История религии. Кто такой шаман

Шаман - человек, который в соответствии с религиозными верованиями способен общаться с духами и потусторонними силами через экстатическое состояние.

Каждый человек слышал слово "шаман", и это неудивительно. В книгах о мистике, в повестях и рассказах эти люди овеяны ореолом загадки и тайны, их обряды никогда не бывают гласными для всех. Простые люди зачастую не знают о жизни и таинствах, окружающих их. Шаманов боятся не только люди, не наделённые способностями, но и колдуны, ведьмы и пр. Они пытаются защититься от них как морально, так и физически. Зная приёмы и правила их работы, т.е.: нaпaдение, исцеление, нaкaзaние, oтнятиe энeргии, воли и тотального истребления, можно попробовать защититься от их магии. Но об этом следует писать в отдельных темах. Шаманы - это не пережиток прошлого, сказок, легенд и мифов. Это всё более чем реально и в наше время.

История и география шаманства

В России термин "шаман" появился в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Но это не означает, что их не было раньше, и не стало потом вовсе. В настоящее время, известно, что шаманы проживают на территории Aфрики, Сeвeрной и Восточной Aзии, также среди индейцев Америки и др.

Для каждой местности характерно своеобразное развитие шаманства: где-то оно слабо развито, в другом же месте иная ситуация. Таким образом, в середине XX века в Сибири, шаманство переживало свой расцвет. В Европе, например у венгров, шаманство находилось в упадке, а у Австралийских аборигенов были найдены лишь зачатки этого колдовства.

Практика шаманства

Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, есть существенное различие, которое заключается в том, что магия колдунов нaпрaвленa нa изменения в жизни с помощью своей силы мысли, шаманы же опираются на силу природы. Шаманство, в целом, не подчиняется единым знаниям и умениям. Методика работы каждого шамана уникальна и зависит от родословных истоков. Ведь знания передаются из поколения в поколение. Шаманы-духовники, т.е те кого избрали на роль шамана еще в детстве считаются особенно сильными, потому как они получают знания в этой области на протяжении всей жизни. Шаманы обычно не связывают себя узами брака. Просто так беспокоить шаманов не принято. К ним не желательно приходить в дождливую погоду и по нeчeтным числам. Если вы хотите получить точные предсказания с помощью духов, то делать это надо в полнолуние. Не секрет, что его ритуалы очень изнурительны. Во время работы он слабеет, теряет в весе. Шаману приносят еду, воду, всевозможные подарки, но не деньги. Но нельзя и не заплатить шаманам за проделанную работу. Пожалеешь что-то - вообще разоришься. Нельзя подглядывать за ним во время работы. Нельзя плохо говорить о нём. Кулы (помощник духа) следит за происходящим, увидев что-то неправильное, он может наказать проблемами со здоровьем и не только. Опасно обманывать людей, выдавая себя за шамана, т.к духи ловят лживые слова и не допустят искажения ритуалов колдовства. Шaмaны прeданно служат своим духaм, a те зa это помогaют им.

Опыт общения с духами

Следовало бы рассказать о шаманах, как о лекарях, в первую очередь. Итак, основной частью работы шамана является общение с духами. Путешествие в иные миры называют камлание (от тюркского слова кам - «шаман»). Шаманы достаточно часто работают с наузами (завязками). Вот основное правило этой работы: шаман, завязывая наузу, называет по именам двенадцати умерших родственников того человека, которого лечит в данный момент. Кроме шамана никто не должен снимать наузы с дерева, это очень опасно. Это вредит не только шаману, но и тому, кто это сделал. Сняв наузы с северной стороны, человек вскоре умирает.

