Как появились обои? История обоев

Тематические новости

Самая ранняя известная форма «бумаги» появилась около 4000 лет до н.э., это был египетский папирус.

Но на самом деле история обоев началась в древнем Китае, во-первых, потому что китайцы изобрели бумагу, а во-вторых, потому что они уже в 200 году до н.э. клеили рисовую бумагу, как обои для стен.

В 105 году нашей эры, китайский чиновник Цай Лунь, изобрел получение бумаги из текстильных отходов. Это было рождением бумаги в том понимании, как мы ее знаем теперь.

Некоторое время в 8 -м веке, несколько китайских заключенных, имеющих навыки производства такой бумаги, работали под арабами. Те в свою очередь распространили знания производства бумаги по всему Ближнему Востоку.

К 10-му столетию арабы заменили льняными волокнами целлюлозу и бамбук, тем самым создали более прекрасный листок бумаги. Бумага теперь достигла более высокого качественного уровня. В течение 12-ого столетия бумажное производство распространилось всюду по Европе.

Самые ранние европейские иллюстрированные оттиски с гравюры, известны сегодня как "helgen". Самая старая из известных, явление Богородицы, датируемая 1418 годом, в настоящее время хранится в Королевской библиотеке в Брюсселе. Этот тип способа печати, возможно, также был использован китайцами еще в 5 веке.

Jean Bourdichon нарисовал 50 рулонов настенных обоев с ангелами на синем фоне для французского короля Луи XI в 1481 году. Король Луи заказал портативные обои для стен, посчитав это необходимым, в связи с частыми своими переездами из замка в замок. Другие богатые европейцы поручали художникам раскрашивать бумагу, которая использовалась как обои для стен, но реальные обои, вряд ли можно сказать, существовали до появления печатного станка.

Самый ранний сохранившийся до наших дней фрагмент европейских обоев для стен, был найден в домике колледжа Христа в Кембридже, Англия и датируется 1509 годом. Авторство этих обоев приписывают Hugo Goes, печатнику из Йорка.

Гильдия обойщиков была создана во Франции в 1599 году.

Французский гравер Жан-Мишель Папиллон, который считается изобретателем обоев для стен, начал в 1675 году делать блочные схемы обоев с учетом соответствия рисунка, непрерывным способом, по шаблонам. Обоев, в том виде, какими мы их знаем сегодня.

Самый старый существующий пример флокированных обоев, обоев для стен, покрытых текстильными волокнами, исходит из Вустера и был создан примерно в 1680 году. Так во Франции такие обои для стен стали популярны во времена правления Людовика XIV во Франции.

Значительный вклад в развитие методов производства обоев, внесли англичане в 18 - м веке, чья продукция стала последним писком моды. Сначала в моде были обои для стен с дорогой ручной росписью, имитирующей архитектурные детали или материалы, такие как мрамор, лепнина, но в итоге выиграли обои с использованием их собственных достоинств. Были очень популярны обои для стен под бархат.

Обои прибыли в Америку в 1739, когда Plunket Fleeson начал печатать обои в Филадельфии.

В ранней Америке, колонисты копировали европейскую моду на обои. После Гражданской Войны за независимость, американцы начали создавать свои мастерские по производству обоев. Обои для стен выпускались на любой вкус, от неоклассического стиля, до хаотичных роз. Выпускали американские фирмы и патриотические «Юбилейные» обои.

В 1778, Луи XVI издал указ, который устанавливал, чтобы длина рулона обоев составила приблизительно 34 фута или около 10, 2м.

Обои Жан-Батиста Равейона, 1780г. Китайские обои 1760 г.

В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф (11 июня 1738 - 6 октября 1815), французский натурализованный немецкий промышленник, изобрел первую машину для печати обоев, и вскоре после этого, Никола-Луи Роберт разработал способ изготовления бесконечных рулонов обоев.

В 1798 году Алоисом Зенефельдером в Solnhofen, Германия была изобретена литография.

В 1839 году на фирме Potters & Ross в Ланкашире, Англия специализирующейся а выпуске печатного ситца Charles Harold Potter, изобрел печатную машину с возможностью нанесения на обои четырех цветов посредством печатных цилиндров и которая позволяла печатать 400 рулонов обоев в день.

