Китайская стена происхождение. Кто построил Китайскую стену – мнения, факты и заблуждения. Так кто же построил Великую Китайскую стену

Наравне с египетскими пирамидами, Китайская стена считается одним из величайших архитектурных сооружений, из всех дошедших до наших дней. Ей принадлежит множество самых различных рекордов, побить которые вряд ли когда-нибудь удастся. Национальное достояние Китая и уцелевшее чудо света для остального человечества, стена на протяжении долгого времени притягивала к себе самые светлые умы мировой истории и археологии.

В отношении Китайской стены достоверно доказаны многочисленные теории, гипотезы, предположения, которые, поначалу, казались утопией. Но последние десятилетия ученым не дает покоя вопрос о том, кто на самом деле строил эту самую стену? Почему «авторство» по умолчанию закреплено за китайской нацией, когда ряд фактов говорят совершенно обратное?

Некоторые особенности стены помогут понять величие и масштабность этого сооружения. Официально считается (хотя не доказано фактически), что начало строительства приходится на III век до н. э. В работах была задействована 1/5 часть от тогдашнего населения Китая. Это более 1 миллиона человек.

Ее общая протяженность, с учетом всех ответвлений, составляет 21 196 километров. Это приблизительно половина длины экватора земного шара. Толщина стены около 5–8 метров, в зависимости от участка. Высота тоже не одинаковая - в районе 7–10 метров. Помимо этого:

  • общее количество людей, задействованных в строительстве, превышало 2 миллиона - примерно половину населения;
  • за время возведения от различных болезней, недоедания, дефицита воды и прочего умерло/погибло более 300 тыс. человек;
  • поначалу это была вовсе не стена, а разрозненные конструкции, которые намного позже были соединены между собой;
  • стена является объектом мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Мифы и заблуждения

Естественно, на протяжении всей своей истории такое грандиозное во всех смыслах сооружение не могло не быть объектом постоянных бредовых гипотез, домыслов, и даже откровенной неправды. Чего стоит только та знаменитая газетная утка, запущенная американскими журналистами 25 июня 1899 года, согласно которой правительство Китая решило снести стену в целях улучшения показателей торговли с другими странами. Якобы стена очень сильно мешала, поэтому на ее месте решили построить дорогу.

Эта дезинформация была моментально подхвачена большим количеством американских газет («утка» была запущена из Денвера), а затем новость распространялась и европейскими газетчиками. В те времена информация передавалась во много раз медленнее, чем сегодня, поэтому фальсификация блуждала по миру достаточно долго. К самым известным заблуждениям также относятся:

  • видимость стены невооруженным глазом с поверхности Луны - по примерным подсчетам это равносильно тому, что человек смог бы разглядеть волос с расстояния 3-х километров;
  • видимость стены невооруженным глазом с орбиты Земли - несмотря на показания многочисленных астронавтов, якобы видевших стену из космоса, доподлинно это никем и ничем не доказано;
  • поголовная мобилизация на строительство вызвала народные волнения, что является причиной падения одной из самых могущественных китайских династий Цинь - на самом деле участие в работах было принудительным, и любое недовольство жестоко наказывалось.

Но, пожалуй, самая интересная гипотеза, которая пока никем не доказана (как и не опровергнута), ставящая единоличные права китайцев на Великую стену под знак вопроса. Приводятся доказательства, что ее строили вовсе не китайцы, как принято думать. И, надо сказать, часть из этих доказательств выглядит вполне правдоподобно и исчерпывающе.

Суть гипотезы, ставящей под сомнение права китайцев на стену

Изначальная версия, являющаяся официальной по сегодняшний день, - стена была возведена китайцами в виде оборонительного сооружения, препятствующего постоянным набегам кочевников из соседних стран. Все совпадает: стена проходила по всему периметру древнего Китая, который, будучи важным торговым центром, страдал от нападений разномастных групп. Но один факт не дает ученым покоя: первоначальная конструкция стены делала удобным именно нападение на территорию Китая, а не предполагала усиление его обороны. Зачем китайцы возвели стену, с которой их врагам будет легче нападать? Ответа пока нет. Так называемые бойницы на одной части стены направлены внутрь территории Китая, а за ними простиралось другое государство. То есть, логично, что стена была построена другим народом (народами) для войны с Поднебесной.