Для перехода в низшие миры, шаманы нередко пользуются галлюциногенами. Пoскольку призрaки видны в скoльзящем, плaвaющем сoстoянии, шaмaны пытaются приспoсoбиться к их тeням. С помощью этих средств шаманы облегчают боль в мoмент oтделения внeшней души от обoлoчки тeла. Другие шаманы, чтобы пообщаться духами применяют различные заклинания и другие обряды. Особенно часто для слияния с потусторонним миром используется танец. Имеет большое значение ритуaльная музыкa бубнa и колoкoльчиков. Для каждого духа изготавливается определённый бубен. Их можно сделать из разных пород деревьев. В Азии и Казахстане раньше было принято украшать бубны кровавым декором, как человеческой кровью, так и кровью простого белого барашка. Кожа на обтяжку бубна также играет свою особую роль, так же как и одежда. Oбычно он зaвязывaет кoсички.

Шаман… при этом слове сразу представляется человек, танцующий у ритуального костра таинственный танец под гипнотизирующие удары бубна – где-нибудь «на Севере диком», в глухом углу Сибири или на Алтае…

Действительно, слово «шаман» пришло к нам из тунгусского языка, в котором оно является однокоренным со словом «са» – «знать», таким образом, происхождение слова «шаман» сопоставимо с происхождением нашего слова «ведьма» – оно ведь тоже происходит от слова «ведать» (знать) и тоже обозначает человека, практикующего магию (только если ведьма – женщина, то шаман, как правило, мужчина).

В действительности, практика того, что называется шаманизмом, не ограничивается народами Крайнего Севера, Сибири и Алтая... да, пожалуй, нет ни одного народа, который бы на определённом этапе своего развития этого явления не знал. Попробуем же разобраться, что, собственно, делает шаман.

С древнейших времён человек делил мироздание на множество миров. Есть мир явленный, где живут люди – а есть иные миры, куда отправляются души умерших, где живут боги, духи… Поначалу казалось, что такие миры совсем рядом – они начинаются за пределами территории, где живёт моё племя – и если уйти достаточно далеко от поселения, то придёшь «на тот свет» (как это делает Вяйнямёйнен – один из героев карело-финского эпоса «Калевала»). Но со временем «горизонт» вокруг человека расширялся, стало ясно, что за лесом или рекой живут не духи и не демоны, а обычные люди, что до иных миров так просто не дойдёшь… как же туда попасть?

Человек знал два таких естественных способа – умереть и уснуть. Но смерть – это «билет в один конец», а в данном случае надо ведь ещё вернуться и передать соплеменникам волю духов (изначально – умерших предков), а сон – процесс малоуправляемый… Но есть состояния, подобные сну – но которые легче вызвать «по заказу». Современные психологи называют их (наряду со сном) изменёнными состояниями сознания – во-первых, это наркотическое опьянение, во-вторых, гипноз. Вот их-то древний человек и научился вызывать, считая это «путешествием в потусторонний мир».

С наркотическим опьянением всё ясно – выпить отвар из одурманивающих трав, а как погрузить себя в гипнотическое состояние? Этому способствуют монотонные раздражители: повторяющиеся движения, однообразный музыкальный ритм, долгое всматривание в мерцающий огонь и т.п. Вот так и родилась шаманская практика – т.н. камлание и теперь нам понятно назначение костра, танца и ударов в бубен. Но всегда есть люди, которые менее подвержены таким состояниям – а есть те, которым, как говорится, «немного надо», чтобы войти в гипнотический транс, т.е. к шаманской практике надо иметь способности, не каждый мог быть шаманом. Но и при наличии таких способностей стать шаманом не просто: надо пройти сложный обряд посвящения, в котором человек «умирает», нисходит в преисподнюю и поднимается на небо, получая наставления не только от старого шамана, но и от духов и небожителей… И конечно, такой человек пользовался изрядным уважением в племени: ведь он имел власть над миром духов, а значит – и над природой: мог вызвать дождь или наоборот – засуху, мог наслать или изгнать болезни и т.д.

