Психология процесса управления кратко. Особенности проведения переговоров. Типология Джоржа Голанда

Просмотр текста файла: index.html (представлен текст без форматирования)

Введение…………………………………………………….……………………………….

1. Психология управления: ее объект и

предмет………………………………………

2. Психологические закономерности

управленческой деятельности……………….

2.1. Психология управления на пороге третьего

тысячелетия………………………

3. Личность как объект

управления…………………………………………………….

1. Понятие личности и

ее структура………………………………………………….

2. Некоторые

психологические школы изучения личности………………………

3. Мотивация как фактор

управления личностью…………………………………

4. Психология конфликта

………………………………………………………………..

4.1. Природа и социальная роль конфликтов.

Причины их возникновения……..

4.2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей

в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………….

Введение

Психология

управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при

решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность

работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая

психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая

группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической

психологией.

Отличительную

особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является

организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это непросто

совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,

симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну

организацию,

подчиняющихся правилам и

нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в

соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и

корпоративными требованиями.

нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические

отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это

управленческие отношения людей.

Социально-психологические

отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами

и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность,

делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с

деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент

целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть

психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив

выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ

в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в

организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру

и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность моей

работы подтолкнувшие меня к более

тщательному изучению психологии управления.

1. Психология

управления: ее объект и предмет

психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не

проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального

отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника

организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении

особенностей данной организации.

психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом

изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной

группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия

каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему

порядку работ,

когда участники связаны друг с

другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и

ответственностью перед законом.

изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и

юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых

ориентирована на корпоративно полезные цели.

к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере

свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л.

И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

Психология деятельности

руководителя; - психология личности руководителя; - психологические проблемы

подбора руководящих кадров; - психолого-педагогические проблемы подготовки и

переподготовки руководящих кадров.

Психологи

В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов

и взаимоотношений в них людей;

психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и

все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это

совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; -

психологические проблемы лидерства; - проблемы мотивации поведенческих актов

субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в

предмет изучения психологии управления органично входят традиционные

социально-психологические явления (лидерство, психологический климат,

психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности

(психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей

психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория

развития), и других прикладных направлений психологии.

специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении

представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К

их числу относят следующие:

повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех

уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения,

принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление

стрессов и другое;

повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого

персонала;

Поиск и активизация

человеческих ресурсов организации; - оценка и подбор (отбор) менеджеров для

нужд организации; - оценка и улучшение социально-психологического климата,

сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология

управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку

менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую

культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и

практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует

отнести: - понимание природы управленческих процессов; - знание основ

организационной структуры; - четкое представление об ответственности менеджера

и ее распределении по уровням ответственности; - знание способов повышения

эффективности управления; - знание информационной технологии и средств

коммуникации, необходимых для управления персоналом; - умение устно и письменно

выражать свои мысли; - компетентность в отношении управления людьми, отбора и

подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и

межличностных взаимоотношений среди работников организации;

способность планировать и прогнозировать деятельность организации с

использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать

свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в

Развитое

представление об особенностях организационного поведения, структуре малых

групп, мотивах и механизмах их поведения.

2. Психологические

закономерности управленческой деятельности

Как известно,

управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в

своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику

психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К

числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон

неопределенности отклика. Другая

его формулировка - закон

зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их

психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в

разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может

приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов

управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной

конкретной деловой ситуации и как результат - к использованию моделей

взаимодействия,

неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому

состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

Закон неадекватности отображения человека

человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может

постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы

достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется

сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в

соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты

своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может

находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального,

эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более

того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его

особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к

манипулированию людьми.

значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя

достаточно полно.

образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе,

что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то

подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и

т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не

таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его

видели другие.

менее любой человек как частный представитель объектов социальной реальности

может быть познан. И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы

подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно

отметить, в частности, такие, как принцип

универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди,

занятые не своим делом"); принцип

развития ("способности развиваются в результате изменения условий

жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок"); принцип

неисчерпаемости ("ни одна

Закон неадекватности самооценки. Дело

в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность

двух компонентов - осознаваемого

(логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного,

интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой

так, как надводная и подводная части айсберга.

Закон расщепления смысла управленческой

информации. Любая управленческая информация (директивы,

постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную

тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице

управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями

используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению

различий толкования информации, с другой - различиями в образовании,

интеллектуальном

развитии, физическом и,

тем более, психическом

состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение

смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она

проходит.

