Преимущества офисов, выполненных из стекла. Часовня Ла Эстансия в Куэрнавака, Мексика. Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне

Идеи, которые Вы, возможно, почерпнете из этой статьи, .

Стеклянная пирамида Лувра

После того, как в 1981 году Франсуа Миттеран стал президентом Франции, была утверждена программа реставрации самых значительных культурных объектов Франции, среди которых не мог не оказаться Лувр. В 1983 году главным архитектором, ответственным за реконструкцию Лувра, был утверждён американский архитектор китайского происхождения Бэй Юйминг, который стал первым иностранным специалистом, допущенным к работе над главным культурным наследием Франции.

За шесть лет реконструкции в самом знаменитом французском музее многое поменялось, но самой важной «новинкой» и по сей день считаются стеклянные пирамиды, ставшие второй, после Эйфелевой башни, визитной карточкой Парижа. Во дворе Наполеона выросли четыре стеклянные пирамиды, главная из которых стала главным входом в Лувр. Внутри пирамиды для входа в музей была сооружена необычная .

Большая пирамида в центре окружена тремя маленькими пирамидальными конструкциями. Интересно, что пропорции основной пирамиды были сформированы по аналогии с известной египетской пирамидой Хеопса в Гизе. Состоит она из 603 стеклянных фрагментов ромбовидной формы и 70 – треугольной. Толщина стекла, использованного при сооружении пирамиды, составляет 21 мм. Высота самой известной французской пирамиды составляет 22 м. Использование абсолютно прозрачного стекла позволило улучшить проникновения света в один из самых посещаемых залов главного французского музея.

С самого начала дизайн стеклянной пирамиды подвергся критике парижан: мало кто из французов считал, что современная стеклянная конструкция гармонично сочетается с помпезностью зданий, построенных монархами. Но со временем все по достоинству оценили преимущества использования стекла: несмотря на контраст между современностью и историей, пирамиды не нарушили гармонии Лувра, они напротив подарили ему магию и сказку.

Чтобы ночью стеклянная конструкция выделялась в темноте и ярко сверкала, в каркас по периметру стеклянных фрагментов были встроены галогенные лампы мощностью 100W. Это позволило второму после Эйфелевой башни символу Парижа блистать во всей своей красоте и привлекать туристов со всего мира.

Часовня Ла Эстансия в Куэрнавака, Мексика

В городе Куэрнавака, который располагается в 85 километрах к югу от Мехико, находится самая необычная часовня в мире.

Часовня Ла Эстансия – часть садового комплекса, предназначенного для совершения обрядов бракосочетания. Богатые обильной растительностью сады Ла Эстансия оформлены в традиционном мексиканском стиле колониального барокко. Предыдущая часовня представляла собой небольшое низкое здание с тканевым навесом из парусины вместо крыши. Новый проект помещения для бракосочетания немного контрастен по отношению к окружающему пейзажу, но в то же время легкость и прозрачность форм позволяет ему вполне гармонично вписываться в общий ландшафт. Стеклянная часовня была создана в 2007 году молодым архитектором, впоследствии в ней и женившемся.

При создании проекта часовни существовал также вариант сооружения или , но в последствии от таких кардинальных мер архитекторы отказались по разным причинам.

Когда была утверждена идея создания часовни из стекла, перед архитекторами возникла проблема: помещение не должно стать теплицей с неприятным для человечека парниковым эффектом, а должно быть комфортным для пребывания местом. Решением стали стеклянные П-образные полупрозрачные панели, находящиеся друг от друга на одинаковом расстоянии в 10 сантиметров. Со стороны они кажутся единственным целым, и даже не сразу понятно, что просветы между панелями не стеклянные. Таким образом, с вентиляцией помещения проблемы были решены. Чтобы, ввиду жаркого климата и высоких температур окружающей среды, часовня не нагревалась, ее расположили в тени высоких палисандровых деревьев с пышной кроной.

В темное время суток встроенная по периметру часовни подсветка преображает Ла Эстансию, волшебный вид которой притягивает и чарует туристов и новобрачных со всего мира.

Департамент здравоохранения в Бильбао, Испания


Здание департамента здравоохранения в Бильбао стал не просто самым уникальным и интересным архитектурным сооружением города. Он превратился в настоящий шедевр архитектуры, прославивший Бильбао на весь мир. Возведение футуристического стеклянного здания, завершенного в 2008 году, стало причиной для споров: одни были в восторге от оригинального дизайна, другие считали его слишком вычурным и дорогим (бюджет равен почти 13 миллионам евро).

