Краткое изложение идиота достоевского

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

Одно из любимых поэтических детищ . Евангельская тема, разработка которой была начата писателем «Преступлении и наказании» не оставляла творца, и он в записных книжках к «Идиоту», замечает, что князь - это Христос, героиня - блудница и т.д. В процессе разработки сюжет романа слагался медленно и изменялся до неузнаваемости. В итоге, в начале 1868 года автором сформулирована главная идея: изображение человека положительно прекрасного, каковым и является главный герой произведения - князь, Лев Николаевич Мышкин.
Итак, главный герой Ф.М.Достоевского «Идиот» - Лев Николаевич Мышкин, чуткий, впечатлительный молодой человек, представитель захудалого, княжеского рода. Он не имеет родных и болен эпилепсией. Несколько лет назад неким благотворителем молодой человек был отправлен на лечение в Швейцарию, откуда и возвращается в Петербург. С возвращения Мышкина и начинается повествование.
В поезде князь знакомится с попутчиком, Парфеном Рогожиным, младшим из купеческого рода. Характерные черты Парфена: импульсивность, страсть, ревность, душевная широкость. Встретившись однажды, Мышкин и Рогожин окажутся навсегда неразрывно связанными роковой любовью в одной женщине - Настасье Филипповне, наложнице Тоцкого. Мышкин и Рогожин - оба не отличаются светской образованностью. Оба стихийны, они словно единое целое в двух ипостасях: светлый тихий ангел Лев Николаевич Мышкин и темный, мрачный, страстный Парфен Рогожин.
По приезду в , князь Мышкин отправляется в дом генерала Епанчина. Знатная генеральша - родственница князя, она из рода Мышкиных. Свойственная ей искренность, светлая доброта и природная, до детскости, правдивость неоднократно напоминают читателю об этом родстве.
В доме Епанчиных Мышкин случайно увидел портрет Настасьи Филипповны, известной петербургской «камелии» (ее хотят выдать замуж за Ганю Иволгина, который служит у генерала Епанчина секретарем). Мышкин словно узнает в красавице родственную душу, в ее прекрасном лице он находит чрезвычайной глубины душевное страдание. Судьба Настасьи Филипповны действительно глубоко трагична. Ее, еще девочку-красавицу, дочь обедневшего помещика взял на воспитание богач и делец Тоцкий. Она стала для него предметом плотских утех. Она талантлива, умна, глубока, приспособилась к своему положению, но она не рабыня, а волевая женщина, и готова мстить за свое унижение, за свое положение в обществе, ведь она мечтала о счастье, о чистом идеале. Настасья Филипповна жаждет душевного счастья, и готова страданием искупить свои грехи, вырваться из отвратительного лживого мира, мира низости человеческой и лицемерия. Настасья протестует против брака с Ганей Иволгиным, который навязывают Тоцкий и Епанчин. В князе она сразу же узнала чистый непорочный идеал своей юности и полюбила его, такого не похожего на других петербургских представителей общества, чистой любовью. Он ее - любовью-жалостью. Она любит его любовью-восхищением и любовью-жертвой: она падшая женщина, «содержанка» не посмеет погубить чистого «младенца» князя. И она принимает искреннюю, звериную любовь-сладострастье Парфена Рогожина, человека, любящего порывисто, чувственно, необузданно.
Настасья Филипповна старается устроить брак Мышкина с Аглаей Епанчиной, дочерью генерала - умной и красивой девушкой. Но встреча двух любящих князя женщин приводят к разрыву. Князь Мышкин, окончательно запутавшись и исстрадавшись, в решающую минуту остался с Настасьей Филипповной, униженной Аглаей и глубоко страдающей. Они счастливы. И вот - свадьба. Однако Рогожин появляется вновь, и Настасья вновь - в метании. Парфен увозит невесту князя и в порыве ревности убивает ее.
Такова основная сюжетная линия романа Ф.М.Достоевского «Идиот» . Но ей сопутствуют другие параллельные истории. Поэтому, передать кратко содержание романа Ф.М.Достоевского невозможно. Ведь герои романов Достоевского - всегда идеи, а люди их носители, персонификации.
В романе представлены темы взаимоотношений церкви и государства, России и Европы, православия и католицизма. Каждый герой - особый тип: опустившийся отец Гани - генерал Иволгин и все их семейство, Лебедев - чиновник, своеобразный «комментатор» Апокалипсиса, ростовщик Птицын - будущий зять Иволгиных, пошляк Фердыщенко, позитивист Бурдовский и его товарищи, рогожинская компания, генерал Епанчин со своим семейством. В поэтическом мире Достоевского важна чрезвычайно каждая деталь, каждое слово персонажа, даже если он не является главным. Именно в романе «Идиот» Достоевский говорит фразу, ставшую хрестоматийной: «Мир красотой спасется», но где заканчивается красота и начинается некрасивость? Из всех романов писателя «Идиот» - поман-поэма, самое лирическое произведение. Человек прекрасный в бездуховном обществе обречен на гибель. Одна из самых сильных, высокохудожественных сцен в творчестве писателя - Парфен Рогожин и князь Мышкин у тела Настасьи Филипповны. Являясь «зерном» литературного шедевра, она потрясает читателя до глубины души.

