Ускорение на гиперзвуке. Возвращение на землю

Министерство обороны начало работу над государственной программой вооружений (ГПВ) на период 2018–2025 годов. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, «ближайшая военно-промышленная комиссия рассмотрит основные прогнозные показатели до 2020 года, которые определят ресурсные возможности государства по обеспечению госпрограммы вооружений 2018–2025 годов».

Таким образом, официально объявлено о сдвиге сроков разработки перспективной госпрограммы вооружений и ее реализации на более поздний срок: ранее речь шла о 2016–2020 годах. Планы изменились из-за ухудшения международной ситуации, роста террористической угрозы и, соответственно, иного уровня сложности задач, которые предстоит решить.

Причины корректировки государственной программы

Разумеется, речь идет о резком обострении обстановки вокруг России из-за событий на Украине, перехода Крыма по решению его населения под юрисдикцию РФ, а также продолжения реализации планов Запада по созданию европейской системы ПРО и наращиванию «мускулов» НАТО в Европе.

Вторая, но не менее важная причина - усиление угрозы со стороны международного терроризма и решение России оказать военную помощь Сирии на ее территории в борьбе с ИГИЛ. Решительные и эффективные действия наших военных вызвали глухое, но весьма заметное раздражение США и других стран - участниц международной антиигиловской коалиции. Действия последней, а на деле лишь способствовавшей его расширению, выглядят весьма бледно на фоне успехов российской группировки. Концентрированным выражением этого недовольства стали абсолютно неадекватные действия Турции. В их числе , всяческие препоны для наших судов , ввод турецких войск на территорию Ирака без его приглашения и др.

Такие взаимоотношения и западные санкции привели к ухудшению политико-экономических связей России с ведущими странами Запада. Закономерный итог - заметное ухудшение общей экономической ситуации в мире, в том числе и в нашей стране.

Главная задача

В нынешней, очень непростой ситуации основная задача разработчиков новой, уже пятой по счету ГПВ-2025 - объединить в одном проекте финансовые возможности государства, желания заказчиков и возможности отечественного оборонно-промышленного комплекса по своевременному их выполнению. По сути, новую госпрограмму вооружений можно сравнить с фронтом боевых действий, результатом победы в которых станет обеспечение надежной безопасности России. В связи с этим для решения этой триединой, многофакторной и очень сложной задачи будет правомерно использовать один из главных военных принципов - концентрация усилий на главном направлении. В данном случае таких направлений несколько.

Базовый фактор при разработке ГПВ-2025 - это возможность государства по финансированию программы. В настоящее время известно, что предполагаемый объем финансирования перспективной госпрограммы вооружений на период 2018–2025 годов оценивается на уровне 30 трлн рублей. С учетом инфляционных ожиданий это примерно соответствует уровню финансирования текущей программы, стоимость которой составляла около 20 трлн рублей.

Морская пехота ВМФ России. Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Скорее всего, сумма в 30 трлн не окончательная и может быть уменьшена или увеличена. Но уже сегодня должны быть определены основные направления, по которым сумма будет распределена.

Основные направления

При разработке новой государственной программы вооружений первым и главным направлением должно быть поддержание на должном уровне и в постоянной боеготовности стратегических сил сдерживания. Это тот боевой потенциал устрашения, который призван удерживать потенциальных агрессоров от желания начать боевые действия против РФ. Главные его компоненты - средства разведки и ударные средства. Первые должны своевременно распознать угрозу нападения и оповестить руководство страны для принятия соответствующих решений, а вторые - нанести агрессору неприемлемый ущерб и заставить его отказаться от выполнения своих замыслов.

Второе важное направление - область информационного противоборства, значение которого растет не по дням, а по часам. Сегодня информационная война уже идет, и без наличия адекватных средств можно потерпеть поражение уже в мирное время, до начала применения средств вооруженной борьбы.

Третье направление - совершенствование, развитие и создание запасов высокоточного оружия (ВТО). Сегодня именно ВТО наряду со средствами разведки является залогом достижения успеха в обороне и наступлении. Всем понятно, что в условиях применения ядерного оружия победителей не будет. Поэтому высокоточное оружие станет основным аргументом в противостоянии стран, что подтвердил опыт боевых действий в Югославии. При этом надо понимать, что наряду с наличием обычных образцов важно иметь и достаточные запасы «интеллектуального» оружия, а его производство требует немалых финансовых затрат и времени на изготовление. Поэтому создание требуемого запаса ВТО в условиях военного времени может быть не обеспечено.

Разработка новых и совершенствование существующих видов оружия - еще одно важное направление для сосредоточения основных усилий. Это длительный и достаточно затратный процесс, но без него не обойтись. Применение нового оружия всегда серьезно влияло на боевые действия, вплоть до изменения их форм и способов. Так, работы в США над созданием послужили основой для разработки концепции «глобального удара». В соответствии с ней применение таких средств может обеспечить победу над противником без использования ядерного оружия.

