Логопедическая тема насекомые. Конспект логопедического занятия "насекомые"

Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

МАДОУ «Детский сад №242»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

Лексическая тема «Насекомые».

Старшая группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

    Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

    Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.

    Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

    Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

    Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

- Это птицы поют.

Правильно. А чем питаются птицы?

- Птицы питаются семенами и зернышками.

- Птицы питаются насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

- На моей лужайке спрятался муравей.

- На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

Как назвать одним словом?

- Это насекомые .

Кто такие насекомые?

- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.

Из каких частей состоит тело насекомых?

- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

Муха?

- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

- На поляне две стрекозы.

Сколько на поляне муравьев?

- На поляне три муравья.

Сколько на поляне мотыльков?

- На поляне пять мотыльков.

Сколько на поляне кузнечиков?

- На поляне один кузнечик.

Сколько на поляне жуков?

- На поляне два жука.

Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

- Я думаю, что прилетел комар.

- Я думаю, что прилетел шмель.

- Я думаю, что прилетела муха.

А комар какой?

- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

А шмель какой?

- Шмель большой, полосатый.

А муха какая?

- Муха вредная, назойливая, надоедливая.

А пчела какая?

- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера (дети

Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. (Приседают на ковер.)

Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

Может быть она под листом?

- Под листом нет гусеницы.

Может быть она на цветке?

- На цветке нет гусеницы.

В норке?

- В норке нет гусеницы.

- Над травой?

- Над травой нет гусеницы.

Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

- В, над, под, на.

- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

VI Итог занятия.

Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Мы совершили путешествие на лесную полянку .

В кого превратилась гусеница?

- Гусеница превратилась в бабочку.

Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Приложение. Презентация к занятию.

Эркес Римма Наумовна ,

учитель-логопед

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Задачи образовательного комплекса:

Образовательная область «Физическая культура»:

Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

Выполнять движения при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

Развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

Формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

Развивать творческие способности;

Развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

Совершенствовать речь как средство общения;

Формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная деятельность «Познание»:

Уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);

Учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;

Закреплять понятие «антонимы»;

Закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;

Формировать умение обобщать, классифицировать;

Учить четко проговаривать слова;

Развивать внимание, память.

Образовательная область «Познание»

Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

Продолжать формировать представления о природе;

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Материал:

презентация; предметные картинки; муляжи насекомых; картинка,изображающая луг; обруч для дыхательной гимнастики с бумажными насекомыми; мяч; карточки с символами, обозначающими настроение.

Предварительная работа:

Заучивание с некоторыми детьми загадок о насекомых.

Образовательная деятельность:

I. Дыхательная гимнастика с обручем (на нем прикреплены бумажные бабочки).

II. Педагог : Темой нашего занятия сегодня… А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия. (приглашаются 4 ребенка, которые читают наизусть загадки; дети отгадывают (см. Презентацию)

Что за девчонка: Домовитая хозяйка Не зверь, не птица

В поясе тонка, Пролетает над лужком. Носок, как спица.

Огромные очи, Похлопочет над цветком- Летит, кричит,

Летит –стрекочет. (стрекоза ) Он поделится медком. (пчела ) Сядет-молчит. (комар )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

Педагог : Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.

Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали (см. Презентацию)

Педагог : Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Отгадайте еще загадки о насекомых, а картинки и муляжи помогут вам в этом:

И под тяжелой ношей Этот увалень лохматый, Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг. Злюка тощая такая, Все четыре лепестка.

Тут народ хороший. Сладкоежка полосатый, Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг Надо мной весь день летает, Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

Без работы-хоть убей- Опускает хоботок,

Жить не может …. (муравей) И ужалит ненароком

В распустившийся цветок (шмель )

Педагог : Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

III. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе ).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый ).

IV . Физминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, загибают по одному пальчику на название каждого насекомого

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза показываем пальцами два круга у глаз

Пожужжали, полетели бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»

От усталости упали. Приседают на ковер.

V. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(см. Презентацию)

Муравей живет в улье. Жук собирает нектар. Комар ловит мух.

VI. «4-ый лишний» (см. Презентацию)

Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

Таракан, комар, воробей, жук.