Строительство нового здания департамента здравоохранения в самом центре Бильбао было утверждено для решения трудностей, с которыми сталкивалась эта организация. Ее штат размещался сразу в нескольких зданиях в разных концах города, что порой усложняло жизнь не только самим работникам, но и гражданам, желающим обратиться в департамент и вынужденным искать нужный им отдел по всему Бильбао. Новое здание, конечно, решило все эти проблемы: персонал теперь располагается в одном помещении, и ни для кого не составляет труда найти его месторасположение.

Поскольку здание должно было располагаться в историческом центре города, архитекторы обязаны были создавать проект в рамках нескольких условий, одним из которых было обязательное повторение зданием формы стен окружающих строений. Именно по этой причине у здания на самом деле два фасада: внутренний отвечает за выполнение вышеизложенных требований; внешний – за оригинальность и эксклюзивность внешнего вида. Стеклянные панели, соединенные по отношению друг к другу под разными углами, создают впечатление объемности и ирреальности.

Стеклопакеты, из которых состоит внешний фасад выполняет не только эстетическую функцию: он позволяет экономить энергию на отопление здания. К тому же установленное стекло имеет шумоизоляционные свойства, что облегчает жизнь работникам организации, располагающейся в шумном центре города.

Семь основных этажей разбиты под офисы, в которых и сосредоточена основная часть работников департамента здравоохранения. Примечательно,что в большинстве офисов для более оптимального зонирования пространства. В верхней части здания, напоминающей башню, находится зал для переговоров, а под зданием располагается подземная парковка для персонала.

Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне

Небоскреб Мэри-Экс располагается в деловом центре Лондона и благодаря своей уникальной конструкции привлекает внимание не только жителей города и туристов со всего мира. Это здание также примечательно с точки зрения его архитектурной конструкции, инженерных и конструкторских решений. Вот уже девять лет (небоскреб был построен в 2004 году) британская пресса, описывая Мэри-Экс, не скупится на эпитеты и метафоры: многие сравнивают его с огурцом, но приняты и более изысканные прозвища такие как: «эротический корнишон» и «интимный намек».

Небоскреб состоит из 40 этажей, наибольший радиус достигается на 16 этаже, сужаясь к верху и низу. Интересно что, максимальная окружность здания всего на 2 метра меньше его высоты, которая составляет почти 200 метров. На верхних этажах (с 38 по 40) находятся фешенебельные рестораны и другие развлекательные заведения. В помещения Мэри-Экс также , а . Вход в здание имеет треугольную форму, чтобы не выделяться на фоне стеклянного фасада.

Аэродинамическая форма небоскреба направлена на то, чтобы ослабить силу потоков ветра и уменьшить колебания здания. Дополнительное преимущество стеклянного фасада состоит в том, что, хотя оно и значительно выше соседних зданий, стекло пропускает достаточное количество света, не полностью закрывая от них солнце.

На средних и нижних этажах, на которых располагаются офисные помещения внешний, видимый, стеклянный фасад сочетается с двумя внутренними слоями стекла, между которыми есть некоторое пространство, предназначенное для вентиляции.

Фасад Мэри-Экс состоит из 5 500 ромбовидных стеклянных пакетов со специальными звукоизоляционными и энергосберегающими свойствами. Общая площадь стеклянного фасада составляет 24 000 квадратных метров. На стеклопакеты нанесено тонирование для затенения в солнечные дни. Специальные световые шахты работают автоматически, что позволяет без затрат вентилировать воздух. В результате этого удается улучшить энергосбережение до 40% в год. Энергосбережению способствует и прозрачность стеклянного фасада, которая позволяет в меньшей мере использовать искусственное освещение. При строительстве применялись сделанные из вторичного сырья и пригодные для повторного использования материалы, что очень актуально в современных условиях ухудшения экологии. Эти и многие другие факторы позволили небоскребу Мэри-Экс быть признанным лучшим небоскребом мира в 2003 и 2004 годах. К тому же это один из самых экологических современных зданий.

Нидерландский Институт Звука и Изображения

Главная достопримечательность города Хильверсум в Голландии – здание Нидерландского Института Звука и Изображения, известного во всем мире своим новаторством. Институт к тому же служит архивом для документов национального телерадиовещания, накопленных за долгие годы. Также это один из самых популярных музеев не только Хильверсума, но и всей Голландии.

Примечательным в здании Института в первую очередь является его фасад, выполненный путем использования нескольких сложных техник обработки стекла. Общая площадь стеклянного фасада составляет 54 квадратных метра. Оформлением фасада на протяжении трех лет занимался известный голландский художник Яап Друпстеен. Его проект состоял в использовании основных видео-кадров в истории телевидения Голландии для художественного оформления фасада. Среди них с трудом, но все же возможно найти министра юстиции, пересевшего с автомобиля на велосипед, и легендарного Йохана Кройфа, забивающего гол. На рисунки был наложен специальный эффект, в результате которого они стали размытыми.