Еще одно основное направление ГПВ-2025 - совершенствование и оснащение новыми образцами обычного вооружения видов и родов войск. После развала СССР процесс переоснащения армии новой техникой остановился. Ресурс многих образцов устаревшей техники исчерпан, она подлежит замене. Сегодня можно говорить, что войска перевооружаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы с учетом международной обстановки.

Известно, что в рамках ГПВ-2020 предусматривалось оснастить армию новыми образцами вооружения в соотношении 30% и 70% от общего количества по состоянию на 2015-й и 2020-й годы соответственно. Степень выполнения поставленной задачи оценивать еще рано, но явная активизация в этом направлении и рост количества образцов нового оружия в войсках достаточно заметны.

Известно, что главная причина выполнения любой задачи определяется желанием исполнителей и обеспеченностью. Сегодня желание со стороны руководства РФ повышать боеспособность Вооруженных сил и обороноспособность страны налицо. Относительно же обеспечения следует заметить, что здесь военно-политическое руководство государства должно проявить твердость в решениях и последовательность в достижении целей при поддержке населения. «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас», - говорил император Александр III Миротворец. А сегодня ситуация в мире никак не проще, чем в его времена. Это обусловлено самостоятельной политикой России, действия которой не укладываются в определенные для нас США и их союзниками по НАТО рамки.

Не должны стать тормозом в обеспечении требуемой боеспособности наших Вооруженных сил и имеющиеся недостатки в функционировании российского ОПК. При всей их напряженности поставленные перед ним задачи должны быть реальными и выполнимыми. В противном случае перспективы решения этих самых задач достаточно туманны и будут ограничиваться ссылками на «объективные» причины и нехватку финансов.

И последнее. В современных условиях для выполнения госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы не следует исключать вариант «затягивания поясов». Такие примеры в истории России были, и, надо полагать, наш народ пойдет на это без ворчания и с пониманием.

«Хочу отметить, что Россия не будет усиливать „гонку вооружений”, ведь мы не собираемся ни на кого нападать. Поэтому с нашей стороны уж точно не стоит ожидать эскалации напряженности.

Если откуда эта эскалация и может исходить, то из-за океана, и ее формы и масштабы предсказать сложно», - такое мнение высказал ТАСС председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Он напомнил, что американские военные разрабатывают гиперзвуковое оружие (их крылатая ракета Х-51 уже прошла испытания), «грозятся выйти из договора РСМД (Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности - прим. ТАСС), наращивают ядерный потенциал».

«На каждую возможную угрозу наша ГПВ предусматривает достойный ответ. Но в то же время Россия ставит во главу угла не отражение возможных атак, а последовательное укрепление обороноспособности страны, разработку и постановку на боевое дежурство новейших высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники», - Виктор Бондарев председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Новая ГПВ до 2027 года, по мнению Бондарева, отражает «фундаментальные, а не конъюнктурные задачи».

К ним, помимо вышеперечисленного, относится развитие ОПК и повышение его конструкторского потенциала, дальнейшее перевооружение войск и качественная подготовка личного состава сил общего назначения.

Роман Азанов

Новую государственную программу вооружений России 2018−2025 объявят в начале июля. Между тем, 16 мая стало известно, что ВПК и армия получат на модернизацию меньше, чем это планировалось ранее. Причем, намного. Вместо 20 трлн. рублей — 17 триллионов. Несмотря на это, президент Владимир Путин настаивает на обеспечении к 2020 году национальных ВС современным оружием на уровне не ниже 70%.

Судя по официальным анонсам, приоритет отдается развитию сухопутных сил. Во многом это определяется агрессивностью Запада на всем пространстве от Балтики до Черного моря. Вкратце, перечислим угрозы, идущие из Европы.

Во-первых, на Украине увеличивается вероятность государственного преследования русских только за то, что они русские. Понятно, что у Москвы рано или поздно кончится терпение, и она прихлопнет «бандеровский» клоповник. Во-вторых, стремительно беднеющие прибалтийские страны пытаются конвертировать русофобию в звонкую монету, следовательно, можно ждать любых провокаций. В-третьих, из-за миграционного цунами в ЕС нарастает политическая и экономическая нестабильность. В-четвертых, за всем этим стоит погрязшая в долгах Америка, которой удобно рассматривать Старый Свет как пространство для новой войны за свою глобальную гегемонию.

Другими словами, столкнувшись с откровенной враждебностью НАТО, а также с непоследовательностью и с непредсказуемостью администрации Трампа, Россия вынуждена укреплять, прежде всего, свою сухопутную армию.

Однако в отличие от стратегии Пентагона по обеспечению американских войск суперсовременной техникой завтрашнего дня, Минобороны РФ стремится иметь «хорошую матчасть» сегодня, причем в строю. Другими словами, делается все, чтобы не оказаться между прошлым и будущим, «если завтра война».

