый результат

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируется знания о росте растений в комнатных условиях.

3.Создание в группе огорода на подоконнике.

Формы работы

беседы

занятия

викторины

дидактические, настольные игры

сюжетно-ролевые, театрализованные игры целенаправленные наблюдения

экскурсии

совместный труд детей и взрослых

работа с родителями

продуктивная деятельность

посильная самостоятельная трудовая деятельность

использование иллюстративного материала

Первый этап. Подготовительный.

1.Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях). 2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

4.Разбивка огорода на подоконнике.

5.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Второй этап.

Исследовательский.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Третий этап. Заключительный.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. В группе был создан огород на окне.

3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

4. Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Список литературы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. - Спб, 1997

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1991. С.90-121

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.

Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. - М.: Гном и Д., 2005.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с

Приложение

План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике»

Мероприятия

Цели

Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей.

воспитатель

3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель,

музыкальный руководитель

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

родители

9. Чтение русской народной сказки «Репка», белорусской сказки «Пых», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». Познакомить со сказкой «Пых».

воспитатель

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы.

Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

воспитатель

11. Фотоотчёт для родителей.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

воспитатель

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Формировать представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей об овощах и растениях.

воспитатель

14. Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

16. НОД «Мир комнатных растений».

Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы.

воспитатель

17.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

Диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет представление об уходе и условиях выращивания растений.

Имеет представление о строении растений.

Знает названия посевного материала.

Охотно выполняет поручения по уходу за растениями.

Начало проекта

37%

54%

32%

48%

Конец проекта

76%

84%

78%

97%

Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.

Loading...Loading...