Современные здания из стекла и металла, причудливые по форме, отражающие ломаными или плавно изогнутыми плоскостями окружающий городской пейзаж и плывущие облака, сочетают, на первый взгляд, противоположные качества: величественность и хрупкость, изящество и технологичность, футуризм и универсальность. Они прекрасно вписываются не только в новые кварталы с современной застройкой, но и в исторические центры городов. Вертикальные и наклонные плоскости остекления в качестве ограждающих конструкций стали привычными для современных торговых и офисных центров, спортивных сооружений и жилых домов; везде, где важны свет, пространство и стиль. Фасадные светопрозрачные системы из алюминия, стали и стекла позволяют добиться не только архитектурной выразительности сооружений, но и долговечности, надежности, комфорта – неотъемлемых качеств архитектуры сегодняшнего и завтрашнего дня.

Развитие светопрозрачных конструкций, продолжающееся не одно столетие, шло по пути постоянного совершенствования. От простых оконных проемов – к ленточному остеклению и целиком остекленным фасадам. С середины ХХ века постоянно возрастающие требования и нормативы по повышению тепло-, звукоизоляции и огнестойкости зданий, улучшению микроклимата помещений, защиты фасада от солнечного излучения и т.д. привели к появлению новых конструктивных решений, методов изготовления и монтажа строительных конструкций, не только отвечающих всем требованиям строительной физики, статики и экологии, но и обладающих низкими эксплуатационными и энергетическими показателями.

В России в последние годы развивается стеклянная архитектура и строится все больше зданий с использованием сложнейших стеклометаллических систем.

Какие-то из систем уже широко распространены, примеры реализации других можно пересчитать по пальцам, появления самых технологически сложных можно ожидать только через несколько лет. Для того чтобы понять причины медленного внедрения новых конструктивных решений и спрогнозировать перспективы дальнейшего развития, необходимо ясно представлять специфику различных систем, а также материалов, используемых для их изготовления.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Светопрозрачные фасадные системы различаются по типам конструкций, используемых для крепежа стеклянных панелей, а также по материалам, из которых эти конструкции изготавливаются. На сегодняшний день существует две основных конструктивных схемы: с использованием металлических профилей и крепежом стекла по периметру и с пространственной подконструкцией и точечным креплением стекла.
К первой схеме относятся несколько систем: стоечно-ригельная и структурная, с несколькими промежуточными вариациями, а также блочная, или кассетная. Вторая появилась сравнительно недавно, и конструктивно она значительно сложнее. Под каждый проект разрабатывается оригинальная система, принципы крепежа и используемые элементы определяются индивидуально.

Для конструкций всех систем могут применяться алюминий и сталь. Первый используется преимущественно в профильных системах, вторая – в пространственных.
На рынке фасадных систем сейчас существует более десятка разновидностей. Преимущества одних систем перед другими невозможно обсуждать без учета различных параметров: эксплуатационных, стоимостных, требований к несущей способности и долговечности конструкции. Конкретная система должна быть применена именно в том месте, где ее достоинства компенсируют ее недостатки.

ПРОФИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Фасадные профильные системы – это самонесущие или навесные конструкции, представляющие собой структуры из профилированных труб, имеющих внутри пустоты или так называемые камеры. Номенклатура различных видов профилей и дополнительных элементов к ним представляет собой своеобразный конструктор, дающий возможность изготавливать всевозможные остекленные вертикальные и наклонные поверхности, светопрозрачные крыши и т.д. Во все профильные фасады могут быть встроены окна и двери или глухие панели. Многообразие элементов профильных систем включает в себя основные несущие и накладные профили с различной конструктивной толщиной для обеспечения необходимой статической нагрузки. Как правило, каждый производитель разрабатывает также и специальные элементы: продухи для скатных крыш, элементы нижнего и бокового крепления створок (поворотных и откидных), двухмерные и трехмерные узлы сочленений и т.д. Причем все эти элементы могут иметь одинаковую внешнюю ширину профилей и восприниматься на фасаде как единое целое. При проектировании сложных фасадов крупных объектов и представительских зданий часто бывает недостаточно номенклатуры системных профилей, и ведущие фирмы разрабатывают специально под объект особые, индивидуальные профили. Например, стоимость изготовления матрицы для произвольного профиля у российских фирм-производителей, имеющих собственные экструзионные производства, не превышает $2000.
Фасадные профили, как алюминиевые так и стальные, выпускаются двух типов: «холодные» и «теплые». Так называемые «холодные» профили (без термовставки) не подходят для фасадов отапливаемых зданий, их применяют для , для устройства тамбуров, ограждений балконов и т.д. «Теплые» профили имеют в своей конструкции термоизоляционные вставки, которые обеспечивают лучшую теплоизоляцию профиля.