В представлении древнего человека шаманы есть не только среди людей, но и среди богов. Пример бога-шамана – древнескандинавский Один. В «биографии» этого бога есть событие, полностью отвечающее условиям шаманского посвящения: как рассказывается в «Прорицании вёльвы», он пригвоздил себя копьём к ясеню Иггдрассилю (мировому древу скандинавской мифологии, пронизывающему все миры) и провисел так девять дней и девять ночей, после чего вернулся к жизни, получив сведения о рунах и прочие сакральные знания. В другой песни «Старшей Эдды» Тор упрекает Одина, что тот «бил в барабан, средь людей колдовал»… примечательно, что Тор при этом называет Одина «мужем женовидным» - очень серьёзное оскорбление с точки зрения древних норманнов – видимо, шаманизм не считался «чисто мужским» занятием.

Более того, свои шаманы есть даже… у нечистой силы! Ведь как люди слепы в потустороннем мире, так и потусторонние существа слепы в мире людей, как у людей шаманы видят духов – так и нечисти нужны подобные специалисты, без которых они не смогут разглядеть свою жертву (теперь понятно, почему в незабвенной гоголевской повести нечисть не мола поймать незадачливого бурсака, пока не приведи Вия!)

Шаманы существуют и в наши дни – причём в том числе и у цивилизованных народов, которым блага цивилизации не мешают сохранять национальные традиции (например, у бурят). Более того, в наше время можно найти немало и книг, и публикаций в Интернете на предмет шаманской практики… насколько можно всему этому верить? Начнём с того, что ни один уважающий себя шаман ничего подобного писать и публиковать не будет: сакральные знания на то и сакральные, чтобы не выносить их на широкую публику. Если в таких публикациях и есть крупицы истины, «переходить» к практике не советую: всё-таки путешествие по иным мирам – дело слишком рискованное, чтобы заниматься им «от нечего делать»!


Кто такой Шаман или что это такое

Шаман - слово из языка тунгусского народа Сибири, широко принято для обозначения людей, ранее называемых знахарями, колдунами, волшебниками, ведьмами и т.д. Одним из преимуществ этого названия является то, что в нем нет ни высокомерного тона предубеждения, ни негативной окраски, связанных с более привычными наименованиями. Кроме того, не всякий лекарь или знахарь - шаман.

Шаман - это человек, по собственному желанию впадающий в измененное состояние сознания, с целью проникновения в обычно скрытую реальность, ради обретения знаний, сил и возможности помочь другим. В личном распоряжении шамана имеется один или несколько Духов. Шаман отличается от других целителей тем, что он использует состояние сознания, которое можно назвать "экстазом". Не всякий человек в экстатическом состоянии может быть назван шаманом, так как шаман способен использовать состояние, в котором его Душа покидает тело и поднимается в небеса, или опускается под землю. Целью всех этих действий является возможность помочь человеку, обратившемуся с просьбой к шаману. Это может быть лечение болезней, обретение потерянной Души, Жизненной Силы, предсказание событий, выявление вора или разбойника или просто совет умерших предков. "Экстатическое" или измененное состояние сознания, может быть названо Шаманским состоянием сознания. Оно включает в себя не только транс (трансцендентальное состояние сознания), но также использование шаманских методов и принятие на себя ответственности за то, что происходит в этом состоянии.

Шаман, по своей профессии, является народным медиком, который лечит все болезни колдовскими приемами, которые являются чрезвычайно простыми и сводятся к следующему.

Весь мир наполнен множеством невидимых злых сил, бесов, чертей или духов - вредителей, которые для того и существуют, чтобы делать всякую пакость человеку. Они причиняют болезнь и смерть ему самому, его скоту, создают всякого рода преграды в его хозяйственной деятельности, сбивают человека на всякие неправедные пути, подстрекают к дурным поступкам, влияют на атмосферные явления ко вреду человека и так далее.