VII. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы) (см. Презентацию)

Майский жук большой, божья коровка …

У мухи крылья короткие, у стрекозы…

У жука усы толстые, у бабочки…

У шмеля спина широкая, у комара…

VIII. Употребление предлогов НА,НАД,ПОД. (см. Презентацию)

На картинке, изображающей луг, указать, где находятся насекомые

IX.Итог. О ком мы говорили на занятии? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относится к

Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

Покажите, с каким настроением вы уходите с занятия (дети используют карточки с символами).

Приложение:

Литература:

  1. Агранович З.Е. Времена года.-СПб., Детство-Пресс,2002
  2. Живая природа в мире животных.-СПб., Детство-Пресс,2005
  3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб., Детство-Пресс,2005
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-Пресс, 2003
  5. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учимся, играя,- М., Просвещение,1979
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: развитие связной речи.

Задачи: 1)Закрепить названия насекомых, их строение, внешние признаки; учить детей различать насекомых по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

2)Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

3)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки насекомых(разрезанные на 4 части),схема рассказа.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед:Я буду называть одно насекомое.А вы много.Например-бабочка-бабочки.

Логопед:Жук.

Дети:Жуки.

Логопед:Муравей.

Дети:Муравьи.

Логопед:Божья коровка.

Дети:Божьи коровки.

Логопед:Кузнечик.

Дети:Кузнечики.

Логопед:Оса.

Дети:Осы.

2.Логопед:К нам прилетела бобочка и привела своих друзей.Она хочет,чтобы мы про них рассказали.Расскажем?

Дети:Да.

Логопед:У нас есть картинки.Но они сломались,давайте их собирем и посмотрим,что получится.

3.Логопед:Сейчас я вам расскажу про бабочку,по схеме.

Это насекомое.Это бабочка.Она бывает разных цветов.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает в поле,в городе и в саду.

4.Логопед: А теперь каждый из вас попробует мне рассказать про то насекомое,которое у него получилось.

Дети:Это насекомое.Это пчела.Она имеет черные и желтые полоски.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает по полю и собирает пыльцу,а потом делает мед.Она может ужалить человека.

Дети:Это насекомое.Это муравей.Он коричневого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается тлей на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу и собирает мусоринки для муравейника.

Дети: Это насекомое.Это жук.Он серого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается листьями на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу.

Дети: Это насекомое.Это божья коровка.Она красного цвета с черными пятнышками.Она состоит из головки,усиков,брюшка,крылышек и шести ножек.Она ползает и летает.Она питается листочками на деревьях.Она ползает и летает в поле и в лесу.

Логопед:Молодцы дети.Бабочке очень понравильсь ваши рассказы.

5.Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась(тянем ручки вверх)

Улыбнулась,потянулась(улыбаемся друг другу)

Раз-росой она умылась(показываем как она умывается)

Два-изящно покружилась(делаем круг вокруг своей оси)

Три-нагнулась и присела(нагибаемся и присядаем)

На четыре-улетела(машем ручками,показывая ка бабочка летит).

6.Сейчас бабочка вам будет загадывать загадки,а вы должны угадать,про кого она говорит.

Логопед:Над цветком порхает,пляшет,

Веером узорным машет.

Дети:Бабочка.

Логопед:Красненькие крылышки,черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

Дети:Божья коровка.

Логопед:Моница крылатая,платье полосатое.

Ростом-просто кроха,а укусит-будет плохо.

Дети:Пчела.

Логопед:Два рога-небык,шесть ног без копыт.

Летит-так воет,сядет-землю роет.

Дети:Жук.

Логопед:Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

Дети:Муравей.

7.Итог.

Логопед:Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили.

Дети:О насекомых.О бабочке,муравье,жуке,пчеле и божьей коровке.

Логопед:Что мы учились делать?

Дети:Мы рассказывали о насекомых по схеме.

Логопед:Вы все молодцы.Бабочка со своими друзьями от нас улетает.Но чтобы мы их не забыли,она дарит каждому по картинке с изображением насекомого.До свидания.

Дети:Спасибо.До свидания.


Loading...Loading...