К 1850 году была доступна печать 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1879 году, в Австрии Karl Keitsch изобрел способ глубокой печати, также известный как Инталия.

В 1888 году Фердинанд Зихель разработал первый готовый к применению клей для обоев.

В 1890 году в Англии была изобретена флексографическая печать.

Машины для нанесения клея на обои впервые появилась на рубеже 20-го века.

Шелкография, как говорят, возникла в Японии и Китае между 960-1280 г.г. Хотя этот способ был впервые запатентован в Англии Самуэлем Симоном в 1907 году. Первая механическая шелкографичная машина была изобретена в 1920 году.

Викторианская эра (1837-1901) стала Золотым веком обоев, временем, когда обои впервые стали центром внимания. Обои применялись для оформления не только стен, но и потолка. В тот период было продано приблизительно 400 миллионов рулонов обоев.

В 1936 году, состоялся дебют на рынке клея для обоев - Хенкель-Zellkleister Z 5 в качестве пастообразного порошка, растворяемого в холодной воде, производного целлюлозы карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ).

После Второй мировой войны, вся обойная промышленность претерпела революцию с появлением пластиковых смол, благодаря которым обои для стен получили новые свойства - долговечность и прочность, устойчивость к загрязнению, возможность мытья.

В 1974, в Соединенных Штатах была создана Национальная Гильдия Профессиональных Обойщиков.

Эпоха модернизма, с ее осуждением украшательства, привело к тому, что обои для стен впали в немилость в течение большей части двадцатого века.

Последние достижения в области цифровой фотографии и технологии печати позволяют воспроизвести на современном печатном оборудовании исторические документы и другие цифровые носители на различных подложках, в том числе и на обоях.

На сегодня существует большое количество различных видов обоев для стен.

  • Бумажные обои
  • Виниловые обои
  • Текстильные обои
  • Флизелиновые обои
  • Жидкие обои
  • Стеклообои
  • Фотообои
  • Обои под покраску

Конечно, больше нельзя говорить просто об обоях для стен. Теперь это - покрытие стен, поскольку пришедшая технология создала продукты, которые включают чудо соединения, что делает их моющимися, прочными, самоклеющимися, и в то же время имеющие возможность отразить лучшие образцы, исторические стили мирового искусства. Таким образом, компании могут воспроизводить любой стиль любого периода. И в отличие от дорогостоящих картин фресок, гобеленов и расписанных вручную старинных обоев, сегодняшние «покрытия для стен» являются очень доступными.

Когда начинаешь делать ремонт неизбежно встает вопрос о выборе обоев для декора стен. В настоящее время существует большое количество видов и типов обоев . Как разобраться какой тип обоев подойдет именно под ваш стиль, создаст уют и не причинит вред вам и вашим родным и близким? Давайте рассмотрим.

Основоположником и прародителем всех видов обоев являются бумажные обои . Самые популярные и наиболее востребованные. Они делятся на два вида: однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс). Благодаря дополнительному покрытию, двухслойные имеют более длительный срок службы нежели однослойные, которые придаются воздействию внешних факторов: солнце, влага и т. д. Преимущество бумажных обоев - это низкая цена, большой ассортимент и простота в поклейке . Для расчета количества рулонов обоев вы можете воспользоваться калькулятором обоев .

Существуют следующие разновидности обоев:

В отличие от бумажных, флезилиновые обои имеют большую прочность. Они не боятся воды, пропускают воздух, но имеют ограниченный выбор в комбинации узора, чаще всего флезилиновые обои используют под покраску. Они отлично держат форму и скрывают видимые трещины. Основа обоев это собственно та же бумага только с добавлением тканевых волокон. Имеют один недостаток - это высокая цена.

Текстура виниловых обоев может быть гладкой, рельефной или в стиле шелкографии (картинка). Наличие специальных микропор, которые не допускают проникновению влаги, а с обратной стороны не препятствуют ее испарению, в помещении обеспечивается нормальный микроклимат. Такой тип покрытия хорошо подходит для прихожей, кухни или гостиной комнаты.