Наверное, главным разочарованием новой семилетки перевооружения явится то, к 2025 году Т-14 не станет основным боевым танком наших войск. Несмотря, что был анонсирован заказ на 100 «Армат», скорей всего закупки ограничатся 20−30 единицами в год. Таким образом, самым многочисленным останется сбалансированный по цене и боевым возможностям Т-72Б3 или его модернизированная версия. При этом российской бронетехнике предстоит оценить новую угрозу от гранатомета M3A1, который в армии США идет на смену нынешнему M3 Carl Gustaf.

Ясно и то, что перспективный гусеничный БМП «Курганец-25», а также колесный бронетранспортер «Бумеранг» вряд ли будут введены в строй в 2019 году. В частности, до сих пор непонятно, какой двигатель — ЯМЗ-780 или 2В-06 — выберут для «Курганца». Имеются вопросы и по 45-мм автоматической пушке с телескопическим выстрелом для БМП или БТР нового поколения. В целом, можно насчитать десятки технических проблем, сведения о которых просочились в открытые источники и которые еще предстоит решить разработчикам.

Отметим, что доводка военной бронетехники до ума — дело не быстрое, тем более, что речь идет о принципиальной иной компоновке и начинке, чем у предшественников. К примеру, над БМП-3 трудились не один десяток лет!

С другой стороны, это ровно тот случай, когда спешка смерти подобна. В качестве временной меры, Министерство обороны закупит несколько сотен БМП-2М «Бережок» и БМП-3, а также произведет ремонт и модернизацию имеющего парка бронетехники. По большому счету, трагедии из-за задержки «Курганца» и «Бумеранга» устраивать не следует.

Зато с уверенностью можно сказать, что в центре внимания ведомства Сергея Шойгу будет противовоздушная и противоракетная оборона. Армия продолжит получать «Бук-М3», «Тор-М2» и С-400. Однако в течение следующего периода госпрограммы перевооружения комплекс С-500, скорей всего, не будет закупаться. Его предстоит дорабатывать еще достаточно долго. Впрочем, потенциальный противник также столкнулся с многочисленными проблемами по части новой авиационной техники. В Пентагоне есть четкое понимание, что F-35 не сможет обеспечить превосходство в воздухе, а также подавление ПВО на суше. Даже если американцы вернутся к самолету F-22S, то произойдет это не раньше 2025 года.

С большой долей вероятности, изменения в госпрограмме перевооружения затронут и Воздушно-космические войска. Возобновление усилий по производству 50−60 бомбардировщиков Ту-160 и модернизация имеющего парка под стандарт Ту-160М2 свидетельствуют об отсрочке ввода комплекса ПАК ДА. Что касается перспективного авиационного проекта ПАК ФА/Т-50, то мелкосерийное производство этой машины начнется в ближайшие годы. Однако основные закупки придутся на проверенные самолеты Су-35, Су-34, Су-30. Также следует ожидать приобретения небольшой партии МиГ-35. По ударным вертолетам Ка-52 и Ми-28Н вопросов вообще нет. Холдинг АО «Вертолёты России» без заказов однозначно не останется.

На всю катушку будут загружены и мощности по производству боеприпасов, причем удвоится выпуск высокоточных ракет, бомб и снарядов. Связано это, прежде всего, с выводами из непростой сирийской кампании.

Что касается военно-морских сил, то их скромная доля в программе перевооружения 2018−2025 вызвана не столько принижением роли русского флота, как такового, сколько текущим моментом. Нашей стране еще предстоит освоение новых судостроительных технологий. Другими словами, время авианосца «Шторм» и атомных эсминцев еще не пришло: строить их по старинке не только экономически нецелесообразно, а вообще разорительно для бюджета. Только с вводом в строй новейшего комплекса СК «Звезда» на Дальнем Востоке у правительства наконец-то появится возможность заказывать сложную морскую технику с большим водоизмещением, причем по разумной цене. Так что придется подождать еще 7 лет.

С другой стороны, российский флот сохранит текущие темпы приобретения обычных и атомных подводных лодок. Также можно не сомневаться, что ускорится строительство ракетных корветов и легких фрегатов, которые доказали свою ценность в сирийском конфликте. Более того, фрегаты пр. 22350 класса «Адмирал Горшков» будут оптимизированы для решения новых задач ПВО. Логично ожидать модернизацию уже имеющих боевых кораблей, в том числе и «Адмирала Кузнецов».

Таким образом, новая программа перевооружения, с одной стороны, обеспечивает сдерживание агрессивного блока НАТО, с другой — основывается на уроках сирийского кризиса. Как пишет в этой связи американский военный эксперт Джей Хоук , который анализировал программу перевооружения 2018−2025, российская армия являет собой «молчаливое подтверждение того печального факта, что Владимир Путин воспринимается как достойный партнер по переговорам с Западом только потому, что Москва невосприимчива к политическому и военному давлению. Как и раньше, оружие русских предназначено в качестве последнего аргумента».

Loading...Loading...