Строители стены - альтернативная версия

Самая популярная версия - строительство стены было произведено народом, проживающим в древнем государстве Тартарии. Указывается даже на родственные связи этого народа со славянами. Кстати, многочисленные археологические открытия и находки вкупе с конструкцией (расположением) стены только подтверждают эту версию. Но пока у ученых не получается работать в этом направлении. Причины:

  • китайские власти во все времена препятствовали изучению стены;
  • из-за постоянных реставраций и естественного разрушения многие факты, представляющие историческую ценность, стали недоступны.
Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Несмотря на то что высота Великой Китайской стены составляет около десяти метров, подниматься на неё намного легче, чем спускаться. Подъём проходит бодро, весело, задорно, а вот спуск представляет собой самую настоящую пытку. Все ступени имеют разную высоту – от 5 до 30 сантиметров, поэтому под ноги нужно смотреть чрезвычайно внимательно. Спускаясь с такой высоты – главное не останавливаться, поскольку продолжать спуск после остановки будет крайне тяжело. Тем не менее Великая Китайская стена — это то место, где хочет побывать каждый турист.

Несмотря на такие сложности, яркие впечатления на всю жизнь туристу будут обеспечены, и он вполне сможет почувствовать себя стопроцентным местным жителем. Ведь не зря китайцы любят повторять слова Мао Цзэдуна: кто не поднялся на Стену, тот не китаец. Великая Китайская стена из космоса — это также часто запрашиваемая просьба туристов, поскольку грандиозное сооружение имеет уникальный вид из космоса.

Великая Китайская стена – самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками. Общая её протяжённость (вместе с ответвлениями) составляет почти девять тысяч километров (вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что длина Великой Китайской стены на самом деле превышает 21 тыс. км). Ширина стены составляет от 5 до 8 метров, высота – около десяти. Некоторые факты говорят, что в своё время ею пользовались как дорогой, а в некоторых местах возле неё были возведены дополнительные укрепления и крепости.

Кто построил Великую Китайскую стену и как это происходило? Официально возведение стены началось в третьем веке до нашей эры по приказу императора Цинь Шихуана. Изначальная цель строительства была защитить страну от набегов варваров. Она фиксировала границы китайской империи, которая на тот момент состояла из нескольких завоёванных царств, и тем самым способствовала формированию единого государства. Также предназначена она была и для самих китайцев, поскольку не должна была допустить, чтобы они покинули пределы страны, вернулись к полукочевому способу жизни и слились с варварами.


Великая китайская стена интересна также тем, что чрезвычайно органично вписывается в окружающий ландшафт и даже можно утверждать, что составляет с ним целостную композицию. А все потому что во время строительства она плавно огибала горы, отроги, холмы, глубокие ущелья.

В наше время Великая Китайская стена и ее протяженность оставляет о себе у туристов неоднозначное мнение. С одной стороны, в некоторых местах проведены реставрационных работы, добавлена подсветка, иллюминация. С другой – в местах, где туристы – редкое явление, она совершенно заброшена, и немногочисленным путникам, которые попадают на неё, приходится продираться сквозь густые кустарники, осыпающиеся ступени и участки, опасные до такой степени, что пробираться по ним нужно чуть ли не ползком (иначе можно сорваться).

Высота стен этого удивительного сооружения в среднем составляет около семи с половиной метров (если при этом учитывать прямоугольной формы зубцы – то и все девять), ширина сверху – 5,5 м, снизу – 6.5 м. В стену вмонтированы башни двух типов в основном – прямоугольной формы:

  • Башни, что существовали до строительства, имеют меньшую ширину, чем стена;
  • Башни, которые строили одновременно с ней, ставили через каждые двести метров.

В стене предусмотрено наличие сигнальных вышек – с них воины наблюдали за врагами и передавали сигналы.

Где начинается стена

Начинается Великая Китайская стена в северном городе Шаньхай-гуань (расположен он на берегу Бохайского залива Жёлтого моря) и является самой восточной точкой Длинной стены (именно так это сооружение называют китайцы).

Учитывая, что для китайцев Великая Китайская стена символизирует земляного дракона, его головой является башня Лаолунтоу (Голова дракона), от которой и ведёт своё начало это грандиозное сооружение. Причём интересно, что Лаолунтоу не только является началом Великой китайской стены, но и единственным местом в КНР, где её омывает море, а сама она непосредственно уходит на 23 метра в залив.

Где заканчивается стена

От Лаолунтоу Великая Китайская стена зигзагами тянется через полстраны в Центр Китая и заканчивается возле города Цзяюйгуань – именно здесь сохранилась она лучше всего. Несмотря на то что фортпост здесь был возведен ещё в XIV веке, его всё время реставрировали и укрепляли, благодаря чему со временем он стал лучшей заставой Поднебесной империи.