Время действия романа: конец 1867 – начало 1868 г., события происходят в Петербурге и Павловске.

Князь Мышкин Лев Николаевич приезжает из Швейцарии в Петербург. Он последний из дворянского знатного рода. Юноше двадцать шесть лет, он рано осиротел, заболел в детстве тяжелой нервной болезнью, и его опекун Павлищев поместил мальчика в швейцарский санаторий. Четыре года Мышкин прожил в санатории и теперь вернулся в Россию, чтобы послужить Родине. Еще в поезде князь познакомился с купеческим сыном Парфеном Рогожиным, унаследовавшим после смерти отца огромное состояние.

Именно от него он впервые услышал имя Барашковой Настасьи Филипповны, любовницы знатного аристократа Тоцкого, которой безумно увлечен Рогожин.

По прибытии князь останавливается у генерала Епанчина, жена которого, Елизавета Прокофьевна, является дальней родственницей Мышкина. У Епанчиных три дочери: старшая дочь Александра, средняя Аделаида и младшенькая Аглая, всеобщая любимица и красавица. Мышкин поражает всех своей доверчивостью, непосредственностью и наивностью. Его сначала принимают очень настороженно, но затем все видят, что этот юноша весьма неглуп, а в некоторых вопросах даже по-настоящему глубок. В доме Епанчиных князь знакомится с заносчивым и самолюбивым секретарем генерала Иволгиным Ганей. У него в комнате Мышкин видит портрет Барашковой, ее красивое лицо и гордый взгляд поражают князя до глубины души.

Со временем Мышкину становится известно, что Тоцкий, желая освободиться от Настасьи Филипповны, сватает ее за Ганю и дает богатое приданое, а сам намерен жениться на дочери Епанчина. Ганю привлекают деньги, он мечтает с их помощью выбиться в люди, но предпочел бы брак с Аглаей, тем более что финансовая выгода присутствует и в этом случае тоже. Ганя ждет от Аглаи решающего слова, чтобы в зависимости от него предпринимать дальнейшие действия. Неожиданно Мышкин становится посредником между Аглаей и Ганей (Аглая доверяет ему, а Ганя жутко злится по этому поводу).

Князю предлагают поселиться в квартире Иволгиных. Он постепенно осваивается и знакомится с обитателями дома: родней Гани, женихом его сестры ростовщиком Птицыным и господином Фердыщенко (человеком непонятных занятий). В первый же вечер в доме Иволгиных появляется сама Настасья Филипповна, чтобы пригласить Ганю и его родных к себе на вечер. Неожиданно появляется Рогожин с шумной компанией и предлагает Настасье Филипповне деньги. Она насмешливо и презрительно отвергает такую незначительную сумму, а Рогожин не отступает и готов отдать за нее любые деньги.

Это происходит в присутствии родителей и сестры Гани. Такая ситуация оскорбительна для них: Барашкина – продажная женщина и в приличном доме ей делать нечего. Для Гани Настасья Филипповна – это шанс на обогащение. Он ссорится из-за нее с собственной сестрой и даже готов ударить девушку. Но за Варвару Ардалионовну вступается Мышкин и получает пощечину от Гани. Князь ведет себя очень благородно, он не опускается до рукоприкладства, а обращаясь к Настасье Филипповне, укоряет ее в том, что она показывает себя совсем не такой, какой является на самом деле. Эти слова глубоко затронули чувства гордой женщины, которая и сама страдает от своего позора.