СТОЕЧНО-РИГЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Традиционная, или классическая, стоечно-ригельная фасадная система с большим спектром декоративных крышек получила наибольшее распространение как наиболее универсальная и простая система. Она состоит из вертикальных и горизонтальных элементов, образующих каркас фасада. Причем основные конструктивные элементы в этой системе – вертикальные несущие стойки, к которым механическим путем крепятся горизонтальные ригели. Узлы сопряжения двух плоскостей (с переломами как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях) конструкции со стеной, с основаниями, а также узлы крепления фасадов и кровель выполняются при помощи специально разработанных элементов. Данные узлы позволяют надежно тепло- и гидроизолировать узлы примыканий к постройке, компенсировать температурные изменения размеров сопрягающихся конструкций. Несущая структура располагается с внутренней, «теплой стороны навесной стены.

Стеклопакеты устанавливаются снаружи и фиксируются прижимной планкой на винтах. Уплотнители из морозостойкой резины обеспечивают герметизацию стыков между стеклом и алюминиевыми несущими профилями. Прижимные планки закрываются декоративными крышками с видимой шириной 50–80 мм. Фасад имеет вид стеклянной поверхности, разделенной четкими горизонтальными и вертикальными линиями декоративных крышек. Открывающиеся элементы: обычные окна и двери или неотличимые снаружи «скрытые» фрамуги – встраиваются в общую систему. В качестве прозрачной ограждающей конструкции стоечно-ригельная система обладает минимальной стоимостью (100–350 у.е./кв. м) при максимальной теплоизоляции (коэффициент теплоизоляции с двойным стеклопакетом Ro от 0,35 до 0,55 Вт/кв. мK).

Срок службы данной системы составляет 20–25 лет.
В России наиболее распространены стоечноригельные системы следующих производителей: SCHUCO (Германия), REYNAERS (Бельгия), REHAU (Германия), HUECK/HARTMANN (Германия), NASA (США), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия), METAL PLAST (Польша), GLASKEK (Эстония).

ПОЛУСТРУКТУРНЫЕ СИСТЕМЫ

Полуструктурные системы могут быть горизонтальными и вертикальными. В отличие от классической стоечно-ригельной схемы снаружи на фасаде отсутствуют либо вертикальные, либо горизонтальные профили, что создает дополнительные выразительные возможности. Например, в горизонтально разделенном фасадном остеклении создается ощущение непрерывного горизонтального остекления. Внешние накладки могут иметь различные цвета и формы, которые усиливают декоративность. Стеклопакеты в полуструктурном варианте крепятся в одном направлении традиционным способом (как в стоечно-ригельной конструкции), а в перпендикулярном направлении швы между соседними стеклопакетами герметизируются специальными резиновыми прокладками или полимерными герметиками. Это накладывает ограничение на размеры применяемых стеклопакетов. В качестве открывающихся элементов могут применяться только «скрытые» верхнеподвесные окна.

Данная система остекления по стоимости не намного дороже классического фасада.
Полуструктурные системы есть у многих производителей. Например, SCHUCO (Германия), HUECK/HARTMANN (Германия), REYNAERS (Бельгия), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия), «РОСТАЛ» (Россия).

СТРУКТУРНЫЕ СИСТЕМЫ

Структурные системы остекления начали применяться в еще 60-х годах. Это одно из наиболее популярных на сегодняшний день на Западе фасадных решений появилось как результат развития полимерной химии. Металлический каркас структурного остекления такой же, как в стоечно-ригельной и полуструктурной системах. Принципиальное отличие заключается только в способе крепления стеклопакетов при помощи силиконовых герметиков. Стеклопакеты сначала вклеиваются в опорную раму, которая затем атмосферостойкими герметиками крепится к несущему каркасу. Для данной системы характерно полное отсутствие видимых снаружи крепежных элементов, благодаря чему достигается эффект сплошной стеклянной стены.

Особенности системы структурного остекления:
срок службы фасадов, спроектированных в данной системе, не ограничен, поскольку с агрессивной внешней средой контактируют стекло и силиконовый герметик, что особенно важно, учитывая экологическую обстановку в крупных городах и промышленных центрах;
высокая изолирующая способность; легкость эксплуатации, поскольку ровная поверхность позволяет автоматизировать процесс мойки остекления.