Закон самосохранения. Его

смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта

управленческой деятельности является сохранение его личного социального

статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.

Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой

деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При

высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к

человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности

возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм

часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и

ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не

срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой

деятельности.

управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими

законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых

принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи

имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера,

законы Мерфи и другие.

2.1. Психология

управления на пороге третьего тысячелетия

мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой дает понять, что

проблемы современного управления уже не решаются на основе жестко

дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не

дает даже удовлетворительных результатов.

Уходящая

в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее

основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой

сложной системы достаточно

изучить свойства ее частей.

Новая парадигма требует понимания отдельных элементов на основе анализа

динамики системы в целом.

Традиционная

модель управления внимание менеджера нацеливала почти исключительно на

экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и

социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера и

социальные задачи - обеспечение

занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.

система мышления оперировала принципами неограниченного роста, который

понимался в чисто количественных терминах - как максимализация прибыли и

увеличение валового

национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием

"равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором

удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих

поколений на достойную жизнь. Менеджер, действующий в рамках новой концепции

мышления, будет исследовать влияние любых действий с точки зрения их

последствий для состояния равновесия.

3. Личность как объект управления

3. 1. Понятие личности и ее структура

вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого

менеджер имеет в виду прежде всего - личности или группу? Трудно однозначно

ответить на этот вопрос, а может

быть, верно и то и другое?..

Во многих пособиях по

менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения,

так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу,

организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп

и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные

характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей

заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его

личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь

использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении

личности.

подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед

производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.

Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему

без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский

менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он

получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало

помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной интуиции, личной

заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о

личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в

ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу

управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в

70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу

человеческих ресурсов". Суть этих изменений в том, что люди - персоны, личности

Рассматриваются как конкурентное богатство

компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют

оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно

как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита"

является: "Фирма сначала производит квалифицированных людей, а потом

продукцию".

Личность

человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и

волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ

Н.А.Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и

рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до

конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир.

Человек - микрокосм и заключает

в себе все".

претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые

общепринятые положения.

следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек",

"личность", "индивидуальность".

Человек - это

родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на

отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому

роду. Человек - это специфическое, уникальное единство

биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется

биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть

социума и продукт общественного

развития.

Личность - это

самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек -

носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в

котором проявляется

его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к

определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность - это

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также

своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические

данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание

семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие

жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак

личности.

интересно происхождение самого слова "личность". В русской

литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную

характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что

этим словом обозначается

"отношение одного лица к другому". Тут же дается норма того времени:

"Никакая личность не должна быть терпима в службе". Дано и второе,

видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность" - "колкий отзыв на

счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не

переходить на личности").

Этимологический анализ

происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово

"личность" восходит к корню "личина", маска,

"накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском,

personnalite во французском, Personlichkeit в немецком - все эти термины

происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска,

характерная для бога

потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить

отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре.

Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и

одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось

гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем

прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера - он не

имел общественной маски.

с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В

психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно

личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от

животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития,

т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная отличительная

характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного

сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе

трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве,

личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре

собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.),

для которого

личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в

управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность

Это прежде всего индивидуальность, как бы

стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно

отдающий себя служению

обществу.

В целом, структура личности

может быть - в

теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же,

весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия,

мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные

установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент,

сочетание ролей, самосознание).

3. 2. Некоторые психологические школы изучения

личности

Проблема

личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов.

Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и

применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл

Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся

психологи);

2) теория научения, или поведенческая школа (к

теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б.

и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или "гуманистическая

психология" (яркими представителями которой являются американские

психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Психоанализ

основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (185G

1939). В последние годы в России,

после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его

работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему

читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя

24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить

его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как

«"Я" и "Оно"», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу»,

«Толкование сновидений».

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой

индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая

Доктрина психического детерминизма. Она гласит,

что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее

воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие,

даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или

бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины,

разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое

психическое явление

имеет под собой определенную причину.

доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более

значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и

вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные

детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и

инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя

из этого, фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и

выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался

упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации

психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три

ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго"

(Super-Ego), или "Сверх-Я".

первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она

содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти

целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу

реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает

эффективные способы общения с внешним миром. "Супер-Эго" - это собственно

моральные принципы человека,

определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа

поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность управленческих решений. Методология, анализ и подходы их принятия. Характеристика компании АО "Вятский торговый дом". Основные методы принятия управленческих решений: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Сущность управленческих решений. Методология и методы принятия решений. Процесс принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений в АО "Вятский торговый дом". Организационные, экономические, социально-психологические методы.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2003

    Мотивационные состояния: установки, интересы, стремления. Социально-психологическая характеристика понятий "социальная группа", "малая группа", "коллектив". Социальная фасилитация, синергия и конформизм. Влияние значимых лиц и мнения группы на мотивацию.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Психология управления как специфическая отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления: проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента. Основные методы и принципы.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Методология и процесс принятия решения в организации. Анализ и формальные процедуры методики принятия управленческих решений в ТК "Петрович". Общая характеристика организации и анализ целей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Предмет и объект социологии управления. Лидерские качества менеджера, методы их развития и предъявляемые требования к специалисту в данной области. Стадии подготовки и методы принятия решений. Психологические аспекты личности эффективного руководителя.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Понятие и сущность управленческих решений, основные требования к ним. Свойства управленческих решений, методы их принятия. Характеристика методов групповой и индивидуальной работы. Механизм принятия решений в управлении: характеристика ключевых стадий.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2014

Психология управления - наука об управлении деятельностью коллектива, решении проблем связанных с персоналом и руководством. Психология управления имеет некоторые специфические отличия. Объект психологии управления - организованная деятельность людей, работающих в коллективе, имеющих единую цель деятельности и выполняющих совместную работу. Психология управления исследует проблемы профессионального соответствия персонала предприятию, должности.

Психология управления включает в себя следующие направления:

Психология деятельности и личности руководителя;
Психологические аспекты подбора персонала;
Социально-психологические вопросы коллективов и групп в организации;
Психолого-педагогические проблемы подготовки или переподготовки кадров.

Предмет психологии управления многогранен. Он включает психические отношения и явления в организации, такие как:

Функциональный и структурный анализ деятельности управляющего;
возникающие между руководителем и подчиненными психологические проблемы,
Социально-психологический анализ коллективов и групп, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Изучение психологии управления позволяет понимать суть управленческих процессов; анализировать и регулировать социально-психологическую структуру организации. Руководитель получает навыки выражать собственные мысли, знания в области управления персоналом. информированность в сфере технологий и средств коммуникации.

Методы психологии управления подразделяют на исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.

Основными методами психологии управления являются:

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие и фиксация наблюдателем происходящего. Трудность применения данного метода в психологии управления заключается в невозможности наблюдения за деятельностью всей организации.

Эксперимент – метод подтверждения или опровержения гипотез. Это целенаправленное моделирование ситуации. позволяющей выявить и исследовать социально-психологическое явление. В психологии управления результат эксперимента позволяет проверить верность тех или иных управленческих решений.

Тесты - стандартизированное испытание, где необходимо отвечать на вопросы или выполнять задание. В психологии управление используется для исследования личностных качеств руководителя. претендента на должность. Позволяет быстро выявить профессионально значимые качества.

Можно выделить следующие задачи психологии управления для руководителя:

Владеть принципами правильного управления кадрами предприятия. Эта задача решается в момент обучения психологии управления.
Знать, когда и как применять основы и принципы психологии управления. Эта задача осуществляется в конкретной деятельности руководителя.
Таким образом, задачей управления руководителем является знание и грамотное использование методов психологии управления.
Задачи психологии управления как науки представлены следующим образом:
Психологический анализ деятельности руководства – для реализации правильного руководства коллективом и успешного выполнения производственной задачи руководитель доложен осознавать свои действия, правильный анализ которых являются основой принятия верных управленческих решений.
Изучение механизмов психической регуляции деятельности трудового коллектива в нормальных и в неординарных условиях. Решение данной задачи позволяет верно руководить предприятие и его коллективом как в нормальных условиях функционирования, так и в экстремальных.
Исследование лидерских качеств и психических особенностей лидера. Задача проявляется в исследовании процесса лидерства, в ходе которого отдельная личность воздействует на коллектив и определяет направление его деятельности. Лидерскими качествами должны обладать руководители для организации руководства и корректировки деятельности персонала.
Разработка психологических рекомендаций по практическому применению полученных знаний в сфере управления коллективом, разрешения конфликтных ситуаций в группах, регуляции психологического микроклимата в коллективе.
Изучение процессов группового взаимодействия. Часто возникающие в рабочих группах противоречия. споры и конфликты вредят достижению общей цели. Руководитель принимает на себя роль регулятора в конфликтах групп и должен переводить конфиликт в продуктивное русло или уладить его. В такой ситуации помогает постановка общей цели, прояснение степени ответственности и области деятельности каждого отдельного сотрудника. Именно руководитель должен добиться устойчивого микроклимата внутри коллектива.
Изучение механизмов мотивации членов коллектива. Мотивация представляет собой совокупность процессов, порождающих и направляющих поведение коллектива. Стимуляция мотивационной составляющей сотрудника позволяет достичь более высоких результатов деятельности. Мотивация осуществляется с учетом конкретных личностных особенностей и специфики поставленной цели. Одним из главных показателей отношения к трудовой деятельности является показатель удовлетворенности работой. Правильно созданная мотивация позволяет повысить чувство удовлетворенности у сотрудников.