Нормальная жизнь человека на Земле была бы абсолютно невозможна, если бы не существовали среди людей испокон веков большие и малые шаманы, которые могут успешно бороться с этими врагами рода человеческого. Они обладают особой силой зрения, дающей им возможность видеть то, что недоступно для простых смертных и бороться с легионом невидимых злых Духов. Мы, люди, спокойно ходим по Земле, доживаем до старости, благополучно занимаемся хозяйственными делами только потому, что не вывелись еще шаманы-чудотворцы и целители.

Итак, шаманы - спасители людей, изгонители зловредных бесов, врачеватели тяжелых болезней и недугов, воскрешатели мертвых, дарующие зрение слепым, они исправляют хромых, исцеляют бесноватых, провидят будущее и дают полезные советы.

Спасительная миссия шаманов осуществляется ими благодаря фамильно-родовой способности - вселять в себя Духов своих ближайших или отдаленных предков-шаманов. Эти шаманские Духи и есть истинные "святые покровители" людей, которые, используя уста своего потомка, живого шамана, пророчат обо всем. Их силой и таинственными знаниями шаман совершает свои спасительные подвиги. Сходят в подземный мир, летают на небеса не живые люди - шаманы, а духи его святых предков. Живой шаман совершает показательные мистерии полетов вверх и вниз, ведет диалоги, поет священные гимны лишь в знамение того, что делается одновременно духами. В шаманских песнопениях лишь очень немногие вступительные слова приписываются самому шаману, все остальное говорят и священнодействуют бестелесные Духи - души давно умерших людей.

Духоговорением владеет каждый шаман. Без Духов-предков шаманская вера немыслима. Шаман и есть тот, кто говорит от имени святых мертвецов. Если через шамана говорит Дух Умершего святого, то в момент мистерии живой шаман может обнаружить знание всего того, что знал или мог знать давно умерший Дух. Когда шаманы вселяют в себя Духа предка другой национальности (обычно с материнской стороны), то они начинают говорить на том наречии, хотя в своей жизни не владели этим языком.

Дар прорицания и предвидения - неотъемлемое свойство всех шаманов. Каждую свою мистерию шаман заканчивает предсказаниями всем присутствующим о том, что ожидает каждого из них в будущем. К его вещему знанию прибегают в случае неизвестности вора или необходимости отыскания пропажи. Шаман может также узнать исход сражения, он же является провидцем грядущих бед, угрожающих целому народу.

Первый признак сошествия Духов на человека - обретение последним дара поэтической импровизации. "Поэзия - есть речь Богов", вернее обожествленных людей, присуща не только грекам, но, в большей степени - шаманам.

Раньше в племенах шаманов хоронили в святых местах, подвешивая высоко на деревьях специально сооруженный для этого помост. Это символизировало то, что шаманы после смерти уходят в небесный мир. Затем появлялся новый шаман, который проводил волю Духов. Духи смещали точку сборку восприятия этого человека, и он начинал проявляться неадекватно, он мог проявляться даже, как сумасшедший. Затем он начинал осознавать, что он становиться шаманом. Он удалялся далеко в лес, делал себе уединенное жилище, устилал его берестой, поскольку береза и береста связаны с небесным миром. Ложился на эту бересту, и Духи начинали его посвящать. Они набрасывались на него и начинали его пожирать. Духи пожирали его сердце, печень, затем давали ему новое сердце, новую печень, новые глаза, новый мозг, для того, чтобы шаман мог воспринимать Духов и служить им. Они вкладывали в него новую Истину, вынимали из него память о матери, об отце и заменяли новым видением. Так происходило умирание шамана и его рождение, которое длилось три дня. За эти три дня шаман познавал Духов болезней и бед для того, чтобы потом осознавать горести и болезни людей. Обычный человек не знает причины своих несчастий, а шаман во время своей смерти познавал причины всех горестей и болезней, происходящих на Земле. Шаман имел астральную связь со всеми Духами, которые участвовали в пиршестве его тела, и мог управлять ими. Затем шаман приступал к изготовлению магических предметов. Прежде всего, это был бубен, с помощью которого он осуществляет камлание, то есть созывание Духов. Затем шаман изготовлял себе особый костюм, на котором не было лишних деталей, который был произведением искусства. Каждая деталь на нем, имела глубокое символическое значение.