Структурная система может также применяться и в качестве кровельного остекления.
Несмотря на высочайшую надежность системы, обеспечиваемую клеевым соединением, в некоторых странах существует требование обязательной дополнительной фиксации стеклопакетов при помощи механических элементов при устройстве структурного остекления на высоте более 8 м.

Это требование обусловлено невысокой стойкостью клеевых соединений к высоким температурам, которые могут возникать при пожаре. Система имеет аналогичный с классической каркас, а следовательно, достаточно близка ей по ценовым показателям. Конечная стоимость структурного остекления зависит от характеристик стеклопакетов, расхода системных профилей и множества других факторов, но обычно не превышает 300–500 у.е./кв. м.
Структурные системы входят в ассортимент большинства производителей. Например, SCHUCO (Германия), REYNAERS (Бельгия), HUECK/HARTMANN (Германия), «АГРИСОВГАЗ» (Россия), «РОСТАЛ» (Россия), «ТАТПРОФ» (Россия) и т.д.

КАССЕТНЫЕ, ИЛИ БЛОЧНЫЕ, СИСТЕМЫ

Кассетные фасадные системы – это естественное завершение эволюции профильных систем для остекления больших поверхностей. Они максимально технологичны, индустриальны, просты и экономичны. Стоечно-ригельный каркас заполняется кассетами заводского изготовления.
Створка может иметь только верхнеподвесное наружное открывание и встраивается в любую секцию без отличия снаружи. Разработанная на базе стоечно-ригельной, блочная система дороже её процентов на 30–40, но дает ощутимый выигрыш в качестве монтажа, поскольку на стройке происходит только навешивание готовых блоков. Т.е. нет сложных, требующих высокой квалификации сборочных работ, а также снижается процент боя.

Плюс скорость монтажа больше раза в 3–4. На сегодняшний день, при нынешних объемах остеклений, это очень важный момент. Особенно в высотном строительстве, где блочную систему можно монтировать без дополнительных приспособлений для наружных работ. Кроме того, при использовании блочных систем гарантировано высокое качество фасада, которое при высотном строительстве невозможно контролировать другим способом. Как альтернативный путь создания стеклянных фасадов во второй половине ХХ века возникли и начали развиваться более сложные системы с пространственно развитым каркасом и отсутствием разделяющих стеклянные панели непрозрачных элементов. В них используются современные материалы и новейшие методики расчета. Эти системы получили название планарных
от английского слова planar – «плоский».

МАТЕРИАЛЫ. АЛЮМИНИЙ

Алюминий – легкий, прочный, пластичный, экономичный, простой в уходе с долгим сроком службы; экологически чистый, он не содержит примесей тяжелых металлов, не выделяет вредных веществ под воздействием ультрафиолетовых лучей и сохраняет работоспособность в любых климатических условиях при перепадах температур от -80oС до +100oС. После обработки поверхности алюминиевых изделий они становятся устойчивыми к вредным воздействиям, вызываемым дождями, снегом, а также смогом.

Из алюминия делают большую часть фасадных «холодных» и «теплых» профильных систем. Профили, как правило, выполняются из 3-компонентного сплава: алюминия, магния, кремния. Их можно анодировать в естественный цвет или окрашивать порошковым методом в любой из цветов по каталогу RAL.

Достоинства фасадов из алюминия:

  • большой выбор различных систем и профилей;
  • производятся индустриально, что дает высокое качество и низкую себестоимость;в
  • зависимости от используемого стекла снижают уровень шума на 4 Дб.

Недостатки фасадов из алюминия:

  • непосредственный контакт с другими металлами может вызвать протекание электролитических реакций, что приводит к коррозии;
  • более высокая теплопроводность алюминиевого профиля без термовставок по сравнению с деревом и ПВХ-профилем;
  • небольшая несущая способность.

Для компенсации последнего недостатка используют либо усиливающий алюминиевый профиль, который вставляется во внутреннюю камеру обычного, либо дополнительные стальные конструкции.

СТАЛЬ

Сталь – устойчивый к внешним воздействиям, ударопрочный, долговечный и экологичный материал, обладающий высокими прочностными показателями. Для светопрозрачных фасадных конструкций применяется как обычная гальванизированная сталь, после механической обработки окрашенная порошковыми и эпоксидными красителями высокой стойкости, так и нержавеющая, высокоуглеродистая сталь. Применяя стальные профильные системы можно обходиться без несущих подконструкций. Это положительно сказывается как на объеме работ, так и на внешнем виде конструкции.