Вечером князь приходит к Настасье Филипповне, где уже собралось разношерстное общество. Вскоре опять появляется компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Барашкиной уже целых сто тысяч. Князя сильно задевает происходящее, он признается Настасье Филипповне в любви и выражает готовность взять ее в жены. Внезапно оказывается, что Мышкин получил солидное наследство от умершей тетки. Но Барашкина уже приняла решение и идет с Рогожиным. Сверток с деньгами она оставляет Гане в награду за все его мучения (позже он гордо вернет деньги).

Проходит полгода. Князь за это время, поездив по России, приезжает в Петербург. Тем временем Настасья Филипповна (согласно слухам) несколько раз убегала от Рогожина к князю, но через некоторое время возвращалась обратно.

Мышкин наносит визит Рогожину. Их беседа заканчивается тем, что они обмениваются крестами, а затем Парфен и князь идут к матушке за благословением, ведь теперь они стали, как родные братья.

В этот же вечер, возвращаясь в гостиницу, Мышкин сталкивается в воротах с Рогожиным, в руках которого нож, а глаза наполнены яростью. У князя случается припадок эпилепсии, а Рогожин убегает.

После случившегося князь переезжает в Павловск на дачу Лебедева. Там же находятся Епанчины. Вечером у князя собирается много знакомых, чтобы проведать его. Неожиданно появляется компания молодых людей, среди которых есть некий Бурдовский, называющий себя сыном Павлищева. Он требует от князя вознаграждения, как отрок его благодетеля. Однако Ганя, которому было поручено заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский лжет. Компания отступает. Мышкин все выслушивает, всех жалеет, а себя чувствует перед всеми виноватым.

Через несколько дней князь Мышкин и все семейство Епанчиных, включая князя Радомского, ухаживающего за Аглаей, и князя Щ., жениха Аделаиды, собираются на прогулку. На вокзале они пересекаются с компанией, в которой находится Настасья Филипповна. Она нагло провоцирует Радомского, его приятель высказывается о Барашкиной в оскорбительной форме, она до крови рассекает лицо офицера тросточкой, тот хочет ее ударить, но Мышкин его удерживает.

На празднике, по случаю дня рождения князя, Терентьев Ипполит, который болен чахоткой, совершает попытку самоубийства, но пистолет оказывается сломанным. Князь защищает молодого человека от насмешек и жалеет его.

Утром в парке происходит свидание князя и Аглаи. Она предлагает ему стать ее другом, а Мышкин чувствует, что по-настоящему влюблен в Аглаю.

Через неделю Мышкин объявлен женихом Аглаи. У Епанчиных собираются знатные гости, так сказать, на «смотрины». Аглая уверена, что князь намного выше и достойнее всех этих людей, но ее пристрастность смущает князя, он боится сделать неверный шаг, поэтому ведет себя странно, а в конце вечера у него снова случается припадок. Присутствующие чувствуют себя неловко.

Аглая назначает встречу Барашкиной, там же присутствуют Рогожин и Мышкин. Девушка открыто спрашивает у Настасьи Филипповны, по какому праву она смеет вмешиваться в личную жизнь других людей (известно, что Барашкина писала Аглае письма, в которых просила ее выйти замуж за князя). Настасья Филипповна оскорблена тоном девушки и в порыве мести предлагает князю остаться с ней, а Рогожина прогоняет. Мышкин разрывается между двумя женщинами. Он любит их обеих, но разной любовью.

Намечается свадьба Настасьи Филипповны и князя. Это событие обрастает различными слухами и сплетнями. Настасья Филипповна готовится к этому событию радостно, но иногда впадает в беспричинную грусть. По пути в церковь она бросает князя и убегает с Рогожиным.

На следующий день после ее побега князь приезжает в Петербург и отправляется к Рогожину. Его нет дома, но князя одолевает странное предчувствие. Мышкин пытается узнать что-нибудь о Настасье Филипповне у знакомых, но безрезультатно. Затем князь встречает на улице Рогожина, который просит его следовать за ним. Они приходят в дом Рогожина, где в одной из комнат под белой простыней лежит Настасья Филипповна. Она мертва (убита ножом).