По одной из легенд, мастера так точно высчитали количество нужного для возведения стен материала, что, когда строительство было завершено, остался только один кирпич, который как символ почтения к древним строителям впоследствии положили на арку внешней стены выходящих на запад ворот.

Возвели заставу возле горы Цзяюёшань и состоит она из полукруглой внешней глинобитной стены перед основными воротами, рва, земляной утрамбованной насыпи и внутренней стены. Что касается ворот, то они расположены с восточной и западной стороны форпоста. Здесь находится башня Юньтай – она интересна тем, что на её внутренних стенах можно увидеть выбитые барельефы небесных царей и буддистские тексты.

Потерянный участок стены

Несколько лет назад на границе с Монголией учёные нашли фрагмент стены, которые были возведёны во времена династии Хань, о котором исследователи раньше не имели ни малейшего понятия. Через пять лет его продолжение обнаружили уже на территории соседней Монголии.

Возведение стены

В одной китайской легенде говорится о том, что раствор, которым скрепляли между собой камни, делали из порошка, приготовленном из костей людей, которые погибли во время работы на стройке. Естественно, это неправда: строительный раствор древние мастера готовили из обыкновенной рисовой муки.

Интересные факты гласят, что вплоть до эпохи правления династии Цинь при строительстве стен использовались любые подручные материалы. Для этого между прутьями выкладывали слои из глины, мелких камешков, иногда использовали необожжённые, высушенные на солнце кирпичи. Именно из-за использования подобных строительных материалов китайцы и прозвали свою стену «земляным драконом».


Когда к власти пришли представители династии Цинь, для возведения стены начали использовать каменные плиты, которые клали впритык на утрамбованную землю. Правда, камень использовали в основном на востоке страны, поскольку достать его там было нетрудно. На западных землях он был труднодоступен, поэтому стены возводили из утрамбованной насыпи.

Предварительное строительство

Возводить Длинную стену начали в третьем веке до нашей эры ещё до объединения царств в одну империю, когда они воевали друг с другом. В её строительстве принимали участие более одного миллиона человек, что составляло 1/5 от общей численности китайского населения.

В первую очередь она понадобилась для того, чтобы защитить города, которые превратились в крупные торговые центры, от кочевников. Первые стены представляли собой глинобитные конструкции. Поскольку в то время единой Поднебесной империи ещё не существовало, сооружать их вокруг своих владений начали сразу несколько царств:

  1. Царство Вэй – около 352 г. до н.э.;
  2. Царства Цинь и Чжао – около 300 г. до н.э.;
  3. Царство Янь – около 289 г. до н.э.

Император Цинь Шихуанди: Начало строительства

После того как Шихуанди объединил воюющие между собой царства в одну страну, Поднебесная империя стала чрезвычайно могущественной державой. Именно тогда полководец Мэн Тянь получил приказ начинать строительство (в первую очередь возле хребта горной цепи Иншаня).

Для постройки прежде всего были использованы уже существующие стены: они были укреплены и соединены с новыми участками. В то же время стены, разъединяющие царства, были снесены.

Возводили стену на протяжении десяти лет, и давалась работа чрезвычайно нелегко: тяжёлая для проведения таких работ местность, отсутствие полноценного питания и воды, многочисленные эпидемии и тяжелейший труд. В итоге здесь погибла не одна тысяча людей (поэтому эту стену неофициально называют самым длинным кладбищем планеты).

У китайцев существовала целая погребальная церемония, специально предназначенная для тех, кто потерял свою жизнь на строительных работах. В то время как родственники покойника несли гроб, на нём стояла клетка с находившимся в ней белым петухом. Согласно поверьям, крики птицы не давали уснуть духу мёртвого человека до тех пор, пока похоронная процессия не пересечёт Длинную стену. Если так не сделать, то дух покойного будет до окончания века бродить вдоль погубившей его конструкции.

Исследователи утверждают возведение стены, сыграло немаловажную роль в свержении династии Цинь.


Строительство во времена династии Хань

Когда страной стали править представители династии Хань (206 г. до н.э –220 г.н.э), строительство было продолжено на запад, и таким образом, дошло до Дуньхуана. Кроме того, в это время её соединили со сторожевыми башнями, расположенными в пустыне (их основное предназначение было защитить караваны от кочевников).

Представители династии Хань реконструировали уже существующие стены и достроили ещё около десяти тысяч километров (что в два раза больше, чем их предшественники). В строительстве приняло участие около 750 тыс. человек.

Строительство во времена династии Мин

Участки стены, что неплохо сохранились до наших дней, с 1368 по 1644 гг. построили представители династии Мин. Для этого они использовали кирпич и каменные блоки, которые делали сооружение значительно крепче и надёжнее, чем до этого. Именно в это время Великая Китайская стена была построена в Шаньхайгуане и соединена с западной заставой Юймэньгуань.