Достоинства фасадов из стали:

  • повышенная несущая способность и жесткость конструкций. Выдерживают высокие статические нагрузки (в 2,8 раза больше, чем аналоги в алюминии), позволяют создавать большие световые проемы и увеличивать инсоляцию помещения, а также использовать при проектировании стеклопакеты весом до 240 кг при стандартных решениях креплений или весом до 600 кг при установке специальных опор под стекло;
  • низкая теплопроводность. Коэффициент сопротивления теплопередаче (R) для различных видов стальных конструкций со стеклопакетом составляет 0,77 кв. м °С/Вт. Температурное расширение стального профиля приблизительно в 2 раза меньше, чем алюминиевого, что позволяет сокращать монтажные зазоры;
  • практически неограниченный срок службы;
  • высокая коррозионная стойкость. Зависит от тончайшего пассивного слоя из окиси хрома, который формируется на поверхности изделия;
  • возможность поверхностной обработки. Профили можно полировать и шлифовать;
  • хорошая огнестойкость. Стальные конструкции незаменимы там, где по пожарным требованиям стойки должны стоять не менее 1,5–2 часов. Такие же параметры в алюминиевых конструкциях могут быть достигнуты при использовании специальных наполнителей, что увеличивает их стоимость в четыре-пять раз.

Главным недостатком стали является значительная себестоимость изделий из этого металла и сложность их изготовления.

Учитывая специфику стали как материала, можно сказать, что наиболее перспективными направлениями ее применения в светопрозрачных фасадах являются:

сложные пространственные конструкции (например, планарное остекление), прозрачные конструкции с повышенными огнестойкими требованиями, а также фасадные конструкции, превышающие 120-метровую отметку высоты.
Не менее важную роль в фасадных системах, помимо несущих конструктивных элементов – профилей и подконструкций, играет стекло. Собственно, ему эти конструкции обязаны своим основным достоинством – светопрозрачностью.
Все системы призваны максимально надежно соединить стеклянные панели в одну плоскость, сделать стену из стекла такой же прочной и теплой, как обычная кирпичная.

СТЕКЛО И СТЕКЛОПАКЕТЫ

Современные стекла принципиально отличаются от тех, что применялись еще в середине прошлого века. Они изготавливаются флоат-методом, позволяющим производить стекло со стабильной толщиной, качественной поверхностью, не требующее полировки, без оптических дефектов. Научные исследования и разработки привели к появлению целого спектра различных видов стекол, удовлетворяющих современным
требованиям по теплосбережению, механической прочности, спектральному диапазону пропускаемого излучения и т.д. Ассортимент производимого стекла чрезвычайно широк. Поэтому выбор стекла должен определяться не только эстетическими соображениями, но и оптико-энергетическими характеристиками остекления, условиями его эксплуатации.

В светопрозрачных ограждающих конструкциях наиболее широкое применение получили
следующие типы современных стекол:

  • солнцезащитные стекла, обладающие способностью снижать пропускание световой и/или солнечной тепловой энергии. За счет тонкого металлического слоя, нанесенного на поверхность стекла, они либо отражают, либо поглощают солнечное излучение. Во втором случае сами стекла нагреваются и отдают большую часть полученного тепла в наружное пространство и внутрь помещения;
  • похожими свойствами обладают цветные или окрашенные в массе стекла;
  • ламинированное стекло (триплекс) состоит из двух или более стекол, ламинированных вместе с помощью пленки или специальной жидкости. Основная задача триплекса – защита, поскольку при разрушении осколки стекла остаются на пленке. Кроме того, триплекс способствует защите помещения от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и улучшает звукоизоляцию;
  • закаленное стекло – стекло, у которого путем химической или термической обработки повышается прочность к ударам и перепадам температуры. При разрушении оно распадается на маленькие безопасные осколки. Закаленные стекла могут применяться при производстве стеклопакетов или ламинированных стекол;
  • энергосберегающие стекла представляют собой самое перспективное направление.
    К сожалению, в России этот тип стекла еще не столь известен и не так широко применяется, как он того заслуживает. Стекло приобретает энергосберегающие свойства после нанесения на его поверхность низкоэмиссионных оптических покрытий. Эти покрытия обеспечивают прохождение в помещение коротковолнового
    солнечного излучения, но препятствуют выходу из помещения длинноволнового теплового излучения, например от отопительного прибора.

Стеклянные конструкции, подобно драгоценным камням, сверкают в солнечном свете и напоминают неприступные ледовые дворцы-башни. Они могут быть сделаны из резких геометрических углов, а могут быть плавно-округлыми, с нежными волнами. Благодаря своей красоте и универсальности, стекло стало популярным строительным материалом. Постепенно в городах увеличивается количество стеклянных конструкций.

Sage Gateshead, Великобритания.