Взято с сайта: http://istina.rin.ru

«Стихии хаотичны: если их не сдерживать, они сходятся друг с другом в бесконечной схватке. Задача шамана - принести равновесие в этот хаос.»

Орочий шаман

Шаманы (англ. shamans) - духовные лидеры и провидцы множества племен и кланов. Эти одаренные целители способны видеть мир духов и общаться с существами, которых никогда не увидят остальные. Они часто знают, что именно ждёт в будущем их народ, и стараются провести его через смутные времена. Хотя на первый взгляд шаманы могут казаться мудрыми и спокойными, в бою они - грозные противники, гнев которых так же опасен, как и тех, кто получает свою силу от природы или Вечных.

История

Шаманизм существует с тех пор, как разумные расы впервые открыли силу стихий Земли, Воздуха, Огня и Воды. На Дреноре (в наше время - расколотом Запределье) шаманизм был верованием орков , на Азероте с ним были знакомы таурены и тролли . Хотя шаманизм Азерота процветал долгое время и активно развивается сейчас, на Дреноре к моменту первого пересенения орков и людей - открытия Темного Портала - почти не оставалось шаманов, которыми были когда-то самые известные и уважаемые орки, например, Зулухед , Нер"зул и даже Гул"дан . Однако, Кил"джеден , господин Пылающего Легиона , исказил шаманский союз с духами в священной горе Ошу"гун, притворившись, что сам является одним из шаманских духов-предков, чтобы объявить дренеев врагами, так как шаманы имели большое политическое влияние. Массовая резня дренеев, последовавшая за этими событиями, в конечном итоге, заставила духов перестать наделять шаманов их силами. Так были созданы благоприятные условия для падения дренорского шаманизма.

Потеряв свои магические силы, которые были даром стихий, бывшие шаманы обратились к более эффективной силе Пылающего Легиона, став чернокнижниками . Хотя многие из них и пытались вернуться к верованию в духов, это было невозможно. Даже Дрек"Тара привлекла темная магия, хотя позже он раскаялся и до сих пор не может себя простить за то, что когда-то принял демоническое проклятие, по сей день травящее его самого и всю расу орков.

Расы

Дренеи

Дренейский шаман

The Burning Crusade к World of Warcraft.

Клан Темного Железа

Заклинатели дворфов клана Темного Железа, как правило, маги или шаманы, так как им часто приходится контактировать с огнем.

Стальгорн

Источник информации в этой секции – дополнение Cataclysm к World of Warcraft.

В дополнении "Катаклизм" шаманы станут доступным игровым классом для дворфов. Официальное объяснение пока не опубликовано, но известно, что:

  • К дворфам Стальгорна присоединятся кланы Громового Молота и Темного Железа, среди которых шаманы существуют уже давно;
  • Магни Бронзобород перед самим Катаклизмом проводит ритуал, призывая стихии помочь спасти город ценой своей жизни, и обращается в камень. Возможно, что дворфы Стальгорна, увидевшие истинную силу стихий, обратились к ним.

Таурены

Орки

Орки почитают природные стихии, из-за чего к шаманам относятся с большим уважением. Как правило, шаманы тесно связаны со стихиями, рассердить которые - тяжкое преступление.

Тролли

Фурболги

Клыкарры

Шаманы клыкарров способны влияют на события, например, на погоду, добычу пищи и болезни. Шаманская магия используется для исцеления больных, также шаман способен общаться с духами и даже сразиться с ними, чтобы заставить вылечить больного.

Сибирский и североевропейский шаманизм был научно описан уже в конце XVIII - начале XIX века и наименован «урало-угорской религией». Но к концу XIX столетия собрано много этнографических фактов, свидетельствующих о присутствии аналогичных шаманизму религиозных явлений у многих неписьменных народов как Старого так и Нового Света. Шаманы обладают искусством общения с духами не только в Сибири и Центральной Азии, но и в Северной и Южной Америке, в Океании, на островах Малайского архипелага, писал Мирча Элиаде в своей специальной работе по шаманизму 1 .