На сегодняшний день психология управления занимает одно из важнейших мест в современном обществе. Она позволяет изучить процессы управления и лидерства в рабочем коллективе, дает знания о процессах внутри коллектива, работающего над одной общей целью. Эта отрасль науки способствует становлению грамотного управляющего состава организации, формированию позитивного микроклимата в группе и созданию

Психология управления -- это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин -- теории управления и психологии. Этим обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В основе курса лежит понятие управленческой деятельности, как ключевое понятие практики управления, в котором находят свое отражение как закономерности организационной жизни, так и психологические особенности управленца.

Психология управления -- раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Предмет психологии управления

Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.

Таким образом, в психологии менеджмента четко просматриваются два течения:

  • * организационно-индустриальное направление делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов (например, исследования корпоративной культуры),
  • * клинически-консультативное направление специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих (например, теории лидерства, стиля управления).

Управленческая деятельность -- наиболее важный компонент функционирования коммерческих и государственных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Присущие людям потребность и способность работать вместе, необходимость координировать совместную деятельность привели к возникновению нового типа профессионала - менеджера.

В обыденной жизни менеджмент понимается по-разному:

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей с помощью других людей.

Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент - собирательное от «менеджеров», определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент - управление, управленческая мысль, включающая в себя науку, опыт, инновации и управленческое искусство.

Менеджмент - психологический процесс осуществления руководства, с помощью которого удовлетворяются человеческие устремления.

Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Г.С. Никифоров «Психология менеджмента »

Менеджер - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто это будет делать, разрабатывает рабочие процедуры и технологии применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

При анализе эффективности управления встает вопрос о критериях эффективности управления. Традиционно выделяют экономические показатели эффективности компании. Тем не менее психологические исследования дают основания выделять и психологические критерии. Подобные аспекты профессионального труда могут являться для компании конкурентными преимуществами.

Критерии эффективности управления:

Экономические:

  • * прибыль предприятия;
  • * качество и количество продукции;
  • * экономичность (себестоимость);
  • * новшество продукции Психологические:
  • * удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства;
  • * мотивация членов;
  • * авторитет руководителя;
  • * самооценка коллективом успешности функционирования и личной продуктивности.

Место психологии менеджмента в системе психологической науки.

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности. Тем не менее до начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования.

Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда, были описаны различные методы и технологии исследования. Таким образом управление стало самостоятельной наукой. В 20-е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью, возникла особая прикладная междисциплинарная наука -- "психология управления". А. Файоль был первым, кто отметил, что менеджмент насквозь пропитан психологией, и выделил психологические факторы повышения производительности труда, например, такие, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, инициатива, корпоративный дух предприятия и др.

Таким образом, психология менеджмента (психология управления) является междисциплинарной наукой.

С одной стороны, психология управления - это часть комплексной науки управления предприятием, имеет тесные связи с экономикой.

Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например, философией, социологией организаций.

Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т. к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления. Также психология управления широкого использует общепсихологические методы исследования, такие как эксперимент, наблюдение, беседу.

Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления являются малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, однако предметом исследования становятся психологические феномены развития и функционирования групп в условиях организационной среды.

Также как и организационная психология, психология управления изучает личность профессионала, тогда как особый акцент делается на профессионализме управленца.

Методы исследования в психологии менеджмента

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение, эксперимент, беседа, математические методы.

Метод в психологии - способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования; путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.

Психологические методы конкретизируется в исследовательских методиках. Методика - система конкретных методических приемов, используемых для решения задач исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик.

По своему характеру и сущности наблюдение -- сложный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурированным, включенным, полевым и несистематическим. Неструктурированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Если руководитель имеет возможность определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, то открывается возможность проведения структурированного наблюдения, которое он может поручить кому-либо из подчиненных. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

К структурализованным методикам наблюдения могут относится технологии, разработанные в менеджменте: чек-лист (проверочный лист сотрудника), методика двойных визитов, методика тайного покупателя.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Основная цель его проведения -- проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования.