Рогожин и князь проводят над трупом бессонную ночь. Утром появляется полиция. Рогожин мечется в бреду. Мышкин его успокаивает. Князь уже никого не узнает, последние события разрушили его психику и окончательно превратили юношу в идиота.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-10-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Действие романа происходит в Петербурге и Павловске конца 1867 - начала 1868 г.

Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечен Рогожин.

По приезду князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери - старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаенного страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать - сорок. Нет, не сорок - сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна - продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она - надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущенная сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, тот собирается ударить её, но за нее неожиданно вступается князь и получает пощечину от взбешенного Гани, «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: «Разве вы такая, какою теперь представлялись», станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покоренный красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношерстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до шута Фердыщенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тоцкого. В половине двенадцатого раздается удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед своей избранницей завернутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, «честную», а не «рогожинскую», в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тетки довольно солидное наследство. Однако решение принято - Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой сверток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зеленом мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не дает покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении вскрикивает, что «…от этой картины у иного ещё вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы «сыном Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с ». Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остается лишь один из них - чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает «ораторствовать». Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалеку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казенную сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!», в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им «Мое необходимое объяснение» - потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода «смотрины» князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое- впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. «Гордая барышня» строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шепотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.

­Краткое содержание Идиот, Достоевский

Знакомится Мышкин в вагоне также и с Лебедевым - сорокалетним чиновником, который прекрасно осведомлен обо всех светских событиях, происходящих в городе. Знает Лебедев и про то, что Настасья Филипповна теперь является содержанкой Тоцкого .

После приезда в Петербург Мышкин идет к Епанчину. Там князь получает довольно радушный прием. Генерал обещает устроить его в канцелярию и селит гостя в доме своей знакомой Нины Александровны Иволгиной. Женщина сдает несколько меблированных комнат. В данный момент в ее квартире занята всего одна из них, где живет Фердыщенко .

У генерала также Мышкин знакомится с Ганей Иволгиным. Молодой человек является сыном Нины Александровны, другом и служащим Епанчина.

У Гани очень непростые отношения с уже знакомой всем Настасьей Филипповной. А дело заключается в следующем.

Тоцкий - немолодой уже мужчина с солидным состоянием, некогда из сострадания взял на себя ответственность за судьбу двух дочерей своего соседа Барашкова, оставшихся сиротами. Вскоре младшая из девочек умерла, ну а старшая - Настасья, со временем расцвела и превратилась в прекрасную юную особу.

Не устояв перед красотой девушки, Тоцкий увез ее в усадьбу в Отрадном, куда регулярно наведывался. Но теперь мужчина вдруг задумал жениться на Александре Епанчиной - старшей дочери генерала. Желание его непоколебимо, но только Тоцкий не знает, как ему разорвать свою связь с Настасьей. И вот, наконец, он придумывает интересный план.

Тоцкий решает выдать девушку замуж за Ганю, предложив ей приданое в 75 тысяч рублей. Удивительно, но Настасья достаточно спокойно воспринимает это предложение и берет время на раздумье.

Но неспокойно ко всей этой ситуации относится жена генерала Епанчина. Она не хочет близко подпускать Настасью Филипповну к своей семье. Лизавета Прокофьевна видит увлеченность мужа этой молодой особой. Она знает, что на день рожденье генерал приготовил девушке шикарный подарок - дорогой жемчуг.

В такой ситуации приезд Мышкина приходится весьма кстати для Епанчина. Генерал использует гостя для того, чтобы отвлечь жену и не допустить скандала.

Непосредственность Мышкина подкупает генеральшу и ее старших дочерей - Александру и Аделаиду. Младшая же - красавица Аглая , поначалу достаточно настороженно относится к князю, подозревая, что он не так прост, как кажется.

Неожиданно для себя Мышкин становится участником еще одного треугольника в доме Епанчиных. Ганя, которого в женитьбе на Настасье Филипповне привлекает лишь материальная выгода, пишет записку Аглае. В этом послании он просит девушку сказать лишь слово, чтобы он отменил помолвку. Сам же он сделать этого не решается.

Свою злость за отказ Аглаи и возвращение ему записки Ганя вымещает на Мышкине. С тех пор он начинает с неприязнью относиться к князю и часто провоцирует скандалы.