Один из первых русских ученых, исследовавших феномен шаманизма, В.М. Михайловский, отмечал: «Мы имеем право говорить о шаманстве и шаманах у самых отдаленных народов, не имеющих по происхождению ничего общего с теми русскими инородцами, среди которых эти термины возникли или же приобрели права гражданства... При всей разнообразности племен и разбросанности по местностям, лежащим на большом расстоянии друг от друга, явления, носящие в этнографии общее название шаманства, повторяются с замечательной правильностью и последовательностью» 2 .

Ныне эта точка зрения общепринята среди религиоведов. Русский исследователь религиозных представлений народов Малайзии и Западной Индонезии Е.В. Ревуненкова без тени колебания именует шаманами халаков, похангов и дукунов - колдунов, практикующих среди племен внутренней Малайи и Суматры. Из местного, сибирского понятия шаманизм превратился в наименование

1 М. Eliade. Samanism. - Forgotten Religions. N.Y., 1950. P. 3-5; M. Eliade. Le chamanisme et les techniques archaiques de 1"extase. P., 1951.

2 В.М. Михайловский. Шаманство. М., 1892. С. 115.

3 E.B. Ревуненкова. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980. С. 81.

одного из общечеловеческих типов религиозного поведения. Но как понимают исследователи сущность феномена шаманизма?

Ученые довольно рано установили, что шаман вовсе не обязательно отрицает обычное жречество. Он прекрасно уживается с ним там, где оно существует. Но само жречество постепенно слабеет, деградирует от близости с шаманизмом. Жречество, как отмечалось уже в наших лекциях, среди современных неписьменных народов есть скорее всего пережиток той далекой эпохи, когда теизм еще не сменился магизмом, когда жрец связывал общину с Богом.

Шаман занял в общине не место жреца, но место пророка. Говоря о южносуданских племенах нуэров, сэр Эванс-Притчард отмечал, что «через жреца человек обращается к Богу, а через пророка Бог говорит с человеком» 1 . Замечание это, казалось бы одинаково справедливо для всех религий, но из описаний самого британского ученого становится совершенно ясно, что нуэры почти забыли о Боге-Творце и живут в мире духов. Жрецы в установленные дни и в определенных обстоятельствах возносят молитвы и свершают жертвоприношения как Творцу мира, так и духам покровителям, а вот «пророки» активно вторгаются в области духов и не столько доводят их волю до общинников, сколько пытаются на волю эту воздействовать. «Пророки» нуэров на проверку оказываются типичными шаманами.


«Шаман действует благодаря своей оккультной силе, заручившись помощью духов помощников, подчиняющихся его воле, а жрец - просто смиренный проситель, сам подчиняющийся духам; шаман действует от своего имени, благодаря своему личному могуществу, а жрец - официальный представитель общины в ее взаимоотношениях с духами. Камлания шамана просты и, как правило, ограничены небольшим кругом лиц, в то время как жрец руководит широкими, тщательно разработанными общественными церемониями» - указывал британский религиовед Г. Вебстер 2 .

Научное открытие явления шаманства случилось в то время, когда западный мир переживал расцвет атеизма. Признать шаманизм - значило признать реальность существования духовных сил, которые наука XIX века отрицала со всей решительностью. Но факты шаманского камлания, впадения шамана в транс были многократно описаны. Объявить все это иллюзией не было никакой возможности. И тогда шаманизм был сочтен психической болезнью. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически

1 Э. Эванс-Притчард. Нуэры. М., 1992.

2 Н. Webster. Magic: A Sociological Study. L., 1948. P. 306.

больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» - отмечала Е. Ревуненкова в обзоре литературы по шаманству 1 . Именно так объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики» 2 . В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман - это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто - безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно - к сомнамбулизму».

Характерная для первой половины XX столетия, эта точка зрения может встретиться и сейчас в зарубежном религиоведении 4 . Но особенно была она присуща советской науке. «Что нервнобольные в Сибири - шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» - безоговорочно утверждал в 1936 году Д.К. Зеленин 5 . А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки В.Г. Богораз еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы прежде всего наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это - форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» 6 .

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия» 7 . Но как объяснить в таком случае шаманизм у народов средних и экваториальных широт? А он по своим формам и проявлениям почти не отличим от полярного.

Исследования русского этнолога С.М. Широкогорова, работавшего в Дальневосточной республике в 1919-1920 гг., а потом

1 Е.В. Ревуненкова. Народы Малайзии... С. 14. 2 ERE, V. XI. P. 441.

3 G.A. Wilken. Het schamaniwsme bij de volken van den lndischen Archipel // Verspreide geschriften. D. III. s"Gravcnhage, 1912. P. 325.

4 См., например, сборник: Man and His Culture. Psychoanalytic Anthropology after Totem and Taboo. L., 1969.

5 Д.К. Зеленин. Культ онгонов в Сибири // Пережитки тотемизма в идеологии сибирских шаманов. М.-Л., 1936. С. 363.

6 В.Г. Богораз. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. М., 1910. № 1-2. С. 3-5.

7 A. Ohlmarks. Studien zum Problem des Schamanismus. Kopenhagen, 1939. S. 5-6.

в эмиграции в Северном Китае, остались практически неизвестны мировой религиоведческой науке, а между тем он во времена всеобщей убежденности в психической ненормальности шамана утверждал, что тунгусский шаман вполне здоровый и полноценный человек, скорее психотерапевт, нежели сумасшедший 1 . Несколько десятилетий спустя эту мысль высказал видимо никогда не читавший Широкогорова К. Леви-Стросс 2 .

Во второй половине XX века, во многом благодаря работам М. Элиаде, отношение к феномену шаманства претерпевает изменение. Элиаде настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно. В период шаманской инициации 3 посвящаемый имеет вид душевнобольного, - подчеркивает М. Элиаде, - но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени. Признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения. У якутов, отмечает ученый, словарь шамана 12 тысяч слов, а у обычного якута - лишь около 4 тысяч; у бурятов шаманы - основные хранители устной народной поэзии 4 .

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они - сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» 5 .

Шаман безусловно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален. Но скорее всего правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему и в его камлания, должны иметь сходный

1 СМ. Широкогоров. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов II Ученые записки историко-филологического факультета. Вып. 1, Владивосток, 1919. С. 107. См. также: S.M. Shirokogoroff. Psychomental Complex of the Tungus. L.-Shanghai, 1935.

2 К. Леви-Стросс. Колдун и его магия // Природа. 1974. № 8. С. 93-94.

3 Слово «инициация» - посвящение, происходит от латинского глагола injicio - вводить, включать в круг лиц, вставлять в речь. Этот термин используется в религиоведении для обозначения обрядов и действий, результатом которых является включение инициируемого в круг лиц уже прошедших подобное посвящение и допущенных до участия в действиях, скрытых от непосвященных.

4 М. Eliade. Shamanism. An Overview // ER. XIII. P. 203.

5 A.B. Смоляк. Шаман... С. 40.

психический строй. А если шаман - шизофреник, то и всему племени, нуждающемуся в шамане, присуща ***.

Шизофрению и истерию шаману может приписать только исследователь, который отрицает существование духовного мира, не верит в личных волевых духов. Но весь парадокс шаманства в том и состоит, что только действительное существование духов дает смысл существованию института шаманства. Мы можем отрицать бытие демонов, но и шаман и его соплеменники всецело верят в них. Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А ежели признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым:

Общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам - миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Loading...Loading...