Конспект развлечения

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт Ильский МО Северский район

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Насекомые»

Составила: Смолина Е.А

Должность: воспитатель

2013г.

Цели: 1. Систематизировать представление детей о многообразии насекомых.

2. Закрепить знания об общих признаках насекомых.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Закреплять обобщающее понятие «Насекомые».

Оборудование: Поляна с цветами, четыре конверта с разрезанными картинками, предметные картинки с изображением насекомых, пять карточек (для игры «Четвертый лишний»).

Предварительная работы: Отгадывание загадок, чтение рассказов, наблюдения, рассматривание тематического альбома.

Организационный момент:

В: Дети поздоровайтесь с гостями. Сегодня мы с вами побываем на лесной полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки насекомых.

1. Сорвать цветок я захотел, а он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед (Пчела).

3. Осенью в щель забьется, а весной проснется. Вокруг носа вьется, а в руки не дается (Комар).

4. Я зеленый конек, скачу вдоль и поперек! Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу (Кузнечик).

5.Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (Жук)

6. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (Стрекоза).

7. Не рыбак, а сети расставляет (Паук).

8. Всех жучков она милей, спинка алая на ней, а на ней кружочки, черненькие точки (Божья коровка).

В: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые!

В: Основной признак у всех насекомых, у всех по шесть лапок, только у паука восемь. Все насекомые приносят пользу, и ко всем насекомым нужно относиться бережно. Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы. Мухи – это корм для птиц. Комары – еда для лягушек и речных рыб.

Физминутка:

От друзей муравьишка отстал, (

Ой – ой – ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай – ай – ай!

В муравейник скорей побежал, (Бег на месте).

Топ – топ – топ!

Но друзей он своих не догнал, (Прижимаем ладони к щекам, качаем головой).

Ой – ой – ой!

Но а солнце за лес уж зашло, (Присели).

Ох – ох – ох!

Стало страшно и очень темно, (Обхватили себя руками).

Ах – ах – ах!

Хорошо, что друзья помогли, (Беремся за руки, раскачиваем их вверх-вниз).

Да – да – да!

Муравьишку домой принесли,

Да – да – да!

Дидактическая игра «Собери насекомое»

В: А сейчас мы с вами соберем картинки из частей, на которых нарисованы насекомые и назовем их.

Давайте разделимся на три команды. Каждая команда пройдет к одному из конвертов и выполнит задание. (Дети садятся за стол и собирают разрезанные картинки с изображением насекомых).

В: Кто у вас получился? (Каждый стол называет насекомого).

Назовите одним словом (Насекомые).

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками).

Полосатая пчела. (загибают пальчики).

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков).

Пожужжали, полетали

От усталости упали. (руки на коленочки).

Игра «Четвертый лишний»

В: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  1. Лишний муравей, потому что он не летает.
  2. Лишний кузнечик, потому что все бабочки.
  3. Лишняя стрекоза, потому что все комары.
  4. Лишний муравей, потому что все летают.
  5. Лишний кузнечик, потому что он не летает.
  6. Лишняя стрекоза, потому что она летает.

Дидактическая игра «Собери панно»

В: Ребята посмотрите какая красивая полянка. Но здесь что-то случилось. Совсем недавно, была гроза и все насекомые спрятались. Давайте с вашей помощью вернем насекомых на полянку (дети наклеивают бабочек на цветы).

Заключительная часть:

Со всеми заданиями вы справились на отлично (детям раздают бабочки на память).


Конспект занятия на тему « В мире насекомых»

Шабанова Ирина Викторовна

воспитатель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 176 "КАРАНДАШ"

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу ) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

( Входит Лунтик , в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети : муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)

Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Лунтик: ребята спасибо вам за игру, мне пора домой на луну. До свидания!

ГУ «Заречная средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района

Открытое занятие

По развитию речи

На тему «Насекомые»

Воспитатель КПП «В» Ташетова Ж.К.

Заречная средняя школа

2013 г.

Занятие по развитию речи

«Насекомые»

Цели: Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Учить подбирать признаки к предметам; Активизировать словарь по теме «Насекомые»; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых; Воспитывать любовь к природе и ее обитателям. Оборудование : предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, конверт с письмом. Ход занятия:
    Оргмомент
    давайте отправимся в путешествие в весенний лес и послушаем звуки лесных обитателей (звуки насекомых) вы узнали, кто издает эти звуки? (муха, пчела, сверчок…) правильно.
Сегодня от них пришел посыльный и принес письмо. Ему удалось выбраться из леса «Дорогие ребята, случилось несчастье. Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Мы просим вашей помощи: для этого нужно рассказать зиме про насекомых, ведь она никогда их не видела. Если зиме понравится, как вы работаете, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нужно постараться и все рассказать о насекомых зиме»
    а как вы думаете, ребята, почему зима про них ничего не знает?
    Стихотворение:
Злые ветры налетают, И метели заметают, И трескучий мороз Заморозил нас до слез. Мы по лету заскучали, На полянку мы позвали Наших летних всех знакомых Самых разных… (насекомых) Фея к нам пришла лесная, Чтоб проверить, как мы знаем Внешний вид их и повадки Загадает нам загадки.
    Приход лесной феи
Дети, кто меня не знает, Фея я зовусь лесная. Насекомых знаю я, Все они мои друзья.

Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о них.

    Загадки: (показ картинок)
1)На ромашку у ворот Приземлился вертолет. Серебристые глаза Кто же это?.... (стрекоза)

2) Всех жучков она милей, Спинка алая на ней А на ней кружочки, Черненькие точки….(божья коровка)

3) Не зверь, не птица, Нос как спица Летит-кричит, Сядет - молчит. Кто ее убьет, Тот кровь прольет…(комар)

4) Черен, да не бык, Шесть ног без копыт Летит-воет, Сядет - землю роет…(жук) 5) С ветки - на тропинку, С травки - на былинку, Прыгает пружинка, Зеленая спинка…(кузнечик)

6) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком- Он поделится медком…(пчела)

7) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке…(муравьи)

8) Кто над нами Вверх ногами Ходит не страшится, Упасть не боится? ... (муха)

9) Разбойник садовый Поясок медовый…(шмель)

Как назвать, одним словом этих животных? - каких еще знаете насекомых?

    Беседа о насекомых.

На земле великое множество насекомых (1 млн.500 тыс. видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда название от слова «насекать» - насекомые. У насекомых 3 части тела, 6 ног. Это - обжоры, которые едят все: зелень, мелких насекомых. Они бывают большие, бывают маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. - Сегодня мы научимся узнавать, какое животное - насекомое, их повадки, среду обитания.

    Рассматривание насекомых

Рассмотрим бабочку. У нее есть голова, грудь, брюшко, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет цветочный нектар. На груди у бабочки крылья и ноги. - сколько крыльев у бабочки? (4) - сколько ног? (6)

Рассмотрим так же стрекозу, божью коровку.

У них те же части тела, только у них нет хоботка. Вместо него – челюсти, потому что эти животные питаются другой пищей. -сосчитайте сколько ног у них. (6) - так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет. (Нужно сосчитать его ножки) - молодцы, вы очень внимательны. Посмотрите теперь на доску и назовите животное, которое не является насекомым. - почему вы считаете, что паук не насекомое? (у паука 8 ног) - да, это не насекомое, а другой вид – паукообразные.

    Игра «Узнай насекомое»

Давайте сейчас поиграем в игру, в которой нужно узнать насекомых по описанию.

    Она сластена, любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

(Оса, она любит сладкое)

    Она очень яркая, ее хорошо видно на зеленом листе. У нее темные точки на спинке, но эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которое плохо пахнет и этим отпугивает врагов.

(божья коровка)

    Это насекомое пьет кровь у животных и людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать личинки.

(комар)

    Эти насекомые появляются ранней весной. Они вылезают погреться на солнышке, потому что после зимы они слабые. Но через несколько дней они окрепнут, и будут трудиться все лето. Живут дружно все вместе и строят свой домик, похожий на горку.

(муравьи)

    Игра «Кто, где живет»

Вы узнали много нового и интересного про насекомых, и теперь Зима хочет узнать какие вы внимательные, и сможете ли вы угадать кто, где живет. - Переставьте картинку соответственно их домикам. (пчела - ульи, бабочка-цветок,комар-водоем, муравей-муравейник, саранча-поле)

    Физминутка

Весной бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась Три – качнулась и присела На четыре – полетела. Пять – за парту тихо села.

    Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, ребята, сколько у нас уже появилось насекомых, и они не исчезают, наверное, их освободила Зима. От радости они издают столько звуков. - давайте узнаем кто какие голоса подает: Жа-жа-жа – зажужжала муха. Са-са-са – прилетела оса Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу Ча-ча-ча - прискакала саранча.

    Игра «Большой - маленький»

Хотя насекомые маленькие, они представляют себе, что они сильные, большие, ловкие. - давайте образуем при помощи суффикса – ище- новые слова. Комар- комарище, Жук – жучище, Оса – осище, Стрекоза – стрекозище Шмель – шмелище Муравей – муравьище

    Игра «Четвертый лишний»

Пока мы играли, среди насекомых появились другие животные. Надо срочно найти, кто не является насекомым. -Галка, овод, саранча, бабочка -божья коровка, мотылек, белка, оса - гусеница, жук, стрекоза, медведь - клоп, грач, пчела, муха.

    Игра «Собери картинку»

Много говорили о насекомых, а теперь попробуем помочь некоторым из них. Соберите картинки, и назовите что это за насекомое.

    Сценка «Стрекоза и муравей»

Многие насекомые приносят пользу, есть трудолюбивые насекомые, есть беспечные, про них написано много сказок, стихов. Например «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей» Сейчас мы посмотрим с вами сценку по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» …. - почему стрекозе негде было жить? - почему муравей не помог ей?

    Стихи о насекомых.

Чтобы не обидеть и других насекомых, послушайте про них.

О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас, Расскажем без прикрас.

Днем – обычный червячок, Ночью – в новой роли, Ваша светлость светлячок, Вы Волшебник что ли?