Акриловые обои . К сожалению, из-за того что на обои наносится тонким точечным слоем акрил, такие обои имеют меньшую долговечность. Зато благодаря точечному методу нанесения акрила, обои могут «дышать». Такие обои можно использовать в детских комнатах, т. к. они могут мыться и защищены от механических повреждений.

Акриловые обои.

Очень красивы, изготовлены только из натуральных материалов: шпон, бамбук, солома, джут, тростник, водоросли. Могут иметь как бумажную, так и флезилиновую основу. Специальное покрытие защищает лицевой слой от пыли. Такие величественные и экологически чистые обои используют для поклейки залов или спален. Они боятся влаги и механических внешних повреждений, например если в доме есть кошка, она легко может привести дорогие обои в негодность.

Сделают утонченной и уникальной каждую комнату. Основа, как и в натуральных может быть флезилиновой или бумажной. Сверху наносится волокна льна, джута, велюра, шелка, вискозы. Они могут быть рельефными и гладкими, в зависимости из чего изготовлен внешний слой.

Уникальность выбора таких обоев есть его рисунок. Картинка может быть выполнена абсолютно на разнообразный мотив. В основном используют самоклеющую основу.

Простыми словами — это вид декоративной штукатурки. В основе производства этих жидких обоев используется целлюлоза. Для придания декоративности в состав добавляют красители, блестки, натуральные волокна. Отсутствие швов и стыков придают внешнему виду интерьера целостность композиции. Кроме всего они обладают высоким уровнем шумоизоляции.

Основа стеклообоев — это стеклонители. Они имеют большую прочность. Производители таких обоев гарантируют износостойкость около 30 лет. Клеят их в основном в офисных помещениях или в новостроях, т. к. не дают усадки. Красят красками на латексной или водной основе. Приятны на ощупь. Экологически чистый материал не создает среды для плесени и прочих вредителей. Но есть незначительный минус - это минимальное количество выбора узора.

Если вы любитель стиля хай тек, то такие обои идеально впишутся в ваш интерьер. Создают красивые блики при солнечном и искусственном освещении. Обладают хорошей звукоизоляцией и легко моются. Основной слой обоев это пористая бумага, а верхний очень тонкий слой занимает алюминиевая фольга. Фольга имеет покрытие токонепроводящей краски. Из-за своих полезных свойств экранировать излучение от находящихся за стенкой электроприборов, они имеют достаточно высокую стоимость.

Огромный ассортимент обоев по комбинации цвета и текстуры дает возможность сделать индивидуальный выбор каждому кто затеял ремонт. А если вы решили использовать обои двух видов, то только выиграете от этого, но необходимо придерживаться определенного алгоритма их сочетания. Бумажные обои можно сочетать с виниловыми, текстильные с фотообоями, т. е. пару найдут схожие по фактуре обои. Существуют большое количество комбинирования обоев :

  • Объемные вставки;
  • Метод обойных вставок;
  • Горизонтальное комбинирование;
  • Вертикальное комбинирование;
  • Оформление ниш;
  • «Лоскутное» комбинирование.

Каждое из этих идей создадут визуальный эффект, украсят интерьер, подчеркнет достоинства всего помещения.

1. Европа и… меховые обои
Первые рулонные обои в Европе выпустил печатник из Йорка в 1509 году. Звали его Хьюго Гойс. Причем рисунок обоев был черно-белым - он имитировал парчовую ткань с вышивкой. Фрагменты первого рулона сейчас хранятся в Кембридже.

Факт: Когда появились обои в Европе, м ода на них быстро распространилась в богатых домах. В XVI веке были изобретены даже «меховые» обои: шерсть разбрасывалась по бумаге, покрытой лаком, создавая иллюзию ковра.

2. Индийская бумага
Почти весь ХVII век самыми популярными у европейцев оставались обои из Китая - они назывались фальшивым шелком или «индийской бумагой». Последнее название возникло из-за того, что поставлялись такие обои кораблями Ост-Индийской компании.