Мышкин поселяется у Иволгиной, где знакомится со всем ее семейством и Фердыщенко. И тут происходит неожиданное событие: в гости к Гане приезжает Настасья Филипповна.

Настасья встречает Мышкина в дверях и принимает его за швейцара. Она сначала надменно и с насмешкой относится к князю, но затем с возрастающим интересом начинает приглядываться к нему.

События сгущаются, когда следом в квартире Иволгиных появляются Рогожин. Оказывается, что до Парфена дошел слух о сватовстве Гани, и герой в отчаянье решается предложить Настасье Филипповне денег за отказ от этой затеи.

Происходит некое подобие торга, который ведет сама Настасья, повышая себе цену. Такое ее поведение возмущает Варю - сестру Гани. Девушка требует вывести «бесстыжую» из их дома, за что чуть было не получает пощечину от брата. Спасает ее от этого вмешательство Мышкина, который принимает удар на себя.

Стерпев обиду, князь лишь говорит Гане, что тот будет стыдиться своего поступка. Настасье же Филипповне он адресует следующую фразу: «Разве вы такая, какою теперь представлялись?»

Князь один способен разглядеть в этой порочной женщине ее подлинную душевную чистоту и увидеть, как на самом деле она страдает от своего позора. Это открывает сердце Настасьи Филипповны для любви к нему.

Сам Мышкин тоже давно уже влюблен в красавицу. Вечером он приходит в шикарную петербургскую квартиру Барашковой. Здесь собралось очень разномастное общество.

Во время праздника Настасья Филипповна вдруг при всех громко спрашивает Мышкина, стоит ли ей принять предложение Гани. Князь дает отрицательный ответ, и девушка решает, что так тому и быть.

Вскоре в квартире Настасьи появляется Рогожин. Молодой человек принес девушке обещанные сто тысяч. Скандал разгорается с новой силой. Но тут неожиданно для всех Мышкин делает предложение Настасье и признается ей в любви. Кроме того, он сообщает, что вовсе не так беден, как все думают, и имеет солидное наследство.

Но Настасья Филипповна, убежденная в своей порочности, все равно уезжает с Рогожиным. Перед уходом она демонстративно бросает сверток с деньгами в огонь и предлагает продажному Гане достать их голыми руками.

Ганя, пытаясь продемонстрировать чудеса самообладания, встает и пытается выйти из комнаты, но падает в обморок. Тогда Настасья Филипповна сама достает деньги щипцами и велит отдать их Гане, когда тот очнется.

Часть вторая

Прошло два дня с того странного инцидента у Настасьи Филипповны. Князь Мышкин поспешно выехал в Москву для получения наследства. По городу о нем распространяются различные слухи. Главным из них является слух о том, что Настасья встречается с Рогожиным, но регулярно сбегает от него к Мышкину, а затем возвращалась обратно.

Становится также известно, что Ганя пытался передать обугленную пачку денег Настасье Филипповне через Льва Николаевича. Явился он к князю в ту же ночь в настроении враждебном, но затем просидел у него два часа, проплакал, а расстались они почти друзьями.

Сам Мышкин возвращается в Петербург лишь через полгода один. На вокзале он чувствует на себе чей-то недобрый взгляд. Князь останавливается в дешевой гостинице, а затем наносит визит Рогожину.

У Мышкина и Рогожина случается дружеский разговор об их отношениях с Настасьей. Парфен уверен, что девушка любит князя, но не идет за него замуж, так как боится погубить его судьбу.

После этой беседы молодые люди расстаются, словно родные братья, обменявшись нательными крестиками. Уже у порога Рогожин обнимает Мышкина и произносит: «Так бери же ее, коли судьба! Твоя! Уступаю!..»

После долгих блужданий по Петербургу князь, наконец, возвращается к себе в гостиницу, но в воротах неожиданно замечает знакомый силуэт. Затем, поднимаясь по лестнице, он видит те же сверкающие глаза, которые следили за ним на вокзале, - глаза Рогожина. Парфен заносит над Мышкиным нож, но в это мгновение с князем случается припадок, спасающий ему жизнь.

Вскоре после этого случая Лев Николаевич уезжает на дачу Лебедева в Павловске. В этом городе также проводит свои дни и семейство Епанчиных. Аглая проявляет заметную симпатию к Мышкину.