Шел я по лесу босой, И укушен был осой, У осы нет жалости, Даже малой малости.

Эта божья коровка, Очень хитрая плутовка: - я пятнистая букашка, По оранжевой спине, У меня одни кругляшки Нарисованы везде. Если в руки попаду, Извините, обману Сразу вроде без сознанья, Я на спинку упаду.

Муравьишка в чаще Дуб тяжелый тащит, Эй, товарищи друзья, Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги.

Очень он трудолюбивый Без работы не сидит Землю всю послушным телом Он без устали рыхлит - Это нужно нам самим, Эту землю мы едим – Оторвавшись от работы, Дождевой сказал червяк: - я земле родной не враг.

    Итог.

Ну что, понравилось вам в весеннем лесу? - всех насекомых теперь узнаете летом? - будете бережно к ним относиться?

Природа – наше богатство. Мы должны беречь и охранять всех ее обитателей.

Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка, Люби цветы, леса, простор полей – Все, что зовется родиной твоей.

Мы играли, про насекомых все узнали. Всех этим увлекли, И цветочки расцвели! Вам они подарят, детки, Очень вкусные конфетки. (на цветах «тычинки» из чупа-чупсов)

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

По размеру. Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

Кто появляется из яйца? Ответы детей:

Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

Что делает гусеница? Ответы детей:

Она питается листьями и растет. Воспитатель:

В кого она превращается? Ответы детей:

Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

Кто выходит из куколки? Ответы детей:

Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


Тема «Шестиногие малыши» (насекомые)

Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых; уточнить представления о пользе насекомых.

Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде. Развивать связную речь и логическое мышление.

Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Коррекционные задачи. Закреплять и расширять представление о насекомых, их характерных признаках. Развивать зрительное восприятие.

Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, заготовка картины «Лесная полянка» и вырезанные картинки насекомых.

Ход занятия

Приветствие. (Дети стоят полукругом).

Воспитатель:

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

— Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на лесную полянку, в гости к насекомым.

Игра «На полянку шли, насекомых нашли». Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят:.»На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи…(Имитируют движение бабочки, далее кузнечика, муравья).

Воспитатель:

— Вот мы и пришли на лесную полянку. (Воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

— Посмотрите, сколько на ней цветов, какие они красивые, но почему-то здесь так тихо, никого нет.

— Ой, а что это такое лежит на полянке?

— Это конверт с письмом.

— Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

— Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

5.Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка)

— Вот, сколько шестиногих малышей полянки вы расколдовали.

— Какие вы молодцы!

— А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: -Послушайте, какие звуки они издают. Запись «Звуки природы»

— Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения и просто украшают природу)

— Давайте сядем на стульчики.

Воспитатель: — Молодцы! (Жужжание пчелы.) -Ребята, вы слышите, кто-то летит. Кто же это? (Пчела).

— Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать, и рассмотрим её повнимательней.

— Посмотрите, какие у нее крылышки красивые крылышки. А еще у пчелы есть усики, голова, брюшко, лапки.

— Посмотрите на картинки (на доске картинки – насекомые).

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей показывая части тела насекомого)

— А вы знаете, что насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

— А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Воспитатель. – Ребята, мы очень много говорили с вами о насекомых, смотрели фильмы, мультфильмы, отгадывали загадки, читали книги о насекомых. Помогали нам и родители. Изготовили много проектов о насекомых.

Воспитатель: — Наши ребята знают стихотворения о насекомых. (Дети рассказывают стихотворения)

БУКАШКИ-ТАРАКАШКИ

Комар

Спокойно не живу ни дня.

Мечтают все поймать меня.

И портят мне все лето,

УХ! Укушу за это.

Шмель

Шмель полосатый, пушистый

Сел на цветочек душистый,

Лапками перебирает —

Сладкий нектар собирает

Стрекоза

Летит, глядит во все глаза,

Какая симпатичная.

А знаешь ты, что стрекоза —

Охотница отличная?

Божья коровка

Божья коровка — полезный жучок,

В черный горох у нее пиджачок.

С тлей расправляется быстро и ловко,

Лечит растения божья коровка.

Муравей Пчелы

Знают все: у муравья Пчелы готовят отличный

Очень дружная семья. Липовый мед и горчичный.

Летом дружно строят дом, Трудятся целое лето.

А зимой спят дружно в нем. Пчелам спасибо за это.

— Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?» На доске крепятся картинки насекомых. – Кого вы видите? (Пчела, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка).

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

— Ребята, Как же хорошо на полянке летом, а кто мне скажет, какие жители здесь обитают? (перечисляют)

— А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

— Вот и подошло наше путешествие к концу. Я вам приготовила сюрприз, смотрите какая у нас красивая полянка, цветы, травы. Но чего-то не хватает, а может быть кого-то? (Насекомых). Давайте исправим эту ошибку и поселим на нашу полянку шестиногих малышей.

Аппликация. Коллективная работа. Дети разделившись на группы (мальчики, девочки) наклеивают картинки насекомых, Звучат песни о насекомых.

Loading...Loading...