Эффективность стены как оборонного сооружения

Несмотря на то что китайцам удалось возвести стену впечатляющих масштабов, как оборонное сооружение она никуда не годилась: враги без труда отыскивали плохо укреплённые участки, в крайнем случае – банально подкупали стражников.

Примером эффективности этого сооружения как оборонной конструкции вполне могут послужить слова средневекового историка Ван Сытуна, который говорил о том, что когда власти объявляли о возведении стены на востоке страны, варвары обязательно нападали с запада. Они с лёгкостью разрушали стены, перебирались через них и грабили – что хотели и где хотели. Когда они уходили, стены начинали возводить снова.

Несмотря на все критические замечания, в наше время китайцы придали своей стене новое значение – она стала символизировать несокрушимость, выносливость и созидающую мощь нации.

Что разрушает стену


Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.

Несколько лет назад в провинции Хэбэй участок стены, протяжённость которого составляла около тридцати шести метров развалился из-за многодневных ливней.

Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Кто построил Великую Китайскую стену и зачем? Какие функции она несет на данный момент и выполняла в прошлом? На эти вопросы очень много разногласий. Китайское государство не единственная страна в мировой истории, которая на рубеже войн и междоусобиц построила защитную стену с функцией охраны, вдоль границ своей территории.

В истории оставили свой след стена Римской Империи, Афины, Корея и Дания – все эти государства возводили защитные ограждения для защиты границ, и Великая Китайская стена не исключение – это подтвержденный факт.

Начало строения китайской стены началось не с масштабных сооружений. В седьмом веке до нашей эры, Китай был разделен на множество феодальных мелких «государств».

В каждом таком феодальном сообществе был свой князь голубых кровей, который считал необходимым защитить свои владения. Так началось спонтанное строительство Великой Китайской стены. Каждый князь начал воздвигать стены, обозначая свои владения.

221 год до н.э. 1-й император Династии Цинь – один из самых известных и Великих людей в истории Китая (известен своими терракотовыми воинами), смог объединить Китай. По его приказу сформировался первый этап масштабного строительства Китайской стены, объединив стены трех государств в Северной части Китая.

Зародился первый «Вань ли Чан Чэн» – 10000 ли китайской стены, где 2 ли = 1 км. На протяжении 2000 лет, с тех самых пор, стена неоднократно перестраивалась, расширялась и видоизменялась.

Фундамент Великой Китайской стены и вид, который можно наблюдать сегодня, был сформирован и построен во времена правления Династии Мин с 1368 года по 1644 года .

Зачем построили Великую Китайскую стену?

Военная функция стены. Подтверждение этому различные оборонительные сооружения в ее районах: сторожевые башни, перевалы и крепости. Рядом строились небольшие военные городки для воинов , охранявших границы государства, где они жили, где хранилось оружие и продовольствие. Определенные участки стены служили передачей военной информации и пунктов сбора главнокомандующих армий Китая.

Экономическая функция. От чего защищала Китайская стена? От постоянных стычек с другими соседями Китая, от грабежей караванов от набегов на города. Великая стена защищала экономические пути Поднебесной. Эта защита дала мощный толчок в развитие экономики государства. Защита Великого шелкового пути , который служил средством сбора и передачи информации и важной артерией транспортного экономического пути Китая.

Из чего строилась Великая Китайская стена?

Материалы для постройки стены брались из близлежащих природных ресурсов , основная часть которых состоит из земли и камней. Когда строилась стена высоких технологий еще не существовало, поэтому естественные понижения и повышения рельефа горного хребта стали фундаментом Китайской Великой стены.

В некоторых частях западного Китая стена была построена из щебня и песка, с прослойками из тростника или веток тамариска , чтобы меньше подвергнуть стену от сильной ветровой эрозии, свойственных этому району Китайской стены.

Кто построил Китайскую стену – мнения, факты и заблуждения

Существует теория, не обоснованная фактами, но указанная в определенных источниках, что Китайская стена построена русскими или славянским народом. Когда стена зарождалась, еще в принципе не существовала Русь, были племена. В более поздний период возможно, что развитие стены или укрепления с дополнениями могли быть построены и славянами. Но это полное заблуждение, что Великая Китайская стена построена не китайцами, а русскими.

Надеюсь, мы развеяли все ваши заблуждения, и вопрос: Кто построил Великую Китайскую стену, вас больше не вводит в заблуждения .

Просмотры: 52

Loading...Loading...