Однажды на даче появляются четыре новых гостя. Один из них - Антип Бурдовский, объявляет себя родным сыном Павлищева и просит у князя денег. Но выясняется, что он просто аферист.

В компании этих молодых людей также присутствует Ипполит Терентьев . Это худой семнадцатилетний юноша, который смертельно болен чахоткой. Он отчаянно привлекает к себе внимание, вмешиваясь в любой разговор, совершает несколько яростных нападок на Мышкина. Но князь, как обычно, всех жалеет и всем хочет помочь.

Часть третья

Семейство Епанчиных в сопровождении князя Мышкина, Евгения Павловича Радомского и князя Щ. - жениха Аделаиды выходит на прогулку. Радомский ухаживает за Аглаей.

Недалеко от вокзала они случайно встречают Настасью Филипповну. Девушка ведет себя вызывающе и оскорбляет Радомского. Дело доходит до скандала, и Настасья тростью рассекает лицо офицера, вступившегося за честь друга. Офицер собирается ударить девушку, но за нее заступается Мышкин. Подоспевший Рогожин уводит Настасью.

В день рождения Льва Николаевича у князя собираются гости. На празднике присутствует и Рогожин. Мышкин прощает тому покушение на свою жизнь и не держит на молодого человека зла.

В разгар вечера всех поражает Ипполит, который читает собственное сочинение «Моё необходимое объяснение». После прочтения юноша пытается застрелиться, но оказывается, что пистолет не заряжен.

Аглая передает князю записку, в которой приглашает его на свидание в саду. Утром во время встречи девушка показывает Мышкину письма Настасьи Филипповны, где та склоняет ее к замужеству со Львом Николаевичем. Князь чувствует искреннюю любовь к Аглае.

Позже в этом же саду Мышкин встречается с Настасьей Филипповной. Девушка встает перед ним на колени, спрашивая, счастлив ли он с Аглаей, а затем вновь уезжает с Рогожиным.

Часть четвертая

Через неделю после свидания с Аглаей Лев Николаевич формально объявляется ее женихом. Происходят смотрины князя. В этот день к Епанчиным приезжают высокопоставленные гости.

Желание произвести хорошее впечатление заставляет Мышкина сильно нервничать. В итоге речи его на вечере странны, он по своей неловкости разбивает китайскую вазу, а позже падает в эпилептическом припадке.

Аглая приглашает Настасью Филипповну встретиться с ней и Мышкиным, чтобы поговорить начистоту о вмешательстве девушки в их с князем личную жизнь. Во время беседы присутствует также Рогожин.

Гордый тон Аглаи оскорбляет Настасью, и та стремится своим поведением доказать, что ей достаточно лишь поманить Мышкина, и он останется с ней. Свои угрозы она выполняет, прогоняя Рогожина.

Мышкин разрывается между двумя девушками, каждую из которых он любит по-своему. Когда убегает оскорбленная Аглая, он бросается вслед за ней, но затем ему на руки падает Настасья, и тогда князь принимается утешать уже ее.

Роман Льва Николаевича и Настасьи Филипповны возобновляется, готовится их свадьба. В день свадьбы Настасья вдруг видит стоящего в толпе Рогожина. Она бросается к нему, и Парфен увозит девушку.

Поиски возлюбленной Мышкин начинает лишь на следующий день. Он едет в Петербург в дом Рогожина, но не найдя его там, начинает просто бродить по городу в надежде встретить молодого человека случайно. Так и происходит.

Рогожин приводит Льва Николаевича в свою квартиру, где на кровати лежит убитая Парфеном Настасья. Оба молодых человека проводят бессонную ночь на полу у тела девушки.

Утром перед очевидцами предстает следующая картина. Убийца находится в «полном беспамятстве и горячке», а Мышкин, уже ничего не понимая и никого не узнавая, машинально утешает его.

Заключение

Над Рогожиным состоялся суд, и молодому человеку было назначено пятнадцать лет каторги. Своими показаниями Парфен снял все подозрения с Мышкина.

Льва Николаевича вновь помещают в швейцарскую клинику, но надежды на излечение нет. Мышкин навсегда останется идиотом.

Через две недели после смерти Настасьи Филипповны умирает Ипполит. Аглая выходит замуж за польского графа-эмигранта - человека с «темною и двусмысленною историей».

Loading...Loading...