Впервые стекло было введено в архитектуру около 2-х тысячелетий назад, для создания небольших окон, для пропускания небольшого количества света. Средневековый период ассоциируется с декоративным использованием стекла. Достаточно вспомнить изображения церковных окон того времени, которые обычно украшались всевозможными витражами и мозаиками из стекла.


Множество светоотражающих граней здания в Лондоне, Великобритания.



Геометрические формы структуры в Нью-Йорке.

До XIX века стекло использовалось лишь для создания окон. Однако, с 1800 года, было введено производство больших листов стекла, что дало архитекторам почву для расширения использования стекла. Стали появляться теплицы и оранжереи.

Здание справа — гигантская открывалка для бутылок.



Это здание с декоративной трещиной в центре, находится в Стокгольме.


Эксцентричное здание в Германии.

Поскольку технологии в этой сфере продолжали развиваться, образовались целые небоскребы из стекла, что стало причиной изменения городских пейзажей. Стеклянные здания во всем мире встречаются во всевозможных формах и проявлениях.


Потрясающий прозрачный купол Рейхстага в Берлине


Мерцающий свет в Лас-Вегасе.


Башня в Торонто. Удивительное сочетание стекла и хрома.

Стеклянные здания в Москве.

Архпроектов с применением стекла и светопрозрачных конструкций. За лучший реализованный проект вручаются Национальная премия, Золотые, Серебряные и Бронзовые дипломы. Призовой фонд - 250 тыс. рублей.

Конкурс проводится в один этап. К участию приглашаются российские и зарубежные архитекторы, проектировщики, дизайнеры, студенты профильных вузов.

Представляются постройки и проекты объектов с применением стекла и светопрозрачных конструкций, выполненные за последние 5 лет.

В этом году на конкурс была представлена 21 работа, в том числе 11 реализованных, и 10 проектов из Австрии, Белоруссии, Казахстана, России, Сербии.

Номинации конкурса были разнообразными: от нового строительства, реконструкции и реновации до интерьеров зданий.

Диапазон конкурсных работ также был широк - от офисов и загородных домов до деловых центров и концертных залов.

Познакомимся с победителями ближе.

Постройки

Гран-при

  • GREAT AMBER - Concert Hall Liepaja / Latvia («Большой янтарь» - концертный зал, Лиепая/Латвия)
  • Архбюро: Volker Giencke & Company , Австрия

«Большой янтарь» - это крупнейший концертный зал в странах Балтии. Он рассчитан на 1024 места.

Здание представляет собой бетонную скульптуру, облицованную самонесущим чуть наклоненным стеклянным фасадом.

Фасад состоит из переплетающихся широких плоских стальных конструкций, которые соединяются с бетонной скульптурой в зоне крыши.

Для внешнего остекления использованы два экрана с четырьмя специальными фильмами разных цветов. В дневное время фасад светит как янтарь разных оттенков или принимает цвет неба. Ночью это огромное светящееся тело в городе, гигантский янтарь, представляющий интерьер и действо, происходящее внутри.

Свет играет ключевую роль в «Большом янтаре». Достигнув высоты над крышей, 14 зеркальных отражающих труб заливают концертный зал дневным светом, создавая неповторимую атмосферу.

Золотой диплом

  • Загородный дом в «Миллениум-парке»
  • МО, Красногорский район, поселок «Миллениум-Парк»
  • Архитектурное Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»

Для создания внутренних дворов отдельно стоящие здания на участке объединены высоким забором из матового стекла.

Витражное остекление фасада обеспечивает сквозное естественное освещение, что создает приватное и одновременно хорошо освещенное внутреннее пространство.

Для достижения цели использованы различные виды остекления прозрачное, непрозрачное и полупрозрачное, что позволило создать легкую и минималистическую конструкцию.

Серебряный диплом

  • Офис продаж АО «ЛСР. Недвижимость - М»
  • ИП Кулиш С.В.

Проект получил внутреннее название «макет в макете», так как центральным элементом интерьера является макет «полуострова ЗИЛ» радиусом 12 метров. Архитектурное решение состоялось во многом благодаря выбору отделочных материалов, среди которых центральное место занимает стекло.

В интерьере воплощено несколько уникальных решений. Так, лестничные ограждения построены без каких-либо металлических конструкций.

Стекло также применено в качестве ограждений балкона, отделки стен и дверей. Внутри здания использованы стеклянные перегородки как стандартные, так и с применением технологии smart glass (стекла с изменяемой прозрачностью). Административная стойка изготовлена из стеклянных «кирпичей» со скрытой подсветкой.

Бронзовый диплом

  • Гольф-клуб «Peterhof Lakes Course »
  • Петродворцовый район, Санкт-Петербург
  • «АРХ ГРУП»

Для гольф-клуба предложен сдержанный образ максимально современного здания, контрастирующего с  историческими стилями окружения и современной псевдоклассической застройкой.