Китайские обои для стен были довольно дорогими: помимо экспортных пошлин на их цену влиял способ производства. Орнаменты и фигурки наносили на поверхность бумаги либо по трафарету, либо расписывали весь лист вручную.

3. Модный узор - китайский узор
Вплоть до XIX века рисунки на обоях представляли собой вариации ориентальных узоров: изображения птиц, пейзажей и цветов (тюльпанов, хризантем и пионов). Со стен комнат постепенно исчезали ковры и гобелены, прежде защищавшие интерьер от сырости. На их место владельцы клеили первые современные обои. Почти во всех обеспеченных домах Европы к концу XIX века было паровое отопление, и проблему утепления уже можно было не решать, заботясь исключительно о прекрасном. Обои часто наклеивали на холст, натянутый на раму. И уже потом всю конструкцию крепили к стене. В результате за обоями образовывалась воздушная прослойка, увеличивавшая срок службы бумаги - она медленнее выцветала и не деформировалась.

Факт: Если вы видите перед собой обои с желтым фоном и ориентальными узорами - можете смело использовать их для имитации интерьера XVIII века: тогда почти все китайские обои были именно такими. И наоборот, если эффект «китайщины» не нужен, избегайте орнаментальных обоев с желтым или бледно-зеленым фоном.

4. Материал для буржуа
Только в начале XIX века обои стали доступны среднему классу. Это связано с тем, что сами рулоны стали шире и длиннее (6 футов в ширину и 12 футов в длину), а стоимость их значительно снизилась.

Достаточно долго обои печатались с помощью деревянных форм, обеспечивающих непрерывность рисунка. Технические же средства для склеивания обоев и печати длинных листов появились только на рубеже XIX-XX веков. И, как водится, любая автоматизация процесса привела к снижению стоимости. А в 1920-е годы обои стали совершенно обыденным отделочным материалом. История обоев пишется и в наше время: появились флизелиновые обои, виниловые, стеклотканевые, светодиодные, жидкие, 3D-обои… - каких только нет! Можно выбрать на любой вкус.

5. Погрузиться в историю
Вообще обои штука красивая, но хрупкая - поэтому до нашего времени дошло не очень много аутентичных образцов, да и те не в идеальном состоянии. Моду на цвет и рисунки обоев можно отследить по картинам с интерьерными фонами и по книжным гравюрам.

Сейчас существует отдельная индустрия создания точных копий обоев из исторических интерьеров (дворцов и особняков) - например, их можно найти в коллекциях компаний de Gournay, Farrow & Ball, Cole & Son, Zuber и т.д. Обои-реплики выпускаются даже в масштабе для кукольных домов. Так что если хочется поиграть в дворцовые интерьеры, но нет бюджета - сделайте такой дом мечты для ребенка.

6. Лютики-цветочки
Флоральные мотивы - одни из самых популярных в обойном мире. Их популярность объясняется не только декоративными достоинствами цветов. Давным-давно, когда обои появились в интерьерах, они имитировали дорогие гобелены и ткани. Например, знаменитые фламандские гобелены XVI века вызвали моду на цветочные натюрморты, украшавшие стены. В эпоху барокко цветочные узоры собирались в гирлянды, вплетались в архитектурные детали. Историзм XIX века внес в изображения цветов детализацию ботанического атласа: на обоях можно было разглядеть каждую прожилку на лепестке.

Факт: Особую роль в любви к цветочной теме сыграл Уильям Моррис и основанная им мастерская Morris & Co. Он придумал десятки удивительных узоров. Сплетенные стебли гвоздик и роз, букетики маргариток и лютиков, разбросанные травы, хризантемы с колышущимися лепестками - эти знаменитые узоры до сих пор воспроизводят на современных обоях Morris&Co .

7. Свет сквозь стену
3D-обои подразумевают даже светодиодную подсветку между слоями. Обои эти пока экспериментальные, однако в некоторых лондонских студиях уже можно заказать несколько рулонов. Со светодиодами на стене много экспериментирует лучший световой дизайнер Инго Маурер (пример одной из его работ - на фото), а в России - Маша и Катя Ящук.

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

Loading...Loading...