В психологии управления большую известность получили исследования Элтона Мейо, названные Хотторнскими экспериментами. Задачей целого цикла исследований в г. Хотторне на фабрике Вестерн электрик было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Основное значение экспериментов определяется применением научного подхода к решению коммерческих задач компании, а также тем, что в Хотторне были впервые описаны собственно психологические факторы производительности труда, такие как социально-психологический климат и нематериальная мотивация сотрудников.

Профессиограмма -- метод и результат описания особенностей конкретной профессии, раскрывающие специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму-- портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

В практике данные профессиограмм можно использовать:

  • * абитуриентом для получения информации о специфике обучения, о характеристиках профессии, условиях и оплате труда, предъявляемых требованиях к особенностям психики;
  • * предприятием для составления должностной инструкции;
  • * для составления программы повышения квалификации;
  • * в кадровом деле, в качестве методического пособия и примерного положения при приеме на работу.

Управленческая психология - это сфера психологической науки, которая изучает психологические закономерности в управленческой работе. Это - структура, особенности и специфика , способы использования психологических аспектов для решения разнообразных задач менеджера. Руководитель каждый день сталкивается с самыми разными делами, задачами, проблемами. Запутаться в этом водовороте совсем несложно, а трудности, как известно, нередко поджидают в самый неподходящий момент, и нужно постоянно быть готовыми к их разрешению.

Примечательно, что в возникновении и непредвиденных обстоятельств нет абсолютно никакой системы, однако, если задаться целью, можно разработать алгоритм действий для того случая, когда что-то пойдет не так. Косвенно сюда относят составление рабочего плана, содержание в порядке всех текущих дел, чтобы при нежелательной ситуации не возникли заминки, которые можно было предвидеть и предотвратить.

Сложность работы менеджера, по большому счету, состоит в том, что ему постоянно нужно упорядочивать и систематизировать моменты и действия, которые необходимы для успешной работы компании. Управленец понимает, что ему каждый день надо принимать множество решений, и они должны оказаться верными. Психологически это очень сложно.

Управленческая психология учит овладевать своей деятельностью, осознавать себя ее частью. Деятельность каждого человека состоит из небольших компонентов, и их нужно знать в совершенстве, в том числе - их психологическую структуру. Руководитель, который хорошо знаком с главными компонентами психологической обладает рядом преимуществ. Например, он видит главное, что нужно сделать для достижения той или иной цели. Также он знает, как близко цель и сколько осталось до того времени, когда она будет достигнута. Опытный менеджер может подкорректировать ход решения задачи и получить нужный результат наиболее выгодным для себя и компании путем.

Психология предполагает следующие компоненты:

  • Доходчивая постановка понятных целей, в идеале - перед всеми работниками. Каждый сотрудник должен четко представлять, какой конкретно вклад именно он должен сделать для достижения общей цели.
  • Мотивация - то, без чего рядовые сотрудники не станут прилагать усилий для решения любой задачи. Дело в том, что обычно любая компания - это дело руководителя, его амбиции, а для большинства сотрудников - способ заработка.
  • Делегирование полномочий - передача контроля хода исполнения задания в каждом подразделении.
  • Рефлексия.

Управленческая психология учит создавать условия для подчинения основных компонентов деятельности менеджера. Такие условия могут быть выражены в виде требований к навыкам менеджера.

Контроль - это, пожалуй, основной момент, которого требует управленческая психология. Причем контролировать нужно как работу всех сотрудников, так и собственную деятельность.

Целеполагание - понимание психологической весомости целей, умение четко сформулировать и правильно донести до сотрудников предстоящие цели, умение эффективно планировать свою деятельность и внедрение этого полезного умения на предприятии.

Мотивация - в идеале нужно знать характер и особенности своих подчиненных, быть в курсе их жизни, чтобы определить, что интересно каждому и что может увлечь группу работников.

Постановка задачи - необходимо знать, что нужно для плодотворной работы, что может понадобиться в будущем и насколько помогли выполненные ранее задачи. Нужно также определить этапы работы и их временные рамки, знать, как согласуется достигаемая цель с другими возможными, как впишется в работу фирмы.

Делегирование предполагает передачу части полномочий руководителям на местах, однако не все полномочия можно доверить другим.

Таким образом, деятельность руководителя требует широкой базы знаний и умений и постоянного их совершенствования.

Loading...Loading...