Часть здания со стороны поля полностью остеклена, включая кровлю, для создания эффекта максимального взаимодействия с природой.

Глухая и стеклянная части здания соединяются по коньку кровли. Срезанный под углом верх глухой стены увеличивает площадь остекления, создает выразительный элемент дизайна и усиливает эффект взаимодействия с окружением. С заднего фасада здание сильно понижено, чтобы визуально уменьшить глухую часть стен.

Для придания цельности применили тонированное стекло и полированный черный гранит, из которого также сделана облицовка кровли.

Специальный диплом

  • MATREX, Деловой Центр в Сколково
  • Москва, Инновационный центр Сколково
  • BERNASKONI

Здание объединяет сразу нескольких городских функций. Здесь одновременно размещены офисы стартапов, официальная резиденция, зал-трансформер, музейная спираль, ресторан-смотровая площадка.

Внутри усеченной пирамиды - пространство в форме гигантской матрешки. Вокруг матрешки в объеме пирамиды расположены функциональные помещения.

Фасад-оболочка максимально открыт естественному свету. Внутрь матрешки свет проходит через 61 световой фонарь в куполе. Smart-стекло с управляемой прозрачностью регулирует световой поток. При необходимости купол освещает матрешку дневным светом или становится непрозрачным на время мероприятий. При помощи света в течение дня здание визуально трансформируется. Днем это пирамида, вечером - светящаяся матрешка. Подсветка меняет температуру искусственного освещения в зависимости от времени года.

Прозрачные панорамные кабины лифтов движутся вдоль наклонных поверхностей здания.

Проекты

Золотой диплом

  • Разработка фасадного решения проектируемого административно-делового центра
  • Москва, ЦАО, Мясницкий пр., вл. 3/26, стр. 2
  • АБ «Остоженка»

Здание является своего рода экраном, натянутым между домами и реагирующим на динамичную жизнь большой улицы.

Вечером и в темное время года ярко освещенный офис кажется насквозь прозрачным и добавляет «светлую» ноту в уличную картину.

Серебряный диплом

  • Diplomatic Club Belgrade
  • Белград, Бул. Ослободженя, 317
  • Arco projekt DOO, Сербия

Основная идея - проектирование нестандартных рабочих помещений.

Созданы условия для активного программного использования частично крытого кровельного - шестого этажа.

Бронзовый диплом

Новая Башня - это открытый для горожан комплекс, предназначенный для проведения выставок, лекций, семинаров, творческих встреч.

Аутентичный облик сооружения был полностью сохранен и дополнен новыми элементами.

Площадь комплекса была расширена для реализации новых функций строения при максимально деликатном отношении к объекту. Доминантой является строгий и гармоничный объем, устремленный вверх.

Матовый материал - стеклопрофилит, которым облицован объем, позволяет зданию входить в диалог со средой.

Второй этаж башни расширен мультифункциональным комплексом. Это пространство трансформируется под различные задачи -проведение лекций и семинаров, конференций и презентаций, мастер-классов и занятий рисунком, танцами.

Цели конкурса - пропаганда стекла как одного из самых перспективных материалов для формирования привлекательного облика современных городов и развитие конструктивного взаимодействия между архитекторами, проектировщиками и производителями стекла и стеклопродукции.

Председатель жюри - Филипп Самин , бельгийский архитектор, инженер и новатор, автор нового здания Совета Европы и головного офиса AGC, отметил европейский уровень и высокое качество работ конкурса.

Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. "Смотри, какое говно!" – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: "Да-да-да-да!" А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе "Лего". Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений ("сделать красиво") почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об "идее пространственного полёта".

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу "вылет" этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро "Элис" адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое "через 50 лет не будет выглядеть устаревшим". Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, "оторванных" от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – "архитектурная инверсия цвета травы".

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»


Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. "Дом на Мосфильмовской"


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову "Дом на Мосфильмовской" сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить "самостроем" и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть "Дома на Мосфильмовской", знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс "Москва-Сити"


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс "Москва-Сити". Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс "Город Столиц", вот эти две башни:


Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:


Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:


Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО "Резерв"

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро "Новослободская". Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с "жёстким" административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО "Резерв" говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге "жалюзи" остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО "Резерв" стало победителем конкурса "Дом года 2008" в номинации "Проект года" и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. "Белая Площадь" на "Белорусской"

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы "Сколково"


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис "НОВАТЭКа"


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас "НОВАТЭК" хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы "Спорт", которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Loading...Loading...